ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР  АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

28-я ярмарка ARCO в Мадриде не боится кризиса

Стародубцева Зинаида.
12 марта 2009

<В Мадриде в середине февраля 11-16 этого года прошла очередная 28 –я ярмарка современного искусства ARCO. Кризис, конечно, не мог не помешать проведению такого государственного значимого международного события, но  число галерей, принимавших участие уменьшилось, 240 галерей вместо 270 в прошлом году. Но зато увеличилось количество площадей, по сравнению с прошлым годом. В этом году ярмарка занимала 3 павильона в современном выставочном комплексе IFEMA на окраине Мадрида, что-то аналогичное московскому Крокус-экспо, правда, до мадридского Экспо можно легко добраться на метро. Количество посетителей ярмарки продолжает неуклонно расти - в этом году более 240 000 человек, в прошлом году почти 200 000. Ярмарки давно уже перестали быть мероприятиями исключительно для коллекционеров, а превратились в мега-шоу.  
Испанский куратор Пако Барраган, автор книги “The Art Fair Age” предложил присвоить ярмаркам статус городского центра развлечений. И это справедливо, так как ярмарки давно уже сопровождаются некоммерческими программами, симпозиумами, лекциями, как на территории самой ярмарки, так и по всему городу. Поздним вечером участникам ярмарки и специальным гостям предлагаются вечеринки и дискотеки в клубах и арт-центрах. Например, в этом году на ARCO был с 22.00 до 24.00 был предложен специальный ночной тур по экспозиции Музея современного искусства Королевы Софии, а день открытия ярмарки завершился вечеринкой в арт-центре Матадеро, бывшей скотобойне,  построенной в начале 20 века и переоборудованный в междисциплинарный центр искусства в начале 21 века. Пространство аналогичное Винзаводу, так же построенное в районе железно-дорожного вокзала, но площадь Матадеро в несколько раз больше – около 150 тыс. квадратных метров и визуальные искусства здесь не занимают лидирующего положения. 
Ярмарка ARCO был создана в 1982 году, позже, чем старейшие европейские ярмарки Арт-Кельн (1967) и Арт-Базель (1970), FIAC в Париже (1974). В 1990-е годы в Европе стали активно появляться и другие ярмарки. Например, Арт-Москва (1995), Артфорум Берлин (1996), наконец, самая модная и прогрессивная Frieze в Лондоне (2003). Но испанская ярмарка уверенно входит к 10-ку крупнейших и важнейших мировых ярмарок современного искусства, хотя когда-то ярмарка начиналась с участия всего лишь 90 галерей. 
Два года назад, в 2007 году территории Испании появилась еще одна ярмарка современного искусства – в туристическом месте Пальма де Майорка. Точнее в аэропорту. Это была инициатива руководства выставочной фирмы Кельн Мессе, обращенная к правительству Болеарских островов. Арт Кельн решил скопировать стратегию Арт Базеля, ставшего проводить еще одну ярмарку в Майами  (2005).
Но ARCO, по-прежнему остается крупнейшим международным арт-событием в Испании, не смотря на появление нескольких новых международных арт-мероприятий – биеннале современного искусства в Валенсии (2001) и Севилье (2005). Границы между ярмарками (выставки для продажи) и биеннале (просто выставки) стали стираться потому что ярмарки стали сопровождаться интенсивными некоммерческими программами, а выставленные на биеннале работы немедленно после закрытия покупаются спонсорами или коллекционерами, приехавшими на биеннале.
<Продажи и закупки
Цель каждой ярмарки искусства привлечь как можно больше галерей (продать больше выставочных площадей) с качественными работами, которые будут успешно продаваться. Чтобы следить за качеством работ, создается специальный комитет, в который входят профессионалы из мира искусства. В последнее десятилетие кураторами арт-ярмарок, а не только программ внутри ярмарок все чаще приглашаются кураторы биеннале и кураторы музеев.

В этом году ARCO как приглашающей стороной оплачен приезд более 100 коллекционеров со всего мира. Тогда так для галерей  участие в  ARCO стоит 30 тыс. евро за 65 кв. метров выставочной площади. Продажи на ярмарке дело расчета и случая. Некоторые галереи сумели уже в день открытия продать на сумму большую, чем они заплатили за участие. Например, галерея Marc Payot продала живопись польского художника за 50 тыс. евро. Другие галереи и после закрытия ярмарки не смогли покрыть расходов на участие в ярмарке. Галереи, входящие в последнюю категорию неохотно сообщают о таких результатах прессе и организаторам ярмарки. После закрытия ярмарки, успешные галереи сообщили организаторам ярмарки о своих продажах. Например, парижская Lelong продала одну треть привезенных работ, в том числе и скульптуру молодого художника за 180 тыс. евро. Галерея Haunch of Venison продала видео-инсталляцию Била Виолы за 190 тыс. евро. Известная американская галерея Malborough, среди других работ продала 3 акварели колумбийского художника Ботеро по 62 тыс. евро за каждый лист. Галеристы отмечали активность коллекционеров из Латинской Америки и Португалии. Обычно лидерами закупок были коллекционеры из США, Бельгии, Германии, Испании.  

На ярмарке в основной программе среди галерей преобладали испанские (более  70 галерей), затем шли немецкие (более 30), а также австрийские, португальские, французские, английские (в среднем более 10). От таких стран, как Россия, Иран, Болгария, Дания, Венгрия, Ирландия, Турция, ЮАР было только по одной галерее.

Самой дорогой была картина англичанина Ф. Бэкона, умершего в Мадриде в 1992 году, - 15 млн. евро. В это же время в музее Прадо проходила его большая ретроспектива – 60 картин, предоставленных 50-тью крупнейшими музеями и частными коллекционерами. Как сообщила экскурсовод этой выставки, одна из выставленных работ принадлежит русскому олигарху. 
Если имена частных коллекционеров обычно остаются в тайне, то коллекционеры корпоративные и музейные охотно предоставляют сведения о том, что купили и по какой цене. Министерство культуры купило для Музея современного искусства королевы Софии работ на сумму более 670 тыс.: нескольких современных испанских художников,  а так же коллаж немца К. Швиттерса 1926 года и фотографию француза Брассаи 1932 года, запечатлевшую Х. Миро в Барселоне в 1955 году.  Испанская Coca Cola купила работы для центра современного искусства на Саламанке. Региональные департаменты культуры и фонды, созданные испанскими банками закупали  преимущественно испанское искусство. С небольшими исключениями, например, живопись русского художника, живущего более 15 лет в Амстердаме – А. Ройтера купил фонд из Галисии.  В отличие от местных властей и фондов местных банков, некоммерческий фонд ARCO, созданный в 1987 году  покупает преимущественно работы зарубежных художников, консультируют фонд специалисты из ведущих музеев Нидерландов, США, Великобритании . В этом году было потрачено 150 тыс. евро, консультант по закупкам был из Австрии. С 1996 года коллекция временно находится в Музее современного искусства в Сантьяго де Компостела, всего около 200 работ, в том числе и классиков современного искусства - Р. Сера, Д. Джада, З. Польке, М. Мерца, К. Болтански и многих других. Для своей собственной коллекции этот музей купил на ARCO работ на 130 тыс. евро. 

Кроме того, денежные потоки нескольких фондов и ассоциаций были направлены на раздачу ежегодных премий и призов. Например, приз Ассоциации испанских арт-критиков лучшему  художнику получила испанка К. Иглесиас наряду с такими известными международными художниками как В. Бикрофт и Г. Базелиц. Эта премия наряду с другими (например, лучшим коллекционерам) вручались вечером в день открытия ярмарки. Вручение премии лучшему молодому художнику проходило в пригороде Мадрида молодом Центре современного искусства «Второе Мая».  Специальный автобус утром привез участников церемонии награждения в небольшой промышленный городок Мосолес, где в 2008 году в рамках программы децентрализации искусства было построено современное 4-х этажное задние, внутри которого находится законсервированный полуразрушенный дом 19 века. Правительство Мадрида подарило Центру 1 500 произведений современного искусства и надеется, что центр будет активно взаимодействовать с местным сообществом – устраивать лекции, мастер-классы для школьников. Хотя постоянной экспозиции нет, но на одном из этажей полгода экспонируются работы из коллекции, но предпочтение отдается совместным выставочным проектам, в том числе международным. В программу центра входит проведение персональных выставок молодых художников. Поэтому вручение премии именно здесь было поддержкой из центра, из Мадрида. В этом году премию получил молодой художник из Хорватии Д. Маликович за проект о югославской архитектуре 1970-х годов, показанной на ARCO в разделе соло-проектов совместно голландской и австрийской галереями.

<Презентации культурных проектов

На ARCO сложилась традиция презентации будущих культурных проектов, не имеющих прямого отношения к арт-рынку. Все они экспонировались в отдельном павильоне. Так как на арт-рынке обычно доминирует живопись, а потом скульптура, фотография, то организаторы этой некоммерческой части ARCO как обычно сделали акцент на перформансе и видео.  Были представлены соло-проекты 35 молодых художников, выбранные международной кураторской командой, видео-программа, серия перформансов, которые проходили каждый день в специальном боксе, а так же презентация частных и корпоративных коллекций и экспонирование художников, номинированных на различные премии. Ежедневно до самого вечера в 2-х небольших залах шли заседания форума экспертов, посвященного вопросам коллекционирования. В этом году было много выступающих гостей из Сиэтла, хотя американских галерей на ярмарке было мало.  

Часть коллекции будущего музея показала Хельга де Альвеар, одна из основательниц ARCO. Она родилась в Германии, но много лет держит галерею  в Мадриде. Галеристка решила подарить свою коллекцию из 2000 работ, которые она собирала в течение 30 лет в один из провинциальных музеев при условии, что для коллекции будет построено новое здание. Во время ARCO  в ее галерее в центре Мадрида показывали выставку известного испанского художника С. Сьерра «Пронизанный». Экспонирование его работ активно обсуждается общественностью, так как на его минималистических фотографиях обнаженные мужчины и женщины 2-х рас - европеоидной и негроидной занимаются сексом. В это раз было 10 пар в разных комбинациях, отражающихся в зеркале. Самой популярной фотографией в масс-медиа стала фотография позиции, когда африканец наверху (позиция власти), а европеец внизу, проникновение осуществляется через анальное отверстие. Секс используется художником как метафора социальных отношений, пронизывающих общество. Поэтому не так легко запретить экспонирование этих изображений, не смотря на то, что некоторые считают их порнографическими. На выставке экспонировалось так же и видео, но за занавеской, чтобы прохожие с улицы, в том числе дети и подростки не смогли видеть.  

Испанское Министерство иностранных дел показывало африканских художников, департамент искусства городского Совета Мадрида показывал арт-архив 40 испанских художников, испанский регион Мурсиа представлял Техноперформанс более чем на 20 мониторах.
В этом зале проходила и презентация биеннале Манифесты. 
В этом году пан-европейская номадическая биеннале современного искусства Манифеста, основанная в 1996 году в Нидерландах объявила о том, что очередная 8-я биеннале пройдет в испанской провинции Мурсиа, расположенной юго-восточной части Испании и имеющей устойчивые связи с Северной Африкой. Второй раз Испания принимает  Манифесту. Первый раз, в 2004 году это был регион басков. Манифеста, исповедующая изучение идеи Европы 21 века по краям континента, стремится выбирать небольшие местечки, имеющие сложные приграничные отношения. После того как ее биеннале на Кипре в 2006 году была отменена, следующим местом был выбран более спокойный, промышленно заброшенный регион на границе Северной Италии и немецко-язычной цивилизации. Мурсиа, исторически связанная с Картахеной, теперь имеет связи и с Северной Европой, жители которой охотно покупают дома на побережье.
Темой очередной Манифесты станет общеобязательная тема миграции и тема воды. По мнению футурологов, вода - ресурс, за который в 21 веке будут войны. Но, возможно, что выбор темы воды обусловлен тем, что реки в этой области считаются загрязненными.
Среди представлявших планы Манифесты в Испании в 2010 году был русский куратор В. Мизиано, вице-председатель фонда Манифесты и главный редактор «Художественного журнала».  

<Русские художники и галереи

В этом году ARCO принимала участие только одна русская галерея – GMG. Как объяснила М. Гончаренко, владелица галереи, для такой молодой галереи как GMG, основанной в 2006 году,  важно принимать участие в хороших ярмарках. На Арт-Базель точно пока не возьмут, а вот на ARCO решили подать заявку и нас взяли. Еще за день до официального открытия, на VIP-показе 2 работы А. Журавлева «Большой Китай» и «Большая Индия», едва заметные фотографии в центре огромных черных прямоугольников, купил швейцарский коллекционер, у которого одна из самых больших коллекций китайского искусства, несколько сотен китайских художников. Небольшие скульптуры В. Захарова стоили 5-6 тыс. евро.

 
Остальные русские художники, всего около 10-ти, были представлены на стендах европейских галерей, что может, в некоторой степени, свидетельствовать об интеграции отдельных русских художников в европейский арт-рынок. На первом стенде у центрального входа посетителей встречал лайт-бокс с работой А. Косолапова «Икона-икра», знаменитой тем, что ее сняли по распоряжению директора ГТГ с выставки «Соц-арт» в 2007 году. Эту выставку, экспонировавшуюся во время работы парижской ярмарки современного искусства FIAC, в негосударственном выставочном зале Мезон Руж увидел молодой галерист  Eric Hussenot. После скандала, связанного с экспонированием этой Третьяковской выставки в Париже, цены на русских художников на FIAC выросли в несколько раз. После выставки галерист принял решение работать только с А. Косолаповым, считая, что это исторический художник, лидер соц-арта, который не достаточно представлен и оценен в мире. Цена лайт-бокса А. Косолапов в этой галерее - 14 тыс. евро.  

Другая парижская галерея CM Art, напротив, специализирующаяся на русском искусстве, преимущественно фотографии, показала триптих Л. Тишков «Частная луна». Каждая фотография стоила до 8 тыс. евро. Примерно столько же стоила маленькая фотография живущего в Берлине Б. Михайлова, знаменитого фотографиями российских и украинских бомжей,  на стенде мюнхенской галереи Barbara Gross. Шведская галерея Wetterling показывала фотографии Н. Эдемонт, молодой русской художницы, давно живущей в Стокгольме. Полуобнаженные девочки-подростки на белой кровати с алым пятном  на простыне в нейтральном белом пространстве стоили больше 10 тыс. евро.

Вероятно, самой дорогой русской фотографией, 14 тыс. евро, были работы AES+F из серии «Последнее восстание», так же показывающей подростков, но с оружием, представленные в самом конце одного из павильонов в мадридской галерее Salvador Diaz. Директор галереи познакомилась с художниками 3 года назад во время их персональный выставки в Мадриде. И теперь показывает эту группу на всех ярмарках, в которых принимает участие галерея. Уже в день VIP-показа одна из работ AES+F была продана. Интерактивный объект, названный в середине 1970-х концептуалистом А.Монастырским «Пушка» продавался на одном стенде вместе феминисткой В.Экспорт австрийкой галерей Charim, специализирующейся на венском акционизме. А. Монастырский, как известно, лидер московского акционизма  1970-1980-х годов

Русская живопись стоила дороже русских фотографий. Картина живущего в США О. Васильева, 180 тыс. евро, на стенде английской галереи Faggionato Fine Arts, работающей со звездами типа Уорхола, Херста, Бэкона, Гилберта и Джорджа, Баскиа. И, конечно, самая дорогая живопись И. Кабакова, с недавней московской выставки в «Гараже» - более 600 тыс. евро.  

На стенде шведской галереи были представлены большие парадные фотопортреты из серии «Россия» скандального американского художника А. Серрано. Когда-то в конце 1980-х его фотографии распятия в урине были запрещены к показу в некоторых музеях и арт-центрах США, но теперь, кажется, спокойно экспонируются по всему миру. Теперь на ARCO фотопортрет Т.Е.Муриной, смотрительницы общественного туалета  из России  стоил больше 20 тыс. евро.  
Будем ждать, когда Россия станет приглашенной страной и тогда русских галерей и художников станет значительно больше.

<Специализация и приглашенная страна - Индия

Первоначально ARCO специализировалась на представлении Латиноамериканского искусства, но после открытия Арт Базель в Майми Бич в 2005 году, Флорида окончательно стала центром торговли Латиноамериканского искусства. ARCO изменила свою политику, хотя присутствие латиноамериканских галерей все еще заметно на ARCO, и теперь на каждой ярмарке есть приглашенная страна. Что означает большее выставочное пространство для галерей приглашенной страны, специальная программа, включающая в том числе и выставки по всему городу.



Десятилетний   бум на китайское искусство начинает проходить, его место занимает искусство индийское. В этом году приглашенной страной на ARCO была Индия, где живет  2 биллиона человек. В ярмарке участвовало 15 расположенных вместе галерей,  основанных в конце 1990-х- начале 2000-х годов  в основном из Нью-Дели и Мумбая. Было представлено более 50 художников, живущих не только в Индии, но и в Европе. Куратор индийской экспозиции Босе Кришнамачари, родился в 1962 году, учился в Бомбее и получил Мастера визуальных искусств в престижном Голдсмит колледже в Лондоне. В прошлом художник, сейчас он все чаще выступает как куратор персональных и групповых выставок. С середины 2000-х курировал несколько групповых выставок в Бомбее и выставок индийского искусства в Нью-Йорке, Токио.  

Преобладающей многих работ стал показ диалога индийской культуры с европейской, традиционных ценностей с глобальной экономикой. Например, большая постановочная фотография В. Виласини следует иконографии Тайной Вечери. Галереи в основном показывали фотографии, инсталляции, объекты, живопись как традиционный вид искусства присутствовала, но не доминировала. Уже в самом начале экспозиции зрителей встречала лежащая на полу огромная голова Вишну, которая «упала» и разбила резной столик с компьютером. Индия страна контрастов, что можно было увидеть на фотографиях:  Э. Манн снимает  обнаженных индийских гомосексуалистов и садо-мазохистов в дорогом отеле, на черно-белых фото Г. Бартоломеу – жизнь простых индийце на улицах в 1960-е годы. Среди тем - религиозные конфликты, терроризм, но в целом  это экспозиция коммерческих галерей, которые хотели представить современное искусство Индии как отражение страны с развивающейся экономикой.  

Тематические экспозиции индийского искусства были показаны за пределами ARCO,  в центре Мадрида. В Доме Азии – еще одна выставка современного искусства, зато неподалеку можно было увидеть  другую выставку- массовую печатную продукцию за 2 века. Многочисленные литографии 19 века с европейскими пейзажами, поверх которых местными неизвестными художниками нарисованы индийские боги, чаще всего Кришна или влюбленные индийские пары, плакаты с индийскими красавицами, афиши популярных индийских фильмов периода расцвета индийского кинематографа в 1960-70-е годы. Для тех, кто интересуется экспериментальным индийским кино в течение 2-х недель показывали фильмы и видео.  

Ярмарка ARCO – не замеченная в стремлении продавать только самое передовое или самое модное искусство, но зато со взвешенной политикой, в отношении поддержки плохо продаваемых видов искусства (перформанса и видео), в случае в Индией – показала себя как ярмарка реагирующая на модные тенденции рынка. Европейско-американская мода на современное индийское искусство пока не добралась до Москвы.


<Современное искусство на родине Веласкеса и Мурильо, в Севилье. Зинаида Стародубцева. 24.3.2009.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO