Арт Puzzle. Выпуск
#17. Домашние шедевры одного коллекционера. Анастасия Полозова
◄Пушкинский музей продолжает
серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше продолжается этот
проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность увидеть.
На этот раз коллекционер и арт-дилер Михаил Перченко демонстрирует свои
сокровища, оценить уникальность которых можно лишь по тому факту, что
искусство северной готики для наших даже самых крупных музеев - редкость, а
деревянная скульптура практически не представлена в их собраниях.
Сложно представить, что все это редчайшее великолепие принадлежит одному
частному коллекционеру, который ежедневно лицезреет шедевры в домашней
обстановке, а его жена ежеутренне и совершенно буднично пьет рядом с ними
кофе.
Основная часть представленной коллекции – деревянная скульптура 15-17 веков,
цветная и монохромная. К слову сказать, прекрасно сохранившаяся. Красоты она
невероятной. Такое чувство, что лица святых подсвечены изнутри. Фигуры пусть
не всегда идеально пропорциональные, но удивительно гармоничные. Святой
Мартин, Георгий Победоносец, Святая Анна – библейские образы выглядят как
вполне земные, просто очень красивые особой божественной красотой.
Потрясающее впечатление производит алтарь с множеством объемных расписных
фигурок. Такое чувство, что как только зритель отворачивается, они оживают,
а замирают только при следующем посетителе в заученных статичных позах.
Вторая часть коллекции – живопись. И опять раритеты. Лукас Кранах младший с
портретом курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Великодушного, пожалуй, -
жемчужина коллекции. Хотя трудно определить, где жемчужина, когда вокруг
одни бриллианты. Сюжеты, в-основном, библейские, но есть и бытовые сцены
(«Веселое общество») и парадные портреты знатных особ, поражающие и величием
образов, и ювелирной тонкостью выписывания деталей их нарядов.
Ну и третья часть коллекции, совсем небольшая – мебель. Собственно то, что
окружало особ, изображенных на портретах. Для полноты картины того времени
не хватает только предметов одежды и посуды. Но их коллекционирование в
планы Перченко пока не входит.
В соседнем здании Пушкинского еще можно застать выставку «Детство. Отрочество.
Юность», представляющую живописные полотна, объединенные темой детей, детских
занятий, детских игр. Несмотря на светлую тему, выставка получилась мрачноватой.
То ли из-за из- за включения в нее мотива детей без детства с беспризорниками,
бродяжками и просящей милостыню маленькой девочкой. То ли из-за излишней
реалистичности бытовых сцен далеко не умиляющих, как на картине «Мачеха»,
например.
И даже парадные портреты венценосных младенцев оптимизма не добавляют. По сути,
они тоже дети без детства, заключенные в золотые клетки.
Тема материнства хоть и кажется на первый взгляд светлым пятном, тоже пронизана
грустью. Хотя, много и приятных встреч с шедеврами Ренуара, Серова, Репина,
Серебряковой. Многие
картины знакомы с детства, многие – приятные новые открытия давно знакомых
мастеров.
И, пожалуй, наиболее оптимистичный блок – «художник как ребенок», где
забавляются Миро и Кандинский, создавая картину мира по-детски легко и весело.
Отдельно хочется сказать о включенных в выставку фотографиях. Невероятно
красивые работы Клавихо-Телепнева соседствуют с вдохновившими его Джулией
Кэмерон и, (вы не поверите!) Льюисом Кэрроллом с его серией портретов настоящей
Алисы.
«Детство. Отрочество. Юность». ГМИИ им. Пушкина (ул.
Волхонка, 14) до 13 февраля.
◄Сила цвета и характера.
Для поднятия настроения можно пойти в ММСИ на выставку - ретроспективу
Вильяма Бруя.
Вот вроде бы просто яркие пятна, а иногда и не пятна, иногда и не яркие, а
черно-белые сетки, например. Но сколько экспрессии, силы, жизнелюбия во всем
этом! Не удивительно, что перед этим потоком не только художественной, но и
личной энергии, не устоял парижский бомонд, включая Ротшильдов.
Сам как яркая модная птица, Бруй до сих пор сохранил и эксцентризм, и обаяние. И
вокруг него до сих пор – весь цвет светской тусовки, будь то в Париже или в
Москве. Хотя, последнее время он все же склонен уединяться в своем поместье в
Нормандии.
Удивительная судьба – от питерских коммуналок и полулегальных выставок - к музею
Гугенхайма, который приобрел одну его работу, и собственному поместью.
Начинал Бруй как минималист, печатая картины на офортном станке собственного
производства. Как настоящий гений он создавал новое, свое. Изобрел собственную
технику и стиль офорта, опираясь на ленинградскую графическую школу.
Потом, перейдя от минимализма к экспрессионизму, он наводнил свои работы яркими
пятнами, живущими своей, особой жизнью, из-за этого кажущимися живыми и
объемными.
В его работах – борьба света и тьмы, движения и статики. И борьба эта вполне
отражает его суть, суть человека мира, живущего сразу везде, и везде творящего –
в Питере, Израиле, Нью-Йорке, Париже.
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.