Арт Puzzle. Выпуск
#9.Волшебство графических
линий.
Художник детских фантазий.Лесной переполох.Анастасия Полозова
◄Волшебство графических линий.
В ГМИИ им. Пушкина – феерия графических работ. От искусно прорисованных
деталей, мастерства художников и гармонии изображаемых объектов получаешь
почти физическое удовольствие.
На выставке «Золотой век архитектурной графики» - рисунки и акварели
западноевропейских архитекторов, живописцев и рисовальщиков XVIII - первой
половины XIX века из частной коллекции архитектора Сергея Чобана.
Вкус и глубокое понимание предмета коллекционера определили прекрасный выбор
работ мастеров Италии, Франции и Германии. Кроме граверов и живописцев на
выставке представлены работы театральных декораторов, «мастеров бумажной
архитектуры», таких как Филиппо Юварра и Джованни Батиста Пиранези.
Декорациии отражают архитектуру, рожденную воображением художника и не
требующую зачастую реального воплощения. Это проекты, поражающие особой
барочной пышностью. В отдельный блок можно выделить работы мастеров, долгое
время работавших в России, и участвовавших в создании архитектурного облика
Петербурга и Москвы - Джакомо Кваренги, Жан-Франсуа Тома де Томон, Огюст
Ришар Монферран.
К слову, архитектурная графика – это не только чертежи и наброски будущих
зданий, но и прекрасные пейзажные зарисовки, вдохновлявшие художников.
Временной охват выставки позволяет нам проследить за развитием
архитектурного рисунка, за изменением техники, сюжетов и способов их
изображения. Это своеобразный научный труд в картинках, составленный Сергеем
Чобаном, спроектировавшим, кстати, в соавторстве с Петером Швегером башню
«Федерация» в «Москва-Сити». Как тут не задуматься о важности
преемственности и знания истории для любого творчества.
◄Тему
графики продолжает открывшаяся в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.
Пушкина выставка «Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В.
Басниных».
На ней представлено около двух сотен таких раритетных произведений, как
гравюры и рисунки Дюрера, Ватто, Калло, Рембрандта, Фрагонара, Хогарта.
В отличие от «золотого века», эта коллекция собиралась отнюдь не профессионалом.
Купец Василий Баснин начинал с собирания библиотеки, и только потом начал
коллекционировать графические листы. Собрание отца продолжил сын, Николай Баснин,
который находил гравюры как в европейских антикварных салонах, так и на
московских уличных развалах.
В результате получилась внушительных размеров коллекция настоящих шедевров.
Таких как «Распятие с четырьмя ангелами» Мартина Шонгауэра, офорты Альбрехта
Дюрера и Рембрандта и «Обнаженная женская фигура» Жана-Батиста Грёза.
Мебель, архивные материалы семьи коллекционеров, дополняют экспозицию рассказом
о личностях эту коллекцию составивших. Что немаловажно в контексте цикла
выставок «Портреты коллекционеров».
◄Художник детских фантазий.
Еще две перекликающиеся экспозиции – это выставки Мая Митурича-Хлебникова в
Галерее искусств Зураба Церетели и в фонде «Эра».
Рисунки Мая Митурича хорошо знакомы нам с детства. Именно
его иллюстрации сопровождали тексты Маршака, Чуковского, Барто, Михалкова,
Заходера. И в детском воображении уже от этих текстов не отделимы. Удивительный
талант с теплотой и юмором передать то, что так близко сознанию ребенка – это
под силу только человеку с открытым сердцем, каким был Май Митурич.
Выросший в семье художников и в начале своего творческого пути в чем-то
следовавший родителям, он в итоге создал свой неповторимый художественный
почерк, по которому можно безошибочно узнать его работы. Даже если это не
хрестоматийные иллюстрации, а акварельные пейзажи и графические портреты, а
также рисунки тушью, посвященные Японии. Совершенно разные жанры и темы
говорят о многогранности творческой личности художника.
Ярким штрихом к психологическому портрету Мая Митурича стала выставка в фонде
«Эра», посвященная работе художника по восстановлению наследия своего отца Петра
Митурича. 17 лет Май Петрович посвятил воссозданию по сохранившимся фотографиям
«пространственной графики» отца, посвященной Велимиру Хлебникову. Такое
посвящение себя на протяжении многих лет столь кропотливому труду в ущерб
собственному творчеству – шаг, на который может пойти далеко не каждый. Итогом
стала прекрасная серия живописных работ, развивающая в цвете черно-белые идеи.
Поражает еще и симбиоз родственно-творческого союза, где стихи Хлебникова
переплетаются с живописью отца и сына Митуричей.
Фонд «Эра» (Трубниковский
переулок, 13/1)
С 22 октября по 13 ноября>
В ММСИ на Петровке, 25 проходит выставка «Лесновидение».
Творческая группа «Fire Lady» — фотограф Екатерина Павловская и
художникОлег Огненный несколько лет жизни
посвятили тому, чтобы нарядить манекеныв
костюмы из перышек, бисера, разноцветных зеркал, ниток, тряпочек, булавок.
Манекены были назначены сказочными персонажами, которые едва в нихугадываются. А пространство вокруг них объявлено сказочным лесом, на
делеоказавшимся чем-то средним междубарахолкой и складом старых игрушеки
журнальных вырезок вперемешку с искусственными цветами и икеевскимисветильниками.
Ощущение от выставки как от старого деревенского дома, украшенного отбедности вместо картин коробками из-под конфет и пластмассовыми
цветами.
Может быть, это и есть путь донесения идеи сотворчества с миром, которуюпропагандируют художники? Во всяком случае, творчество это гораздо
менееубедительно, чем любой будничный земной труд
в противовес которому этаэкспозиция создавалась.
«Лесновидение».
Московский музей современного искусства на Петровке, 25 (1-й этаж) с 15
октября
по 7 ноября.
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.