ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 33 с Дмитрием Барабановым. Квартирные выставки вчера и сегодня. Прижизненная реабилитация искусства. Эгалитарность и русский гендер. Позолоченный московский концептуализм. Увековечена АРТКлязьма’ 2004. Электронные скалки и Сталин с женской грудью.

<<Флэт-Арт

Для ознакомления с экспозицией под названием «Квартирные выставки 1956-1979», водворившейся в РГГУ, необходимо пройти фэйс-контроль взыскательной и неподкупной охраны. Однако, для самоотверженных поклонников специальных программ 1-й московской биеннале современного искусства это не проблема. Тем более, что куратор музея «Другое искусство» Юлия Лебедева в кооперации с Оксаной Саркисян в сжатые сроки сумели подготовить довольно бодрый проект.

При взгляде на ретроспективный показ работ художников-нонкомформистов (спустя почти 50 лет после первой априорно несанкционированной квартирной выставки), с трудом верится, что подобные визуальные эксперименты могли чрезвычайно невротизировать власти. Как известно, на протяжении трёх десятилетий продукции неблагонадежных элементов в музейной легитимации было отказано. Тем не менее, автономное проистекание художественных процессов имело место в апартаментах инакомыслящих фигурантов. Герметичные пространства приватных квартир и мастерских исправно давали приют ничем не скованной фантазии наших артистов. 

В РГГУ представлено немало архивных материалов. В избытке черно-белые фотографии, документирующие события тех лет: от выстави Дмитрия Краснопевцева в квартире Святослава Рихтера до знаменитого показа в особняке Эдмунда Стивенса и легендарного арт-прорыва в мастерской Леонида Сокова в 1976. Помимо этого в наличии работы тех лет: «Сигналы» Юрия Злотникова и «Пьяная кукла» Оскара Рабина, кубики Валерия & Риммы Герловиных, «Душа Нортона Доджа» В.Комара & А.Меламида, работы Бориса Турецкого, Михаила Рогинского, Евгения Рухина, Бориса Орлова, Михаила Чернышова, Александра Юликова и многих других. Вплоть до «Длинного рубля» Мухоморов и эскапад Юрия Альберта

Сейчас довольно сложно представить себе, что значило для этих художников хотя бы на несколько часов продемонстрировать публике свои холсты и объекты. Я сам прекрасно помню как в 1975 году (юные годы) томился с родителями в длиннюююющей очереди на выставку в ДК ВДНХ и как был потрясен, увидев работы группы «Гнездо». Свидетельствую – интерес к неофициальному искусству в 1970-1980-е гг. был грандиозен. 

Наивные ассамбляжи, забавные хэппенинги и метафорические живописные опыты казались тогда более радикальными, нежели Дэмиен Хирст и Чэпман Bros. в наши дни. Хотелось бы верить, что когда-нибудь героико-пропедевтическая деятельность энтузиастов окончательно выйдет из пространства эстетического гетто. Искренне надеюсь дожить...

Напоследок хочу поделиться с вами одним наблюдением. Приближаясь к выставленным произведениям, я обратил внимание на не в меру активного анонима с признаками нездоровой ажитации, метеором носившегося по коридорам и визжавшего истерическим фальцетом. Словно робот-трансформер, он размахивал руками, тыкал пальцами то в одно, то в другое произведение и вопил: «Что ЭТО??? Кто-нибудь может объяснить, что ЭТО?». Челночные рейды персонажа ассоциировались с галоперидоловой overdose. Впрочем, одержимый гражданин, живо напомнивший о былых временах, так же быстро испарился, как и возник. И всё же, признаться, в стенах вышеназванного богоугодного заведения наблюдать сей «перформанс» было по меньшей мере странно. Я же в очередной раз глубоко задумался о судьбе русского послевоенного андерграунда… 

<<Уравняли

Отчет о посещении РГГУ не был бы полным, если бы я не упомянул еще одну выставку современного искусства, разместившуюся по соседству. Проект называется «Эгалитарность» (куратор Наталья Каменецкая). Преобладают художники женского пола. Зрителям предоставлена прекрасная возможность очередной раз увидеть искусство наших амазонок. В некотором смысле мероприятие иллюстрирует понятие deja vu. Я имею в виду относительно недавние выставки «Автопортрет художницы» в том же РГГУ и «Искусство женского рода» в ГТГ. 


Как бы то ни было, в РГГУ можно увидеть: интерактивную инсталляции «Побудь со мной» Ирины Наховой, видео «Хабиби» Айдан Салаховой, лайтбоксы Татьяны Антошиной, ролики от Цапли и Глюкли, живопись Анны Броше, объекты Натальи Турновой, работы Ларисы Звездочетовой и Ольги Флоренской. Простите, если кого позабыл. Помимо этого присутствуют работы Германа Виноградова и манекен с крыльями в клетке от Семена Агроскина, олицетворяющий апофеоз литературщины.


Вероятно, «Эгалитарность» каким-то образом призвана очередной раз актуализировать гендерную проблематику. Однако подобное позиционирование достигает совсем иного эффекта - автоматически приравнивает женщин к очередным меньшинствам. Но ведь выставка-то не об этом?

<<Половое ассорти

Аналогичный, но существенно расширенный состав, можно наблюдать в Московском музее современного искусства (на Петровке). Здесь сомнений быть уже не может – выставка называется «Гендерные волнения».  В проекте принимает участие около сорока художников, тщательно отобранных куратором Людмилой Бредихиной. Их усилия призваны проиллюстрировать особенности «русского гендера», художественно осмысленного и оттого вдвойне беспощадного.
С каждой выставкой такого рода на метафорическом уровне вновь и вновь проигрывается ситуация «Опять двойка!», некогда увековеченная Федором Решетниковым. Исторически сложилось так, что визуализация гендерного вопроса в наших широтах неминуемо подразумевают сокрушительный разнос вызванных на ковёр «шовинистических свиней» мужского пола со стороны современных суфражисток в одностороннем порядке. В качестве обязательного атрибута подобных экспозиций можно выделить апелляции к мукам Совести и настойчивое склонение к Покаянию. 

Но мы-то понимаем, что удачным экспериментом можно считать лишь ту выставку, где идеологическая прямолинейность уравновешена художественно полноценным оригинальным высказыванием. И Людмила Бредихина, как человек опытный, это отлично осознает. Поэтому отнюдь не случайным выглядит и замысловатый финт – самым строгим образом соблюдена половая паритетность – колличество фалло- и вагиноцентричных артистов в процентном соотношении сопоставимо.

Произведения на выставке самые разные: от романтических «Выпускников» Владимира Куприянова до китч-арта Ларисы Звездочетовой, от ироничных фотокомиксов Людмилы ГорловойС любовью здесь не шутят!») до ярких работ Натальи Турновой

Несказанно хороша «Родина-дочь» в кокошнике и на коньках от Алексея Беляева-Гинтовта.  Красной нитью проходит тема гибридизации: Максим Илюхин и Наталья Стручкова модернизировали деревянные разделочные доски, молотки для отбивных и выразительные скалки, начинив эти агрегаты высокоточной электроникой, штекерами, специальными счетчиками, диодами, разъемами и т.д. (проект «Бижутерия»). Сходным образом Мария Чуйкова скрестила мещанские часы с мясорубкой – получилась «Кали Юга». 

 

 

Есть на выставке и более брутальные опусы: гладильные доски от Ирины Наховой многозначительно «переливаются» обнаженными женскими спинами. Алёна Мартынова с прооперированным носом пронизывающе взирает на зрителей с фотографии, а вконец распоясавшаяся кукла от Ирины Вальдрон демонстрирует преимущества самоудовлетворения игрушечным дилдосом. 
Особо выделена тема инверсии – здесь можно увидеть снимки бородатого Германа Виноградова, упрятавшего пенис между ног, и фото Людмилы Константиновой с наклеенными усами, и Мамышева-Монро в ролях жениха и невесты одновременно, и фарфоровую позолоченную скульптуру Сталина с женской грудью от Бориса Орлова

 

 

Несколько залов музея отведены под видеоинсталляции, кои увидеть, увы, не удалось. Зашуганные, но дерзкие смотрительницы (бывает же такое!) категорически отказались включать приборы в отсутствие научных сотрудников. Тщетно прождав специально обученных людей битых полчаса, автор этих строк удалился не солоно хлебавши. Ибо у смотрительниц свои гендерные волнения…


До 26 февраля. ММСИ (ул. Петровка, 25)  

 

<<Переплёты

Напоследок расскажу о двух изданиях, только-только вышедших в свет. Речь идет о каталоге «АРТКлязьма» и альбоме «Московский концептуализм».

Каталог «АРТКлязьма’ 2004» (как и ожидалось) вышел роскошный. Двести двадцать пять страниц этой книжки излучают невероятный оптимизм и неистребимую фанатичную веру в великую силу рашн contemporary art’a. Каталог дизайнировал мастер своего дела – Евгений Корнеев, фотографии делали Александр Забрин и Игорь Мухин.
На «Новую российскую реальность» (название Клязьмы прошлого года), конвертированную в целлюлозную форму, смотришь новыми глазами – так всё ярко, бодро и оригинально. Будто бы и не было мороза, пьяных конфликтов и проектов сомнительного качества. Однако, надо отдать должное - для потомков зафиксированы практически все произведения и перформансы участников этого арт-слёта. Немного странной кажется неотредактированная и маловразумительная дискуссия арт-критиков и художников о судьбе «АРТКлязьмы» в качестве вводной статьи. Зато заканчивается она групповыми жизнеутверждающими фантазиями на тему «давайте придумаем название для следующего фестиваля». Состоится ли «АРТКлязьма» в 2005 году - неизвестно. Пока же бессменный куратор мероприятия Ольга Лопухова говорит о новом формате

С «Московским концептуализмом» не все так однозначно.  Презентация состоялась в галерее WAM, украшенной по такому случаю документальными фото в прозрачных файлах и работами, спешно извлеченными из закромов художников-концептуалистов. «Московский концептуализм» - это сдвоенный номер журнала WAM (№ 15/16) в твердом переплете и в суперобложке. Насколько я понял из путаных выступлений, соредакторами-составителями выступили художник Вадим Захаров  (ответственный за подбор иллюстраций) и Екатерина Дёготь, написавшая текст.  Репродуцировано более 150 произведений двадцати московских художников и арт-коалиций. От хеппенингов «Коллективных действий», работ Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Комара и Меламида до памятника Адорно во Франкфурте того же Захарова. Визуальные материалы воспроизведены на сусально-золотых фонах, сверкающий золотой обрез завершает облик этого произведения дизайнерского искусства. Богато. Мда...

 
К сожалению, более подробный отчёт невозможен, так как представленные образцы были закреплены в специальных тисочках на стенах, а чтобы пролистать доступные экземпляры, надо было длительное время потеть в очереди. Как вы уже, наверное, догадались, презентация не предусматривала подробного ознакомления арт-критиков и журналистов с изданием. Тем не менее, была объявлена цена –1500 руб., по которой всем желающим предложили приобрести это чудо полиграфии. Стать счастливым обладателем издания вы сможете, расплатившись по адресу: Антикварные ряды «Николай», 2-й этаж, Ветошный переулок, дом 9, магазин «Книги WAM». 

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 32 Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList