ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO Арт Puzzle. Выпуск
#21 Реальность сказок и сказочность реальности. Анастасия Полозова.
25 марта 2011.
Картины 90-летнего гения наивного искусства отнюдь не выглядят сиротками, хоть
автор их и живет безвыездно в деревне Меховицы, а собравшая их искусствовед
Ксения Богемская умерла в прошлом году. Наоборот - они полны жизни, фантазии,
творческой уверенности и свободы, которая может быть только у таких полностью
оторванных от социума творческих личностей, как Леонов. Кто сказал, что люди не
летают? А медведи не музицируют? Может, у вас такого и не происходит, а у
Леонова в его медвежьем углу – пожалуйста. Как придумал, так оно и есть –
основной закон его творчества.
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
◄Что
может получиться из союза творческих личностей, мореплавателей и экологов,
оказавшихся на одной шхуне в водах Северного Ледовитого Океана? Во-первых,
увлекательное, хотя и опасное путешествие, во-вторых, захватывающая повесть
об этом путешествии рассказывающая, и в-третьих – выставка, его
иллюстрирующая.
Но относиться к выставке Леонида Тишкова только как к иллюстрации
путешествия было бы не правильно, не смотря на то, что Тишков – гениальный
иллюстратор. (вспомнить хотя бы его иллюстрации к Кэрроловской «Охоте на
Снарка»).
«Арктический дневник» вполне самостоятельный проект. Конечно, без лондонских
энтузиастов, болеющих за экологическую обстановку на планете, он бы не
состоялся, но и без главного героя всех фоторабот - «Частной луны» - он не
был бы таким ярким в прямом и переносном смысле.
«Частная луна» - придуманный Тишковым объект, по сути – двухметровый
лайт-бокс в виде полумесяца. Тишков уже объездил с ним полмира. А для
путешествия в Арктику его пришлось усовершенствовать - сделать складным и
снабдить аккумуляторами.
Сама идея путешествия кажется немного абсурдной, как, впрочем, некоторые
акции «зеленых». Двадцать творческих и физически мало подготовленных к
морскому вояжу среди льдов и белых медведей, товарищей, да еще с
двухметровой луной, которая для такого путешествия совершенно бесполезна и
обременительна. Но в том и отличие искусства от жизни, что оно не содержит
никакой прагматики и не заботится о практическом применении своих объектов.
И именно из-за этой его особенности мы имеем множество удовольствий для глаз
и души в виде картин, скульптур и фотографий.
А от фотографий Тишкова – не только удовольствие, но и ощущение покоя,
безмятежности и тепла, несмотря на то, что сделаны они среди льдов, и
связаны зачастую с риском для жизни.
Благодаря «частной луне» и без того фантастические арктические пейзажи
приобрели сказочное звучание. Луна лежащая на берегу, висящая на вышке для
хранения тюленьих туш, притаившаяся за охотничьей хижиной, катающаяся на
льдине – зрелище тем более невероятное, что все это не фотошоп, а реальные
кадры.
Творчество Тишкова всегда было полно сказочных существ, наделенных иногда
вполне человеческими характерами и привычками. И если пофантазировать насчет
луны, то она представляется доброй заботливой тетушкой, от света которой
даже во льдах становится тепло и уютно, как дома, и огромные ледники кажутся
просто фотообоями на стенах тетушкиной гостиной.
Кроме фотографий арктический дневник имеет еще и графическую - в виде
рисунков Тишкова и литературную форму - в виде повести Марины Москвиной,
жены художника и талантливого писателя.
Главной идеей путешествия было привлечь внимание к проблеме освоения Арктики
и связанной с этим угрозой экологической катастрофы. Ведь таяние арктических
льдов приводит к тайфунам и наводнениям по всему миру. Поэтому тишковский
ледник с надписью «Я еще жив» вполне можно считать символом и всей этой
экологическо-художественной акции.
Леонид Тишков.
АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
Крокин галерея (ул. Большая Полянка, 15) до 10 апреля
◄Еще одна,
отсылающая к сказкам выставка – работ Павла Леонова в Пушкинском музее
личных коллекций.
Кажется, что автор стоит за каждым своим полотном и голосом однофамильца Евгения
Леонова, как в мультипликационных сибирских сказах, вещает о зверях невиданных,
людях- великанах, ангелах, реках и морях изобильных, лесах непроходимых и
механизмах удивительных. И рассказы эти хоть и невероятны, но так заражают
мечтой о благополучной жизни, так зовут в светлое будущее, так самозабвенно
приукрашивают прошлое, что им хочется верить, как строителям коммунизма.
Леоновские портреты иначе, как шедеврами не назовешь. Даром, что выполнены в
наивном жанре и у автора только заочный народный университет искусств за плечами.
Они тоже, кажется, говорят голосами своих героев. Не побоялся художник и
знакомые лица изобразить – Пушкин, Гоголь, Крылов в Михайловском, где Пушкин
читает «Мертвые души». Не важно, была ли такая история, смотришь, и веришь –
была. Именно так стояли, именно так были одеты, и небо было ясное, и голуби за
окном откормленные.
Вообще, Леонову можно только верить, как детям, сочиняющим невероятное про
инопланетян и привидения. Иначе нельзя. Иначе сказка разрушится.
«Живопись
Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 10) до 3 апреля.
◄После
сказочных впечатлений итальянский фотореализм на выставке в Манеже тоже кажется
не вполне реальным.
И, хотя, более 200 фотографий из коллекции Паоло Морелло – репортажная
съемка в чистом виде, так и хочется усмотреть в этих кадрах что-то киношное.
Чтобы вся эта кровь и нищета, и старость – бутафорские. А чтобы молодость и
красота - поющие. Тем более, что классика итальянского кинематографа так нам
близка и так нами любима. И ждешь в каждом сюжете того самого знакомого
итальянского вкуса - пасты, женщин, моря. Ищешь, как опору, потому что
всегда приятнее испытывать радость узнавания, чем напряжение от открытия и
познания нового. Мы, зрители, удивительно ленивы в этом плане. И поэтому не
можем в очередной раз оторваться от черного силуэта гондолы на Гранд канале,
от Моста Вздохов и венецианского льва Джанни Беренго Гардина.
Но таких опор мало. Никто из репортажников не собирается спекулировать на
традиционных итальянских штампах и поддерживать нашу визуальную леность.
Поэтому вот вам площадь в Милане, графично разрезанная кусками снега и
абсолютно белая Сан-Марко, застланная крыльями голубей. Даже привычные
образы зашифрованы. Не говоря уже о бесконечных нищих детях, стариках и
женщинах с толстыми грязными ногами. Несколько уравновешивают экспозицию
итальянские пейзажи, изгибы холмов, перекликающиеся с изгибами женского тела
на фотографиях Карлы Черати.
И, наконец, в конце, после жестоких кадров расправы из Будапешта зрителю
дают отдохнуть и расслабиться. Феллини, Мастрояни, Софи Лорен кажутся после
жесткости реализма почти родственниками. А театрально поставленные кадры
Марио Ласаландра с сюжетами как для леденящего кровь триллера – милой
сказочной историей.
«Итальянский
реализм. Фотографии 1945–1975 гг. из коллекции Паоло Морелло»
ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.
◄Здесь
же, в Манеже декадентские опыты американских фотохудожников МакДермота и МакГафа.
Эта парочка шутки ради моделирует прошлое не только в сюжетах, но и в технике
фотографии. Ведь придумать новое в современном фотоискусстве уже практически не
реально.
Снятые как-будто через вуаль леди и джентльмены из прошлого, цветы, старинные
вазы и телефонные аппараты, обрамленные в темные деревянные рамы, выглядят как
реальные фотоотпечатки 19 века. А эксперименты с цветом, как первые опыты
цветной фотографии, когда весь кадр целиком заливался одним колором. Смесь
эстетства, иронии и профессионализма – не самое худшее сочетание.
МакДермотт и
МакГаф «Опыт занимательной химии: фотографии 1990–1890»
ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.
◄Арт
Puzzle. Выпуск #20.
Анастасия Полозова. В
поисках хорошего настроения>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #19.
Анастасия Полозова>
◄Реальные
сны режиссера>
◄Чемоданы
Петлюры>
◄Деревянные
близнецы>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #18.
Анастасия Полозова>
◄Проплывая мимо ног>
◄Он и Они>
◄Ткань
между Парижем и подворотней>
◄Сделано
в СССР>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #17.
Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть>
◄Детки в клетке>
◄Сила
цвета и характера>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #16.
Анастасия Полозова
Предновогодние
путешествия по сказкам>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #15.
Анастасия Полозова>
Кадр
за кадром>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #14.
Анастасия Полозова>
Смесь
французского с японским. Филологический концептуализм. Орнамент из мух и
кремлевская стена плача>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #13.
Поехали! В 60-е! Анастасия
Полозова>
«От
мини до макси». Игра в «балду» как искусство.
Несколько слов о духе города.
◄Делай как Пригов.
Арт Puzzle. Выпуск
#11. Анастасия Полозова
◄Линии,
рождающие шедевр.
Ретроспектива звездных характеров. То, что останется.
Арт
Puzzle. Выпуск #10.
Анастасия Полозова>
◄Волшебство
графических линий.
Художник детских фантазий. Лесной переполох.
Арт
Puzzle. Выпуск #9.
Анастасия Полозова>
◄Новая
реальность с религиозной основой. Победа символизма над акционизмом. Тренинг
по созданию и разрушению границ. Константин Худяков.
"Искусство высокого разрешения".
Герман Нитч. "Театр оргий и мистерий". Синий суп"
(Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен).
Анастасия Полозова. Выпуск
8
◄Дети начинают и выигрывают. «Светский
треп» современного российского искусства. Свет
хлеба и тепло вина. Анастасия Полозова. Выпуск
7>
Выставка
номинантов премии Кадинского в ЦДХ. Круглый стол с
участием художников, критиков и членов жюри Премии Кандинского, на котором
были названы имена троек финалистов в каждой номинации.
Выставка Гора Чахала «Хлеб неба» в
Третьяковской галерее>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.
Полозова Анастасия. Выпуск #5.
В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4.
Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое.
Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.
Полозова Анастасия. Выпуск #2.
С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<
Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.