ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Современное искусство на родине Веласкеса и Мурильо, в Севилье.
Зинаида Стародубцева. 24.3.2009.



<
Если в России в 1990-е годы  монастыри возвращали церкви, то в Испании в эти годы во многих монастырях размещали центры современного искусства. Пример тому, Андалузийский центр современного искусства в 1997 году переехавший в знаменитый монастырь Картуха.  



Так как монастырь был основан еще в 15 веке и является памятником архитектуры стиля мудехар, стиля в котором сочетались христианские и мусульманские элементы, то сохранившиеся росписи, мозаики, надгробия соседствуют тут с инсталляциями и видео-проекциями. Еще до окончательного переселения в монастырь Центр современного искусства организовал серию выставок, имеющих отношение к разным аспектам истории монастыря, знаменитого, прежде всего тем, то когда там около 30 лет, с 1509 по 1536 годы,  находилась могила открывателя Латинской Америки – Христофора Колумба. Когда-то в монастыре были и росписи живописца эпохи барокко – Сурбарана, но теперь они в местном музее искусства. Хотя Центр получил неплохую международную коллекцию искусства 2-й половины 20 века, но постоянной экспозиции здесь нет, в основе деятельности лежат международные временные выставки и программы, включающие разные категории местного населения.  

В этом провинциальном испанском центре современного искусства в Севилье, где население не превышает 1 миллион человек, проходят международные выставки с участием известных художников, которые почти невозможно увидеть в многомиллионной Москве, ориентированной на показ «звезд». 



Севильский секрет прост – почти все выставки – это совместные международные проекты. Среди со-организаторов – известные музеи Европы и Испании. Например, в 2008 году показывали ретроспективу венского акционизма из частной коллекции галериста Дж. Хуммеля, до Севильи эту выставку показывали в музее современного искусства Вены. Другую историческую выставку акционизма «Флюксус в Германии» показывали в 2007 году при поддержке немецкой галереи IFA. В Андалузском центре в течение последних лет проходили большие ретроспективы и тематические выставки, посвященные биотехнологиям, танцу, анимации, а так же традиционным жанрам – пейзажу, фотографическому портрету. Так как сельскохозяйственная Севилья начинает себя позиционировать как научный центр, связанный с новыми технологиями, поэтому тематическая выставка о биотехнологиях стала с 2003 года ежегодной. Самая большая ретроспектива канадской группы General Idea 1967-1995, в течение последних лет побывавшая в лучших выставочных залах Мюнхена, Берлина, Цюриха, добралась и до Андалузского центра. 

Нередко в Андалузийском центре идет несколько выставок одновременно.



Сейчас заканчивается первая большая ретроспектива американской феминистки Нэнси Сперо. Н. Сперо родилась в далеком 1926 году в Кливленде, училась в Чикаго, в конце 1950-х-начале 1960-х годов жила в Италии и Париже, где увлеклась не только современным ей лирическим экспрессионизмом, текстами французских интеллектуалов, прежде всего, А. Арто, но в Италии росписями этрусков. Возвративший в Нью-Йорк, она вместе с мужем, политическим живописцем Леоном Голубом, стала активисткой движения за гражданские права и против вьетнамской войны, одной из основательниц галереи «Женщины-художницы в Революции». В это время она создавала серию, посвященную войне и позже серию, посвященную А. Арто. К началу 1970-х окончательно сложился ее стиль. Считая, что живопись и холст – традиционно мужской вид искусства, она выбрала графику и бумагу. Но подобно фрескам, она склеивала листы бумаги, превращая их в развернутые свитки на стене. Как правило, в ее композициях нет центра или ясной композиции, так как считала иерархию признаком тирании и доминирования.
Женские фигурки в свободном порядке размещены на поверхности бумаги.

В 1980-е она сочетала графику древнего Египта с современными темами – насилием над женщинами в странах третьего мира.  Внутренние стены монастыря Картуха, где когда-то размещались кельи монахов были покрыты изображениями обнаженных и куда-то бегущих женщин. .

В церкви  была размещена инсталляция, посвященная узникам и экспонировавшаяся на Венецианской биеннале в 2007 году. Вырезанные картонные головы на цветных ленточках «парили» в подкупольном пространстве, в центре которого стоял шест, на верху которого и были закреплены ленточки. Инсталляция напоминала языческое сооружение в виде дерева. Да и вся экспозиция Н. Сперо, показывающая творчество художницы за 50 лет, остается в памяти наскальной архаической росписью на стенах монастыря.

Традиционно юг Европы считается менее развитым, в том числе и в отношении инфраструктуры современного искусства, по сравнению с севером. Государства Европы проводят политику выравнивания, открывая новые арт-институции и создавая новые арт-события. В 1990 году в Севилье, на родине Веласкеса и Мурильо, был открыт Андалузийский центр современного искусства. Этот центр стал одним из ключевых мест для размещения выставок  биеннале современного искусства, основанной в 2003 году, наряду с дворцом Карла V – знаменитой Альгамброй. Исторические здания, которых немало в Севилье – так же предоставляют свои площади для современного искусства во время биеннале.  

Севилья, город основанный более 2000 лет назад и расположенный в 80 км от моря, в 16 века стал важнейшим городом Испании, так именно отсюда отправлялись корабли в Новый Свет. Город получил монополию на торговлю со всеми испанскими колониями в Новом Свете. До настоящего времени сохранилось здание 16 века, куда в 18 веке были перенесены документы, имеющие отношение к Новому Свету. Это архив Индий, расположенный рядом с собором, где похоронен генуэзец Христофор Колумб, точнее перезахоронен. Так как он умер в Валладоиде в 1506 году, где и был похоронен, но затем его останки были перенесены в тот самый монастырь, где теперь находится Андалузский центр современного искусства. Из монастыря в 1542 году их отвезли на Карибы, где они и находились до 1898 года, испано-американской войны. В связи с тем, что Испания в этой войне потеряла свое влияние на Кубе, где к тому времени около 100 лет находились останки, они снова возвратились в Испанию, в Севилью.

Севилья и в 20 веке стремится не потерять участия в международных делах. Если раньше – это была торговля, то в 20 веке – это торговые выставки. В 1929 году для Иберо-американской ярмарки было построено отдельное здание с башней, подковой окружившее площадь с фонтаном, в 1992 году было построено еще одно здание для проведения ярмарок, так как Севилья стала городом, где проводилась EXPO. Теперь в новом здании проводится более 25 ярмарок в год, около 100 конгрессов, в старом – местная администрация. Для того, чтобы обеспечить  выставочно-ярмарочную деятельность, был построен аэропорт и сверхскоростная железная дорога, соединяющая  Севилью с Мадридом всего за 2 часа. Большая часть населения Севильи теперь работает в сфере обслуживания, а не на производстве, например, не на табачной фабрике, как когда-то легендарная Кармен. Но образы прошлого все еще актуальны. Например, мэр Севильи при открытии 1-й биеннале современного искусства говорил о необходимости превратить Севилью в «культурную фабрику, одним из первых продуктов является биеннале»

Проведение биеннале современного искусства – еще одна форма участия в современном глобальном мире. В идеологических текстах биеннале в Севилье не встречается имен великих испанских художников - земляков Веласкеса и Мурильо, но для 3-х биеннале выбирали самых известных, «великих» в мире современного искусства, кураторов - Х. Зеемана, О. Энвезора,  П. Вайбеля. Каждый из них выбирал тему, ему близкую.

Х. Зееман
, посетивший Андалузский центр современного искусства еще в 1992 году во время EXPO решил, что надо обязательно пригласить художников на место, чтобы они сделали произведения специально для центра – для открытых пространств внутри стен бывшего монастыря, так как по концепции как искусство воодушевляет на поэтические мечтания. В интерьерах демонстрировались фотографии, картины и аудио-работы. У входа посетителей встречала привезенная 40-тонная скульптура американца Р. Серра. 
Среди выбранных Зееманом 62 художников встречались как международные мэтры – Й. Кошут, Т. Эммин, Э. Вурм, М. Кателлан, испанские классики -Э. Чилида, С. Сиерра, так и художники среднего и молодого поколений, активно участвующие во многих биеннале.  
В рамках специальной культурной программы биеннале, размещенной по разным институциям в Севилье, был танец и музыка, видео (в том числе подборка 1-х минутных видео-работ, сделанная радикальным художником из Новосибирска Д. Булныгиным) и фильмы (М. Барни), перформансы и архитектурный симпозиум. В симпозиуме принимали участие зарубежные архитекторы, делающие проекты  для Испании - швейцарец Ж. Херцог проектировал центр современного искусства КаисаФорум в Мадриде, японец К.Седжима предложил расширение Института современного искусства в Валенсии и испанские архитекторы – А. Ортис, построивший экспо-центр и железнодорожный вокзал в Севилье в 1992 году, Р. Монео – автор пристройки  к Прадо.

Курировать 2-ю биеннале был приглашен куратор кассельской Документы 2002 года афро-американец О. Энвезор.  Теперь выставочная часть Биеннале проходила в 3-х основных местах – по-прежнему Андалузском центре современного искусства, на верфи, основанной еще в 13 веке, а так же маленький фестиваль фильмов в Танжере в Марокко.
На следующей биеннале 2009 года (2 октября 2008 - 11 января 2009), куратором которой был теоретик медиа-искусства австриец П. Вайбель, вместо верфи был выбран ренессансный дворец Карла V в Альгамбре. Эта биеннале “Youniverse” (слова «ты» и «универсум/ мир» слиты в одно слово) была посвящена взаимоотношению человека, искусства и новых технологий. Показывали видео-арт, интерактивные инсталляции, компьютерное искусство. Русских художников – не было. Хотя число художников возрастает: в 1-м биеннале принимало участие 62 художника, во 2-м – 90 художников, в 3-м - 170 художников. Как и число посетителей: 1-я биеннале - 40 тыс. человек, 3-я – почти 130 тыс. человек. Из них почти половина из Севильи.

Начиная со 2-й биеннале, была разработана образовательная программа и бесплатные туры для студентов и школьников. Что позволяет сделать современное искусство ближе местному сообществу.

<28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса. Стародубцева Зинаида. 12 марта 2009

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO