ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

18 октября - 7 декабря 2018 в галерее «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы» выставка «Бешеные деньги». Открытие 17 октября.

Тема денег всегда волновала художников, они присутствовали в натюрмортах, жанровых сценах эпохи возрождения, но лишь с появлением поп-арта изображение денег полностью заняло весь холст, не оставив места никакому другому изображению. Предъявление Энди Уорхолом изображения доллара в качестве произведения искусства открыло новую веху во взаимоотношениях художника и денег.
Современные художники исследуют природу новых нематериальных денег, новую среду их функционирования — Интернет, новые отношения между индивидуумом и корпорацией, новые возможности внутри пространства Интернета, такие как интернет-торговля, операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Появление криптовалюты вызвало новую волну художественной активности, посвященную этому явлению. Добыча криптовалюты стала частью произведения некоторых художников, которые демонстрируют своими произведениями как можно трансформировать социальную среду с помощью новых финансовых инструментов, осмысляют эти явления, используют данные транзакций как управляющие сигналы для своих инсталляций, инкорпорируют биржевые сводки в свои объекты.
На выставке «Бешеные деньги» будут представлены интернет-проекты, связанные с реальными финансовыми операциями и проекты, критически осмысляющие пространство интернет-торговли, инсталляции, работающие с данными рынка криптовалют, а также работы, предлагающие новые решения по использованию тепла, выделяемого при процессе майнинга, проекты, предлагающие художникам и всем желающим новые инструменты верификации подлинности цифровых артефактов.
Художники: Фёдор Аптекарев, Алекс Булдаков, Вадим Колосов, Дмитрий::VTOL::Морозов, Анвар Мусрепов, Анна Титовец, César Escudero Andaluz & Martín Nadal (Испания/Австрия), Kyle MacDonald (Канада), MEGAZINE TEAM, Ubermorgen (Швейцария/Австрия/США). Куратор: Аристарх Чернышев
18 октября - 2 декабря 2018 в Еврейском музее и центре толерантности (Москва, Образцова, 11, стр. 1А) выставка «Социалистический Сюрреализм». Открытие 17 октября.
В течение четырех лет Саша Генцис снимал исторические заброшенные и действующие цеха завода ЗИЛ, беседовал с рабочими и собирал истории о промышленном советском гиганте. Результатом работы фотографа стал проект «Социалистический Сюрреализм», демонстрирующий судьбу индустриальных объектов социализма в современном мире. Монументальные, некогда грандиозные
идеи, воплощенные в архитектуре заводов и фабрик, идеология труда и общественного блага, выраженная в форсированном наращивании производственных мускул, сегодня представляется более руинами, чем знаковым наследием.
Проект «Социалистический Сюрреализм» призван передать эмоциональную атмосферу социалистического быта, которая в наше время оставила позади стадию реальности и вышла на качественно новый уровень – уровень сюрреализма. Работы фотографа возвращаются к утилитарной эстетике прошлого и отстаивают необходимость сохранения культурной памяти об ушедшей эпохе и последних днях ЗИЛа: не столько в качестве памятника советской идеологии и промышленности, сколько как пример уникальной атмосферы, энергии и масштабах того легендарного времени. Саша Генцис стремится рассказать об истории завода и сохранить память о нем для новых поколений. При участии Саши удалось сохранить здание ТЭЦ завода ЗИЛ проекта архитекторов Весниных.
Куратор выставки: Артём Логинов>
17 - 20 октября в выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком мосту юбилейная выставка Ольги Толстиковой. На выставке будет представлена серия работ, посвящённых войнам. Это результат работы художника на эту тему с 2013 по 2018 год.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня основания Государственного музея Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а). Музей Востока – единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Собрание Музея насчитывает около 150 000 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, датирующихся от II тыс. до н.э. до наших дней.
К 100-летию Музея Востока приурочено проведение выставки «Люди и вещи» 16 октября – 11 ноября 2018. Экспозиция познакомит посетителей с историей музея от 1918 года и до конца 1920-х годов – именно на протяжении этого времени благодаря передачам из хранилищ Государственного музейного фонда собрание Музея наполнилось разнообразными предметами из Китая и Японии, Ирана и Афганистана, Индии и Турции, Кавказа и Средней Азии, заложившими основу его коллекций.
17 - 27 октября 2018 в галерее Кино (Москва, Малая Молчановка, дом 8, строение 2) выставка Эллайи "Год как день или страсти неискушенной". Открытие 16 октября>
17 октября - 25 ноября в залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) Крокин галерея и Российская академия художеств представляют выставку Владимира Анзельма "Гигантомахия".
Открытие 16 октября. Доминантой нынешней апелляции к программной для автора теме становится выверенный набор архетипов, сообразованных в рамках единого и принципиальнейшего атрибута европейской цивилизации, представления о ней: речь идёт о классицизме.
Феномен классицизма оказывается основным содержанием выставки и раскрывается как архетип и непременный спутник преодоления мировых катастроф, войн и революций, как антитеза хаосу и ставшему привычным «закату Европы».
15-27 октября 2018 в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставка "Владимир Семёнович Захаркин. Живопись">
11 октября в рамках Философского клуба на Винзаводе стартовал коммерческий курс «Назад к вещам! Новейшие философские течения». Программа состоит из семи занятий и рассчитана на слушателей, желающих разобраться в широко обсуждаемых тенденциях современной философии последних двух десятилетий. Курс даст систематическое представление о философских проектах после «спекулятивного поворота», который одновременно является и внутренней ревизией самой философии, и новой исследовательской максимой.
Участники курса узнают о таких течениях современной философии, как: акторно-сетевая теория, спекулятивный реализм, темная экология, новый материализм, объектно-ориентированная онтология, теории антропоцена, кибер- и ксенофеминизм, теории цифровых медиа, акселерационизм, постгуманизм и так далее.
Андрей Шенталь, куратор Философского клуба: «Последние два десятилетия континентальная философия, как будто следуя известному призыву «назад к вещам!», сместила свой фокус с текстуальности, культуры, сознания и социальных практик в сторону материи, техники, тела и предметов как они есть».
Анастасия Шавлохова, куратор Философского клуба: «В рамках программы молодые исследователи в области философии не только контекстуализируют те или иные явления и процессы современности, но и обсудят с участниками тексты таких авторов, как Бруно Латур, Грэм Харман, Карен Барад, Джейн Беннетт, Ян Богост, Донна Харауэй, Тимоти Мортон, Рози Брайдотти, Мануэль де Ланда и другие».
11 октября – 9 декабря 2018 в зале «Перец» Государственной галереи на Солянке при поддержке Про Гельвеции, Москва видеоинсталляция Николь Сайлер «Amauros».
12 октября – 31 октября 2018 года ЦТИ "Фабрика" (Москва, Переведеновский пер., 18, 1 строение, 1 этаж, зал "Артхаус") "Разговор между тобой и мной" - проект швейцарской художницы Стефани Росиану, участницы программы "Художник в резиденции", организованной ЦТИ "Фабрика" и Швейцарским советом по культуре Про Гельвеция. Открытие 11 октября.
художница представит серию вышивки, инсталляцию и буклет с публикациями, темой которого является – разговор. Стефани Росиану считает, что именно разговор между людьми как нельзя лучше показывает то, кем мы являемся и какими мы видим себя со стороны.
12 октября – 31 октября 2018 года ЦТИ "Фабрика" (Москва, Переведеновский пер., 18, 1 строение, 1 этаж, зал "Оливье") проект Дениса Мустафина "Видеозапись передается в правоохранительные органы". Открытие 11 октября.
Художник называет свой проект сказкой о тотальном контроле, где высшая сила сливается с человеком, но могущественный «взгляд сверху» все равно остается взглядом большого брата: "В бесконечной пустоте, в которой нет барьеров и границ, существует навсегда заключенный в ней человек. Он странствует по безграничным полям и лесам, один на один со своим одиночеством… Он растворен в пустоте. Но даже здесь он не может скрыться из вида: взгляд сверху, наблюдатель за его спиной постоянно напоминает о существовании другого тайного зрителя. Это взгляд божественного всевидящего или надзирателя, все записывающего".
12 октября - 10 ноября в МАММ (Москва, Остоженка) выставка дуэта Masbedo "Искусство памяти", включающая четыре видео «Мадам Пинин» / Madame Pinin (2017),
«Хрупкое» / Fragile (2016), «Обращаться с осторожностью» / Handle With Care (2016) и «Ионеско.Сюита» / Ionesco Suite (2013). Открытие 11 октября.
MASBEDO — дуэт художников Николо Массацци (род. в Милане в 1973 году) и Якопо Бедоньи (род. в Сарцане в 1970 году), возникший в 1999 году и работающий в области видеоарта. В своем творчестве художники затрагивают множество актуальных тем и вопросов: каковы взаимоотношения современных художников с искусством прошлого? Может ли история искусства являться источником вдохновения для молодого поколения? Существует ли в современном обществе дефицит коммуникации и можно ли его восполнить? Видеоработы MASBEDO представляют собой органичный сплав театра, кино, перформанса и архитектуры>
10 октября - 25 ноября в ММСИ на Гоголевском, 10 выставка Саши Кочетковой "Комната для девятнадцати человек". Открытие 9 октября. Куратор Мария Булатова.
«Комната для девятнадцати человек» –­ это исследование, в котором рассматривается взаимодействие внутреннего пространства одного человека и пространства публичного, вес и объем человеческой личности в условиях попытки сохранить границы собственного «я». Персонажи тотальной инсталляции Саши Кочетковой – деформированные, потерявшие человеческий облик и свойства существа, человеческие паттерны, проявляющиеся, словно призраки, то на стенах заброшенных домов, то в вашей собственной квартире, то во дворе столичного музея. Но именно они и являются единицами измерения общего внешнего пространства>
10 октября - 25 ноября в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10, зал 38) выставка "Наталия Турнова. Безмолвствующие".  Открытие 9 октября.
Тема проекта «Безмолвствующие» — обычно скрытая за внешним спокойствием и благополучием внутренняя борьба человека со своим «я», со своими страстями. По мнению художника, только погрузившись в молчание и заглянув внутрь себя, человек может понять, что им управляет, и попытаться бороться со страстями, в плену которых он оказался.
Проект включает две серии работ. Одна из них, давшая название всей выставке, представляет собой 7 скульптурных объектов, выполненных из металла, вторая — «Страсти» — состоит из 14 живописных полотен>
6 октября 2018 - 17 февраля 2019 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи) выставка "Архип Куинджи". Открытие 5 октября.
Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.
Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.
Нынешний проект представит экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции.
5 октября — 11 ноября, 2018 Московский музей современного искусства и Laboratoria Art&Science Foundation представляют выставку Daemons in the Machine, приуроченную к 10-летию фонда. Проект посвящен так называемой «новой демонологии» — художественному осмыслению искусственного интеллекта, мифов и призраков эпохи автономных машин. Петровка, 25>
5 октября - 11 ноября в ММОМА (Петрова, 25) выставка "Daemons in the Machine". Открытие 4 октября. Мемо Актен (Великобритания), Дмитрий Каварга (Россия), Егор Крафт (Россия), творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия), Джон Маккормак (Австралия), Лена Никоноле (Россия), Томас Фойерштайн (Австрия), Жюстин Эмар (Франция), :: vtol :: (Россия)
Куратор проекта: Дарья Пархоменко. Проект Daemons in the Machine исследует актуальные IT-технологии, чей потенциал еще до конца не изучен разработчиками и специалистами в данной сфере: искусственный интеллект, блокчейн, компьютерные вирусы. Участники выставки, изучая этические и футурологические аспекты современных технологий, работают с новейшими художественными формами, такими как: роботические инсталляции, саморазвивающиеся объекты, цифровые интервенции и нейро-инсталляциями.
Большая часть работ, созданных для проекта художниками из России, Великобритании, Австрии и Австралии совместно с учеными из IPavlov, МФТИ и Курчатовского института, будет показана публике впервые.
5 октября - 18 ноября 2018 года дирекция по региональному развитию РОСИЗО в стенах Государственного центра современного искусства на Зоологической, 13 представляет выставку петербургских художников «А и Б сидели на трубе». Открытие 4 октября. Куратор Олеся Туркина.
С 4 октября по 20 января в Еврейском музее и центре толерантности (Москва, ул. Образцова, 11с1а, вход с Новосущевского переулка) выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф». Открытие 3 сентябоя.
Выставка представит свыше 30 пейзажей Исаака Левитана. Для того, чтобы расширить горизонт зрительского восприятия и продемонстрировать преемственность образов живописи Левитана в кинематографе, выставочное пространство интегрирует полотна художника в контекст узнаваемых кадров отечественного кино: Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров.
С 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года Музей русского импрессионизма представит выставку «Давид Бурлюк. Слово мне!». Открытие 3 октября.
В состав экспозиции войдут более 50 работ художника из 14 государственных музеев и частных коллекций. Среди них находятся произведения, которые еще ни разу не экспонировались на монографических выставках мастера.
Давид Давидович Бурлюк – живописец, график, поэт, художественный критик, «отец русского футуризма» – не нуждается в представлении узкому кругу знатоков и поклонников русского авангарда, но остается почти неизвестен широкой публике. Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая».
Давида Бурлюка называли всеядным, и ему действительно все было интересно илюбопытно. Он не боялся повторять подсмотренное у других: у Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, своих коллег-художников в России. Для Бурлюка решающим в дальнейшем развитии оказался именно опыт Матисса. Поэтому на выставке особое внимание привлекают две выбивающиеся из общего ряда картины «Волы» (1908) и «Куст роз» (середина 1910-х). Сравнительно тонкие, написанные по незакрашенному холсту — в них угадывается влияние французского фовиста.
Шаг за шагом посетитель пройдет с Бурлюком путь от импрессионизма к фовизму и войдет в эпоху авангарда, увидит футуризм таким, как его понимал Бурлюк в живописи.
Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.>
Со 2 октября по 12 декабря 2018 года в Кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи будет показано 28 фильмов Ясудзиро Одзу. Это самый полный показ работ кинорежиссера в России за последние двадцать лет>
27 сентября - 5 ноября в Altmans Gallery (Москва, Новинский бульвар д.31, ТДЦ «Новинский») выставка "Марк Шагал. Любовники".
«Для меня значение имеет только любовь, и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг неё», – говорил Марк Шагал.
Один из главных художников ХХ века – великий Марк Шагал познакомился со своей будущей женой Беллой в далеком 1909 году. В ту пору он был бедным молодым художником, не признанным и постоянно погруженным в живопись, которую он считал делом своей жизни. Она – дочь известного витебского ювелира. Между ними социальная пропасть. Но Белла сразу увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь.
Чувство, вспыхнувшее между молодыми людьми в первые минуты встречи, Шагал сохранит в своем сердце до глубокой старости. «Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена», – напишет спустя десятилетия художник. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
25 июля 1915 года они поженились. Белла стала первой женой и главной музой Марка Шагала. Любовная тема в искусстве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая более поздние (после смерти Беллы) на нас смотрят ее большие черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин.
Название выставки перекликается с основной серией картин художника «Любовники» 1914-1917 гг., раскрывающей суть великого чувства в различных цветовых гаммах. Именно они – «Любовники» Марка Шагала – стали источником вдохновения для предстоящей выставки в международной галерее первых имен Altmans Gallery.
Оформление выставки подготовила архитектор, основатель Бюро P.S.Culture Юлия Наполова, чья концепция выставки «Любовники» сформулирована на основе интерьера мастерской художника. Тема домашних ковров на стенах и полах, светильники в абажурах на потолке, раскрывают атмосферу домашней жизни художника, неотделимой от его творчества. Уютная, интимная атмосфера места, в котором работал художник, помогает раскрыть его понимание темы любви и нежности, которой посвящена выставка.
27 сентября – 25 ноября 2018 в культурно-выставочном центре «Гранатный двор» (Москва, ул.Спиридоновка, 3-5, стр.1) выставка «Сальвадор Дали & Пабло Пикассо».
Проект уже успешно прошел в разных странах мира, а также многих городах России. Творчество выдающихся испанских художников ХХ столетия уже оценила аудитория от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, что в значительной степени способствовало росту интереса к современному искусству, испанской культуре и Испании в целом.
Экспозиция - редкая возможность сравнить творчество двух гениев и сопоставить их видение и мысли о женщинах,корриде, великих авторах прошлых лет, современниках, родной Испании, и Франции, где они прожили немало лет. Посетители увидят самые знаменитые далинианские сюжеты, в том числе, тающие часы, слон на тоненьких ножках, женщина с ящиками, жираф в огне и др. Но также есть и «другой Дали», скульптурные и графические образы которого не менее удивительны: крылатые улитки, мухи с коронами и семнадцать морских ежей на спине носорога.
Серии кубистических портретов Пикассо позволяют проследить непрерывные метаморфозы, происходящие с лицом человека в сознании художника, а керамика Пабло Пикассо проливает свет на глубины его творческих устремлений. Долгие поиски единения с первобытным духом отразились в сюжетах и манере изготовления керамики. Мифические фавны, минотавры, быки, сцены из вакханалии нашли место на блюдах и кувшинах. Пикассо также вдохновляли животные и птицы, и он создал в керамике целую галерею образов козы Эсмеральды, совы, которая жила у него дома.
Выставка сопровождается большим объемом материала, поясняющего содержание работ и некоторые моменты из биографии художников. Уникальные сведения о произведениях были собраны в результате общения с кругом близких к художникам людей, среди которых фотографы, архивисты, коллеги по работе, соседи.
На выставке демонстрируется два фильма видео-экскурсии о коллекции, раскрывающие историю создания работ и детали сюжетов.Также в рамках проекта планируются лекции о творчестве и жизни двух легендарных художников.
28 сентября – 28 октября 2018 галерея Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) представляет выставку "Михаил Соколов. Графика'.
Выставка работ Михаила Соколова приурочена к изданию трехтомника, посвященного графическому искусству художника. Экспозиция составлена на основе московских собраний и представит более 70 рисунков, начиная с самых ранних, датированных 1910-ми годами, и практически последними, созданными уже смертельно больным художником. Среди них – портреты, натюрморты, пейзажи, работы из циклов: «Воображаемые портреты», «Купальщицы», «Всадники», «Страсти» и др.
Кураторы выставки: Наталия Курникова, Юрий Петухов.
28 сентября - 28 октября в Крокин галерее (Москва, Климентовский переулок, 9/1, 89645640303) выставка Ольги Гороховой "З.О.Ж.". Открытие 27 сентября.
Аббревиатуру «З.О.Ж.», ставшую названием новой выставки Ольги Гороховой, расшифровать трудно. Лучше этого не делать вообще, оставив в покое это криптоназвание, необходимое скорее для протокола выставки, нежели для раскрытия её содержания. Выставки о самом авторе, вариативной и откровенной настолько, насколько откровенной может быть только женщина — в непредсказуемом жесте своего искусства, бескомпромиссного и предельно настоящего>
27 сентября — 28 октября 2018 Московский музей современного искусства на Петровке, 25 представляет масштабную выставку «Спасение пространств», посвященную творчеству российского живописца, видеохудожника, известного художественного критика и теоретика современного искусства Владимира Сальникова (10 июня, 1948 — 24 июля, 2015), кураторами которого выступили Ирина Горлова и Леонид Бажанов. Открытие 26 сентября.
25 сентября 2018 - 13 января 2019 ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая рассказывает о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо, – наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века — Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея Оранжери, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.
Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.
Кураторы выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Алексей Петухов (старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
25 сентября открылись онлайн-представительство Новой Третьяковки на просветительском сайте Arzamas и уникальный проект «Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.academy» в здании галереи на Крымском Валу. Проект является результатом долгосрочного сотрудничества Третьяковской галереи, Благотворительного фонда Владимира Потанина и образовательного проекта Arzamas.academy.
«Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.academy» расположена прямо внутри постоянной экспозиции, в зале №18. Дизайнер интерьера Наталья Барбье блестяще решила сложную задачу создания почти домашней атмосферы гостиной внутри публичного пространства музея.
В основе проекта лежит забота о посетителе – в Гостиной можно отдохнуть после длительной прогулки по Третьяковской галерее. Это пространство станет местом проведения лекций и дискуссий об искусстве ХХ века. В распоряжении гостей будет большая библиотека с несколькими сотнями томов, посвященных истории искусства, театроведению и кино. Наталья Барбье передала в дар «Гостиной Новой Третьяковки и Arzamas.academy» значительную часть библиотеки мужа, историка советской литературы Александра Галушкина, а Благотворительный фонд Владимира Потанина – тематические издания, в том числе – книгу «Россия. ХХ век» на русском, английском и французском языках, которые в нестандартной форме представляют сложное содержание культуры и искусства ХХ века>
21 сентября – 31 декабря 2018 Центр современного искусства МАРС (Пушкарев пер., 5) представляет VR проект «БОСХ». 18+
«БОСХ» — настоящая находка для тех, кто давно хотел разобраться в загадочном мире символов, которыми великий художник Иероним Босх наполнил свои полотна. В виртуальной инсталляции задействован главный шедевр мастера -триптих «Сад земных наслаждений».
Благодаря современным VR-технологиям посетитель выставки окажется внутри великой картины Босха. Надев шлем виртуальной реальности, зритель попадает в удивительный и таинственный сад, наполненный символами, странными фигурами и звуками. Исследуя пространство вокруг вместе с другими путешественниками, каждый сам для себя решает, какую оценку вынести увиденному.
Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) и Посольство Королевства Нидерландов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляют выставку
"Преобразовать. Приспособить. Сохранить". Голландский опыт работы с культурным наследием/. Москва – Санкт-Петербург. 21 сентября – 30 ноября 2018.
Москва.
21 сентября – 4 ноября
Открытие 20 сентября. Сбор гостей в 18.30.
Музей Русского Искусства, Токмаков переулок, д. 21/2.
Санкт-Петербург.
15 – 30 ноября. Открытие 14 ноября.
Библиотека им. В.В. Маяковского (Дом Голландской церкви), Невский проспект, д. 20.
Впервые в России будут представлены лучшие проекты реконструкции и приспособления исторических зданий и комплексов, в том числе культурно-исторических памятников, а также объектов промышленной архитектуры. Проекты были разработаны и реализованы голландскими специалистами в самих Нидерландах и других странах мира – России, Германии, США, Италии и Китае. В экспозиции участвуют не только всемирно известные бюро масштаба ОМА: зрители получат возможность узнать больше о голландской архитектуре и открыть для себя новые имена.>
21 сентября — 30 ноября 2018 в Выставочных залах ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, ул. Радио, 17, к. 6) выставка к 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря "Век ради вечного". Открытие 20 сентября.
В экспозицию войдут более 70 экспонатов из 40 российских музеев, в разные годы прошедших реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Многие из них десятилетиями хранились в запасниках и впервые представлены широкому зрителю. Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» конца XVIII века из Тихвинской часовни Кенозерского национального парка — уникальный памятник искусства Русского Севера; резной бюст-складень, изображающий императора Священной Римской империи Максимилиана I, выполненный из слоновой кости в Германии в XIX веке (Ивановский областной художественный музей), скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Вербрюггена, Доссо Досси>
20 сентября выставкой «Новые лозунги» открылась HSE ART GALLERY. Галерея основана на базе HSE ART AND DESIGN SCHOOL в Москве. Здесь будут представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи намерена приглашать как преподавателей Школы, так и независимых кураторов и представителей ведущих культурных институций Москвы.
Возможность дать голос молодым художникам и кураторам — одна из главных миссий новой галереи. Поэтому первый проект, выставка «Новые лозунги» — череда художественных заявлений и высказываний из разных периодов и из разных контекстов. Куратором выставки выступил Александр Шабуров, художник, участник арт-группы «Синие носы», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.
20 сентября - 11 ноября в ММОМА на Ермолаевском, 17 выставка «Малый формат большой истории», подготовленный в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Выставка рассматривает ряд характерных особенностей отечественного искусства ХХ века на основе произведений малого формата из коллекции музея.
С 20 сентября в Открытом клубе (Москва, Спиридоновка 9/2) шестая выставка проекта «Точка отсчёта», посвященная «Песне Песней Соломоновых». Визуальный ряд выполнен Сергеем Бархиным. Один из старейших театральных художников России, автор множества спектаклей на самых разных сценах, Бархин внёс в трактовку образа влюблённого царя Соломона и его избранницы элемент игры, свойственный комедии дель-арте. Яркие чистые цвета контурных изображений передают открытые эмоции персонажей, а архаичная простота художественного языка служит своеобразным медиатором, переносящим атмосферу вечной любви от автора к зрителю. Работы выполнены масляной пастелью на кальке, текст «Песни Песней» также выполнен автором от руки
20 сентября - 28 октября, 2018 в Музее Вадима Сидура выставка Георгия Литичевского "Антиномия художественного разума". Открытие 19 сентября. Название выставки является прямой отсылкой к трем крупным философским трудам Иммануила Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». С помощью особого художественного языка комиксов, представитель течения «Новой волны», Георгий Литичевский непринужденно совмещает теоретические вопросы с яркими и понятными образами массовой культуры. В своем проекте художник предлагает изучить отличную от принятой в классической философии концепцию искусства и найти специфические противоречия, которые возникают между научным подходом и авторской художественной практикой.
20 сентября - 2 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер (ул. Арбат, 35, ЦДА, оф. 249) выставка"Пионеры американского модернизма" выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера. Открытие 19 сентября>
20 сентября – 18 ноября 2018 галерея ARTSTORY (Москва, Старопименовский пер., 14) представляет выставочный проект "Олег Ланг. В Парке Чаир". Открытие 19 сентября. Живопись из частных и музейных собраний. В манере письма художника искусствоведы видят ассоциации со стилем Жана-Мишеля Баскиа и «новых диких» – современников Ланга, а также его предшественников – Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
19 сентября 2018 - 20 января 2019  в Третьяковской галерее ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера.  Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности он оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века.  Произведения Ларионова в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда.  Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства. Его «авторский» вариант беспредметной живописи получил название «лучизм». В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления его творчества, а также широкий круг интересов Ларионова–коллекционера. Открытие 18 сентября>
19 сентября - 4 ноября в Московском музее современного искусства первая в России выставка одного из самых влиятельных уличных художников современности Фрэнка Шепарда Фэйри - «Шепард Фэйри. Форс-мажор». Открытие 18 сентября.
Проект организован при участии творческого объединения АРТМОССФЕРА и входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны.
C 18 сентября по 2 декабря в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева галерея Fragment представляет выставку Ильи Федотова-Федорова «Коллекция Розовой книги № 2».
Впервые в практике музея работы современного художника, работающего с природными материалами, будут внедрены в классическую естественнонаучную экспозицию. Работа с контекстом музея, его пространством, научными материалами и сотрудниками – ключевая часть выставочного проекта. Это сознательная работа в “сложном” контекстуальном поле, а не в пустом белом кубе галереи.
Розовая книга, по замыслу художника, – это образ “еще не созревшей” Красной книги. В нее входят привычные для всех природные объекты, но именно их автор пытается сохранить уже сейчас, считая, что всё это рано или поздно “покраснеет” – исчезнет.
C 15 сентября по 24 ноября в Новой Третьяковке пройдёт "Т Фестиваль" — международный мультидисциплинарный фестиваль, объединяющий классическую музыку, визуальное искусство, поэзию и перформанс. Музыкальную программу фестиваля представят звезды мирового уровня: Кристоф Барати, Юрий Башмет и "Солисты Москвы", Квартет Бородина, Борис Березовский, Александр Князев и "Академия Кронберг". Живая классическая музыка, поэзия и перформанс наполнят залы с работами Малевича, Кандинского, Шагала и других выдающихся художников ХХ столетия.
Билеты на концерты можно приобрести онлайн на сайте музея.
Расписание концертов: Кристоф Барати — 15 сентября; Академия Кронберг — 22 сентября; Борис Березовский и Александр Князев — 6 октября; Юрий Башмет и «Солисты Москвы» — 26 октября; Квартет Бородина — 24 ноября.
Видеопрограмма «Музыка как действие»
Посвящена практикам современных художников, работающих на пересечении перформанса и музыки, и включает произведения, в которых звук является основным средством выражения художественного замысла.
С древних времен музыка служит одним из главных средств донесения смыслов, которые не всегда поддаются вербализации. Она выражает идею особым образом — через звук, строй, ритм, а способность оказывать сильное эмоциональное воздействие позволяет выйти в пространство коллективного опыта.
В современных художественных практиках музыка часто осмысляется как процесс, как действие, производящее некое событие, поэтому в основе таких произведений лежит перформанс. Используя язык тела, жеста и чувственных способов донесения смысла, перформанс обращается к наиболее глубинным переживаниям человека. Через прямое действие он предлагает зрителям разделить неповторимость момента, почувствовать свою причастность к творящейся на глазах истории.
Представленные в программе видеоработы объединяют перформанс и музыку, делая их предметом своего исследования, критическим инструментом познания, медиумом размышлений о мире.
В программе будут показаны работы Анри Сала, Аллоры и Кальсадилья, Йоханы Биллинг, Виктора Алимпиева, Синтии Марселе, Манон де Боер, Гвидо ван дер Верве, Мариам Гани, Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, Фикрета Атая, Невин Адалаг, Настио Маскито и Евгения Гранильщикова. Куратор: Юлия Аксенова
>
14 сентября - 11 ноября Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося американского художника, классика мирового современного искусства Джима Дайна из коллекции Центра Помпиду. Кураторы: Бернар Блистен (директор Центра Помпиду), Аннализа Риммодо.
Выбор двадцати восьми произведений, созданных в период с 1961 по 2016 год и подаренных французскому музею, был сделан самим художником и обусловлен его желанием выразить уважение Франции и французскому искусству.
По словам Джима Дайна, дар Центру Помпиду был призван «отдать его личный и общекультурный долг Франции» за долгие годы, проведенные им в Париже, и за ту особую французскую эстетику, которая вдохновляла его творчество. Благодаря щедрому дару художника, Центр Помпиду является сегодня обладателем крупнейшего собрания живописи и скульптуры Дайна.
14 сентября - 18 ноября Мультимедиа Арт Музей, Москва, Zabludowicz Collection и корпорация «Холдинги недвижимости Тамарес» представляют выставку «Вы смотрите на то, чего никогда не было» / You Are Looking at Something That Never Occurred из Zabludowicz Collection.
Пойю и Анита Заблудович — одни из самых авторитетных меценатов Европы. Арт-пространство Zabludowicz Collection, открывшееся в Лондоне в 2007 году в здании бывшей церкви XIX века, вмещает впечатляющее частное собрание contemporary art, а также является уникальной стартовой площадкой для начинающих художников. В галерее постоянно проводятся выставки, открывающие для зрителей и мирового арт-сообщества новые перспективные имена.
Выставка в МАММ охватывает период с 1977 года по настоящее время и объединяет произведения 14 художников, работающих с фотографией. Среди них признанные звезды мирового современного искусства: Синди Шерман, Кристофер Уильямс, Ричард Принс, Андреас Гурски, Джефф Уолл, Томас Руфф, Вольфганг Тильманс, а также молодые талантливые художники: Эрин Ширефф, Сара Квинар, Лукас Блалок, Энн Кольер, Натали Чех, Элад Лассри, Сара Ван Дер Бек.
Многие их этих имен хорошо известны российской публике. Мультимедиа Арт Музей, Москва уже знакомил зрителей с творчеством Синди Шерман, Ричарда Принса, Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Вольфганга Тильманса и др.
C 14 сентября в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» выставка «Роберт Фальк. Грани творчества». Проект представит живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музея им. Бахрушина, Музея Востока, а также частных коллекций.
Выставка приурочена к 60‑летию со дня смерти Фалька и призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до последних работ.
В экспозицию войдет около 60 произведений. Некоторые из них будут продемонстрированы широкой публике впервые, например, ученический портрет «Цирковая артистка» (1909) Фалька, который был обнаружен во время подготовки выставки в Химкинской картинной галерее им. С.Н. Горшина. Местонахождение этой работы долго не удавалось установить, и известна она была только по дневниковой зарисовке, сделанной художником. Незаконченный портрет выполнен на оборотной стороне другой работы – «Натюрморта с овощами» – и в настоящее время готов к двустороннему показу. Впервые будет продемонстрирован и «Натюрморт с клевером» (1912–1915), на обороте которого изображен «Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри».
Особый раздел составят картины, которые художник писал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Знаковой работой этого этапа можно назвать «Базар в Воскресенске»(1910) – ее,как и несколько других полотен, на выставку предоставит Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
14 сенября - 13 ноября Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и московская галерея Диалог в Анфиладе музея представляют выставку работ выдающегося советского художника Александра Дейнеки «Контуры глобальной эпохи». Открытие 13 сентября.
Александр Дейнека справедливо считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, более известного как соцреализм. Зачастую интерес к творчеству художника ограничивался станковыми произведениями, в тени же долгое время оставалось его мастерство рисовальщика.
Выставка «Контуры глобальной эпохи» показывает малоизвестную часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи. Графика Дейнеки представляет редкий и бесценный материал, который позволяет проследить творческую эволюцию автора и дает возможность зрителю увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний.
14 сентября - 28 октября в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10, залы 80-82) выставка "Романовы. Семейные хроники". Открытие 13 сентября. Третьяковская галерея представляет уникальные материалы из архива царской семьи. Выставка фотодокументов из запасников Галереи — первый показ неизвестной ранее коллекции.
Экспонаты демонстрируют лица и события в период правления трех российских императоров — Александра II, Александра III и Николая II — с 1870-х по 1914 год. Кроме традиционных постановочных студийных портретов разного формата, на выставке представлены примеры видовой и репортажной съемки>
14 сентября - 28 октября в Новой Третьяковке (Крымский вал, 10, зал 82) выставка "Акварели Великой княгини Ольги Александровны". Открытие 13 сентября. Великая княгиня Ольга Александровна (1882–1960) — дочь императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, младшая сестра императора Николая II.  Она начала рисовать еще в детстве, обучаясь в императорском дворце в Гатчине у лучших художников-педагогов: К.В. Лемоха, В.Е. Маковского, С.Ю. Жуковского и С.А. Виноградова. В дальнейшем она покровительствовала Императорскому обществу русских акварелистов и созданному на его основе Обществу художников имени А.И. Куинджи, одним из основателей которого был ее учитель — академик Константин Крыжицкий.
Выставка представляет 155 произведений из частной коллекции и охватывает периоды творчества Великой княгини в России, Дании и Канаде (до 1952 года)>
12 сентября 2018 - 27 января 2019 в Музее современного искусства «Гараж» выставка «Ткань процветания» — международный проект, посвященный одежде в искусстве вне контекста модной индустрии.
На выставке будут представлены работы более 40 художников с пяти континентов — от представителей исторического авангарда, советского и бразильского андерграунда до классиков современного искусства и авторов нового поколения.
География выставки основана на «шелковых путях» XXI века — глобальных маршрутах и производственных циклах сырья, ткани и готовой одежды. Проложенный из Стокгольма в Дакку и из Иваново в Биеллу исследовательский маршрут выставки отражает неактуальность стереотипных представлений о Востоке и Западе, глобальном Севере и Юге и утверждает принципиальное равенство художественных техник, методов и традиций.
25 августа - 28 октября в ГМИИ им. А.С.Пушкина проект Тадаси Кавамата "На птичьих правах (Para-Site Project)". Известный проектами с нагромождением деревянных конструкций Тадаcи Кавамата, участник Венецианской биеннале и Documenta, создал многочастную инсталляцию «На птичьих правах» (Para-Site Project) специально для Москвы.
Его объекты появятся на фасаде Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Итальянском дворике и в кабинете директора, который будут показывать в свободное от работы Марины Лошак время. Это не первая художественная интервенция, связанная с фасадом исторического здания на Волхонке, — раньше здесь показывали проекты Александра Пономарева «Ветрувианский человек» (от слова «ветер») и инсталляцию Цай Гоцяна «Осень» с березками, колясками и детскими кроватками.
11 сентября - 20 октября в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Василия Слонова "Небесный Иерусалим". Новый проект Василия Слонова - это художественная материализация размышлений автора о судьбах мира в целом, и о кривой судьбе русской цивилизации, в частности. Экспозиционная притча о нетленных идеалах и профанности исторического выбора. Фокусировка и проекция на русскую ментальность гремучей смеси Нагорной проповеди Христа и нравственного императива Эммануила Канта. Автор приходит к выводу, что историческое бытие любого народа, любой нации не стоит «выеденного яйца», если оно не штурмует Небесный Иерусалим!
11 сентября до 20 октября галерея ∆ Triangle (Винзавод) представляет вторую персональную выставку Кирилла Макарова (р. 1987, живёт и работает в Санкт-Петербурге) «Атлас текстур и письмо».
11 cентября - 17 октября в галерее 21 (Винзавод) выставка Тани Шерстюк и Виктора Скерсиса "Совы не то, чем кажутся">
11 сентября - 25 октября в галерее Овчаренко (Винзавод) выставка "Север-7. ШАРППС-7 (Школа активного рисования и перформативного позирования)"
С 11 сентября в галерее XL (Винзавод) выставка Кати Муромцевой "Без четверти двенадцать">
8 сентября выставкой Олега Кулика «Наша Мать» в пространстве «Рихтер» на Пятницкой, 42 открывается новая галерея современного искусства «СЦЕНА».
СЦЕНА» – это камерное арт-пространство в центре Москвы , созданное куратором Анастасией Шавлоховой.

На выставке «Наша мать» Олег Кулик представит скульптуры из нового материала — синтетической керамики, — разработанной японскими учеными с использованием нано-технологий для специальных задач кино и мульт-индустрии. По словам Кулика, об этом неорганическом материале нельзя сказать, «что ты его чувствуешь, любишь или понимаешь, он никак не связан с природными процессами, он исключительно сконструированный, придуманный». Художник утверждает, что для него это «женский» материал — предельно восприимчивый, терпеливый и сверх-пластичный, хорошо подстраивается, «срастается» во время обжига с другими материалами-натуралами — камнем, металлическим каркасом и пр., что для традиционной керамики невозможно>
7 сентября 2018 - 13 января 2019 в Новой Третьяковке Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех. Открытие 6 сентября. Проект, над которым Третьяковская галерея работала вместе с галереей Тейт Модерн и Государственным Эрмитажем, уже был представлен в Лондоне и Санкт-Петербурге, в каждом из городов – со своими особенностями экспозиции и составом экспонатов.
Название проекта "В будущее возьмут не всех" заимствовано у одной из самых важных инсталляций, занимающей центральное место в экспозиции. На выставке представлены произведения, охватывающие период почти в шесть десятилетий — от ранних работ Ильи Кабакова, выполненных до отъезда из СССР, до инсталляций, макетов и живописных серий последних лет. Впервые за всю выставочную историю собраны вместе программные картины, рисунки, объекты и инсталляции художников. От экспозиций в Тейт Модерн и в Государственном Эрмитаже настоящая выставка отличается тем, что в ее состав включена инсталляция «Пустой музей», а также ряд ключевых произведений Ильи Кабакова из частных собраний>
5 сентября - 25 ноября в залах Государственного музея А. С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12 / 2, вход с Хрущевского переулка) галерея «Ковчег» при участии Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Вологодской областной картинной галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ивановского областного художественного музея, Картинной галереи г. Красноармейска, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Тверской областной картинной галереи, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, Химкинской картинной галереи имени С. Н. Горшина, а также коллекционеров и художников представляют выставочный проект "Время берёз". Лейтмотивом нынешнего совместного исследования Государственного музея А. С. Пушкина и галереи «Ковчег» стали… березы. «Кожей России» назвал березовую кору художник Леонид Соков>
1 сентября - 3 ноября в галерее Iragui (Москва, Малая Полянка 7-5)  выставка Ирины Петраковой Come and Hide Here>
III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА  с 30 августа по 31 октября в Большом Винохранилище Центра современного искусства «ВИНЗАВОД». Спецпроекты займут Цех Красного и Цех Белого, а также уличное пространство культурного кластера.
Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE, она провозглашает усталость от информационных технологий.
Среди участников основного проекта — как новые имена, так и хорошо известные на международной сцене: легендарная Марта Купер, запечатлевшая зарождение граффити в Нью-Йоркском метро, представители скандинавской граффити-сцены Finsta и EGS, американская художница FAITH XLVII и многие другие. Среди российских участников это уже известные на арт-сцене Алексей Luka, Анатолий Акуе, Иван Найнти, Владимир Абих и другие, а также арт-группа «Злые» из Екатеринбурга и Эльдар Ганеев из краснодарской арт-группировки ЗИП.
В соответствии с типом художественной реакции на тему Биеннале, экспозиция делится на несколько разделов-категорий: ОНЛАЙН, ПОСТ-ИНТЕРНЕТ и ОФЛАЙН.
Раздел ОНЛАЙН тематически объединяет работы авторов, которые анализируют негативное влияние цифровых технологий на человека, критикуя невозможность подлинного диалога в Сети и тотальное погружение в виртуальный мир. Ряд художников работает в эстетике ПОСТ-ИНТЕРНЕТА, нарочито воплощая характерную «цифровую визуальность» в традиционных медиа, таких как живопись или скульптура. Самую многочисленную по количеству участников категорию — OFFLINE, составляют художники, которые полностью исключили использование цифровых технологий в своих работах: они вдохновляются реальными городскими ландшафтами, природными материалами и жизнью до Интернета.
Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера: испанский художник Spy расстелет во дворе Винзавода газон для релаксации 16-ти метров в диаметре. Евгений Мулук из Санкт-Петербурга создаст живописный мурал на стыке абстракции и фигуратива, а нью-йоркский король уличного бомбинга Faust — новый красочный слой проекта СТЕНА, изобразив огромный каллиграфический тэг. Художница Dagnini разложит компьютерную игру-пасьянс прямо по зеленой сетке строительных лесов, закрывающих одну из стен центра современного искусства, масштабируя компьютерный экран в пространстве.
Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА в Цехе Красного будет представлен исследовательский проект «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», его кураторы — художник Дмитрий Аске и со-основатель портала partizaning.org, преподаватель РГГУ Антон Польский. Выставка-исследование охватит 4 десятилетия российского граффити, стрит-арта и искусства «уличной волны». Уникальный архив фотографий, видео, эскизов и других художественных артефактов расскажет об этапах развития, процессах и тенденциях в уличном искусстве с середины 1980-х до настоящего времени. Проект станет первым подобным прецедентом в России. Материалы позже будут включены в печатное издание — Энциклопедию российского уличного искусства.
В рамках специальной программы Биеннале АРТМОССФЕРА состоятся такие события как первая персональная музейная выставка американского художника Шепарда Фэйри в ММОМА на Гоголевском бульваре, ежегодный граффити-джем «30 граней движения» в Парке Горького и фестиваль документального кино об уличном искусстве «StreetDoc». Также в рамках проекта в городе появятся три красочных мурала от звезд мирового стрит-арта — Шепарда Фэйри и художников из Мадрида Тритмана (3TTMAN) и Окуды (Okuda), об этом будет объявлено отдельно.
28 августа - 14 октября в галерее «На Шаболовке» Объединения «Выставочные залы Москвы» (Серпуховский Вал 24 к.2) выставка «Советская античность». Этот проект продолжит линию, начатую в 2017 году кураторами Александрой Селивановой и Надей Плунгян на выставке «Сюрреализм в стране большевиков», и рассмотрит новые подходы к изучению и репрезентации советского довоенного искусства.
Цель выставки – показать, как советские художники, архитекторы и дизайнеры первой половины 1930-х годов пытались синтезировать «новую классику», выстраивая диалог между формальными, аналитическими приемами авангарда и новой чувственностью, между тонкостью помпейской фрески и монументальными формами римской архитектуры, между метафизикой Де Кирико и советской реальностью. Как сказал в 1937 году советский архитектор Микаэл Мазманян итальянским коллегам, «хотя Акрополь находится на вашей территории, но его наследниками являемся мы».
Несмотря на убежденность советских авторов в самостоятельности этого пути, сегодня уверенно можно говорить о том, что живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, театр и кино в СССР первой половины 1930-х годов существовали в едином смысловом поле с ар деко, метафизическим реализмом и «монументальным ордером» в Италии, Франции и США.
В экспозиции будут представлены произведения из частных собраний, музея МАРХИ и коллекции «Галеев-галереи»: живопись и графика художников группы «ОСТ», Александра Шевченко, Константина Рождественского, Веры Ермолаевой, Меера Айзенштадта, Георгия Ечеистова, Алексея Пахомова, Александра Самохвалова, Федора Платова, Георгия Рублева и архитектурные проекты Бориса Иофана, Ильи Голосова, Бориса Бархина а также ранее не выставлявшиеся дипломные проекты студентов архитектурного института 1930-х годов.
25 мая  - 4 ноября в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы 49-54) выставка Пора перемен. Рисунок середины XIX века. Открытие 24 апреля.
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54.
Выставка посвящена самому интересному периоду в искусстве XIX века — крутому перелому в эстетических устремлениях и вкусах, произошедшему в 1860-е годы, — от «Бунта 14-ти» и создания «Артели художников» до формирования «Товарищества передвижных художественных выставок». Лица эпохи «святых 60-х», любимые сюжеты произведений, наиболее распространенные жанры, особенности понимания рисунка, сферы применения графики — основные темы выставки, позволяющие создать своеобразный портрет этой яркой и краткой поры «первой оттепели», поры надежд и ожиданий, почти неизвестной широкому зрителю и заслоненной в глазах исследователей бурными событиями последующей эпохи передвижников.
На выставке будут представлены работы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.В. Неврева, П.М. Шмелькова, И.М. Прянишникова, Н.А. Ярошенко, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова. Всего в состав экспозиции войдут около 200 произведений.
C 19 апреля  2018 по 20 января 2019 к трехлетию со дня открытия Музей AZ (2-я Тверская-Ямская, 20-22) представляет новый выставочный проект — «ЗВЕРЕВ-GALA»! Пресс-показ и открытие 17 апреля.
В переводе с французского «gala» — торжество, празднество. Именно таким гала-представлением станет выставка, на которой будут показаны лучшие работы Анатолия Зверева из собрания музея.
В экспозицию, которая развернется на трех этажах, войдут свыше 250 работ разных жанров — портреты, пейзажи, абстракции, циклы супрематики и иллюстраций. Главный акцент выставки «ЗВЕРЕВ-GALA» — на разнообразии зверевского наследия.

Впервые в выставочном пространстве будут представлены уникальные материалы — цикл иллюстраций к повести Гоголя «Записки сумасшедшего», который художник создал в 1955 году. Специально к этому разделу экспозиции известный российский режиссер-мультипликатор Михаил Алдашин создал анимационный фильм.
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO