ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

9 апреля - 16 августа в Новой Третьяковке выставка "Это было навсегда. 1968 - 1985". Масштабная выставка-исследование задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если в «Оттепели» (2017) основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, выставка, посвященная эпохе застоя, предполагает анализ индивидуального и массового сознания на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа. Также впервые искусство эпохи застоя будет рассматриваться в контексте мировой проблематики постмодернизма.
Выставка включает в себя шесть разделов, в которых феномен официального искусства как в кривом зеркале соотносится с феноменами неофициального искусства и альтернативной культуры. Экспозиция включает разделы: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Сообщества», «История и остановленное время», «Деревня», «Детство», «Исчезновение».
На выставке будут представлены более 400 произведений живописи, скульптуры и графики из российских и зарубежных собраний, а также фрагменты фильмов, документация перформансов и архивные материалы.
10 апреля — 4 ноября (пресс-показ 9 апреля) Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева (Воздвиженка, 5/25, Внутренняя анфилада) представляет выставку «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.
Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина, в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей - 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.
Выставка Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, с другой - деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей. Фрески, выбранные для экспозиции, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. В частности, публике будут показаны ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
Экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов - архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В.П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
С 8 апреля в ЦТИ Фабрика (Москва, Переведеновский переулок, 18)
- до 30 апреля «Запертые чувства» - второй совместный проект паблик-арт художника Марины Звягинцевой и арт-кластера «Фабрика». Летом 2019 года Звягинцева превратила территорию «Фабрики» в гигантскую микросхему-матрицу под названием «Карта памяти». Сегодня структуры этой матрицы приводят гостей к дверям зала «Оливье», где реализуется новый мультимедийный проект, объединяющий выставку и театральное действо.«Запертые чувства»
- выставка Игоря Поносова «Разрезая стены» обобщает многолетний опыт работы и взаимодействия художника с объектами городской среды.
1 апреля - 1 мая в Новой Третьяковке выставка "Искусство 2010+". Выставка произведений, переданных в дар Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным>
1 апреля – 10 мая в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) От А до «Я». Выставка коллекции Дмитрия Коваленко. Пресс-показ — 31 марта.
Коллекция Дмитрия Коваленко начала формироваться в 1990-е годы, когда он сотрудничал с одной из первых в Москве галерей современного искусства L-галереей.
Экспозиция представляет своеобразный «алфавит современного искусства», сформированный произведениями художников, сыгравших ведущую роль в искусстве 1990-2000-х годов.
25 - 31 марта в Государственном центральном музее современной истории России выставка японского мастера цифровой живописи Юсуке Акамацу «Трансфигурация». В экспозиции будут представлены широкоформатные фотографии, которые мастер изготовил в Телфорде, Англия. В качестве холста Юсуке Акамацу использует свой гаджет – iPhone.
24 марта - 21 апреля в ГМИИ имени Пушкина выставка "От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина". Открытие 23 марта.
Выставка, включающая около 170 листов, охватывает пять веков истории европейского рисунка – от конца XV до середины XX века. Из богатой коллекции музея, насчитывающей 27 000 рисунков, отобраны лучшие образцы разных национальных школ – итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Зрители увидят редко экспонируемые рисунки многих выдающихся мастеров, которые дают представление о многообразии графических техник, о разных манерах рисования, о том, как на протяжении веков менялась эстетика рисунка.
Экспонаты займут всю центральную «выставочную ось» в главном здании музея. Экспозиция организована по хронологическому принципу: на левой колоннаде будут показаны рисунки немецких и итальянских мастеров конца XV, XVI и XVII веков, то есть эпохи Ренессанса, маньеризма и барокко (Дюрер, Карпаччо, Веронезе, Пармиджанино, Бернини, Гверчино и др.). Произведения, созданные в XVII столетии в Голландии, Фландрии и Франции можно будет увидеть в следующем зале (Рембрандт, Рубенс, Пуссен и др.). Третий раздел выставки целиком посвящен искусству рисунка XVIII века во Франции и в Италии (Ватто, Буше, Фрагонар, Робер, Грёз, Давид, Тьеполо и др.). Экспонаты, расположенные в правой части колоннады, представляют самые разные явления истории рисунка XIX века в Германии, Франции и России – от романтизма до импрессионизма и символизма (Фридрих, Делакруа, Энгр, Коро, Домье, Менцель, Дега, Ренуар, ван Гог, Тулуз-Лотрек, Дени, Редон, Брюллов, Врубель и др.). В Белом зале будут демонстрироваться рисунки мастеров XX столетия; все эти художники, уроженцы разных стран, внесли свой вклад в формирование языка современного искусства, в том числе графического искусства (Марк, Нольде, Пехштейн, Клее, Кандинский, Малевич, Пикассо, Леже, Матисс, Шагал, Ларионов, Гончарова, Филонов, Родченко, Дейнека и др.)>
19 марта - 5 апреля 2020 в галерее Роза Азора (Москва, Никитский бульвар, 14) выставка Алины Баталиной "Аленький цветок". открытие 18 марта>
17 марта  в ГМИИ им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12) состоялась пресс-конференция, посвященная государственной премии в области современного искусства «Инновация-2020». На пресс-конференции  объявлены проекты, вошедшие в шорт-листы премии по итогам работы экспертного совета, а также состав международного премии жюри и концепция выставки номинантов и церемонии награждения победителей.
16 - 28 марта 2020 в Выставочном зале МСХ на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставка Федора Помелова "Между завтра и вчера". Живопись. В 2001 Фёдор Помелов окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, отделение живописи, а в 2008 году - Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, мастерскую Т. Г. Назаренко.
Стиль ар деко возник в эпоху «ревущих двадцатых» и сегодня ассоциируется в нашем сознании с парижской модой, романом «Великий Гэтсби» и американскими небоскребами. Цикл лекций, посвященный феномену ар деко в архитектуре и дизайне, пройдет в Музее архитектуры им. А.В. Щусева с 12 марта по 16 апреля.
Истоки ар деко лежат в стиле модерн - последнем большом стиле позапрошлого столетия. Из ХХ века модерн виделся мимолетным и причудливо-декоративным. А между тем он предвосхитил еще одну яркую страницу искусства ХХ века, именуемую ар деко. Ар деко охватил большинство стран Старого света и очень активно повлиял на молодое искусство Америки, особенно после Международной выставки декоративных искусств 1925 года в Париже. Ар деко создал крайне привлекательный, дорогой и функциональный образ нового мира, и поэтому интерес к нему и по сей день устойчиво держится в антикварном и декораторском бизнесе.
На лекциях будут затронуты особенности развития стиля в разных странах. Во Франции, например, стиль ар деко нашел свое отражение в оформлении французских трансатлантических океанских лайнеров «Иль-де-Франс» и «Норманди». Что касается США, то рост популярности стиля опирался на достижения французских декораторов, которые массово работали в Новом свете после завершения выставки 1925 года в Париже. Однако в Америке ар деко стал более массивным, приобрел линии, передающие скорость и динамику. Кроме того, черты ар деко заметны и в советской архитектуре: в оформлении подземной части станции метро «Маяковская», фасаде Библиотеки им. В.И. Ленина и других сооружениях.
13 марта – 7 июня в ГТГ (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2-й этаж) выставка Золотая карта России. Живопись XVIII – XX веков из собрания Чувашского государственного художественного музея. Пресс-показ — 12 марта.
Цель проекта «Золотая карта России» — познакомить московских зрителей с коллекциями региональных музеев. На выставке посетители увидят полотна из собрания Чувашского государственного художественного музея: художников ХVIII – первой половины ХIХ веков. Всего на выставке будет представлено 76 произведений живописи и графики.
12 марта - 26 апреля галерея ГУМ-Red-Line на 3-м этаже 1-й линии ГУМа представляет выставку Семена Файбисовича «Новый мир». Открытие 12 марта. На выставке будет показано 20 новых работ Семена Файбисовича.
12 - 21 марта в Открытом клубе (Москва, Спиридоновка 9/2) выставка «Давид и Голиаф» Константина Батынкова. Десятая в проекте «Точка отсчёта. Ветхий Завет XXI век», инициированном три года назад Вадимом Гинзбургом. Следуя концепции проекта, Константин Батынков создал три комплекта иллюстраций к трём книгам, каждая из которых, имеет тексты на русском, английском и иврите.
10 - 15 марта в Зверевском центре (Москва, Новорязанская, 29, стр. 4) выставка «Охота на растворимую рыбу» с участием Лилии Баласановой, Стаса Шакарвиса, Жени Шарвиной, Ксении Шинковской. Образы следов памяти и времени, зыбкой реальности объединяют эти работы. Работы художников выполнены в технике коллажа, живописи, пикториальной фотографии и войлочной скульптуры.
В ММАМ (Остоженка, 16) в рамках Фотобиеннале 2020:
- с 21 февраля по 5 апреля выставка Тода Пападжорджа "Студия 54">
- с 21 февраля по 19 апреля выставка школы Родченко "Легко ли быть молодым?" Куратор Игорь Мухин>
- c 6 марта по 19 апреля выставка Андрея Гордасевича "Застывшая форма">
- с 6 марта по 17 апреля выставка Игоря Мухина "Наши 90-е. Время перемен">
- с 6 марта по 29 марта выставка Александра Слюсарева "Геометрия света">
- с 6 марта по 17 апреля выставка Юрия Рыбчинского "Новый реализм в российской фотографии. 1970-1990-е годы">
- с 6 марта по 29 марта выставка Владимира Мишукова "Неоновые мечты">
- с 6 марта по 5 апреля выставка Эммануила Евзерихина "Ретроспектива">
- с 6 марта по 29 марта выставка Антона Андриенко "Паттерн">
- с 6 марта по 29 марта выставка Ульяны Подкорытовой "Рай'ок">
6 – 29 марта в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» (ул. Профсоюзная, 100) Межрегиональный фестиваль современной мозаики «МОЗАИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. ОСТРОВА»/
В экспозицию вошли работы из личных коллекций известных российских художников-мозаичистов. Здесь можно увидеть монументальные произведения Александра Корноухова, явившего современному миру новое лицо советской и российской мозаики, создавшего мозаичный облик личной базилики Папы Римского в Ватикане. Феликса Буха, уводящего зрителя своими творениями из глухих природных камней и ярких смальт в мир детских грёз, библейских сюжетов, древних легенд и преданий. Сергея Карлова, художника-самоучки с Алтая, черпающего вдохновение из хакасского эпоса. Сложная техника его работ совмещает в себе приемы флорентийской мозаики, позволяющей делать сложные фигурные контуры, с лаконичными приемами римской мозаики. А также тонкие и романтичные мозаики Анны Замулы, Алины Баталиной, Татьяны Дубовской, Юлии Пухаревой, неожиданные и яркие образы Бориса Зинкевича, Ирины Кучменко, дышащие воздухом истории мозаичные панно Алексея Жучкова, Марии Скурихиной, мозаики из стекла Анны Бутиной, урбанистические пейзажи Антона Стриженко.
6 марта – 5 апреля 2020 галерея "Триумф" (Москва, Ильинка 3/8) представляет выставки Антона Кузнецова ЗА СТЕНОЙ и Марии Сафроновой ЧТО ЕСЛИ?
Открытие выставок состоится 5 марта.
6 - 29 марта Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет новый кураторский проект Марата Гельмана «Живопись минус» - в определенном смысле продолжение выставки «Русское бедное», впервые показанной куратором в 2008 году в Перми. Открытие 5 марта.
Марат Гельман снова обращает внимание на бывшую «царицу искусств» и показывает работы художников, сознательно обращающихся к живописи и обедняющих свой традиционный художественный язык. Несмотря на то, что живопись уже давно стала лишь одним из возможных медиа, художественный рынок до сих пор относится к ней более благосклонно, что порождает появление все большего числа салонного коммерческого искусства. Это приводит к эффекту отрицания, когда музейные кураторы говорят художникам: «Только не живопись!»
Однако, несмотря на то, что у современного художника есть все больше возможностей найти другую технику и инструментарий, живопись не исчезает (хотя за последние пятьдесят лет ее хоронили уже несколько раз). Сегодня художники, не потерявшие к ней пристрастия, делают «живопись плюс», включая картины в сложные и мультимедийные инсталляции.
В то же время, по мнению Марата Гельмана, существует и другая линия, когда художник сознательно обедняет свой живописный язык, сохраняя пристрастие к картине как таковой. Под названием «Живопись минус» куратор понимает сопротивление салону с одной стороны и стремление удержаться от дизайнерского подхода и минималистского искусства с другой стороны: «К 2020 году, когда многие технологии достигли совершенства, жидкокристаллические экраны и мощные проекторы преображают выставочное пространство, когда вокруг разговоры об искусственном интеллекте, и мир в ожидании сингулярности, в Москве вдруг обнаружилось много таких «диссидентов дизайна», упорно ищущих в живописи минус - новые возможности для художественного высказывания».
Художники: Семен Агроскин, Виктор Алимпиев, Юрий Альберт, Алладин Гарунов, Аня Желудь, Анна Егармина, Людмила Константинова, Земляникина, Иван Лунгин, Иван Новиков, Вика Шумская, Хаим Сокол, Александр Сигутин, Виктор Фрейденберг.
4 марта - 9 апреля в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Андриса Эглитиса "Искусственный свет". Открытие 3 марта.
В экспозиции будут представлены выполненные специально для проекта произведения из серии «Reflections (The Illuminated and the Enlightened)», в которой художник рассматривает идею света как источник иллюзий, питающий воображение зрителя.
Эглитис смещает фокус зрения с объекта как такового на световую ауру, образуемую объектом. Однако он не останавливается на изучении визуальной формы, его интересует метафизика света в целом: «Я нахожу очень увлекательным то, что само слово «отражение» (Reflection) имеет это двойное значение – отражение света и деятельность ума. Свет создает иллюзии, изменяет атмосферу и то, как мы видим вещи», – говорит художник>
3 марта - 7 апреля в галерее XL (Винзавод) выставка Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой "RM". «Соединение «room» и «remove» в названии «RM» - это такой же синтез повседневности и технологии», - подчеркивают авторы. - «Во-первых, «room» - комната. Комната как место обитания человека, его ближайшее окружение, его пространство, его футляр, из которого он периодически вылезает наружу, совершая бегство в иные миры. И «rm» - аббревиатура, используемая программистами для сокращения команды «remove» - удаление. В нашем проекте человек «удален» из своей среды, его нет, но присутствие ощущается. Остались только следы его быта и социальной жизни».
Работа над проектом «RM» велась параллельно с работой над предшествующим («206 Partial content»): сперва разрабатывалась концепция новой серии и создавались эскизы, затем почти год художники писали холсты. На выставке зритель увидит шесть крупноформатных произведений, написанных маслом, экспозиционно объединенных между собой и составляющих 36 квадратных метров фрагментированного распада реальности>
3 марта - 11 апреля в галерее ARTIS (Винзавод) коллективная выставка "Вуаль". Елена Умутбаева, Мария Субботина, София Акимова и Виктория Фомина представят работы, посвященные образу женщины в искусстве>
3 марта - 14 апреля в галерее Файн Арт (Винзавод) выставка живописи исландского художника Рейнера Формана "Monstera". Сейчас художник живет в Брюсселе, его персональные выставки прошли в нескольких галереях Европы, работы находятся во многих частных коллекциях. «Источниками вдохновения для моего искусства являются фотография и фильм 1920-х – 1960-х гг, а также творчество Фрэнсиса Бэкона, Баския и Энди Ворхола, особенно его фотоработы. В моем творчестве я часто использую образы из старых комиксов, бульварной литературы в жанрах научной фантастики и фэнтези. Недавно открыл для себя американскую эротику для домохозяек, на основе которой возникла новая серия работ «Чулки в сеточку»>
3 марта - 14 апреля в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Никиты Шохина и Анны Евтюхиной "Scan, Klaxon">.
1 марта - 31 мая в Инженерном корпусе ГТГ выставка "Сарра Лебедева". Сарра Дмитриевна Лебедева (1892–1967) — выдающийся художник и скульптор ХХ века. Работы Лебедевой, наряду с произведениями Веры Мухиной, донесли до нас дух времени и вошли в золотой фонд шедевров русского искусства ХХ века. Именно Сарре Лебедевой мы обязаны яркими портретами людей, творивших историю — Валерия Чкалова, Феликса Дзержинского, Владимира Татлина, Веры Мухиной, Соломона Михоэлса, героев труда и войны. Она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик этих людей. Сарра Лебедева участвовала в скульптурном оформлении масштабных и знаковых ансамблей 1930-х — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького, работала над проектами памятников А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Ф.Э. Дзержинскому. Одной из последних ее работ стало надгробие на могиле Б.Л. Пастернака>
27 февраля - 1 мая в Новой Третьяковке выставка "Скульптор Александр Рукавишников". Открытие 26 февраля. Александр Иулианович Рукавишников (род. 1950) — один из ведущих мастеров современной отечественной скульптуры, автор многочисленных монументальных произведений, таких как памятник Ф.М. Достоевскому у Российской Государственной библиотеки, памятник Александру II у храма Христа Спасителя, памятник Ю.В. Никулину у цирка на Цветном бульваре, скульптуры «Спартак» у стадиона «Открытие Арена» в Москве и других.>
27 февраля 2020 – 5 апреля 2020 Галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский переулок, 14) представляет выставочный проект "Владимир Мигачев. Пустота". Вернисаж 26 февраля.
Часть нового проекта Владимира Мигачева составляют масштабные живописные полотна, которые давно стали своего рода визитной карточкой художника. На этот раз апокалиптические сюжеты автор разворачивает в двух живописных «пространствах» – кинозала и лесного массива. Основная же серия работ будет собрана в виде тотальной инсталляции «Пустота», давшей название всей выставке. Она включает картины, выполненные на весьма нестандартных основах – картонных коробках для строительных материалов из сетевого супермаркета. Из коробок, как пазл, складывается огромная пространственная композиция, а зрителю предлагается блуждать вдоль этих циклопических стен (размером 3 на 3,6 метра), чтобы обнаружить с оборотной стороны живописные произведения.
Понятие «пустоты» отсылает к произведению философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра «Тошнота». Цитаты из этого романа Мигачев использует в качестве сопроводительных надписей к своей инсталляции, будто граффити на уличных стенах. Пустотелые коробки отсылают к реально существующему району родного для художника Краснодара, неуютному, бессистемно застроенному, словно собранному из подручных хрупких материалов, но тем не менее живущему настоящей, реальной жизнью.
26.02.2020  состоялась церемония награждения лауреатов премии The Art Newspaper Russia.
«Выставка года» — «Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
«Музей года» — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
«Реставрация года» — государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля.
«Книга года» — Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология».
«Личный вклад» — Владимир Потанин, бизнесмен, меценат, основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина.

3.02.2020 объявлен шорт лист премии The Art Newspaper Russia.
Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
Номинация «Музей года»
1. Государственная Третьяковская галерея (Москва).
2. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
3. Московский музей современного искусства (Москва).
Номинация «Выставка года»
1. 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург).
2. «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (Государственная Третьяковская галерея, Москва).
3. «Ткани Москвы» (Музей Москвы, Москва).
Номинация «Книга года»
1. Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология» (Музей современного искусства «Гараж», 2019).
2. Елена Осокина. «Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи, 1920–1930-е годы» («Новое литературное обозрение», 2018).
3. Наталия Семенова. «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» («Слово»/Slovo, 2018).
Номинация «Реставрация года»
1. Государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля. Реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля.
2. Реставрация парковой скульптуры и запуск фонтанов в парке Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Проект реставрации — ООО «Симстройсервис»; реставрационные работы — ООО «РМ „Наследие“»; водоподведение к фонтанам и копии скульптур: проект — ООО «Монолитпроектстрой», работы — ООО «Гуар»; реставрация парковой скульптуры — ООО «Практика реставрации».
3. Павильон Азербайджана на ВДНХ. Фонд Гейдара Алиева.
Номинация «Личный вклад»
1. Шалва Бреус, основатель международного культурного фонда Breus Foundation, учредитель Премии Кандинского.
2. Елена и Михаил Карисаловы, меценаты и основатели Still Art Foundation.
3. Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным»).
4. Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума.
5. Владимир Потанин, основатель одноименного благотворительного фонда.
6. Владимир Смирнов и Константин Сорокин, основатели одноименного фонда, который поддерживает молодых российских художников.
7. Алишер Усманов, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

ЛОНГ ЛИСТ.

ВЫСТАВКА ГОДА.
1. «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 23 октября 2019 года — 23 февраля 2020 года
Куратор: Любовь Пчелкина.
Дизайн экспозиции: Ольга Аистова, Евгений Асс.
2. «Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург). 12 сентября — 1 декабря 2019 года
Комиссар: Алиса Прудникова.
Куратор: Шаоюй Вэн.
3.«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Музей современного искусства «Гараж» (Москва). 28 июня — 1 декабря 2019 года
Кураторы: Снежана Крыстева, Екатерина Лазарева.
Архитекторы выставки: студия «Мел» и Федор Дубинников.
4. «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 26 июня — 13 октября 2019 года
Куратор: Федор Светлаков.
Авторы концепции: Сергей Андросов, Сергей Кузнецов, Федор Светлаков.
5. «Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критик».
Институт русского реалистического искусства (Москва). 5 апреля — 4 июня 2019 года
Кураторы: Михаил Каменский, Елена Коваленко, Надежда Степанова.
Архитектура: «Проект одиннадцать» (Павел Пришин, Игорь Чиркин).
6. «Ткани Москвы». Музей Москвы (Москва). 20 сентября — 2 февраля
Кураторы: Ксения Гусева, Александра Селиванова.
Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев.
7. «Щукин. Биография коллекции». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). 19 июня — 15 сентября 2019 года
Приглашенный куратор выставки: Андре-Марк Делок-Фурко.
Научный консультант: Наталия Семенова.
Кураторская группа: Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков
Архитекторы: Кирилл Асс, Надя Корбут.

МУЗЕЙ ГОДА
1. Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский пер., д. 10
Директор: Зельфира Трегулова
2. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва, ул. Волхонка, д. 12
Директор: Марина Лошак
3. Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля
Москва, Зубовский бул., д. 15, стр. 1
Директор: Дмитрий Бак
4. Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 2
Директор: Михаил Пиотровский
5. Московский музей современного искусства
Москва, ул. Петровка, д. 25 и другие площадки
Директор: Василий Церетели
6. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
Московская обл., Истринский р-н, г. п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1
Директор: Василий Кузнецов
7. Музей современного искусства «Гараж»
Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького
Директор: Антон Белов

КНИГА ГОДА
1. Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология» (Музей современного искусства «Гараж», 2019)
2. Стеффен Квернеланн. «Мунк» («Ад Маргинем Пресс», 2019)
3. Елена Осокина. «Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи. 1920–1930-е годы» («Новое литературное обозрение», 2018)
4. Кирилл Светляков. «Комар и Меламид: сокрушители канонов» (BREUS, 2019)
5. Наталия Семенова. «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» («Слово»/Slovo, 2018)
6. Элизабет Уилсон. «Богема: великолепные изгои» («Новое литературное обозрение», 2019)
7. The Village and the Revolution/Деревня и революция (Австрийский культурный форум в Москве, 2018)

РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА
1. Государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля
Работы выполнили: реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля
2. Михаил Нестеров. «Святая Русь». 1901–1907
Работы выполнили: реставрационные мастерские Государственного Русского музея, специалисты высшей категории Марат Дашкин, Ольга Кленова, Наталия Романова
3. Чесменская галерея Большого Гатчинского дворца и дворцовая церковь Кухонного каре Гатчинского дворца; Арсенальный зал Гатчинского дворца
Работы выполнили: подрядная организация — ООО «Реставратор»; подрядная организация — ООО «Возрождение Петербурга»
4. Скульптуры и панно павильона «Грот» в Музее-усадьбе «Кусково»
Работы выполнили: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, художники-реставраторы высшей категории Владимир Симонов и Людмила Синицына
5. Особняк Миндовского на Поварской, 44
Работы выполнили: специалисты Главного управления по обслуживанию дипкорпуса при МИД РФ, проектировщики Центральных научно-реставрационных проектных мастерских и специализированные организации
6. Реставрация парковой скульптуры и запуск фонтанов в парке Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Работы выполнили: реставрация парковой скульптуры — ООО «Практика реставрации»; фонтаны: проект реставрации — ООО «Симстройсервис», реставрационные работы — ООО «РМ „Наследие“»; водоподведение к фонтанам и копии скульптур: проект — ООО «Монолитпроектстрой», работы — ООО «Гуар»
7. Павильон Азербайджана на ВДНХ
Работы выполнили: Aurora Group

ЛИЧНЫЙ ВКЛАД
1. Шалва Бреус
Основатель Премии Кандинского и фонда BREUS Foundation.
2. Елена и Михаил Карисаловы
Меценаты
3. Леонид Михельсон
Основатель фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным»)
4. Симон Мраз
Атташе по культуре посольства Австрии в России, глава Австрийского культурного форума в Москве
5. Владимир Потанин
Основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина
6. Владимир Смирнов и Константин Сорокин
Основатели Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина
7. Алишер Усманов
Основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

22 февраля - 10 мая 2020 в Новой Третьяковке выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор".
Третьяковская галерея предлагает посетителям несколько уровней восприятия русской сказки. Первый путь — через искусство, работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Уилсона, современных художников — к самым узнаваемым образам из советского кинематографа и мультипликации. Второй — через путешествие по мирам русского фольклора: сказки, былины и былички. И третий — через природные стихии: пространства подземелья, леса и воды, в которых и происходят основные события знакомых с детства сюжетов.
Проект рассчитан на семейную аудиторию. Задача проекта – через погружение в интерактивную среду и средства современных коммуникаций привлечь внимание детей и подростков к русским сказкам и былинам, которые, будучи частью культурного кода, влияют на формирования личности.
В состав выставки войдут произведения живописи и графики из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея истории денег (Гознак), Музея кино, Государственного центра современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево» и частных коллекций. В рамках проекта будут демонстрироваться работы В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, Е.Д. Поленовой, И.Е. Репина,С.Т. Конёнкова, Н.С. Гончаровой, Р. Уилсона, В.Ю. Мамышева-Монро, О.В. Тобрелтус, Р.Р. Тавасиева, И.В. Кориной и многих других.
Впервые на временной выставке встретятся такие масштабные произведения В.М. Васнецова из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, как «Три царевны подземного царства» (1879–1881), «Царевна-лягушка» (1918), «Иван-царевич на Сером Волке» (1920)>
21 февраля — 22 марта Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 представляет выставку русско-швейцарского художника Игоря Новикова «EXIT». Выставка покажет около 30 работ разных периодов творчества автора. «Классические» для художника русские пейзажи с пиктограммами в виде человечков, переворачивающими привычный смысл известных картин и явлений, будут дополнены пространственными арт-объектами. Также для выставки будет специально создана инсталляция «Русский лес», приглашающая зрителей побывать в пространстве, насыщенном символами отечественной истории.
21 февраля — 5 апреля в ММОМА на Гоголевском выставка Татьяны Назаренко, одной из наиболее ярких и значительных фигур в позднесоветском и новейшем отечественном искусстве.
Выставка «Будущее в прошлом», экспозиция которой построена по тематическому принципу, призвана проследить ключевые сюжеты и жанры, мотивы и образы, которые Татьяна Назаренко разрабатывает с начала 1970-х по сегодняшний день. Проект объединяет произведения, созданные за последние несколько лет – живописную серию «Фамильный альбом» и скульптурную – «Памятники», инсталляцию «Московский стол, отдельные работы «С праздником, дорогие москвичи!», «Время», а также другие знаковые работы, хранящиеся в государственных музейных собраниях РФ.
21 февраля – 15 апреля 2020 галерея «Веллум» и антикварная галерея «Русская усадьба» представляют выставку «Русский стиль – l'art de vivre»*. Открытие выставки 20 февраля. Москва, ул. Ильинка, д. 4, арт-квартал «Гостиный Двор», вход с Хрустального переулка, секция 88-89.
В этом проекте русская история и русский стиль раскрываются в диалоге двух эпох: замечательные артефакты, созданные в конце XVI – начале XVII вв., представляют период начинающегося в то время в России подъема искусств и ремесел, расширения торговли с Европой (галерея «Русская усадьба»), а прекрасная коллекция живописи (галерея «Веллум») дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в художественном поиске авторов конца XIX – начала ХХ веков. Произведения искусства, созданные в исторические периоды, отделенные друг от друга столетиями, демонстрируют, как идеи, близкие обществу, и художественный вкус определяли стиль жизни наших соотечественников.
Обращение русских художников к истории страны, проявлявшееся с конца XVIII века в ярких, но единичных произведениях (как, например, «Владимира и Рогнеду» Антона Лосенко, 1770 г.), стало популярным на волне патриотического подъема после Отечественной войны 1812 года (от портретов в русских национальных костюмах до памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса, 1818 г.), и набрало силу в ближе к середине XIX века, когда интерес к отечественной истории возрос, в том числе, и в связи с распространением идей славянофильства.
Как говорит руководитель галереи «Веллум», искусствовед и коллекционер Любовь Агафонова: «тогда же знаменательным событием для русской культуры стало открытие реставратором Николаем Подключниковым под поздними поновлениями уникальной первоначальной живописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако в полном смысле о расцвете искусства, интерпретирующего исторические сцены, в красочных образах погружающего зрителя в прошлое Руси, можно говорить в последние десятилетия XIX века. Это время, когда старообрядцы-промышленники собирают древлеправославные иконы и финансируют их систематическое изучение, заложив основу пробуждения интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков. В Талашкине, принадлежащем княгине Марии Тенишевой, и в усадьбе художника Василия Поленова появляются мастерские, где по народным образцам изготавливается мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. И даже образ и привычки императора Александра III близки завоевывавшему популярность «русскому стилю».
Исторические темы постоянно появляются в работах Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Николая Неврева, Ивана Куликова – по сути, сформировав целое живописное направление «в поисках Руси», которое не исчезнет и в ХХ веке после Октябрьской революции. Его замечательными представителями станут Александр Бубнов, с иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» и эпохальным полотном «Утро на Куликовом поле», Павел Корин с «Русью уходящей» и «Александром Невским»».
Центральным звеном экспозиции, представленной галереей «Веллум» станут работы Александра Бубнова «Вещий Олег» и «Борис Годунов», а также уникальный первый вариант «Александра Невского» Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами (1878 г.), «Деревенские девки» Ивана Куликова и произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина и Алексея Щусева.
Раздел экспозиции выставки, сформированный галереей «Русская усадьба», воссоздает многоплановость художественных стилей сложного XVII века: от плоскорельефной архаичной резьбы до русско-голландских вернакуляров петровского времени, и представляет коллекцию русской мебели, демонстрирующую своеобразие и самобытность этого культурного явления. По ряду причин образцы русского прикладного искусства XVI – первой половины XVII вв. почти не сохранились, но тем интереснее и ценнее произведения, дошедшие до наших дней (большинство предметов экспозиции происходит с Русского Севера, уцелев, во многом, благодаря географической удаленности).
На рубеже XVI и XVII веков новые архитектурные веяния воплощаются в создание не только храмовых, но и гражданских комплексов, таких как кремлевские Теремной Дворец и Приказные палаты, Сафарино, Воробьево, Измайлово и Преображенское. Дворец в Коломенском явился предельным воплощением традиционного деревянного зодчества в синтезе с новыми стилями – как резиденция европейского монарха. Наступивший расцвет столярного и токарного дела, блестящее развитие Оружейной палаты и Строгановских мастерских стало торжественным финальным аккордом в русском искусстве средневековья и ярким художественным поворотом в истории Нового времени. Сложность стиля этого периода и редкость памятников этой эпохи создают большие сложности, как в глубоком понимании, так и в кропотливом подборе предметов в коллекции.
В экспозиции выставки «Русский стиль – l'art de vivre» разместились предметы исключительно из российских частных собраний – домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. При отборе экспонатов особое значение придавалось исторической подлинности, предметам наиболее приближенным к вероятному бытованию XVII века. Так на выставке можно увидеть старинные европейские карты и документы: редчайшие автографы «русского царя» Владислава IV Вазы, жалованная грамота царя Михаила Федоровича. Среди разнообразных форм и декоров сундуков выделяется один: уникальный сундук с дюжиной секретов и потайных ящичков, которые имеют удивительно полную сохранность. Яркая самобытность старинной мебели: монастырский стул из целого ствола липы, огромный бюро-кабинет (в русской традиции «Скрыня») или раскладной стол-кресло. Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен в 1930-е годы супругами-художниками Т.Александровой и И.Поповым у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича (другим претендентом на эту покупку был писатель Алексеей Толстой). По словам Глиндзича этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову. Кованые светцы и подсвечники, пестрые эмали и вышивки, серебряные изделия и украшения, иконы и характерные только для XVII века киоты – все это собранно и сохранено благодаря живому интересу к российской истории и любви к русскому искусству.
С 14 февраля в Центре цифрового искусства Artplay (Москва, Нижняя Сыромятническая, 10, строение 2, вход 2А, центральный зал) новая мультимедийная выставка «Леонардо да Винчи. Тайна гения». Эта выставка является частью общемировой программы, посвященной 500 летию со дня смерти Леонардо.
Несмотря на большое количество работ, посвященных мастеру, его личность до сих пор окутана множеством тайн и загадок. Один из величайших умов в истории человечества проявил себя как изобретатель, художник, архитектор, инженер, анатом, ботаник, геолог, историк и картограф.
На иммерсивной выставке в Artplay Media благодаря технологии Cinema 360 у зрителей будет возможность рассмотреть все самые главные работы Леонардо («Джоконда», «Тайная вечеря», «Спаситель», «Крещение», «Дама с горностаем» и др.) в мельчайших деталях и понять, что даже через пять столетий после смерти гениальный творец и провидец по-прежнему не спешит раскрывать свои тайны.
14 февраля — 14 апреля 2020 в галерее Iragui (Малая Полянка, 7-5) выставка Никиты Алексеева "Selies". Открытие 14 февраля.
Из разговора Никиты Алексеева с Сота Маэда, сотрудником Департамента Русской истории и культуры Университета Тиба:
С.М. – Я знаю, что вы не пользуетесь современными гаджетами, у вас нет смартфона, вы якобы даже не умеете писать СМС. Почему же такой интерес к селфис, одному из важнейших феноменов современной массовой культуры?
Н.А. – Это правда, я полный кретин по части IT. Написать СМС для меня пытка. Куда легче позвонить по телефону или написать письмо. Компьютер я использую в простейших целях – как пишущую машинку и для поиска информации. Смартфона у меня нет и ума не приложу, зачем бы он мне понадобился? У меня кнопочный телефон с максимальным минимумом функций. К счастью, такие пока можно найти в магазинах. Но у меня (возможно, именно по причине моей IT-тупости) обостренный умозрительный интерес ко всем этим коммуникационно-дигитальным штучкам. А селфис, вы правы, это один из самых удивительных и нелепых феноменов этого самого дигитально-коммуникационного общества. Каждый год в мире погибает несколько тысяч людей только ради того, чтобы сделать выдающийся селфи. Господи помилуй, это же фантастический, идиотский эгоцентризм, какая-то запредельная selfishness! Да кому интересна твоя рожа? «Я в постели», «я завтракаю», «я на работе», «я на пляже», «я на кладбище», «я в раю», «я в аду»… Если тебе так уж интересна твоя физиономия, посмотри в зеркало. Отвратительно? Плюнь на зеркало. Очень нравится? Нарисуй на зеркале автопортрет>
15 февраля - 15 марта в Новой Третьяковке (Западное крыло, зал №2, вход с набережной) выставка "Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана". Открытие 14 февраля.
Галерея Марата Гельмана — одна из первых частных российских галерей, основанная в 1990 году. Выставка произведений, которые Марат Гельман принес в дар Третьяковской галерее, включает работы, представляющие основные тенденции развития российского искусства и артпроцессы на постсоветском пространстве 1990–2000-х годов. Среди них работы как главных московских акционистов О. Кулика и А. Осмоловского, так и неомодернистские стилизации А. Тер-Оганьяна, эксперименты с постабстракцией В. Алимпиева, псевдодокументализм Д. Врубеля, нео-поп-арт В. Дубосарского и А. Виноградова, фотоперформансы В. Мамышева-Монро и виртуальные баталии AES+F. Особо следует отметить «московские» проекты классиков соц-арта В. Комара и А. Меламида и монументальную комикс-панораму Г. Острецова. Благодаря дару Марата Гельмана в собрании Третьяковской галереи теперь будет представлено творчество украинских художников, наиболее интересно заявивших о себе в 1990-х и ставших участниками столичной арт-сцены: А. Савадова, А. Гнилицкого, А. Ройтбурда, В. Цаголова и члена легендарной группы «Медицинская герменевтика» С. Ануфриева. Яркий раздел выставки — блок произведений талантливых казахстанских художников: С. Атабекова, К. Ибрагимова, Е. Мельдибекова, М. Нарымбетова>
13 февраля – 24 мая 2020 в Музее русского импрессионизма (Ленинградский проспект, 15, стр. 11) выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». Открытие 12 февраля.
Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы «Двенадцать» Александра Блока, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.
Экспозиция покажет наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Зрители увидят Анненкова-живописца, художника театра, книжного иллюстратора — неутомимогоэкспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.
В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растет – не только в России, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на аукционах, в том числе Christie's и Sotheby's. Впервые будут показаны произведения из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, созданные мастером в эмиграции и ранее не выставлявшиеся в России. В экспозицию также войдут работы из крупнейших российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, галереи «Наши художники», фонда V-A-C, Московского музея современного искусства и других музейных институций и частных коллекций.
11 февраля - 5 апреля в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский, 17) выставка «Воспоминание об APTART», шестой проект, осуществленный в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Программа сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства, а каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. В центре выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда — самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год.
Куратор Ольга Турчина. Открытие 10 февраля.
Ядром APTART были несхожие художники разных поколений: Никита Алексеев, Михаил Рошаль (чья квартира располагалась по соседству), группа «Мухомор», Вадим Захаров и Виктор Скерсис, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер. В выставочном процессе участвовали и Андрей Монастырский, и Николай Панитков. Чрезвычайно важно, что APTART стал выставочным пространством для молодых художников из Одессы, так называемой одесской «Новой волны»: Сергея Ануфриева, Ларисы Резун, группы «Перцы» (Олег Петренко/Людмила Скрипкина), Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, Леонида Войцехова.>
8 февраля - 10 апреля 2020 года в Ильинском сквере Политехнический музей представляет выставку "Плюс/Минус". Темой экспозиции стали российские изобретения, напрямую связанные с теплом и холодом. О выдающихся изобретениях российских учёных рассказали в пяти комиксах. В разделе «Минус» речь идет об открытиях, связанных со льдом и зимними видами транспорта. Раздел «Плюс» рассказывает об изобретениях, которые имеют прямое отношение к огню, свету и теплу. Специально для Политеха комиксы создали молодые художники и иллюстраторы: София Коловская, Варвара Гранкова, Дмитрий Феоктистов, Богдан Тимченко, Владислав Исламов и Никита Хомутов.
7 февраля – 10 мая 2020 Музей печатной графики (Москва, Хрустальный переулок, 1. Гостиный двор) представляет выставочный проект «Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела»
Пресс-показ и открытие 6 февраля. Выставка включит графические произведения Эгона Шиле – одного из самых шокирующих художников в истории искусств, ярчайшего представителя австрийского экспрессионизма; а также работы американо-немецкого художника Рихарда Линднера, с творчеством которого многие ценители искусства познакомятся впервые. Экспозицию литографий дополнит ковер, собственноручно сотканный Линднером в 1970-х гг., а также объекты, созданные специально к проекту молодыми современными авторами.
Частный музей, основанный в 2019 году, располагается в здании «Гостиного двора» – нового арт-квартала столицы. Коллекция музея включает графические работы самых известных художников ХХ века. Литографии Шагала, Пикассо, Дали, Шиле; шелкографии Эрте, Уорхола, Лихтенштейна, Вазарели и многих других авторов, в том числе пока мало знакомых отечественному зрителю.
28 января - 29 марта в Новой Третьяковке выставка "Сергей Сапожников". В этом проекте современный российский художник и фотограф Сергей Сапожников (род. 1984) стремится показать через собственный поиск в фотографии комплекс проблем, связанных с ее местом в современном искусстве: вопросы взаимодействия фотографии с обстоятельствами съемок, перформативные практики и специально созданная действительность, а также способы работы с изображением>
28 января - 25 марта 2020 в московском ЦВЗ Манеж Музей Фаберже представляет выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Открытие 27 января.
На выставке будет представлено более 180 оригинальных произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры. Подобной масштабной выставки работ Сальвадора Дали в России еще не было. К числу шедевров, которые будут представлены на выставке, относятся: «Чувство скорости», «Мягкий автопортрет с жареным беконом», «Дематериализация под носом у Нерона», диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины» и др. Выставка охватывает все этапы творческого пути Сальвадора Дали.
28 января - 15 мая 2020 Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост, и работы Болтански, Балки, Ландау, Ровнер и других современных художников как феномен мемориальной культуры.  Выставка «(Не) время для любви» — попытка исследовать роль современного музея в развитии культуры памяти. Как
превратить коллективное вспоминание в спонтанный и сакральный акт? Какую роль современное искусство играет в утверждении ценности индивидуального опыта жертв геноцида? Как трансформировать мемориальный ритуал посещения выставок о Холокосте в опыт сопереживания? Открытие 27 января.
24 января - 5 апреля 2020 в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб., 3, стр. 1) выставка работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. Открытие 23 января.
В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке представлены знаменитые портреты друзей Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер - трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).
Сокуратором выставки выступит внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.
26 декабря 2019 – 15 марта 2020 в музее Москвы (Зубовский бульвар, 2, корпус 1) выставка "Фамильные ценности". Открытие: 26 декабря. Кураторы: Полина Жураковская, Ирина Карпачева. Экспозиция охватывает 150 лет истории развития института семьи и исследует социальные формы, на которых строится современная любовная и брачная жизнь.
Приданое являлось неотъемлемым атрибутом женитьбы ещё со времён зарождения традиций брака. О том, как менялся характер приданого и как оно влияло на формирование семейного института расскажут вещи двух веков. Вышитое в Новодевичьем монастыре покрывало 1880-х годов, сундуки и ларцы начала XX века, пасторальные фарфоровые скульптуры в виде кавалеров, дам и романтических пар. Предметы советского быта, которые служили подарками молодожёнам: патефоны, мясорубки, кофемолки, швейные машинки и пылесос «Ракета» 1963 года.
Кроме того, гости Музея Москвы увидят работы Семёна Файбисовича, посвящённые семье, и фотографии Елизаветы Меркуловой, на которых запечатлены современные московские семьи. Мигрантская семья, молодая православная семья без детей, светская нуклеарная семья с двумя детьми, транснациональная семья и семьи, состоящие из ребёнка и одного родителя.
25 декабря 2019 - 15 марта 2020 в Новом крыле Дома Гоголя на Никитском бульваре выставка "Архив чужих воспоминаний". Открытие 24 декабря. Аавтор проекта: Артур Бондарь. кураторы: Артур Бондарь, Сона Степанян.
На выставке представлены фотографии времен Второй мировой войны, не виденные еще никем, кроме прежних обладателей снимков или старьевщиков, к которым негативы попали по воле случая. Автор проекта Артур Бондарь и куратор выставки Сона Степанян стремятся вместе с запечатленными на пленке изображениями проявить для зрителя реальность, в которой были сделаны снимки. Используя фото-документ как материальное свидетельство былого, они восстанавливают его историю, а вместе с ней и историю военной фотографии: откуда взялся снимок, с какой целью был сделан, как была построена работа полевых фотографов, о чем может свидетельствовать тот или иной рефлекс на пленке, почему сейчас негативы времен Второй мировой в Германии найти проще, чем в России. Из мозаики отдельных кадров складывается общая картина бытования фотографии в военный период.
19 декабря 2019 - 17 мая 2020 в ММОМА на Петровке, 25 "ММОМА 99/ 19. Тематическая экспозиция к двадцатилетию музея".
Проект объединил 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Под руководством кураторской группы ММОМА они предложили особый взгляд на обширное музейное собрание отечественного искусства в разрезе своей профессиональной деятельности. Приглашенными кураторами юбилейного проекта стали Михаил Алшибая (медицина), Алена Долецкая (медиа), Андрей Малахов (телевидение), Владимир Мухин (гастрономия), Ольга Трейвас (архитектура), Диана Вишнева (танец), Алиса Хазанова (кино), Федор Конюхов (мореплавание), Илья Лагутенко (музыка), Андрей Артемов (мода), Олег Воскобойников (история), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Кирилл Серебренников (театр), Кети Чухров (философия), Владимир Сорокин (литература), Федор Смолов (спорт) и голосовой помощник Marusia (информационные технологии). В выставке также приняли участие директор Центра им.Ж.Помпиду Бернар Блистен, британский художник Мартин Крид, президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, ответственные за направление «искусство».
12 декабря 2019 — 24 мая 2020 в музее современного искуства «Гараж» (Крымский вал, 9, стр. 32. Парк Горького) выставка «Сектретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985». Пресс-показ и открытие 11 декабря. «Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков» — ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла — становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение — опытом вторжения в личное пространство.
Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В советское время, однако, «секретиками» становились не только произведения искусства, но и духовные практики — от йоги и эзотерики до альтернативной медицины. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания».
История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Произведения искусства, объекты неизвестного назначения и архивные материалы (дневники, фотоальбомы, самиздат) объединены в общую смысловую сеть.
Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами Музея «Гараж».
Архитектор: Рихардс Фунтс. Исследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ.
29 ноября 2019 - 17 мая 2020 в главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке выставка "Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века" Открытие 28 ноября>
22 ноября 2019 в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная презентации выставки «МНОГООБРАЗИЕ / ЕДИНСТВО», которая откроется 11 ноября 2020 года.
81 художник из 35 стран продемонстрирует многообразие художественной жизни Европы: проект «Многообразие / Единство» объединит разные поколения художников, исследующих проевропейский диалог. Выставка, которая пройдет в Москве, Берлине и Париже, посвящена таким темам, как свобода, достоинство, уважение, конфликты и диалог, ландшафты и власть, а также политическое и личностное самосознание.
Фонд искусства и культуры, Бонн (Stiftung für Kunst und Kultur e.V. Bonn), и Государственная Третьяковская галерея, Москва, объявляют о проведении передвижной групповой выставки «Многообразие / Единство. Современное европейское искусство. Москва. Берлин. Париж». Первой в своих стенах выставку произведений европейских художников примет Государственная Третьяковская галерея (11 ноября 2020 — 21 февраля 2021), после чего экспозиция переедет сначала в Берлин, а затем в Париж (2021).
Выставка продемонстрирует размах и разнообразие европейской культуры и привлечет внимание к вопросам единства Европы во времена политической нестабильности. Выставка исследует современное европейское искусство, созданное после падения «железного занавеса», подчеркивая важность межкультурного диалога в наши дни.
Масштабный проект затрагивает такие вопросы, как свобода, достоинство, демократия и уважение, демонстрируя художественную жизнь континента в контексте исторически значимых и актуальных тем, среди которых политическая и личная идентичность, миграция, (интеллектуальный) ландшафт, гендерные вопросы и равенство, национальность, территория, геополитика и социальные конфликты.
Экспозиция выставки «Многообразие / Единство» представит около 200 работ, созданных 81 важнейшим европейским художником разных поколений, живущих в разных странах. Среди участников проекта Эйя-Лииза Ахтила, Моника Бонвичини, Олафур Элиассон, Аслан Гайсумов, Мона Хатум, Илья Кабаков, Жанна Кадырова, Алисия Кваде, Роман Ондак, Вольфганг Тильманс, Эрвин Вурм, Нил Ялтер и арт-группа Slavs and Tatars
21 сентября в «Аптекарском огороде» стартовал грандиозный проект – «Камерные вечера в оранжерее» памяти Л. ван Бетховена. Серия из 34 концертов, посвящённых 250-летию Бетховена, соберёт солистов и ансамбли из России, Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии.
Художественным руководителем серии концертов выступил скрипач Роман Минц, известный как организатор фестиваля «Возвращение». Борис Березовский, Александр Рудин, Яна Иванилова, Константин Лифшиц, Лукас Генюшас, Вадим Холоденко, Александр Кобрин, Андрей Гугнин, Максим Рысанов, Чарльз Оуэн, Дмитрий Булгаков, Ойстрах-квартет, Gringolts Quartet, Quartetto di Cremona, Eliot Quartett и другие музыканты в течение сезона исполнят все квартеты Бетховена, а также его произведения для разных инструментов. В рамках серии «Камерные вечера в оранжерее» прозвучит и музыка композиторов, на которых повлияло творчество венского классика и мировые премьеры 2019 года.
«Камерные вечера в оранжерее» - беспрецедентный проект. Завсегдатаи московской филармонии не помнят когда, и были ли вообще в Москве исполнены все квартеты Бетховена в одном сезоне на одной сцене! Некоторые музыканты приедут в Россию впервые.
Первый концерт из серии «Камерные вечера в оранжерее» состоится 21 сентября. Последний концерт 11 июня 2020.
Программа фестиваля на сайте Аптекарского огорода>
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO