Арт Puzzle.
Выпуск
#33. В Мультимедиа Арт Музее история двух увлечений Жана Пигоцци и Стенли
Кубрика, а в галерее на Солянке – современная мультипликация и работы Алексея
Шелманова.
Анастасия Полозова. 29 ноября 2011.
◄Cладкие
кадры сладкой жизни.
Не так давно Мультимедиа Арт музей демонстрировал творчество первого папарацци
ТациоСеккьяроли. Сейчас на стенах музея работы не
профессионала, миллионера и коллекционераЖана Пигоцци,
но сделанные абсолютно в той же эмоциональной итальянской манере.
Пигоцци сам вполне мог бы быть одним изперсонажей
светской хроники первого папарацциили героем фильмов
любимого им Феллини, еслибы родился чуть раньше. Но
он-то уж точно поэтому поводу не расстраивается. С его
неуемнойжаждой жизни он сам себе и фотограф, и модель, ивеселаякомпания. Хотя скучать в одиночестве емуявно не приходится. Общество людей вокруг, кслову
сказать, не последнее. Звезды кино имузыки, модные дивы.
Джек Николсон, МикДжаггер, Кит Ричардс, Карла Бруни. И
никакого придыхания, только дружеские объятия, поцелуии
похлопывания по плечу.С непосредственностью
ребенка он старается запечатлеть великих и себя с великими, хотя он сампо сути - один из них.
«Владелец заводов, газет, пароходов». Он может себе позволить многое.Даже увлечение превратить в культ и встать наравне с теми, кто посвятил
искусству фотографии
всю жизнь. А он, кажется, просто игрался. И продолжает играться. Пьет,
путешествует, тусуется,и по ходу дела щелкает камерой.
Часто держа ее просто на расстоянии вытянутой руки,чтобы
снять себя с очередным знаменитым другом. При том еще и по-хулигански щелкает.
Тосмешное выражение лицаподловит,
то чей-то зад, то грудь. Герои его снимков совсем на него
не обижаются, не судятся, как с представителями желтой прессы, а наоборот,
снисходительноулыбаются. Ребенок же, пусть развлекается.
С той же детской легкостью он вскоре становится мэтром съемок селебрити, автором
мастер-классов, у которого уже огромное количество желающих поучиться. Хотя, мне
кажется, учитьсятут особо нечему. Это стиль жизни плюс
характер. Как этому научить? Нужно просто вот так
развлекаться ипосредством своих фотографий развлекать
зрителя.Цель этих съемок, судя по названию альбома («Несистематический
каталог», на основе которогои сделана выставка), -
упорядочить события своей такой экспрессивной жизни. Что-то вродефото-дневника. И судя по этим «записям» жизнь Пигоцци –сплошной праздник. Опять же,как у Феллини, -
Dolche Vita! Пигоцци – баловень судьбы. Большую часть своего состоянияунаследовал, и даже если и занимался бизнесом, то в свое удовольствие.
Живет между Парижеми Нью-Йорком. Коллекционирует
современное африканское искусство, которое,кстати,
недавноэкспонировали в «Гараже». А фотографии – просто
часть этой сладкой жизни, подтверждающиеправило о том,
что если что-то делать с удовольствием, то рано или поздно добьешься в этомуспеха.
Здесь же, в Мультимедиа Арт Музее можно увидеть еще одну историю увлечения
фотографией.
Жил-был обычный американский мальчик. Любил джаз, шахматы и фотографию. Учиться
нелюбил, а любил снимать все подряд, шатаясь по улицам.
Снимки, надо сказать, получалисьдовольно качественные.
Однажды это заметил достаточно известный американский журнал исделалмальчика своим корреспондентом. Мальчик
продолжал шататься по улицам родногогорода, и разным
другим местам и городам и снимать все, что видит вокруг. Но теперь ему заэто еще и платили деньги. А в перерывах между съемками он еще и другим
своим увлечениемумудрялсянемного
зарабатывать, играя в шахматы на деньги. Так прошло несколько лет,пока у мальчика появилось желание снять документальный фильм про боксера,
героя однойего съемки. И так ему понравилось снимать
кино, что он уходит из журнала, и снимает ещеодин фильм,
ужехудожественный. А потом снимает фильм за фильмом,
пока не становитсязнаменитым режиссером. Имя этого режиссера известно практически всем, даже некиноманам. Это оскароносный Стэнли Кубрик. О его
увлечении фотографией знают немногие. А между тем,именно
по историям снимков можно судить о том, что же
сформировало его вкус, мышление и профессиональныйстиль.
Снимки для 17-летнего юноши, по сути, непрофессионала,
очень качественные. Не имея ни специальногооборудования,
ни образования, ни жизненного опыта,Кубрик умудрялся
выстраивать такие кадры, которыедостойны того, войти в
учебные пособия по фотографии.Кроме того, в каждом
кадре есть история. Будь то чистильщик обуви, циркач, боксер, актрисаили просто прохожий. О каждом из них хочется узнать больше, хочется
посмотреть, что с героембыло до того, как его запечатлел
юный корреспондент, и что будет после. Видимо, это было
интересно и самому Кубрику, и желание этопередается
зрителю. Собственно, это и привело его вкинематограф.
Желание соединить фотокадры в единую историю.
Одна из серий - «Чистильщик обуви» - к примеру, рассказывает историю
нью-йоркскогомальчишки. Историю его работы, увлечений,
забот и праздников. Как контраст – гламурнаяистория
актрисы и светской львицы Бетси фон Фюрстенберг, пронизанная светлой грустью. Асерия «Диалоги с тенями» -уже прямая отсылка к
его кинематографической карьере.
Было бы очень жалко, если бы эти снимки так и остались лежать в архивах.
Благодаря одномуискусствоведу, поклоннику творчества
Стэнли Кубрика они увидели свет, видимо, для того, чтобы
помочь нам чуть больше понимать этого режиссера, которого при жизни считали либо
безумнымгением, либосумасшедшим.
◄Свободное
падение в мультфильмы.Два интересных проекта,
посвященных мультипликации, - в «Галерее на Солянке».
Первый – продолжение фестиваля LINOLEUM – представляет
подборку из 37 лучшихсовременных мультфильмов со всего
света.
Тема фестиваля «Свободное падение» - предоставила мультипликатором свободно
высказатьсяна любую, волнующую их тему. Среди таких тем
– человеческие эмоции, путешествия, законысовременногообщества, война, любовь. В-общем, вечные темы, которые, собственно,всегда волновали человечество. И тем более интересен разговор о них на
языке, вроде бы,несерьезном, языке мультипликации.
Но после просмотра почти четырех десятков работ понимаешь, что, может быть,
именно этаформа, именно этот упрощенный и легкий по
форме жанр – единственный способ общения наэти темы в
современном обществе. Мы, к сожалению, вынуждены все упрощать и укорачиватьв век высокихкомпьютерных технологий. Иначе
просто не выжить. И мультяшные персонажи –это такая
связь с детством, которая всем нам просто необходима. Это и наивное,
незамутненноевосприятие мира, и искренний смех, и
открытые, не спрятанные чувства.
Интересно к тому же наблюдать, как национальная культура и национальный характеротражаются в произведениях мультипликаторов из разных стран. Россия,
Великобритания,Германия, Голландия, Канады, Польша, США,
Франция, Чехия, Япония, Аргентина, Иран, Мексика,Чили,
Эквадор.География впечатляет!
Еще хотелось бы отметить атмосферу галереи, которая как нельзя лучше подходит
для такихпроектов. И не случаен интерес галереи к
мультипликации (это далеко не первая выставка наэту тему).
На Солянке удалось создать какой-то параллельный мир, закрытое пространство длясвободного мульт-разговора.
Тот, кто строит.
Второй проект, организованный в рамках Большого фестиваля мультфильмов, посвящен
жизни и
творчеству аниматора Алексея Шелманова.
Выпускник МАРХИ, ученик Федора Хитрука (автора Винни-
Пуха), Романа Качанова («папы» Чебурашки) и Юрия
Норштейна (создателя Ёжика в тумане). Он впитал в себя вселучшее, что было в российской анимации,и с
щедростьюделился этими богатствами, создавая уже свои
произведенияна «Союзмультфильме» в качестве режиссера,
сценариста,художника-постановщика. Из известных его
произведений –«Медвежуть»,«Переменка»,
выпуски «Веселой карусели».(мультфильмы можно посмотреть
на выставке, онидемонстрируются нон-стоп).
Кроме его эскизов, на выставке представлена книжная графика – еще одно
направлениедеятельности художника. Эскизы, наброски,
черновики. Иллюстрации к произведениям БорисаЗаходера,
Алана Милна и Юрия Олеши – такие ироничные, яркие, образные. Золотой фондроссийской книжнойиллюстрации.Все-таки, архитектурное прошлое проглядывает через все эти сложные
композициинарисованных персонажей и многослойные
мультипликационные образы. Шелманов так иостался тем,
кто строит, тем, кто создает, хоть строил он не дома, а маленькие нарисованныефильмы.
◄Арт
Puzzle. Выпуск #29.
Анастасия Полозова>
◄В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский
фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика. 21 сентября 2011>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #28.
Анастасия Полозова>
◄4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской
фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана.
Анастасия Полозова.
1 августа 2011>
◄Арт Puzzle. Выпуск #26.Анастасия Полозова>
◄Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее,
шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев
Люмьер.
Анастасия Полозова.
23 июня 2011.
◄Арт Puzzle. Выпуск #25.Анастасия Полозова>
◄Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе. >
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.