ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

23 cентября - 20 октября ЦТИ Фабрика (Москва, Переведеновский переулок, 18) представляет три выставочных проекта. Открытия 22 сентября.
"С Вами все ясно" Карины Барабановой. Выставка посвящена исследованию шаблонов, к которым тяготеет восприятие современного человека.
Интернет-культура и социальные сети используют классификацию эмоций в виде хорошо узнаваемых мемов и смайлов/эмодзи. Look’и в инстаграме тиражируют стереотипные саморепрезентации, выражая настроения пользователей. В своем проекте Карина Барабанова соотносит эти явления со стимульным материалом классических психологических тестов, иронизируя над стремлением человека описать реальность понятными и простыми схемами.
«Триумфальная арка» Ольги Божко. Как известно, триумфальные арки устанавливали при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память о важных событиях. Они предназначались для торжественных въездов. Инсталляция Ольги Божко повторяет это архитектурное сооружение не только по своей форме, но отчасти и по назначению. Сделанная из разноцветных упаковочных коробок, она помпезно заявляет о "победе" общества потребления.
«ПРОТИВОСТОЯЩИЙ БЕРЕГ»/ «THE OPPOSING SHORE». Художники: Клеман Кожитор, Бади Даллул, Реми Дюпра, Йонас Фишер, Аслан Гайсумов, Никита Кадан, Йоанна Неофиту, Шанталь Пеньялоса, Джон Смит, Диана Тамане, Мари Вуанье Кураторы: Кивели Маврокордопулу и Саша Певак. Ассистент проекта: Алла Золотова>
С 23 сентября в Центре фотографии братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, 3, строение 1) выставка Жана-Мари Пере «Кутюрье французской фотографии».
Перье — автор выдающихся портретов celebrities. Знаковым циклом работ на выставке станет серия, сделанная Перье в 90е — «Мир дизайнеров моды». В нее включены фотографии именитых модельеров — Ив-Сена Лорана, Жана-Поля Готье, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд и Кензо — созданных по заказу журнала ELLE. В этих фотографиях прослеживается внимание Перье к деталям. Словно не фотограф, а кутюрье, Жан-Мари кропотливо выстраивает каждый образ, создавая искусную фотографическую коллекцию. На выставке будет представлено более 40 работ автора, многие из которых стали культовыми изображениями эпохи. В экспозицию войдут фотографии разных периодов, начиная с первых этапов карьеры Перье, когда он работал в популярном французском журнале Salut les Copains, посвященном музыкальной молодежной культуре 1960-х, съемки легендарных the Beatles и Rolling Stones первых лет их стремительно растущей популярности.

В 1960-х годах Перье много раз встречался и фотографировал the Beatles, особенно для журнала Salut les Copains. В 1966 году Жан-Мари попросили сделать несколько обложек для альбомов группы. Среди них - знаменитая фотография, которая украсила сингл Penny Lane / Strawberry Fields Forever. Работа включена в экспозицию Центра фотографии.
23 сентября в 15:00 Центр фотографии приглашает на авторскую экскурсию Жана-Мари Пере>
23  сентября по 24 октября Российская академия художеств и галерея «Веллум» представляют выставку «Два капитана», посвященную творчеству Георгия Нисского и Ильи Каца, где будут представлены около 80 живописных и графических произведений двух авторов. Открытие 22 ментября. Пречистенка, 19>
С 21 сентября галерея Триумф и Московский музей современного искусства представляют выставку Софьи Гавриловой "Нематерик". Гоголевский бульвар, 10>
21 сентября - 10 октября в Агентстве Art.Ru (Москва, Озерковская наюережная, 26) выставка Алёны Шаповаловой "Природа мизантропии".
Проект продолжает предыдущие исследования художника, связанные с темой «мира после»: исчезновения, катастрофы или мутации. В работах, представленных в проекте, скелеты существ – то ли доисторических, то ли вымышленных или приснившихся, соседствуют и гармонируют с остовами сооружений, в которых угадываются индустриальные постройки некогда славного прошлого или храмы постапокалиптического будущего>
21 сентября - 27 октября в музее АРТ4 (Москва, Хлыновский тупик, 4) выставка "МоскваХаХаХа". Открытие 20 сентября. Куратор Андрей Бартенев>
30 сентября исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера Юрия Петровича Любимова (1917-2014). 21 сентября - 15 октября в Электротеатре «Станиславский» (Тверская улица, 23) фотовыставка «Маска и Душа», приуроченная к юбилейной дате.
Вся жизнь Юрия Петровича была отдана театру, созданию спектаклей, многие из которых навсегда вошли в «золотой фонд» отечественной и мировой культуры. На фотовыставке представлены более 50 фотографий, запечатлевших Юрия Любимова в работе – во время репетиций, а также в кругу семьи. Все фотографии взяты из личного архива семьи Любимовых.
27 сентября в рамках фотовыставки состоится презентация книги «100 современников о Любимове». В ней собраны воспоминания о ярких моментах встреч, дружбы, совместной работы с великим реформатором театра над спектаклями и операми, поставленными им в Советском Союзе, России и других странах; впечатления благодарных зрителей, которые в течение десятилетий были преданы Театру на Таганке, созданному Юрием Петровичем Любимовым.
Среди авторов книги — Ирина Антонова, Александр Солженицын, Эрнст Неизвестный, Нина Ананиашвили, Сергей Бархин, Андрей Битов, Юлия Борисова, Анатолий Васильев, Элисо Вирсаладзе, Георгий Данелия, Марк Захаров, Александр Калягин, Владимир Мартынов, Юрий Норштейн, Иосиф Райхельгауз, Юрий Рост, Анатолий Смелянский, Олег Табаков, Римас Туминас, Адольф Шаевич, Сергей Юрский, Евгений Ясин, зарубежные друзья, коллеги и поклонники творчества Юрия Любимова Питер Брук, Лора Гуэрра, Витторио Страда, Нурия Шёнберг-Ноно и многие другие. Составителем сборника является жена и соратник Юрия Любимова — Каталин Любимова.>
21 сентября - 15 октября 20 сентября галерея "Здесь" на Таганке Объединения «Выставочные залы Москвы» представляет выставку информационного портала ArtTube - «Примирение Здесь!» - итоговый проект исследования и художественного осмысления событий Гражданской войны в России 1917 – 1922 гг. Выставка проходит в рамках параллельной программы 7-ой Московской биеннале современного искусства. Открытие 20 сентября.
Проект «Примирение» – это попытка художественной интерпретации событий Гражданской войны, следов и руин, оставленных историей на ландшафтах памяти, в национальном и этническом самосознании. Те противоречия, которые послужили основой для столкновений, — общественное, экономическое и политическое неравенство, острая потребность в переменах, неустойчивость политических позиций – остались актуальными и сегодня, спустя сто лет. Импульсом для создания проекта стало осознание необходимости примирения. Его поиски лежат через осмысление исторического опыта и артикуляцию альтернативных и неочевидных на первый взгляд нарративов и смыслов, позволяющих идти в будущее мирным путем. Выставка «Примирение здесь!» становится территорией подведения итогов, где будут представлены работы художников из разных регионов.
Участники
: Людмила Баронина, объединение «Подпольная типография» (Степан Субботин, Василий Субботин, Вероника Злобина, Евгений Рымкевич, Сергей Матушкин, Шамиль Ахмед), Татьяна Ахметгалиева, Тина Васянина, Миша Мост, Алиса Йоффе, Юлия Казас, Ирина Петракова, Ирина Корина, Александр Угай, Илья Пилипенко, Антон Акимов.
Куратор проекта Юлия Грачикова. Научный куратор Григорий Мангутов>
20 сентября - 22 октября Центр современного искусства «Винзавод» представляет выставку Recycle Group в рамках юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью» и параллельной программы 7-ой Московской международной биеннале современного искусства.  В инсталляции Template of Life Андрей Блохин и Георгий Кузнецов воссоздают процесс отключения компьютера от сети и передадут зрителю на чувственном уровне ощущения машины.
В предыдущих проектах Blocked Сontent, представленном в русском павильоне на 57-ой Венецианской биеннале современного искусства и Homo Virtualis в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Recycle Group используют дополненную цифровую реальность, а на Винзаводе создадут свою.
Главный объект инсталляции — капсула, где Recycle Group посредством визуальных и звуковых эффектов воспроизведут процесс отключения компьютера от сети, отводя зрителю роль участника процесса. Таким образом, по мнению авторов, зритель испытает «ощущение» машины в момент перехода из рабочего состояния к полному отключению, на пути движения к абсолютному «ничто».
При поддержке Triumph Gallery. Куратор выставки: Полина Могилина. Автор цикла: Николай Палажченко.

20 сентября в 19
:00 в Винтажном зале дискуссия «Новая цифровая материальность» в рамках параллельной программы цикла выставок «Прощание с вечной молодостью». Тема обсуждения — человек в эпоху тотальной зависимости от мира цифровых технологий. Как изменилась наша жизнь после появления сети интернет? Как мы ощущаем зависимость от компьютерных технологий и новых медиа? Как это повлияло на культуру и искусство?
Об этом будут рассуждать участники дискуссии: художники Recycle Group Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, и эксперт в области AR/VR Иван Юницкий.
Модератор: Александра Данилова, куратор выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина.
С 20 сентября в Музее Победы масштабная выставка «Живая летопись войны». Выставка собирает на одной площадке произведения из фондов семи музеев.
Выставка «Живая летопись войны» приурочена
к 75-летию Всесоюзной выставки графики, живописи, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война», которая открылась в ноябре
1942 года в Третьяковской галерее.
7-Я МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ «ЗАОБЛАЧНЫЕ ЛЕСА». 19 сентября 2017 – 18 января 2018. Новая Третьяковка (Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10)

Куратор – Юко Хасегава (арт-директор Музея современного искусства, Токио)
Участники Основного проекта: 52 художника из 25 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.
Среди участников Основного проекта – Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
В этом году был создан Экспертный совет Московской биеннале, в который вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие. Экспертный совет принимает все творческие решения.
Также разработана система презентации российских художников куратору Основного проекта. В результате Юко Хасегава поступило более 600 заявок от российских художников и более 100 рекомендаций от Экспертного совета.
В Основной проект были выбраны: творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Они создают новые работы специально для 7-й Московской биеннале. Кроме того, Юко Хасегава были отобраны работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алины Гуткиной и Михаила Толмачева из коллекции современного российского искусства Газпромбанка.
Впервые появилась система отбора проектов Параллельной программы – теперь московские институции направляют заявки Экспертному совету Московской биеннале. Всего поступило 75 заявок, в Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММoМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие>
20 сентября - 25 октября в «Колоннаде» Музея-усадьбы «Архангельское» выставка Кьяры Динис «Смотреть вдаль». «Выставка состоит из двух больших инсталляций, созданных в 2016 году и
заново переосмысленных для 7-й Московской международной биеннале современного искусства: «Please, don’t cry» («Пожалуйста, не плачь!») и «Look Afar» («Смотреть вдаль»). Переосмысление работ художницы произошло благодаря свету, который становится связующим звеном между двумя залами Колоннады в Музее-усадьбе «Архангельское».
Инсталляция «Please, don’t cry» размещена в нижней части Колоннады, напоминающей строгую и изящную крипту, погруженную в полутьму. Свет исходит из стеклянных сфер, водруженных на высокие пьедесталы. Внутри сфер заключены золотые фигуры, контуры которых проецируются на потолок и отражают реальные границы стран, которые недавно были вовлечены в войны или охвачены локальными конфликтами. Эти проекции похожи на сказочные облака. Так Кьяра Динис напоминает о нашей действительности и существующих в ней трагических противоречиях.
В верхней, храмовой части Колоннады, размещена инсталляция «Смотреть вдаль». Для нее выбрано подвижное освещение, придающее динамизм всей композиции. Источником света является видео, на котором художница запечатлела северное сияние: красочные переливы света видоизменяют пространство, его морфологию, а также саму инсталляцию. Инсталляция представляет собой цветные фотографии, на которых запечатлены моменты путешествия Кьяры Динис в Лапландию, на север Швеции, предпринятого для съемок удивительного природного явления. Кадры отчасти передают
ту мощную энергетику, которая ощущается при наблюдении за ним. Рамы с необарочными завитками, выполненные из разноцветного оргстекла, навязывают ощущение искусственности и противопоставляют его естественному происхождению северного сияния. Негативной диалектике войны, которая приносит лишь разрушение, Кьяра Динис противопоставляет положительную диалектику природы, в которой разрушение всегда уступает созиданию. Вероятно, художница выражает надежду на то, что природа станет учителем для человечества, которое нередко ведет себя безрассудно
». Джорджо Вердзотти, куратор выставки
>
С 20 сентября по 10 декабря Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16) представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающая о раннем периоде творчества великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум». Открытие 19 сентября>
С 19 по 24 сентября 2017 года в залах Московского дома художников (улица Кузнецкий мост, 11) выставка  Виталия Орловского>
С 19 сентября в галерее Веры Погодиной выставка Александра Погоржельского и Таисии Коротковой>
19 сентября - 22 октября в галерее Ковчег (Москва, Немчиновы, 12) выставка "Колка памяти". К 15-летию гибели съемочной группы Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье. Куратор проекта: Анастасия Козаченко-Стравинская. Участники проекта: Алиса Гокоева, Марина Фоменко, Леонид Тишков, Хаим Сокол, Владимир Тарасов, Мария Крючкова.
Несколько минут понадобилось леднику Колка, чтобы перекроить ландшафт ущелья и сотни человеческих судеб. Несколько дней понадобилось специалистам, чтобы сделать заключение о том, что живых нет. Несколько лет продлилась спасательная операция, объединившая десятки добровольцев и родственников, сплоченных общим горем и общей мечтой - найти своих родных живыми>
20 сентября - 28 октября в галерее RuArts (1-й Зачатьевский переулок, 10) выставка Михаила Розанова и Алексея Гинтовта "Порядок". Открытие 19 сентября>
С 19 сентября по 6 октября в рамках ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЙ программы Московской международной биеннале современного искусства в Зверевском центре выставка "Окна Windows".
Будучи одновременно точкой выхода и входа, соответственно, в мир внешний и внутренний (смотря откуда смотреть), окно служит участникам проекта удобной метафорой искусства. Вполне в духе многозадачности ОС Windows, проект как бы открывает и закрывает перед зрителем много-много разных форточек, впускающих внутрь свет или тьму, свежий ветерок или выхлопные газы. А чтобы войти и выйти, нужна операционная система.

В проекте представлены произведения, выполненные в различных техниках: живопись, графика, скульптура, инсталляция, видео. Кураторы: Анна Руссова, Михаил Сидлин.
Участники: Анна Руссова, Герасим Кузнецов, Дима Запылихин, Иван Тузов, Катя Сисфонтеc, Кирилл Аграновский, Маша Арендт, Михаил Сидлин, Надя Албул, Оля Юргенсон,Татьяна Антошина>
15 сентября в ЦТИ Фабрика (Москва, Переведеновский пер., 18) открытия выставок:
16 сентября - 20 октября в пространстве 3'30 (3 стр., 3 этаж) Али Хестанти "Тайная жизнь мягких игрушек";
16 сентября - 20 октября в пространстве 4'33 (4 стр., 3 этаж) "Приобретенная беспомощность (Утопия ТЦ. Эпизод IV)" Дмитрия Кавко;
16 сентября - 20 октября в пространстве 2'02 (2 стр., 1 этаж) "Азбука гомеопатии: Удзигами XX XXI" (Ронни Дельру (Бельгия), Алина Глазун (Россия), Олег Матрохин (Россия))
16 сентября - 20 октября в пространстве 7’06 (Стр. 7, 0-й этаж) "Вишня подземная" (Запылихин Дмитрий, Иорш Алексей, Кузнецов Герасим, Руссова Анна);
16 сентября - 15 октября в пространстве 3'30" (3 стр., 3 этаж) фотопроект Владимира Марковича "Найти красного коня".
C 16 сентября Мультимедиа Арт Музей/ Музей «Московский Дом фотографии» (Москва, Остоженка, 16) представляет выставки в рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Открытие 15 сентября.
До 12 ноября выставка Константина Бранкузи «Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы» /из собрания Центра Помпиду/, одного из самых влиятельных и известных скульпторов ХХ века.

До 22 октября выставка выдающегося итальянского фотографа Марио Джакомелли (1925-2000) «Поэтика ландшафтов».
Выставка Александра Стешанова, приуроченная к 80-летию бессменного фотокорреспондента «Известий».
До 8 октября выставка Никиты Алекеева "Многоточие">
С 14 сентября в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева выставка «Итальянские постройки Алексея Щусева. Храм Свт. Николая в Бари и Русский павильон в Венеции».
15 сентября – 21 октября Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»  представляет выставку Марчелло Ло Джудиче «Эдем. Далекие планеты». Пресс-показ 14 сентября 18:00. В экспозицию войдут 16 работ художника из серии «Эдем», а так же объекты. Весной 2017 года выставка с успехом прошла в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
Марчелло Ло Джудиче родился в Таормине в 1957 году. Окончил Болонский университет, а затем Венецианскую Академию художеств. Во время обучения в Академии его учителями стали крупнейшие представители информальной живописи в Италии – Эмилио Ведова и Джузеппе Сантомазо. Однако Ло Джудиче получил и естественно-научное образование по специальности «геология». Творчество художника имеет глубокую связь с этим периодом жизни, когда в университете он изучал строение минералов, их физические и химические свойства. Именно эти полученные знания и вдохновили художника заняться серьёзными творческими поисками.
15 сентября - 15 октября в Галерее Нагорная (Москва, Ремизова, 10) выставочно-просветительский проект "Свет на просвет". Открытие 14 сентября.
Проект сфокусирован на продолжение и развитие идей и творческих открытий эпохи Русского Авангарда, а также, на развитие творческих стратегий синтеза различных практик и форм современного искусства. Работы известных современных художников, а так же архивные материалы из фондов Государственного музея В.В. Маяковвского, тематические медиадайджесты по теоретическому наследию лидеров школ Вхутемасса, Баухауса, студии В.Э. Мейерхольда, лаборатории Льва Термена, современные работы учеников детской мастерской ГЦСИ "Движущие картинки", студентов МГПХА им С.Г. Строганова, театральные эксперименты студентов Института Современного Искусства.
Куратор проекта - Кира Матиссен. Участники: Клара Голицына, Петр Банков, Елена Кисель, Света Литвак, Ярослав Мартынов, Сергей Малютин, Николай Наумов, Александр Панкин, Михаил Погарский, Андрей Суздалев, Игорь Север, Петр Термен, Сергей Чернов, Алла Урбан, Леонид Феодор, Мануэль и Эвелина Шац, Елена Шкурпелло, Кира Матиссен, Илья Билецкий, а также ученики детской мастерской ГЦСИ «Движущиеся картинки», студенты Института современного искусства и МГХПА им. С.Г. Строганова.
С 13 сентября - 15 октября в галерее Арка (Москва, Брюсов переулок, 2/14, стр. 2) "Круг Культобзора. Юбилейная выставка".
Художники – Круг Культобзора: Николай Андронов, Азам Атаханов, Светлана Атаханова, Михаил Бабенков, Александр Бабин, Валерий Бабин, Инна Бажутина, Павел Боркунов, Эдуард Браговский, Ольга Булгакова, Евгения Буравлева, Арон Бух, Феликс Бух, Андрей Васнецов, Николай Ватагин, Пётр Дик, Галина Дулькина, Виктор Дынников, Вера Ельницкая, Алексей Жучков, Анна Замула, Дмитрий Иконников, Игорь Камянов, Юлия Картошкина, Дарья Коновалова-Инфанте, Ювеналий Коровин, Надежда Крестинина, Николай Крутов, Максим Ксута, Роман Кузьмин, Алексей Ланцев, Юлия Малинина, Борис Маркевич, Владимир Мигачев, Михаил Молочников, Татьяна Назаренко, Эрнст Неизвестный, Павел Никонов, Алексей Новиков, Игорь Новиков, Ольга Оснач, Павел Отдельнов, Александр Панкин, Дмитрий Панкин, Егор Плотников, Владимир Потапов, Анатолий Пурлик, Евгений Ревяков, Александр Ситников, Наталья Ситникова, Ирина Старженецкая, Константин Сутягин, Светлана Сутягина, Михаил Тихонов, Елена Утенкова-Тихонова, Александр Шевченко, Николай Шестопалов>
13 сентября - 12 ноября в главном здании ГМИИ имени Пушкина выставка Цая Гоцяна "Октябрь". Открытие 12 сентября.
Главные экспозиционные площади Музея превратятся в гигантскую инсталляцию «Октябрь», осмысляющую 100-летие русской революции.

Представленное на выставке многообразие художественных приемов и творческих методов призвано обозначить персональный творческий путь художника: он вырос в Китае, позже переехал в Японию, а теперь живет в США – и все это время работает и выставляется в разных странах мира, сотрудничая с местными жителями. Социальная составляющая играет большую роль в проектах Цая Гоцяна – зачастую в них участвуют обычные люди, далекие от искусства, благодаря чему произведения художника становятся более понятны и доступны широкому кругу зрителей. В этот раз, в Москве, Цай Гоцян остается верен своему художественному методу, планируя при участии москвичей создать три двадцатиметровые картины-свитка, выполненные в технике живописи порохом. Излюбленная техника, в которой часто работает Цай Гоцян – пороховая живопись. Художник использует порох, изобретенный в Китае тысячу лет назад, соединяя его особенные свойства с современными технологиями. Этот творческий процесс подчеркивает связь времен, неразрывность исторического процесса. Размышлением на эту тему станет и выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, затрагивающая такие понятия как история, революция и утопические мечты>
13 сентября - 13 ноября Stella Art Foundation представляет выставку shaika творческого объединения «Купидон». Открытие 12 сентября.
Четвертую по счету выставку, которую творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда. И снова это чрезвычайно интенсивная инсталляция, сопровождающаяся эксцентричным перформансом. Излишне говорить, что насыщенность предметной среды для концептуальной группы равносильна смысловой плотности текста. И если, как в нашем случае, под инсталляцию заняты не только стены с полом, но и потолок, а перформанс – сплошной рэп-речитатив на мертвом языке, то авторам точно было, что сказать.
12 сентября - 15 октября на площадке Старт Винзавода выставка Егора Федоричева "Складка на занавесе">
С 12 сентября в галерее XL (Винзавод) "Больше нас" Екатерины Муромцевой>
13 сентября - 15 октября в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Ирины Наховой "Битва инвалидов". Открытие 12 сентября.
Интерактивная инсталляция Ирины Наховой в галерее pop/off/art представляет собой поле поединка копий классических статуй, управлять ходом которого будут посетители выставки. Участники сражения — слепки с памятников японским и древнегреческим воинам, иронично представляющие собой вечную борьбу за культурную гегемонию между Западом и Востоком. Во время матча с помощью пульта управления зрители руководят движущимися репликами оригинальных скульптур из Музея Метрополитен, Нью-Йорк, США. Как «судьи» игры на постаментах будут возвышаться слепки с оригиналов памятников, предоставленные одним из московских музеев. Сражение будет происходить на поле без ворот, правил и, следовательно, без победителей, что делает его изначально бесполезным. По словам художника, «в мире виртуально спровоцированных реальных конфликтов особенно важно показать бессмысленность битв перед лицом всепобеждающего Времени». Инсталляция будет работать в интерактивном режиме по сеансам, в остальное время – в статичном, «музейном» режиме>
С 12 сентября в галерея Риджина (Винзавод) выставка Виктора Алимпиева "Сантиметр: цветной отрезок тьмы, исчислимая водоросль, он же - дым". В экспозицию вошли новейшие произведения художника – фильм и живописные работы.

Двухканальное видео САНТИМЕТР помещает нас в пространство безмолвного, но яростного спора. Две группы девушек попеременно передают и принимают – подобно дирижёру и оркестру – едва уловимые сигналы, отчётливые и властные. Управляющая группа сливается в синхронной последовательности движений в единый указующий организм, управляемая группа строптиво реагирует, меняя ритм своих движений от почти бесшумного шепчущего топота до яростной чечётки.
Холсты, в свою очередь, следует представить в роли мишеней, нежно израненных подобными сигналами – как красивые девушки знаками внимания окружающих, зафиксировавших их в виде точных и необратимых образов в облаках цветной взвеси открывшегося между нами и картиной пространства.
Это первый проект Виктора Алимпиева после персональной выставки ЛУЧИСТАЯ, прошедшей в 2015-ом году в галерее РИДЖИНА.
С 12 сентября в галерее Тотибадзе (Винзавод) выставка Антона Тотибадзе «Скоро всё наладится»>
13 - 22 cентября в галерее Кино (Москва, Малая Молчановка, д. 8, стр. 2) проект «Блинные облака». Он объединяет работы 3-х художников, чье творчество оказалось близким к основному манифесту 7-й Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса», в параллельную программу которой вошел этот проект галереи. Открытие 12 сентября.
Владимир Портяной «Черные доски». Живопись и графика.
Владимир Сафаров «Сценография ментального опыта». Объекты.
Владимир Сулягин «Тема времени в контексте Времени». Графика, коллаж. Проект состоит из двух частей – «Новая суббота» и «Вокруг портрета».
9 - 24 сентября в галерее Пересветов переулок (Мосва, Пересветов перю, 4, корпус 1) выставка «Заводы нашего квартала».
, посвященная промышленной истории Даниловского района с XIX века до наших дней. Основные задачи, которые ставят перед собой организаторы, связаны с привлечением внимания к проблеме сохранения и воспроизводства памяти о месте, которое человек называет своим, своим районом, своим домом. В основе концепции выставки – попытка рассказать о районе через объединения нескольких исторических пластов: архивного наследия завода ЗИЛ, индустриального наследия современной массовой культуры, а также воспоминаний местных жителей>
9 сентября – 9 декабря 2017 в Гостином дворе (Москва, Ильинка, 4, аудитория 273) выставка «От Belle Époque к революции – история России через стереофотографию
1880 – 1917 гг. в 3D». Выставка рассказывает об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представляет стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ – начале ХХ века.
В рамках празднования 870-летия города Москвы 9 сентября в галерее «На Шаболовке» состоится презентация расширенной экспозиции Музея авангарда на Шаболовке, где будут представлены архивные материалы о Школе № 600 и общежитии-коммуне Текстильного института. Гости также приглашены к участию в коллажном пленэре во дворе Хавско-Шаболовского жилмассива и на беговую экскурсию по конструктивистскому району, выросшему в 1920 – 1930-е годы вокруг Шуховской башни.
В Электромузее (Ростокинская, 1) 9 сентября AV-фестиваль "Акведук 2017" - фестиваль аудио и видеоискусства в ростокинском парке Акведук
>
9 сентября 2017 года на улице Немчинова, около дома 12 в рамках Дня города Москвы – 2017 состоялось представление паблик-арт проекта «Культурный код», создающего культурную навигацию целого района.

Увидеть наяву матрицу города и попытаться изменить её - станет возможным около Государственного выставочного зала «Ковчег». Уличная инсталляция художника Марины Звягинцевой, локализованная открыто на асфальте, превратит городское пространство в информационное поле, а его жителей - в программистов будущего: составителей культурного кода собственного района.
«Культурный код» - это масштабный паблик-арт проект, который направлен на создание нового облика Тимирязевского района. Он развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум «спального района» и провоцирует любого, даже не ориентирующегося в современном арт-процессе зрителя, на размышления о сути искусства, о способах взаимодействия с ним.
Первым будет раскрыт «культурный код» выставочного зала «Ковчег», за ним последует проникновение в коды библиотек и школ района. В результате территория получит принципиально новую навигацию по всей культурной инфраструктуре, ключевые смыслы того или иного объекта будут зримо представлены перед горожанами.
«Культурный код» - это интерактивная и развивающаяся инсталляция: 9 сентября зрителям будет предложено вписать некоторые недостающие части «кода» в общую композицию. Наиболее удачные идеи будут реализованы автором инсталляции в продолжении проекта в Тимирязевском районе. Кстати, проект изначально выстраивался во взаимодействии с москвичами: представители выставочного зала «Ковчег», расположенной в жилом доме, учли мнение его жителей об актуальности создания инсталляции рядом с их квартирами.
9 сентября презентация выставочной платформы TECHNE, нового проекта РОСИЗО-ГЦСИ (Москва, Зоологическая, 13), посвященного инновационным и технологическим практикам в области современного искусства. Мероприятие пройдет в рамках VIP-программы V международной ярмарки современного искусства в России Cosmoscow и станет четвертым событием цикла MediArtExposè, который представляет современное состояние медиаискусства в мире.
Куратор проекта Наталья Фукс, искусствовед и руководитель сектора мультимедийных программ РОСИЗО-ГЦСИ, и сокуратор Антонио Джеуза, искусствовед и руководитель отдела образовательных программ РОСИЗО-ГЦСИ
>
9 - 28 сентября в Музее ДПИ (Делегатская, 3) выставка Линор Горалик "Теория повседневности". Открытие 8 сентября.
Выставка представляет собой более 100 работ автора, созданных за последние 10 лет, и выполненных в широчайшем диапазоне техник: от графики до работы по серебру и от скульптуры до работ по текстилю. Большинство представленных на выставке работ Горалик выставляется впервые>
9 сентября - 5 ноября "Электромузей" (Москва, Ростокинская, 1) представляет выставку «Документальная скульптура», посвященную новым художественным методам фиксирования, описания и осмысления реальности. Открытие 8 сентября.
Инновационные технологии получения визуальных данных открывают путь к тотальному документированию окружающего мира и событий, отображают сложные процессы и объекты, делая их доступными для широкой аудитории.
Технологии получения и анализа различных данных, таких как геолокация, количество и мощность Wi-Fi сетей и подключенных к ним пользователей, траффик текстовых и фото-видео данных позволяют создать урбанистическую карту городского ландшафта.
Технологии 3D-сканирования и получения 3D-объектов при помощи серии фотографий позволяют воссоздать все пространство события или сам объект документирования.
Посетитель выставки сможет убедиться в потенциале 3D-решений, а также увидеть видео и объекты, полученные с помощью технологий 3D-печати, распознавания и идентификации образов, объекты, связанные с новостным потоком, полученные из различных медицинских данных (томография, панорамная рентгеноскопия), сканы случайных предметов, сканы, сделанные в сообществе 123 Catch, урбанистические исследования и приложения, использующие анализ Big Data.
Участники выставки: Максим Махов, Юлиана Голуб / Uli Golub (Украина), Patternist (Лина Бондаренко, Мартин Бирне, Холли Чайлдс, Киа Крёйтлер, Елена Вискович), Peder Norrby (Швеция), Федор Аптекарев, Дмитрий Булныгин, Павел Сельдемиров, Clement Valla (США), Liam Young (Великобритания), Егор Цветков, Константин Митрохов, Алексей Платонов, Анна Толкачева, Аристарх Чернышев, Mathrioshka, УК Спутник (Александр Акишин, Антон Кальгаев, Ирина Краснопёрова, Алексей Куприянов, Григорий Мальцев, Мирон Розов, Никита Румянцев, Дарья Чернышева), Urbica (Анна Баринова, Андрей Бахвалов, Артём Боюр, Софья Буторина, Сергей Горбатюк, Татьяна Иванникова, Александр Калашников, Андрей Кармацкий, Анастасия Коновалова, Степан Кузмин, Тая Лавриненко, Иван Ревзин, Алексей Столяров), Новая Земля (Анна Акинина, Иван Алов, Варвара Беленко, Глеб Витков, Иван Курячий, Юрий Милевский, Анастасия Миронюк, Павел Рачев, Михаил Самарин, Михаил Ширыборов), oneFactor (Константин Гордеев, Юрий Журавлев, Юрий Сатиров)>
9 сентября — 5 ноября 2017 в MMOMA, Гоголевский бульвар 10, стр. 2  Фонд V-A-C представляет выставку Кирилла Савченкова Office of Sensitive Activities/Applications Group. Открытие 8 сентября.
Проект входит в экспериментальную программу «Карт-бланш», в рамках которой ММОМА приглашает дружественные художественные институции реализовать собственные кураторские инициативы.
Office of Sensitive Activities/Applications Group — исследование системы ориентирования и выживания человека в противоречивой среде кризисов, глобальной нестабильности и возможных условиях постчеловеческого будущего. Проект изучает системы знаний и практик, с помощью которых человеческий интеллект будет взаимодействовать с нечеловеческим.
9 сентября — 11 ноября Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10) при генеральной поддержке компании НОВАТЭК представляет выставку студии «Непокоренные» — «Проспект Непокоренных», приуроченную к 10-летию со дня основания. Открытие 8 сентября.
7 сентября – 08 октября 2017 в галерее ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., 14) выставка живописи, скульптуры и графики «Александр Волков. Согретый солнцем и землёй». Вернисаж: 6 сентября. Выставка к к 80-летию Александра Александровича Волкова, включает более 80 произведений, созданных, начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени.
С 7 сентября в Школе драматического искусства (Москва, Сретенка) выставка Алексея Ланцева "Теорема цвета". Ланцев выпускник Суриковского института 1996 года, один из наиболее заметных учеников Николая Андронова и Павла Никонова>
8 сентября 2017 - 21 января 2018 в Инженерном корпусе Третьяковки выставка "Москва сквозь века". Пресс-показ и открытие 7 сентября.
Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.
В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов послепожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современных мастеров. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Э. Белютина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.
Многие картины экспонируются впервые, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину стоял не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы. Среди других дебютантов — «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями — перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.
Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.
Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией была привлечена компания Sound Design, располагающая самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.>
6 сентября - 8 октября в Цехе Белого Винзавода выставка Миши Most "Эволюция 2.1">
5 сентября - 8 октября в ММОМА (Тверской бульвар, 9) выставка "Край бунтарей". Современное искусство Владивостока 1960-е - 2010-е.
6 сентября – 28 октября в Фонде «Екатерина» (Москва, Кузнецкий мост, 21/5) проект Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Living Space». Пресс-показ: 5 сентября в 18:00.

Проект «Living Space», в котором совмещены живопись, инсталляция, звук и видео, – это новая реальность, отражающая субъективное восприятие времени и личных границ. На каждом из масштабных полотен задокументированы жилые пространства реальных людей, и в каждую из этих «иллюстраций» встроены сюжеты из «параллельной» реальности: взлёт космического корабля, игра в пейнтбол, что наполняет частное, неприкосновенное пространство сюрреалистическим подтекстом. По признанию самого художника, именно этот метод «даёт возможность более широко показать лабиринты проксемики». Этот термин ввёл в 1950-х годах американский антрополог Эдвард Холл, обозначая им то, как человек строит своё микропространство и организует своё жилище. Такой взгляд на выставку «Living Space» позволяет назвать её глубоко психологичной. Изменённая окружающая среда героев картин, в личное пространство которых вторгается посетитель, безжалостно констатирует факт невозможности сохранить и укрыть интимное от чужих глаз. Контраст каждодневной рутины и абсурдных на первый взгляд ситуаций, в которых изображены герои картин, спокойных и эмоциональных сцен, свободных, расслабленных поз героев и давящих, тесных пространств – всё это создает ощущение реальности и в то же время невозможности происходящего.
5 сентября - 15 октября в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Руслана Вашкевича "Трип вслепую". Антихудожественный проект отвязного концептуалиста и арт-конфликтолога Руслана Вашкевича «Проходи мимо!» – это лобовое столкновение направленной воли отдельного художника с непререкаемым авторитетом большого искусства>
С 4 сентября по 29 сентября 2017 в выставочном зале Союза художников России (Уфа, Покровка, д. 37) выставка "АДРЕС ПАМЯТИ - ВОСКРЕСЕНСКОЕ". Коллекция Воскресенской картинной галереи в собрании Башкирского государственного художественного музея им. В.И. Нестерова Живопись. Скульптура. Графика. Киноэскизы. Она представляет собой весьма обширное собрание работ
бывших воспитанников Московской специальной художественной школы при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны 1941–1943 гг. в село Воскресенское Башкирской АССР. Именно по их инициативе, известных российских художников, в 1970 году и была основана Народная галерея в Воскресенском. Идея создания галереи принадлежит московским «воскресенцам» В.А. Бабицыну (1926–2000) и Р.А. Кобозеву (1927–1997). Галерея открылась 6 ноября 1971 года, а с 1979 года она стала филиалом Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. В основе коллекции галереи – дар 1970 года московских художников-«воскресенцев»: Г.М. Коржева, П.П. Оссовского, В.И. Иванова, В.Ф. Стожарова, А.П. Ткачёва, А.С. и С.С. Тутуновых, В.З. Пурыгина, И.Д. Архипова, В.А. Бабицына, Р.А. Кобозева, О.В. Буткевича, А.В. Марца, Б.К. Немечека, К.Ф. Власовой и других. В 1987 году состоялся следующий дар: из 137 переданных произведений 60 были созданы в период 1941–1945 годов. Дарение повторялось в 1996, 1997, 2001 и 2005 годах.
С 4 сентября по 24 октября в галерее Iragui (Москва, Малая Полянка, 7, строение 5) выставка Ольши Чернышевой "Настройки"/ "Attunement".
Как зарождается импульс что-либо нарисовать? Этот вопрос, равнозначный вопрошанию о том, что делает художника художником, британский историк искусства Джон Бёрджер задает в своей книге размышлений о рисунке и его отношениях с реальностью «Блокнот Бенто», прежде чем дать проницательный ответ: «Рисование – разновидность исследования на ощупь. А первый импульс к рисованию обычно проистекает из человеческой потребности вести поиски, наносить на бумагу точки, находить место для вещей и для себя самого»*. Рисунок вошел в художественную практику Ольги Чернышевой в 1980е годы во время обучения на художника-мультипликатора во ВГИКе и после перерыва вновь вернулся в нее, чтобы занять отныне неоспоримое место наравне с фотографией, видео и живописью, принесшими художнице международную известность в 1990е и в начале 2000х. Освободившись от традиционно отводимой ему вспомогательной роли наброска к будущей работе, рисунок в творчестве Чернышевой не просто обрел выразительную самостоятельность, но преодолел свои границы и сформировал художественный подход в целом — как средство, которое принуждает, по словам художницы, «весь мир создать заново (...) из каких-то знакомых, как правило, уже существующих вещей»**, перекликаясь с определением Бёрджера>
С 4 сентября Fragment Gallery (Москва, Большой Козихинский, 30) представляет выставку Ильи Федотова-Федорова «Инстинкт сохранения», рассказывающую о мире на грани катастрофы.
Основной мотив художественной практики Федотова-Федорова связан с обращением к естественно-научному знанию. Художник присваивает его признаки: изображения биологических процессов и форм от клеточного строения до среды обитания, языковые особенности и способы фиксации (формулы, схемы и так далее), методологические принципы и тип репрезентации (энтомологические коллекции, картотеки). С помощью них он выявляет субъективную природу познавательного процесса и его обусловленность индивидуальным опытом. Он показывает, что мы воспринимаем и описываем окружающий мир в соответствии с тем языком, которым владеем.
Для раскрытия этой темы на выставке «Инстинкт сохранения» Федотов-Федоров использует элементы архива и музейный формат показа. Несколько выставочных залов переполнены вещами: ни человеческими и ни природными по форме объектами, напоминающими экзоскелеты вымерших существ моделями и образцами, пробирками и экспериментальными колбами с таинственным содержимым, а также зарисовками, схемами, картами и чертежами, на первый взгляд, упорядочивающих и организующих «коллекцию». Эти предметы таинственны и загадочны, они высвечивают очертания мира «после человека», в котором стерлись различия между органической природой и неорганической материей, животные и растительные виды мутировали, приобрели адаптивные свойства и изменились настолько, что их невозможно узнать. Может быть, все разнообразие мира исчерпывается этими артефактами и реликтами – единственным, что привносит жизнь в пустынный апокалиптический пейзаж.
Куратор Алексей Масляев>
C 31 августа до 29 сентября в музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) выставка Леонида Тишкова "Сто лет неодиночества".
Философ Николай Федоров говорил, что «музей есть не собрание вещей, а собор лиц». И вот на черно-белых фотографиях перед нами – уходящая за горизонт вереница людей, хаотичная толпа и плотные ряды, сплоченные единой целью построить общество на основах братства и любви.

Сто лет неодиночества еще живут в нас, как виден на небосклоне свет далекой давно погасшей звезды из созвездия Кассиопея. Большие фотографии на ткани, пронизанные светом прощания с уходящим в вечность веком, безмолвно шепчут нам, ещё живым: "До свиданья друг мой... ">
1 сентября - 8 октября в ГЦСИ выставка «Ширяевская биеннале. Среднерусский дзен». Открытие 31 августа. Проект Самарского филиала станет третьим на площадке региональных проектов ГЦСИ в Москве. Выставка является метафорическим осмыслением опыта старейшей в России действующей международной биеннале современного искусства, проходящей с 1999 года в старинном русском селе Ширяево на берегу Волги — одном из самых красивых мест Самарской луки, окруженным со всех сторон Жигулевским заповедником.
Основа экспозиции — архив биеннале; фотографии, видео, объекты и инсталляции из личной коллекции кураторов биеннале Нели и Романа Коржовых. Концептуальное решение выставки — масштабная видеохроника проекта, а также покрывающий выставочный зал речной песок и подиумы из бутового камня, добываемого в Ширяево последние 200 лет, — выполнено в виде тотальной инсталляции и является своеобразной ментальной картой Ширяево. Экспозиция даёт возможность почувствовать уникальную атмосферу биеннале, отражает идеи созерцательного, перформативного характера самого события и становится отправной точкой для разговора об истории его создания.
30 августа - 26 октября в Музее Москвы  (Зубовский бульвар, 2) выставка  «ЛЮБИМОВ И ВРЕМЯ. 1917—2017. 100 ЛЕТ ИСТОРИИ СТРАНЫ И ЧЕЛОВЕКА».
31 августа - 1 октября в галерее Беляево (Москва, Профсоюзная, 100) выставка "Мой первый Ленин". Кураторы: Сергей Чернов, Олег Кошелец
Участники: Марина Звягинцева, Наталья Зинцова, Алексей Иорш, Сергей Катран, Олег Кошелец, Андрей Кузькин, Лиза Морозова, Антон Ольшванг. Александр Подосинов, Наталия и Алексей Петровы, Михаил Рошняк, Александр Савко, Александр Сидоров, Леонид Сохранский, Витас Стасюнас, Юрий Хоровский, Сергей Чернов, Ирина Штейнберг, Сергей Шеховцов.
Расхожая фраза «все мы родом из детства» в известном смысле означает еще и то, что есть некоторые символические фигуры, имена и особые обстоятельства, которые, хотим мы того или нет, формируют не только коллективную память, но и память сугубо личную.
Имя Ленина, кажется, давно уже кануло в небытие, но стоит его произнести, как возникает устойчивая цепь психофизиологических реакций, и мы, будто на машине времени, переносимся в наше недалекое по вселенским меркам прошлое. Снимая внутреннюю цензуру (внешняя давно уже снята), стоит поразмышлять над этим феноменальным наваждением.
Открытие 13 сентября. В программе:
19.00-19.30 – Открытие выставки «Мой первый Ленин»
19.30-20.30 – Перформанс Лизы Морозовой «Серп и молот»
20.30-21.00 – Музыкальный перформанс Михаила Рошняка и Виталия Электронойзова «Интернационал»>
23 августа - 8 октября в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) выставка "Пять измерений". Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, представляет обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений, в которых сегодня работают несколько поколений мастеров пластики начиная с 1992 года.
Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930–1940-х, 1950–1960-х, 1970 – начале 1980-х, и конце 1980-х–1990-е. Старшее из них – авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.
К следующему поколению принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них много тех, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах – Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые. Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.
Скульпторы, рожденные в 1970–1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия. Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры – человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.
Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконичности средств выражения. Это такие авторы как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова, Михаил Плохоцкий. Серия М. Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего. Выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей.>тарого, со встречи со своими «демонами» лицом к лицу. Только так возможно понять и принять себя.
Куратор: Аля Хестанти>
Сформирован список номинантов (лонг-лист) 11-ой Премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» по результатам голосования Экспертного совета. В лонг-лист вошли 5 научно-исследовательских работ:
Алексей Бобриков
- «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве. Рукопись. СПб, 2017.
Александр Боровский - Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017/
Валентин Дьяконов
- Московская художественная культура 1950-60- х годов. Возникновение неофициального искусства. Рукопись. М., 2016.
Оттепель
- Научные редакторы: К. Светляков, Ф. Балаховская. Составители: А. Курляндцева, Ю. Воротынцева. М.: ГТГ, 2017.
Иван Чечот
- От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты. СПб: Мастерская «Сеанс», 2016. Избранные статьи из книги.
Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства» была введена в конкурс Премии Кандинского в 2014 году. С 2015 года подавать заявки в эту номинацию смогли не только граждане России, но и других стран. Работы стали приниматься как на русском, так и на английском языках. В 2016 году были расширены хронологические рамки исследования для научных работ, участвующих в конкурсе. Сейчас на него принимаются работы по истории и теории русского искусства второй половины ХХ в., ХХI в. А также исследования, посвященные тому же периоду с включением материалов первой половины XX в. (например, «сквозные» исследования по русскому искусству всего XX в. или XX-XXI вв.). В конкурсе участвуют как ранее изданные, так и неизданные научные работы (монографии, диссертации, исследования, статьи), созданные не ранее, чем за 36 месяцев до даты окончания приема заявок на соискание Премии. Призом победителю в номинации является публикация на русском или английском языке (если работа уже была издана на русском) в рамках издательской программы BREUS Publishing. Победителем в номинации в 2014 году стал Михаил Ямпольский с книгой «Живописный гнозис», в 2015 году – Валерий Подорога с книгой «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия», в 2016 году – Виктор Мизиано с монографией «Виноградов и Дубосарский».
Экспертный совет 11-ой Премии Кандинского, 2017
в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства»:
Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, старший научный сотрудник
; Государственного института искусствознания. Москва, Россия;
Красимира Лукичева – кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории
изобразительных искусств Российской академии художеств. Москва, Россия;
Александра Обухова – руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Москва, Россия
;
Дарья Пыркина – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, заместитель генерального директора по
творческой и образовательной деятельности Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО», Москва, Россия;
Алла Розенфельд – доктор искусствоведения, куратор русского и европейского искусства Mead Art Museum, Amherst
, College. Амхерст / Нью-Йорк, США;
Наталья Смолянская – кандидат философских наук, PhD по философии (университет Париж 8), ассоциированный
исследователь Лаборатории «Логики современной философии» университета Париж 8. Москва, Россия;
Андрей Фоменко – доктор искусствоведения, критик современного искусства и кино, преподаватель факультета свободных
искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Россия>
27 июня по 30 сентября группировка «ЗИП»  в Центре современного искусства ВИНЗАВОД представляет интерактивную инсталляцию в рамках юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью». Центральная площадь ЦСИ ВИНЗАВОД трансформирована по подобию Афинской агоры и стала самым масштабным уличным паблик-артом художников в России. Участники группировки — Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины — в рамках празднования столетнего юбилея Революции 1917 года исследуют тему власти и ее образов.
11.12 Gallery - Кристина Стрункова - «Маршрут построен»
Pop/off/art gallery - Ангелина Меренкова - Sign Horizon
Osnova gallery  - групповая выставка Бразильских художников CODE
Regina Gallery  - Сергей Пахомов - «Живая вода» до 31 августа
XL Gallery  - групповая выставка «Между волком и собакой» (группа ABC, Айдан, Звездочетов, группировка ЗИП, ККто, Корина, Либерман, Мамышев-Монро, Матросов, Чернышев, Шеховцов)
Totibadze Gallery - Ольга Флоренская - «Записки путешественника»
Gallery Triangle - Иван Тузов - «Слои»
Vladey  - Павел Пепперштейн - Проект «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году»
"Фаланстер на Винзаводе" - Катя Хасина «Ледниковый купол»
27 июня - 29 сентября во Vladey Space (Винзавод) выставка Павла Пепперштейна "Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году">
С 16 июня по 30 сентября в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина выставка работ Гарифа Басырова, на которой, в том числе,  представлена главная серия художника «Обитаемые пейзажи».
Гариф Басыров (1944 – 2004) – один из немногих художников, создавших подлинный образ второй половины ХХ века. Через гротеск, фантастичность, непременную иронию, он безошибочно воспроизвел портрет времени, о котором все еще трудно сказать «прошедшее».
8 июня - 5 ноября в ГТГ выставка Художник и время. Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники".
Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
27 мая - 26 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории». Открытие 26 мая. Куратор: С.И. Михайловский.

Юбилейная выставка в залах Манежа отражает все этапы его истории,
наполненной драматическими событиями. В экспозицию вошли архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. В выставочном проекте принимают участие Военно-Исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Исторический музей, Москомархитектура, Мультимедиа Арт Музей, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музей железнодорожного транспорта, Музейное объединение «Музей Москвы», Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская Государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей путей сообщения в Санкт-Петербурге, Государственный центральный архив и другие архивы Москвы и Санкт-Петербурга.
С 20 мая по октябрь 2017 Музей АЗ представляет новый выставочный проект "ИГРА". Он объединяет имена трех художников - лидеров неофициального искусства второй половины ХХ века - Анатолия Зверева, Владимира Немухина и Дмитрия Краснопевцева.
3  марта - 1 декабря  в ГТГ в Лаврушинском, 12 Зарайские сфинксы. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
2  марта - 1 октября  в Бродильном цехе Винзавода проект "Передаем сигналы точного времени". Кураторы: Николай Молок и Александр Шейн>
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO