Арт Puzzle. Выпуск
#12. Выставки середины ноября отвечают на вопросы – Что? Где?
Когда? и Как?
Анастасия Полозова
◄Когда встретились художник и
автомобиль.
Когда такой монстр автопрома, как Renault, берет под свое покровительство
художников и фотографов и предоставляет им полную свободу творчества,
всячески помогает, вдохновляет, открывая для них свои производственные
мастерские и проектные бюро, в итоге получается прекрасная коллекция и
десятки талантливых имен.
Фотограф Робер Дуано пришел в Renault штатным фотографом, не имея ни опыта,
ни представления как делать рекламные снимки, ни знания о том, как снимать
хронику жизни завода. И за долгие годы сотрудничества он создает прекрасную
коллекцию фотографий, которую отличает особый гуманистический взгляд, будь
то бытовые эпизоды или красивые постановочные сцены. На его фотографиях –
парижские улицы, дамы в шляпках и пышных платьях, и, конечно, в каждом кадре
- автомобили: роскошные спортивные кабриолеты, скромные двухместные купе –
мокнущие под дождем и блестящие на солнце, в парке и на гонках в грязи. Его
рекламные фотографии – это целая романтическая история любви, главный герой
которой – автомобиль. Совсем иной взгляд, совсем иной дух рекламной
фотографии, такой непривычно тихий и трогательный, совсем чуждый сегодняшней
яркой и кричащей рекламе. И рядом – бытовые сцены производства, лица рабочих,
какие-то механизмы, цеха, станки. Все это не менее интересное и
увлекательное, чем «гламурные» съемки для первых глянцевых журналов. Дуано с
прилежностью ученика ведет летопись жизни Renault, уделяя внимание каждой
детали, каждому механизму, каждому рабочему. Он посвятил заводу 16 лет своей
творческой жизни, и благодаря этому союзу, стал известнейшим фотографом со
своим почерком и стилем.
Благодаря Renault свой стиль вырабатывал и Жан Дюбуффе, создавая свои
фантасмагорические объекты из таких материалов как полистирол или
пенообразный полиэфир, которые можно было получить только на производстве.
Его работам отведен отдельный зал, заполненный не то декорациями, не то
скульптурами, не то лабиринтами черно-бело-красных цветов. Это представление
художника о новом мире, мире людей и механизмов, границы между которыми
настолько стираются, что уже невозможно отличить, кто для кого существует, и
кто кому служит.
Подобную картину мира рисует и Эрро, создавая свои пейзажи «Motor Scape» и
«Renault Scape» полностью из деталей автомобилей. Кроме того, он помещает
фрагменты машин рядом с образами классических произведений Гогена, Мане и
Фуке, подчеркивая диссонанс техногенного мира и мира искусства, которые при
этом неразделимы.
Жан Тингели, напротив, с каким-то задором и весельем ставит машины на службу
художнику, заставляя их рисовать карандашами и красками. Он создает
механизмы, с помощью которых получаются причудливые изображения, вполне
вписывающиеся в ряд произведений современного искусства.
Арман и вовсе заковывает двигатели, провода и колодки в плексиглас, лишая их
привычных функций, и заставляя быть предметами искусства. А на картинах он
отпечатывает в цвете шестеренки, гаечные ключи, шины, создавая техногенные
орнаменты.
Каждый художник использовал этот творческий союз с автомобильным гигантом
по-своему, но каждый неизменно получил какой-то творческий импульс, новую
волну в своем творчестве, а мир искусства кроме ярких имен получил серию
ярких работ, часть которых хранится в музеях, а часть – украшает интерьеры
автомобильных салонов.
Встреча двух миров: из коллекции Renault Art
Новый Манеж (Георгиевский пер., 3) до 26 ноября>
◄В
рамках фестиваля им. Д.А. Пригова а Открытой галерее действует выставка
Владислава Ефимова «Машина порядка».
Даже без звука, хотя звук здесь – одна из главных составляющих, инсталляция
смотрится как полноценное произведение искусства, похожее на декорацию к
очередному фильму Тима Бертона или Питера Гринуэя. Эффект усиливается за
счет контраста белых стен галереи и черных экранов, динамиков, приемников,
проводов. Удивительное сочетание вроде бы нагромождения предметов и какой-то
лаконичности и продуманности их расстановки. Этот контраст «порядок-хаос»
сохраняется и в звуковом сопровождении. Как из десятка настроенных на разные
волны приемников извлекается гармоничная музыка, которая даже от депрессии
способна вылечить? Загадка. И дань творчеству Дмитрия Александровича Пригова,
много работавшему со звуковыми образами.
Владислав Ефимов заставляет звуки сочетаться, предметы петь хором, а на
видео еще и управляет перемещением предметов в пространстве. Зритель на
выставке чувствует себя как в музыкальной шкатулке или в городке из
табакерки, где все механизмы – живые существа. А большой деревянный валик со
штырьками – главный персонаж. После посещения выставки невольно
задумываешься о том, что в гармонии с хаосом, как сказал Дэвид Боуи, жить
сложно, но все-таки можно.
Владислав Ефимов. МАШИНА ПОРЯДКА. Открытая галерея. (Трубниковский
пер.дом 22, строение 2), с 16 по 28 ноября.
◄Где
родился авангард.
В галерее Вхутемас и в Музее архитектуры открылись две выставки, посвященные
школе советского авангарда с не ласкающим слух названием ВХУТЕМАС. Высшие
художественно-технические мастерские были созданы для того, чтобы научить
художников нового советского поколения новаторству, и посредством их новых
идей, конструкций и образов строить светлое будущее.
После распада ВХУТЕМАСа в 30-м году сформировались несколько вузов, в
которых и сейчас живы традиции той школы – это МАРХИ, Строгановка,
Текстильный и Полиграфический.
Кстати, работы нынешних студентов МАРХИ в стиле конструктивизма представлены
на выставке наряду с раритетами учеников Татлина и Родченко. Объем
экспонируемого материала потрясает. Экспонаты собирались почти 20 лет. Здесь
и графика, и живопись, и полиграфия, и скульптура, и керамика. Кроме того,
различные документы и фотографии того времени. Весь этот материал отражает
живой творческий процесс обучения, в ходе которого рождались шедевры
конструктивизма и авангарда. Это было время колективизма и энтузиазма,
способного свернуть горы. Время смелых идей и разрушения стандартов.
Интересно наблюдать, как многие идеи того времени так или иначе воплощаются
в современной архитектуре и современном дизайне. Пусть не всегда дословно, а
в виде элементов, штрихов, деталей. Однако перечеркнуть такое мощное
наследие и не цитировать его вовсе не удастся даже спустя еще столетие.
Коллекция снов Саши Генциса – уход от реальности в мир снов и путешествий.
Настолько прекрасных, что кажется -такие вояжи можно совершить только во сне.
На фирменных панорамных снимках – пейзажи, фактуры, дома, свет, тени, облака.
В них хочется попасть как в детстве в сказку через белый экран в кинотеатре.
Жить там, делать добро и творить что-то столь же прекрасное, как эти
фотографии.
Генцис снимает с 2000 года. Сейчас на его счету более 1000 фотографий и 10
персональных выставок, каждая из которых – серия фотовпечатлений после
путешествия по 22 странам мира.
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.