ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO Арт  Puzzle. Выпуск  
#21 Реальность сказок и сказочность реальности.   Анастасия Полозова. 
25 марта 2011. 
   
  
  
        
 
        
 
        
Картины 90-летнего гения наивного искусства отнюдь не выглядят сиротками, хоть 
автор их и живет безвыездно в деревне Меховицы, а собравшая их искусствовед 
Ксения Богемская умерла в прошлом году. Наоборот - они полны жизни, фантазии, 
творческой уверенности и свободы, которая может быть только у таких полностью 
оторванных от социума творческих личностей, как Леонов. Кто сказал, что люди не 
летают? А медведи не музицируют? Может, у вас такого и не происходит, а у 
Леонова в его медвежьем углу – пожалуйста. Как придумал, так оно и есть – 
основной закон его творчества.

       
 
В МИРЕ
 В МОСКВЕ
В РОССИИ 
В ПИТЕРЕ  В
ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА 
ТЕКСТЫ 
НАВИГАТОР
 АРТИКУЛЯЦИЯ
 С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР 
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
 КОЛЛЕГИ
АРХИВ
  
        
 
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
 
        
        
 
        
 
        
     
  
    
        
        
        
 
        
 
        
    
 
  
	  
        
  
 
        
	  
        
    
 
  
        
        
	
 
  
	  
        
     
           
        
        
	◄Что 
	может получиться из союза творческих личностей, мореплавателей и экологов, 
	оказавшихся на одной шхуне в водах Северного Ледовитого Океана? Во-первых, 
	увлекательное, хотя и опасное путешествие, во-вторых, захватывающая повесть 
	об этом путешествии рассказывающая, и в-третьих – выставка, его 
	иллюстрирующая. 
  
	Но относиться к выставке Леонида Тишкова только как к иллюстрации 
	путешествия было бы не правильно, не смотря на то, что Тишков – гениальный 
	иллюстратор. (вспомнить хотя бы его иллюстрации к Кэрроловской «Охоте на 
	Снарка»). 
	«Арктический дневник» вполне самостоятельный проект. Конечно, без лондонских 
	энтузиастов, болеющих за экологическую обстановку на планете, он бы не 
	состоялся, но и без главного героя всех фоторабот - «Частной луны» - он не 
	был бы таким ярким в прямом и переносном смысле.
 
        
     
        
 
        
 
        
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
        
 
        
 
        
    
  
        
 
        
 
        
 
        
	«Частная луна» - придуманный Тишковым объект, по сути – двухметровый 
	лайт-бокс в виде полумесяца. Тишков уже объездил с ним полмира. А для 
	путешествия в Арктику его пришлось усовершенствовать - сделать складным и 
	снабдить аккумуляторами.
 
        
     
        
 
        
 
        
	 
  
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
         
        
        
 
        
 
        
     
  
    
        
        
        
 
        
 
        
    Сама идея путешествия кажется немного абсурдной, как, впрочем, некоторые 
	акции «зеленых». Двадцать творческих и физически мало подготовленных к 
	морскому вояжу среди льдов и белых медведей, товарищей, да еще с 
	двухметровой луной, которая для такого путешествия совершенно бесполезна и 
	обременительна. Но в том и отличие искусства от жизни, что оно не содержит 
	никакой прагматики и не заботится о практическом применении своих объектов. 
	И именно из-за этой его особенности мы имеем множество удовольствий для глаз 
	и души в виде картин, скульптур и фотографий. 
  
	А от фотографий Тишкова – не только удовольствие, но и ощущение покоя, 
	безмятежности и тепла, несмотря на то, что сделаны они среди льдов, и 
	связаны зачастую с риском для жизни. 
	Благодаря «частной луне» и без того фантастические арктические пейзажи 
	приобрели сказочное звучание. Луна лежащая на берегу, висящая на вышке для 
	хранения тюленьих туш, притаившаяся за охотничьей хижиной, катающаяся на 
	льдине – зрелище тем более невероятное, что все это не фотошоп, а реальные 
	кадры. 
	Творчество Тишкова всегда было полно сказочных существ, наделенных иногда 
	вполне человеческими характерами и привычками. И если пофантазировать насчет 
	луны, то она представляется доброй заботливой тетушкой, от света которой 
	даже во льдах становится тепло и уютно, как дома, и огромные ледники кажутся 
	просто фотообоями на стенах тетушкиной гостиной.
	Кроме фотографий арктический дневник имеет еще и графическую - в виде 
	рисунков Тишкова и литературную форму - в виде повести Марины Москвиной, 
	жены художника и талантливого писателя.
	Главной идеей путешествия было привлечь внимание к проблеме освоения Арктики 
	и связанной с этим угрозой экологической катастрофы. Ведь таяние арктических 
	льдов приводит к тайфунам и наводнениям по всему миру. Поэтому тишковский 
	ледник с надписью «Я еще жив» вполне можно считать символом и всей этой 
	экологическо-художественной акции.
	
	Леонид Тишков. 
	АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
	Крокин галерея (ул. Большая Полянка, 15) до 10 апреля
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
        
 
        
 
        
    
 
  
	  
        
  
 
        
	  
        
    
 
  
        
        
	
 
  
	  
        
     
           
        
        
	◄Еще одна, 
	отсылающая к сказкам выставка – работ Павла Леонова в Пушкинском музее 
	личных коллекций.
      
                
      
      
                
  	 
  
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
       
        
         
        
        
 
        
 
        
  
Кажется, что автор стоит за каждым своим полотном и голосом однофамильца Евгения 
Леонова, как в мультипликационных сибирских сказах, вещает о зверях невиданных, 
людях- великанах, ангелах, реках и морях изобильных, лесах непроходимых и 
механизмах удивительных. И рассказы эти хоть и невероятны, но так заражают 
мечтой о благополучной жизни, так зовут в светлое будущее, так самозабвенно 
приукрашивают прошлое, что им хочется верить, как строителям коммунизма.
Леоновские портреты иначе, как шедеврами не назовешь. Даром, что выполнены в 
наивном жанре и у автора только заочный народный университет искусств за плечами. 
Они тоже, кажется, говорят голосами своих героев. Не побоялся художник и 
знакомые лица изобразить – Пушкин, Гоголь, Крылов в Михайловском, где Пушкин 
читает «Мертвые души». Не важно, была ли такая история, смотришь, и веришь – 
была. Именно так стояли, именно так были одеты, и небо было ясное, и голуби за 
окном откормленные.
Вообще, Леонову можно только верить, как детям, сочиняющим невероятное про 
инопланетян и привидения. Иначе нельзя. Иначе сказка разрушится. 
«Живопись 
Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 10) до 3 апреля.
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
         
           
        
        
	        
  
        
 
        
 
        
 
        
    
 
  
	  
        
  
 
        
	  
        
    
 
  
        
        
	
 
  
	  
        
     
           
        
        
	◄После 
сказочных впечатлений итальянский фотореализм на выставке в Манеже тоже кажется 
не вполне реальным.
      
                
      
      
                
          
        
 
        
 
        
     
  
  
   
     
   
    
     
  
    
      
        
    И, хотя, более 200 фотографий из коллекции Паоло Морелло – репортажная 
	съемка в чистом виде, так и хочется усмотреть в этих кадрах что-то киношное. 
	Чтобы вся эта кровь и нищета, и старость – бутафорские. А чтобы молодость и 
	красота - поющие. Тем более, что классика итальянского кинематографа так нам 
	близка и так нами любима. И ждешь в каждом сюжете того самого знакомого 
	итальянского вкуса - пасты, женщин, моря. Ищешь, как опору, потому что 
	всегда приятнее испытывать радость узнавания, чем напряжение от открытия и 
	познания нового. Мы, зрители, удивительно ленивы в этом плане. И поэтому не 
	можем в очередной раз оторваться от черного силуэта гондолы на Гранд канале, 
	от Моста Вздохов и венецианского льва Джанни Беренго Гардина. 
  
	Но таких опор мало. Никто из репортажников не собирается спекулировать на 
	традиционных итальянских штампах и поддерживать нашу визуальную леность. 
	Поэтому вот вам площадь в Милане, графично разрезанная кусками снега и 
	абсолютно белая Сан-Марко, застланная крыльями голубей. Даже привычные 
	образы зашифрованы. Не говоря уже о бесконечных нищих детях, стариках и 
	женщинах с толстыми грязными ногами. Несколько уравновешивают экспозицию 
	итальянские пейзажи, изгибы холмов, перекликающиеся с изгибами женского тела 
	на фотографиях Карлы Черати. 
	И, наконец, в конце, после жестоких кадров расправы из Будапешта зрителю 
	дают отдохнуть и расслабиться. Феллини, Мастрояни, Софи Лорен кажутся после 
	жесткости реализма почти родственниками. А театрально поставленные кадры 
	Марио Ласаландра с сюжетами как для леденящего кровь триллера – милой 
	сказочной историей.
	
	«Итальянский 
	реализм. Фотографии 1945–1975 гг. из коллекции Паоло Морелло»
	ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.
  
   
 
        
   
     
  
     
        
 
    
        
    
  
     
        
        
	        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
    
 
  
	  
        
  
 
        
	  
        
    
 
  
        
        
	
 
  
	  
        
     
           
        
        
	◄Здесь 
же, в Манеже декадентские опыты американских фотохудожников МакДермота и МакГафа. 
Эта парочка шутки ради моделирует прошлое не только в сюжетах, но и в технике 
фотографии. Ведь придумать новое в современном фотоискусстве уже практически не 
реально. 
  
Снятые как-будто через вуаль леди и джентльмены из прошлого, цветы, старинные 
вазы и телефонные аппараты, обрамленные в темные деревянные рамы, выглядят как 
реальные фотоотпечатки 19 века. А эксперименты с цветом, как первые опыты 
цветной фотографии, когда весь кадр целиком заливался одним колором. Смесь 
эстетства, иронии и профессионализма – не самое худшее сочетание.
МакДермотт и 
МакГаф «Опыт занимательной химии: фотографии 1990–1890»
ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.
  
        
  
        
  
   
        
        
      
    
        
        
    
        
     
  
          
	
	 
        
     
        
    
  
           
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #20. 
Анастасия Полозова. В 
поисках хорошего настроения> 
      
                
  
  
        
   
        
        
 
        
 
        
    
        
     
  
          
	
	 
        
     
        
    
  
     
        
   
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #19. 
Анастасия Полозова> 
      
                
  
      
	  
	
◄Реальные 
сны режиссера>
 
◄Чемоданы 
Петлюры>
  
            
	◄Деревянные 
близнецы>
  
        
         
        
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
  
	
 
   
   
        
  
        
        
        
   
    
  
   
   
        
	
  
        
        
        
	
 
   
   
        
	 
  
          
	
     
        
     
        
    
  
           
 
        
        
  
	
 
   
   
        
  
        
        
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #18. 
Анастасия Полозова> 
  
      
	  
	
   
    
  
   
   
        
	
  
        
        
        
	
 
   
   
        
◄Проплывая мимо ног>
   
    
  
   
   
        
	
  
        
        
        
	
 
   
   
        
◄Он и Они>
       
 
        
	
   
    
  
   
   
        
	
  
        
        
        
	
 
   
   
        
◄Ткань 
между Парижем и подворотней>
  
            
	
   
    
  
   
   
        
	
  
        
        
        
	
 
   
   
        
◄Сделано 
в СССР>
  
        
         
        
        
    
        
  
        
     
  
          
	
	 
        
     
        
    
  
           
 
        
        
  
	
 
   
   
        
  
        
        
        
  
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #17. 
Анастасия Полозова> 
      
                
      
      
                
  
      
	  
	◄Пушкинский 
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше 
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность 
увидеть>
◄Детки в клетке>
       
 
        
	◄Сила 
цвета и характера>
  
        
         
        
        
	
        
         
        
        
 
        
        
  
	
 
   
   
        
    
        
 
  
  
  
        
        
  
	
 
   
   
        
  
        
        
        
	
	 
        
     
        
    
  
    
          
        
        
  
	
 
   
   
        
  
        
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #16. 
Анастасия Полозова 
Предновогодние 
путешествия по сказкам> 
      
                
  
  
        
         
        
        
 
        
        
    
        
     
  
  
  
	
     
        
     
        
    
  
    
          
  
	
 
   
   
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #15. 
Анастасия Полозова> 
      
                
  
      
	  
	
Кадр 
за кадром>
  
        
         
        
        
 
        
 
        
 
        
        
 
        
 
        
   
       
        
        
	
      
         
        
        
     
  
  
 
        
    
	 
        
     
        
    
  
    
          
    
        
	
    
        
	
      
         
        
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #14. 
 
        
        
	Анастасия Полозова> 
      
                
  
      
	  
	Смесь 
французского с японским. Филологический концептуализм. Орнамент из мух и 
кремлевская стена плача>
  
        
         
        
        
   
       
        
        
     
  
  
 
        
    
     
        
     
        
    
  
    
          
 
        
 
        
 
        
◄Арт  
	Puzzle. Выпуск  #13. 
Поехали! В 60-е!  Анастасия 
    Полозова> 
      
                
  
      
	  
	«От 
мини до макси». Игра в «балду» как искусство.
Несколько слов о духе города.
  
        
 
        
        
   
     
  
      
     
   
        
      
     
        
		  
    
  
        
 
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
    
    ◄Делай как Пригов.
 
   
        
    Арт Puzzle. Выпуск
#11.  Анастасия Полозова 
  
       
 
        
    
 
  
 
        
  
         
	  
	
     
     
       
        
    
  
 
        
	  
    
    ◄Линии, 
    рождающие шедевр.
Ретроспектива звездных характеров. То, что останется.
Арт  
	Puzzle. Выпуск  #10.
	Анастасия Полозова> 
     
    
  
  
      	
    
 
 
        
        
 
        
 
        
 
        
        
        
 
        
        
 
        
 
        
    
  
   	
        
        
        
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
  
         
	  
	
	 
     
            
    
  
  
        
 
        
    ◄Волшебство 
	графических линий.  
     
        
	Художник детских фантазий. Лесной переполох.
	Арт  
	Puzzle. Выпуск  #9.
	Анастасия Полозова> 
     
    
  
  
     
 
        
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
        
 
        
 
        
    
 
  
	  
  
 
        
	  
    
     
           
        
        
    
 
  
        
        
     
           
        
        
	
 
  
	  
	◄Новая 
	реальность с религиозной основой. Победа символизма над акционизмом. Тренинг 
	по созданию и разрушению границ. Константин Худяков.
	"Искусство высокого разрешения".
	Герман Нитч. "Театр оргий и мистерий". Синий суп"
	(Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен).
 
        
        
 
        
 
        
    
  
   	
        
        
        
	Анастасия Полозова. Выпуск
	8 
  
  
        
  
        
        
   
 
        
        
 
        
 
        
     
  
         
	
	 
     
            
    
  
         
 
        
        
        
	◄Дети начинают и выигрывают. «Светский 
	треп» современного российского искусства. Свет 
	хлеба и тепло вина. Анастасия Полозова. Выпуск 
	7> 
     
    
  
 
        
	  
	Выставка 
	номинантов премии Кадинского в ЦДХ. Круглый стол с 
	участием художников, критиков и членов жюри Премии Кандинского, на котором 
	были названы имена троек финалистов в каждой номинации.
  
        
	Выставка Гора Чахала «Хлеб неба» в 
	Третьяковской галерее>
 
  
      	
    
 
             
  
 
	 
     
            
    
  
 
        
	  
     
     
    
  
 
        
	  
	◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
 
        
 
        
 
        
	В рамках года 
	Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с 
	витиеватым названием «Из 
	чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены 
	30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства 
	Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в 
	ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
      
        
 
        
 
        
            
     
      
    
        
        
  
    
        
        
     
        
        
<<За чертой, за границей, за пределами. 
   
 
        
 
        
 
        
 
        
Полозова Анастасия. Выпуск #5. 
  
В Москве завершается, пугающая  своей масштабностью, 
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных 
площадках, прошелестели перформансами и презентациями,  а вот победили  ли? 
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью, 
присущими только молодости? 
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
     
        
        
<<О границах на Винзаводе.
   
 
        
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
Полозова Анастасия. Выпуск #4. 
  
Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства 
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников, 
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и 
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как 
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия) 
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного 
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с 
выбранными местами для экспозиции.
 
  
        
         
        
        
 
        
 
        
  
           
  
   
     
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
     
        
        
<<Увидеть невидимое. 
   
 
        
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
Полозова Анастасия. Выпуск #3. 
  
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве, 
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику 
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска 
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре 
современной культуры «Гараж».
 
  
        
         
        
        
 
        
 
        
   
        
 
        
 
        
  
 
     
        
 
	
	 
  
      
     
        
         
        
        
 
        
 
        
      
    
        
        
     
<<Звучание воды и камней.
   
 
        
        
 
        
 
        
  
        
 
        
 
        
 
        
Полозова Анастасия. Выпуск #2. 
  
С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно 
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
 
        
        
 
        
 
        
  
        
  
        
   
     
  
      
     
      
    
        
        
        
 
        
 
        
     
<< 
Паблик-арт среди 
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года. 
  
    
        
        
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре 
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности», 
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и 
истории искусства, и политики, и экономики.  Культуролог 
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил 
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также 
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.