К традиционным вопросам - что естьискусство? и что хотел
сказать художник? -на которые на выставке вполне реальнонайти ответ, добавляется вопрос - что мы
знаем об эпохе 1970-х?Поколение 1980-х знает очень мало
овремени первых диссидентов и
эмиграции, "бульдозерной" выставки и самиздата, в основном, из программ ЛеонидаПарфенова и рассказов родителей.
А, по словам куратора выставки Юрия Альберта для тех, кто жил, работал и творилв 1970-е, "это была эпоха анекдотов - о кукурузе, Чапаеве, Хрущеве и т.
д. - которыестало можно рассказывать без страха пропасть
на несколько лет. Работы художниковэтого поколения
основаны не на страхе и его преодолении, а на смехе над тем, что ужеперестало быть страшным".Поэтому и выставка эта
получилась, скорее, веселая, чем ностальгическая. Выставка,которая предлагает зрителю различные способы взаимодействия с искусством.
И черезэто взаимодействие - самому находить ответы на
множество возникающих вопросов овремени и, конечно, о
концептуализме.
В экспозиции есть ряд "акционных объектов", на которых обычное музейноеправило "руками не трогать" не распространяется. Результат этого
взаимодействия
- получение нового эстетического впечатления. Это работы АндреяМонастырского "Палец", где ты указываешь на себя пальцем, как на объект
внешнийпо отношению к
самому себе, и "Пушка", где вместо ожидаемого зрительного образаты получаешь звук. И, конечно, "Машина «Понимание»" Виктора Скерсиса,буквальноиллюстрирующая ошеломляющую силу
искусства и объясняющая сразу всё обо всём.
Тему буквальной иллюстрации продолжаетработа Виталия
Комара и АлександраМеламида "Аппарат для вращениясберкнижки", наглядно показывающая, как
происходил оборот денег в Советском Союзе.
Рядом всем известная по фильму "АССА"коммуникационная
труба, придуманнаягруппой "Гнездо", иллюстрирует
расхожеемнение о том, что искусство должно сближатьлюдей. А 60-летие Советской власти, по версиитой
же группы "Гнездо", выглядит как 60пронумерованных
пальцев на руках и ногах. Кстати, тема советских реалий
очень важна для понимания творчества концептуалистов.
Тем, кто не жил в то время, трудно объяснить, как сложно было получить хоть
какую-тоинформацию о том, что происходило в западном
искусстве и литературе, как важно былослово и знак, и
как не важны были вещи просто потому, что их не было, и как сложнобыло находиться в рамках цензуры, лозунгов, призывов инормативов.
Поэтому не удивительно, что одна из отличительных черт московского
концептуализма,который сначала даже называли
романтическим концептуализмом, - работа с текстом и
превращение текстов в произведения искусства.
На выставке целый блок экспозициипосвящен работам Льва
Рубинштейнаи Дмитрия Пригова. Это и оригиналыих работ, напечатанные на пишущеймашинке инаписанные от руки, и,конечно, видео с
неповторимымиавторскими голосами, читающимисвои произведения.
Расположенные пососедству "говорящие" кубики РиммыГерловиной продолжают эту тему.Сейчас уже
неприкосновенныемузейные объекты, хранящиеся вТретьяковке, а когда-тоинтерактивные, - кубики
разговаривают на разные голоса, выдавая фразы опять же из
советского прошлого с его "Товарищи!", "Вход воспрещен", "Приходите завтра!".Кубики относятся к тем объектам выставки, которые трогать руками все же
нельзя, ноочень хочется. Особенно хочется поместить на
свой вкус исторических личностей в Рай,Чистилище и Ад в
одноименной кубической поэме Герловиной.
Так же неудержимо хочется попробовать на вкус рельефные портреты "Сахаров изсахара" и "Солженицын из соли" группы "Гнездо".
Зато можно совершенно законно внести свой вклад в историю концептуального
искусства,пополнив объект "Куча" Андрея Монастырского
содержимым своих карманов, изафиксировав это вложение в
специальной книге учета.
Арсенал, (Кремль, корпус 6) до 2 декабря.
◄Танцующие
гастарбайтеры.
Выставка «Вперед, к новымберегам!», организованнаяАвстрийским
культурнымнижегородскими
художниками, чувствует себяв пространствеНижегородскогопланетария
явно неуютно, как будто,извиняясь за своеприсутствие. Как ибольшинство тех, кому онапосвящена. Мигрантов вРоссии не любят, обвиняютво всех грехах, но с удовольствием пользуются их низкооплачиваемым трудом.
Интересен парадокс, что приезжие европейцы и американцы, прибывшие в Россию forwork, не воспринимаются нами как нежелательный элементобщества. Наоборот, мы радыу них учиться,
перенимать опыт, и даже в чем-то подражать им. Хотя, по сути, они тожемигранты. Как и австрийские художники, чьи работы можно увидеть на
выставке. Когда-то они приехали в Австрию из Турции, Чехии, России, а сейчас
составляют часть еекультуры.
Вот об этих разных смыслах слова «мигрант» и разных сторонах процесса миграции иразмышляют на выставке художники из России и Австрии. Размышления
оформленыв видеоработы, фотографии, рисунки,
документацию акции, и даже настольную игру.Из-за
пестроты жанров и абсолютно разных взглядов на проблему цельного мнения невырисовывается.
С одной стороны, художники пытаются впасть в утопические мечтания подлозунгом «Все люди – братья» и объединить мигрантов в едином порыве,
например,
против сноса домов в исторической части Нижнего Новгорода (Ольга Житлина). Темаболее, чем актуальная, для города, где, не смотря на протесты граждан,
были снесеныпамятники архитектуры, и исторический центр
продолжает уничтожаться.
Из разряда той же утопии марширующие строем рабочие разных национальностей,бросающие в конце шествия свои лопаты, демонстрируя то ли освобождение от
трудовогорабства, то ли окончательное завоевание
мигрантами ниши вакансий дворников иразнорабочих. Все же
оставшихся без работы граждан бывших союзных республикГлюкля объединяет в танцевальных па с безработными же балеринами.
Перформансэтот похож на парафраз советских фильмов, где
рабочие и колхозники все время пели итанцевали от
радости свершения трудовых подвигов.
С другой стороны, художники практически документируют проблемы и темы вопросамиграции. Как Виктория Ломаско в своей графической серии, иллюстрирующая
проблемы беженцев, которыми занимается комитет "Гражданское содействие". Или
АннаЕрмолаева, рассказывающую в своем видео "Александра
Высокинска / 20 лет спустя" опольке, которая помогла ей
в 1989-м году нелегально пересечь границу, чтобы спастись
от заключения в СССР. Австрия, Польша, Россия, Франция. Сейчас границы открыты,
нотема жизни не в том государстве, в котором родился,
по-прежнему актуальна.
Третья часть работ показывает,до какого абсурда можем мыдойти в своих стереотипахвосприятия людей другихнациональностей и другихкультур. Вот оденьдворника изТаджикистана в деловойкостюм, и представь егобизнесменом из Италии илиФранции, и отношение наше кчеловеку изменится.
Обратныйэффект демонстрирует ЛизлПонгер, австрийскаяхудожница, снявшая для своейработы "Границы ксенографии"австрийцев,
облаченных в различные национальныекостюмы на фоне,
казалось бы,аутентичных пейзажей.
.
Пестрота смыслов, пестрота взглядов, пестрота выводов. Почти как в
завораживающемвидео Нильбар Гюреш, где она сбрасывает
одно за другим со своего лица цветныепокрывала, и в
финале они лежат около нее разноцветной кучкой.
Нижегородский Планетарий (ул. Революционная, д. 20) до 18 ноября
◄Арт
Puzzle. Выпуск #29.
Анастасия Полозова>
◄В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский
фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика. 21 сентября 2011>
◄Арт
Puzzle. Выпуск #28.
Анастасия Полозова>
◄4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской
фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана.
Анастасия Полозова.
1 августа 2011>
◄Арт Puzzle. Выпуск #26.Анастасия Полозова>
◄Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее,
шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев
Люмьер.
Анастасия Полозова.
23 июня 2011.
◄Арт Puzzle. Выпуск #25.Анастасия Полозова>
◄Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный
плакат начала ХХвека в Третьяковке, гуру постмодернизма
в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское
современное искусство в МУАРе. >
◄Арт Puzzle. Выпуск #24.Анастасия Полозова>
◄Три
потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и
ювелирные шедевры в Кремле>
◄Арт Puzzle. Выпуск #23.Анастасия Полозова>
◄Фотографии
и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт
Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
◄Арт Puzzle. Выпуск #22.Анастасия Полозова>
◄Есть
художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
◄Арт Puzzle. Выпуск #18.Анастасия Полозова> ◄Проплывая мимо ног> ◄Он и Они> ◄Ткань
между Парижем и подворотней> ◄Сделано
в СССР>
◄Арт Puzzle. Выпуск #17.Анастасия Полозова>
◄Пушкинский
музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше
продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность
увидеть> ◄Детки в клетке> ◄Сила
цвета и характера>
◄Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года
Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с
витиеватым названием «Из
чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены
30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства
Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в
ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>
<<За чертой, за границей, за пределами.Полозова Анастасия. Выпуск #5. В Москве завершается, пугающая своей масштабностью,
международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных
площадках, прошелестели перформансами и презентациями, а вот победили ли?
Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью,
присущими только молодости?
<<О границах на Винзаводе.
Полозова Анастасия. Выпуск #4. Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства
«Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников,
но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и
действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как
отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия)
и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного
отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с
выбранными местами для экспозиции.
<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве,
как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику
нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска
этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре
современной культуры «Гараж».
<<Звучание воды и камней.Полозова Анастасия. Выпуск #2. С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно
увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»
<<Паблик-арт среди
городских явлений.
Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре
современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности»,
организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и
истории искусства, и политики, и экономики. Культуролог
Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил
Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также
дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.