ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

15 августа – 15 декабря в галерее Гари Татинцьяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Naturally Naked, концептуальный эксперимент – живопись, скульптура и инсталляция от лидеров современного западного искусства.
GEORGE CONDO | JOHN CURRIN | CARROLL DUNHAM | TONY MATELLI | BJARNE MELGAARD | YASUMASA MORIMURA | PETER SAUL
15 - 28 августа в Cube.Moscow (Тверская, 3, –2 этаж, отдельный вход с переулка) выставка «Инфография», которая будет посвящена непрагматическому рисунку художника, существующему на полях флаеров, блокнотов, записных книжек, чеков и любых других поверхностях.  В проекте приняли участие Оля Кройтор, Анатолий Осмоловский, Ирина Петракова, Алек Петук, Валерий Чтак и другие. Открытие 14 августа.
До 30 августа можно посетить выставку галереи КультПроект «Живописцы Санкт-Петербурга», на которой представлены уникальные работы питерского живописца Арона Зинштейна – «русского Матисса». Большая часть работ была написана за последние несколько лет и ранее не экспонировалась. Живопись Арона Зинштейн почти всегда связана с Санкт-Петербургом, зачастую автор обращается к теме человеческих взаимоотношений в городском пейзаже.
В Третьяковской галерее в августе 2019 завершился первый этап работы над новой экспозицией искусства ХХ века. Музей вновь открыл для публики залы, в которых можно увидеть работы русских художников первой трети прошлого столетия, шедевры авангарда.  В обновленной экспозиции к уже знакомым монографическим залам Василия Кандинского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского добавились залы Владимира Татлина, Александра Дейнеки, а также Павла Филонова и его школы, Казимира Малевича и его учеников. У публики впервые появилась возможность увидеть два «Черных квадрата» Малевича одновременно — в новой экспозиции первый вариант знаменитой работы «Черный супрематический квадрат» 1915 года демонстрируется вместе с более поздней версией 1929 года.
Одним из центров новой экспозиции стал открывшийся зал, посвященный уникальной коллекции русского авангарда Георгия Дионисовича Костаки (1913-1990). Большую часть своего собрания коллекционер передал Третьяковской галерее в 1977 году. Этот дар стал крупнейшим за всю историю музея, и сегодня наши зрители могут в полной мере осмыслить его ценность.
В экспозицию произведений Марка Шагала добавлена графика, ранние живописные работы, впервые выставляются иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
В зале № 3 представлены художественные работы 1910-х годов, из которых в дальнейшем вырос знаменитый русский авангард. Среди них произведения Давида Бурлюка, Иосифа Школьника, Николая Кульбина, Александра Шевченко, Роберта Фалька, Нико Пиросмани.
Залы уже открыты для посещения по билету в постоянную экспозицию Новой Третьяковки.
10 августа - 1 сентября в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка Алексея Булдакова «Каскадёры» — результат включённого наблюдения за межвидовыми взаимодействиями в больших городах, которое проводилось художником в рамках проекта Лаборатория Городской Фауны в 2012-2018 годах. Протяженный во времени художественный эксперимент раскрывает роль городских птиц и их взаимосвязь с человеком, поднимая самые разные пласты контекстов: исторические, биологические, антропологические и философские. Открытие 9 августа>
9 - 29 августа в галерее Триумф (Москва, Ильинка 3/8) групповая выставка «After the Future». куратор Софья Симакова. Открытие 8 августа.
В выставку войдут
живопись, фотография, инсталляции, скульптуры и видео.
Термин «хонтология» впервые ввел французский философ Жак Деррида в труде «Призраки
Маркса» (1993), для описания особого типа бытия идеи коммунизма в современном обществе. Развивая свою теорию хонтологии (названной так по аналогии с онтологией — учением о бытии, но применительно к призракам — haunt), Деррида описывает тип бытия призрака как сущности, одновременно не являющейся ни живой, ни неживой. Иными словами, хонтология это термин, который обозначает призрака, который одновременно и ни существует и ни не существует. Призрак - это след из прошлого, который живет в настоящем. 
Благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и
Саймону Рейнолдсу термин «хонтология» стали применять к современной музыке, искусству и культуре, в целом: как, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Представленные на выставке работы объеденены стремлением зафиксировать моменты и сущности выходящие за пределы нашего повседневного пространственно-временного континиума и опыта.
7 августа - 4 сентября в галерее ГУМ-Red-Line на Красной площади представляет групповую выставку актуального уральского искусства. Произведения разных жанров и направлений составят экспозицию, анонсирующую 5-ю Уральскую индустриальную биеннале.
В преддверии 5-й Уральской индустриальной биеннале, которая в этом году пройдет с 12 сентября по 1 декабря под темой «Бессмертие», галерея ГУМ-Red-Line представляет коллективную выставку-превью, чтобы познакомить зрителей с творчеством уральских художников — участников основного проекта биеннале разных лет.
«Главный фокус Уральской индустриальной биеннале направлен на специфику региона в глобальном контексте. Работа с глокальностью — важное направление в сегодняшнем мировом искусстве, и именно эту тенденцию мы развиваем. Тема 5-й биеннале — «Бессмертие». Это повод задуматься о результатах: что остается от производственных и художественных процессов? Мы рады заявить о феномене уральского искусства, сделав выставку проектов участников уральской биеннале разных лет в новой галерее ГУМ-Red Line». Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале..
7 августа - 6 октября в обновленной галерее Ходынка (ул. Ирины Левченко, 2) объединения Выставочные залы Москвы выставка «В тумане войны». Открытие 6 августа.
10 современных российских художников с помощью новейших медиа, передовых технологий, CGI-анимации обращаются к эстетике городских окраин и панельных типовых жилых домов. В своих практиках участники выставки связывают опыт проживания в спальных районах с механикой современных компьютерных игр.
«В тумане войны» станет первым проектом в пространстве «Ходынки», созданным новой командой галереи – под руководством куратора Александра Буренкова и директора Екатерины Фоминой-Капицы.  Художники: Артем Голощапов, Анна Ротаенко, Илья Мазо, Андрей Сяйлев, Владимир Карташов, Абрам Ребров, Дарья Макарова, Дмитрий Морозов ::vtol::, Лена Цибизова, Аристарх Чернышев>
7 - 25 августа в музее Востока (Никитский бульвар, 12А) выставка «Феликс Петуваш. Полет над тернами». Открытие 6 августа.
В залах на Никитском бульваре будут экспонироваться произведения художника из Майкопа, чье творчество стало одной из ярчайших страниц изобразительного искусства Адыгеи. Зрители увидят работы из собрания Государственного музея Востока, из коллекции президента Фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой (Линник), а также произведения, которые принадлежат самому автору.
31 июля в Государственном музее Рерихов на ВДНХ открыта обновленная экспозиция. Выставочные залы павильона №13 дополнены более чем 180 произведениями графических и живописных работ Николая и Святослава Рерихов, основная часть которых ранее не выставлялась. В результате обновления посетители могут увидеть более чем 400 полотен Рерихов, а также ознакомиться с архивными документами и личными вещами членов семьи, увидеть собранные в экспедициях произведения восточного искусства.
30 июля - 29 сентября в ГЦСИ-РОСИЗО на Зоологической, 13 выставка Дмитрия Морозова, известного в России и за ее пределами под псевдонимом ::vtol:: «Интерфейс происходящего» – специальным образом сконструированное пространство, технологическая «тотальная инсталляция», элементами которой станут объекты ::vtol:: – «нефункциональные» аппараты, действия которых подчинены собственной, взломанной логике. Занимаясь осмыслением природных и социальных процессов посредством технологии, ::vtol:: через свои устройства рассказывает истории, описывает окружающую действительность и происходящие события. Его механические и звучащие объекты, носимые устройства и световые инсталляции – это альтернативные интерфейсы для взаимодействия с настоящим.
На выставке будут показаны как уже известные российскому и зарубежному зрителю работы ::vtol::, так и новые произведения. Параллельная программа будет включать лекции, мастер-классы, звуковые и музыкальные перформансы. Пройдет специальная презентация одной из классических для российского технологического искусства работ – «Электронного художника» Булата Галеева, восстановленного командой казанского НИИ «Прометей» в рамках программы реставрации платформы TECHNE. Команда TECHNE: Антонио Джеуза, Анна Пеплова, Ольга Ремнёва, Вера Ерощенкова и Стас Шарифуллин.
08.08 и 15.08, 19:30-21:30 – Экскурсия с художником;
20.08, 19:30-21:30 – «Овцы и волки: машинные агенты и человек». Лекция Анны Титовец;
27.08, 19:30-21:30 – TECHNE. Портфолио-ревю (Эксперты: Мария Крамар, Дарья Пархоменко, Алексей Шульгин. Участники: Вита Шахнович, Алексей Ефремов, Екатерина Попович);
03.09, 19:30-21:30 – Лекция-перформанс НИИ «Прометей» (Анастасия Максимова);
10.09, 19:30-21:30 – «Вторая кожа: как технологии дополняют существующие экосистемы». Лекция Ольги Дерюгиной;
13.09, 19:30-21:30 – Вечер перформансов (Мария Молокова, Анастасия Алёхина, Дмитрий Морозов);
20.09, 19:30-21:30 – «Нефункциональные машины: девайсы в искусстве». Лекция Ольги Ремнёвой;
27.09, 19:30-21:30 – TECHNE Live: Lovozero, Margenrot и Ханна Леонова.
25 июля - 1 сентяря в Крокин галерее (Москва, Климентовский пер., 9/1 8.964.564.03.03) выставка "Триптих" - Владимир Анзельм, Наталья Турнова и Дмитрий Цветков.
Они заявили о себе в самом начале 90-х, и сегодня, лишённые формальности быть представленными, соответствуют номинации –хрестоматия московского искусства переходного периода, искусства смены социальных парадигм, искусства как такового, каким оно должно быть и каким его нужно видеть, а кому по силам, обладать…
25 июля - 25 августа в Манеже (Москва) выставка "Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы"
19 июля — 18 августа 2019 на Ермолаевском, 17 Московский музей современного искусства и Центр современного искусства имени Сергея Курёхина представляют выставку «По следам «Поп-механики», приуроченную к 65-летию музыканта, композитора и ярчайшего новатора своего времени Сергея Курёхина>
2 июля стартовал второй этап совместного проекта о современной Москве всемирно известного фотоагентства Magnum Photos и столичного Комитета по туризму. В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева 15 июля откроется летняя экспериментальная лаборатория Magnum Live Lab/19, аналогичная той, что работала зимой в «Зарядье». На этот раз все желающие смогут увидеть Москву глазами мастера современной уличной фотографии Марка Пауэра из Великобритании, Георгия Пинхасова — единственного российского представителя Magnum Photos, сегодня живущего во Франции, и знаменитого американского фотографа-путешественника Алекса Уэбба.
«Это крупный международный культурный проект. В разные годы лаборатории Magnum работали в Лондоне и Париже. Уже во второй раз фотографы агентства приедут в Москву. В режиме реального времени они будут создавать экспозицию о нашем городе. Приглашаем вас понаблюдать за подготовкой выставки и всеми этапами творческого процесса», — сказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.
В течение двух недель Марк Пауэр, Георгий Пинхасов и Алекс Уэбб будут фотографировать различные районы Москвы, обсуждать и анализировать собранный материал, а затем обрабатывать и печатать лучшие снимки в специальном пространстве Magnum Live Lab/19 в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Выставка будет ежедневно дополняться прямо на глазах у посетителей. К концу работы лаборатории куратор проекта Нина Гомиашвили отберет фотографии для итоговой экспозиции. Ее можно будет посетить с 16 июля по 1 сентября 2019 года.
Открытие и пресс-показ 15 июля.
11 июля - 25 августа в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) выставка "Косморама XVIII". В экспозиции - предметы XVIII - XIX веков из фондов Музея, работы современных художников, перформансы актеров и музыкантов.
«Косморама XVIII» — это особая механика зрения на историю, разработанная куратором Сергеем Хачатуровым и сценографом Степаном Лукьяновым. Это оптическая иллюзия и машина времени, которая переносит зрителей в прошлое благодаря артефактам из фондов Музея Москвы. Многие из них выставляются впервые. На выставке предметы и искусство Века Просвещения и романтизма вступают со зрителем в концептуальный диалог.
Экспозиция посвящена генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому и литератору, учёному, философу Владимиру Одоевскому, в честь одноимённого произведения которого названа выставка. Художник Владимир Карташов реконструирует площадь Москвы 1770-х. Созданные Карташовым павильоны напоминают потешные райки площадей старых городов. Известные артисты Мастерской Брусникина Василий Буткевич и Петр Скворцов прочитают шутейную поэму Андрея Родионова.
Сергей Хачатуров, куратор выставки: «Наша выставка предлагает посмотреть на историческую Москву в перспективе коридоров времени. Завершаются эти коридоры силуэтами двух знаменитых москвичей эпохи Просвещения. Один из них – «человек дела» Волконский, другой – «человек слова» Одоевский. История оживает в биографиях этих по-настоящему великих москвичей, и мы чувствуем свою ей сопричастность благодаря тому, что мы обнаружили в собрании Музея Москвы».
Егор Кошелев, Леонид Цхэ и Филипп Шейн представляют утопические проекты Москвы XVIII столетия. Их внешний вид и устройство вдохновлены мыслями князя Одоевского, названного современниками «Русским Фаустом». Степан Лукьянов и арт-группа «Север 7» реконструируют кабинет писателя. В кабинете экспонируются артефакты прошлого из фондов Музея Москвы: необычные документы, оптические механизмы и предметы XVIII – первой половины XIX века. На сцене видеотеатра, созданного артистами Гоголь Центра, Июльансамбля и Мастерской Брусникина, зрители увидят самого Одоевского и его героев. А известный телеведущий Артём Королев специально для выставки поделится рецептами алхимической кухни князя Одоевского.
Проект создан при участии Исторического музея, Музея архитектуры и частных коллекционеров>
11 июля - 4 августа в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка «Примерное время ожидания» — международный мультимедийный проект, в котором куратор Мария Сарычева собрала несколько размышлений художников и художниц о различных опытах ожидания. На выставке представлены работы восьми художников из России, Литвы, Польши и Израиля, которых объединяет общая тема — процесс ожидания. Открытие 10 июля>
C 9 июля в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Александра Голынского "Политаль">
9 июля - 22 сентября в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы>
28 июня - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100».
Выставка объединяет исторические и новые произведения более 50 авторов из России и со всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам (в частности известного эколога и демографа Пола Эрлиха), датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века был 2030 год. С другой стороны, 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты» (знаменитый слоган экологов There's no planet B) — вплоть до воображаемого момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной. Поэтому, с одной стороны, речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю «неустойчивость» нашего знания о нем. Вместе с тем мы исходим из «перформативного» понимания будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших действий сейчас. Как заметил теоретик и критик искусства Ти Джей Демос в статье «Искусство после природы» (2012), «подобно тому, как природа больше не воспринимается как изначальная, чистая, отдельная от человека сфера, так и автономия искусства перед лицом экологической катастрофы представляется все более сомнительной».
«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических, социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.
Первый проект «Грядущего мира» — премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
На выставке представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы, — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде и произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива Wooloo.
Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Аллана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.
«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания, и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей «экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным «проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. В частности архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут созданы специально для выставки, 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo: www.humanhotel.com. Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта отказалась от печатных буклетов: вместо этого к выставке подготовлен цифровой каталог, мобильный и аудиогиды, а также разработанный инклюзивным отделом Музея видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
В рамках программы Garage Atrium Commission в Атриуме Музея будет представлена новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на «Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, win>
На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик-перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим и природным.
Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами Музея «Гараж».
27 июня – 22 сентября 2019 в Центре фотографии имени братьев Люмьер выставка "Власть и правда Александра Устинова"
Более 50 лет проработавший в «Правде», Александр Устинов стал олицетворением фоторепортажа того периода. В основе экспозиции лежат фотографии, которые не были приняты в своё время по многим причинам. Выставка затронет те важные исторические события, которые Устинов сумел запечатлеть в фоторепортажах 30-70-х годов, находясь в непосредственной близости к представителям нескольких поколений власти. Экспозиция представит несколько исторических блоков: «Посещение Н.С. Хрущёвым выставки авангардистов 1 декабря 1962 года», кадры со встречи Н.С. Хрущева и интеллигенции в 1962 и 1963 году, поездка Н.С Хрущева в США, впервые совершившего официальный визит в 1959 году. Экспозицию дополнит документальный фильм «Как Хрущев сделал Америку» (2014), предоставленный автором фильма Артемом Чощихиным-Тоидзе и главным продюсером компании POINT DU JOUR (Франция) Люком Мартином-Гуссетом
26 июня - 6 октября 2019 в Третьяковкой галерее в Лаврушинском переулке выставка "Библия Пискатора". Библия Пискатора была широко распространена в России и, как и другие гравированные западноевропейские издания Библии, служила не только предметом любования в царских, боярских и купеческих палатах, но и важным источником иконографии для русских миниатюристов, иконописцев и мастеров монументальной живописи Средневековья и Нового времени.
Помимо выставки, настоящий проект включает издание академического каталога с полистным описанием Библии Пискатора 1643 года из собрания Третьяковской галереи, издание альбома-каталога самой выставки, а также проведение международной научной конференции.
26 июня 2019 года территория Центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» стал частью паблик-арт проекта «Карта памяти», созданного Мариной Звягинцевой, самым известным российским художником, которая исследует возможности объединения искусства и городской среды. История и пространственные линии «Фабрики» - одного из самых успешно развивающихся московских арт-кластеров – сделали его идеальной площадкой для проекта формата «site specific».
«Карта памяти» - это тотальная инсталляция, созданная на асфальтовом покрытии в традиционных цветах «Фабрики» (белом и оранжевом) и перетекающая через все дворы бывшей московской фабрики от 1-й до 2-й проходной.
По словам Марины Звягинцевой, «Карта памяти» - это микросхема-матрица, которая содержит культурные коды, наиболее значимые для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, подбирались коллективом ЦТИ по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. Задача инсталляции – сделать зримым культурный слой территории, и одновременно взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве.
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова особо отмечает органично возникшую многомерность инсталляции, в которой окружающая среда - строения «Фабрики» - становится частью произведения искусства, а не превращается в технический фон, подвергающийся агрессивной визуальной трансформации.
Открытие проекта 26 июня в 19:00 – включение фабричного гудка и перформанс в исполнении актеров Liquid Theatre, резидента ЦТИ «Фабрика».
22 июня - 25 августа в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 выставка Ивана Горшкова "Фонтан всего". Горшков – яркий представитель т.н. «воронежской волны» в современном российском искусстве, известный переосмыслением традиционных художественных средств – живописи и скульптуры – в смелом, «хулиганском» ключе. Куратор - Алексей Масляев. Открытие 21 июня>
С 21 июня в Новой Третьяковке (Крымский вал 10) выставка "Свободный полёт" Андрей Тарковский и неофициальное искусство 1960-1980-х.
В Новой Третьяковке начинается новый этап – запуск площадки Западное крыло, где будут проходить крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами. Первый проект в этом пространстве – «Свободный полет» – организован совместно с Музеем AZ.
Выставка «Свободный полет» ассоциативно связывает друг с другом произведения живописи, графики и скульптуры советских художников-нонконформистов из коллекции московского Музея AZ и киношедевры великого русского режиссера Андрея Тарковского.
Пути Андрея Тарковского и художников, представленных на выставке, практически не пересекались, но между их произведениями были очевидные переклички. Круг многих идей и образов оказался общим как для кинокартин Тарковского, так и для произведений художников-нонконформистов, создавших особое явление — «советский ренессанс», яркий взлет неофициального искусства.
Масштабное пространство залов на Крымском Валу — более 3500 квадратных метров — превратится в тотальную инсталляцию, где разместятся около 70 произведений художников. Экспозиция архитектурно разработана специально для залов Западного крыла Новой Третьяковки и станет одним из самых масштабных и впечатляющих показов произведений неофициальных художников.
20 июня - 13  октября в музее Л.Н.Толстого (Москва, Пречистенка, 11/ 8) выставка "Репин. Миф о Толстом".
Как блестящие художественные решения Репина стали «мемами» уже при жизни писателя? Как Репин участвовал в создании популярного образа Толстого? Выставка в музее Льва Толстого попробует деконструировать миф о Толстом и подумать, какую роль сыграли в его создании работы Репина.
Репинские образы Толстого стали распространяться еще при жизни писателя, сюжет на пашне можно было увидеть на перочинных ножах, конфетах, тарелках, флаконах с одеколоном. Значительная коллекция таких предметов, а также открыток и фотографий рубежа веков из фондов музея Толстого будет показана на выставке и отразит масштаб распространения репинских образов Толстого в России и в мире.
На выставке также будет представлен поздний репинский портрет Толстого «По ту сторону жизни», написанный уже после смерти писателя. Картина много лет лежала в запасниках, но была специально отреставрирована к выставке. При упоминании картины «Толстой по ту сторону жизни» Репин в своих записках указал: «посланник Бога».
Куратор выставки Олеся Волосевич отмечает: «Диалог таких масштабных фигур в литературе и в живописи – подарок, который получило русское и мировое искусство, и на выставке мы предложим глубже погрузиться в историю их взаимного влияния»>
19 июня - 29 сентября в ГМИИ имени Пушкина выставка "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное". Выставка станет новой главой в развитии тесных отношений Fondation Louis Vuitton и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Началом сотрудничества явилась экспозиция «Шедевры новой живописи. Собрание Сергея Щукина», которая с огромным успехом прошла в Fondation Louis Vuitton в Париже в 2016–2017 годах.
В качестве ответного жеста летом 2019 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков будет представлена коллекция Fondation Louis Vuitton, включающая произведения классиков искусства ХХ – начала XXI века: Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански, Марины Абрамович, Маурицио Каттелана, Андреаса Гурски и других.
Выставка собрания Fondation Louis Vuitton будет проходить одновременно с масштабной экспозицией, посвященной собирателям братьям Щукиным, которая разместится в Главном здании музея. Эти две выставки знаковых коллекций дадут возможность зрителям увидеть различия в формировании собраний, продемонстрируют эволюцию подходов к коллекционированию современного искусства в начале XX и начале XXI века.
Куратор: Сюзанн Паже>
19 июня - 15 сентября в ГМИИ имени Пушкина (Главное здание) выставка "Щукин. Биография коллекции". Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Задача выставки – показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединится на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина>
С 18 июня в Новом крыле Дома Гоголя на Никитском бульваре выставка «Генератор случайных снов». Куратор – Юлия Вергазова.
Когда писатель Уильям Берроуз с своем сне пытается войти на борт аэроплана, женщина-контроллер с холодным восковым лицом межгалактического бюрократа не пускает его, говоря «вы ещё не получили своего образования».
Для того, чтобы в состоянии бодрствования попасть в сон, нужна определенная настройка сознания. В состоянии полусна-полугаллюцинации часто происходит то, что позже кажется нереальным и фантастическим. Находясь же внутри иллюзий, мы воспринимаем их как нечто достоверное, ведь они имеют убедительную ритмическую организацию и оперируют знакомыми нам объектами и явлениями.
По мере погружения в пространство видения то, что мы принимали за реальность, плавно удаляется, растекается. Язык утрачивает свои функции, происходит распад привычных знаковых систем и способов коммуникации, устоявшихся представлений о порядке вещей. Мысли становятся осязаемы, словно пар, и превращаются в образы. Действительность теряет точку опоры. Мир выворачивается наизнанку. Видение вытесняет явь, оставляя внешнему миру лишь роль продолжения сна.
Мы движемся туда, где нас еще нет, оттуда, где нас уже нет. Самое реальное, что существует - это галлюцинация.
Художники: Никита Василенко, Нелли Высоцкая, Алина Глазун, Ксения Драныш, Владимир Карташов, Петр Кирюша, Евгений Музалевский, Музей вечно играющих аттракционов (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов), Абрам Ребров, Игорь Самолет, Яна Сидоркина, Константин Цокур.
17 июня - 11 августа в галерее Osnova (Винзавод) выставка Александры Сухаревой "2016-19">
7 июня - 25 августа в Музее Москвы проходит выставка «РайON.0» в жанре «иммерсивного музея». В экспозиции – исторические артефакты спальных районов, перформативная программа, лекции, дискуссии и первый в России вертикальный кинотеатр.
Проект «РайON.0» — это междисциплинарная выставка 20-35-летних художников, осмысляющих опыт постсоветского существования. Она расскажет о повседневности жителей «бетонных окраин» и истории панельного строительства. Авторы приглашают задуматься о спальных районах Москвы и растущем «унифицированном» наследии XX-XXI века, признавая мир многоэтажек – неизбежным будущим для всей человеческой цивилизации, а, следовательно, зоной коллективной ответственности. Выставка дополняется образовательной программой и перформативными практиками.
Кураторы современной части – выпускники экспериментального курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова режиссёрского факультета ГИТИС: Денис Сазонов, Алина Бровина и Егор Матвеев.
В экспозиции, соединившей объекты городской истории и произведения современного искусства, преодолеваются привычные музейные границы, а реальность российских городов показана в новом фокусе. Художники применяют к осмыслению «панельного» наследия предметный взгляд молодых поколений — гибрид ироничных комментариев к стереотипной жизни «на районе» и социальных идей для немедленных перемен в каждом городе.
Свою новую работу «Шестнашки» представит Михаил Фомкин, в которой он наблюдает за серийными домами в разных городах России через игру в пятнашки, Кристина Колесникова в объекте «Одеяло» выразит детские фобии из воспоминаний о спальном районе в технике «петчворк», а Екатерина Злая создаст инсталляцию «Здесь можно официально батониться», сделанную из типовой мебели в типовой квартире исключительно с использованием самого типового продукта в стране.
Для архитектурного решения выставки выбран образ бесконечной сетки. Сетка символизирует любой «панельный» район. Она одновременно объединяет и разъединяет объекты, как и архитектура спальных окраин – игнорирует и поглощает естественную среду обитания человека. Это приводит к постоянному строительству новых уровней и войне за каждый сантиметр.
Видео программа — отдельная зона выставочного пространства с первым в России вертикально ориентированным кинотеатром и специально подготовленным для проекта репертуаром роликов и фильмов в этом формате.
Неотъемлемой частью проекта «РайON.0» является перформативная программа, подготовленная художественным руководителем выставки Егором Матвеевым. Хедлайнеры – дилогия спектаклей «HR: Гражданин» и «HR: Художник» от лабораторий Gogol School. Спектакль «HR: Гражданин» посвящён жителям Москвы, в нём задействованы объекты исторического наследия из фондов Музея Москвы. Постановка «HR: Художник» рассказывает об авторах современной части выставки и совриске как мировом явлении.
Также зрителей ждут пластический спектакль «Бесконечная» хореографа Гоголь-центра Игоря Шаройко и студентов Dialog.Lab, музыкальные эксперименты коллектива «Геометрия звука» из ЦДР и перформанс, курируемый театральным журналом «Замыслы».
Лекционная и дискуссионная программа посвящены переосмыслению советских традиций и понятию «новой нормы» для современного человека.
Сопровождает образовательную часть проекта городская экскурсионная программа, подготовленная к выставке специалистами Музея Москвы.
С 6 июня в галерее «Электромузей в Ростокино» (Москва, Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» новая выставка - «Тело: цифровые границы».
Процесс замены материального на цифровое набирает обороты, и судя по всему, это только начало пути. С течением времени бумажные деньги вытеснили золотые и серебряные монеты, теперь банковские карты вытесняют наличные. Данные индивида уже не принадлежат только ему, – идёт полемика вокруг того, является ли фотография лица и личное имя персональными данными. Базы данных соцсетей принадлежат правообладателям, и они активно ими торгуют.
Идёт наступление по всем фронтам.
Последний оплот приватности и абсолютной собственности – это человеческое тело. Но битва за него уже началась. Пока это только начало мрачных прогнозов; тело всё ещё под контролем человека, и им можно активно пользоваться – вступать в тактильный и сексуальный контакт с другими телами, сканировать его и делать виртуальную копию, покрывать золотой текстурой и ставить на пьедестал. Можно сделать его хрупким и прозрачным, заставить молиться или поместить в любой другой контекст.
Пока ещё есть возможность, давайте активней пользоваться телом, ведь это последняя наша собственность!
Участники выставки: Анастасия Алёхина, Наталия Алфутова & Ярослав Кравцов & Дмитрий Горюнов, Фёдор Аптекарев, Кира Вайнштейн, Олеся Ильенок & Марина Музыка & Андрей Чугунов & Валерия Польшина & Тимофей Горбатенко, Дмитрий Морозов ::vtol::, Анвар Мусрепов, Алиса Смородина, Екатерина Трубина & Андрей Смирнов, Эллина Халяпина, арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов» (Анастасия Крохалева & Денис Перевалов), SAVE lab (Юлия Боровая & Эдуард Рахманов & Анастасия Красева)
Куратор: Аристарх Чернышев
6 июня – 1 сентября 2019 Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, 3, стр. 1) представляет ретроспективу выдающегося американского фотографа Шейлы Мецнер, работы которой впервые  будут представлены в России. За свою 50-летнюю карьеру Шейла собрала внушительное портфолио: от портретов знаменитостей, среди которых Ума Турман, Дэвид Линч, Мила Йовович, Тильда Суинтон и Ким Бейсингер, и фотографий для модных глянцевых журналов, таких как Vogue, Tatler и Vanity Fair, до натюрмортов и пейзажей.
Несмотря на такое разнообразие жанров, работы Мецнер объединены легко узнаваемым авторским стилем. Шейла находит вдохновение в самой жизни: окружающих ее людях и предметах, своей семье, мимолетных впечатлениях и ощущениях. Шейла создает глубоко личные, чувственные, изящные и завораживающие образы. В позах моделей, насыщенных глубоких тонах и мягком фокусе угадывается влияние фотографии XIX – начала XX века, пикториализма, работ Эдварда Стайхена, Альфреда Стиглица, Ман Рея и живописи Караваджо и Рембрандта)
6 июня - 31 октября на площади Искусств в парке Горького музей Гараж представляет инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых "Как встретить ангела">
C 5 июня по 24 сентября 2019 в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11) выставка «Место под солнцем. Беньков/ Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников, друзей и коллег, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе. После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, нашел спасение в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным – зритель должен будет определить сам.
На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом.
Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары – рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков – рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки>
1 июня - 31 августа в Новой Третьяковке "Ольга Киселева. Сетевой конструктивизм">
26 мая - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) инсталляцмя Allora & Calzadilla «Привой».
Фантомное цветение фантомной табебуйи золотистой (Tabebuia chrysantha) — дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Площадь Искусств перед Музеем усыпана тысячами искусственных цветов этого тропического растения. Цветы табебуйи, нетипичной для наших широт, обнаруженные и будто «привитые» к деревьям в центре Москвы (на что намекает название проекта), отсылают к масштабным изменениям в окружающей среде, ведущим к чудовищным природным катаклизмам>
25 мая – сентябрь 2019 года Центр Андрея Вознесенского (Москва, ул. Большая Ордынка,  46, стр. 3) представляет выставочный мультимедийный проект "Им 20 лет".
Авторы идеи Зоя Кошелева, Вячеслав Шмыров. Куратор Зоя Кошелева. Автор тотальной инсталляции – Алексей Трегубов.
Выставка посвящается 55-тилетию выхода на экран картины Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» / «Застава Ильича».
Авторы сценария фильма – Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов. Режиссер фильма – Марлен Хуциев. Оператор-постановщик фильма – Маргарита Пилихина.
Пространство инсталляции закольцовано и имеет трехчастную структуру. Комната современного молодого человека, наполненная его впечатлениями о просмотренном фильме и размышлениями о том времени, когда бабушка и дедушка были молодыми, а родители еще и не родились. «Зал Политехнического», в котором прошлое и настоящее становятся параллельными реальностями. И «Комната главных вопросов» – в ней временные и пространственные пласты сталкиваются, преломляясь друг в друге, и мы оказываемся одновременно «здесь и сейчас», «там и тогда», в защищенном мире наших иллюзий и в бесконечном пространстве истории.
55 лет назад на экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Авторская версия картины до вмешательства цензуры называлась «Застава Ильича», как и сценарий, написанный режиссером в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Этот фильм стал одним из главных символом эпохи «оттепели». Марлену Хуциеву и Маргарите Пилихиной удалось сделать то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлеть время. Уловить и передать то неуловимое, носящееся в воздухе, плохо поддающееся вербализации, но всеми ощущаемое и безошибочно узнаваемое, что и отличает разные исторические времена друг от друга. Картина Марлена Хуциева аккумулирует в себе все признаки оттепельного кино: «свободная драматургия», изображение жизни как она есть, интерес к воспроизведению фактуры реальности на экране, искренность индивидуального высказывания. И, конечно, близость игрового кино к документальному. Хроники поэтических чтений в Политехническом – смысловая кульминация картины.
30 мая будет показана полная версия фильма «Застава Ильича» — главного фильма Оттепели. “Три товарища”, три молодых человека ищут ответы на главные вопросы: кто я? что я? как мне строить свою жизнь? Фильм, в котором оттепельное время отразилось, как в зеркале и навсегда запечатлелось. Почти бессюжетное повествование, погружение в атмосферу любимого города, созданную камерой Маргариты Пилихиной.
18 мая 2019 - 15 января 2020 в ГТГ в Лаврушинском выставка "Скульптор Анна Голубкина" Открытие 17 мая>
19 марта - 18 августа 2019 в музее AZ (2-я Тверская-Ямская ул., 20-22) выставка "Птица-Тройка". Шагал, Зверев, Коcмачев. Вы увидите работы Анатолия Зверева, офорты Марка Шагала и скульптурный арт-объект Вадима Космачева, объединенные общей сюжетной линией, связанной с творчеством Н.В. Гоголя и его поэмой «Мертвые души».
16 марта - 18 августа 2019 в Новой Третьяковке выставка "Илья Репин" (залы 60–61, 80–82). Открытие 15 марта>
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO