ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Puzzle. Выпуск #37. Первые выставки Фотобиеннале-2012 и Кураториум в ГЦСИ.
Анастасия Полозова. 2 марта 2012.

Тарзан наблюдающий.

В искусстве всегда трудно разграничить гениальность и помешательство, иногда душевное расстройство даже является необходимым условием проявления таланта. Видимо, что-то такое происходит в человеческой больной душе и мозге, что позволяет, творить без оглядки на нормы и правила, создавая свой собственный стиль, заново изобретая велосипед, по-новому открывая то, что уже давно открыто. Не случайно, у большинства сумасшедших обязательно есть своя, ими самими разработанная, теория, например, изучения иностранных языков, или улучшения экологии, устройства мира, наконец.

Чешский художник и фотограф Мирослав Тихий тоже из таких – из гениев-сумасшедших. Внешне он похож на обычного бомжа. «Тарзан на пенсии» - так он сам себя называл. Дитя природы, живущее среди людей, но не с ними. Спутанные седые волосы, борода, пальто, состоящее из дыр, заплатанных грубыми нитками, шнурками, и бог знает, чем еще, беззубая улыбка. И камеры его такие же, будто состоящие из мусора – проволочки, катушки, картонки, жестянки, линзы из оргстекла.
Все это «богатство», можно увидеть наряду с сотнями его фотографий в Мультимедиа Арт Музее. Выставлять его произведения в приличном выставочном пространстве (а его выставки были и в центре Помпиду, и в Кунстхалле в Цюрихе) – это заведомо провокация. Потому что обыватели, которые в обычной жизни Тихого упекали в психушку и тюрьму, или просто обходили за версту, презрительно фыркнут, глядя на эти некачественные, заляпанные и помятые, в самодельных картонных рамках, отпечатки, на которых – в основном, женские ноги, руки, плечи, колени и т.д. Искусствоведы будут восхищаться особым взглядом и гармонией, совершенными линиями и аурой. Музыканты будут посвящать музыкальные поэмы, как это сделал Ник Кейв. А критики будут усматривать в его работах извращенческие мотивы, наклонности маньяка и вуайериста. Много споров, много разговоров, много противоречивых мнений. А не это ли спутники успешных художников? У Мирослава, ведь, была вполне благополучная юность, академическое художественное образование, несомненный талант живописца. И потом вдруг резкий уход из Академии, затворничество, отказ от элементарных благ цивилизации. Почему? Однозначного ответа нет.
Одно можно сказать точно – «глаз», как говорят фотографы, у Тихого был. Какая-то творческая интуиция, которую он, возможно, сам до конца не осознавал. Иначе бы не относился к своим работам, как к мусору, бросая их под ноги и сжигая в печи. «Главное», говорил он – «это плохая камера». В итоге именно она сделала эти снимки покрытыми налетом таинственности, читай – некачественности. Ну и еще особое восприятие мира, которое в творчестве всегда проступает ярко. «Я ничего не делаю специально, я просто наблюдаю течение жизни» - вот его философия. Он действительно просто 50 лет подряд не ходил дальше своего дома, городской площади и городского бассейна, а по пути снимал, снимал, снимал – надо же чем-то по дороге заняться. И вот эта отстраненность, и вместе с тем увлеченность и любовь к каждому атому человеческого тела, создают такой неповторимый эффект. Его не подделаешь, как не подделаешь душевную болезнь.

Мирослав Тихий. Художник с плохой камерой.
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 1 апреля.
Американский ездок.

Здесь же, в ММАМ, расположились еще две новых выставки. Одна из них – взгляд на Америку из окна автомобиля. В отличие от природной странности вышеописанной экспозиции, здесь странность придуманная, или, скорее, продуманная.
А что, если проехать по 50 штатам Америки, и снять виды из окна машины так, чтобы была видна часть салона, зеркало, руль? Зачем? Ну, это каждый истолкует по-своему. Кто-то будет угадывать марки взятых на прокат автомобилей. Кто-то пытаться угадать, что за штат за окном. Кто-то более профессионально рассуждать о выборе точки съемки, о кадрировании, об экспозиции. Возможно, это назовут новым трендом. И назвали. Назвали кубизмом и поп-артом в фотографии. Потому что, действительно, кто ж так снимает? Расчет профессионального фотографа Ли Фридландера был верным. Типично американский проект – много шума из ничего. Хотя, расчет этот не всегда срабатывает.
Так, более ранняя серия рекламных фотографий Фридландера «Новые машины», на которых он поместил роскошные новенькие авто на грязные стоянки, заправки, обочины, заказчику пришлась не по вкусу. Так что серию «Америка. Взгляд из машины» можно считать своеобразной компенсацией того неуспеха.
Серия получилась вполне аутентичная. За окном автомобилей – традиционные приметы американского пейзажа – китчевые рекламные вывески и скульптуры, придорожные кафе, бензоколонки, кладбища, каньоны и поля. Можно только представить, сколько потребовалось времени, чтобы проехать сотни километров по бесконечным шоссе. Наверняка, в пути с ним что-то происходило, но это намеренно оставлено за кадром, как будто фотограф не хотел допустить в свои работы ничего человеческого. Пейзажи выглядят как декорации после представления. А что это было за действо – остается только догадываться или посмотреть другие серии работ Фридландера, например, «Автопортреты» или «Американские музыканты».
 
В итоге Фридландер становится-таки знаменит именно как певец американской повседневной жизни, получает множество наград, грантов и стипендий. Опять же типичный американский хэппи энд.

Ли Фридландер. «Америка. Взгляд из машины». «Новые машины.1964».
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 15 апреля.
Английская «ривьера».

В продолжение темы продуманной странности – выставка англичанина Мартина Парра «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985».
Если Фридландер снимал в основном декорации жизни, то Парр предпочитал погружаться в гущу событий массовых, но при этом ничем не примечательных. Как, например, отдых горожан на побережье.
Пожалуй, нет ничего ужаснее, чем вид дорвавшихся до отдыха после осточертевших трудовых будней горожан. Вся нереализованная страсть к расслаблению и удовольствиям умещаются в несколько часов. Отдых на пределе возможностей. Все самое вкусное выпито и съедено. На лицах – отсутствие каких-либо мыслей. Взгляды отсутствующие. Тела расслаблены. Вокруг горы мусора и остатки еды.
И вот всю эту «красоту» Парр решает снять в лучших традициях глянца – с высокой выдержкой и преувеличенной яркостью цветов. И именно этот его эксперимент оказался удачным и принес ему мировую славу. Среди черно-белых чопорных английских снимков того времени – это было даже не смело, а дерзко. Классик Анри Картье-Брессон определил эти фотографии как «полные злобы и презрения». Вообще, сложно умиляться, глядя на то, как люди превращаются в животных. Но работы Парра, скорее, саркастичные, чем злобные. Странноватый английский юмор на грани фола. Парр признавался, что это его способ вовлечения зрителя в то, что происходит на фото.
Несмотря на то, что серия включена газетой The Guardian в список «1000 произведений искусства, которые нужно увидеть прежде, чем вы умрете», вовлекаться в запечатленные сцены совсем не хочется.

Мартин Парр. Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985.
Мультимедиа Арт Музей
(ул. Остоженка, 16) до 18 марта.
Если бы куратор был художником.

В ГЦСИ открылась выставка-эксперимент. Выставка без художников. Свои проекты представляют молодые кураторы. Это своеобразный отчет о стажировках в Западной Европе, куда отправились шесть победительниц конкурса российских кураторов, организованного EUNIC (European Union National Institutes for Culture) летом 2011 года.

Идея сделать выставку именно кураторских работ – смелая, но нежизнеспособная. Ведь задача кураторов – выстроить диалог с художниками и грамотно представить их работы в рамках той или иной концепции. А организаторы выставки лишают их главного рабочего инструмента, «перекрывают кислород». Если бы их задача была – самовыражение, они бы стали художниками, а не кураторами. Хороший куратор, как и хороший PR-щик, должен быть невидим. Хотя, если рассуждать по-другому, это, может быть, и полезный опыт – почувствовать себя на месте того, с кем работаешь, поменяться ролями. И сфокусироваться не на чужом искусстве, а на своем опыте переосмысления этого искусства.
Но, как ни крути, наиболее запоминающиеся работы получились у тех, кто от диалога с художниками все же не отказался.
Алиса Савицкая (Приволжский филиал ГЦСИ, Нижний Новгород), сделала свой проект совместно с известным московским художником Владиславом Ефимовым. «Лондонский глаз» - это серия «нетуристических» фотографий, которые отражают восприятие Лондона человеком со стороны, еще не проникшим в этот достаточно закрытый организм, предъявляющий обывателю отлакированные достопримечательности, но тщательно скрывающий изнанку. А, ведь, изнанка-то – это самое интересное. И вот такой, «непосвященный» турист пытается ее как-то нащупать с помощью фотокамеры и путевых заметок, написанных двумя личностями разного возраста, разного пола, живущими в разных городах, но при этом одинаково чувствующими.
Второй запоминающийся проект Дарьи Черкашиной («Школа кураторов» проекта «Этажи», Санкт-Петербург) – тоже состоит из путевых заметок, цитат и фотографий, посвященных Вене и австрийскому искусству. Своеобразная интерпретация современной традиции выражения своих впечатлений через Facebook и Контакт. Заметки эти дополняет видео одного из современных австрийских художников, своей размеренностью погружающее зрителя в медитативное состояние, в котором остальная часть выставки воспринимается вполне гармонично.

Кураториум. Европейские опыты молодых российских кураторов
ГЦСИ
(ул. Зоологическая д. 13, стр. 2) до 18 марта.


Арт Puzzle. Выпуск #36. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #36. О книгах художника, книжной графике, и просто графике: от Владимира Фаворского до Сальвадора Дали. 16 февраля 2012.
Арт Puzzle. Выпуск #35. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #35. Четыре выставки фотографий: репортажи от «Коммерсанта», псевдорепортажи от Тарин Саймон, Италия от Светланы Конеген и Питер от «питерской школы»>
Арт Puzzle. Выпуск #34. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #34. Разные взгляды на Москву: современный в Манеже, исторический в МУАРЕ; и призраки города Таганрога на Винзаводе>
Арт Puzzle. Выпуск #33. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #33.В Мультимедиа Арт Музее история двух увлечений Жана Пигоцци и Стенли Кубрика, а в галерее на Солянке – современная мультипликация и работы Алексея Шелманова>
Арт Puzzle. Выпуск #32. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #32.Анни Лейбовиц в Музее личных коллекций и «Стена плача» в Мультимедиа Арт Музее>
Арт Puzzle. Выпуск #31. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #31.Постинтерактивное искусство в Мультимедиа Арт Музее и хроника Пражской весны в центре им. братьев Люмьер>
Арт Puzzle. Выпуск #30. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #30.Проекты специальной программы 4-й московской биеннале осваивают новые пространства: Дом на набережной, Дом-коммуна, Южное Бутово, а Сергей Шутов ловит фосфены>
Арт Puzzle. Выпуск #29. Анастасия Полозова>
В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика.  21 сентября 2011>
Арт Puzzle. Выпуск #28. Анастасия Полозова>
4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана. Анастасия Полозова. 1 августа 2011>
Арт Puzzle. Выпуск #27. Анастасия Полозова>
Видеоарт - немецкий (в ГЦСИ), испанский (в галерее на Солянке), американский (в Stella Art) и фотографии Нью Йорка в ММСИ>
Арт Puzzle. Выпуск #26. Анастасия Полозова>
Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее, шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев Люмьер.
Анастасия Полозова. 23 июня 2011.
Арт Puzzle. Выпуск #25. Анастасия Полозова>
Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный плакат начала ХХ века в Третьяковке, гуру постмодернизма в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское современное искусство в МУАРе. >
Арт Puzzle. Выпуск #24. Анастасия Полозова>
Три потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и ювелирные шедевры в Кремле>
Арт Puzzle. Выпуск #23. Анастасия Полозова>
Фотографии и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
Арт Puzzle. Выпуск #22. Анастасия Полозова>
Есть художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
Арт Puzzle. Выпуск #21. Анастасия Полозова>
Реальность сказок и сказочность реальности>
Арт Puzzle. Выпуск #20. Анастасия Полозова. В поисках хорошего настроения>
Арт Puzzle. Выпуск #19. Анастасия Полозова>
Реальные сны режиссера>
Чемоданы Петлюры>
Деревянные близнецы>
Арт Puzzle. Выпуск #18. Анастасия Полозова>
Проплывая мимо ног>
Он и Они>
Ткань между Парижем и подворотней>
Сделано в СССР>
Арт Puzzle. Выпуск #17. Анастасия Полозова>
Пушкинский музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность увидеть>
Детки в клетке>
Сила цвета и характера>
Арт Puzzle. Выпуск #16. Анастасия Полозова Предновогодние путешествия по сказкам>
Арт Puzzle. Выпуск #15. Анастасия Полозова>
Кадр за кадром>
Арт Puzzle. Выпуск #14. Анастасия Полозова>
Смесь французского с японским. Филологический концептуализм. Орнамент из мух и кремлевская стена плача>
Арт Puzzle. Выпуск #13. Поехали! В 60-е!  Анастасия Полозова>
«От мини до макси». Игра в «балду» как искусство. Несколько слов о духе города.
Арт Puzzle. Выпуск #12. Выставки середины ноября отвечают на вопросы – Что? Где? Когда? и Как. Анастасия Полозова.
Когда встретились художник и автомобиль.«Машина порядка».Где родился авангард.Что такое сон наяву.

Делай как Пригов. Арт Puzzle. Выпуск #11.  Анастасия Полозова
Линии, рождающие шедевр. Ретроспектива звездных характеров. То, что останется. Арт Puzzle. Выпуск #10. Анастасия Полозова>
Волшебство графических линий. Художник детских фантазий. Лесной переполох. Арт Puzzle. Выпуск #9. Анастасия Полозова>

Новая реальность с религиозной основой. Победа символизма над акционизмом. Тренинг по созданию и разрушению границ. Константин Худяков. "Искусство высокого разрешения". Герман Нитч. "Театр оргий и мистерий". Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен). Анастасия Полозова. Выпуск 8
Дети начинают и выигрывают. «Светский треп» современного российского искусстваСвет хлеба и тепло винаАнастасия Полозова. Выпуск 7>
Выставка номинантов премии Кадинского в ЦДХ. Круглый стол с участием художников, критиков и членов жюри Премии Кандинского, на котором были названы имена троек финалистов в каждой номинации. Выставка Гора Чахала «Хлеб неба» в Третьяковской галерее>
 

Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с витиеватым названием «Из чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены 30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>

<<За чертой, за границей, за пределами. Полозова Анастасия. Выпуск #5.
В Москве завершается, пугающая  своей масштабностью, международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных площадках, прошелестели перформансами и презентациями,  а вот победили  ли? Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью, присущими только молодости?

<<О границах на Винзаводе. Полозова Анастасия. Выпуск #4.
Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников, но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия) и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с выбранными местами для экспозиции.

 

<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве, как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре современной культуры «Гараж».
 

<<Звучание воды и камней. Полозова Анастасия. Выпуск #2.
С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»

<< Паблик-арт среди городских явлений. Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности», организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и истории искусства, и политики, и экономики.  Культуролог Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO