Арт Puzzle.
Выпуск
#25 Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе.
Анастасия Полозова.
8 июня 2011.
◄Графика
думающая и говорящая.
Имя графика Александра Кузькина менее известно сейчас, чемимя его сына Андрея, лауреата «Инновации». Тем не менее,возможно, вдумчивый подход к творчеству, заложенный
отцом на генном уровне (он умер, когда Андрею было всеготри года), определили успех сына.
А отец был более, чем вдумчив в своем творчестве при этомбез ухода в перфекционизм и занудство. Он был супер-профессионал и экспериментатор – лучшее сочетание дляхудожника, мне кажется.
Поэтому, кроме классических графических иллюстраций он изобретал новые
конструкции книгии, по сути, придумал mail-art. На
стыке этого жанра современного искусства и книжного дизайнабыло создано уникальное издание «Страданий юного Вертера» Гёте,состоящее из писем, которыеотправлялись
подписчику. Андрей так отзывается об этой работе отца: «Здесь замечательная
идея –приблизить классический текст к современному
читателю, сделать книгу Гёте личным переживанием.То
есть функция письма по почте – передать ощущение, что герой обращается
непосредственно ктебе, он жив, существует здесь и
теперь. Эта идея гениальна по сути своей. Рекламная, дизайнерская,в сущности, задумка превращается в произведение искусства. Это очень
важно и для меня –понимать, что и зачем ты делаешь,
а не просто быть, как теперь говорят, «креативщиком».
Еще одна книга «Реквием» Ахматовой представляет собой попытку найти
графические аналогистихам. И попытку удачную. Эти
силуэты-тени завораживают, и, кажется, разговаривают, а иногдакричат своим безмолвием, взывая к зрителю. Разговаривают со зрителем
и другие произведения,засыпая его вопросами и
вырванными из контекста фразами, как будто это случайно подслушанныйразговор.Еще одна грань таланта
Кузькина – это плакаты. Они опять же очень профессиональны иочень экспериментальны. Минимализм,
немногословность, конкретность, много воздуха – их
отличительные черты. По сути – все творчество Кузькина такое – воздушное,
почти невесомое. Можетбыть потому, что он просто не
успел приобрести тяжеловесность, уйдя в расцвете сил, а может быть,потому, чтоочень любил свободу как в
творчестве, так и в жизни.
Тема плаката продолжается на выставке в Третьяковке, где собраны лучшие
образцы этого жанраначала ХХ века.
Достаточно перечислить имена авторов - Сомов, Васнецов, Коровин, Лансере,
Судейкин – чтобыоценить уровень художественного
мастерства. Совершенно будничный жанр и будничные, иногда
излишне социально-заостренные призывы, выполненные в изящномстиле модерн. Интересныймикс. Собственно, как и
название – «неактуальная реклама», в наши дни совершенно невозможное.
Как невозможны и все эти дамы и девы в длинных платьях, перьях,шляпках, все эти изгибы и узоры. Такая реклама не продает, сейчас онанежизнеспособна, но в начале века она вполне справлялась с ролью СМИ.Информировала о всевозможных выставках,концертах,
а также призывалапроявить социальную активность в виде
сбора денег, одежды, продуктов иборьбы с туберкулезом.
Русский плакат в то время тянулся к западным образцам, которые такжепредставлены на выставке работами художников-эмигрантов,рекламирующими благотворительные балы, выставки и концерты.
И совершенно ничто не предвещало скорый приход в этот жанрМаяковского и Родченко с совершенно другим языком плаката.
Особое удовольствие – это плакатные шрифты. Такое каллиграфическоесовершенство – редкость, учитывая то, что многие из них экспериментальны
и созданы специальнопод конкретную работу. Так что кроме
экскурса в историю и просто эстетического удовольствия, этоеще и неплохое обучающее пособие для дизайнеров.
Для тех, кто знает, кто такие Йозеф Бойс и Нам Джун Пайк выставкаархивных фотографий в Мультимедиа Арт Музее будет оченьлюбопытна, несмотря на то, что более десятка других именхудожников-постмодернистов, творивших в Дюссельдорфеновуюарт-историю менее или совсем не известны
большинству зрителей.
То было потрясающее время. Время идеалистов и бунтарей, времяноваторских экспериментов с собой и пространством. Художникитого времени судя по фотохронике больше походят на
ремесленников и хулиганов. Что-то пилят, стругают, паяют. Самипринимаютактивное участие в создании экспозиций.
Всяческиэпатируют окружающих то поездкой на верблюдах по
Академиихудожеств, то омовением ног собственным
студентам, тоизображением статуй.
Это сейчас искушенного зрителя мало чем удивишь, а тогда все эти невинные
шалостивоспринимались как бомба и провокация. Собственно
поэтому талантливейшего педагога Бойсавыгнали-таки из
Академии.
Собранные в архиве художников Рейнской области фотографии ценны еще и тем, что
они непретендуют на какую-то художественную ценность.
Фотографы, отрекаясь от самовыражения, простоснимали
произведения других, просто фиксировали исторические
моменты и собственно самихтворцов истории. Многие из
хроникеров были их друзьями или учениками, поэтому были допущеныв святая святых – мастерские. При них можно было не позировать и не
скрывать своих истинныхэмоций. Из-за этого герои съемки
кажутся такими домашними, такими естественными, что принятьтот факт, что это гении и корифеи – сложно. Такие парни из соседнего
двора, балующиеся искусством.
Самая запомнившаяся для меня работа с выставки
современного австрийского искусства – это что-тосреднее
между фотообоями и рекламным плакатомСтефана Загмайстера
«Стремление хорошо выглядетьограничивает мою жизнь».
Работы австрийскихархитекторов, дизайнеров, художников,
в унисон с этимутверждением хорошо выглядеть не
стремятся.
Они такие, какие есть. Иногда изящно декоративны,как
собачий стул того же Загмайстера или орнамент наполу
Франца Графа, иногда нарочито эпатажны как «Шишка гнева» Эрвина Вурма. Но при
этомвсегда свободны от условностей.
Свобода началась с фамильярного названия «Австрия, давай!». Продолжилась в
выборе места –музей архитектуры при уникальном по
красоте и объему выставочном пространстве сейчас не в
лучшей форме. К тому же, художникам запрещено было даже
минимально его изменять. Ни одногогвоздика, ни одного
шурупа, не говоря уже о том, что заглавную картину Йоханны Браун пришлосьвместо масштабной фрески заменить на маленькую фотографию. В результате
вся эта внутренняясвобода вылилась в диалогстарого здания с современным искусством. Оказалось, что говорят они наодном языке и при этом прекрасно оттеняют друг друга.
Пространство МУАРа расширилось и вздохнуло полной грудью. Старые пыльные стены и
окнаглотнули свежего воздуха. Пусть он непривычный и на
первый взгляд наполнен химическимипримесями, зато он
заметно молодит и бодрит. И еще поднимает настроение,как
коллекциямузыкальных инструментов в форме животных от
дизайн-студии «Walking chair». Заставляетудивляться как
«Куб. Тетраэдр. Шар» архитектора Георга Дриндля (как, черт возьми, они другна
друге держатся?). Наслаждаться гармонией, глядя на
абстрактные скульптуры МанфредаВакольбингера «Сила покоя»,
«Сила деятельности» и «Сила растяжения». Отдыхать в венском кафе,рассматривая журналы и прислушиваясь к разговору двух культур.
Идея этого кросс-культурного проекта принадлежит Симону
Мразу, директору Австрийского культурного форума в Москве, атташе по культуре
Австрии.
Он рассказал, что для него значит этот проект, а также о других
выставочных планах форума.
- «Австрия, давай!» является для меня самым важным проектом Австрийского
культурного форума. Когда я приехал в Москву в начале 2009 года для того, чтобы
возобновить специализацию Австрийского культурного форума на современном
искусстве, я хотел представить масштабную выставку австрийского современного
искусства в России. Я обратился к Петру Ноеверу, как директору МАКа, и предложил
ему организовать выставку вместе. Это было в марте 2009 года, и с тех пор мы
работали над реализацией нашего совместного проекта. Было не всегда легко.
Сначала умер Давид Саркисян (директор МУАРа), с которым мы были в очень хороших
отношениях. А за несколько месяцев до нашего открытия Питер Ноевер был вынужден
покинуть пост директора МАК. Это был весьма сложный проект, но с по-настоящему
выдающейся командой коллег нам удалось реализовать действительно грандиозную
выставку, я считаю. То, что мы все-таки сделали это, для меня значит очень
много. Это была совместная работа партнеров, вовлеченных в проект, особенно
художников, которые создали свои работы специально для нашего проекта.
- Когда появилась идея продолжить русский проект «Давай»? И насколько этот
проект соответствует заданному той выставкой тону?
- История «Австрии, давай!» начался с долгого разговора с Петром Ноевером.
Поскольку МАК и Питер Ноевер несколько лет назад организовали выставку
российского современного искусства «Давай!» в Берлине и Вене, было ясно, что
новая выставка - хотя - «Австрия, давай!» - это независимый проект, - должна
быть связана с российским проектом. Мне очень понравилась идея, представить
«Австрию, давай!» как австрийский ответ «России, давай!» - поэтому мы решили
сохранить слово «Давай».
В целом, мне нравится название, я знаю, что оно звучит немного странно на
русском языке, но ядумаю, что наше название выставки весьма свежо и, что оно
помогает понять нашу выставку. Мы хотели особенные работы, особое место, и,
конечно, специальное название.
- Готов ли Австрийский культурный форум к смелым экспериментальным проектам,
разрушающим исторические стереотипы, как, например, выставка сталинской
архитектуры в МАКе?
- Когда я говорю, что мы специализируемся в области современного искусства, я
имею в виду, что хочу много работать с молодыми художниками. В середине июля мы
привозим в Москву, в рамках сотрудничества с «Атрибут» и «Цех», 5-6 австрийский
молодых художников, в августе мы оказываем поддержку художнику из Вены на
Самарской биеннале. В рамках Московской биеннале у меня будет специальный проект
в квартире увлекательно-пугающего Дома на набережной. Мы приглашаем 16
художников из Австрии и России с тем, чтобы они превратили квартиру в
выставочную площадку и одновременно в произведение искусства. Я чувствую, что
сегодня необходимо поддерживать искусство сегодняшнего дня, чтобы быть в числе
первых и не застрять в повторении того, что было около 50 лет назад.
Симон Мраз считает, что художники не должны заниматься поиском денег на проекты
или зарабатыванием денег своим искусством. Для этого существуют всевозможные
культурные институции, задача которых – поддерживать художников материально, и
обеспечивать организацию выставок, проектов, а также решать множество
организационных и бытовых вопросов. Задача же художника – творить. И он сам
всячески старается этой миссии следовать. Деятельность австрийского культурного
форума распространяется не только на Москву. Форум сотрудничает с художниками и
организациями культуры в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и
Перми. Симон отметил, что российская аудитория очень открыта для всевозможных
проектов современного искусства. И, хотя, оно гораздо сложнее для восприятия,
чем классика или поп-культура, но оно всегда возбуждает интерес, дает
возможность открывать новое, менять сознание и экспериментировать.
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.