ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 25 с Дмитрием Барабановым.  Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

<<Пойманная Красота 

Персональная ретроспективная выставка Ларисы Резун-Звездочетовой в ГТГ (на Крымском Валу) – событие из разряда приятных до чрезвычайности. Классик отечественного китч-арта Звездочетова знает как «сделать красиво». Изготовить очередную «пародию на катарсис» - миссия для нее стопроцентно выполнимая. Занимательная био-арифметика такова: представленный отчет о проделанной за шестнадцать лет работе в 63 зале Третьяковки включает в себя около двадцати работ из пяти серий разных лет.


Густой сироп, мед и патока низвергаются на завороженных зрителей приторными каскадами, такая красота, что просто невозможно наглядеться. Наш «мастер галантных сцен» решительно и беспощадно препарирует сокровенные представления о Прекрасном мещанского сословия. Обширные поля изысканий Звездочетовой в основном раскинуты на поверхности настенных прикроватных ковриков. Образы, традиционно населяющие обывательский парадиз – сочные олени и другие наливные животные – излюбленные персонажи художницы.

 

Подобно хитроумному зверолову (взять хотя бы серию «Жизнь и смерть оленя и охотника»), Звездочетова загоняет в свои кисейные силки драгоценную концентрированную очаровательную живность. Серебряно- и золотофонные псевдодекоративные панно художницы покрыты экзотическими растениями, милыми овечками и пригожими зайцами. Однако, помимо анималистических делегаций, в сети художницы нередко попадают: исступленные танцовщики танго, элегантные вертлявые пары фигуристов, стройные солисты балета, сладкозвучные музыканты и куртуазные пастушки a la Антуан Ватто.

Таинственным светом озаряет все вокруг «Аленький цветочек», упрятанный в мега-ларце с узорными прорезями и надписью «Нет тебя прекрасней!». Попался – не уйдешь! Заполнена и перевернута еще одна страница гербария.

В отличие от других ветеранов жанра, будь то Пол МакКарти или Синди Шерман, Лариса Звездочетова избегает какой бы то ни было жесткости и обличительного критического пафоса. Словно борец айкидо, художница уходит в сторону, ускользает от прямолинейных обобщений и сравнений, использует потоки недружественной энергии во благо contemporary art’a. Тем интереснее наблюдать за тайной жизнью популяции извлеченной из Эдема дурновкусия…

Думали это финал? Не тут-то было! Глумливая пастораль продолжается. На территории культурного центра «АРТСтрелка», а точнее в галерее «XL projects» открылась еще одна выставка Звездочетовой «Миф красоты»
Золоченый «иконостас» с 130 личиками журнальных красоток развернут во всю стену. Несмотря на бодрость колорита – впечатление жутковатое. Помещение озаряется только свечками расставленными у подножия этой импровизированной доски почета тружениц гламура. 

Драматургия и сценография проекта вызывают неоднозначные ассоциации с работами Кристиана Болтански, ну и стелами колумбариев естественно. Дистиллированная противоестественная прелесть моделей нивелируется, правильные лица райских гурий окончательно утрачивают индивидуальность. А появившийся невесть откуда призрак царя Мидаса («Здрасьте вам!») лишает красоту последней ценности. Еще один миф развенчан. Три-ноль в нашу пользу.

См. также: Фаина Балаховская "Звездочетная Стрелка". Время Новостей.

<<Вопреки непогоде

Помимо вышеупомянутой выставки, в минувшую субботу на АРТСтрелке  можно было увидеть экспозицию хорватского фотографа Аны Биланков «За черным квадратом. Москва-фрагмент». Поблизости неутомимый Герман Виноградов организовал очередную демонстрацию своего обнаженного тела на фоне снежных завалов. 

Смотреть на это было зябко, и, оглушаемые порывами ледяного ветра, заметаемые пургой энтузиасты современного искусства нашли отдохновение в бывшей дворницкой фабрики «Красный Октябрь». Именно там Алексей Политов и Марина Белова устроили перформанс «На дне». Облаченные в оранжевые дэзовские жилеты, художники предлагали публике отведать тортика, помещенного в помойный контейнер.

Изделие было покрыто специальной съедобной пленкой с изображениями репродукций работ Олега Кулика, Дубосарского & Виноградова, Марка Шагала, Ильи Кабакова и др. в обрамлении мусорного антуража. Дегустация вызвала неконтролируемый ажиотаж. Многолетние пропедевтические усилия журналистов были одномоментно погребены на дне пресловутого резервуара.Так что не стоит недооценивать наших арт-кришнаитов – эксперимент показал, что с помощью подобного прасáда завербовать можно очень многих. 

Вкусившие сладкого трэша современного искусства на метафорическом уровне автоматически становились адептами оного. Что и требовалось доказать.

<<Он памятник себе воздвиг. И не один…

Однако вернемся к XL галерее. В главном помещении ИксЭля (Подколокольный переулок, 16/2) демонстрируются новые работы Бориса Орлова. Название - «Ретроспекция» - всецело оправдано, классику соц-арта – 63 года. Больше всего этот проект напоминает отрефлексированные мемуары с комментариями. 

Для выставки Орлов воспроизвел свои хрестоматийные вещи, наложив на скульптуры агрессивно расползающиеся узоры хохломы. Явлены 3-D модели собственного переосмысленного творчества: «Букет в имперском стиле», «Спортсменка», «Военный портрет», «Гибель богов» и др. Выглядят объекты чертовски эффектно, что не удивительно, ибо Орлов отличается ярко выраженным и редким для сегодняшних художников талантом экспозиционера.

Засилье тотемов и наград – родом из послевоенного детства. Тогда воины-победители повсеместно ходили с орденами. А на заводе, где трудился отец Орлова, делали самолеты ЛАГи. После школы и сам художник поработал там же. Позже ракета со швами, которые заваривал Орлов, не только долетела до Луны, но и исторгла из себя самоходный аппарат. А в отрочестве все было предельно ясно – летчик - синоним героя, авиационные парады, прожекторы, десантники. Флагману-бомбардировщику «Василий Сталин» - физкульт-привет! Все пожрал хохломской плющ.

И вообще, судя по представленным результатам «инфицирование» носит пандемический характер, орнаментальная растительная плесень размножается с дикой скоростью, постмодернистский энтропический вихрь химической атаки погребает под собой все: историю, стили и направления, соц-арт и личную мифологию. Имперсональные памятники уходящим эпохам не «убегают тлена» - рушатся самолеты, награды, и символы «великого» советского прошлого покрываются спорыньей. Гангрена беспамятства и отсутствия ориентиров маркирует прямо-таки бессмысленные выплески некогда канонического героизма… 

Ссылки:

Сергей Сафонов, «Хохлома спасет мир». «Газета»
Игорь Чувилин «Хтоническая хохлома». Газета RU
Виталий Пацюков. «Красный цвет в белых республиках». «Время Новостей»
Дмитрий Барабанов «Утопия против хаоса». Artinfo Ru

<<Смерть им к лицу?

Между тем, в лондонской Frith Street Gallery проходит выставка Марлен Дюма (родилась в ЮАР, живет в Амстердаме) под многообещающим названием «Второе пришествие». Используя в своей работе материалы из журналов или собственные фотоснимки, Марлен Дюма создает портреты, отсылающие зрителей к истории искусства и стереотипам масс-культуры. 
На этот раз экспозиция в Frith Street Gallery овеяна особым ореолом скандальности, поскольку Дюма удалось затронуть сразу несколько волнующих и запретных тем. 

Во-первых, изображенные на портретах девушки явно мертвы – об этом красноречиво свидетельствует специфическая бледность кожных покровов, спастическая мимика и закрытые глаза моделей. Во-вторых, источниками вдохновения для Дюма, помимо упоминаемых ею в сопроводительном тексте произведений Караваджо и Энгра, послужили газетные снимки жертв терактов и террористок-смертниц. И, наконец, застывшие экстатические гримасы на лицах «натурщиц» могут быть при некотором усилии истолкованы как проявления эротического наслаждения, таким образом художница обращается к взрывоопасному соединению тем смерти и секса. 

Полотно с названием Kim живописует известную по публикациям в прессе 25-летнюю «девственницу-подрывницу» Ким Гуон-Гуи, ответственную за взрыв корейского авиалайнера и смерть 115 пассажиров в 1987 году. Картина Stern отсылает к одному из первых шокирующе жестоких фотокадров в немецких газетах – в 1976 году репортер запечатлел обезображенное тело террористки Ульрики Майнхоф, которую нашли повешенной и подвергнутой насилию в тюремной камере. Изображение Stern легко идентифицируется, поскольку именно этот кадр неоднократно использовал в своих работах Герхард Рихтер (его серия October 18 (1977) находится в нью-йоркском МОМА). 


Произведение, именуемое Alpha - в честь российского спецподразделения - изображает неизвестную девушку, погибшую во время трагических событий в московском киноконцертном зале на Дубровке, причем трудно сказать, является ли покойная террористкой или заложницей. В ряду представленных образов фигурируют энгровская Angelique, подвергнутая Марлен Дюма мортидальной интерпретации, а также Lucy – убиенная девочка, заимствованная с картины Караваджо «Погребение Святой Лючии». 
Сама Дюма, обращаясь к публике, патетически вопрошает: «Когда мы попадем на небеса и увидим Великий Свет – что это будет – сияние пресвятых глаз или вспышка камеры?».  

 

См. также: Эдриан Сирл Fatal Attraction. «Guardian»


До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList