Арт Puzzle. Выпуск
#16. Предновогодние путешествия по сказкам. Анастасия Полозова
◄В канун новогодних праздников
так хочется хотя бы ненадолго оказаться в сказке. И это вполне реально, если
пойти на выставку «Маленький принц» в домике Чехова.
Сказка начинается с белой шляпы с силуэтом слона внутри, той самой, которая
оказывается удавом. И потом перетекает в причудливые тени, фигурки, панно,
барханы, зеркала, радужные домики, планеты, падающую звезду, глядя на
которую можно загадывать бесконечное количество желаний. Весь этот
загадочный мир создан современными художниками, среди которых
Леонид Тишков, Франциско Инфанте, Нонна Горюнова, Андрей Бартенев. Сергей
Шутов, Катя Филиппова, Татьяна Чернова, Владимир Наседкин, Татьяна Баданина,
Алексей Политов, Марина Белова, Ираида Юсупова Александр Долгин, Святослав
Пономарев, Люмила Мабри, Лаврентий Бруни.
Описывать сказку дело неблагодарное. Все равно не передашь всего очарования,
удивления и ожидания чуда, которое возникает в выставочных залах. Выставка
посвящена завершающемуся Году Франции в России и 110-летию Антуана де
Сент-Экзюпери и продлится она до 1 марта, когда в природе начнутся совсем
другие, весенние чудеса.
◄В
продолжение чудес – редкая по красоте выставка в галерее на Солянке.
Выставка работ Рустама Хамдамова. Живописных и кинематографических.
Хамдамов – явление в кинематографе уникальное, потому что сложно сказать
кто он больше – режиссер или художник. Он снимает как рисует и рисует,
рассказывая историю. Его работы есть в собраниях Эрмитажа и Третьяковки. Он
создает воздушные акварели в лучших традициях мировой живописи, его женские
портреты невероятно прекрасны и притягательны, хоть и совершенно не современны.
Вообще, тяга к культурному наследию, привычка копаться в старых сундуках в
поисках того, что уже не носят, не производят, не создают, опора на культурные
пласты предыдущих поколений – суть характера и творчества Хамдамова. Он как
старьевщик собирает мельчайшие приметы прошлого и из них создает свои уникальные,
и поэтому редкие, как бриллианты, картины. Название «Бриллианты» как нельзя
лучше подходит и для фильма, который уже покорил жюри Венецианского фестиваля, и
для выставки, на которой можно увидеть как фильм этот создавался.
Уже по рабочему материалу видно, что фильм соткан из классических образов и тем
классики мирового кинематографа. Не случайно одна из любимейших актрис Хамдамова
– Рената Литвинова - российское воплощение звезд Голливуда. Цвет, точнее его
отсутствие, свет, костюмы – все это создает стиль 20-х годов, где вместо слов –
балет, а детективный сюжет оказывается историей о любви. О любви вообще все
творчество Хамдамова. О любви к женщинам, к красоте, к кино. Любовью пропитано и
пространство выставки, согретой теплом и цветом акварелей, которые подчеркивают
строгость черно-белого кино и черно-белых фотографий.
◄Бриллианты
настоящие можно увидеть на выставке знаменитого французского ювелира Рене
Лалика.
Вазы, скульптуры, стеклянные флаконы для духов, гребни, диадемы – вещи из
прошлого, которые в 21-ом веке не живут как вещи, только как произведения
искусства. И уже странно, что когда-то они украшали интерьеры, платья,
прически таких же людей, как и мы, только родившихся на 100 лет раньше. Хотя,
если быть до конца точной, не таких уж простые это были люди. Например, Сара
Бернар или императрица Александра Федоровна. Да и самого Лалика ставят в
один ряд с Фаберже и Картье.
Его ювелирные изделия в стиле ар нуво – сочетание высокого мастерства и
низких образов, зачастую некрасивых в традиционном понимании. Лягушки,
чертополох, летучие мыши, стрекозы, осы, кузнечики, скорпионы, змеи –
персонажи скорее для фильмов ужасов, чем для украшений. Но именно они в
обрамлении драгоценных и полудрагоценных камней, перламутра, золота и
серебра создают уникальный стиль ювелира.
От создания ювелирных шедевров Лалик перешел к работе со стеклом. Его
стеклянные вазы, светильники, флаконы – явление не менее прекрасное, чем
ювелирные изделия. Он разработал свой уникальный метод работы со стеклом,
который до сих пор хранится в секрете. Не менее интересная часть выставки –
эскизы к будущим шедеврам. Они выписаны с такой скрупулезной точностью штрих
за штрихом, что не удивительно, как после такой подготовки рождались
совершенства.
◄ Музей архитектуры
демонстрирует свои сокровища. 28 декабря открылась выставка с амбициозным
названием «Мы создали из Москвы столицу».
Формат выставки переносит посетителей во времена публичных обсуждений
архитектурных проектов 30-х годов. Проектов масштабных, кардинально меняющих
облик города. Это и сталинские высотки, и исполинские госучреждения, и станции
метро. Творения 12-ти архитектурных мастерских под руководством таких великих
зодчих как Жолтовский, Щусев, Мельников. Именно они сделали лицо города
таким, каким мы его видим уже почти столетие.
Интересно, что несмотря на кажущуюся разношерстность и бесконечную эклектику, у
Москвы все же есть свой неповторимый стиль, который сотрудники Моспроекта
стараются поддерживать и по
сей день.
Кроме масштабности самих зданий, многие из которых мы можем видеть воочию, их
эскизы исполнены тоже масштабно и ярко. Большие листы, яркие краски. Даже
удивительно, что архитектурные наброски могут выглядеть так живописно.
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.