<<Увидеть невидимое.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
В творчестве Анри Сала, албано-французского видеохудожника, упор делается на
трансформацию невидимого. Он преображает невидимые звуки, строй речи, синтаксис,
музыку в видимые и осязаемые образы. И демонстрирует это преображение в своих
фильмах.
В картине «Answer me», снятом на основе сценария Микеланджело Антониони -
основное действующее лицо – барабанная дробь как символ (парадокс!) молчания и
непонимания между мужчиной и женщиной. Символично и выбранное место для съемок –
это Тойфельсберг (Гора дьявола). Сооруженная из послевоенных берлинских останков
гора в районе Грюневальд, вершину которой украшает бывшая британская шпионская
станция, с которой открываются виды на город, Олимпийский Стадион и окрестности
Берлина. По словам художника, фильм был специально создан под это сооружение,
полуразрушенность и немота которого как нельзя лучше отражает суть истории о
паре бывших влюбленных.
В «Air Cushioned Ride» в диалог вступают радиостанции с классической и
кантри-музыкой, и это на фоне картинки с яркими американскими грузовиками и
синим безоблачным небом. Получился такой гимн деятельности, выраженный
статичностью (опять же парадокс!). Застывшая американская мечта под активно
перебивающую классику американскую же музыку! Гимн этот имел продолжение в
произведении A Spurious Emission, где оркестр из барочных и кантри музыкантов
исполнял саундтрек к Air Cushioned Ride, наглядно демонстрируя это
парадоксальное сочетание диссонирующих музыкальных жанров.
О трудностях перевода рассказывает фильм «Лаккат», где радиожурналист в
полутьме учит детей африканского племени правильно произносить слова, те
ошибаются, в результате чего возникает лингвистическая игра. Интересно, что в
этом племени есть множество вариантов обозначения оттенков белой и черной кожи,
но нет обозначений других цветов. Чем не мета-язык?
Тему создания нового языка продолжили художники JODI (Джоан Хемскерк и Дирк
Пасманс), создатели net.artа. Они используют для
выражения своих идей язык компьютерных игр, программ и даже вирусов.
Художники признались, что в своем творчестве тяготеют к
теме разрушения. Но при этом они превращают процесс уничтожения, например,
компьютеров и мобильных телефонов в веселую игру. Вообще, в их творчестве много
хулиганского. Взять хотя бы проект, где компьютерные беспроводные клавиатуры
используются как скейт-борды. Результатом этого проекта стали выложенные в сеть
диалоги участников проекта, написанные случайным нажатием клавиш во время
катания. Вообще, живя в мире интернета, и используя его в качестве языка для
своих произведений, художники стремятся разрушить его глобальную сущность,
стараясь призвать пользователей не к унификации, а, наоборот, к индивидуализации
своей сетевой жизни. В качестве примера JODI сами создают индивидуальные
странички в противовес социальным сетям. В шутку они призывали россиян писать
уникальные интернет-адреса на плакатах во время очередных праздничных
демонстраций.
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.