Арт Puzzle.
Выпуск
#41.
Нижний Новгород. Лаборатория аниматора. Девять живописцев в
новых временах.
Анастасия Полозова.26 декабря 2012.
◄В
канун Нового года в новом экспозиционном пространстве Выставочного комплекса
открылись
сразу две любопытных выставки.
Лаборатория аниматора.
«Анимационное кино Германии», в отличие от главной ее темы, мультфильмов, не
претендует нато, чтобы нравиться всем, и особенно детям.
Она, однозначно, больше для взрослых. Не детскиездесьи названия («Стикс», «Ртутная птица», «Хроника совершенной любви»), и
образы, иногдадаже пугающие.
Но она и не ставит задачи развлечь. Онадемонстрирует
различные техники созданияавторского анимационного кино.
Здесь ипластилиновая анимация, и рисованная, икомпьютерная. Иногдараскадровки будущихмультфильмов интересно рассматривать,пытаясь
представить будущий мультфильм.Иногда они интересны сами
по себе, какзанятная графика или коллаж. Иногда сложнопредставить, что из этого вообще что-тополучится.
Здесь же можно посмотреть сами мультфильмыи убедиться,
что из картинок получилось непросто что-то, а иногда
что-то оченьталантливое. Не случайно, большинство
мультипликаторов,представленных на выставке,обладатели многочисленных призов и участники международных фестивалей.
Как, например,Изабела Плучинская, обладательница двух
Серебряных МедведейМеждународного
Кинофестиваля в Берлине и автор анимационных фильмов «Джем сейшн» и «Эстерхази».
Немецкая анимация не похожа ни нароссийскую, у которой
она во многомучилась, ни на американскую, от которойхотела отстраниться. У нее свой путь, своизаконы,
свои интриги и свои герои. Оназачастую предпочитала
экспериментироватьи создавать что-то новое, такое, каксилуэтная анимация Лотты Райнегер, чемидти по
проторенным путям. Немецкиеаниматоры, как истинныепостмодернисты,заимствуют изобретения прошлого ивписывают их в современный контекст, но вписывают их в своей авторской
манере, невзирая нато, что кому-то это может быть не
понятно.
Вообще, выставка погружает в атмосферу творческой лаборатории, где под
стекляннымиколпаками томятся пластилиновые персонажи и
ждут, что же с ними сотворит режиссер. Этипластилиновыефигурки настолько выразительны, что, кажется, они начинают жить своей
жизнью,как только зрители покидают выставочный зал.
Рядом, в одном из дальних залов выставка, посвященная 25-летию нижегородского
творческогообъединения «Черный пруд».
«Черный пруд» появился во времена перестройки, и долгое время был «островком
свободы»и «глотком свежего воздуха» в культурной жизни
ещесовсем недавно закрытого города Горький.В него вошли девять живописцев(Алексей Акилов,
СергейСорокин, Алексей Сахаров, НатальяПанкова, Галина Каковкина, НиколайСметанин,Яков Васильченко, ГеннадийУрлин, Сергей Суворов),
друзей иединомышленников, которые хотелисоздать некую альтернативу Союзухудожниковс его соцреализмом иполучить возможностьдемонстрировать свои работы публике.(в одиночку
это сделать в те временабыло просто нереально)«Чернопрудовцев» в Нижнем помнят илюбят. Поэтому их 25-летие – это приятное событие и повод собраться
вместе для тех, кто в 80-ебыл завсегдатаем их
коллективных и персональных выставок. Тех, кто спорил до хрипоты надискуссиях вокруг этих выставок. Тех, кто, разделяя илине разделяя мировоззрение художников,не мог быть
равнодушным к этому явлению.
А
явление, как показала выставка, живо до сих пор.Как и
сохранилась индивидуальность каждого изавторов. И 25 лет
назад, и сейчас, у каждого свойстиль, свои темы и свой
путь.
Случилось так, что часть художников сталииконописцами.
Это Яков Васильченко, НиколайСметанин и Алексей Акилов.
Алексей Сахаров сталстаростой в соборе. Таким образом, вобъединенииобразовалось православное крыло. Ина выставке есть икона, Царские врата и Крест
Николая Сметанина. А рядом – его же ранняяживописная
работа «Северный источник». Этосвоеобразнаядокументация пути художника. Отглубины и
символизма - до иконописи.
На выставке всего около 40 работ. Почти все онисозданы в
последние два-три года. Есть и старые, но ранее не выставлявшиеся вещи.
Интереснонаблюдать, отключившись от временных
контекстов идлинных предысторий, как работыперекликаются между собой. Это и раньше было им свойственно. Даром, что в
80-е их авторыпроводили часы на кухнях за разговорами об
искусстве и жизни.
Имвсегда не нравились излишне претенциозные вещи,
свойственные, например, сюрреализму. Идействительно,
почти все работы, за редким исключением, о простых вещах. О том, что мы видимвокругсебя каждый день. Это парки, луга, деревья,
цветы в вазе, люди на остановке, бабушки наскамейке. А
если и не о простых вещах, то сказано о них просто и душевно.
Продолжая тему переклички иобъединяющего. Это, во-первых,
свет, а иногда даже сияние, каку Алексея Сахарова и
Галины Каковкиной, - теплый и обволакивающий. Во-вторых, цветоваягамма практически полностьюпереходящая, например,
с триптиха Натальи Панковой «Деньсвадьбы» на работу
Алексея Акилова «Поздний вечер на Покровке». А с пастельных пейзажей инатюрмортов Акилова на пейзажиКаковкиной. И, в-третьих,
настроение. Его можно определитькак светлая грусть по
уходящему времени, как у Сергея Сорокина, по увядающей красоте, как уЯкова Васильченко и по бренности всегоземного,
как у Николая Сметанина.
Но скорее, это грусть по тем временам, когда все было по-другому. Когда можно
было творить, неоглядываясь и не сравнивая себя с
другими, потому что сравнивать, по сути, было не с кем. Когданавыставки собирались толпы народу, голодных до
искусства. Когда в самих художниках бурлилистрасти,
которые не могли не выплескиваться на полотна. Когда живопись была средствомборьбы и противостояния. «А сейчас все по-другому» - говорили многие на
открытии.
◄Арт
Puzzle. Выпуск #29.
Анастасия Полозова>
◄В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский
фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика. 21 сентября 2011>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #28.
Анастасия Полозова>
◄4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской
фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана.
Анастасия Полозова.
1 августа 2011>
◄Арт Puzzle. Выпуск #26.Анастасия Полозова>
◄Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее,
шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев
Люмьер.
Анастасия Полозова.
23 июня 2011.
◄Арт Puzzle. Выпуск #25.Анастасия Полозова>
◄Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе. >
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.