ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В  МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

СЕГОДНЯ В МОСКВЕ:
 

13 ноября - 31 декабря 2019 в галерее JArt (Москва, 3-я улица Ямского поля, 9, Art Residence) "Бар Moscow Land" Сергея Шеховцова.>
13 ноября - 17 декабря галерея Syntax (Москва, Тверская ул., 3, здание The Ritz-Carlton, Moscow, -2 этаж) представляет выставку Алексея Мандыча «Преврати это в свет (проповеди мертвым).Посвящается моему отцу».
12 ноября выставкой «ГРАУНД зин фест. Расширение» в центре Москвы открылась галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка».
В этом году Галерея Солянка отмечает свое 30-летие и принимает проект ГРАУНД как смыслообразующий и долгосрочный. С 2009 года галерея специализируется на современном искусстве, а с 12 ноября Солянка расширит спектр видов искусства.
Проект ГРАУНД стремится найти общие темы и универсальный язык общения со своей аудиторией на территории вокруг себя. Желание включать в процессы работы галереи-мастерской молодых авторов и провоцировать признанных мастеров на острые эксперименты приводит к появлению инновационных проектов.
Первым проектом галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» станет выставка «ГРАУНД зин фест. Расширение», посвященная авторской книге — зинам (от английского слова «журнал» — magaZINE). Кураторами выступают Катерина Савина и Катя Бочавар. 14 авторов и художественных групп соберутся на первом этаже Солянки, чтобы рассказать, что зин — это не просто книга, но своеобразный дневник автора, представляющий собой срез его интересов, мыслей, вкусовых предпочтений на данный момент. «ГРАУНД зин фест» помогает художникам осуществить проекты их книг, предоставляя им свои творческие ресурсы и материальную базу. Среди авторов «ГРАУНД зин феста» — художники-графики и перформеры, саундартисты и муралисты, живописцы и фэшн-дизайнеры, и для многих это первый опыт книгоиздания.
Слово «расширение» в названии проекта указывает на то, что зин стремится выйти за границы бумажного формата, не умещаясь в пространстве между первой и последней книжными страницами. Зин может расшириться даже до размеров инсталляции, объемно проиллюстрировав те явления, события и чувства, которые заставили участников выставки выразить себя через зин.
Директор галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка»
Катя Бочавар:  «ГРАУНД реализует себя как проект полного цикла, способствующий созданию произведений в арт-резиденциях в таких направлениях, как: авторская книга, саунд-арт, контемпорари музыка и танец, перформанс, инсталляции, современный театр, дизайн, радио-арт и многое другое. Произведения здесь не только выставляются, но задумываются, создаются, распространяются, продаются. Этим галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» будет отличаться от других приютов современного искусства и культуры, которыми так богата Москва».
12 ноября – 24 ноября 2019 года в ЦТИ Фабрика  лауреат шестой сессии «Фабричных мастерских» Денис Мустафин представляет инсталляцию «Удаление», которая построена в пространстве большого фабричного цеха – зала «Оливье».
12 ноября 2019 - 12 января 2010 в Новой Третьяковке выставка "Геометризмы. 1950-е - 2000-е". Геометрический абстракционизм – течение в абстрактном искусстве, в основе которого лежит создание художественного образа путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
В отечественном искусстве середины 1950-х годов обращение к абстрактному искусству было широко распространено в «неофициальной» среде. Художники молодого тогда поколения знакомились с языком геометрической абстракции от последователей русских авангардистов или открывали для себя иное искусство, посещая запасники Третьяковской галереи и читая привезенные с Запада журналы.
Московская школа геометрической абстракции разнообразна в своих проявлениях, каждый из мастеров внес свои особенности в ее развитие: В.Е. Андреенков, Р.Л. Апресян, Т.В. Баданина, А.В. Каменский, А.В. Кирцова, В.Н. Немухин, Э.А. Штейнберг, А.М. Юликов, В.И. Юрлов.
11 - 24 ноября 2019 в Выставочныйом зале Товарищества живописцев МСХ на 1-й Тверской-Ямской, 20 выставку Юрия Орлова "Встречи">
С 7 по 19 ноября в музее Ар Деко (Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 4, подъезд 2) выставка Ольги Гавришевой «Гибель богов – Extra dry».
Каковы нынешние боги, что становится темой современной мифологии? Мы живем в эпоху, когда вера подвергается сомнениям. Чем теперь ведают «боги», расположившиеся между святящимся экраном и супермаркетом?
С 8 по 29 ноября в Галерее Ruarts (Москва, 1-й Зачатьевский переулок, 10)  проект Дмитрия Цветкова Showroom. Открытие 7 ноября.
На этот раз пространство галереи превратится в роскошный бутик, полный нарядов и украшений, созданных художником за последние годы. Повсюду расставлены манекены, а на них — богато расшитые платья, камзолы и мундиры, увешанные тяжелыми орденами. Изысканные ткани соперничают здесь с обилием отделки. На стеллажах — элегантные сумки, головные уборы и обувь на любой вкус, в ларцах — драгоценные украшения. А на столах — вазоны с заморскими фруктами. Но стоит зайти в примерочную и взглянуть в огромное зеркало в массивной раме, как сразу понимаешь, что попал в Зазеркалье, где все отражается, кроме тебя самого. Красивые костюмы по-прежнему висят на вешалках, но ты никогда не будешь в них ходить. Можно сколько угодно любоваться модными туфлями, но они совершенно непригодны для носки. Блеск жемчуга и бриллиантов завораживает, но моментально исчезает при прикосновении.>
7 - 26 ноября галерея Ковчег в Трубниковском переулке, 22, стр. 2 представляет выставку Екатерины Корниловой "Москва – Карабаново, далее везде". Открытие 6 ноября.
Отец Екатерины, поэт Владимир Корнилов написал однажды стихотворение «Музыка для себя» - о музыкантах, играющих джаз в несущейся заполночь электричке. «Только восторг свободы да разворот души – и никакой заботы, проповеди и лжи!» Что, с некоторой поправкой на темперамент, вполне относится и к автору нынешней ковчеговской выставки – название которой напоминает строку в расписании или маршрут, указанный на лобовом стекле пригородного поезда.
5-12 ноября 2019 года в Зверевском центре современного искусства (Москва, Новорязанская 29, стр 2) выставка группы "Передвижницы". Автопортрет как жест социальной саморепрезентации, вот что является темой новой выставки арт-группы «Передвижницы». Языком изобразительного искусства художницы расскажут историю, каждая свою и все – общую. Историю современности, увиденную
глазами женщин-художниц. Экспериментальные и авангардные медиумы, групповой перформанс и индивидуальные перформансы, а так же тотальная инсталляция: всё это и многое другое будет
представлено зрителю на третьей  выставке группы «Передвижницы». Участницы выставки: Ариша Андреева, Таня Сушенкова, Антжелина Аганина, Евгения Кузнецова, Диана Галимзянова, Анастасия Масловская, Элина Мухина, Мария Сивкова, Ася Шеина, Ирина Новикова, Елена Дроздова, Юляша Срульнег, Евгения Швецова, Татьяна Сириус, Милана Ювента, Екатерина Бочарова, Виктория Рос, Владислава Романова и Хартон Круглов..
Основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства проходит в Государственной Третьяковской галерее, (Крымский вал, 10) с 30 октября 2018 по 22 января 2019 года.
Впервые партнёром Московской биеннале выступила международная институция – Альбертина (Вена, Австрия).
ураторская команда Основного проекта 8-й Московской биеннале:
куратор - Дмитрий Черняков;
архитекторы: Сергей Чобан, Агния Стерлигова
.
Выбор работ и художников: члены Экспертного совета Московской биеннале и Элси Лахнер (Альбертина, Вена, Австрия).
Александр Бродский (Россия), Павел Отдельнов (Россия), Герман Ницш (Австрия) делают проекты специально для 8й Московской биеннале.
Дискуссионная программа 8-й Московской биеннале будет частью проекта «15/24» - комплексной инновационной международной программы по привлечению на выставки и в музеи молодежи в возрасте 15–24 лет.
Проект «Музей 15/24» станет первым в России выставочно-образовательным проектом, формирующим единую базу знаний о методах привлечения молодёжи к современной культуре.
Проект реализуется международным консорциумом в составе Фонда «Эрмитаж на Амстеле», Фонда «Эрмитаж XXI век», Аутсайдер Арт Музея (Нидерланды) под руководством Государственного Эрмитажа. Московская международная биеннале современного искусства стала партнёром проекта в 2018 г. «15/24» является частью международной программы Creative Twining (Нидерланды).
Художники Основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства:
1. Георг Базелиц (Германия)
2. Стефан Балкенхол (Германия)
3. Александр Бродский (Россия)
4. Евгения Буравлёва (Россия)
5. Харм Вейстра и Эдди Бал (Нидерланды)
6. Соня Гангл (Австрия)
7. Евгений Гранильщиков (Россия)
8. Алекс Кац (США)
9. Андрей Кузькин (Россия)
10. Мария Кулагина (Россия)
11. Халла бинт Кхалид (Саудовская Аравия)
12. Рашид аль Кхалифа (Бахрейн)
13. Мохаммед Кходжа (Саудовская Аравия)
14. Мария Лассниг (Австрия)
15. Лейла (Азербайджан)
16. Алексей Лука (Россия)
17. Орхан Мамедов (Азербайджан)
18. Тони Мателли (США)
19. Мунтин / Розенблюм (Австрия)
20. Герман Ницш (Австрия)
21. Павел Отдельнов (Россия)
22. Паола Пиви (Италия, живёт и работает в США)
23. Егор Плотников (Россия)
24. Виталий Пушницкий (Россия)
25. Нео Раух (Германия)
26. Герхард Рихтер (Германия)
27. Наталья Ситникова (Россия)
28. Мария Суворова (Россия)
29. Лицзюнь Фан (Китай)
30. Ксения Хауснер (Австрия)
31. Джан Хуан (Китай)
32. Вали Экспорт (Австрия)
33. Валерий Кошляков (Россия)
31 октября - 1 декабря в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10 выставка Маши Обуховой "Повелители мух". Открытие 30 октября. Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства «Молодые львы». Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. выставка организована совместно с галерей Триумф>
Открывая ГЭС–2 - 29.10.2019 в ИТАР-ТАСС состоялась первая презентация ГЭС–2.
Председатель правления компании «Новатэк», президент фонда V–A–C Леонид Михельсон, архитектор Ренцо Пиано, генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика объявили официальные сроки открытия ГЭС-2 и рассказали о программе нового московского пространства на ближайшие годы. Также в конференции принял участие исландский художник Рагнар Кьяртанссон.
С 29 октября до 1 декабря в выставочном зале Ковчег на ул Немчинова, 12 выставка "Человек играющий".
Йохан Хейзинга - нидерландский культуроголог в 1938 году в своей работе «Homo ludens» предложил совершенно новый подход происхождения и эволюции культуры. Он рассмотрел понятие игры как часть понятия культуры в целом.
Выставочный проект «Homo ludens: человек играющий» это попытка раскрыть разные области игры, изучить в максимальном приближении пересечения игрового момента и состояний инфантильности, детскости, наивности и в то же время абсолютной серьезности. Попадая в пространство всеобъемлющей игры, зритель переживает различные метаморфозы. С позиции наблюдателя и философа он может перейти в состояние со-участника, примерить на себе одну из ролей и погрузиться в совершенно другие миры. Здесь игра - это в первую очередь взаимодействие, игра дающая возможнос ть выйти за пределы реального мира и сквозь «другое» параллельное пространство вернуться в состояние еще большей реальности. Это пространство парадоксов, где улыбка чеширского кота встречает зрителей на пороге, где можно увидеть звук, примерить на себя роль человека из первобытного мира или превратиться в рыцаря, раскрыть секретики, не предназначенные для чужих глаз или “сшить” кусочки чужой памяти.
Художники: Юлия Абзалтдинова, Юрий Альберт, Константин Батынков, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Екатерина Ефимова, Сергей Катран, Жан Лебедев, Владимир Немухин, Александр Панкин, Андрей Панитков, Павел Папперштейн, Леонид Соков, Александр и Ольга Флоренские, Сергей Яралов, ученики и учителя «Школы Самоопределения им. А.Н. Тубельского №734».
28 октября - 9 ноября 2019 в Выставочном зале Товарищества живописцев МСХ на 1-й Тверской-Ямской, 20 юбилейная выставка Виктора Николаевича Слатинского.
С 24 октября по 28 ноября в рамках выставки «Мерцающие суперструктуры / Oscillating Superstructures» в галерее «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы» проводится цикл концертов экспериментальной электронной музыки с участием российских и зарубежных музыкантов.
Расписание концертов:
24 октября. 20:00
Сергей Филатов – Кристиан Мюллер (Christian Müller), Швейцария
31 октября. 20:00
Владимир Горлинский – Алексей Сысоев – Сергей Филатов
21 ноября. 20:00
Николай Голиков – Сергей Филатов
28 ноября. 20:00
Сергей Филатов – Юлия Герц (Julia Giertz), Швеция.
Входной билет – 200 рублей
Участники концертов:
Сергей Филатов — звуковой художник, музыкант, создатель авторских музыкальных инструментов и звуковых скульптур; резидент сообщества soundartist; основатель лейбла экспериментальной музыки Omniauris.
Кристиан Мюллер (Christian Müller) — швейцарский кларнетист и электронный музыкант; занимается электронной импровизационной музыкой и концептуальной композицией; куратор экспериментального лейбла deszpot.
Владимир Горлинский — композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых игр, участик многих международных фестивалей; как композитор и перформер сотрудничает с Электротеатром Станиславский, Театром им. Ермоловой, Центром им. Мейерхольда.
Алексей Сысоев — композитор, музыкант-импровизатор; обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре, автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Бориса Юхананова, Веры Мартынов, Анны Абалихиной и др.
Николай Голиков — экспериментальный музыкант, художник, инженер; занимается саунд-артом, сайнс-артом, тех-артом; резидент сообщества soundartist.
Юлия Герц (Julia Giertz) — звуковой художник и композитор, базируется в Стокгольме; её художественная практика основана на опыте в хореографии и конструировании; в основном работает с иммерсивным звуком и многоканальными системами.
25 октябрь 2019 – 19 январь 2020 в галерее Наши художники (Москва, Сеченовский переулок, 2) выставка "Александр Серебряков (1907 - 1995)". Вернисаж состоится 24 октября. Кураторы выставки: Наталия Курникова и Анастасия Николаева.
Выставка посвящена русскому парижанину, художнику и декоратору Александру Серебрякову. Это его первая персональная выставка в России, и она
организована совместно с Фондом Зинаиды Серебряковой, Москва. В экспозиции собрано 50 произведений автора – пейзажей и интерьеров – 48 из них привлечены на выставку при участии Фонда.
Выставочный проект «Гео-метрия в культуре XX-XXI веков. К столетию Баухауса»
Часть I. 24 октября – 24 ноября 2019 года.
Часть II. 3 декабря 2019 года – 26 января 2020 года.
Открытие: 24 октября.
ГЦСИ, Москва, ул. Зоологичесая, д. 13, стр. 2.
Куратор: Виталий Пацюков.
Первая часть открывается отсылками к художественным системам Казимира Малевича, Василия Кандинскогои Александра Родченко, превративших пластические идеи геометрии в манифест, связывая в дальнейшем личную философию художников с идеями Баухауса. Образы Баухауса продолжаются в композициях из коллекции венгерского музея MOBIL MADI (Будапешт, Венгрия), в инсталляции «Блюз на крыше» (мастерская «Движущиеся картинки» Андрея Суздалева) и видеопроекциях немецкого авангардного кинематографа 20-х годов прошлого столетия (Ханс Рихтер, Викинг Эггелинг, Вальтер Руттман).
Органичным завершением первой части экспозиции выступят произведения Александра Родченко, Владимира Маяковского, Густава Клуциса, Валентины Кулагиной, Эль Лисицкого, Натальи Гончаровой, Михаила Матюшина, Ивана Клюна, Алексея Крученых, Варвары Степановой из собрания «Государственного музея В.В. Маяковского», посвященные идеям геометрии в советской России и формированию социалистической культуры. Визуальные смыслы этих образов наглядно подтверждаются фрагментами из фильмов выдающегося советского кинорежиссера Дзиги Вертова.
Вторая часть проекта будет посвящена развитию геометрических систем в послевоенной культуре, а затем – в период «оттепели» и в следующих фазах нашей истории. Эта часть проекта опирается в большинстве своем на произведения из фондов РОСИЗО-ГЦСИ и частных коллекций: Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Сергей Резников, Валерий Юрлов, Владимир Немухин, Франциско Инфанте-Арана, Юрий Злотников, Борис Турецкий, Александр Панкин, Игорь Шелковский, Илья Кабаков, Дмитрий Пригов.
23 октября 2019 - 23 февраля 2020 в Новой Третьяковке "Авангард №1. К 100-летию Музея живописной культуры". Когда МЖК уже завершал историю своего существования, известный Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке только открывался. Московский МЖК был ключевой структурой беспрецедентного проекта Советской России, развернувшего по стране целую сеть музеев нового типа — музеев живописной культуры, которые были призваны, «сбросив с корабля современности» классические традиции изобразительного искусства, кардинально переформатировать мышление художников и подготовить современного зрителя к восприятию новых художественных форм.
В отличие от старейшей лондонской галереи Тейт, собиравшей коллекцию современного искусства c 1917 года на средства частных учредителей, в России имел место исключительный исторический факт — государство стало главным покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. Идею уникального Музея создавали и разрабатывали сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда, великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной культуры», изобретатели смелых художественных решений — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.
Настоящая выставка посвящена только центральному — московскому Музею живописной культуры. Он существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК официально стал филиалом Третьяковской галереи. Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи. Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку № 1, списку лучших работ коллекции МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея. Этот список и дал название настоящей выставке.
Выставка впервые в музейной практике представляет реконструкцию экспозиции московского МЖК. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК и собрать ее состав так, как она была задумана организаторами в 1920-е годы. Кроме вошедших в экспозицию произведений из Третьяковской галереи, больше половины работ привезено из регионов и из-за рубежа, в том числе из Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в Кёльне.
Экспозиция задумана как развернутый рассказ о музее и его судьбе. Во вводной части представлена информация о главных организаторах МЖК и предыстории музея. Центральный раздел выставки — воссозданная экспозиция московского МЖК середины 1920-х годов.
24 октября 2019 — 20 января 2010 в Еврейском музей и центре толерантности выставка "Союз молодежи". Проект «Союз молодежи», посвященный творческому объединению авангардистов начала ХХ века, куда входили Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Владимир Татлин и многие другие, с успехом прошел в Петербурге, в Государственном Русском музее. Теперь он переезжает в Москву, в стены авангардистского Бахметьевского гаража. Выставка, созданная совместными усилиями ГРМ, Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», представляет более 80 произведений, в том числе малоизвестные работы из Русского музея, художественных музеев России, Латвии и трех частных собраний>
С 24 октября 2019 по 20 января 2020 года Еврейскомий музей и центр толерантности представляет инсталляцию Александра Бродского «Невавилонская библиотека». Куратором проекта выступает литературный критик Анна Наринская. Она отобрала для инсталляции ровно 1000 книг: собранные в одном пространстве, они станут памятником библиотеке в человеческом, даже домашнем смысле этого слова. Это библиотека, в которой все книги отобраны, прочитаны и перечитаны, оплаканы и обдуманы. Это проект, снова сводящий вместе составляющие того, что есть для нас «книга»: ее предметность, тяжесть, цвет переплета, шелест страниц и их запах, та атмосферу спокойствия и зачарованности, которая неизбежно настигает человека, оказавшегося в наполненной книгами комнате. И, собственно, текст. Художник Александр Бродский создал пространство этой инсталляции, где посетители смогут остаться с книгами один на один.
Открытия 23 октября.
22 октября 2019 — 19 января 2010 в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева выставка "Шухов. Формула архитектуры, посвященная наследию выдающегося инженера и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939).
Выставка станет крупнейшим показом творчества Шухова за последние двадцать пять лет и объединит на площадке произведения из собраний Архива РАН, РГАНТД, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Центрального государственного архива г. Москвы, Института легких конструкций в Штутгарте, Музея архитектуры в Мюнхене, архитектурного бюро Burkhalter Sumi Architekten в Цюрихе и др.
Основу экспозиции составляют два новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа. Изобретения автора существенным образом повлияли на новую эстетику в архитектуре на рубеже XIX – ХХ веков. Шухов создал прецедент синтеза архитектуры и инженерии, когда оптимальность конструкции задает оригинальность внешней формы, а форма делает распределение воспринимаемых конструкцией нагрузок зримым.>
С 22 октября в галерее pop/off/art (Винзавод) выставка Владимира Потапова «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва».
В данном проекте Владимир Потапов выступает исследователем медиапространства, работает с темой влияния соцсетей и манипулирования общественным сознанием. Герой изыскания – Кирилл Благолепов, а точнее профиль в facebook, который, вероятнее всего, является фейк-аккаунтом, созданным специально для накручивания голосов, лайков и других активностей.
Визуальное поле страницы, состоящее из репостов чужих публикаций и фотографий, используется Потаповым в качестве художественного материала для своих произведений. Живописная серия, выполненная в уже известной авторской технике с использованием яркой голографической бумаги, увековечивает этого виртуального персонажа, обладающего характеристиками человеческой личности со своими особенностями, качествами и свойствами.
С 22 октября - 20 ноября в галерее XL (Винзавод) Илья Долгов - "Метаболический дизайн">
С 22 октября - 29 ноября галерея "Треугольник" в своем пространстве на Винзаводе представляет выставку Данилы Ткаченко "Герои">
22 октября - 19 ноября галерея «ГУМ-Red-Line» (Красная площадь, 3. ГУМ, 1-я линия 3-й этаж) представляет выставку Гоши Острецова «Солнцеборцы». Открытие 22 октября.
«Солнцеборцы» – герои нового мифа, созданного Гошей Острецовым. На выставке в ГУМ-Red-Line представлена визуализация придуманного художником уникального мира, со своими героями, эко- и техно-системой.
С 22 октября Московский музей современного искусства, XIV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» и Мастерская Брусникина представляют выставку "Человек размером с дом. Выставка памяти Дмитрия Брусникина" в Образовательныйм центре ММОМА. Куратор: Ксения Перетрухина.
С 23 октября по 10 ноября в галерее Роза Азора (Никитский бульвар, 14) выставка Андрея Бильжо "С чего начиналось, но еще не закончилось...Мой поиск (выставка-продажа по дешевке)". Открытие 22 октября>
21 октября – 10 ноября 2019 в Центре творческих индустрий ФАБРИКА (Переведеновский пер., 18) выставка «FREE OFF // Освобождение», проект выпускников курса 2018/19 Школы современного искусства «Свободные мастерские» при ММОМА.
17 октября 2019 — 16 февраля 2020 в Новой Третьяковке выставка Василия Поленова. На смену гигантской ретроспективе Ильи Репина приходит монографическая выставка другого русского классика, тоже юбилейная. В этом году Василий Поленов отмечает 175-летие. В залах Новой Третьяковки на Крымском Валу соберут более 150 произведений художника из 14 российских музеев и частных собраний, от пейзажа и портрета до религиозной живописи и театральных декораций. Из Русского музея на выставку специально привезут гигантское полотно «Христос и грешница».
Открытие 16 октяюря.
С 16 октября Московский музей современного искусства и Компания Smart Art представляют две выставки.
Анастасия Потемкина. Когда цветы не отбрасывают тени. Куратор: Андрей Паршиков.
Дарья Иринчеева. Непрерывная функция. Куратор: Алексей Масляев.
ММОМА - Гоголевский бульвар, 10/2>
16 октября — 24 ноября в Московский музей современного искусства выставка Йоко Оно. Выставка в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» призвана раскрыть основные элементы художественных практик Йоко Оно. Открытие 14 октября.
Московский музей современного искусства представляет первый масштабный проект Йоко Оно в России, который включает в себя знаменитые текстовые «Инструкции», реэнэктменты классических перформансов художницы, ее видео-работы, а также работу Водное событие / Water Event (1971), воссозданную при участии российских современных художников: Ольги Кройтор, Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса Шурипы, Светы Шуваевой.
14 октября - 17 ноября в Крокин галерее (Москва, Климентовский пер., 9/1 8.964.564.03.03) выставка Александра Пономарева "Теория струн"
Выставка «Теория струн» о сопричастности целому, его масштабу, глубине и тому, что вообще не возможно отследить, а иногда и изобразить.
Здесь не произойдёт всплытия субмарины, не исчезнут острова в Северном море, не дрогнет Антарктида. Напротив. Пономарёв реконструирует нечто внутреннее, своё. Он воспроизводит Теорию Струн, свою Теорию Струн, в контексте и векторе многосложной легенды, где сам автор homoviator - человек путешествующий, её слепок, онтологически с нею связанный в пространстве «глубокого ощущения чуда»
>
С 11 октября по 8 декабря в галерее «Электромузей в Ростокино» (Ростокинская, 1) Объединения «Выставочные залы Москвы» совместная персональная выставка саундартистов Сергея Филатова (Россия) и Якоба Ремина (Jacob Remin, Дания) «Мерцающие суперструктуры / Oscillating Superstructures».
Одновременно в Галерее Звукового Искусства — SA)) gallery, расположенной в «Электромузее», будет представлен совместный проект Сергея Филатова и Якоба Ремина «Пространственная корреляция / Spatial correlation».
Это — многоканальная инсталляция, создающая звуковую среду на основании взаимовлияния авторских полевых записей (электромагнитные излучение сигналов устройств передачи беспроводного интернета) и медиа-объекта "MetaRotator", созданного Сергеем Филатовым по принципу электромагнитной индукции.
Сергей Филатов: полевые записи, DIY объект-генератор; Якоб Ремин: программирование (Max/MSP).
10 октября — 26 января в Музее русского импрессионизма "Импрессионизм и испанское искусство". Редкая возможность увидеть полотна, графику и скульптуру из 14 музеев Испании, в том числе Национального музея Каталонии и Музея изобразительных искусств Бильбао, и из частных коллекций и открыть для себя неведомый и красочный мир испанского импрессионизма. Кроме Игнасио Сулоаги и Хоакина Сорольи — флагманов иберийского искусства того времени, в Москву привезут многих менее известных авторов, работавших в 1880–1910-е годы бок о бок с французскими импрессионистами.
С 9 октября по 17 ноября 2019 года в Московском музее современного искусства (ММОМА) на ул. Петровка, д.25  выставка номинантов Премии Кандинского 2019. Пресс-показ и открытие 8 октября.
Экспозиция – Ирина Горлова, Наталия Герасина. Архитектура и дизайн - Нана Абдрашитова.
Список финалистов Премии (шорт-лист) будет объявлен в конце октября, а победители Премии станут известны на официальной церемонии награждения, которая пройдет в ММОМА (Петровка, 25) 13 ноября 2019 года.
Номинантами стали (списки составлены в алфавитном порядке):

Номинация «Проект года»
1. Евгений Антуфьев «Когда искусство становится частью ландшафта. Части I, II и III»
2. Александр Бродский «Красная дорожка»
3. Дмитрий Венков «Гимны Московии»
4. Павел Отдельнов «Психозойская эра»
5. Полина Канис «Процедура»
6. Ирина Корина «Не только про тебя»
7. Таус Махачева «Байда»
8. Таус Махачева «Дорогие Р., Р., К., С., М., А., С., С., К., И., Г., Л., А., А., Л., П., Г., И., Д., Д., М., С., Б., О., Ф., Ф., Р., Д., М., Е., Л., И., Ф., Л., А., М., Т., К., К., Л., П., Ф., В., А., Л., Л.»
9. Таус Махачева «ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция) Spa»
10. Арт-группа МишМаш «SuperJew. Слухи о Хидеоизме»
11. Александр Морозов «Акчим. Координаты 60°28'35" с.ш. 58°02'53" в.д.»
12. Александра Паперно «Любовь к себе среди руин»
13. Саша Пирогова «Сад»
14. Арт-группа ПРОВМЫЗА «Post-mortem сhronography»
15. Хаим Сокол «Бумажная память»

Номинация «Молодой художник. Проект года»
1. Евгений Антуфьев «Бессмертие навсегда: комнаты Льва Толстого»
2. Ян Гинзбург «Механический жук»
3. Кирилл Глущенко «Венец»
4. Арт-группа Город Устинов «Частицы»
5. Егор Крафт «Ákkta»
6. Ася Маракулина «Комната отдыха»
7. Дмитрий Морозов ::vtol:: «12262»
8. Альбина Мохрякова «Каэгха»
9. Тимофей Радя «Всё это не сон»
10. Кирилл Савченков «Ch(K)ris(tin). Close Air Support»

Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»
1. Иосиф Бакштейн «Статьи и диалоги»
2. Евгений Барабанов «Метагеометрия художника Штейнберга»
3. Игорь Поносов «Искусство и город»
4. Маргарита Тупицына «Moscow Vanguard Art: 1922 —1992»
5. Андрей Хлобыстин «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века»

Экспертный совет 12-й Премии Кандинского в номинациях «Проект года» и «Молодой художник. Проект года»
Аллахвердиева Наиля Искусствовед, куратор, арт-директор Музея современного искусства PERMM, лауреат премии Сергея Курехина в номинации «Лучший кураторский проект» (2013) и премии Пермского края в сфере культуры и искусства (2018), Пермь
Багдонайте Алиса Главный куратор Центра современного искусства «Заря», Владивосток;соучредитель галереи современного молодого искусства «Треугольник», Владивосток – Москва
Баландин Сергеей Художник, куратор, арт-критик, представитель акционизма в Самаре, научный сотрудник галереи «Виктория», Самара
Горлова Ирина Искусствовед, руководитель Отдела новейших течений ГТГ, Москва
Джеуза Антонио Доктор философии, независимый куратор и критик, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту, Москва
Ерофеев Андрей Искусствовед, куратор, критик, сопредседатель российской секции Международной ассоциации художественных критиков (АICA), Москва
Зайцева Анна Куратор, заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт музея (ММАМ), Москва
Курехина Анастасия Президент Благотворительного Фонда и Премии Сергея Курехина, Санкт-Петербург
Насимова Мария Главный куратор Еврейского музея и Центра толерантности, Москва
Новоселов Алексей Заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Московского музея современного искусства, Москва
Осмоловский Анатолий Художник, теоретик, куратор, лауреат Премии Кандинского 2007 в номинации «Художник года», основатель и ректор Института современного искусства «БАЗА», Москва
Палажченко Николай Искусствовед, куратор, арт-критик, арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, представитель международной художественной ярмарки Art Basel в России, Москва
Попов Сергей Искусствовед, куратор, основатель галереи pop/off/art, Москва
Преображенский Кирилл Художник, куратор, преподаватель, руководитель мастерской «Видеоарт» в Школе Родченко, Москва
Светляков Кирилл Кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству отдела руководства ГТГ, Москва
Селина Елена Искусствовед, куратор, основатель галереи XL и XL Projects, Москва,Россия
Турчина Ольга Искусствовед, куратор, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, Москва
Усольцева Светлана Куратор, начальник отдела художественных программ Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Екатеринбург
Чагина Сабина Куратор, сооснователь биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» и одноименного творческого объединения, Москва
Чайка Евгения Куратор, заместитель директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Екатеринбург
Шишко Ольга Искусствовед, куратор, руководитель отдела кино и медаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Москва

Экспертный совет 12-й Премии Кандинского в номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»
Молок Николай Кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Искусствознание», Москва
Обухова Александра Искусствовед, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж», Москва
Пыркина Дарья Кандидат искусствоведения, критик, куратор, заведующий отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи, Москва
Розенфельд Алла Доктор искусствоведения, куратор российского и европейского искусства Mead Art Museum, Amherst College, Нью-Йорк
Фоменко Андрей Доктор искусствоведения, критик современного искусства и кино, преподаватель факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург
В 2019 году в оргкомитет Премии поступило 636 заявок от соискателей из 73 городов России, включая Нижний Тагил, Иркутск, Находку, Геленджик, Анапу, Гудермес и многие другие. Среди них: 294 заявки в номинацию «Проект года», 330 заявок в номинацию «Молодой художник. Проект года», 12 заявок в номинацию «Научная работа. История и теория современного искусства».
В научную номинацию, где могут участвовать не только россияне, но и граждане других стран, заявки поступили также из США и Чехии.
7 октября 2019 во внутреннем дворе Новой Третьяковки навсегда поселились «человека» Игоря Шелковского – «Стоящий», «Шагающий» и «Бегущий». Трехметровые металлические скульптуры созданы специально для открытого пространства. Давняя мечта Шелковского о выходе современной скульптуры в город осуществилась благодаря дару коллекционеров Алины и Дмитрия Пинских.
ГТГ, главный государственный хранитель национального искусства, делает первый шаг в новой практике формирования общественного пространства, что созвучно будущему Третьяковки, которая, по замыслу автора концепции реконструкции Рэма Колхаса, станет «открытым музеем».

«Искусство выражает суть своего времени, своей эпохи, и не может быть вне этого. У нас в собрании – считаные работы неофициальных художников, почти нет искусства 1990-х, 2000-х. Сейчас мы стараемся пополнять коллекцию современного искусства: спасибо, что есть меценаты и фонды, которые его передают в дар ГТГ», - говорит Зельфира Трегулова в одном из своих интервью.
«Мы рады содействовать тому, чтобы ГТГ могла показывать масштабные работы – скульптуру, инсталляции, объекты театрального искусства… Наша цель – привлечь общественный интерес, спонсоров и донаторов к формированию актуальной коллекции музея», - высказывается соавтор идеи культуролог Инна Крымова.
«То, что сейчас в России начинают обращать внимание на наше национальное искусство, в том числе и современное, оставляет надежду, что и оно сможет занять достойное место в искусстве общемировом. Если хочешь, чтобы твоим искусством заинтересовались другие, сначала заинтересуйся им сам, Этот путь проходят все страны – от Франции до Китая», - комментирует художник Игорь Шелковский.
6 октября - 6 ноября в галерее на Чистых Прудах (Чистопрудный б-р, 5/10, вход со стороны Гусятникова пер.) выставка живописи и графики Льва Саксонова. К 90-летию художник приготовил работы преимущественно последних лет, хотя в экспозицию включены и некоторые более ранние произведения. В их числе уникальная печатная графика 1960-х — гравюры на воске. С самой ранней поры Саксонов стремился обрести собственную авторскую технику и нашёл её в сочетании приёмов офорта с работой акварелью, гуашью, масляной пастелью.
С 5 октября лекционный цикл в Пунктуме (Москва, ул. Дубининская, д.20/1, Библиотека) "Темные теории или философия после постмодерна".
Философский постмодерн – во всяком случае, в его радикальной форме – был тупиком, хитрым змием, кусающим собственный хвост. Для кого-то трагедия, а для кого-то – вызов. Достаточно быстро, уже в 90-е годы возникли мыслители, целые направления мысли, наощупь отыскивающие выход из постмодернистского тупика в новые, смутные области. Ясно, что оставаться постмодернистами не было ни сил, ни желания. Но ясно и то, что возвращаться в докритическое состояние «до постмодерна» также нельзя, ибо слишком сильна, разрушительна оказалась зубастая постмодернистская критика. Что оставалось, так это идти куда-то вперед, в неизведанное, покамест неосвещенное пространство. Теории, появившиеся на этом пути, мы будем условно называть Тёмными – не только потому, что это слово одно из излюбленных в их арсенале. Темны они потому, что ищут для мысли объекты, максимально далекие от привычного света человеческого, слишком человеческого разума. Животные и микробы, грибы и бактерии, непроницаемый космос и океанические бездны, холодные коды киберкультуры, нечеловеческое и де-антропологизированное, постгуманистическое и даже антигуманистическое – вот часть тех тем, которые концептуализируют Тёмные Теории, эта парадоксальная мысль, располагающаяся за пределами теплого и уютного субъективного мироздания. Мы пойдем следом – хоть краешком глаза увидеть, есть ли там что-то, и, если да, то что именно.
5 октября.
Лекция 1. Акторно-сетевая теория. Живой классик философии и социологии, Бруно Латур был одним из первых популяризаторов постгуманистического тренда в философии, переживавшей свой постмодернистско-посттравматический синдром. В акторно-сетевой теории (АСТ) Латура вещи-объекты осмысляются в их онтологическом равноправии с людьми-субъектами. Обратившись к АСТ, обсудим знаменитый латуровский лозунг «Нового времени не было!», понятия акторов и сетей и многое прочее.
12 октября.
Лекция 2. Спекулятивный реализм. Если Латур продвигал постгуманизм через социологию, главный интеллектуальный трендсеттер нашего времени Квентин Мейясу идет много дальше, предлагая виртуозное онтологическое доказательство самой возможности мышления за пределами классического субъекта. Предложенный им метод рассуждения лег в основу влиятельного международного движения спекулятивного реализма (СР), претендующего на философский пересмотр широкого спектра культурных явлений от науки до поп-культуры и обратно. Обратившись к СР, обсудим предложенный Мейясу метод, выдвинутые им понятия корреляционизма, доисторического, архиископаемого и многое прочее.
19 октября.
Лекция 3. Объектно-ориентированная онтология. Следуя за новаторскими интуициями Латура и Мейясу, философ Грэм Харман, одновременно солидаризирующийся и расходящийся с движением спекулятивного реализма, выдвинул свою версию нового философского поворота, маркировав ее как объектно-ориентированную онтологию (ООО). В ней, что следует уже из названия, также проводится стратегия онтологического уравнивания людей и вещей, но акцент делается на вопросе о том, как именно вещи-объекты функционируют на заявленной онтологической плоскости. Обратившись к ООО, обсудим так называемый имматериализм Хармана, четверичную структуру описанных им объектов и многое прочее.
26 октября.
Лекция 4. Тёмный витализм. Стимулировав философское исследование широких внесубъектных областей, спекулятивно-реалистические и объектно-ориентированные методологии вызвали к жизни множество региональных теорий. Одной из них стал так называемый тёмный витализм (ТВ) Бена Вударда, пытающийся концептуализировать феномен десубъективированной и внечеловеческой жизни. Обратившись к ТВ, обсудим тревожные метаморфозы жизни между человеческим и нечеловеческим миром, в котором нам встретятся, например, слизь, грибы, Г. Ф. Лавкрафт и многое прочее.
2 ноября.
Лекция 5. Тёмная экология. Логика тёмного витализма – разве что в более концентрированной форме – работает и в проекте тёмной экологии, привычно привязанной к имени Тимоти Мортона. Тёмная сторона так понятой экологии – это мир по ту сторону антропоцентрической дихотомии человека и противопоставленной ему объектной среды, и бытие по ту сторону этой дихотомии взывает к новым вопросам о не-антропоцентрическом существовании человека в окружающем мире, его со-существовании с не-человеческим. Обратившись к этим вопросам, обсудим детали проекта Т. Мортона, идею «экологии без Природы» и многое прочее.
9 ноября.
Лекция 6. Каннибальские метафизики. Тёмной стороной человеческого издавна – наряду с животным, с безумцем и так далее – выступал дикарь, варвар, словом, нецивилизованный получеловек-полузверь. И если антропоцентрическая гуманитаристика стигматизировала дикаря не просто как другого, но как плохого другого, современная антропология пытается осмыслить его в безоценочной постгуманистической перспективе. Обратившись к ней, обсудим антропологические проекты Э. Вивейруша де Кастру и Э. Кона, идею постструктуралистской антропологии и многое прочее.
16 ноября.
Лекция 7. Киберготика. Наряду с витализмом – и часто против него, – второй линией ускользания современной философии в ее тёмное подпространство выступает киберкультура. И, как в случае с витализмом, это ускользание вариативно: от крайнего антигуманизма Ника Ланда до более оптимистичных, эмансипирующих проектов левого акселлерационизма или кибер-феминизма. Обратившись к «кибер-ТТ», обсудим заметные, яркие кибер-утопии и кибер-дистопии, понятие киборга, различия левого и правого акселлерационизма и многое прочее.

23 ноября.
Лекция 8. Тёмное Просвещение: политика и ТТ. Имя известного киберготического писателя Ника Ланда как правило связывается с парадоксальным понятием Тёмного Просвещения (ТП). Под ним подразумевается теоретически-политическая критика гуманистического просвещенческого проекта с позиций постгуманизма и даже антигуманизма радикализированных Тёмных Теорий. Обратившись к проекту ТП, обсудим его сходства и расхождения с другими «тёмными» политическими проектами, строящимися вокруг центрального вопроса: что может значить политика в мире, в котором человек более не занимает своего прежнего привилегированного положения?
5 октября - 6 декабря 2019 в Институте свободных искусств и наук ММУ (Ленинградский проспект, 17, Международный университет) выставка «TECHNE: техника как искусство», посвященной технике офорта. Для куратора и участника выставки Александра Бродского в офорте важна, в частности, его неразрывная связь с архитектурой с тех времен, когда офорт был единственным способом размножить чертежи. Работая в этой технике, архитектор чувствует преемственность с Пиранези, Леду, Булле...
Однако, как офорт не исчерпывается возможностью копирования архитектурных гравюр, так и архитектура – это не только чертежи и проекции. Каждый офорт сам по себе – проект: в нем есть приготовление, предположение, сочинение последовательности штрихов, травлений и нанесения красок, и есть результат – отпечаток.
Графические работы, представленные на выставке, проблематизируют статус объекта искусства в эпоху его воспроизводимости и ситуацию, когда произведение заведомо множественно, однако каждый отпечаток уникален. Свойства старинной художественной техники оказываются сутью τέχνη, собственно искусства.
Участники:Олег Кудряшов, Наталья Заровная,Андрей красулин, Мария Симонова, Валерий Орлов, Василий власов, Александр Бродский, Александр Бродский (Aleksandr Brodsky) младший, Кура.
Выставка «TECHNE: техника как искусство» предшествует открытию в ИСИНе офортной мастерской Александра Бродского и началу занятий в лаборатории «Архитектура через офорт».
C 28 сентября в музейном комплексе «Новый Иерусалим» выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья».  Открытие 27 сентября.
Крупный проект, приуроченный к 90-летию Московской области, объединит знаковые произведения из 11 подмосковных музеев и галерей, созданные самыми известными российскими художниками XVIII-XX веков. Увидеть эти работы в одном пространстве можно будет впервые. Выставка объединит работы Ивана Айвазовского, Давида Бурлюка, Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Натальи Гончаровой, Константина Горбатова, Алексея и Константина Коровиных, Филиппа Малявина, Михаила Нестерова, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Василия Сурикова, Роберта Фалька, Ивана Шишкина, Александры Экстер и многих других.
2 октября 2019 - 10 января 2020 в Инженерном корпусе ГТГ выставка "Константин Истомин. Цвет в окне". Открытие 1 октября.
Выставка представляет около 100 работ К.Н. Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег»>
25 сентября – 4 ноября 2019 в Аптекарском приказе музея архитектуры (Воздвиженка, 5/25) выставка «Вертикаль – Горизонталь: Рихард Пауль Лозе – Владимир Андреенков»
Вернисаж 24 сентября. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, фонд Рихарда Пауля Лозе и фонд поддержки современного искусства Надежды Брыкиной представляют выставку «Вертикаль – Горизонталь: Рихард Пауль Лозе – Владимир Андреенков».
Проект приурочен к 45-летию с момента встречи представителей двух разных художественных миров – швейцарца Рихарда Пауля Лозе (1902–1988) и советского нонконформиста Владимира Андреенкова (род. 1930).
Точкой соприкосновения творчества двух художников стали серии работ «Горизонтали» и «Вертикали», созданные ими в 1970-е годы в Швейцарии и СССР. Несмотря на внешнее сходство живописной манеры, художественный подход авторов был разным: Лозе обосновывал свои методы в текстах и вычислениях, а Андреенков подходил к своим «вертикалям» на духовно-интуитивном уровне. Первое знакомство Лозе с работами Андреенкова, состоявшееся на выставке в цюрихской галерее Рене Циглер, стало важной вехой в творческой жизни художников.
21 сентября в «Аптекарском огороде» стартовал грандиозный проект – «Камерные вечера в оранжерее» памяти Л. ван Бетховена. Серия из 34 концертов, посвящённых 250-летию Бетховена, соберёт солистов и ансамбли из России, Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии.
Художественным руководителем серии концертов выступил скрипач Роман Минц, известный как организатор фестиваля «Возвращение». Борис Березовский, Александр Рудин, Яна Иванилова, Константин Лифшиц, Лукас Генюшас, Вадим Холоденко, Александр Кобрин, Андрей Гугнин, Максим Рысанов, Чарльз Оуэн, Дмитрий Булгаков, Ойстрах-квартет, Gringolts Quartet, Quartetto di Cremona, Eliot Quartett и другие музыканты в течение сезона исполнят все квартеты Бетховена, а также его произведения для разных инструментов. В рамках серии «Камерные вечера в оранжерее» прозвучит и музыка композиторов, на которых повлияло творчество венского классика и мировые премьеры 2019 года.
«Камерные вечера в оранжерее» - беспрецедентный проект. Завсегдатаи московской филармонии не помнят когда, и были ли вообще в Москве исполнены все квартеты Бетховена в одном сезоне на одной сцене! Некоторые музыканты приедут в Россию впервые.
Первый концерт из серии «Камерные вечера в оранжерее» состоится 21 сентября. Последний концерт 11 июня 2020.
Программа фестиваля на сайте Аптекарского огорода>
20 сентября 2019 года Fragment Gallery открывается в новом здании, расположенном на территории общественного пространства и лофт-апартаментов «Красная стрела» (Москва, 3-й Красносельский переулок, дом 19), и представляет первую в России выставку американского художника Пацифико Силано «Как исчезнуть».
19 сентября – 10 ноября 2019 в галерее ArtStory (Москва, Старопименовский пер., 14) выставка "Андрей Гросицкий. Порядок вещей". Проект приурочен к 85-летию художника. Открытие 18 сентября.
В центре внимания художника лежат самые обычные вещи – предметы домашнего обихода, облупившиеся стены, старые музыкальные инструменты, ключи, замки, а иногда и просто куски ржавого металла. И хотя моделью, как правило, является предмет, его работы ошибочно было бы назвать натюрмортами, потому что Гросицкий не «портретирует» вещь как она есть, а трансформирует ее, наделяя новым смыслом, раскрывая ее «тайную» красоту и суть. Важно отметить, что для передачи своего видения окружающего нас предметного мира он создает свой собственный пластический язык – посетители выставки сразу заметят, что некоторые вещи «выходят» за пределы привычного формата холста – все вещи живут в необъятном пространстве, им будто тесно в замкнутом обрамлении. Картины как бы стремятся стать скульптурами. При этом, «несмотря на грубые с виду текстуры, которые Гросицкий использовал в качестве натуры для своих работ, его творчество пронизано невероятной нежностью и состраданием к окружавшему его миру», – говорит куратор выставки Наталья Гросицкая.>
17 сентября МАММ открыл новый сезон шестью выставками.
ФИЛИП КОЛБЕРТ «LOBSTER LAND» 18 сентября - 17 ноября.
АРХИВ СЕРЖА ЛИДО 18 сентября - 17 ноября.
РОЗМАРИ ТРОКЕЛЬ 18 сентября - 20 октября.
ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ «ГЕРОИЧЕСКИЙ МОНУМЕНТ» 18 сентября - 13 ноября.
ЕВГЕНИЙ УМНОВ. НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИЮ МАММ 18 сентября - 20 октября.
АЛЕКСАНДРА ВЕРТИНСКАЯ «ПАРАДИЗ» 18 сентября — 10 ноября 2019.
18 сентября - 10 ноября в Новой Третьяковке выставка Николая Наседкина "Нефть. Личная история". Проект известного московского художника Николая Наседкина (род. 1954) – попытка представить пространство современной России и осмыслить значение нефти в истории страны. Открытие 17 сентября.
В сознании россиян нефть мифологизирована, и Николай Наседкин выявляет этот миф. Нефть стала частью личной истории художника – более 10 лет он создавал живописные произведения, используя нефтяные суспензии. Главный вопрос проекта – можно ли разглядеть личную историю в глобальной истории современного мира?
В состав выставки будут включены: серия масштабных «нефтяных» панно и колонн, крупный объект «Светопад», а также видео, выполненные в жанре дневника путешествий художника на его малую родину в поисках родственников. В экспликациях к выставке куратор представит экскурс в историю нефти в контексте политики, экономики и искусства в СССР и современной России>
12 сентября - 9 ноября 2019 в Syntax Gallery (Cube, Москва, Тверская ул., 3, здание The Ritz-Carlton, Moscow, -2 этаж) выставка "Romantic Collection. Людмила Константинова". Открытие 12 сентября.
С 5 сентября по 17 ноября в Центре фотографии им Братьев Люмьер «Улицы Лагранжа», юбилейная ретроспектива Владимира Лагранжа. Работы фотографа стали признанной классикой советского искусства - расцвет гуманистического направления, деятельность молодого фотографического агентства «Магнум». На выставке будет представлено более 100 работ автора: классические, знакомые каждому кадры - «Бабуля» (1961), «Вратарь» (1961), «Голуби мира» (1962), «Юные балерины» (1962) и другие работы. Экспозиция охватит около сорока лет творчества Лагранжа. Он снимал для ТАСС, газеты «Правда», «Литературной газеты», немецкой «Die Freie Welt», журналов «Советское фото» и «Советский Союз».
29 августа – 24 ноября 2019 в Новом крыле Дома Гоголя выставка «Мертвые души» Михаила Булгакова. открытие 28 августа.
На экспозиции посетителя встречают две очаровательные дамы — адвокаты сторон, которые с экрана ведут рассказ о двух писателях: каждая о своем, любимом. Их реплики в следующих залах превращаются в комментарий к экспонатам, выстраивая многомерную оптику восприятия гоголевской темы — Булгаковым, его современниками, исследователями и нами. Они проведут зрителя через 20-е и 30-е годы. Через редакцию «Гудка», где среди пишущих машинок и стаканов с недопитым чаем лежат воспоминания, фотографии, «Записки на манжетах». По театральным подмосткам со множеством набросков к инсценировке «Мертвых душ» и эскизами постановки. Через кинозал с нереализованными версиями сценариев Булгакова — в зеркальную комнату, где сходятся линии
гоголевской и булгаковской судеб. 
Экспозиция оказывается сложной системой отражений, в которой читатель видит Гоголя глазами Булгакова, Булгаков видит современную ему действительность глазами Гоголя, а посетитель обнаруживает зеркальность в биографиях писателей и дух сегодняшнего дня в знакомых сюжетах>
27 августа – 10 ноября 2019 (Пречистенская набережная, дoм 17, вход с Курсового переулка) Фонд IN ARTIBUS представляет выставку «Область русского пейзажа. Живопись Николая Ромадина из частных коллекций». 80 работ Николая Ромадина, среди которых есть не только эталонные для его творчества детализированные лесные пейзажи, воспевающие дремучую мощь русской природы («Река Царевна», «Керженец» и другие), но и более ранние работы 1930-х годов, близкие к живописной эстетике модернизма.
15 августа – 15 декабря в галерее Гари Татинцьяна (Москва, Серебряническая набережная, 19) выставка Naturally Naked, концептуальный эксперимент – живопись, скульптура и инсталляция от лидеров современного западного искусства.
GEORGE CONDO | JOHN CURRIN | CARROLL DUNHAM | TONY MATELLI | BJARNE MELGAARD | YASUMASA MORIMURA | PETER SAUL
В Третьяковской галерее в августе 2019 завершился первый этап работы над новой экспозицией искусства ХХ века. Музей вновь открыл для публики залы, в которых можно увидеть работы русских художников первой трети прошлого столетия, шедевры авангарда.  В обновленной экспозиции к уже знакомым монографическим залам Василия Кандинского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского добавились залы Владимира Татлина, Александра Дейнеки, а также Павла Филонова и его школы, Казимира Малевича и его учеников. У публики впервые появилась возможность увидеть два «Черных квадрата» Малевича одновременно — в новой экспозиции первый вариант знаменитой работы «Черный супрематический квадрат» 1915 года демонстрируется вместе с более поздней версией 1929 года.
Одним из центров новой экспозиции стал открывшийся зал, посвященный уникальной коллекции русского авангарда Георгия Дионисовича Костаки (1913-1990). Большую часть своего собрания коллекционер передал Третьяковской галерее в 1977 году. Этот дар стал крупнейшим за всю историю музея, и сегодня наши зрители могут в полной мере осмыслить его ценность.
В экспозицию произведений Марка Шагала добавлена графика, ранние живописные работы, впервые выставляются иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
В зале № 3 представлены художественные работы 1910-х годов, из которых в дальнейшем вырос знаменитый русский авангард. Среди них произведения Давида Бурлюка, Иосифа Школьника, Николая Кульбина, Александра Шевченко, Роберта Фалька, Нико Пиросмани.
Залы уже открыты для посещения по билету в постоянную экспозицию Новой Третьяковки.
28 июня - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100».
Выставка объединяет исторические и новые произведения более 50 авторов из России и со всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам (в частности известного эколога и демографа Пола Эрлиха), датой исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века был 2030 год. С другой стороны, 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты» (знаменитый слоган экологов There's no planet B) — вплоть до воображаемого момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной. Поэтому, с одной стороны, речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю «неустойчивость» нашего знания о нем. Вместе с тем мы исходим из «перформативного» понимания будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших действий сейчас. Как заметил теоретик и критик искусства Ти Джей Демос в статье «Искусство после природы» (2012), «подобно тому, как природа больше не воспринимается как изначальная, чистая, отдельная от человека сфера, так и автономия искусства перед лицом экологической катастрофы представляется все более сомнительной».
«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических, социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.
Первый проект «Грядущего мира» — премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
На выставке представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы, — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде и произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива Wooloo.
Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Аллана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.
«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания, и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей «экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным «проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. В частности архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут созданы специально для выставки, 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo: www.humanhotel.com. Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта отказалась от печатных буклетов: вместо этого к выставке подготовлен цифровой каталог, мобильный и аудиогиды, а также разработанный инклюзивным отделом Музея видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
В рамках программы Garage Atrium Commission в Атриуме Музея будет представлена новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на «Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, win>
На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик-перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим и природным.
Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами Музея «Гараж».
26 мая - 1 декабря в музее Гараж (Парк Горького) инсталляцмя Allora & Calzadilla «Привой».
Фантомное цветение фантомной табебуйи золотистой (Tabebuia chrysantha) — дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Площадь Искусств перед Музеем усыпана тысячами искусственных цветов этого тропического растения. Цветы табебуйи, нетипичной для наших широт, обнаруженные и будто «привитые» к деревьям в центре Москвы (на что намекает название проекта), отсылают к масштабным изменениям в окружающей среде, ведущим к чудовищным природным катаклизмам>
18 мая 2019 - 15 января 2020 в ГТГ в Лаврушинском выставка "Скульптор Анна Голубкина" Открытие 17 мая>
5 мая 2016, в День Водолаза, на Пушкинской набережной Парка Горького произошло знаменательное событие: над водами Москвы-реки зажёгся «Водолаз-маяк». Этот необычный проект был задуман скульптором Верой Мухиной еще в 1937 году, но не был осуществлен. Современный художник Леонид Тишков реализовал этот авангардный замысел как public-art объект, посвященный героическим покорителям подводных стихий – всем водолазам России. После открытия в 20:25 маяк зажжется вместе с городским освещением.
После ошеломительного успеха монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, работая над героическим образом «эпроновца» (ЭПРОН – Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения), решила создать необычную статую водолаза огромного размера. Сохранилось ее письмо начальнику ЭПРОН Фотию Крылову. «Около Балаклавы, – написала она, – есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в сорок метров. Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море». В шлем водолаза Мухина рассчитывала поместить аппаратуру маяка, радиопеленгатор, радиостанцию. Статуя приносила бы практическую пользу и одновременно явилась бы образом «завоевателя стихий», воплощением ее давней мечты. Однако, эта авангардная идея советского скульптора Мухиной не была осуществлена.
Художник Леонид Тишков решил воплотить в жизнь яркую и неординарную идею Веры Мухиной. Пока в виде уменьшенной модели, выполненной в бронзе в стилистике 30-х годов, но со всеми атрибутами настоящего маяка: в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента взяты у жемчужины маячной архитектуры, Кыз-Аульского  маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму. Это не только первый Водолаз-маяк в России, но и первый в Москве памятник водолазам. Маяк, установленный на Пушкинской набережной – только начало воплощения мечты Веры Мухиной. Трёхметровая бронзовая статуя будет посылать световые сигналы проходящим судам, напоминая нам о великом прошлом и неосуществленных утопиях.
Первая версия «Водолаза-маяка» экспонировалась в Крыму, на берегу Балаклавской бухты в 2010 году. В создании скульптуры принимали участие Яна Чиж, Александр Кудрин. Проект был поддержан Государственным Центром Современного Искусства и «Галереей Крокин».
Renzo Piano Building Workshop перестроит два гектара в центре города и превратит электростанцию ГЭС-2 на берегу Москвы-реки в новое культурное пространство. Фонд V-A-C (Виктория) представил концепцию своего нового культурного пространства на территории электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, ориентированного на развитие современной культуры. Электростанция ГЭС-2, построенная в 1904–1907 годах и снабжавшая город электроэнергией, обретёт новый смысл и облик.  Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

e-mail: Пластинин Юрий

TopList

© 1994-2018 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO