ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:

19 января – 20 февраля 2018 в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов (Москва, Старая Басманная, 23/9, стр. 1) выставки финалистов седьмого Международного конкурса в области фотографии Prix Pictet 2017 - "Пространство". Открытие 18 января.
В Москву выставка приезжает в рамках мирового турне из Лондона, из Музея Виктории и Альберта, где 4 мая 2017 года был объявлен победитель премии. Им стал ирландский фотограф Ричард Мосс, создавший серию фотографий «Тепловые карты» (2016–2017), которая является, по сути, документальным свидетельством жизни людей в лагерях беженцев. В своей работе Ричард Мосс использовал военную термографическую камеру, улавливающую тепло человеческого тела.
На выставке в Москве представят работы 12 финалистов из 7 стран: победителя премии Ричарда Мосса (Ирландия), Мэнди Баркера (Великобритания); Саскии Кронеберг (Германия); Беаты Гютшо (Германия), Ринко Каваути (Япония), Бенни Лама (Гонконг), Сохи Нишино (Япония), Сергея Пономарева (Россия), Томаса Руффа (Германия), Мунема Васифа (Бангладеш), Павла Вольберга (Россия) и Майкла Вульфа (Германия).
Prix Pictet является ведущей фотографической премией мира, объединяющей искусство фотографии и идеи устойчивого развития. За девять лет с момента основания Prix Pictet завоевала статус одного из самых престижных международных конкурсов в области фотографии. Лауреатами премии в предыдущие шесть лет становились Бенуа Акен («Вода»), Надав Кандер («Земля»), Митч Эпштейн («Рост»), Люк Делайе («Власть»), Майкл Шмидт («Потребление») и Валери Белен («Разлад»). Темой седьмой Prix Pictet стало «Пространство»>
18 - 30 января в Открытом клубе (Москва, Спиридоновка, 9/2) выставка "Работы на бумаге. Татьяна Маврина". Тематически выставка делится на две части: городские пейзажи военного времени и цветочные композиции 1970–90 годов>
17 - 21 января в галерее А3 (Москва, Староконюшенный 39) выставка Алексея Иорша "Кальки". Алексей Иорш, один из первых комиксистов России, представит создававшуюся в течении нескольких лет серию живописных работ на кальке. Этот проект объединяет приемы традиционной китайской живописи тушью, графическую культуру комикса и социальную тематику>
17 - 28 января в галерее Роза Азара (Москва, Никитский бульвар, 14) выставка Сони Уткиной "Дом - здесь". Открытие 16 января. Каждое лето всей семьёй художник проводит в деревне под Рыбинском. Нехитрый каждодневный быт, все эти полосатые половики, чугунки, пила на стене, мячик на полу и окружающий ландшафт давно стали объектами наблюдений. Их виртуозный живописец и рисовальщик Уткина сложила в сюиту под названием «Дом — здесь»>
11 - 24 января во флигеле Руина Музея архитектуры выставочный проект "Любляна Пасечника". Впервые в Москве экспонируется творчество архитектора,
который придал словенской столице черты современного европейского города. Из сонной провинции она превратилась в столичный город новых идеалов и эстетики сецессиона>
С 29 декабря в галерее А3 (Москва, Староконюшенный, 39) выставка "Лабиринты и их обитатели". Проект рассчитан для детей, но будет интересен всем и каждому, кто любит загадки и путешествия. На открытии выступит прекрасная музыкальная группа «Ветки проводов». Уже в пятницу вас ждет первый квест, где каждый зритель сможет начать испытывать себя в прохождении лабиринта>
27 декабря 2017– 26 февраля 2018 Stella Art Foundation (Москва, Скарятинский переулок, 7) представляет выставку «Учреждение культуры». Открытие 26 декабря.
Эта выставка продолжает традицию показа произведений из коллекции Stella Art Foundation, прежде не демонстрировавшихся на его собственной экспозиционной площадке. В данном случае вниманию зрителей представлены работы разных лет, принадлежащие восьми художникам: Вагричу Бахчаняну, Сергею Волкову, Дмитрию Гутову, Ане Желудь, Вадиму Захарову, Игорю Макаревичу, Борису Орлову и Дмитрию Цветкову.
22 декабря 2017 - 22 апреля 2018 в Институте русского реалистического искусства (Москва, Дербеневская. 7) выставка «На краю цвета». Открытие 20 декабря.
В состав выставки вошли произведения Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Юрия Матушевского, Николая Модорова, Николая Мокрова, Петра Дика, Виктора Дынникова, Михаила Изотова, Владимира Нилова, Владимира Севостьянова, Бориса Французова, и других. В экспозиции будут представлены образцы знаменитой мстёрской лаковой миниатюры и стекла, а также редкие фото и документы из архивов художников. Кураторская группа – Татьяна Иванова, Елена Коваленко, Анна Волкова. За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин>
C 22 декабря 2017 - 21 января 2018 в рамках программы выставок "Метод" галерея "Триумф" представляет проекты Егор Плотников (Egor Plotnikov)"Пустое место" и Гёнсу Ана (An Gyungsu) "Мембрана". Открытие 21 декабря.
Гёнсу Ан работает с темой пограничных территорий — местом, где создается особое напряжение двух разных систем — города и окраины, двух «индивидуальностей», как называет их художник. Свойства этих территорий он сравнивает со свойствами мембраны в философском и эстетическом аспекте.
Плотников фокусируется на понятиях «пейзаж», «напряжение», «место» и «время», с другой – «зритель», «живопись», «восприятие». Ставя себя на место зрителя Плотников тем самым задает вопрос о собирательном образе нового пейзажа и одновременно, через способность зрителя увидеть возникающее в пейзаже напряжение и потенциал к изменению, ответить на вопрос: что есть искусство – произведения, выставленные в галерее, или галерейные стены, на которых эти произведения висят?
>
C 21 декабря 2017 до 21 января 2018 в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/1, 89645640303) выставка Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой "Лёгкие пространства">


Со словом ПРОСТРАНСТВО прежде всего ассоциируется его трёхмерность. Но это ещё не вся реальная составляющая пространства для человека, желающего увидеть трёхмерность живой. Т.е. пространство, ценимое нами, надо создать, проявить своё в нём творческое присутствие — тогда оно станет способным производить впечатление. Таковым бывает пространство, например, искусства. Случалось, что нам приходилось бывать в пространстве Микеланджело, Ван Гога, Роберта Смитсона… Их множество, и перечислять бессмысленно, но надо сказать, что создание живой характеристики пространства — не само собой разумеющееся дело и что для этого нужны персональные усилия, сопряжённые с представлениями о реальности, в которой мы находимся. Думаю, что и раньше, когда я создавал конструкции бесконечности, Спирали и другие метафоры пространственных форм и рисунков, а затем и свои циклы Артефактов, я занимался именно созданием разных пространств, и, скажу, во всех этих усилиях художника я преследовал для себя главную цель: показать, как с моей (художника) точки зрения устроен мир в своём метафорическом плане и какова всегда поначалу скрытая, живая реальность этого мира.
Цикл артефактов ЛЁГКИЕ ПРОСТРАНСТВА  в этом ряду не исключение. Я бы
хотел, что бы метафоры, наполняющие его, где я использовал давно известные гиперболические натяжения пространственных элементов, свидетельствовали о реальности, которая открылась моему сознанию в качестве метафоры, что помогает увидеть лицо реальности, о котором до создания метафоры мы не ведаем. Да, критика необходима. Но лучше не культурологическая критика, а такая, которая еще
не отрефлексирована желанием бежать впереди «паровоза» искусства.
Франциско Инфанте
20  декабря 2017 - 28 января 2018 выставкой Арсения Жиляева (1984) «Возвращение» завершается масштабный юбилейный цикл Центра современного искусства Винзавод «Прощание с вечной молодостью». В новом проекте художник переосмыслил историю культуры, взглянув на нее глазами вымышленного персонажа робота Роберта Пастернака. В Цехе Красного посетитель видит 13 скульптур, которые художник создал специально для участия в юбилейном проекте ЦСИ Винзавод. Все объекты — результат работы вымышленного персонажа, искусственного интеллекта Роберта Пастернака. Здесь «воскрешенные» роботом космические аппараты, ракеты-носители, спутники и другие небесные тела. Таким образом, Роберт осмысляет свое происхождение. С течением времени скульптуры перемещаются по выставочному пространству, схема их расстановки — результат работы не человека, а искусственного разума.
Важная составляющая выставки — графическая временная шкала, своеобразная «летопись» авторства робота. Она рассказывает об эволюции художественно-технических объектов: основных вехах, линиях влияния, развития и преемственности. Роберт, соотнося себя с объектами культуры, выявляет линии, которые в итоге привели к появлению искусственного интеллекта. Осмысление своего происхождения проводит робота к тоске по утраченным человеческим качествам.
Художник Арсений Жиляев: «Для меня проект «Возвращение» — большой эксперимент. Мало того, что это моя первая выставка скульптуры, в ней в качестве метафуторологического художника и куратора выступает алгоритм. «Возвращение» не является манифестом или же не набор готовых ответов. Наоборот. В процессе работы над выставкой мне и коллегам, которые помогали с реализацией проекта, пришлось столкнуться с рядом неразрешимых противоречий. Но вместо иллюзорного разрешения, мы попытались их сохранить или даже усилить. Надеюсь, такой шаг сделал выставку более открытой к диалогу со зрителем».
21 декабря 2017 - 4 февраля 2018 в Мультимедиа арт музее (Остоженка, 16):
- "Война и мир. На заре европейской фотожурналистики. 1910-е годы. Дар Рейхан и Ульви Касимовых";
- "Фёдор Семёнов-Амурский. В садах моего воображения". Живопись, графика, рукописи.
- "Жертвам политических репрессий посвящается".
21 декабря 2017 - 11 февраля 2018 в Мультимедиа арт музее (Остоженка, 16):
"Борис Кустодиев. Живопись. Фотография".
Открытие 4 выставок 20 декабря>
19 декабря 2017 - 4 февраля 2018 в ММСИ на Петровке, 25 выставка Таус Мукачевой «Облако, зацепившееся за гору».
20 декабря 2017 - 4 марта 2018 в Новом крыле Дома Гоголя выставка "Ваш отзыв очень важен для нас", посвященная интернет-отзывам на классическую литературу.
Куратор - интернет-исследователь, социолог Полина Колозариди. Открытие 19 декабря. Проект подготовлен при поддержке Университета Тарту и Digital Humanities НИУ ВШЭ.

Художники: Дмитрий Кавко, Елена Демидова, Макс Калмыков, Николай Онищенко, Альмема, Евгения Суслова, Павел Зарва, Андрей Черкасов, Роман Осминкин, Егор Ефремов, Мария и Наталья Арендт.
С 16 декабря 2017 по 3 февраля 2018 в галерее-мастерской ГРАУНД Песчаная (Новопесчаная, 23, к. 7)
представлен новогодний выставочный проект «Страшная сказка на ночь», представляющий спонтанный художественный сторителлинг или даже скэрителлинг. Формально это групповая выставка, на которой будут представлены работы, созданные российскими художниками разных направлений с элементами ресайкл-арта. Объекты-персонажи связаны историей-буриме - «страшной сказкой», написанной куратором выставки Мариной Федоровской по мотивам идей художников.
Лауреаты 11-ой Премии Кандинского 2017:
«Проект года» -  Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»;
«Молодой художник. Проект года» - Саша Пирогова. MONO;
«Научная работа. История и теория современного искусства» -  Александр Боровский. Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017
>
16 декабря 2017 года в здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, 17 в тестовом режиме открылся Образовательный центр ММОМА, который станет платформой для самообразования, творческих и социальных инициатив, академических исследований и будет способствовать интеграции в общество не включенных в культурную жизнь социальных групп. До весны 2018 года в пространстве будут открыты два выставочных проекта, а с апреля расположатся библиотека, лекторий, детская студия, книжный магазин и кафе.
16 декабря 2017 -  11 марта 2018 в ММСИ на Ермолаевском, 17 выставка «10+7. Хиты коллекции / История показа». Московский музей современного искусства запускает выставочную программу «Коллекция. Точка обзора» в поисках нового подхода к репрезентации и осмыслению своего обширного собрания искусства XX — XXI веков.
14 декабря 2017 - 25 марта 2018 в Третьяковке на Крымском, 10 выставка "Игорь Шелковский. Город дорог". Выставка объединяет 11 объектов, один из которых обретает монументальный размер. Камерная выставка стала масштабной по своему художественному решению. Впервые использованы возможности одного из самых высоких залов музея для творческого эксперимента>
15 декабря 2017 - 28 января 2018 в ГЦСИ (Москва, Зоологическая, 13) выставка "Techne. Пролог", открывающая цикл выставочных, образовательных и перформативных проектов платформы TECHNE — долгосрочной стратегической инициативы РОСИЗО-ГЦСИ, посвященной инновационным и технологическим практикам в современном искусстве.
Куратор выставочной платформы TECHNE — Наталья Фукс, со-куратор — Антонио Джеуза, продюсер — Дмитрий Знаменский.
Открытие 14 декабря>
12 декабря 2017 - 18 января 2018 в галерее Риджина (Винзавод) выставка "Влад Кульков & Greht". В основном течении полномасштабных живописных практик Влада Кулькова будет обозначена линия овеществления ускользающих из живописного дрейфа свидетельств, которые атрибутирует и представляет в виде своеобразных коллекций собиратель и перформер Грехт Штайман>
12 декабря 2017 - 21 января 2018 в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка "Ликующие краски". Последние работы Андрея Гросицкого.
На выставке «Ликующие краски» будут представлены самые поздние картины Андрея Гросицкого, созданные в течение текущего десятилетия. Некоторые работы будут выставлены впервые – в частности, живопись 2015–2016 годов из собрания автора, рисунки 2017 года, а также последняя, неоконченная живописная работа художника. У автора получается объединить узнаваемые предметы, которые ранее он использовал в разных периодах творчества, в рамках последней серии. В поздней живописи художник акцентирует внимание на контрастности материй: мягкое и жесткое, натуралистичное и абстрактное в работах художника превращаются в практически осязаемое изображение. С помощью выразительности объектов Гросицкому удается поместить предметы и зрителя в особую метафизическую действительность. При этом его живописи свойственна активность цветового решения и позитивные мотивы, которые стали новым визуальным качеством в работах художника последних лет.
6 декабря в Новом пространстве Театра Наций (Москва, Страстной бульвар, 12/2) состоялся показ фильма "Восстановление памяти".
Фильм «Восстановление памяти» направлен на привлечение внимания к проблеме сталинских репрессий. Проблема памяти и отношение к репрессиям до сих пор разделяет общество на две части. С одной стороны – осуждение и нравственное неприятие массового террора и тоталитарной диктатуры, с другой – преклонение перед масштабом преобразований и оправдание происходившего в это время незаконного преследования и уничтожения людей.

Этот художественный проект – своего рода видеорассказ и одновременно визуализация арт-инсталляции, предложенной художником Николаем Наседкиным. Согласно замыслу, по Москве-реке проходит символический плот с зажженными поминальными свечами. Подобные плоты использовались для транспортировки бревен, спиленных заключенными.

Проведение данной арт-акции в реальности на Москве-реке может стать знаком примирения и памяти, напоминанием о трагическом прошлом, которое не должно повториться.
С 1 декабря 2017 по 28 января 2018 в Фонде Екатерина (ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка) III сессия проекта "Удел человеческий" - «Время и смыслы». Травма, память, забвение, знание. Выставка «Дом с привидениями».Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано. Сокуратор: Дарья Пыркина.
Выставка «Дом с привидениями» Куратор: Виктор Мизиано.

Участники: Адриан Пачи / Adrian Paci (Албания/ Италия) Аслан Гайсумов / Aslan Gaisumov (Россия) Браха Л. Эттингер / Bracha L. Ettinge (Израиль / Франция)  Деймантас Наркявичюс / Deimantas Narkevicius (Литва)  Жоана Хаджитомас & Халил Жореж / Joana Hadjithomas & Khalil Joreige (Ливан) Иван Павлов / СОН/ Ivan Pavlov (CОH) / СОН (Россия / Швеция)  Катрина Нейбурга / Katrina Neiburga (Латвия) Клаудио Пармиджани/ Claudio Parmiggiani (Италия) Леонид Тишков / Leonid Tishkov (Россия) Марк Райдпере / Mark Raidpere (Эстония) Мирослав Балка / Miroslaw Balka (Польша)  Неманья Цвиянович / Nemanja Cvijanovic (Хорватия) Роберт Кушмировский / Robert Kusmirowski (Польша) Уильям Кентридж / William Kentridge (ЮАР) Фернандо Санчес Кастильо / Fernando Sanchez Castillo (Испания) Чжэнь Цзежэнь/ Chen Chieh-Jen (Тайвань)
«Удел человеческий» — масштабный проект, сочетающий исследовательский, выставочный и дискуссионный форматы. Будучи инициирован ГЦСИ в 2014 году, с 2015 он разворачивается на крупнейших музейных площадках Москвы, выступающих соорганизаторами и партнерами проекта. Проводимые в рамках проекта выставки становятся отправными точками для обсуждений и анализа в ходе симпозиумов и лекционно-дискуссионных программ; проект сопровождают также видеопоказы, поэтические чтения и перформансы. Цель междисциплинарного проекта, инициированного ГЦСИ, — стать объединяющей платформой для художественного осмысления самых острых проблем современного мира и вызовов нашей драматической эпохи.
Проект состоит из семи разделов (сессий), каждый из которых включает в себя выставку, симпозиум и лекционно-дискуссионную программу. В первой сессии проекта, открывшейся в ГЦСИ в конце 2015 года, представители разных областей знания исследовали «границы человеческого», рассматривали новое определение гуманизма, преодолевающего классический антропоцентризм с его представлением о человеке как мериле всех вещей. Вторая сессия «Удела человеческого» была представлена Московским музеем современного искусства в конце 2016 года и исследовала человека в системе разнообразных аффективных связей и чувств – любви, дружбы, подозрения, отвращения.
Третья сессия «Удела человеческого» посвящена теме «времени и смыслов». Экспозиция проекта «Дом с привидениями», в которой участвуют 16 крупнейших международных художников, представлена в залах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» и обращается к проблемам памяти и травмы, забвения и знания. Интернациональный состав участников способствует возникновению сложной палитры интерпретаций проблемы личной и исторической памяти.
Мотив видения или привидения для европейской культуры неотделим от опыта памяти и исторического сознания. Метафора становления истории в западной философии от Гегеля до Деррида — «крот истории» — восходит еще к шекспировскому «Гамлету» с его призраками. Как утверждал Деррида, цель современной культуры, прошедшей за минувшее столетие через драмы и страшные ошибки, — воздать должное призракам прошлого, чтобы они смогли найти себе приют в гостеприимстве памяти.
Восстанавливать «распавшуюся связь времен» — значит писать историю и интерпретировать прошлое. Выставка «Дом с привидениями» осмысляет призрачную и травматическую природу памяти, напоминая о том, что прошлое дается нам в визуальных образах, нечетких реминисценциях, близких к оптике искусства, которое позволяет нам заново переживать этот опыт.
Важной составляющей «Удела человеческого» является симпозиум «Время и смыслы», который рассматривает важнейшие мировоззренческие вопросы, демонстрирует последний срез дискуссий в области гуманитарного знания, вовлекает в диалог ведущих мировых интеллектуалов. В нём участвуют признанные эксперты — философы, антропологи, социологи, историки и искусствоведы.
В продолжение симпозиума на протяжении всего времени работы выставки разворачивается лекционно-дискуссионная программа.
В силу масштабности проекта и значимости его результатов возникла естественная необходимость фиксации пройденного пути. В качестве промежуточного итога реализации долгосрочного междисциплинарного проекта «Удел человеческий» к закрытию III сессии готовится сборник статей с избранными материалами по всем трем прошедшим этапам проекта.
30 ноября 2017 - 25 февраля 2018 в главном здании ГМИИ имени Пушкина выставка "Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век" Открытие 29 ноября>
29 ноября, 2017 - 11 февраля, 2018 в ММОМА на Гоголевском 10 выставка "Александр Косолапов. Ленин и Кока-Кола". Открытие 28 ноября. Куратор Картер Рэтклиф. Признанный классик московского концептуализма, эмигрировавший в 1975 году в США, давно и с успехом иронизирует над социалистическим реализмом и над западной поп - культурой, органично объединяя культурные коды двух совершенно разных социумов. Будь то картины, фотографии или скульптуры, его работы всегда провокационны, всегда вызывают много споров.
24 ноября 2017 - 29 апреля 2018 в Третьяковской галерее выставка "Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII–XIX веков">
24 ноября 2017 — 25 февраля 2018 павильоне «Рабочий и колхозница» ВДНХ выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». Открытие 23 ноября. Куратор - Александра Шатских, сокуратор - Екатерина Мочалина. Проект ставит своей целью продемонстрировать разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.
На выставке будут показаны живописные и графические работы, представляющие все этапы творчества художника — от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству. Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев, куда работы Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса — фонд служил базой для формирования Музея живописной культуры в Москве и аналогичных музеев в других городах страны. Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея или Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения.

Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10». Также будут представлены малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра», над которыми художник работал в начале 1910 года, и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский).
23 ноября 2017 - 25 марта 2018 в Музее АZ (2-я Тверская-Ямская, 20-22, стр.2) выставка "Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев". На выставке представлены работы Анатолия Зверева (1960-1980-х годов) из собрания музея и частных коллекций.На выставке также будут представлены цветные подписные литографии Сальвадора Дали из le livre d’artiste «Miguel de Cervantes Saavedra. Don Quichotte de la Manche» 1957 года из собрания Бориса Фридмана. Тираж 197 экземпляров. Экземпляр № Н.С.IX. В проекте принимают участие Платон Инфанте, Николай Силис и Дарья Коновалова-Инфанте.
24 ноября 2017 - 25 февраля 2018 на ВДНХ в павильоне №59 «Зерно» выставка «Вадим Гиппенрейтер. От тишины до взрыва». В проекте, посвященном 100-летию со дня рождения выдающегося фотографа, представлено более 130 работ разных лет, среди которых как широко известные, так и ранее не выставлявшиеся. Открытие 23 ноября. Куратор Лина Краснянская. Более 70 лет Вадим Гиппенрейтер собирал архив своих фотографий. На его снимках нетронутая временем страна, предстает в подлинном величии, раскрывая зрителю свою природную красоту>
22 ноября 2017 – 21 января 2018 в галерее "На Шаболовке" (Серпуховский Вал, 24, к. 2) Объединения «Выставочные залы Москвы» выставка «Агитпоезда». открытие 21 ноября.
Выставка «Агитпоезда» посвящена одному из самых ранних и необычных явлений в отечественной культуре, порожденных революцией. Агитпоезда олицетворяли ключевую для начала ХХ века идею синтеза техники и искусства, объединения разных функций и образов в новое явление – соединение выставки, театра, трибуны, кино и библиотеки на колесах.
16 ноября 2017 - 18 февраля 2018 Еврейский музей и центр толерантности (Образцова, 11/1A) и Новая Третьяковка (Крымский вал, 10) представляют совместный выставочный проект «Эль Лисицкий». Это первая большая ретроспектива Эль Лисицкого в России, на которой представлены все стороны и этапы творческого пути авангардиста.
Еврейский музей и центр толерантности представляет ранний период творчества Лисицкого, плакаты, театральные работы, проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.
В Новой Третьяковке посетители увидят проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции ГТГ.
17 ноября — 25 января 2017 в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 выставка "Карт-бланш: Владислав Шаповалов. Дипломатия образа". Фонд V-A-C представляет первую персональную выставку Владислава Шаповалова в России. Открытие 16 ноября>
С 15 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, делегатская, 3) выставка «История России. XX век. Русские художники лаковой миниатюры» при поддержке корпорации RHANA и Фонда "История Отечества" в преддверии перекрестного года «Россия – Япония». Открытие 14 ноября.
Художники старинных иконописных сел – Палеха, Мстёры и Холуя, – после революционных событий занялись лаковой живописью по примеру известных в XIX веке лукутинских и вишняковских мастерских (современное Федоскино), исходя из наследия древнерусской живописи, народного искусства, опыта восточных и западноевропейских лаков. Мастера лаковой живописи, ощущая свою сопричастность к реалиям жизни, искренне и темпераментно отзывались на все происходящее вокруг. Созданные мастерами произведения лаковой миниатюрной живописи, дают представление о самых главных событиях ушедшей эпохи.
Русская лаковая живопись входит в сокровищницу мировой культуры. И посетители выставки смогут увидеть уникальные произведения, сюжеты которых отражают всю истории России XX века.>
С 4 ноября 2017 по 1 февраля 2018 Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16) представляет выставку «Шон Скалли. Лицом на Восток»>
24 октября 2017 – 15 января 2018 в галерее 21 (Винзавод) проект Марины Звягинцевой #Разблокировать. В проекте поднимаются важные для художника и в целом для нашего времени вопросы взаимодействия личности и города, которые выражены в контрасте ярких цветных всплесков монотипии и серой массы бетонных стен и панелей. Как считает художник, при помощи искусства человек может разблокировать эту давящую массу. ермин «разблокировать» также прочно связан с медиа-пространством, которое, в свою очередь, постоянно давит и на людей, и на сам город.
Открытие 24 октября 19.00
24 октября 2017- 21 января 2018 в ГМИИ имени Пушкина "Хаим Сутин. Ретроспектива". Открытие 23 октября. Первая в России выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина (1893–1943) – мастера, который создал собственный неповторимый стиль, вдохновленный классическим искусством мастеров XV–XVIII веков, и дал направление творческим поискам многих живописцев последующих поколений.>
19 октября cостоялось открытие постоянной экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (на Делегатской, 3).
В современном музейном пространстве – в главном доме усадьбы Остерманов - развернута экспозиция, раскрывающая этапы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода «историзма» 1830-1870-х годов до «неорусского» стиля – существенной грани русского модерна (1880-1900-е годы). В экспозиции будут представлены уникальные предметы русского искусства из коллекции музея: ткачество и вышивка, изделия из металла, дерева, керамики, выполненные мастерами Абрамцево и Талашкино, а также других мастерских и промыслов (1830-1900-е годы).
С 16 октября 2017 по 4 февраля 2018  Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16) представляет выставку «Третьяков.doc» Выставка впервые знакомит зрителей с творчеством одного из самых заметных деятелей отечественной культурной жизни 1920-х — начала 1930-х годов. Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с ведущими мастерами того времени — В. Маяковским, Вс. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном, А. Родченко, Б. Брехтом, Д. Хартфилдом.>
11 октября 2017 - 30 января 2018 фонд IN ARTIBUS (Пречистенская набережная, 17) в сотрудничестве с РГАЛИ представляет масштабную исследовательскую выставку «Архив Харджиева», которая впервые в России представит наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого частного собрания писателя и историка Николая Харджиева. Кураторы: Екатерина Бобринская и Анна Корндорф.
Выставка «Архив Харджиева» сенсационна не только из-за ценности представленного материала, но и из-за истории знаменитого архива. Благодаря нестандартным и отчасти спорным методам коллекционирования Николаю Ивановичу Харджиеву удалось спасти для истории русской культуры десятки уникальных материалов, ставших наглядным свидетельством бурного процесса творческих поисков 1910-1920-х годов. В его собрании сохранились не только живописные и графические произведения, но и редкие документы - черновики и рукописи, поэтические и художественные наброски, фотографии, автографы.

В экспозиции будут представлены архивные материалы, впервые оказавшиеся доступными для исследователей, а также редкие книги, живописные и графические произведения из частных собраний и крупнейших музеев Москвы. Зрители увидят документальное и художественное наследие Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Татлина, Елены Гуро, Натальи Гончаровой и Ольги Розановой. Также в собрание вошли ранее неизвестные теоретические тексты Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и уникальные материалы, связанные с Витебском и УНОВИСом. Экспозиция впервые дает возможность ознакомиться с одним из наиболее значительных частных собраний русского авангарда.
Шорт-лист 11-ой Премии Кандинского 2017 (списки составлены в алфавитном порядке):
«Проект года»
1. Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»
2. Полина Канис. Бассейн
3. Ирина Корина. Хвост виляет кометой
«Молодой художник. Проект года»
1. Аслан Гайсумов. Номера
2. Саша Пирогова. MONO
3. Данила Ткаченко. Опытное поле
«Научная работа. История и теория современного искусства»
1. Алексей Бобриков. «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве. Рукопись. СПб, 2017
2. Александр Боровский. Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017
3. Оттепель (коллектив авторов). Ответственный редактор: Т.Л. Карпова. Научные редакторы: К.А. Светляков, Ф.М. Балаховская. Составители: А.С. Курляндцева, Ю.В. Воротынцева. М.: ГТГ, 2017.
С 29 сентября  2017 по 14 февраля 2018 в музее Гараж (Парк Горького) выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Открытие 28 сентября.
первый масштабный проект суперзвезды японского искусства в России, охватывающий несколько периодов творчества художника — с начала 1990-х годов до наших дней. Помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, в своем творчестве переосмысляющего и объединяющего традиции Востока и Запада.
«Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. В его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Глава первая, «Гэидзюцу», сосредоточена на происхождении живописи Мураками, отчасти восходящей к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и экспрессивность.
«“Малыш” и “Толстяк”», один из самых насыщенных разделов экспозиции, — трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения.
«Каваий», построенный как последовательность тотальных инвайроментов, исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества.
Раздел «Сутадзио» разместится в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Здесь можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками.
Наконец, «Асоби и кадзари» — «фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде). Он раскрывает игровую природу искусства Мураками и его стремление к декораторству, к распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции.
Всего на выставке в «Гараже» будет представлено более 80 работ художника. Живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация Мураками из государственных и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также манга, аниме и различные артефакты из студии Мураками.
Куратор выставки — Екатерина Иноземцева>
20 сентября 2017 - 21 января 2018 в Инженерном корпусе Третьяковки выставка "Скульптор Андреев. Кем Вы были до семнадцатого года?".
Имя Николая Андреевича Андреева (1873–1932), как правило, ассоциируется с его циклом портретов В.И. Ленина.
Дореволюционный период творчества мастера известен значительно меньше. Первая масштабная экспозиция наследия Н.А. Андреева продемонстрирует 80 произведений дореволюционного периода из собрания Третьяковской галереи.
На выставке будут представлены работы, созданные во время его сотрудничестве с Художественным театром, в том числе скульптурные портреты актеров и семиметровое панно «Олимп Художественного театра». Этапы работы над памятником Н.В. Гоголю, установленным в 1909 году у Арбатских ворот, можно проследить в эскизах и реализованных скульптурных рельефах>
С сентября по декабрь на выставке «Брейгель. Перевернутый мир» в ArtPlay (Нижняя Сыромятническая, 10) работает бесплатный лекторий для посетителей выставки, посвященный великому художнику и искусству Средневековья в целом. Брейгеля принято считать народным хужожником, писавшим в основном картины на бытовые темы; наши лекторы помогут слушателям сформировать собственное мнение о художнике, основанное на знаниях об эпохе, в которую он жил и архетипах и иконографиях тех времен. Мы поговорим о средневековой среде, о том, как в ту пору жилось человеку, чего он хотел и чего боялся; сравним Брейгеля и Босха; попробуем восстановить забытый язык готических аллегорий и смыслов; промчимся в 20 век, заново открывший нашего героя, и узнаем, что общего у Брейгеля и Тарковского.
Лекторий организован при помощи культурной платформы «Синхронизация» — образовательного проекта, цель которого — доступно и интересно рассказывать взрослым людям о самых ярких явлениях, течениях, личностях в культуре и науке. «Синхронизация» вошла в ТОП-5 лучших лекториев по версии Time Out Moscow и проводит 100 лекций в месяц по 14 областям: живописи, литературе, кино, архитектуре, физике, генетике и другим.
Время проведения — по субботам в 17.00. Вход свободный при наличии билета на выставку.
7-Я МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ «ЗАОБЛАЧНЫЕ ЛЕСА». 19 сентября 2017 – 18 января 2018. Новая Третьяковка (Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10)

Куратор – Юко Хасегава (арт-директор Музея современного искусства, Токио)
Участники Основного проекта: 52 художника из 25 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.
Среди участников Основного проекта – Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
В этом году был создан Экспертный совет Московской биеннале, в который вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие. Экспертный совет принимает все творческие решения.
Также разработана система презентации российских художников куратору Основного проекта. В результате Юко Хасегава поступило более 600 заявок от российских художников и более 100 рекомендаций от Экспертного совета.
В Основной проект были выбраны: творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Они создают новые работы специально для 7-й Московской биеннале. Кроме того, Юко Хасегава были отобраны работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алины Гуткиной и Михаила Толмачева из коллекции современного российского искусства Газпромбанка.
Впервые появилась система отбора проектов Параллельной программы – теперь московские институции направляют заявки Экспертному совету Московской биеннале. Всего поступило 75 заявок, в Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММoМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие>
8 сентября 2017 - 21 января 2018 в Инженерном корпусе Третьяковки выставка "Москва сквозь века". Пресс-показ и открытие 7 сентября.
Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.
В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов послепожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современных мастеров. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Э. Белютина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.
Многие картины экспонируются впервые, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину стоял не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы. Среди других дебютантов — «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями — перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.
Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.
Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией была привлечена компания Sound Design, располагающая самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.>
Сформирован список номинантов (лонг-лист) 11-ой Премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» по результатам голосования Экспертного совета. В лонг-лист вошли 5 научно-исследовательских работ:
Алексей Бобриков
- «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве. Рукопись. СПб, 2017.
Александр Боровский - Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017/
Валентин Дьяконов
- Московская художественная культура 1950-60- х годов. Возникновение неофициального искусства. Рукопись. М., 2016.
Оттепель
- Научные редакторы: К. Светляков, Ф. Балаховская. Составители: А. Курляндцева, Ю. Воротынцева. М.: ГТГ, 2017.
Иван Чечот
- От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты. СПб: Мастерская «Сеанс», 2016. Избранные статьи из книги.
Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства» была введена в конкурс Премии Кандинского в 2014 году. С 2015 года подавать заявки в эту номинацию смогли не только граждане России, но и других стран. Работы стали приниматься как на русском, так и на английском языках. В 2016 году были расширены хронологические рамки исследования для научных работ, участвующих в конкурсе. Сейчас на него принимаются работы по истории и теории русского искусства второй половины ХХ в., ХХI в. А также исследования, посвященные тому же периоду с включением материалов первой половины XX в. (например, «сквозные» исследования по русскому искусству всего XX в. или XX-XXI вв.). В конкурсе участвуют как ранее изданные, так и неизданные научные работы (монографии, диссертации, исследования, статьи), созданные не ранее, чем за 36 месяцев до даты окончания приема заявок на соискание Премии. Призом победителю в номинации является публикация на русском или английском языке (если работа уже была издана на русском) в рамках издательской программы BREUS Publishing. Победителем в номинации в 2014 году стал Михаил Ямпольский с книгой «Живописный гнозис», в 2015 году – Валерий Подорога с книгой «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия», в 2016 году – Виктор Мизиано с монографией «Виноградов и Дубосарский».
Экспертный совет 11-ой Премии Кандинского, 2017
в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства»:
Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, старший научный сотрудник
; Государственного института искусствознания. Москва, Россия;
Красимира Лукичева – кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории
изобразительных искусств Российской академии художеств. Москва, Россия;
Александра Обухова – руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Москва, Россия
;
Дарья Пыркина – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, заместитель генерального директора по
творческой и образовательной деятельности Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО», Москва, Россия;
Алла Розенфельд – доктор искусствоведения, куратор русского и европейского искусства Mead Art Museum, Amherst
, College. Амхерст / Нью-Йорк, США;
Наталья Смолянская – кандидат философских наук, PhD по философии (университет Париж 8), ассоциированный
исследователь Лаборатории «Логики современной философии» университета Париж 8. Москва, Россия;
Андрей Фоменко – доктор искусствоведения, критик современного искусства и кино, преподаватель факультета свободных
искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Россия>
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO