◄Искусство до и после. В рамках года Франции в России в Москве проходит фестиваль современного
искусства с витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены 30
лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства Бретани.
Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в ГЦСИ, и на
Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем».
Несмотря на различие жанров, техник и идей, все работы объединяют вопросы – а
что же дальше? Что будет после современного искусства? Насколько искусство
готово вернуться к традиционным формам?
Эти вопросительные интонации читаются между строк, хотя сами произведения
отсылают зрителя скорее к прошлому, чем к будущему. Но время, видимо, такая
материя, что вопросы, связанные с ним, не могут держаться лишь в одной временной
плоскости.
Итак, «После живописи» - выставка очень пестрая, танцующая под звук маятника
Ребекки Хорн, подстраиваясь по цвету под ее же оранжево-желтый пигмент, в виде
пирамиды насыпанный в центре экспозиции. Маятник, кажется, отсчитывает время от
традиционной живописи до полного ее обесценивания, и обратно - до первых
признаков ее возрождения. А признаки эти, безусловно, существуют. К примеру, в
работе Тани Муро «Пограничье», где отраженные в черном пластике пейзажи выглядят
чистым импрессионизмом в фотографии. И медитативное растворение акварели в воде
в 8 фильмах Саркиса «По мотивам Каспара Давида Фридриха», повторяющее цветовую
гамму картин этого художника, отсылает нас к традициям импрессионизма. А работы
Доменика Фигарелла и Бертрана Лавье стоят на стыке фотографии, которая всегда
была почитаема современным искусством, и живописи, крайне редко (в своей
традиционной форме) в рамки современного искусства попадающей.
Что же касается другого полюса – обесценивания живописи - то он ярко представлен
в работах Пьера Сулажа, создающего свой фактурный «Черный квадрат», Реми Цаугга
с охристым квадратом, Жана Пьера Бертрана с разноцветными полосками бумаги,
пропитанной чем-то съедобным, Оливье Моссе с синтетическими ковриками ярких
цветов в цветовой традиции Родченко.
Связующее звено полюсов исчезновения и возрождения – тема религии и божественной
символики. Работы Паскаля Пино «Молитвенная мельница» и Barry&Ball «Сие есть
кровь моя» снижают религиозный пафос путем помещения священных по сути вещей в
выставочное пространство и наделение их совсем другими функциями. Возможно,
таким же образом живопись, перемещенная во времени и пространстве, опять найдет
свой путь для выхода на широкую публику. Но, видимо, это будет уже живопись
нового поколения и новой реальности.
А сегодняшнюю реальность и ее трансформацию можно наблюдать на выставке «Испытание
реальности».
И это действительно испытание местами немного жутковатое. Светлое пространство
Цеха Белого наполнено такими мрачными работами как «Архивы» Кристиана Болтански
и «Гроб/Кушетка» Хаима Стейнбаха.
Немного уравновешивают эту мрачность ироничная работа Фабриса Ибера с зелеными
скульптурами-фонтанами, сказочные мотивы в работах Патриса Карре "Ковер
мгновенного действия" (ковер-самолет) и "Бретонская аптека" (живая и мертвая
вода из святых источников) Даниэля Споэрри. И, конечно, хит выставки – «Переносной
настенный бюстгалтер» Мирослава Балки, похожий скорее на объект паблик-арта, в
котором при этом можно посидеть, как в гамаке.
Наблюдение за преображением реальности продолжаются в Цехе Красного, где
расположилась российско-французская выставка «В настоящем». Российское
современное искусство представлено традиционно и предсказуемо качественно. Петр
Белый, Юрий Альберт, Ольга Чернышева, Виктор Алимпиев и Давид Тер-Оганян – цвет
российского арт-мира. Французские же имена не столь известны, но от этого не
менее талантливы.
Самая яркая работа выставки - "Морская башня" Николя Флока. Эйфелева башня из
разноцветных рыболовных сетей – гимн технической мысли и человеку, все это
создающему. Кстати, портреты рабочих, изготовивших эту конструкцию – одни из
действующих лиц инсталляции. Они, пожалуй, призваны напомнить зрителю о процессе
созидания, когда силой человеческого ума и рук создаются не только инженерные
конструкции, но и объекты искусства. И только от этих рук и умов зависит, каким
искусством мы будем любоваться лет через десять.
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.