Арт Puzzle. Выпуск
#8.Новая реальность с религиозной основой.
Победа символизма над акционизмом. Тренинг по созданию и разрушению
границ. Анастасия Полозова
◄Новая реальность с религиозной
основой. Современные технологии и современное искусство. Похоже, за этим тандемом
- будущее по созданию новой реальности, как в фильме «Начало» с Ди Каприо.
Находясь в залах Музея современного искусства среди монументальных полотен
Константина Худякова с идеально- пластмассовыми обнаженными телами ,
черепами, и частями тела, рождающимися из сетей каких-то технических
конструкций или новых веществ, невольно об этой новой реальности
задумываешься. И не только задумываешься, но и действительно создаешь,
прикасаясь к плазменной стерео-лайт панели с цветными лабиринтами и
коллажами работ художника.
А что если все так и будет через несколько тысяч лет?
Что если новый человек будет настолько технически совершенен, что череп его
будет представлять собой такую же фантастическую конструкцию, как в работах
«Новый череп Евы» и «Новый череп Адама»? Что если мир будет наполнен такими
же мухами, как в работах «Явление мухи» и «Муха и череп», представляющими
реальную угрозу не столько размерами, сколько интеллектом? Эти новые люди и
новый мир немного пугают, как все новое. Однако, есть во всей этой истории с
рождением нового человека уравновешивающий момент. Это использование
традиционных живописных сюжетов, как знак того, что опыт предыдущих
поколений все же не совсем стерт. А значит, не стерта душа, на которую можно
наслаивать теперь новые материалы и новые образы. Довольно забавно выглядит
красно-черно-белые компьютерные версии картин «Не ждали» и «Утро стрелецкой
казни». А «Явление народу» просто обезоруживает синтезом библейского сюжета
и техничного исполнения.
Библейские сюжеты, пожалуй, можно назвать основой всей
выставки. Они появляются даже в серии масштабных фотографий с почти
шишкинскими и саврасовскими пейзажами и натюрмортами как у малых
голландцев, только в цифровом варианте. («Боровская голгофа», «Тайная
вечеря»).
Ну и, конечно, центральная и самая впечатляющая часть
композиции – это проект «Deisis.Предстояние».
Огромный иконостас с центральным портретом Христа в окружении таких же
портретов святых. Лица завораживают и притягивают. Скорее всего, потому, что
созданы они путем переработки и восстановления черт реальных библейских
персонажей с помощью цифровых технологий. Тысячи кадров, месяцы,
годы обработки. Весь этот труд буквально физически ощущается.
Но душевное состояние у зрителя перед иконостасом нового поколения отнюдь не
благостное, оно, скорее тревожное. Может быть потому, что цель проекта –
обращение не столько к верующим, сколько к атеистам для того, чтобы донести
до них этот пласт реальной, по мнению художника, истории.
◄Победа символизма над
акционизмом. В продолжение религиозной темы – выставка-ретроспектива работ Германа
Нитча в Stella Art. Этого идеолога австрийского
акционизма как только ни называли – и богохульником, и сатанистом, и убийцей
несчастных животных. В это очень трудно поверить, глядя сегодня на
благообразного седобородого старика и его, в общем-то, вполне пристойныехолсты с яркими мазками и брызгами желтого, красного и черного и с распятыми
на них белыми рубахами. Чем ни хрестоматийный экспрессионизм?
Трудно поверить и в тот шок и ужас, в которые еще несколько десятилетий назад
повергал общественность этот любитель символизма и поклонник творчества Климта.
И даже документация его «Театра оргий и мистерий» убеждает слабо, поскольку
выглядит как театральная постановка, не более. К слову, для ее создания
привлекались и хор, и оркестр, и сотни актеров-статистов. Однако и кровь
убиенного барашка, и распятие – все настоящее. Интересный эффект. Возможно, все
эти ужасы нивелируются целостностью идеи. А она у Нитча – ни много, ни мало –
«мистически восславить бытие человека». И здесь он ближе всего к ренессансу с
его торжеством плоти, чревоугодными пирами и оргиями. Так и достигается эффект
живописной эстетики далеко не живописных действий.
Тренинг по
созданию и разрушению границ. Еще одна выставка Stella Art, но уже на
Мытной, посвящена модной для экспозиционного сезона 2010 теме границ
(вспомнить хотя бы фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?»). На
выставке представлена работа медиа-группы «Синий суп» без названия,
представляющая изображение массы воды, рассеченной пополам некой границей.
По словам авторов – это работа о видимых и невидимых
границах и преградах. Входя в почти медитативное состояние при наблюдении этой
работы невольно задумываешься о том, что большинство границ мы создаем себе
сами. Что нет в мире ничего непреодолимого, кроме морально-нравственных границ,
за которые переступать не то, чтобы нельзя, сколь просто бессмысленно. Потому
что именно на этих границах, созданных природой и высшим разумам держится то,
что мы называем нашим материальным миром с его бескрайними морями, лесами и
бесчисленными народами. Работа эта отсылает также к одной из ярких работ «Синего
супа» «Оборона», с изображением туманной лесной долины, где все пространственные
и временные границы были сознательно стерты, и только громкие выстрелы
заставляли зрителя создавать их вновь.
"Синий суп"(Алексей Добров,
Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен).
До 14 декабря в Stella
Art Foundationв выставочном пространстве на Мытной.
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.