ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

14- 23 июня в Зверевском центре выставка Ивана Дубяги, Андрея Марина и Григория Ющенко "Эскапист-твист".
Авторы выставки работают в эстетике неоэкспрессионизма и арт-брюта. Живя в разных городах России и имея разный культурный бэкграунд, все трое в своих работах так или иначе обращаются к брутальному пластическому выражению, парадоксальным сюжетам и специфическому абсурдному юмору
14 июня 2019 – 28 июля 201 в Аптекарском огороде Ботанического сада МГУ по адресу Проспект Мира 26/1 «РОСИЗО» и Благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» представляют выставку «Искусство быть».
Открытие 14 июня. Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.
Ключевым моментом проекта (но не единственным) становится возможность взаимодействовать. Выставка «Искуство быть» создавалась благодаря участию и обратной связи наших посетителей. Мнения и высказывания нашей аудитории будут и в дальнейшем учитываться при создании некоторых произведений.
Выставка сопровождается насыщенной параллельной программой, направленной на публичное обсуждение реабилитирующего потенциала произведений современных художников.
С 6 июня в галерее «Электромузей в Ростокино» (Москва, Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» новая выставка - «Тело: цифровые границы».
Процесс замены материального на цифровое набирает обороты, и судя по всему, это только начало пути. С течением времени бумажные деньги вытеснили золотые и серебряные монеты, теперь банковские карты вытесняют наличные. Данные индивида уже не принадлежат только ему, – идёт полемика вокруг того, является ли фотография лица и личное имя персональными данными. Базы данных соцсетей принадлежат правообладателям, и они активно ими торгуют.
Идёт наступление по всем фронтам.
Последний оплот приватности и абсолютной собственности – это человеческое тело. Но битва за него уже началась. Пока это только начало мрачных прогнозов; тело всё ещё под контролем человека, и им можно активно пользоваться – вступать в тактильный и сексуальный контакт с другими телами, сканировать его и делать виртуальную копию, покрывать золотой текстурой и ставить на пьедестал. Можно сделать его хрупким и прозрачным, заставить молиться или поместить в любой другой контекст.
Пока ещё есть возможность, давайте активней пользоваться телом, ведь это последняя наша собственность!
Участники выставки: Анастасия Алёхина, Наталия Алфутова & Ярослав Кравцов & Дмитрий Горюнов, Фёдор Аптекарев, Кира Вайнштейн, Олеся Ильенок & Марина Музыка & Андрей Чугунов & Валерия Польшина & Тимофей Горбатенко, Дмитрий Морозов ::vtol::, Анвар Мусрепов, Алиса Смородина, Екатерина Трубина & Андрей Смирнов, Эллина Халяпина, арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов» (Анастасия Крохалева & Денис Перевалов), SAVE lab (Юлия Боровая & Эдуард Рахманов & Анастасия Красева)
Куратор: Аристарх Чернышев
6 июня – 1 сентября 2019 Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, 3, стр. 1) представляет ретроспективу выдающегося американского фотографа Шейлы Мецнер, работы которой впервые  будут представлены в России. За свою 50-летнюю карьеру Шейла собрала внушительное портфолио: от портретов знаменитостей, среди которых Ума Турман, Дэвид Линч, Мила Йовович, Тильда Суинтон и Ким Бейсингер, и фотографий для модных глянцевых журналов, таких как Vogue, Tatler и Vanity Fair, до натюрмортов и пейзажей.
Несмотря на такое разнообразие жанров, работы Мецнер объединены легко узнаваемым авторским стилем. Шейла находит вдохновение в самой жизни: окружающих ее людях и предметах, своей семье, мимолетных впечатлениях и ощущениях. Шейла создает глубоко личные, чувственные, изящные и завораживающие образы. В позах моделей, насыщенных глубоких тонах и мягком фокусе угадывается влияние фотографии XIX – начала XX века, пикториализма, работ Эдварда Стайхена, Альфреда Стиглица, Ман Рея и живописи Караваджо и Рембрандта)
C 5 июня по 24 сентября 2019 в Музее русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11) выставка «Место под солнцем. Беньков/ Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников, друзей и коллег, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе. После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, нашел спасение в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным – зритель должен будет определить сам.
На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом.
Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары – рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков – рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки>
1 июня - 31 августа в Новой Третьяковке "Ольга Киселева. Сетевой конструктивизм">
1 июня - 7 июля 2019 в ММОМА, на Петровке 25 выставка "Между нулём и единицей. Александр Панкин и авангарды". Открытие 31 мая.
Кураторы: Никита Спиридонов, Сергей Попов, Оксана Полякова. Выставка предлагает зрителю с необычного ракурса взглянуть на творчество Александра Панкина, классика отечественного современного искусства, все еще недостаточно известного широкой аудитории.
31 мая - 30 июня в музее Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А) выставка "Сара Кульман. Машина наслаждения". Проект является результатом осмысления художницей глобальных процессов, таких как мировой экономический рынок, ускоряющееся развитие технологий, изменения социальных отношений, через призму научно-фантастической литературы. Экспозицию составляют четыре элемента, каждый из которых следует рассматривать как самостоятельное законченное высказывание автора, вдохновленное фантастикой: в двух залах зритель увидит и абстрактный металлический объект, и 3D-принт, и скульптуру, и настенную пространственную графику.
Отправной точкой для проекта стал рассказ американского писателя-фантаста Роберта Шекли «Необходимая вещь». По сюжету, герои используют машину, которая производит любую вещь, но как окажется позже, только в одной конфигурации. История Шекли, впрочем как и все истории из мира научной фантастики, задают общий художественный тон четырем элементам выставки Кульманн. «Верникулярная» (естественная) визуальная культура научной фантастики тесно связана с языком поп-культуры, комиксов, 3D-графики, а еще с массовым производством игрушек и сувенирной продукции по мотивам такого рода литературы. Объекты Кульманн в контексте научной фантастики становятся ее семантическими образами и поэтому созданы по принципам ее же верникулярной культуры>
C 30 мая галерея «Эритаж» (Москва, Петровка 20/1) представляет выставку «Игра в новеченто. Несоветское советское искусство 1920 – 1930-х». Выставку, где картины ключевых итальянских мастеров художественного движения новеченто – Пьетро Маруссига, Акилле Фуни, Феличе Казорати, Марио Тоцци, Чезаре Монти – впервые представлены в сопоставлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, фарфора, дизайна советских художников той же межвоенной эпохи – Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Фаворского, Татьяны Купервассер, Владимира Ковальского, Надежды Лермонтовой, Алексея Зернова, Марии Ломакиной, Владимира Лебедева, Дмитрия Крапивного и других. В экспозиции также представлены работы художников русского зарубежья, которые служили связующим звеном между Советской Россией и Европой, в частности произведения Бориса Григорьева и Леопольда Сюрважа. Отдельную секцию выставки составят советские и итальянские художественные издания этого периода, связанные с эстетикой новеченто. Всего на выставке будет представлено более 70 произведений. Выставка проходит при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина и при поддержке Итальянского института культуры>
28 мая - 30 июня в РАХ (Пречистенка, 19) выставка Константина Батынкова "Всюду жизнь">
С 28 мая в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка «Escape Gallery» московской художницы Ангелины Меренковой (1988). «Escape Gallery» – новый мультимедийный проект Ангелины Меренковой, где галерея становится лабиринтом, а зритель – участником квеста. Впервые галерейное пространство будет переосмыслено и полностью перестроено, подчиняясь художественной концепции автора>
28 мая - 31 июля 2019 в галерее Ovcharenko (Винзавод) выставка Леонида Цхэ «Мальчик и клубок» Во всех новых работах изображен сам Цхэ — это герой, который выглядит и действует как сказочный персонаж, скрывается под маской или облачен в дающие сверхспособности волшебные наряды. Но «персонажности» в привычном концептуалистском значении у Цхэ нет, зазор между автором и персонажем здесь минимален. Обстоятельства и ситуации вымышлены, и в то же время реальны. Не всегда понятно, откуда на холсте берется, например, пейзаж с рекой, — из каких личных историй, сделанных на отдыхе фотографий, увиденных в журналах картинок, как и когда он был заснят?
Выпускник и преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств, Цхэ последовательно продолжает деконструкцию академического метода.
28 мая - 29 июля в галерее Треугольник (Винзавод) выставка Александры Паперно, Андрея Сяйлева, Аи Маракулиной "Комнаты. Спин - Офф". Мифологема «Комнаты» - одна из самых устойчивых в истории искусства. На протяжении столетий художники постоянно возвращались к этой теме, по-разному решая проблему построения композиции, света, цвета и пр.>
28 мая - 28 июня в галерее XL (Винзавод) инсталляция Группировки ЗИП "Транзитная линия">
28 мая - 30 июня в галерее 11.12 (Винзавод) выставка Владимира Колесникова "Whiteness Leaking">
27 мая – 7 июня 2019 галерея "Триумф" (Ильинка 3/8) представляет выставку "Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать". Участники программы «Каскад. Проект как метод» покажут 50
реализованных проектов.  «Каскад. Проект как метод» – межинституциональная проектная школа для подростков, целью которой является вовлечение их в культурную жизнь города>
25 мая – сентябрь 2019 года Центр Андрея Вознесенского (Москва, ул. Большая Ордынка,  46, стр. 3) представляет выставочный мультимедийный проект "Им 20 лет".
Авторы идеи Зоя Кошелева, Вячеслав Шмыров. Куратор Зоя Кошелева. Автор тотальной инсталляции – Алексей Трегубов.
Выставка посвящается 55-тилетию выхода на экран картины Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» / «Застава Ильича».
Авторы сценария фильма – Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов. Режиссер фильма – Марлен Хуциев. Оператор-постановщик фильма – Маргарита Пилихина.
Пространство инсталляции закольцовано и имеет трехчастную структуру. Комната современного молодого человека, наполненная его впечатлениями о просмотренном фильме и размышлениями о том времени, когда бабушка и дедушка были молодыми, а родители еще и не родились. «Зал Политехнического», в котором прошлое и настоящее становятся параллельными реальностями. И «Комната главных вопросов» – в ней временные и пространственные пласты сталкиваются, преломляясь друг в друге, и мы оказываемся одновременно «здесь и сейчас», «там и тогда», в защищенном мире наших иллюзий и в бесконечном пространстве истории.
55 лет назад на экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Авторская версия картины до вмешательства цензуры называлась «Застава Ильича», как и сценарий, написанный режиссером в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Этот фильм стал одним из главных символом эпохи «оттепели». Марлену Хуциеву и Маргарите Пилихиной удалось сделать то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлеть время. Уловить и передать то неуловимое, носящееся в воздухе, плохо поддающееся вербализации, но всеми ощущаемое и безошибочно узнаваемое, что и отличает разные исторические времена друг от друга. Картина Марлена Хуциева аккумулирует в себе все признаки оттепельного кино: «свободная драматургия», изображение жизни как она есть, интерес к воспроизведению фактуры реальности на экране, искренность индивидуального высказывания. И, конечно, близость игрового кино к документальному. Хроники поэтических чтений в Политехническом – смысловая кульминация картины.
30 мая будет показана полная версия фильма «Застава Ильича» — главного фильма Оттепели. “Три товарища”, три молодых человека ищут ответы на главные вопросы: кто я? что я? как мне строить свою жизнь? Фильм, в котором оттепельное время отразилось, как в зеркале и навсегда запечатлелось. Почти бессюжетное повествование, погружение в атмосферу любимого города, созданную камерой Маргариты Пилихиной.
С 22 мая в Крокин галерее (Климентовский переулок 9/1) выставка Константина Батынкова>
23 мая– 12 июня 2019 в музее Востока (Москва, Никитский бульвар, дом 12-а) выставка «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов» Вернисаж 22 мая. На ней будет экспонировано около 50 предметов из фондов Государственного музея Востока и частных коллекций: деревянная скульптура, скульптура и амулеты из металла, маски-наголовники. Часть представленных предметов являются «фетишами» - ритуальными предметами, изготовлявшимися для защиты или привлечения в дом удачи и благосостояния. Будут представлены как общедеревенские «фетиши», так и семейные.
Европа познакомилась с искусством догонов – одного из интереснейших народов Тропической Африки – с легкой руки французского ученого и этнографа Марселя Гриоля. Его книга «Бог воды. Беседы с Оготеммели» способствовала возникновению целого ряда домыслов вокруг культуры этого уникального этноса. Так, в числе прочего, в ней описаны мифы догонов, связанные со звездной системой Сириуса. Догоны представлены как обладатели сакральных знаний о небесных светилах на основе бесед этнографа с единственным информатором, знавшим французский язык, по имени Оготеммели. В дальнейшем собранные Марселем Гриолем сведения не подвергались критическому анализу, и представления об эзотерическом характере культуры догонов прочно вошли в массовое сознание. На деле, однако, «повелители Сириуса» оказались скорее его «пленниками», потому что легенды об их вымышленном могуществе оставили в тени подлинное величие этой удивительной культуры. Сегодня ситуация, к счастью, меняется, и задача выставки – сделать еще один шаг к пониманию африканского народа, чье искусство так долго оставалось для европейцев лишь воплощением красивых и далеких от реальности мифов.
18 мая 2019 - 15 января 2020 в ГТГ в Лаврушинском выставка "Скульптор Анна Голубкина" Открытие 17 мая>
16 мая - 6 июня в галерее Светланы Сажиной (Брюсов переулок, 17) выставка графики Александра Дедушева"Ветер, ангелы и птицы" в галерее Светланы Сажиной. Открытие 16 мая.
Искусство Александра Дедушева отличают особый, без тени слащавости, лиризм, выдержанное поэтическое чувство, ненавязчиво точный отбор средств и приемов – и та особая, проникнутая любовью к миру, умная и ясная ирония, без которой невозможно настоящее искусство.
С 16 мая к 100-летию Музея-усадьбы «Архангельское» в Мультимедиа арт музее (ОстоженкаЮ 16) выставка «Фотоальбом князей Юсуповых» из собрания Архангельского.
С 16 мая в Галерее Звукового Искусства SA)) gallery, расположенной в Электромузее, открывается выставка «Антология центра Harvestworks, Нью-Йорк».
Один из пионеров электронной музыки, Мортон Субботник, ещё в начале 50-х годов определил процесс создания музыки как «студийное искусство». Подобное искусство, по его мнению, совсем не обязательно предназначено для больших концертных залов. Оно также может создаваться для камерного прослушивания небольшой группой. Центр Harvestworks поддерживает этот концепт и множество авторов, приверженных студийному саунд-арту, с момента своего основания как Общественной студии для работы с синтезаторами (The Public Access Synthesizer Studio) в 1977 году. Программа этой выставки содержит работы художников сообщества и иллюстрирует историю и развитие этой формы искусства.
Участники: Michael Lytle, Claudia Robles, Hans Tammen, Shelley Hirsch, Andrea Parkins, Matthew Ostrowski, Dan Joseph.
Куратор выставки: Кэрол Паркинсон, исполнительный директор Harvestworks>
17 мая – 23 июня 2019 ЦТИ Фабрика (Переведеновский пер., 18, стр. 2, этаж 1, зал «Артхаус») представляет проект нью-йоркского художника Евгения Фикса «Идишский космос». Открытие 16 мая.
На выставке будут показаны авторские принты, бумажные скульптуры, видео и архивные материалы, посвященные двум, на первый взгляд, несоединимым историям – процесса освоения космоса (развития советской космической программы) и советского еврейского опыта. На открытии прозвучит идишская музыка на терменвоксе в исполнении Олеси Ростовской.
В новом проекте художник снова применяет тактику исторического ревизионизма, находя место тому, что намеренно вытеснялось из советского исторического дискурса на протяжении десятилетий. Выставка выполняет роль критического дополнения советского и постсоветского нарратива, выводя его в поле современного искусства, где советско-еврейская тема в открытой форме практически отсутствует до сих пор.
В России «Идишский космос» будет представлен впервые (до этого проект был показан в США и во Франции) и в более полном, расширенном виде. Помимо трех историй, связанных с еврейским космосом - о создателе траекторий космических полётов Ари Штернфельде, писателях-панархистах братьях Гординых, один из которых, Вольф, разработал универсальный межпланетный язык «АО», и первом космонавте еврейского происхождения Борисе Волынове, - он затронет историю антисемитизма в СССР, связь еврейского и диссидентского движений и попытки сохранить еврейскую и идишскую культуру, невзирая на преследования. Кроме того, художник покажет редкие архивные материалы и новую видео-работу, основанную на беседе с дочерью ученого Ари Штернфельда, одного из основоположников советской космической программы.
C 16 мая 2019 в Морозовской детской городской клинической больнице (Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1/9, корпус 1 А) Паблик-арт проект «ARTерия».
Участие в акции «Ночь музеев–2019»: 18 мая.
Куратор проекта Марина Звягинцева.
Главная идея необычного арт-проекта в Морозовской больнице, который реализуют уже второй год современные российские художники, – создать между ребенком и болезнью дополнительное – художественное – звено. Авторы уверены, что искусство помогает маленьким пациентам снять стресс, испуг, получить положительные эмоции, добавляет в пространство игровой элемент, загадку, отвлекающую ребенка. Напомним, что проект стартовал в 2018 году, когда были преобразованы три этажа и вестибюль нового корпуса.
По словам куратора проекта Марины Звягинцевой проект представляет собой характерный пример жанра site-specific, – произведений, специально созданных для конкретной среды. «Самое важное для нас: вывести ребенка из состояния замкнутости и заставить его включиться в исследование новой среды. Еще одна задача, которая успешно реализуется в «Морозовке» нами уже несколько лет, – показать, как современное искусство преобразовывает привычный мир, как оно работает с детьми – самой сложной, и в то же время самой открытой к пониманию аудиторией».
Среди участников проекта: Мария и Наталья Арендт, Ольга Божко, Сергей Братков, Сергей Горшков, Владимир Дубосарский, Марина Звягинцева, Герасим Кузнецов, Дамир Муратов, МишМаш, Миша Most, Владимир Логутов, Владимир Потапов, Наталья Стручкова, Ростан Тавасиев, Сергей Чернов, ZUKCLUB, а также Григорий Остер, Московский музей дизайна и др.
16 мая – 28 июля 2019 Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представляет выставку работ фотографа из Монако, Оливье Жуда. Авторский проект, посвящённый подводной фотографии, продолжит давнюю традицию культурного обмена между Фондом и художественными институциями Монако.
Выставочный проект «Женщина. Погружение» не только представляет творчество выдающегося фотографа, но и позволяет познакомиться с уникальным подводным миром мирового океана.
Оливье Жуд не обрабатывает фотографии с помощью фотошопа и цифровой ретуши, каждый кадр снят «одним выстрелом», все цвета естественны и максимально насыщенны. Фотографии, представленные на выставке, созданы в содружестве с неизменной моделью и партнёром художника Сильви Лоран. Присутствие модели в подводном мире завораживает, придаёт композиции новое художественное звучание, пронизанное чувством свободы и невесомости, естественной и таинственной красоты. Сильви позирует в специально сшитых для каждого погружения костюмах, которые играют важную роль в общем художественном решении кадра. Дизайн костюмов разработан женой фотографа – Валери Жуд, дизайнером, специализирующимся на лайкре, а также на костюмах для танцев и балета. Используя различные осветительные приборы и возможности солнечного света, Оливье Жуд стремится передать неповторимую атмосферу и непрерывное движение подводного мира.
15 мая на открытие выставки фотографа из Монако Оливье Жуда в фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» приедет Князь Альбер II.
14 мая - 21 июня 2019 в ММОМА на Гоголевском, 10 выставка Константина Гребнева и Даниила Антропова «Несовершённость форм» — концептуально близкий взгляд художников, работающих в разных медиа — видео и керамике, на особенности восприятия современного человека в условиях постиндустриального кризиса. Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства MMOMA.
7 мая – 23 июня 2019 в Новом Манеже (Москва, Георгиевский переулок 3/3) историко-документальная выставка «1944-1945. В штабах Победы»
Проект «В штабах Победы» реализуется с 2015 года. В выставочном зале «Новый Манеж» уже 4 года открывались выставки, посвященные одному году войны. В 2015 году проект получил Первую премию Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». Все выставки данного проекта проводятся при участии Федерального архивного агентства, Департамента культуры города Москвы и поддержке Российского исторического общества. За эти годы (2015-2018 гг.) в работе над проектом соединили свои усилия более 30 организаций-участников.
В целом, историко-документальный проект «В штабах Победы» представляет ряд выставок уникальных архивных документов, фотографий, кинохроники и музейных предметов, позволяющих объективно представить события самого сложного и героического периода истории нашей страны.
Экспозиция текущего года будет очень насыщена событиями и посвящена сразу двум годам войны - 1944 г. и 1945 г. Традиционно авторы выставки «1944-1945. В штабах Победы» впервые представят документы высших органов власти, решения которых оказали решающее влияние на исход военных действий и финал Великой Отечественной войны. Важной составляющей начала экспозиции снова станет реконструкция кабинета И.В. Сталина в Кремле. Зрители выставки смогут погрузиться в атмосферу рабочей обстановки Ставки верховного главнокомандования.
Важнейшим фактором победы на этом этапе боевых действий стала способность руководства страны мобилизовать все силы и ресурсы, организовать бесперебойную работу отраслей народного хозяйства в тяжелых условиях военного времени. Эти два года начались с грандиозного наступления советских войск на Правобережной Украине и Ленинградско-Новгородской операции. В результате советские войска освободили Правобережную Украину и вышли на государственную границу на юге СССР, в предгорья Карпат, а 28 марта 1944 года, форсировав реку Прут, вступили в Румынию. Среди наиболее важных событий года - операция «Багратион», в результате которой была полностью освобождена Белоруссия, часть Прибалтики, восточные районы Польши. В этом году от немецко-фашистских захватчиков были освобождены Крым, Литва, большая часть Латвии, Эстония, Карелия. Была полностью восстановлена государственная граница СССР.

 

С 27 апреля Государственный музей Востока представляет масштабную экспозицию «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ». Открытие филиала музея на ВДНХ и открытие выставки 26 апреля. Будет экспонировано более 400 произведений, представляющих весь спектр художественного творчества Николая и Святослава Рерихов. В экспозицию войдут живописные полотна Рерихов, произведения восточной скульптуры, тибетские иконы (танки), собранные Николаем Рерихом в период научно-художественной экспедиции в Индию и Центральную Азию, которую художник предпринял в середине 1920-х годов. Открывается экспозиция в Москве, на Выставке достижений народного хозяйства, в павильоне № 13, который был отреставрирован для Музея Востока и впервые откроет свои двери для публики.
Живопись Николая Рериха, представленная в экспозиции, охватывает 45 лет его творческой жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Кисти художника принадлежат известные полотна: «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор» и так называемая «архитектурная серия» (41 этюд). Серия относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции представлены знаменитые шедевры, среди них – «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи».
Сын Николая Рериха, Святослав Рерих, в своем творчестве обратился к Востоку, он жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте. Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Канченджанга», «Священная флейта», «Молчание». Одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство, оно представлено портретами отца, известной киноактрисы Девики Рани Рерих (жены художника), индийских знаменитостей, политических деятелей и святых подвижников. Огромный интерес вызывают редко выставляемые полотна на евангельские сюжеты: «Как в старые времена», «Добрый самаритянин», «Христос с учениками», «Пиета».
C 26 апреля – 7 июля 2019 галерея Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) представляет выставку "Александр Яковлев. Восток". Вернисаж состоится 25 апреля.
Александр Яковлев (1887–1938), выдающийся художник и неутомимый путешественник, без которого не мыслится русский Серебряный век, эмигрант, без которого русское сообщество изгнанников во
Франции выглядело бы бледнее. Уже в начале 1920-х он поразил европейскую публику точными, колоритными образами Дальнего Востока. Работы, созданные во время и по материалам дальневосточного пенсионерского путешествия (1917–1919), принесли Яковлеву успех и известность. Экзотические африканские и восточные модели привлекали художника и в Париже, а экспедиции в Африку и Азию, организованные автомобильным концерном «Ситроен» (в 1924–1925 и 1931–1932), стали важнейшими событиями жизни этого смелого, спортивного и талантливого человека, обеспечив богатым материалом для работы. «Черный» и «Желтый» рейды вошли яркими явлениями в европейскую историю ХХ века.
Осенью 2017 года галерея впервые в России представила художника и этнографа Александра Яковлева широкой публике. Зрители смогли увидеть его живопись и графику из трансафриканской экспедиции, а также коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства народов Африки, относящихся ко времени «Черного рейда».
Теперь впервые в России будут объемно показаны его произведения, связанные с путешествиями на Восток и творческим освоением самобытного мира Азии. Пейзажи, портреты, сюжетные композиции – 30 произведений художника из частных коллекций собраны в экспозиции галереи «Наши художники».
C 25 апреля в Анфиладе Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25) выставочный проект «Эпоха модерна», который станет первой за долгое время попыткой сформулировать мнение о возможной постоянной экспозиции. Музей был вынужден закрыть её в 1991 году, когда экспонаты были в срочном порядке перевезены из Донского монастыря в здание на Воздвиженку.
Эпоха модерна – сложный, противоречивый и насыщенный необычными творческими решениями период развития русского искусства. Музей архитектуры располагает богатой коллекцией предметов, созданных на рубеже XIX- XX веков.
Перед посетителями развернётся настоящая панорама многоликого стиля модерн, что позволит проследить его эволюцию от середины XIX века до революции 1917 года.
25 апреля – 16 июня 2019 Третьяковская галерея и галерея "Триумф" представляют выставку Хаима Сокола "В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной". 34 зал, Новая Третьяковка, Крымский вал, 10. Открытие 24 апреля.
День Катастрофы и героизма европейского еврейства отмечается в государстве Израиль ежегодно 27 нисана по еврейскому календарю (в этом году – 2 мая). В этот день по всей стране проходят траурные церемонии о 6 миллионах погибших евреев в годы Второй мировой войны и о героизме сопротивления. В рамках проекта «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной»
будет представлена новая серия крупноформатных работ на ткани, а также монументальные инсталляции «Птица» и «Секрет», созданные Соколом специально для выставки. Экспозицию дополнит видеоряд, созданный на основе серии гуашевой графики.
24 апреля - 9 июня 2019 ММОМА на Гоголевском, 10 при поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского института культуры представляет ретроспективную выставку Михаила Кулакова (1933–2015) «Стиль Оттепели». Куратор - Андрей Ерофеев.
В экспозицию включены произведения из Мастерской Михаила Кулакова в Италии, Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, а также из личных собраний коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы. Проект «Стиль Оттепели» является продолжением программы Московского музея современного искусства по осуществлению крупных международных выставок ключевых отечественных авторов.
Яркий художник своего времени, Кулаков в своей практике наиболее полно представил процессы, которые происходили в отечественном искусстве в период открытости и свободы в середине 50-60-х годов ХХ века. Кулаков одним из первых выставил радикальную абстракцию на типичных для того времени квартирных выставках. За нее он подвергся жесткой критике в прессе, опасность ареста побудила его скрыться в Ленинграде, а позже — в Италии, где он провел половину жизни и скончался в 2015 году в возрасте 82 лет.
В московский период Кулаков одним из первых уловил идейные флюиды «Оттепели» и нашел характерные для нее визуальные эквиваленты. Творческий порыв, витальность, интуитивизм, культ случайности и импровизации, существование в разрыве с прошлым — все эти темы были пережиты Кулаковым. В его работах черты культуры данного времени столь наглядны, что сегодня с исторической дистанции они кажутся эталоном стиля оттепельного десятилетия.
«Стиль Оттепели» — масштабная ретроспектива Михаила Кулакова, условно поделенная куратором выставки Андреем Ерофеевым на два раздела — период увлечения художника абстракцией и символизмом. Проект в ММОМА на Гоголевском бульваре представит более 140 работ Кулакова и произведений других российских авторов. В своих живописных работах Михаил Кулаков объединил две тенденции, характерные для культуры «Оттепели».
С одной стороны, это увлечение советских художников последними достижениями американского искусства, в частности, живописью действия и абстрактным экспрессионизмом, а также западноевропейским ташизмом. В левом крыле музея будут представлены более 40 ташистских произведений Михаила Кулакова, а также работы художников-абстракционистов, с которыми Кулаков вместе или параллельно работал на рубеже 1950-1960-х годов. В экспозицию войдут работы Владимира Слепяна, Бориса Турецкого, Олега Прокофьева, Валерия Юрлова, Льва Кропивницкого, Владимира Яковлева, Николая Вечтомова, ближайшего друга и соавтора Кулакова Евгения Михнова-Войтенко.
С 18 апреля в Анфиладе Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, 5/25) выставочный проект «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом».
Творческая карьера архитектора Александра Ивановича Гегелло (1891 – 1965) началась с проектов в классическом духе: этому способствовал не только ставший для него родным Петербург, но и модный в 1910-е годы ретроспективизм, а также мощная школа Академии художеств, где Гегелло обучался у Ивана Александровича Фомина. В 1920-е архитектор создал самые известные свои постройки – Дворец культуры имени А.М. Горького и ансамбль на Тракторной улице. Как и многие другие авангардные проекты молодого Гегелло, они далеки от утопических представлений – архитектор par excellence, он, прежде всего, интересовался функцией, тем, как она встраивается в конкретное пространство.
15 апреля - 14 июля 2019 в Инженерном корпусе ГТГ выставка "Эдвард Мунк">
4 апреля - 23 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет выставка "Французские каникулы" Жана-Даниэля Лорье – одного из самых известных фотографов Франции и мировой легенды модной фотографии.
На персональной выставке автора будут представлены работы 1970-х, 80-х и 90-х годов. В поисках солнца и атмосферы dolce vita, Лорье снимал супермоделей и знаменитостей в райских уголках планеты, среди которых Марокко, о. Маврикий, Сейшельские острова. Как говорит сам автор: «Я решил выразить свободу и счастье в своих фотографиях». Лорье получил широкую известность, работая с крупными изданиями, включая Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, а также с домами высокой моды –Dior, Lanvin, Cartier и Céline среди прочих. Он работал с такими знаменитостями, как Мария Каллас, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Одри Хепберн, Карла Бруни, Летиция Каста, Клаудия Шиффер. На открытие выставки приедет сам автор.
27 марта - 28 июля в Новой Третьяковке "Ретроспектива Семёна Файбисовича". Открытие 26 марта>
22 марта - 9 июня 2019 в ММОМА на Петровке, 25 выставка "KOMAR & MELAMID". Открытие 21 марта.
Куратор Андрей Ерофеев, при участии Иосифа Бакштейна. Дизайн экспозиции: Ирина Корина и Илья Вознесенский.
В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.
Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.
Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.
Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».
Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.
19 марта - 18 августа 2019 в музее AZ (2-я Тверская-Ямская ул., 20-22) выставка "Птица-Тройка". Шагал, Зверев, Коcмачев. Вы увидите работы Анатолия Зверева, офорты Марка Шагала и скульптурный арт-объект Вадима Космачева, объединенные общей сюжетной линией, связанной с творчеством Н.В. Гоголя и его поэмой «Мертвые души».
16 марта - 18 августа 2019 в Новой Третьяковке выставка "Илья Репин" (залы 60–61, 80–82). Открытие 15 марта>
13 марта - 30 июня 2019 в Центре Фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная набережная, д. 3, стр. 1) выставка  «Новое прошлое Тамары Стофферс».
Церемония вручения VII Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia состоялась 1 марта 2019 года. Выставка года - «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Музей года - Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus)
;  Греция, Салоники.
Реставрация года - Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»): дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец).
Книга года - Аркадий Ипполитов. «Просто Рим. Образы Италии XXI» (М., «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018).
Личный вклад - Наталия Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ.
Шорт лист.
Выставка года.
1. «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекции V-A-C, MMOMA, Kadist»
Московский музей современного искусства (Москва). 26 апреля — 16 сентября 2018.
2.«Русский путь. От Дионисия до Малевича»
Музеи Ватикана (Ватикан). 20 ноября 2018 — 16 февраля 2019
3. «Илья и Эмилия Кабаковы. „В будущее возьмут не всех“»
Тейт Модерн (Лондон). 10 октября 2017 — 28 января 2018
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 21 апреля — 29 июля 2018
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 7 сентября 2018 — 13 января 2019.

Лонг-лист Премии будет объявлен в конце 2018 года>
Редакция газеты об искусстве The Art Newspaper Russia подвела итоги 2018 года и сформировала длинный список самых значимых событий в области искусства в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты - «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

В этом году немного изменен регламент Премии The Art Newspaper Russia – количество номинантов в лонг-листе увеличилось до семи в каждой категории. Критерии же отбора и определения победителей остаются прежними — это публичный резонанс, высокий профессиональный уровень тех или иных свершений, а также для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, особо важно отметить то, что делает российское искусство частью мирового художественного процесса, способствует международному культурному обмену.

Номинация «Музей года»
Государственная Третьяковская галерея (Москва);
Государственный Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва);
Государственный музей современного искусства – Коллекция Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, Салоники (MOMus) );
Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина) (Астрахань);
Музеи Московского Кремля (Москва);
Музей истории Витебского народного художественного училища (Витебск);
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург);
Номинация «Выставка года»
«Василий Верещагин» / Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Генеральная репетиция» / Фонд V-A-C и Московский Музей Современного Искусства (Москва);
Илья и Эмилия Кабаковы «В будущее возьмут не всех» / Tate Modern (Лондон); Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург); Государственная Третьяковская галерея (Москва);
«Ожившая пьеса императрицы», «Призрак-рыЦАРЬ», «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура» / Музей-заповедник «Царицыно» (Москва);
«Пикассо & Хохлова» / Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва);
«Русский путь. От Дионисия до Малевича» / Музеи Ватикана (Ватикан);
Музейно-театральный проект «Хранить вечно!» / Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург);
Номинация «Книга года»
Анна Вяземцева «Тоталитарное искусство Италии» / РИП-Холдинг, 2018;
Борис Гройс «В потоке» (пер. А.Фоменко) / Ад Маргинем Пресс и МСИ «Гараж», 2018;
Аркадий Ипполитов «Просто Рим. Образы Италии XXI» / Издательство КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2018;
Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть» / Слово/Slovo, 2018;
Ольга Тилкес «Истории страны Рембрандта» / Новое литературное обозрение, 2018;
Анна Чудецкая «Владимир Вейсберг. От цвета к свету» / Искусство-XXI век, 2018;
Юдин Л. Сказать свое...: Дневники. Документы. Письма. Свидетельства современников / Русский авангард, 2017;
Номинация «Реставрация года»
Карл Брюллов. «Портрет Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» / Лаборатория научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа;
Дворец Петра III, Китайский дворец, убранство церковного павильона и интерьеры покоев Воронцовой (Большой Меншиковский дворец) / Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф»);
Изучение и реставрация скульптур из фонда перемещенных ценностей: «Иоанн Креститель» Донателло, «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина при участии НИЦ «Курчатовский институт»;
«Небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района Архангельской области / Кенозерский национальный парк. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. И.Э.Грабаря;
Особняк Кекушевой на Остоженке, 21 / Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД РФ. «Стройсервис-5»;
Владимир Татлин. «Летатлин» / Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Реставрационные мастерские Государственной Третьяковской галереи при участии ВХНРЦ и ВМДПНИ;
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. 1613 / Российская государственная библиотека. Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
Номинация «Личный вклад»
Михаил Абрамов, основатель частного Музея русской иконы;
Вагит Алекперов, основатель Музея Международного нумизматического клуба;
Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C («Виктория – искусство быть современным»);
Наталья Опалева, основатель и генеральный директор Музея AZ;
Алишер Усманов, основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»;
Ася Филиппова, основатель и директор центра творческих индустрий «Фабрика»;
Давид Якобашвили, основатель музея «Собрание».

Шорт-лист будет сформирован и объявлен в январе 2019 года, в него войдут по три финалиста в каждой номинации.
1 ноября 2018 - 1 ноября 2019 в гостях у Государственной Третьяковской галереи Нижегородский государственный художественный музей. Выставка пяти значительных полотен русских художников второй половины XIX века из коллекции Нижегородского государственного художественного музея.
Картины будут включены в пространство постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. В экспозиции можно будет увидеть исполненную А.П. Боголюбовым монументальную панораму Нижнего Новгорода во время проведения торговой ярмарки, полотно «Берега Далмации» кисти И.К. Айвазовского и картину И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком».
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO