Арт Puzzle. Выпуск
#19. Реальные сны режиссера. Чемоданы Петлюры. Деревянные
близнецы. Анастасия Полозова. 1 марта 2011.
◄Реальные
сны режиссера.
На белых стенах Мультимедиа Арт Музея – целая жизнь. Жизнь гения, жизнь
созданных им киногероев и их реальных прототипов, миф и реальность. Это я о
выставке «Феллини. Гранд-парад», которую, иначе как феерией, не назовешь.
Попытки вести хронику жизни и творчества великого режиссера предпринимались
многократные. Как им самим (например, в фильме «Интервью»), так и
бесконечной армией последователей придуманного им Папарацци. Но, пожалуй,
впервые куратор выставки Сэм Стурдзе погружает зрителей не только в личную и
творческую жизнь маэстро, но и в его сны. Авторские зарисовки снов не только
иллюстрируют сексуальные предпочтения великого Феллини, которые и так нам
хорошо знакомы по его фильмам, но и иногда раскрывают истоки замыслов его
фильмов. Не случайно многие из них так похожи на сны.
Вообще, ощущение от выставки – будто побывал внутри фильма. Тебя пустили в
святая святых и рассказали, что кажущиеся тебе небожителями на экране, в
жизни – обычные люди. Часто пришедшие ниоткуда, и вовсе не профессиональные
актеры, а просто поклонники Феллини, однажды написавшие ему «Маэсто,
пожалуйста, используйте меня в своем новом фильме» и вложившие в конверт
свое фото. Ты оказался в толпе сумасшедших поклонников, фоторепортеров,
актеров, рекламщиков, околдованных магией феллиниевского кино. В толпе,
готовой следовать за Мастером всюду, куда бы ни завела его фантазия.
Вообще, Феллини был, конечно, настоящий итальянский мачо, любящий, чтобы
всего было чересчур – женских форм, еды, музыки. Музыки, кстати, на выставке
много, но она не перекрывает, а лишь оформляет экспозицию.
Эпизоды из любимых фильмов висят в воздухе, их голоса перебивают друг друга,
создавая такой приятный и таинственный гул киношного мира. Роскошная Анита
Экберг зовет молодого Марчелло Мастрояни, приглашая его искупаться в главном
фонтане Рима. А вокруг – десятки кадров этой сцены в разных ракурсах. Аните
Экберг как секс-иконе отведена целая стена-иконостас с ее портретами на
обложках журналов. Примечательно, что главной женщине в жизни Феллини
Джульетте Мазине достался только маленький уголок в последней части
экспозиции.
Что подчеркивает превосходство вымышленного кино-мира над реальным. Хотя,
вымышленным его можно назвать с натяжкой. Все фильмы Феллини наполовину
автобиографичны, а наполовину, как мы теперь поняли, состоят из его
снов-фантазий. Поэтому, что же остается для реальности и была ли она у
Маэстро?
Глядя на фотографию спящего на траве Фредерико, думаешь о том, что это сон
счастливого человека, живущего гармонично в двух параллельных мирах. Как тот
японский монах, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она
японский монах.
Галерея на Солянке временно превратилась в барахолку. Коллекция Александра
Петлюры разместилась в пространстве «Соль». Количество накопленного Петлюрой
барахла (или по его собственному определению – говна) потрясает! Ходят легенды о
том, что он с ходу может одеть сотню бомжей или аристократов для массовки. Кто
он? То ли художник, то ли коллекционер, то ли модельер. Ни то, ни другое, и при
этом все вместе. Яркий светский персонаж, способный превратить любые посиделки в
перформанс или хэппенинг, что не раз с успехом демонстрировал.
Вокруг него своя свита – поэты, художники, музыканты, а также фрики и городские
сумасшедшие – любимые образы и модели. А любимые вещи – те, которые отражают
эпоху. Как, например, коллекция нижнего белья, представленная несколько лет
назад на выставке «Память тела». Трусы и чулки, о которых в советское время
молчали, рассказали историю того времени ярче, чем какие бы то ни были документы
и события.
В выставке Pozoрище участвуют десятки чемоданов с одеждой, обувью и бельем 30-х,
40-х, 50-х и т.д. Найденные на помойках, купленные, выменянные – все экспонаты
заняли достойное место в коллекции.
Несмотря на представленное богатство, впечатление от выставки – грустное, как
после посещения кладбища. Невольно думаешь о том, что хозяев многих вещей уже
нет. Вещи их пережили и, возможно переживут еще не одно поколение. И самое
интересное, что, благодаря цикличной природе моды, через несколько десятилетий
будут столь же актуальны, как и в годы своего появления.
Всегда интересно, когда архитектуру снимает не просто фотограф, а
профессиональный архитектор. Помню прекрасные снимки архитектора Харитонова в
нижегородском ГЦСИ, снятые на обычную мыльницу – шедевры!
Так и на выставке Уилла Прайса «Параллели» в МУАРе. Вроде бы обычные снимки
зданий, а взгляд другой, профессиональный. И тема выбрана профессиональная –
параллели, видимые прежде всего профессиональным архитектурным глазом, а уж
потом нам, зрителям преподнесенные в упрощенном для восприятия виде. Только
наслаждайся сравнениями!
Что больше всего поражает – это разнообразие форм деревянной современной
архитектруы. Ведь возможности дерева – не безграничны. А оказывается, оно может
выдавать и спирали, и лабиринты, и купола, сегодня, как и сотни лет назад, и при
этом звучать более, чем современно. (сложно даже представить, что центр
Помпиду-Метц – деревянный).
В сочетании со светом дерево и вовсе становится сказочным, как на фотографии
сарая из деревни Николо-Ленивец.
Прайс объездил весь мир, чтобы запечатлеть теплоту дерева. Теплоту, которая даже
среди морозной русской зимы согревает такое гармоничное, но уж очень холодное
выставочное пространство, как Флигель-Руина.
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова>
◄Проплывая мимо ног>
◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.