ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 38 с Дмитрием Барабановым. 
Некробарокко  Джоэла-Питера Уиткина. Пьер и Жиль VS Хироши Сугимото. Психоаналитический опус Сары Мун. «Шок и страх» Эрвина Олафа. Херб Ритц, Анни Лейбовиц и Питер Линберг на службе у Пирелли. Апофез китча. Современное искусство в моргах.

<<Ода моде

Неисчислимое количество непрерывно открывающихся в Москве экспозиций определенно не даёт худпроцессу застояться, а арт-критикам перевести дух. Шестьдесят выставок (от сподвижников Родченко до опытов Барри Алибасова) представляют мастерство фотоискусного интернационала в рамках проходящего фестиваля «Мода и стиль в фотографии» № 4. Никто не забыт, ничто не забыто – тайным эротоманам, легкомысленным феям, светским дамам, интеллектуалам и поклонникам provocative art’a предоставлены равные возможности. Гламурные снимки непринужденно соседствуют с изысками циничных постмодернистов, а фотодневники любителей геоэкзотики с китчем. В программе грандиозного фотомарафона – ретроспективы мэтров и амбициозные проекты дебютантов – НЕ СПАТЬ!!!

Фестиваль открылся с демонстрации проектов под названиеми: «Календарь Пирелли» и «Симулякры и псевдоподобия» в МГВЗ «Новый Манеж».  Что касается Pirelli, то в ходе следствия выяснилось - пресловутый месяцеслов знатные шиноделы выпускают аж с 1964 года, не экономя на нагих моделях и саморекламе, разумеется. Манерные изгибы эластичных и преисполненных собственного достоинства оголенных манекенщиц свидетельствуют о понимании контекста мастерами объектива. Мало кто из признанных фотографов смог устоять от соблазна заманчивого сотрудничества с именитыми производителями колёс.

Херб Ритц и Ричард Аведон, Брюс Вебер и Питер Линдберг, Аллен Джонс и Хельмут Ньютон, Марио Тестино и Анни Лейбовиц – вот вам неполный список сезонных волонтеров Пирелли. В качестве квинтэссенции корпоративного образцово-показательного понимания женской красоты можно выделить эмблематический снимок Уве Оммера (декабрь’ 1984) – на упругих ягодицах четырех обнаженных нимф, плавающих в водоеме, фактурно проступают отпечатки автомобильных шин. 

Выставка «Симулякры и псевдоподобия» в соседнем зале – по контрасту выглядит многозначительной контемпоральной арт-рефлексией. Всепроникающая ирония и групповое надругательство над разнообразными историческими, культурными и масс-медийными клише маркируют символизированные размышления искушенных современных художников. Воображению посетителей уготованы бесчисленные ловушки. 

 

Здесь фотография – лишь средство, адекватно передающее каверзные замыслы в концентрированном и максимально аттрактивном обличье. «Пародия на катарсис» возведена в абсолют и стопроцентно гарантирована. Рафинированные работы Хироши Сугимото сосуществуют с «саспенсом» от Абигейл Лэйн, а глумливые эксперименты Карен Кнорр органично уживаются с ярко-сиропным калейдоскопом Пьера и Жиля.

Однако, своего окончательного апофеоза китч-арт достигает лишь на территориях подведомственных Зурабу Церетели, а именно в ММСИ на Петровке, 25 и в Ермолаевском переулке, 17. Невыразимая «красота» анилиновых открыток начала ХХ века как нельзя лучше корреспондирует с раскрашенными снимками в помощь советским ученикам, изучающим инглиш (фотосерия Д.С.Смирнова & А.В.Грейсера середины 1960-х гг.). 

Пресловутый постановочный цикл, названный куратором проекта Михаилом Сидлиным «Катя и Коля в школе и дома», повествует о бытовании благонравных пионеров. Фотографии иллюстрируют повседневную жизнедеятельность брата и сестры – идеализированные отроки плотно завтракают, убирают жилище, играют в шахматы, ходят за продуктами и т.д. 



Как нельзя кстати пришлись и «Пестрые рассказы» от профессоров кафедры Новой Академии Изящных искусств Олега Маслова и Виктора Кузнецова. Немыслимо транскрибируя греко-римское наследие, эксцентричный дуэт являет взорам публики реанимированную античность. В усадебных парках загородных дворцов ленинградской области разворачиваются пасторали, достойные кисти Жака Луи Давида. Резвящиеся на пленэре без солнца выросшие петербургские фавны плотно окружены стройными одалисками. Бутафория в ассортименте – вазоны, газоны, хитоны, амуры-тужуры, меандры-кассандры, плюмажи и стаффажи, венки и лиры – ироничные патриции знают как сделать красиво. 

 

Соратник питерских академиков Владислав Мамышев-Монро демонстрирует черно-белую серию «Немое кино или, рак сердца». Для полиморфного арт-протея не важно кого он изображает - артистов или актрис. Экзальтированные герои Мамышева всегда застигаются в кульминационные моменты своей экранной жизни. Звезды синематографа 1910-20-х гг. в исполнении перевоплощающегося хамелеоном Монро приобретают редкостную достоверность, новую жизнь и прописку в пространстве современного искусства. 

В залах того же ММСИ (Ермолаевский, 17) затейливые игры художников приобретают опасные обертона. Проект «Шок и страх» Эрвина Олафа включает в себя несколько масштабных серий, одна «краше» другой. Сбежавшие прямиком из Ада зловещие клоуны веселятся в клубе Paradise, окровавленные члены королевских фамилий (от римских императоров, Марии-Антуаннеты и Людвига Баварского до принцессы Дианы) наглядным образом удостоверяют причины собственной кончины.

 

Цикл «Расставание» метафорически иллюстрирует будни среднестатистической семьи, все члены которой функционируют исключительно в черных латексных садо-мазо костюмах.  Грандиозное портфолио под названием «Зрелость» - представляет собой десять больших постеров, на которых самоуверенно и безо всякого стеснения позируют дряблые прелестницы pin-up’a, лет тридцать вот как уж вышедшие на пенсию. Зрелище не для слабонервных, увядшие Венеры предъявляют прелести 80-летней выдержки, в памяти неотвратимо всплывает штамп «Красота – это страшная сила!». Всюду жизнь, тяжелая артиллерия пин-апа зажигает, мумифицированные ветеранши с лихостью материализуют воззрения Олафа на геронтофилический гламур. 

Полсотни исполненных концентрированной тревоги фотографий Сары Мун, представленных в Галерее на Солянке, вызывают не менее сильные чувства. Ее проект «Красной нитью» (по мотивам сказки Шарля Перро «Синяя борода») предельно эстетизированный презент пытливым интерпретаторам. Выставку сопровождают закольцованные фрагменты жутковатого и театрализованного, к чему только ни отсылающего, фильма Мун. 

Драматическая история, модифицированная художницей, наполнена множеством аллюзий и символов – тут и рыба с завязанными глазами, и красноречивое расставание с отцом, и букет из кованного железа, и труп утопленницы, и вожделеющий героиню брутальный импресарио, чья фамилия «должна открыть все двери». Одним словом, оргазм для психоаналитика. Инфернально-таинственный монохромный мир Сары Мун затягивает и погружает зрителей в ирреальный герметичный сон, генерируя смятение и беспокойство. 

Однако самой хитовой, бесспорно, стала экспозиция легендарного фотоперверта Джоэла-Питера Уиткина.  Я сильно сомневаюсь, что зрители обнаружат в залах Уиткина в МДФ «Обаяние и сострадание» - вынесенные в заглавие выставки, а также смогут отыскать «моду и стиль» в их традиционном понимании. Предание гласит, что когда микроВиткину, направлявшемуся в церковь, было 6 лет, он стал свидетелем автомобильной аварии и… голова погибшей девочки мистическим образом прикатилась прямиком к ногам будущего маэстро провокации. 


После знакомства на ярмарке с людьми, имеющими физические отклонения, в числе которых были: трехногий джентльмен, chicken lady и первый секс-партнёр художника – гермафродит по имени Альберт-Альберт, Уиткин уже не смог оправиться, его оптика и восприятие окружающего мира изменились навсегда. С тех пор уродство, секс и смерть, увиденные сквозь призму истории искусства, стали визитной карточкой арт-некрофила. 

 

Калеки, загримированные трупы и телесные останки заботливо помещаются Уиткиным в сюрреалистические декорации, получившиеся изображения пропускаются сквозь специальные фильтры и искусственно состариваются. Безногие и безрукие инвалиды, транссексуалы, ампутанты обоего пола, карлики, женщины с тремя сосками, бородами, хвостами, рогами, люди без глаз, ушей, носов, губ и гениталий, трупы самоубийц и жертвы несчастных случаев не оставляют публику равнодушной. Экстремальные снимки, леденящие кровь, Уиткин зачастую делает в мексиканских моргах, «инфицируя» всё большее количество современных художников. 

Немного занимательных фактов – задолго до «Книги мёртвых» Арсена Савадова, Дэмиен Хирст на своей выставке When Logics Die в 1991 году демонстрировал снимки трупов со следами насильственной смерти; Чарльз Гейтвуд включил в свою книгу Forbidden Photographs (1995) изображение татуированного эмбриона; снимки мертворожденных также делали Мартин Ван Бик, М. Азаль Анзари и Дайэн Мичнер; Джек Хаддлстон издал в 1996 году книгу Death Scenes, в которой опубликовал собранные им вырезки из газет 1930-40-х гг. со снимками жертв убийств; Зарина Бхимджи фотографировала человеческие ступни и глазные яблоки и т.д. и т.п. 



Что же касается нашего героя, можно сказать, что Уиткин, в свою очередь, является последователем таланта Хуана де Диос Мачейна, который еще в начале ХХ века в Мехико создавал серии снимков мертвых детей. 



Так или иначе, у Уиткина есть оправдание (в котором, он, впрочем, не нуждается) – вне всякого сомнения, этот «сострадательный» хоррормейстер действительно большой художник. К тому же, в МДФ представлены относительно «пристойные» фотографии возмутителя спокойствия, соседствующие с ретроспетивой Марка Рибу, «Миром Хорста П.Хорста» и голливудскими знаменитостями 1920-30-х гг. от Эдварда Штайхена.

 

Как бы то ни было, фестиваль продолжается, грядет новая череда разнообразных открытий. Зрителям остается только надеяться на свою врожденную или благоприобретенную выносливость, развившуюся в процессе выставочных коллизий. Так что, несмотря на тщетные грёзы о теплой весне, цветении миндаля и сакуры, у москвичей и гостей столицы есть, чем наполнить свой культурный досуг...

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 37 Голодный Кабаков на берегах Мура. Культурная интеграция и Терминатор. Диалектика мечты от Свена и Кристины Гундлах. Реанимированный «мухомор» и пряничная избушка. Дэмиен Хирст как живописец. От маринованных акул и таблеток к холсту с маслом.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 36 «Соловушка», Виктор Алимпиев и Сьюзен Зонтаг. Искусство VS интерпретации. Тинэйджеры под микроскопом. «Рефлексия» в ГЦСИ. Семь смертей, зеркала и разбушевавшаяся стихия.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 35 «Инновация» - госпремия в области современного искусства. ТелеБластер взорвет телевидение. Этно-клише «Синих носов». Русские писатели и Эдуард Гороховский. Китч в массы! Имперские микроцефалы Бориса Орлова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 34 Между салоном и порно. Мэпплторп нон-стоп. Bipedalism, трэш и некрореализм Евгения Юфита. Военная зооантропотехника и томления мутантов. Нарвский дрейф, Ги Дебор и сквот «Клизма». Хождение в народ’ 2005.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 33 Квартирные выставки вчера и сегодня. Прижизненная реабилитация искусства. Эгалитарность и русский гендер. Позолоченный московский концептуализм. Увековечена АРТКлязьма’ 2004. Электронные скалки и Сталин с женской грудью.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 32 Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList