Арт Puzzle.
Выпуск
#31. Постинтерактивное искусство в Мультимедиа Арт Музее и хроника Пражской
весны в центре им. братьев Люмьер.
Анастасия Полозова. 21 октября 2011.
◄Маркс в 3D формате.
Хорошее это дело – предоставлять молодым художникам площадку для творческих
высказываний. Приучать работать не только для себя, но и учиться
взаимодействовать со зрителем. Этой теме в Мультимедиа Арт Музее уделяют
достаточно внимания, организуя выставки студентов и выпускников Школы фотографии
и мультимедиа им. Родченко. Но почему-то от выставок этих по большей части
грустно. Грустно, потому что понимаешь сложность задачи молодых художников и
кураторов в поиске новых тем и направлений там, где, казалось бы, все сказано.
Все, что «пост-« всегда несет в себе
трагизм вторичности.
Вот и постинтерактивное искусство, заявленное как новое направление,
представленное на выставке, на самом деле лишь перепевание на новый лад старых
интерактивных песен. Но тем более похвальны попытки найти-таки собственное
звучание.
Звезды шоу-бизнеса говорят у Василия Кленова абстрактными фразами, ни с чем не
связанными, выхваченными из случайно услышанных диалогов из ежедневного
коммуникативного шума, приобретающего в устах признанных кумиров значение
высказываний. При этом в соседнем зале попытки зрителя что-то сказать в микрофон
нейтрализуются какофонией звуков города и толпы в проекте Вали Фетисова. Таким
образом, демонстрируя тщетность попыток быть услышанным в современном обществе.
Продолжает тему поиска нового языка – оживший портрет Карла Маркса, моргающего
глазами (работа Елены Асташовой). Статичный образ прошлого, чтобы быть понятым
современниками должен существовать как минимум в формате 3D. А произведения
должны заменяться аннотациями, как у Дмитрия Володина. Потому что, к сожалению,
мы все чаще стремимся получить готовое объяснение увиденному, чем самому
пытаться проникнуть в суть. И это касается не только современного искусства. Мы
привыкли к полуфабрикатам, готовым штампам, к вопросам с ответами. Мы совершенно
спокойно можем наслаждаться звуками прибоя у себя на кухне под закипающий чайник
(Наташа Серикова «Электрический прибой»).
Мы становимся все более социально равнодушными и нелюбопытными. Поэтому
объяснимы попытки художников втянуть зрителя в какие-то акции, чтобы пробудить
интерес, обострить внимание. Как, например, в видео Мириам Песвианидзе, где
людям у метро раздавали полоски бумаги с написанными словами. Принимая за
рекламные листовки, прохожие брали их и либо отправляли в карман, либо в урну.
Диалога не состоялось. Почти никто не спросил – «Что это значит? Зачем это?».
Уходя от реальности, не замечая ее, мы при этом расширяем границы индивидуальной
свободы. Разрешено все, что не запрещено. Как в «Негативной диалектике»
Софьи Гавриловой, где статьи УК РФ переписаны с двойным отрицанием. Главное,
чтобы эта внутренняя свобода не превратилась в затягивающее болото, как в работе
Даниила Зинченко, поглощающее реальность вместе с наблюдающим.
◄А в центре братьев Люмьер
реальность совсем другого рода. Хроника вторжения советских войск в Чехословакию,
снятая Йозефом Коуделкой.
«Фотограф из Праги», долгое время остававшийся анонимным, сейчас вполне
состоятелен и знаменит. Первую славу ему принесли снимки цыган. Он снимал их
бесконечно, любуясь, живя их жизнью. Снимал сначала в Чехословакии, потом в
Румынии. И далее – по всей Европе. Цыгане – основная тема его творчества. Он и
сейчас продолжает работать над этой темой. Снимки же «Пражской весны» фотограф
считает случайными. Просто он привык снимать все, что видит. Места, где бывает.
Людей, с которыми встречается. Все, что окружает. Так получилось, что однажды он
оказался в центре этих военных событий.
По мнению Коуделки, «если фотография хорошая - она рассказывает множество
историй.“
В данном случае - это истории страха, растерянности, смерти, столкновения разных
культур, разных национальностей. И в то же время истории таких одинаковых людей
со своими семьями, заботами, интересами, которые вовсе не хотели оказаться здесь
и сейчас, даже при условии, что на их глазах творилась история.
Тихие пражские улицы, повседневная жизнь, в которую вторглось насилие. Этот
контраст, какконтраст черного и белого. Как контраст голых рук и дул танков.
Мирные жители против военных. Кирпич против автомата. И лица солдат –
растерянные, совсем юные, иногда отстраненные. Переворот сознания,
переворот судеб.
«Вообще, это был очень специальный момент — если бы вы проснулись утром и тоже
увиделииностранных солдат на улице, вы поразились бы
перемене в москвичах. Как милы бы они сталидруг к другу,
как вдруг появилась бы взаимопомощь, как мгновенно исчезли бы все различия. ВЧехословакии разом стало неважно — коммунист ты или диссидент, юноша или
старик».Снимки Коуделки были тайно переправлены на
Запад и награждены множеством наград, при этомимя автора
скрывалось, чтобы не подвергать опасности его и его семью. Только спустя 16 лет
имяфотографа было раскрыто.
Сейчас Йозеф живет и работает между Парижем и Прагой, много путешествует и
снимает, снимает,
снимает все с той же страстью, что и 40 лет назад.
◄История
с видом на Кремль.
Квартирная выставка – дело в наше время редкое,почти
исключительное. Не только потому, чтоэкспозиционных
площадок – более, чем достаточно. Ицензура не изгоняет «странное
и непонятноесовременное искусство», а наоборот, пускает
его всвятая святых – государственные музеи, кремль иправительственные учреждения. К тому же, сейчас
мало найдется желающих (даже среди далеких отстремления
к бытовому комфорту художников)превратить свое жилище в
проходной двор и житьсреди экспонатов.Поэтому добровольное желание атташе по культуре посольства Австрии Симона
Мразаустроить «квартирник», выглядит не только как
культурный жест, но и как акт самопожертвования.
На самом деле эта выставка была бы вряд ли возможна в каком-то другом месте.
Потому чтодвадцать два художника из России и Австрии
каждый по-своему осмысливают именно это место –великий и
ужасный Дом на набережной. Памятник мечтам и страданиям.
Темы работ, так или иначе, перекликаются с советской историей. Это и фотографии
ветеранов идетей власть имущих в домашней обстановке.
Более, чем скромные жилища тех, кто отвоевал правомирной,
но такой разной для всех жизни. Нищета и роскошь смотрят друг на друга со стен
спальни свидом на Кремль.
Рядом комната, затянутая пленкой, на которой черными красками изображен интерьер.(инсталляция Андрея Кузькина «Набросок»). Застывшее мрачное воспоминание
о страхе. Чернаякомната со светлым выходом только во
снах. Сны – единственное убежище от реальности, которая
страшнеелюбого кошмара. Ну и еще, пожалуй, фантазии, как
на фреске Йоханны Браун, знакомойзрителям по предыдущей
выставке Австрийского культурного форума «Австрия, давай!». На этот разхудожнице разрешили рисовать прямо на стене, и она заселила гостиную
своими яркими образамииз мира животных и людей.
Одно из увлекательнейших занятий на этой выставке – выцеплять арт-объекты из
обычныххозяйских вещей, которые служат лишь фоном, и
никакой дополнительной смысловой нагрузки ненесут.
Ходишь и думаешь: эта книга – просто книга, или предмет искусства, а люстра? А
вот люстракак раз непросто
люстра. Составленная из разбитых и вновь собранных лампочек, она – символтолько загоревшихся, и тут же рухнувших надежд. Тоже вполне в духе
истории про Дом.
Инсталляцию Марии Анвандер "Роскошь утихомирит нашу революцию" можно считать эту
историюрезюмирующей. Потому как комфорт и достаток – это
то, что иногда заставляет художниковперестать
рефлексировать, вспоминать, будоражить общественность, а работников посольств неотдавать своиквартиры под выставки.
Хорошие перспективы. Дом на набережной (ул. Серафимовича 2, под. 2, 6 этаж,
кв.33)
До 9 октября с 13:00 до 20:00. До конца октября – по предварительной записи. (Симон
Мраз + 7925 860 12 75)
◄Букет бытовок.
В ходе московской биеннале, искусствоосваивает, в том
числе, и такие новые исовершенно неожиданные площадки,
какспальные районы. Герой анекдотов ителесериалов – район Южное Бутово – теперь в
списке мест, где можно увидеть один измасштабных (44
участника)биеннальскихпроектов –
«Дом художника» в жанре паблик-арт.
Паблик-арт всегда был искусствомнеоднозначным,
зависшим между лубочнымзверинцем на Манежной площади и
гигантским «Ангелом Севера» Энтони Гормли. В том жеЮжном
Бутово предостаточно странных объектов от драконов до карет, которые выдержали
бытребования этого жанра. А
сопровожденные грамотными комментариями искусствоведов, вполнемоли бы войти в его энциклопедию.
Проект, расположившийся на территории ландшафтного парка, вполне вписался в эту
безумнуюэклектику. Клумба из лопат, ёлка из труб, башня
из DVD. Строительные бытовки, в которыхрасположилось
большинство объектов, выглядят очень по-бутовски. Из них периодически выходятместные жители– смеясь, презрительно фыркая,
иногда возмущаясь. Да, непривычно, необычно,непонятно.
Но в этом и суть проекта - дать новые ощущения и познакомить с новым явлением.Создать «место культурного обмена» как в одноименном проекте, который
предлагает жителямбрать из ящика состеклянными дверцами книги, а взамен класть свои.
По словам автора, Марины Звягинцевой, цель таких проектов в том, чтобы жители
спальныхрайонов не чувствовали себя обделенными из-за
того, что они живут далеко от центра. Такой вотвыход.
Простой и элегантный, как дверь на воде.
◄Космовидение
или зарядка для глаз.
Сергей Шутов уже не тот возмутитель спокойствия в каске и темных очках с ложкой
вместо серьгииз фильма «АССА». Убеленный сединами, в
классической «тройке». И проект его спокойный,
умиротворяющий.
Настроение это задает детально воспроизведенная часть кабинета доктора Фрейда
со знаменитойкушеткой. Обстановка для расслабления. Но
даже самые расслабленным пациентам, вряд лиудавалось
увидеть фосфены, которым, собственно, посвящена выставка.
Это такие светящиеся объекты, искорки, которые появляются при надавливании на
веки, ну или спомощью аппарата-фосфенографа. Их еще
видят в космосе (а космос вообще одна из любимых тем
художника), ну, или после удара в глаз.
Герои проекта, которые на себе испытали действие фосфенографа, - арт-критики.
Онирассказывают о своих впечатлениях, об увиденных
образах. А Шутов эти образы зарисовывает. Иполучается
визуальный ряд этой истории в виде ярких психоделических картин.Впрочем, можно и самим попробовать поймать фосфены, воспользовавшись
аппаратом здесь же,на выставке. Хорошо бы при этом еще
лежать на кушетке Фрейда и представлять собой диалог эпох,но этого выставка, к сожалению, не учитывает.
◄Дама
из коммуны.
Возвращаясь к теме места, влияющего, а иногда создающего весь проект,хочется отметить работу Константина Худякова «Коммуна».
Комплекс зданий студенческого общежития МАРХИ стал площадкой дляего бывшего жителя.
Масштабная инсталляция, представляющая собой обнаженный женскийобраз огромных размеров (20х3,7 м) подчеркивает контраст между идеей иисторией здания и тем, что реально происходило в его стенах.Свободолюбивый студенческий дух, собрания художников-авангардистов,вольномыслие и свободное творчество, почти нереальное в рамкахсоветской системы, существовало под строгим
присмотром архитектурногомонстра.
Архитектор Худяков три года жил в этом здании. И, скорее всего, его творчество,
да и он сам небыли бы такими, если бы не гений места.
Сейчас здание находится на реконструкции и очень скоро
его можно будет увидеть в первозданном виде.
◄Арт
Puzzle. Выпуск #29.
Анастасия Полозова>
◄В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский
фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика. 21 сентября 2011>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #28.
Анастасия Полозова>
◄4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской
фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана.
Анастасия Полозова.
1 августа 2011>
◄Арт Puzzle. Выпуск #26.Анастасия Полозова>
◄Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее,
шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев
Люмьер.
Анастасия Полозова.
23 июня 2011.
◄Арт Puzzle. Выпуск #25.Анастасия Полозова>
◄Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе. >
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.