ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Современное искусство на родине Веласкеса и Мурильо, в Севилье.
Зинаида Стародубцева. 24.3.2009.
<Если в России в 1990-е годы монастыри возвращали церкви, то в Испании в эти годы во многих монастырях размещали центры современного искусства. Пример тому, Андалузийский центр современного искусства в 1997 году переехавший в знаменитый монастырь Картуха. Так как монастырь был основан еще в 15 веке и является памятником архитектуры стиля мудехар, стиля в котором сочетались христианские и мусульманские элементы, то сохранившиеся росписи, мозаики, надгробия соседствуют тут с инсталляциями и видео-проекциями. Еще до окончательного переселения в монастырь Центр современного искусства организовал серию выставок, имеющих отношение к разным аспектам истории монастыря, знаменитого, прежде всего тем, то когда там около 30 лет, с 1509 по 1536 годы, находилась могила открывателя Латинской Америки – Христофора Колумба. Когда-то в монастыре были и росписи живописца эпохи барокко – Сурбарана, но теперь они в местном музее искусства. Хотя Центр получил неплохую международную коллекцию искусства 2-й половины 20 века, но постоянной экспозиции здесь нет, в основе деятельности лежат международные временные выставки и программы, включающие разные категории местного населения. В
этом провинциальном испанском центре современного искусства в Севилье, где
население не превышает 1 миллион человек, проходят международные выставки с
участием известных художников, которые почти невозможно увидеть в
многомиллионной Москве, ориентированной на показ «звезд».
Нередко в Андалузийском центре идет несколько выставок
одновременно. В 1980-е она сочетала графику древнего Египта с современными темами – насилием над женщинами в странах третьего мира. Внутренние стены монастыря Картуха, где когда-то размещались кельи монахов были покрыты изображениями обнаженных и куда-то бегущих женщин. . |
В церкви была размещена инсталляция, посвященная узникам и экспонировавшаяся на Венецианской биеннале в 2007 году. Вырезанные картонные головы на цветных ленточках «парили» в подкупольном пространстве, в центре которого стоял шест, на верху которого и были закреплены ленточки. Инсталляция напоминала языческое сооружение в виде дерева. Да и вся экспозиция Н. Сперо, показывающая творчество художницы за 50 лет, остается в памяти наскальной архаической росписью на стенах монастыря. |
Традиционно юг Европы считается менее развитым, в том числе и в отношении инфраструктуры современного искусства, по сравнению с севером. Государства Европы проводят политику выравнивания, открывая новые арт-институции и создавая новые арт-события. В 1990 году в Севилье, на родине Веласкеса и Мурильо, был открыт Андалузийский центр современного искусства. Этот центр стал одним из ключевых мест для размещения выставок биеннале современного искусства, основанной в 2003 году, наряду с дворцом Карла V – знаменитой Альгамброй. Исторические здания, которых немало в Севилье – так же предоставляют свои площади для современного искусства во время биеннале. Севилья, город основанный более 2000 лет назад и расположенный в 80 км от моря, в 16 века стал важнейшим городом Испании, так именно отсюда отправлялись корабли в Новый Свет. Город получил монополию на торговлю со всеми испанскими колониями в Новом Свете. До настоящего времени сохранилось здание 16 века, куда в 18 веке были перенесены документы, имеющие отношение к Новому Свету. Это архив Индий, расположенный рядом с собором, где похоронен генуэзец Христофор Колумб, точнее перезахоронен. Так как он умер в Валладоиде в 1506 году, где и был похоронен, но затем его останки были перенесены в тот самый монастырь, где теперь находится Андалузский центр современного искусства. Из монастыря в 1542 году их отвезли на Карибы, где они и находились до 1898 года, испано-американской войны. В связи с тем, что Испания в этой войне потеряла свое влияние на Кубе, где к тому времени около 100 лет находились останки, они снова возвратились в Испанию, в Севилью. Севилья и в 20 веке стремится не потерять участия в международных делах. Если раньше – это была торговля, то в 20 веке – это торговые выставки. В 1929 году для Иберо-американской ярмарки было построено отдельное здание с башней, подковой окружившее площадь с фонтаном, в 1992 году было построено еще одно здание для проведения ярмарок, так как Севилья стала городом, где проводилась EXPO. Теперь в новом здании проводится более 25 ярмарок в год, около 100 конгрессов, в старом – местная администрация. Для того, чтобы обеспечить выставочно-ярмарочную деятельность, был построен аэропорт и сверхскоростная железная дорога, соединяющая Севилью с Мадридом всего за 2 часа. Большая часть населения Севильи теперь работает в сфере обслуживания, а не на производстве, например, не на табачной фабрике, как когда-то легендарная Кармен. Но образы прошлого все еще актуальны. Например, мэр Севильи при открытии 1-й биеннале современного искусства говорил о необходимости превратить Севилью в «культурную фабрику, одним из первых продуктов является биеннале» |
Проведение биеннале современного искусства – еще одна форма участия в
современном глобальном мире. В идеологических текстах биеннале в Севилье не
встречается имен великих испанских художников - земляков Веласкеса и Мурильо, но
для 3-х биеннале выбирали самых известных, «великих» в мире современного
искусства, кураторов - Х. Зеемана, О. Энвезора, П. Вайбеля. Каждый из них
выбирал тему, ему близкую. Х. Зееман, посетивший Андалузский центр современного искусства еще в 1992 году во время EXPO решил, что надо обязательно пригласить художников на место, чтобы они сделали произведения специально для центра – для открытых пространств внутри стен бывшего монастыря, так как по концепции как искусство воодушевляет на поэтические мечтания. В интерьерах демонстрировались фотографии, картины и аудио-работы. У входа посетителей встречала привезенная 40-тонная скульптура американца Р. Серра. Среди выбранных Зееманом 62 художников встречались как международные мэтры – Й. Кошут, Т. Эммин, Э. Вурм, М. Кателлан, испанские классики -Э. Чилида, С. Сиерра, так и художники среднего и молодого поколений, активно участвующие во многих биеннале. В рамках специальной культурной программы биеннале, размещенной по разным институциям в Севилье, был танец и музыка, видео (в том числе подборка 1-х минутных видео-работ, сделанная радикальным художником из Новосибирска Д. Булныгиным) и фильмы (М. Барни), перформансы и архитектурный симпозиум. В симпозиуме принимали участие зарубежные архитекторы, делающие проекты для Испании - швейцарец Ж. Херцог проектировал центр современного искусства КаисаФорум в Мадриде, японец К.Седжима предложил расширение Института современного искусства в Валенсии и испанские архитекторы – А. Ортис, построивший экспо-центр и железнодорожный вокзал в Севилье в 1992 году, Р. Монео – автор пристройки к Прадо. Курировать 2-ю биеннале был приглашен куратор кассельской Документы 2002 года афро-американец О. Энвезор. Теперь выставочная часть Биеннале проходила в 3-х основных местах – по-прежнему Андалузском центре современного искусства, на верфи, основанной еще в 13 веке, а так же маленький фестиваль фильмов в Танжере в Марокко. |
На следующей биеннале 2009 года (2 октября 2008 - 11 января 2009), куратором которой был теоретик медиа-искусства австриец П. Вайбель, вместо верфи был выбран ренессансный дворец Карла V в Альгамбре. Эта биеннале “Youniverse” (слова «ты» и «универсум/ мир» слиты в одно слово) была посвящена взаимоотношению человека, искусства и новых технологий. Показывали видео-арт, интерактивные инсталляции, компьютерное искусство. Русских художников – не было. Хотя число художников возрастает: в 1-м биеннале принимало участие 62 художника, во 2-м – 90 художников, в 3-м - 170 художников. Как и число посетителей: 1-я биеннале - 40 тыс. человек, 3-я – почти 130 тыс. человек. Из них почти половина из Севильи. |
|
Начиная со 2-й биеннале, была разработана образовательная программа и бесплатные туры для студентов и школьников. Что позволяет сделать современное искусство ближе местному сообществу. |
<28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса. Стародубцева Зинаида. 12 марта 2009 |