ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

С 18 апреля в Анфиладе Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25) выставочный проект «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом».
Творческая карьера архитектора Александра Ивановича Гегелло (1891 – 1965) началась с проектов в классическом духе: этому способствовал не только ставший для него родным Петербург, но и модный в 1910-е годы ретроспективизм, а также мощная школа Академии художеств, где Гегелло обучался у Ивана Александровича Фомина. В 1920-е архитектор создал самые известные свои постройки – Дворец культуры имени А.М. Горького и ансамбль на Тракторной улице. Как и многие другие авангардные проекты молодого Гегелло, они далеки от утопических представлений – архитектор par excellence, он, прежде всего, интересовался функцией, тем, как она встраивается в конкретное пространство.
19 апреля - 19 мая в Крокин галерее (Москва, Климентовский пер. 9/1 8.964.564.03.03) выставка Владимира Ситникова "Под ногами/ Under Foot". Открытие 18 апреля.
Эта выставка необычна своей экспозицией, графической инсталляцией: протяжёнными свитками, растянутыми по стенам галереи. Свиток, в данном случае вполне привычная и укоренившаяся в культуре метафора времени или дороги, что нередко в своих значениях пересекается. С изображениями сложнее, хотя их следует понимать как некий, воспринимаемый на уровне ассоциации криптотекст или вариации иероглифов, фиксирующих то, что найдено мною во время пеших прогулок, того, что собранного буквально под ногами. Отсюда и название выставки. В. Ситников>
18 - 30 апреля 2019 в Зверевском центре современного искусства (Москва. ул. Новорязанская, 29) выставка Натальи Костаки "ὂmicrόn"!
17 апреля – 12 мая 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) выставка «Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина»
Вернисаж 16 апреля. В экспозиции представлено около 150 предметов китайского фарфора начиная с периода Сун, Юань, Мин, Цин, Тан и заканчивая республиканским фарфором.
Кирилл Козин — антиквар и коллекционер. Родился в Москве в 1983 году, в 2004 году закончил МГИМО. Несколько лет работал в Аукционном Доме «Russian Coin», занимаясь средневековой и ренессансной нумизматикой и иностранными наградными системами. Участник Всероссийских Антикварных Салонов. Коллекционированием и изучением китайского фарфора занимается с 2009 года.
Основа коллекции Кирилла Козина была положена его дедом, работавшим в Китае в конце 1940-х - начале 1950-х годов, а также родителями, работавшими в различных диппредставительствах, в том числе и в азиатских странах, и привозивших предметы китайского искусства.
18 апреля - 4 мая в ЦТИ Фабрика выставка «Нормальная дочь». Открытие 17 апреля.
Исследование социального порядка российского общества и исследование культурных конструктов, который он порождает. Художницы проблематизируют представления о маргинальном и нормативном, выявляя социальные стигмы в отношении гендерной и культурной идентичности.
Задача выставки — показать картину коллективного материнского бессознательного. Как проживает свой день «нормальная дочь» на Урале или в Москве? Как она выглядит? Чем она занимается?
Ответы на эти вопросы демонстрируют, какие занятия и области жизни до сих пор считаются нормативными и желательными для женщин, а какие вещи остаются незаметными из-за негласных запретов, которые накладывает на них общество. Можно увидеть и то, как мы реагируем на нашу идеальную версию — бежим от нее, или сражаемся с ней, или же пытаемся смириться и стать на нее похожей?
Участницы: Екатерина Ашиткова, Екатерина Бажина, Женя Горская, Мария Грушина, Катя Иосилевич, Кристина-София Лаврова, Даша Литовченко, Лиза Неклесса, Ольга Орната, Тарья Полякова.
18 апреля - 12 мая в ЦТИ Фабрика Международный фестиваль видеоарта Сейчас&Потом’19. Открытие 17 апреля.
При поддержке Французского Института в России
В 2019 году куратор Марина Фоменко представляет девятый выпуск Международного фестиваля видеоарта Сейчас&Потом. С этого года фестиваль начинает работать в новом формате. Фестивали на основе открытого приема заявок будет проходить по четным годам, в режиме биеннале. В год между ними будет проводиться фестиваль – выставка с участием новых работ конкурсантов предыдущих выпусков Сейчас&Потом.
Сейчас&Потом’19 проходит в формате выставки, в которой принимают участие десять художников из России, Франции, Аргентины и США.
Тема Сейчас&Потом’19 – «Коллективное рядом».
Художники: «Коллективные хлопоты» (Мелания Аванзато, Арно Брийе, Закари Годрийо-Рой, Джиндра Краточвил, Стефан Либер), «Нежные бабы» (Александра Артамонова, Евгения Лаптева), «Рой» (Анна Бутенко, Антонина Горбенко, Варвара Гранкова, Люба Саутина, Виктория Хренова), Елена Артеменко, Дмитрий Булныгин, Габриэла Гольдер, Александра Митлянская, Вивиан Островски, Марина Фоменко, Анн-Софи Эмар.
Ярмарка антиквариата и современного искусства 16 - 21 апреля 2019 года в ЦВЗ «Манеж». RA&AF — новый формат ярмарки, объединяющий в едином пространстве ведущие российские и международные антикварные галереи, галереи современного искусства, дизайна, а также ювелирные дома. Компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты», основываясь на мировой практике таких известных ярмарок, как TEFAF и BRAFA, представляет актуальный формат художественной ярмарки в Москве.
73 галереи в разделе антиквариата.
22 галереи в разделе современного искусства.
12 галерей в разделе ювелирного искусства.
Первая ярмарка RA&AF состоялась в феврале 2018 года..
16-21 апреля в галерее Солянка (Мосва, забелина, 1) групповая выставка «Приглашены к участию».
Проект объединит 14 российских и зарубежных художников, работающих с темами самоидентичности и репрезентации личного и коллективного опыта через апроприацию классических и современных художественных стратегий.
Куратором проекта выступает Аня Шестакова, предметом исследования которой являются кураторские и комьюнити-ориентированные практики. Традиционной тоталитарной позиции куратора она противопоставляет флюидную идею самоорганизации и общего совета, что и находит отражение в названии проекта: «Приглашены к участию» (invited by) как альтернатива общепринятому curated by.
С 16 апреля в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка «Слепой мешок» известного московского дуэта художников Вики Бегальской и Александра Вилкина.
16 апреля - 19 мая на площадке Старт Винзавода выставка Дарьи Макаровой "Чуть левее центра, по золотому сечению">
16 апреля - 25 мая в галерее Треугольник (Винзавод) выставка "Ксюша Послушай Эхо лисы">
16 апреля - 20 мая в галерее Файн Арт (Винзавод) выставка Екатерины Белявской "13 орхидей для императрицы">
16 - 29 апреля в Цехе Красного Винзавода выставка "Золото">
16 апреля - 5 мая в галерее Osnova (Винзавод) выставка Яна Гинзбурга "СОВПИС">
C 16 апреля в галерее XL (Винзавод) видеоинсталляция группы Синий суп "Гад">
15 апреля - 14 июля 2019 в Инженерном корпусе ГТГ выставка "Эдвард Мунк">
13 апреля – 28 мая 2019 в ГУМе на Красной площади Фестиваль ГУМ-Red-Line 2019.
Выставка-фестиваль «Одна семья» возникла из арт-проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine». На протяжении четырех лет, начиная с весны 2015 года, 16 известных российских художников создавали свои оригинальные произведения на тему семьи. Каждая обложка BoscoMagazine становилась выставкой одной картины.
В проекте приняли участие: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович, Гриша Брускин, Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер>
11 апреля – 26 мая 2019 галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер.,  14) представляет выставочный проект "Владимир Мигачёв. Лес". Вернисаж 10 апреля.
Основной частью проекта «Лес» станут масштабные живописные полотна размером 2,8 на 1,5 метра. Это своего рода «Портреты пейзажа». Ответы на вопросы об окружающем мире и человеке, который его ежедневно создаёт-разрушает своими руками: о тех заброшенных домах или целых посёлках, которые нетрудно найти в пригородных лесах; о том, умирают или возрождаются деревья, стоящие без листвы. Лес остаётся всегда где-то рядом. Его можно не замечать, можно просто привыкнуть к монотонному пейзажу – как раз такому, который мы видим на многих полотнах Мигачёва.
В своих полотнах Владимир Мигачёв использует уникальную авторскую живописную технику. Нередко, помимо красок, на холсте оказываются уголь, зола или кварцевый песок. Новая выставка представит тотальную инсталляцию, где стволы деревьев переходят с полотен на пол, стирая границы и метафорически раздвигая пространство галереи>
11 апреля – 12 мая 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) выставка «Гармония пространства.Традиционное искусство Азербайджана». Вернисаж 10 апреля.
C 11 апреля в галерее JART (ул. Ямского поля, 9) выставка Петра Быстрова "Люди. Деньги". Открытие 10 апреля>
9 апреля - 12 мая в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Ани Жёлудь "Антилюстра">
6 - 21 апреля в галерее Роза Азора (Москва, Никитский бульвар, 14) выставка Александра Бродского "Без названия". Открытие 5 апреля>
4 апреля - 23 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет выставка "Французские каникулы" Жана-Даниэля Лорье – одного из самых известных фотографов Франции и мировой легенды модной фотографии.
На персональной выставке автора будут представлены работы 1970-х, 80-х и 90-х годов. В поисках солнца и атмосферы dolce vita, Лорье снимал супермоделей и знаменитостей в райских уголках планеты, среди которых Марокко, о. Маврикий, Сейшельские острова. Как говорит сам автор: «Я решил выразить свободу и счастье в своих фотографиях». Лорье получил широкую известность, работая с крупными изданиями, включая Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, а также с домами высокой моды –Dior, Lanvin, Cartier и Céline среди прочих. Он работал с такими знаменитостями, как Мария Каллас, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Одри Хепберн, Карла Бруни, Летиция Каста, Клаудия Шиффер. На открытие выставки приедет сам автор.
C 4 апреля в галерее «Электромузей в Ростокино» (Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается выставка «Post 3D».
Технологии симуляции реальности давно уже конкурируют с самой реальностью. Спецэффекты в киноиндустрии настолько правдоподобны, что в них верится больше, чем в натурные съёмки. Поэтому для художников, работающих с 3D-технологиями, симуляция реальности давно уже не представляет никакого интереса. Их взгляды обращены в сторону создания нереального, а использование программных пакетов и многочисленных плагинов нацелено на создание новой пост 3D-реальности.
Участники выставки: Гедиминас Даугела, Алексей Корси, Алёна Липатова, Михаил Максимов, Михаил Мамаенко aka Post Dada Futurism, Екатерина Попович, Абрам Ребров, Анна Ротаенко, Марина Руденко, Максим Свищёв, Григорий Сельский, Ольга Мих Фёдорова, Дарья Чермошанская, Вадим Эпштейн, Ash, Nikita Diakur, Ines Marzat, Peder Norrbi, Yilmaz Sen, Ondrej Zunka
.
Куратор: Аристарх Чернышев.
C 4 апреля в Галерее Звукового Искусства — SA)) gallery, расположенной в «Электромузее», выставка Александра Сенько и Сергея Филатова «Диалоги».
В основе совместной работы Сергея Филатова и Александра Сенько заложена идея перемещения в иные контексты функционала технологических устройств, изначально созданных для коммуникации на дальних расстояниях.
С 30 марта в галерее Солянка (Москва, ул. Солянка, 1/2, стр. 2, вход с ул. Забелина) две выставки: «Поэт Механик: контакт ведет к заражению» британского художника и композитора Кэмерона Грэма и «SeedShaker: в ожидании благоприятной среды и подходящего времени» российского саунд-артиста Сергея Филатова.
29 февраля – 21 апреля 2019 галерея "Триумф" (Москва, Ильинка 3/8) представляет выставки Людмилы Барониной ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ ГОРУ, ВОЗЬМИ КАМЕНЬ и Ульяны Подкорытовой РАЙ'ОК. Открытие выставок 28 марта.
27 марта - 28 июля в Новой Третьяковке "Ретроспектива Семёна Файбисовича". Открытие 26 марта>
27 марта – 21 апреля 2019 ЦТИ «Фабрика» представляет выставку Аркадия Насонова «Ни в какие рамки…» в зале «Артхаус». Открытие 26 марта.
Проект Аркадия Насонова поделен на три экспозиционные части: «Черные рамки», «Третьи лица» и «Контекстуальные вирусы». В первой из них автор демонстрирует символический траур по несозданным, не воплотившимся в материале произведениям, представляя описания картин, а не реальные изображения. Во второй части художник обращается к образам людей, участвующих в массовых сценах в кино. Их желание хотя бы ненадолго увидеть себя на экране Насонов объясняет стремлением попасть в рамку кадра. Однако зачастую сцены с их участием не попадают в фильм. В проекте «Ни в какие рамки…» автор представляет портреты этих людей, тем самым предлагая им выступить в главной роли. Часть «Контекстуальные вирусы» является визуальным исследованием проникновения музейного контекста: фигур зрителей, интерьера и других произведений внутрь рамки музейной картины. Насонов показывает серию фотографий классических живописных шедевров из Русского музея и Эрмитажа, в изображения которых проникают посторонние предметы, создавая тем самым причудливые сочетания.
27 марта – 26 мая 2019 в Новом крыле Дома Гоголя (Никитский бульвар, 7) выставка "ShotList". Открытие 26 марта.
куратор: Денис Мустафин. участники: Алена Агаджикова, Елена Аносова, Умида Ахмедова, Артур Бондарь, Людмила Зинченко, Валерий Нистратов, Павел Смертин, Мария Турченкова, Артем Чернов, Сергей Шахиджанян, Оксана Юшко, Григорий Ярошенко.
Выставка размышляет над проблемой не случившегося кадра и объединяет более десятка фотографов, в том числе,репортажных, чья профессия - оперативная фиксация реальности. Идеальный кадр представляется как невозможный, несостоявшийся – по той или иной причине.
Не-удавшийся кадр на экспозиции замещается текстом от лица автора. Фотограф «рассказывает кадр» - описывает то, что не сумел запечатлеть фотоаппарат. Так формируется особое видение и особая образность, скользящие между разными способами репродукции реальности.
27 марта - 21 апреля в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют выставку Алексея Таруца «Прочь из-под Земли. Звон из облака». открытие 26 марта. В своем новом проекте автор работает с понятиями дистанции, присутствия и события, отказываясь от производства работ и выступая в роли мета-куратора. Таким образом, в пространстве выставки соединяются современные художники, исторические фигуры, природные материалы, приметы прошлого и футурологические научные сценарии, что позволяет зрителю обнаружить себя в смещенных культурно-исторических шкалах.
В Cube.Galleries (Cube.Moscow, Тверская ул., 3, минус 2 этаж) с 23 марта несколько выставок.
1. Галерея Gridchinhall представит выставку «ТАЕТ» (23 марта-16 апреля) – работы Кати Рожковой и Катерины Ковалевой. Неординарная работа с материалами помноженная на два рождает новые ощущения, в том числе тактильные, новые смыслы и ассоциации. Карандаш, мрамор, бронза, гранит. 
2. В MIZK Gallery пройдет выставка Константина Беньковича «Religion» (23 марта-28 апреля). Государственная и религиозная символики имеют схожую природу возникновения и в равной степени обладают некой сакральностью. С одной стороны, они призваны объединять различные социальные группы в единую общность, с другой – разъединять людей разных стран и государств. Подобным же образом религия, обязывающая по своему значению объединять людей парадоксальным образом служит механизмом разобщения. Константин Бенькович занимается осмыслением этих противоречий. Изображения работ
3. Галерея Syntax покажет проект Натальи Стручковой «Сошествие стирола» (23 марта-20 апреля). На выставке будут представлены новые живописные работы художницы. Разноцветная пластмасса – это материал, из которого, по версии Наташи Стручковой, теперь состоит все вокруг. Художник-строитель просто берет подручный материал и делает из него искусство. По сути вполне реалистическое, по виду – все более абстрактное.
4. Галерея «КультПроект» представляет выставку «Евгения Буравлева. Егор Плотников. Живопись. Скульптура» (23 марта-17 апреля). Егор Плотников представит новую серию живописных холстов и скульптур «Менорка». Аскетичный безлюдный пейзаж –любимая тема художника. Оказываясь в новом, не самом очевидном месте для путешественников, он снова и снова ищет знакомый мотив.
Серия Евгении Буравлевой «Теория света» исследует тему света. Свет относится к тем вещам, уникальность которых человек перестал осознавать. Свет, как и истина, может быть ослепляющим, превращаться в белое пятно ничего, если человек не может или не готов воспринять.
5. В PA Gallery продолжится выставка живописи Олега Хвостова и скульптуры Дениса Прасолова.
6. В ÀMBIT Galeria – «Массовый человек – мутация I», проект, представляющий работы испанских, итальянского и российского художников: Рафолса Касамады, Оксаны Мась, Бенета Росселла, Эдуардо Арранса-Браво, Франко Монти.
7. В NK Gallery проходит персональная выставка бельгийского художника Дидье Маё «По ту сторону зеркала», а в галерее тиражного искусства Cubed можно познакомиться с работами российского дизайнера и художника Андрея Логвина «Art is sex, sex is art», а также тиражными работами Андрея Бартенева, Сергея Горшкова, Алисы Йоффе, Андрея Люблинского, Ольги Никич, Екатерины Сисфонтес, Ольги Солдатовой и Аристарха Чернышева.
22 марта - 9 июня 2019 в ММОМА на Петровке, 25 выставка "KOMAR & MELAMID". Открытие 21 марта.
Куратор Андрей Ерофеев, при участии Иосифа Бакштейна. Дизайн экспозиции: Ирина Корина и Илья Вознесенский.
В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.
Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.
Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.
Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».
Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.
21 марта - 21 апреля Московский музей современного искусства (Москва, Гоголевский бульвар, 10) и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют  выставку Дарьи Неретиной «Природа вещей». Открытие 21 марта.
В стремлении запечатлеть течение естественной истории, человечество с давних времен прибегало к разного рода её воспроизведениям: от многочисленных энциклопедий, графических альбомов и до детальных справочников. Наибольшее распространение среди них получил жанр «ботанической иллюстрации» — досконально точное изображение растений, к которому обращается Дарья Неретина, даже несмотря на то, что современные технологии позволяют детально рассмотреть мельчайший живой организм.
Проект в ММОМА является тотальной инсталляцией и сочетает в себе различные техники: скульптурные объекты из фарфора, основного медиума, с которым работает автор, графику и реди-мейды, созданные в период с 2015 по 2019 годы. Часть объектов состоят из природных материалов, таких как грунт, гербарий, бумага и дерево>
22 марта - 19 мая в ММОМА на Петровке, 25 Московский музей современного искусства совместно с Tabakman collection представляют первую в России персональную выставку Генриха Худякова (1930 — 2019) «Jumbo Love© Генрих Худяков».  Открытие 21 марта.
Ретроспектива наполнена разнообразными свидетельствами творчества художника: объектами, авторскими книгами, перформативными практиками, видеоинтервью, документами и фотографиями, созданными им в течение всей жизни. Выставка в ММОМА станет путешествием по маршруту, состоящему из художественных актов, произведений и событий, имеющих ключевое значение в судьбе Генриха Худякова. Куратор - Виталий Пацуков.  Оформление выставки - Константин Ларин.
Свои творческие эксперименты Генрих Худяков начал еще в СССР, когда в 1959 году, заканчивая филологический факультет Ленинградского университета, он стал теоретически осмыслять свои визуальные поиски в исследованиях словесности. Отрезанные от официальных каналов публикаций, его рукописные и напечатанные на машинке тексты существовали в самиздате за пределами советской печати как уникальные книги, в которых социальный запрет превращался в творческий акт.
В 1974 году художник эмигрирует из СССР в США, где работает в области визуальносмысловой культуры и экспериментальной поэзии, объединяя разные виды искусств. Атмосфера нью-йоркской художественной сцены 70-х годов, главную роль в которой определяли движения East Village, создала естественную почву для дальнейшей эволюции творчества Генриха Худякова. Соединившая в себе битников, перформансистов и рокеров, энергию Флуксуса, открывшая таких знаменитостей как Джефф Кунс, Кит Харинг и Мишель Баския, она стала невероятно близкой художнику.
Постепенно в технологии художника появились «найденные объекты» с улиц Нью-Йорка, которые он использовал при создании пиджаков, рубашек, галстуков, обуви, ставших образными «манифестами» его идеального мира. В работах Генриха Худякова бытовые вещи обретали новую поверхность, кожу, фактуру, созданную из бутылочных крышек, фольги, наклеек, стразов, коктейльных трубочек, губок и мягких игрушек, и превращались в драгоценные артефакты нашего времени, открывая новую подлинность и новое зрение.
Выставка демонстрирует историю жизни поэта и художника, соединяя в единое целое и одновременно снимая различия между такими явлениями, как перформанс и визуально-поэтическая речь, эксперимент и полнота традиции, поп-арт объект и свободная абстракция. Особое место в проекте занимают видеоинтервью и записи чтения Генрихом собственных стихов, в которых реализуется новая форма художественного высказывания — акустический перформанс. Парадоксальная речь Генриха рифмовалась с хриплым голосом Боба Дилана и с манифестами Аллена Гинзберга, призывавшего читать Шелли и Эмили Дикинсон.
Генрих Худяков родился в Челябинске в 1930 году. Его отец работал на закрытом предприятии, мать преподавала литературу в школе. С ранних лет художник увлекался поэзией и писал стихи, а в 1959 году закончил филологический факультет Ленинградского государственного университета и вернулся в Москву. В 1960-62 годы он работал искусствоведом на Всесоюзной передвижной выставке плаката, жил в Средней Азии и в Закавказье. В 60-е годы Худяков самиздатом выпускал книги своих стихов «Кошки-Мишки», «Третий к Лишним», «Кацавейки», «Твари по Паре...», книгу стихов в японском стиле «Хайку». Параллельно изучал книги по теософии и антропософии, проявляя интерес к культуре гностиков. В 1974 году эмигрировал в США, где начал начал заниматься визуальным искусством. Генрих Худяков участвовал в выставках в Американском центре современного русского искусства (Contemporary Russian Art Center of America) Нортона Доджа (1982), «The Last Brain Storm» в Black and White Gallery, Бушвик, Нью Йорк (2015), «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов» (2017), Центр Помпиду, Париж. Hirschl & Adler Galleries представили Генриха Худякова на Outsider Art Fair в Париже (2015 и 2016). Его персональные выставки проходили в Fine Arts Museum в Лонг Айленде, Хемпстед, Нью Йорк (1989), Nakhamkin Gallery, Нью Йорк (1990), Tabakman Museum of Contemporary Russian Art, Хадсон, Нью Йорк (1996). Работы художника находятся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и в коллекции Центра Помпиду, Париж.
Ушел из жизни 10 января 2019 года. Похоронен в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.
21 марта - 02 июня в Новой Третьяковке выставка "Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов">
19 марта - 18 августа 2019 в музее AZ (2-я Тверская-Ямская ул., 20-22) выставка "Птица-Тройка". Шагал, Зверев, Коcмачев. Вы увидите работы Анатолия Зверева, офорты Марка Шагала и скульптурный арт-объект Вадима Космачева, объединенные общей сюжетной линией, связанной с творчеством Н.В. Гоголя и его поэмой «Мертвые души».
16 марта - 18 августа 2019 в Новой Третьяковке выставка "Илья Репин" (залы 60–61, 80–82). Открытие 15 марта>
14 марта - 26 мая в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский переулок) выставка «Коллективный симптом», продолжающая серию проектов в рамках программы «Коллекция. Точка обзора», которая сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства. Каждая из предыдущих экспозиций демонстрировала уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. Эта — четвертая — выставка посвящена кругу сюжетов, связанному с феноменом социальной чувственности.
Произведения из коллекции, созданные авторами самых разных поколений и эстетических предпочтений, комбинируются с подобранным кураторами собранием материалов, которые проливают свет на разные ситуации и формы коллективной экзальтации. Выставка сконструирована как своего рода квест, цель которого — обнаружить ответ на вопрос о том, как художественные поиски связаны с тем или иным сюжетом или проблемой. Его исход зависит от наблюдательности и внимательности зрителя. Работы таких мастеров, как Илья Чашник и Александр Родченко, Игорь Макаревич и Николай Антипин, Евгений Юфит и Владислав Мамышев-Монро, наряду с другими экспонируются в качестве одновременно опорных точек и автономных нарративов, предоставляющих пространство для личных размышлений — и переживаний.
Художники: Николай Антипин, Евгений Антуфьев, Анатолий Брусиловский, Николай Вечтомов, Ричард Гир, Франциско Гойя, Михаил Гробман, Борис Ефимов, Платон Инфанте-Арана и Александр Петровичев, Илья Кабаков, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Мироненко, Александр Плюснин, Александр Родченко, Фиеро Рэй, Юрий Соболев-Нолев, Леонид Тишков, Илья Чашник, Марк Шагал, Евгений Юфит.
7 марта - 15 мая в музее "Гараж" (Парк Горького) ретроспектhttps://garagemca.org/ru/exhibition/rasheed-araeen-a-retrospectiveива Рашида Араина>
6 марта - 12 мая в ММАМ (Остоженка, 16) выставка Алекса Прейгера "Необъяснимое влечение">
6 марта - 6 мая 2019 в ГЦСИ (Зоологическая, 13) выставка «Искусство быть». Открытие 6 марта. Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.
Выставка ориентирована на широкую аудиторию, в том числе, и на людей с ограниченными возможностями восприятия (ОВЗ). Задумана как платформа, объединяющая людей с разными потребностями, которые становятся соучастниками творческого процесса, его распространителями и критиками.
Современное искусство принято упрекать в непонятности, высоколобости, удалённости от реалий жизни человека, тем более человека с ОВЗ, но именно современное искусство – неотъемлемая часть этой жизни. Оно вбирает в себя её контексты, ритмы, проблематику, перерабатывая в новые, принадлежащие искусству, формы, оперирует языком современной реальности и становится посредником между человеком и миром. Этим можно воспользоваться как своего рода адаптационным контактом, инициирующим диалог и взаимодействие между различными группами людей. Именно современное искусство обладает высокой степенью эмпатии и без нее не работает.
5 марта - 19 мая 2019 в ГМИИ имени Пушкина (Главное здание, Залы 19, 20, 30, Колоннада) выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».  Открытие 4 марта.
Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни.
Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году и в дальнейшем в основном использовался применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены еще четыре художника, чьи творческие установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе: это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.
В противовес абстракционизму и концептуализму мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи.
Церемония вручения VII Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia состоялась 1 марта 2019 года. Выставка года - «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Музей года - Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus)
;  Греция, Салоники.
Реставрация года - Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»): дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец).
Книга года - Аркадий Ипполитов. «Просто Рим. Образы Италии XXI» (М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018).
Личный вклад - Наталия Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ.
Шорт лист.
Выставка года.
1. «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, MMOMA, Kadist»
Московский музей современного искусства (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018.
2.«Русский путь. От Дионисия до Малевича»
Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
3. «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019.

Лонг-лист Премии будет объявлен в конце 2018 года>
Редакция газеты об искусстве The Art Newspaper Russia подвела итоги 2018 года и сформировала длинный список самых значимых событий в области искусства в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты - «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

В этом году немного изменен регламент Премии The Art Newspaper Russia – количество номинантов в лонг-листе увеличилось до семи в каждой категории. Критерии же отбора и определения победителей остаются прежними — это публичный резонанс, высокий профессиональный уровень тех или иных свершений, а также для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, особо важно отметить то, что делает российское искусство частью мирового художественного процесса, способствует международному культурному обмену.

Номинация «Музей года»
Государственная Третьяковская галерея (Москва);
Государственный Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва);
Государственный музей современного искусства – Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, Салоники (MOMus) );
Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина) (Астрахань);
Музеи Московского Кремля (Москва);
Музей истории Витебского народного художественного училища (Витебск);
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург);
Номинация «Выставка года»
«Василий Верещагин» / Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Генеральная репетиция» / Фонд V-A-C и Московский Музей Современного Искусства (Москва);
Илья и Эмилия Кабаковы «В будущее возьмут не всех» / Tate Modern (Лондон); Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург); Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ», «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» / Музей-заповедник «Царицыно» (Москва);
«Пикассо & Хохлова» / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва);
«Русский путь. От Дионисия до Малевича» / Музеи Ватикана (Ватикан);
Музейно-театральный проект «Хранить вечно!» / Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург);
Номинация «Книга года»
Анна Вяземцева «Тоталитарное искусство Италии» / РИП-Холдинг, 2018;
Борис Гройс «В потоке» (пер. А.Фоменко) / Ад Маргинем Пресс и МСИ «Гараж», 2018;
Аркадий Ипполитов «Просто Рим. Образы Италии XXI» / Издательство КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2018;
Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть» / Слово/Slovo, 2018;
Ольга Тилкес «Истории страны Рембрандта» / Новое литературное обозрение, 2018;
Анна Чудецкая «Владимир Вейсберг. От цвета к свету» / Искусство-XXI век, 2018;
Юдин Л. Сказать свое...: Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников / Русский авангард, 2017;
Номинация «Реставрация года»
Карл Брюллов. «Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» / Лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа;
Дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец) / Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»);
Изучение и реставрация скульптур из фонда перемещенных ценностей: «Иоанн Креститель» Донателло, «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина при участии НИЦ «Курчатовский институт»;
«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района Архангельской области / Кенозерский национальный парк. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э.Грабаря;
Особняк Кекушевой на Остоженке, 21 / Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД РФ. «Стройсервис-5»;
Владимир Татлин. «Летатлин» / Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Реставрационные мастерские Государственной Третьяковской галереи при участии ВХНРЦ и ВМДПНИ;
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 1613 / Российская государственная библиотека. Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
Номинация «Личный вклад»
Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы;
Вагит Алекперов, основатель Музея Международного нумизматического клуба;
Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C («Виктория – искусство быть современным»);
Наталья Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ;
Алишер Усманов, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»;
Ася Филиппова, основатель и директор центра творческих индустрий «Фабрика»;
Давид Якобашвили, основатель музея «Собрание».

Шорт-лист будет сформирован и объявлен в январе 2019 года, в него войдут по три финалиста в каждой номинации.
28 февраля - 2 июня в музее "Гараж" (Парк Горького) выставка Павла Пепперштейна "Человек как рамка для оандшафта">
21 февраля - 21 апреля 2019 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX — начала XX века «Афишемания». В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы — Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.
15 февраля - 12 мая 2019 в ММАМ (Остоженка, 16) выставка "Альберт Уотсон Мечты. Календарь Pirelli 2019">
C 15 февраля по 5 мая 2019 в Музее архитектуры выставка "Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис">
13 февраля - 19 мая 2019 в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект) первый совместный проект Музея русского импрессионизма и Государственной Третьяковской галереи «Николай Мещерин. Выход из суеты». Ретроспективная выставка художника-последователя французского импрессионизма.
Значимый русский импрессионист воспевал красоту родных краев, его воздушным работам в духе Клода Моне характерны поиски света и цвета, смена сезонов. Мещерин заслужил уважение коллег и собрал в своей усадьбе талантливых единомышленников: Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова и других, чьи работы также войдут в экпозицию.
К выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» Музей русского импрессионизма готовит получасовой саунпроменад - музыкальную экскурсию по экспозиции, которую проведет для каждого зрителя сам художник. В нем оживут сюжеты картин, прозвучат самые яркие и интересные подробности жизни Николая Мещерина и обитателей усадьбы Дугино. Главных героев озвучат известные актеры.
Впервые за 30 лет более 100 его картин, фотографий и дневниковых записей конца XIX века будут собраны в единую выставку из многих российских музеев, частных коллекций, более 50 первый раз покинут запасники Третьяковской галереи>
23 ноября 2018 - 19 мая 2019 в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54) выставка "Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин">
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO