ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

16-18 ноября в Институте искусствознания конференция "Связь времен: история искусств в контексте символизма". Конференция проводится с целью аналитического осмысления отношения символизма рубежа XIX–XX вв. к истории искусств, а также художественных направлений XX–XXI вв. к символизму>
16 ноября - 17 декабря в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/1) выставка Леонида Тишкова "Формы будущего".
Тела геометрической формы, изготовленные по эскизам К.Э.Циолковского для аэродинамических опытов. 1890 - 1900.2017. Инсталляция.
Альбом, 2017, бум., карандаш, тушь.
Транспаранты. 2017. Печать на ткани.
В своей автобиографии «Черты моей жизни» ученый рассказывает, как по его рисункам инженер Л. в 1890 году изготовил множество форм из дерева. Сами геометрические объекты не сохранились, остались две фотографии, сделанные им в 1910 году. Форма их удивительным образом похожа на будущие скульптуры модернистов 20-го века. Скульптуры Бранкузи создавались позже на несколько десятилетий, механистические конструкции Марселя Дюшана, также как и лапидарные геометрические формы Казимира Малевича, который очень интересовался трудами Циолковского.
Сам Константин Эдуардович обладал незаурядным талантом рисовальщика, его рисунки ракет, космических путешественников, схемы и ситуации, которые он описывал в своих научно-фантастических романах, поражают своим мастерством. Поэтому я считаю Циолковского не только ученым, но и художником, создателем нового изобразительного языка, «отцом русского авангарда», создавшим формы будущего. Сейчас мы рассматриваем их не как объекты для опытов, а как самые настоящие скульптуры, заложившие основные принципы модернизма 20-го века. Реконструировав объекты по фотографиям, мы располагаем их в пространстве музея, как современную инсталляцию, переводя в область искусства. Эти геометрические формы, созданные ученым, также чудесным образом проявились через несколько десятилетий в архитектуре конструктивизма. Призматические конструкции форм будущего – это модульные дома-общежития, из книги Циолковского «Горе и гений». В этом описании идеального общества, в котором создана гармоничная система существования человечества в будущем, эти геометрические формы стали прообразом новых городов. Общественная жизнь, описание техники, государственное устройство, частная жизнь жителей будущего, основанные на идеях гениального ученого и визионера, стремившегося своими открытиями сделать человечество счастливым, предстает перед нами в наглядных образах форм будущего. Даже по прошествии ста лет идеи Константина Эдуардовича Циолковского не перестали быть актуальны для нас, жителей 21 века. Поэтому мы, художники, возвращаемся к наследию великого изобретателя и философа, достраиваем его идеальные конструкции, облекая в формы искусства. Л.Тишков
16 ноября 2017 - 18 февраля 2018 Еврейский музей и центр толерантности (Образцова, 11/1A) и Новая Третьяковка (Крымский вал, 10) представляют совместный выставочный проект «Эль Лисицкий». Это первая большая ретроспектива Эль Лисицкого в России, на которой представлены все стороны и этапы творческого пути авангардиста.
Еврейский музей и центр толерантности представляет ранний период творчества Лисицкого, плакаты, театральные работы, проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.
В Новой Третьяковке посетители увидят проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции ГТГ.
17 ноября — 25 января 2017 в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 выставка "Карт-бланш: Владислав Шаповалов. Дипломатия образа". Фонд V-A-C представляет первую персональную выставку Владислава Шаповалова в России. Открытие 16 ноября>
С 17 ноября по 10 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, Делегатская, 3) в рамках выставочного цикла «Рожденные Октябрем» выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор из собрания ВМДПНИ». Выставка включает в себя лучшие образцы обширной и разнообразной по своему составу музейной коллекции, традиционно называемые агитационным фарфором. Открытие 16 ноября>
15 ноября - 29 декабря галерея ЗНУИ (Москва, Покровка, 1/13/6 стр. 2) представляет выставку Бато Дугаржапова. На выставке представлены новые работы художника, написанные на пленэрах в Крыму, Италии и Эстонии>
С 15 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, делегатская, 3) выставка «История России. XX век. Русские художники лаковой миниатюры» при поддержке корпорации RHANA и Фонда "История Отечества" в преддверии перекрестного года «Россия – Япония». Открытие 14 ноября.
Художники старинных иконописных сел – Палеха, Мстёры и Холуя, – после революционных событий занялись лаковой живописью по примеру известных в XIX веке лукутинских и вишняковских мастерских (современное Федоскино), исходя из наследия древнерусской живописи, народного искусства, опыта восточных и западноевропейских лаков. Мастера лаковой живописи, ощущая свою сопричастность к реалиям жизни, искренне и темпераментно отзывались на все происходящее вокруг. Созданные мастерами произведения лаковой миниатюрной живописи, дают представление о самых главных событиях ушедшей эпохи.
Русская лаковая живопись входит в сокровищницу мировой культуры. И посетители выставки смогут увидеть уникальные произведения, сюжеты которых отражают всю истории России XX века.>
С 10 ноября в кафе Художник (Москва, Палиха, 14/ 33, стр. 2) выставка живописи Веры Ельницкой>
9 ноября - 3 декабря в галерее КультПроект (Москва, 2-й Обыденский переулок, 12А) выставка "Конспекты среды :afterword".
Весной и летом 2017 года в галерее "КультПроект" был показан второй цикл выставок "Контексты среды". Итогом четырех проектов стал каталог, к выходу которого галерея приурочила сборную выставку "Контексты среды: afterword" с участием всех художников прошедших проектов. Участники: Николай Онищенко, Дима Филиппов, Ольга Лозовская, Евгений Гор, Егор Плотников, Евгения Буравлева, Сергей Ряполов, Илья Романов, Наташа Тарр, Александр Морозов, Устина Яковлева, Елена Слобцева, Галина Ваншенкина, Алла Урбан, Максим Ксута, Егор Астапченко, Денис Патракеев, Петр Белый, Юрий Штапаков, Александра Гарт>
Министерство культуры Российской Федерации в рамках участия в IV Международной выставке «Denkmal, Россия ‒ Москва 2017» («Гостиный двор» / Москва, ул. Ильинка, 4) представит с 8 по 10 ноября 2017 г. на коллективном стенде результаты работы лучших реставраторов России, реализованные за последние два года. В специальном проекте принимают участие 34 экспонента, подведомственных Минкультуры России. Специалисты обсудят деятельность художников-реставраторов из разных российских музеев, научных и образовательных центров. География участников охватывает многие города и регионы России – от двух столиц, Владимира, Ярославля, Саратова, Великого Новгорода до Карелии, Ростовской области и Мордовии>
8 - 18 ноября в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставка Николая Чаругина "...этот чудный мир" (живопись 1970-2000гг.)>
8 ноября - 3 декабря в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 выставка Алексея Беляева-Гинтовта "X". Открытие 7 ноября>
8 - 21 ноября 2017 в галерее Кино (Москва, Малая Молчановка, 8, стр.2) выставка Мабри (Людмилы Васильевой-Линецкой) "Адреса". Открытие 7 ноября>
(живопись)>
С 6 ноября в МГХПА им. С.Г. Строганова (Волоколамское ш., 9) российско-финский проект "Конечный ресурс/ Finite Resource". Куратор Елена Юдина>
2 - 26 ноября галерея Ковчег  выставку Евгении Буравлевой "Скорость света". Открытие 1 ноября. Москва. Трубниковский переулок, 22, стр. 2>
2 ноября - 2 декабря галерея RuArts ()Москва, 1-й Зачатьевский переулок, 10 представляет выставку Дмитрия Аске — одного из самых известных отечественных художников «уличной волны». В экспозицию "Сквозь туман" входит более двадцати произведений, объединенных в большую серию, над которой художник работал на протяжении года>
С 3 ноября по 3 декабря (открытие 2 ноября) ЦСИ «Винзавод» в Цехе Белого представляет восьмую выставку юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью» — «Следующий уровень» Владимира Логутова. Куратор выставки Екатерина Иноземцева: «Художник Логутов для выставки выбрал едва ли не самый животрепещущий сюжет, занимающий зрителей. Как и на что в действительности мы смотрим? Что является предметом изображения и изобразительностью как таковой?
Метафора зрения, «расширенного смотрения», как когда-то сформулировал классик русского авангарда Михаил Матюшин, разворачивается и в архитектуре выставки: она устроена как своеобразный каталог различных возможностей и форм жизни так называемого белого куба, идеального (до сих пор по мнению многих) выставочного пространства. При этом в каждом из блоков есть различные элементы (прорези, отверстия и пр.), которые делают все пространство транзитным, открывают неожиданные перспективы и точки обзора, формирует новые, неожиданные ситуации наблюдения за искусством»>
С 3 ноября - 3 декабря в Цехе Красного ЦСИ «Винзавод» выставка Дмитрия Венкова «Октябрьский переворот». Куратор - Кирилл Преображенский. Открытие 2 ноября.
три видео и серия фотографий. Все работы объединены темой переворота в истории и искусстве. Художник рассматривает переворот как историческое событие и как художественный метод.
C 31 октября по 23 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, Делегатская, 3) выставка «Фарфоровый путь», посвященная 185-летию Дулевского завода. В 2017 году исполняется 170 лет Матвею Сидоровичу Кузнецову – яркому представителю династии Кузнецовых и 205 лет с даты основания дела Кузнецовых. Открытие 30 октября>
C 25 октября  в ЦТИ Фабрика (Переведеновский переулок, 18, стр. 2, 1 этаж)  выставка “Метаморфоз” художника Артура Ван Балена. Проект посвящен социально-политическим и историческим “метаморфозам” и их интерпретациям в искусстве и философии. Центральным объектом экспозиции станет 15- метровая надувная гусеница, вдохновленная советской антифашистской скульптурой, которая парила в воздухе во время парада в честь победы Октябрьской революции на Красной площади в 1934 году. 28 октября гусеница будет выпущена “на волю” в городском пространстве с целью задать прохожим вопрос - какой будет ее следующая стадия развития. Как средство привлечения внимания масс надувные скульптуры начали использоваться в 30-е годы 20 века - сперва в США, затем в СССР. В Америке “воздушные” Микки Маусы и слоники Дамбо своими добродушными улыбками стимулировали продажи в предновогодний период на Macy's Day Parade в Нью-Йорке, в то время как на советских первомайских демонстрациях и годовщинах Октябрьской революции надувные дрели и летающие портреты Сталина были призваны поднять патриотизм и трудовой энтузиазм масс. При помощи этого безобидного на первый взгляд инструмента обе державы пытались погрузить своих граждан в “миры грез”, заставить забыть о насущных проблемах и поверить, что капитализм с одной стороны и социализм с другой принесут им светлое будущее.
25 октября - 30 ноября в ЦТИ Фабрика (зал «Артхаус», Переведеновский переулок, 18, стр. 2, 1 этаж) проект Хаима Сокола "Бумажная память". Открытие 25 октября.
Текст художника:
1) Импульсом к этой выставке была не покидающая меня мысль о стремительном исчезновении рабочего класса из зоны видимости - экономической, социальной, политической и как следствие, исторической. Как будто "шквальный ветер, который мы называем прогрессом" ( Беньямин) унес всех рабочих куда-то далеко от Земли. На Фабрике и в других постиндустриальных пространствах это особенно чувствуется. Сама материальность места не дает забыть о прошлом. Архитектура, кирпич, остаточная топонимика ( зал "Оливье", каландры, цех, проходная и т.д.) есть, а людей, трудившихся здесь когда-то нет. И сколько бы я и мои коллеги не утешали или не тешили себя мыслью , что мы часть нового класса "прекариата", который пришел на смену пролетариату, мы прежде всего часть той силы, которая смела рабочий класс с авансцены истории. Поэтому этот проект - в некотором роде возвращение долга.
2) Рабочие Фабрики теперь живут в архиве. К чести Фабрики и Аси Филипповой, архив отдела кадров бывшей фабрики тех. бумаг "Октябрь" удивительно хорошо сохранился. Документы, начиная с 1938 года заботливо переплетены и структурированы. Это позволило мне без проблем на три месяца погрузиться в этот действительно потрясающий мир личных дел, заявлений, справок, приказов . Но
3) Я с самого начала не собирался изучать и восстанавливать в деталях историю Фабрики. Во всяком случае в научном понимании этого слова ( истории). Хотя я не оставляю надежды собрать вместе имена всех работавших здесь когда-то.
4) Я также не хотел эстетизировать архив как форму.
5) Моя цель - вернуть хотя бы ненадолго бывших рабочих и служащих этой фабрики в зону видимости. Я искал и продолжаю искать след(ы) тех людей, который работали когда-то на фабрике. Их непосредственные отпечатки, индексальные знаки.
6) Я нашел их в:
- языке. Архив, кроме всего прочего, еще и место хранения языка. А значит, это место, куда поэзия должна совершать свой тигриный прыжок. Результатом работы в этом направлении стал поэтический сборник под названием "Причина выбытия: умер". Стихи составлены на основе личных дел рабочих 40-х годов с сохранением орфографии и форм написания . Каждый текст озаглавлен по названию профессии или должности , указанной в личном деле - "клеильщица", "красильщица", "зав. отделом сбыта" и т.д. Иными словами, это своеобразные поэтические портреты.
- подписях. Подпись - своеобразный графологический портрет человека. В ней отпечатывается движение руки человека, его\ёё психомоторика, темперамент . Копируя чью-то подпись через копирку, я проживаю это движение на телесном уровне. Оно становится частью меня. Я в некотором смысле становлюсь тем человеком.
- фотографиях. Фотография, как известно, кроме всего прочего еще и индексальный знак, опосредованный технологией. Опять же , копируя чей-то фотопортрет через копирку, я проживаю ландшафт чужого лица и в некотором смысле становлюсь им.
- автобиографиях. Написанные от руки - они, как бы такое сочетание графологического и ментального автопортрета, своеобразное психологическое зеркало, приспособленное, конечно, под бюрократические нужды.
Короче говоря, здесь на передний план выходит перформативный акт копирования - как жест проживания, своего рода взывание к духам прошлого и слабая попытка избавления в беньяминовском смысле. Поэтому темпоральный аспект здесь важен - я перерисовал 99 портретов и 250 подписей.
Сам процесс фиксируется на видео, которое тоже готовится к выставке.
7) Ну, и конечно же бумага. До сих пор я говорил о бумаге, как о документе. Но на фабрике сохранились образцы выпускаемой здесь некогда бумаги. Именно эта бумага станет главным носителем и материальным и визуальным свидетелем и свидетельством.

Хаим Сокол>
С 24 октября по 2 декабря в галерее XL (Винзавод) фотоинсталляция Игоря Мухина>
С 24 октября галерея Риджина представляет коллективную выставку «Репетиции удовольствий и других состояний» под кураторством Сергея Браткова.
Построенная по принципу искусства быстрого реагирования, выставка включает работы и перформансы, созданные здесь и сейчас, без заранее заданной цели общего высказывания, но в попытке обнаружить то острие внутренней борьбы, которое скрывается за публичными проявлениями процесса создания искусства.
Участники: Дарья Барыбина, Алина Клейтман, Евгений Музалевский, Полина Музыка, Михаил Птицын, Анна Ротаенко, Игорь Самолёт, Ян Тамкович-Фриске, Егор Федоричев
Название выставки заимствовано из стиха Кирилла Широкова>
25 октября - 10 декабря 2017 в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Влада Юрашко «Клянусь говорить правду». открытие 24 октября.
«Клянусь говорить правду» – утопический проект художника, посвященный индустрии искусства и ее будущему. Влад Юрашко создает собственный художественный манифест, в котором предрекает новую эру в развитии культуры.
Для художника видимый и осмысляемый нами мир заведомо является ложным, поэтому в своем проекте он настаивает на правде, которую можно противопоставить реальности. Юрашко создает многослойное повествование, сформированное из сочетания в инсталляционном формате объектов, видео, живописи и текста. В связи с осмыслением постиндустриальной эпохи художник актуализирует вопросы, которые волновали еще Вальтера Беньямина – вопросы политизации искусства, его аутентичности и воздействия на социум. Прогнозы Юрашко касаются трансформации произведений искусства в контексте развития инновационных технологий, которые позволят транслировать мыслительные потоки живых существ напрямую. Глубоко рефлексируя по поводу медийного характера любого изображения, художник задается вопросами: будет ли существовать живопись сто лет спустя; станет ли индивидуальное бессознательное новым, совершенным и чистым объектом искусства?>
24 октября - 24 ноября в галерее Файнарт (теперь на Винзаводе) выставка Ивана Коршунова "Поцелуй!". В проекте две группы произведений – картины и объекты, в обеих в виде граффити - рисунков на стене автор изобразил основные сюжеты «Страстей Христовых». Это Несение креста, Распятие, Бичевание, Положение во гроб, Вознесение, Поцелуй Иуды.
24 октября 2017 – 15 января 2018 в галерее 21 (Винзавод) проект Марины Звягинцевой #Разблокировать. В проекте поднимаются важные для художника и в целом для нашего времени вопросы взаимодействия личности и города, которые выражены в контрасте ярких цветных всплесков монотипии и серой массы бетонных стен и панелей. Как считает художник, при помощи искусства человек может разблокировать эту давящую массу. ермин «разблокировать» также прочно связан с медиа-пространством, которое, в свою очередь, постоянно давит и на людей, и на сам город.
Открытие 24 октября 19.00
24 октября — 26 ноября 2017 cпециальный проект поддержки молодых художников ЦСИ ВИНЗАВОД «СТАРТ» представляет проект Рубежа ВековЪ "Рождая чудовищ". Куратор: Вера Трахтенберг>
24 октября - 22 декабря в ГМИИ имени Пушкина "Хаим Сутин. Ретроспектива". Открытие 23 октября. Первая в России выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина (1893–1943) – мастера, который создал собственный неповторимый стиль, вдохновленный классическим искусством мастеров XV–XVIII веков, и дал направление творческим поискам многих живописцев последующих поколений.>
23 октября - 19 ноября Московский музей современного искусства представляет выставку «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн», которая покажет крупную частную коллекцию современного искусства Иосифа Марковича Бакштейна, комиссара нескольких Московских международных биеннале современного искусства, директора Института проблем современного искусства, куратора и художественного критика, одного из тех, кто стоял у истоков московского концептуалистского движения.
Все работы, представленные на выставке в ММОМА, были переданы Бакштейну в дар самими художниками, среди которых есть и признанные мастера (Эрик Булатов, Олег Кулик, Александр Косолапов, Владик Мамышев-Монро, Александр Виноградов, Айдан Салахова), и ученики Иосифа Марковича, выпускники ИПСИ (Ирина Корина, Анна Желудь, Хаим Сокол, Таус Махачева, Оля Кройтер и мн. другие). Название проекта отражает личное отношение художников к коллекционеру: фраза «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн», складывающаяся в акроним, взята из названия работы Сергея Мироненко, подаренной Бакштейну в 1992 году.
Открытие 23 октября. Тверской бульвар, 9>
С 19 октября по 10 декабря 2017 в галерее 11-12 (Винзавод) выставка Дамира Муратова "Искусство привидений".
Сегодня советская эпоха для многих людей осталась глубоко в прошлом, вызывая в памяти множество разнообразных ассоциаций. Омский художник Дамир Муратов в своем новом проекте «Искусство привидений» обращается к положительной стороне этой памяти.
19 октября открытие постоянной экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (на Делегатской, 3).
В современном музейном пространстве – в главном доме усадьбы Остерманов - развернута экспозиция, раскрывающая этапы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода «историзма» 1830-1870-х годов до «неорусского» стиля – существенной грани русского модерна (1880-1900-е годы). В экспозиции будут представлены уникальные предметы русского искусства из коллекции музея: ткачество и вышивка, изделия из металла, дерева, керамики, выполненные мастерами Абрамцево и Талашкино, а также других мастерских и промыслов (1830-1900-е годы).
19 октября 2017 - 10 января 2018 в галерее ARTSTORY (Москва, Старопименовский переулок, 14) выставка «Коллекция историй -2», который включит более 100 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания галереи. Проект приурочен к 3-летию со дня открытия ARTSTORY. Открытие 18 октября.
В центре, как всегда у ARTSTORY, – будут представлены истории, которые стоят за каждым автором, и за каждым произведением. Экспозиция покажет, насколько причудливо подчас соединяются, переплетаются истории создания работ и жизненные линии авторов. Это и уникальные факты биографии художников; и события в стране и мире, которые повлияли на авторов произведений, сформировали их мировоззрение.
В экспозиции будут представлены работы таких мастеров как: Ольга Булгакова, Владимир Вейсберг, Николай Вечтомов, Максимилиан Волошин, Андрей Гросицкий, Анатолий Зверев, Вячеслав Калинин, Дмитрий Краснопевцев, Евгений Кропивницкий, Александр Лабас, Павел Леонов, Владимир Любаров, Татьяна Маврина, Наталья Нестерова, Сергей Параджанов, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Владимир Пятницкий, Михаил Рогинский, Александр Ройтбурд, Евгений Рухин, Мартирос Сарьян, Вадим Сидур, Василий Ситников, Анатолий Слепышев, Моисей Фейгин, Сергей Шаршун, Василий Шульженко и другие.
Основатели галереи, коллекционеры Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм представляют на суд зрителей очередной этап развития своей «Коллекции историй»; творческую лабораторию, позволяющую увидеть каждую работу в зеркале эпохи.
19 октября - 3 декабря 2017 Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) представляет проект «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Выставка-исследование, над которой работала команда Уральского филиала ГЦСИ, продолжает экспозиционную программу, представляющую лучшие проекты филиалов в Москве. Открытие 18 октября. Зоологическая, 13>
17 октября - 17 ноября в Институте искусствознания (Москва, Козицкий переулок, 5) выставка «КОРНИ». Кураторский проект Алексея Дьякова и Дарьи Коноваловой-Инфанте объединил художников разных поколений: Татьяна Баданина, Владимир Наседкин, Константин Худяков, Иван Колесников, Сергей Денисов, Антон Чумак, Дарья Коновалова-Инфанте, Евгения Буравлева, Павел Отденьнов и Алексей Дьяков.
Проект посвящается памяти Андрея Толстого.
Начни с корня, доберешься и до вершины (русская пословица).
11 октября 2017 - 30 января 2018 фонд IN ARTIBUS (Пречистенская набережная, 17) в сотрудничестве с РГАЛИ представляет масштабную исследовательскую выставку «Архив Харджиева», которая впервые в России представит наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого частного собрания писателя и историка Николая Харджиева. Кураторы: Екатерина Бобринская и Анна Корндорф.
Выставка «Архив Харджиева» сенсационна не только из-за ценности представленного материала, но и из-за истории знаменитого архива. Благодаря нестандартным и отчасти спорным методам коллекционирования Николаю Ивановичу Харджиеву удалось спасти для истории русской культуры десятки уникальных материалов, ставших наглядным свидетельством бурного процесса творческих поисков 1910-1920-х годов. В его собрании сохранились не только живописные и графические произведения, но и редкие документы - черновики и рукописи, поэтические и художественные наброски, фотографии, автографы.

В экспозиции будут представлены архивные материалы, впервые оказавшиеся доступными для исследователей, а также редкие книги, живописные и графические произведения из частных собраний и крупнейших музеев Москвы. Зрители увидят документальное и художественное наследие Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Татлина, Елены Гуро, Натальи Гончаровой и Ольги Розановой. Также в собрание вошли ранее неизвестные теоретические тексты Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и уникальные материалы, связанные с Витебском и УНОВИСом. Экспозиция впервые дает возможность ознакомиться с одним из наиболее значительных частных собраний русского авангарда.
10 октября 2017 - 14 января 2018 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ имени Пушкина выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)".  Открытие 9 октября. Выставка состоится в рамках «Года туризма Россия – Австрия 2017», который был анонсирован в Вене 12 января 2017 год>
6 октября - 22 декабря галерея Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) представляет выставку "Александр Яковлев. Черный рейд". Открытие 5 октября. Кураторы выставки: Елена Каменская, Наталия Курникова. Впервые в России представлены живопись и графика из частных собраний, созданные выдающимся русским художником Александром Яковлевым (1887–1938) во время трансафриканской экспедиции Андре Ситроена «Черный рейд» (1924–1925). Выставка приурочена к выходу книги «Александр Яковлев. Черный рейд. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества «Ситроен», подготовленной издательством «Искусство–XXI век» совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства>
30 сентября 2017 - 8 января 2018 в павильоне №67 Карелия ВДНХ первая персональная выставка американского художника Дэниела Аршама в России - "Архитектура в движении". Открытие 29 сентября. Специально для этого проекта автор создаст 9 произведений, выполненных исключительно в белом цвете, с учетом особенностей и масштаба пространства выставочного павильона. Основатель архитектурного бюро Snarkitecture (2007), компании Films of the Future (2014), Дэниел Аршам работает на стыке архитектуры, дизайна, скульптуры, кино, театра и моды. Безошибочное чувство пространства и способность к диалогу со зрителем позволили ему добиться успеха, как в области сценографии, так и в сфере изобразительного искусства>
28 сентября 2017 - 14 января 2018 в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) выставка "Некто 1917". 1917 год — один из самых значимых в истории России. Концепция проекта предполагает новую трактовку темы, в рамках которой произведения искусства продемонстрируют, с какими мыслями и чувствами художники переживали этот период.

<М.Нестеров. Философы. 1917. Холст, масло. ГТГ>
На выставке будут показаны работы: мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала, и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое преображение мира.
Фигуративная живопись в экспозиции будет представлена произведениями М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Б. Григорьева, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, а беспредметная — абстрактными работами К. Малевича, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, А. Родченко, В. Кандинского.
Проект охватывает 120 произведений живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Пскова, Тулы, Смоленска, Саратова, Нижнего Новгорода, Вологды, Вятки, Иванова, Краснодара, Ростова, частных и зарубежных коллекций (Центр Помпиду, Франция; Музей Людвига, Германия; Галерея Тейт, Великобритания).>
28 сентября 2017 - 14 января 2018 в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10) выставка "Ветер революции". Выставка продемонстрирует портреты различных представителей революционного движения и проекты памятников, созданных в рамках плана «монументальной пропаганды», с 1918 года до начала 1930-х годов.
Центральная работа экспозиции — скульптура «Ветер» В.И.Мухиной (1927) — задает общее настроение революционного вихря, пронесшегося над страной. Часть произведений экспонируются впервые>
С 29 сентября в музее Гараж (Парк Горького) выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Открытие 28 сентября.
первый масштабный проект суперзвезды японского искусства в России, охватывающий несколько периодов творчества художника — с начала 1990-х годов до наших дней. Помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, в своем творчестве переосмысляющего и объединяющего традиции Востока и Запада.
«Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. В его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Глава первая, «Гэидзюцу», сосредоточена на происхождении живописи Мураками, отчасти восходящей к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и экспрессивность.
«“Малыш” и “Толстяк”», один из самых насыщенных разделов экспозиции, — трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения.
«Каваий», построенный как последовательность тотальных инвайроментов, исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества.
Раздел «Сутадзио» разместится в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Здесь можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками.
Наконец, «Асоби и кадзари» — «фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде). Он раскрывает игровую природу искусства Мураками и его стремление к декораторству, к распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции.
Всего на выставке в «Гараже» будет представлено более 80 работ художника. Живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация Мураками из государственных и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также манга, аниме и различные артефакты из студии Мураками.
Куратор выставки — Екатерина Иноземцева>
28 сентября - 16 декабря в галерее Татинцьяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Keiichi Tanaami "Land of Mirrors / Страна зеркал". Открытие 27 сентября.
Танаами родился в 1936 году в Токио, где пережил всю войну и атаку города военно-воздушными силами США в 1945 году. Впечатления девятилетнего мальчика легли в основу всего творчества: темами работ Танаами стали война и бомбардировки, эротика и тема потребления, а в более поздний период – философские рассуждения на тему жизни и смерти.

В начале своей карьеры Танаами уделял особое внимание авангардному кино («Прощайте Элвис и Америка!», 1971), участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, а так же иллюстрировал модные журналы, создавал коллажи и традиционно писал маслом. В 1960-х годах, уже будучи успешным иллюстратором и графическим дизайнером, Танаами принимал активное участие в развитии неодадаизма (Neo-Dada) вместе с Ушио Шинарой, Робертом Раушенбергом и Мишелем Тапи.
Переняв опыт Уорхола, Танаами стал создавать смешанные жанровые композиции. Его яркие красочные иллюстрации и дизайнерские объекты получили высокую оценку как в Японии, так и за рубежом и принесли художнику мировую славу. Художник создаёт обложки для альбомов легендарных групп The Monkees и Jefferson Airplane, а его плакат «No More War» в 1968 г. получил награду журнала Avant-Garge как лучший антивоенный плакат.
С сентября по декабрь на выставке «Брейгель. Перевернутый мир» в ArtPlay (Нижняя Сыромятническая, 10) работает бесплатный лекторий для посетителей выставки, посвященный великому художнику и искусству Средневековья в целом. Брейгеля принято считать народным хужожником, писавшим в основном картины на бытовые темы; наши лекторы помогут слушателям сформировать собственное мнение о художнике, основанное на знаниях об эпохе, в которую он жил и архетипах и иконографиях тех времен. Мы поговорим о средневековой среде, о том, как в ту пору жилось человеку, чего он хотел и чего боялся; сравним Брейгеля и Босха; попробуем восстановить забытый язык готических аллегорий и смыслов; промчимся в 20 век, заново открывший нашего героя, и узнаем, что общего у Брейгеля и Тарковского.
Лекторий организован при помощи культурной платформы «Синхронизация» — образовательного проекта, цель которого — доступно и интересно рассказывать взрослым людям о самых ярких явлениях, течениях, личностях в культуре и науке. «Синхронизация» вошла в ТОП-5 лучших лекториев по версии Time Out Moscow и проводит 100 лекций в месяц по 14 областям: живописи, литературе, кино, архитектуре, физике, генетике и другим.
Время проведения — по субботам в 17.00. Вход свободный при наличии билета на выставку.
7-Я МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ «ЗАОБЛАЧНЫЕ ЛЕСА». 19 сентября 2017 – 18 января 2018. Новая Третьяковка (Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10)

Куратор – Юко Хасегава (арт-директор Музея современного искусства, Токио)
Участники Основного проекта: 52 художника из 25 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.
Среди участников Основного проекта – Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
В этом году был создан Экспертный совет Московской биеннале, в который вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие. Экспертный совет принимает все творческие решения.
Также разработана система презентации российских художников куратору Основного проекта. В результате Юко Хасегава поступило более 600 заявок от российских художников и более 100 рекомендаций от Экспертного совета.
В Основной проект были выбраны: творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Они создают новые работы специально для 7-й Московской биеннале. Кроме того, Юко Хасегава были отобраны работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алины Гуткиной и Михаила Толмачева из коллекции современного российского искусства Газпромбанка.
Впервые появилась система отбора проектов Параллельной программы – теперь московские институции направляют заявки Экспертному совету Московской биеннале. Всего поступило 75 заявок, в Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММoМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие>
С 20 сентября по 10 декабря Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16) представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающая о раннем периоде творчества великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум». Открытие 19 сентября>
9 сентября – 9 декабря 2017 в Гостином дворе (Москва, Ильинка, 4, аудитория 273) выставка «От Belle Époque к революции – история России через стереофотографию
1880 – 1917 гг. в 3D». Выставка рассказывает об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представляет стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ – начале ХХ века.
9 сентября 2017 года на улице Немчинова, около дома 12 в рамках Дня города Москвы – 2017 состоялось представление паблик-арт проекта «Культурный код», создающего культурную навигацию целого района.

Увидеть наяву матрицу города и попытаться изменить её - станет возможным около Государственного выставочного зала «Ковчег». Уличная инсталляция художника Марины Звягинцевой, локализованная открыто на асфальте, превратит городское пространство в информационное поле, а его жителей - в программистов будущего: составителей культурного кода собственного района.
«Культурный код» - это масштабный паблик-арт проект, который направлен на создание нового облика Тимирязевского района. Он развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум «спального района» и провоцирует любого, даже не ориентирующегося в современном арт-процессе зрителя, на размышления о сути искусства, о способах взаимодействия с ним.
Первым будет раскрыт «культурный код» выставочного зала «Ковчег», за ним последует проникновение в коды библиотек и школ района. В результате территория получит принципиально новую навигацию по всей культурной инфраструктуре, ключевые смыслы того или иного объекта будут зримо представлены перед горожанами.
«Культурный код» - это интерактивная и развивающаяся инсталляция: 9 сентября зрителям будет предложено вписать некоторые недостающие части «кода» в общую композицию. Наиболее удачные идеи будут реализованы автором инсталляции в продолжении проекта в Тимирязевском районе. Кстати, проект изначально выстраивался во взаимодействии с москвичами: представители выставочного зала «Ковчег», расположенной в жилом доме, учли мнение его жителей об актуальности создания инсталляции рядом с их квартирами.
8 сентября 2017 - 21 января 2018 в Инженерном корпусе Третьяковки выставка "Москва сквозь века". Пресс-показ и открытие 7 сентября.
Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.
В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов послепожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современных мастеров. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Э. Белютина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.
Многие картины экспонируются впервые, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину стоял не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы. Среди других дебютантов — «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями — перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.
Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.
Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией была привлечена компания Sound Design, располагающая самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.>
Сформирован список номинантов (лонг-лист) 11-ой Премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» по результатам голосования Экспертного совета. В лонг-лист вошли 5 научно-исследовательских работ:
Алексей Бобриков
- «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве. Рукопись. СПб, 2017.
Александр Боровский - Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения. М.: Центрполиграф, 2017/
Валентин Дьяконов
- Московская художественная культура 1950-60- х годов. Возникновение неофициального искусства. Рукопись. М., 2016.
Оттепель
- Научные редакторы: К. Светляков, Ф. Балаховская. Составители: А. Курляндцева, Ю. Воротынцева. М.: ГТГ, 2017.
Иван Чечот
- От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты. СПб: Мастерская «Сеанс», 2016. Избранные статьи из книги.
Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства» была введена в конкурс Премии Кандинского в 2014 году. С 2015 года подавать заявки в эту номинацию смогли не только граждане России, но и других стран. Работы стали приниматься как на русском, так и на английском языках. В 2016 году были расширены хронологические рамки исследования для научных работ, участвующих в конкурсе. Сейчас на него принимаются работы по истории и теории русского искусства второй половины ХХ в., ХХI в. А также исследования, посвященные тому же периоду с включением материалов первой половины XX в. (например, «сквозные» исследования по русскому искусству всего XX в. или XX-XXI вв.). В конкурсе участвуют как ранее изданные, так и неизданные научные работы (монографии, диссертации, исследования, статьи), созданные не ранее, чем за 36 месяцев до даты окончания приема заявок на соискание Премии. Призом победителю в номинации является публикация на русском или английском языке (если работа уже была издана на русском) в рамках издательской программы BREUS Publishing. Победителем в номинации в 2014 году стал Михаил Ямпольский с книгой «Живописный гнозис», в 2015 году – Валерий Подорога с книгой «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия», в 2016 году – Виктор Мизиано с монографией «Виноградов и Дубосарский».
Экспертный совет 11-ой Премии Кандинского, 2017
в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства»:
Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, старший научный сотрудник
; Государственного института искусствознания. Москва, Россия;
Красимира Лукичева – кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории
изобразительных искусств Российской академии художеств. Москва, Россия;
Александра Обухова – руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Москва, Россия
;
Дарья Пыркина – кандидат искусствоведения, критик современного искусства, заместитель генерального директора по
творческой и образовательной деятельности Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО», Москва, Россия;
Алла Розенфельд – доктор искусствоведения, куратор русского и европейского искусства Mead Art Museum, Amherst
, College. Амхерст / Нью-Йорк, США;
Наталья Смолянская – кандидат философских наук, PhD по философии (университет Париж 8), ассоциированный
исследователь Лаборатории «Логики современной философии» университета Париж 8. Москва, Россия;
Андрей Фоменко – доктор искусствоведения, критик современного искусства и кино, преподаватель факультета свободных
искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Россия>
27 мая - 26 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории». Открытие 26 мая. Куратор: С.И. Михайловский.

Юбилейная выставка в залах Манежа отражает все этапы его истории,
наполненной драматическими событиями. В экспозицию вошли архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. В выставочном проекте принимают участие Военно-Исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Исторический музей, Москомархитектура, Мультимедиа Арт Музей, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музей железнодорожного транспорта, Музейное объединение «Музей Москвы», Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская Государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей путей сообщения в Санкт-Петербурге, Государственный центральный архив и другие архивы Москвы и Санкт-Петербурга.
3  марта - 1 декабря  2017 в ГТГ в Лаврушинском, 12 Зарайские сфинксы. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники">
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.
4 ноября на Ходынском поле по адресу Хорошевское шоссе, вл. 38А состоялась торжественная церемония закладки камня нового здания музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
Издательство Ad Marginem начало новую серию "Имена", представляющую русских/ российских художников 20-21 века. Открыли серию  Малевич, Дейнека, Монро, Пригов и Архипов. Книжица карманного формата 15х11см. , на русском и английском, с цветными иллюстрациями. Рассказывают о художниках:  Мизиано - об Архипове; Дёготь - о Пригове;  Гройс - о Дейнеке;  Андреева о Монро. Нельзя не заметить, что в "стартовом составе" только Владимир Архипов жив, здоров и чрезвычайно активен>
23 декабря Попечительский совет ГЦСИ выбрал архитектурную концепцию - победителя открытого международного конкурса. Ранее, 12 декабря, на пресс-конференции состоялось объявление финалистов: по результатам заседания международного жюри из 10 команд – участников второго этапа конкурса – были выбраны три команды, набравшие одинаковое количество голосов и, таким образом, прошедшие в финал: испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos, российская студия «Мел» и ирландская практика Heneghan Peng Architects.

Московский концептуализм", М., 2005, 416 с., илл. (ISSN 1726-3050)
Книга Московский концептуализм (WAM 15/16, составители Екатерина Дёготь и Вадим Захаров) - уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие. Значительная часть произведений - инсталляции, объекты, документация перформансов - публикуется впервые. 

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO