Арт Puzzle.
Выпуск
#27 Видеоарт - немецкий (в ГЦСИ), испанский (в галерее на Солянке),
американский (в Stella Art) и фотографии Нью Йорка в ММСИ.
Анастасия Полозова.
15 июля 2011.
◄Чудеса
растворения.
Билл Виола все-таки маг и волшебник. В его видео в буквальном смысле
растрворяешься и утопаешь. Это такой медитативный тренажер выключающий мозг и
включающий чувства. А уж в сочетании с Вагнером – просто катарсис! К сожалению,
московскому зрителю представлена лишь часть его пятичасового «Проекта Тристан» -
видеоряда к знаменитой опере. Нам досталось только «Вознесение Изольды» -
но и на том большое спасибо Stella Art Foundation, который в свое время выступил
организатором показа оперы Вагнера в Петербурге, где зрители имели счастье
лицезреть полную версию проекта.
Главное действующее лицо инсталляции – толща воды. К слову, Виола достаточно
часто обращается к воде в своих видео. Она для него – проекция человеческих
страстей и переживаний. Причем страстей, не подвластных каким-то границам или
контролю, как любая стихия. Перед этой мощью любое рацио – бессильно. Есть
только чистая эмоция и чистое восприятие. Здесь в игру вступает очищающая
составляющая воды, которая смывает все лишнее и оставляет суть.
Тело Изольды медленно парит в воде, как в открытом космосе, абсолютно, с одной
стороны, - беззащитное, а с другой – гармонично слитое с водной средой.
Эта работа перекликается с видео «Посланник», которое, как современная икона,
украшало стену одного из британских храмов. Фигура мужчины, погружающаяся в воду
и всплывающая на поверхность. Как вдох- выдох, как жизнь и смерть.
Виолу вполне можно назвать современным иконописцем. Не случайно его работы
отсылают и к религиозной, и к живописной традиции. Он так же вдумчив и неспешен,
как великие мастера прошлого. И этой неспешностью он щедро делится с нами,
призывая остановиться и почувствовать.
Билл Виола. Вознесение Изольды
(световая форма в посмертном пространстве)
Stella Art Foundation (Скарятинский переулок, 7) до 20 августа.
◄Родители
реалити-шоу.
В ГЦСИ – тоже мастера видеоарта, только немецкого. Ретроспектива за 40 лет.
Интересно наблюдать практически рождение этого столь модного нынче жанра,
который просочился сейчас и в классический кинематограф, стирая границы между
экспериментальным и традиционным видео.Проект “Record again!” – по сути -
архивация уникальных видео 60-х-70-х годов, перенос их на современные носители
для того, чтобы все это наследие сохранилось. Ведь многие их них еще были сняты
на пленку. И никто не думал тогда, что технологии будут развиваться столь
стремительно. А между тем, появившиеся на нашей памяти видеокассеты уже умерли,
компакт-диски вымирают.
Немецкие художники от Йозефа Бойса до Герри Шума были достаточно прозорливы и
сделали ставку на видеоарт, как на будущее современного искусства. И вот
пожалуйста – спустя каких-то 50 лет они -классики жанра!
Смотришь на их произведения, и видишь истоки рефлексии современных художников,
интереса к запечатлению внутренних переживаний, и к различным экспериментам с
помещением объекта съемки в странные места и условия. Кстати, что касается мест,
старые видео кроме художественной информации несут и историческую, запечатлевая
места и события тех лет такими, какими скоро их уже никто и не вспомнит.
Кстати, к теме истоков – столь популярные сейчас реалити-шоу предвосхитил Ханс
Юрген Шульт со своим «Медиа-домом», в котором он установил камеры,
демонстрирующие ежедневную жизнь простой немецкой семьи. Тогда эта открытость
была более, чем сенсационной. А сейчас, ежедневно находясь под прицелами
видеокамер, мы вряд ли удивимся, увидев себя на одном из сотен видео, выложенных
в сети.
◄Смешной
и ужасный испанский видеоарт.
В галерее на Солянке кипят испанские видео-страсти. Название выставки – «Шутки и
кошмары» – в стиле «катастроф тела» и «ужасов пыток» и место для нее выделено
соответствующее – темный подвал. Но на этом ассоциации с дешевыми коммерческими
проектами заканчиваются, потому что подборка работ испанских художников
достаточно любопытная.
Задает тон, конечно, бессмертный «Андалузский пес» для просмотра которого
организован мини-кинотеатр. Классика Бунюэля и Дали, которую растащили на
цитаты и приемы художники всего мира. И, кстати, продолжают растаскивать, в
чем убедиться можно тут же, посмотрев трилогию Джулиана Альвареса.
Интересно, как меняют каннотацию традиционные испанские атрибуты (фламенко,
коррида) в работах видеохудожников от самоиронии к сарказму.
У Беатрис Санчес музыка фламенко претерпевает электронную обработку и под
нее страстный испанский танец на фоне кислотных пейзажей выглядит более, чем
комично. Как говорит сама художница: «Концептуальная ось, которой я
распоряжаюсь в моих проектах, работает вокруг человеческой фигуры и ее
поведения: безумие, шум, изобретательность, избыток, отчуждение, тело,
отклонение от нормы, абсурд, экстравагантность, беспорядок. Я рассматриваю
эту тематику через свой собственный искусственный язык, в комбинации между
идиллией и хаосом, часто в идиотском разрезе».
Не менее забавно выглядят обнаженные пары, помещенные Дионисом Эскорса в
коробку и пришпиленные булавками, как коллекция насекомых, при этом очень
эротичная. Художник и вправду коллекционирует насекомых, проводя параллель
между отсутствием личностных характеристик у человека в его физиологическом
проявлении и, к примеру, бабочки. Всех можно разделить на виды, подвиды и
классы – не более.
Продолжение темы стирания личности – работа Ивана Переса и Дионисио Каньяса
«Квадратная голова» о человеке с квадратной зеркальной коробкой на голове.
Он – лишь отражение среды вокруг него. Он анонимен и растворен среди лиц и
улиц Нью-Йорка, Испании и Ла-Манша. Как, собственно, и сам видеоарт будь он
испанский, британский или немецкий – отражение мира, событий и
интернациональных характеров.
◄Человек и город.
Тему существовании личности в мегаполисе продолжает выставка «Нью Йорк тогда и
сейчас» в ММСИ. Главные герои снимков – люди, их характеры и, собственно,
характер самого города из этих людей состоящий, о котором уже столько снято и
написано, что тем более удивительно, когда видишь его совершенно по-другому.
29 фотографов из разных стран постарались, чтобы взгляд этот был оригинален и
максимально объективен к тому же растянут во времени почти
на столетие.
От черно-белых фотографий патриарха американской фотографии Артура Лейпцига
до ностальгических Аниты Черневски и современных Павла Антонова с его портретами
русских художников на фоне американских небоскребов.
Небоскребы, кстати, не только, и не столько указатели того, где происходит
действие, они, скорее, символ этого мультинационального города, открытого,
яркого, свободолюбивого. Такой любую личность раздавит. Но, если личности
удастся-таки выжить, он вознесет ее на высоту этих своих небоскребов. В этом
смысле очень показателен портрет Андрея Бартенева рядом с домом-утюгом, который
не уступает художнику в изяществе и оригинальности. Они звучат на равных уже не
соперничая, а оттеняя друг друга.
◄Арт Puzzle. Выпуск #26.Анастасия Полозова>
◄Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее,
шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев
Люмьер.
Анастасия Полозова.
23 июня 2011.
◄Арт Puzzle. Выпуск #25.Анастасия Полозова>
◄Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе. >
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.