ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.

 

<<Хотя Вена и не обладает выходами к морям, но несмотря на это интенсивно пытается компенсировать подобную географическую ситуацию символикой своих культурных мероприятий. Сплитский Кинофестиваль представляется хвостом дельфина. ОК. Логично. Сплит - это морской курорт. Но почему именно коралловый риф в сопутствие с криками чаек рекламного ролика и "легендарной" виенальской сумочкой кроко-дизайна должны отражать нынешний Венский Кинофестиваль Viennale'06 ? Неважно. Приступаем к программе.

 

Первое и далеко не последнее разочарование американского сектора - Romance & Cigarettes Johnа Turturro (иллюстр. 7). Правило - "не доверяй фильму, в котором участвуют более двух известностных актёров" (в данном случае Susan Sarandon, Steve Buscemi, James Gandolfini, Kate Winslet и т.д.) - действует неукоснительно. Музыкально-танцевальная комедия. Всё как-бы очень развлекательно. Единственная оригинальность - неожиданное драма-трагическое окончание. Главный герой умирает. От курения. Министерство здравоохранения повидимому предупреждает... Не смотреть.

Заключительный гала-фильм фестиваля также поддерживает имидж американского участия - A Prairie Home Companion Robertа Altmanа. Вновь куча приличных атёров (Woody Harrelson, Tommy Lee Jones, Kevin Kline, Meryl Streep), кантри-саунд до упаду и пара смешных нижепоясных анекдотов сопутствуют повествованию о когда-то давно существовавшем лайв-радио-шоу, его участниках и ангеле - непонятном женском создании, снующем в белом макинтоше по сценировке... Лучше не смотреть.

Bobby Emilio Estevezа. Снова старые знакомые - Harry Belafonte, Anthony Hopkins, Demi Moore с другом, Sharon Stone и море прочих - в темпе демонстрируют время надежд. 60-е. Bobby - Robert Kennedy, Martin Luther King... Несмотря на это пара стоящих инсценировок. Чего только стоит одна сцена в парикмахерской, в которой Sharon Stone приводит в порядок причёску и повышенно-алкоголизированное состояние Demi Moore. Или в номере отеля, где юный друг Demi Moore исполняет роль мессии - продавца опиумов для народов. Стоит посмотреть, но пренебрегая при этом последними 20-30 минутами, которые тонут в пропагаде демократических истоков и светлого политического будущего (возможно и необходимой всвязи с предстоящими выборами), перемешенной с бесконечными документальными вставками, патетикой и мелодраматично затянувшейся возвышенностью.

A Scanner Darkly Richardа Linklater (иллюстр. 2). Играют Keanu Reeves, Woody Harrelson и Winona Ryder. И это ещё не всё. Весь фильм обработан в нарисованной манере через ротоскоп-фильтр. Всё как-то предстаёт в нестабильно плавающем состоянии. Подобно героям фильма, постоянно находящимся в hi-состоянии (впоследствие захватившего штаты наркотика "Д"). Оптический ротоскоп-эффект абстрагирует известные лица, но "матричные костюмы", в которых скрывается от окружения наркоман "Neo" (он же работник отдела по борьбе с "Д", анонимно приставленный наблюдать за самим собой), постоянно действуют на нервы своими визуально-незатейливыми мельканиями. Да и ротоскоп-обработка фильма довольно быстро приедается. Лучше не смотреть, предполагая, что скорее всего "A Scanner Darkly" должен быть занимательным фильмом на занимательную тему с занимательными актёрами.

Пожалуй единственное исключение желательного избежания USA-screenings составляет Little Miss Sunshine Michaelа Arndt (иллюстр. 6). Девочка Olive мечтает принять участие и победить в конкурсе детской красоты под названием "Little Miss Sunshine". На этом безнадёжном пути её достойно сопровождают мама (сервирующая семейные обеды в упаковках и на одноразовой посуде), папа (полнейший неудачник, обучающий желающих секретам успеха по разработанной им семиступенчатой системе), брат Dewey (как-бы сошедший из мультфильма "Дария" ненавидящий всех и давший обет молчания поклонник Ницше), дядя Frank (свершивший неудавшийся акт суицида по причине невзаимной однополой любви профессор) и наконец дедушка (понюхивающий в запертой ванной кокс и напутствующий внучку на участие в конкурсе танцами с эротическими добавками). Всё это безумное путешествие проходит на неисправном микроавтобусе, который в виде рефрена периодически приходится разгонять общими усилиями и запрыгивать на скорости поочерёдно внутрь. Гениальна воссоединяющая всё странное семейство последняя сцена в виде морально-танцевальной поддержки для Olive - протест против педофильного ханжества организаторов подобных "Little Miss Sunshine" мероприятий. Смотреть нужно.

Французский раздел представлен типичной продукцией для франкофилов-любителей. Как обычно зачастую привлекательные сюжеты о сложности взаимоотношений, связанных с сексуальностью, её преодолением, избеганием или догонянием. Представители приличного французского кинематографа в стиле TV-канала Arte (каждый местный интеллектуал утвеждает естественно, что смотрит исключительно Arte, но статистика конечно утверждает обратное...). Julie Depardieu представлена сразу двумя новыми ролями: легкомысленно-поверхностной составительнице банальных фото-романов Ariane в Toi et moi Julie Lopez-Curval с неплохим дизайном в стиле двигающихся фотографий и надломленной жизнью Jeanne в Le Passager Ericа Caravaca. Dans Paris Christopherа Honore (иллюстр. 11) о истории двух братьев и Париже - можно как и два предыдущих - смотреть.

К сюжетам о сложных взаимоотношениях можно добавить такие интересные работы как: турецкий фильм Iklimler Nuri Bilge Ceylan (иллюстр. 12) со статичной камерой, узкоугольным объективом, крупными деталями первого плана и двоящимися явлениями второго; иногда слишком поэтичный иранский Zemestan Rafi Pitts (иллюстр. 13) с убедительным Ali Nicsolat в роли Marhab; южнокорейские Sa-kwa Kang Yi-Kwan и красивый Peterpan-eui Gongsik Cho Chang-Ho; до деталей реалистичная драма немецкой провинции Sehnsucht Valeska Grisebach с непрофессиональными актёрами и суперприближённой камерой; два фильма японского режиссёра Hiroki Ryuichi Vibrator (иллюстр. 3) и Yawarakai seikatsu, снимающего крутую Terajima Shinobu в ролях лабильных одиноких и сексуальноозабоченных девушек. Смотреть.

Стоит особо отметить филиппинский куриоз о любви и смерти на острове Негрос Pangarap ng puso Mario O'Hara, о любящих друг друга с детства "Ромео" (повстанец Хосе из бедной рыбацкой семьи) и "Юлии" (умная, справедливая и красивая дочь из богатого дома Нена). Их любви постоянно мешают какие-либо демоны. Иногда сказочные создания-страшилки, иногда милитаризованные бандиты. Плохие и очень брутальные военные в контрасте к вечно поэтичным и постоянно танцующим и улыбающимся хорошим. Но дело даже не этом, а в последней сцене фильма. Подобный эпогей поэзии, насилия и побеждающей всё вечной любви не найдётся даже в Боливуде... Камера сверху. На траве филиппинских джунглей лежит на спине раненная девушка в белом - Нена. Её в это время насилует какой-то плохой солдат. Справа от Нены лежит на спине раненный юноша Хосе в рембовском прикиде (ведь до данного момента он находился в процессе мщения убийцам своей семьи, которые также живописно изнасиловали его). Умирающий Хосе держит руку Нены, умирающей и методично покачивающейся под солдатом-насильником-демоном. При этом он впервые признаётся ей в своей долгой любви шепча: "Я тебя люблю...". Конец. Советовать смотреть подобный фильм с одной стороны просто невозможно. С другой стороны - где ёще такое увидишь? Остаётся открытым один интересный вопрос - кто-же выбирает такое для Viennale?

После портящего филиппинский имидж фильма малийская лента Bamako Abderrahmane Sissako достойно представляет свою страну. Выпускник ВГИКа Sissako снял очень красивую политическую фикцию африканской общественной драмы на фоне тихой интимной семейной драмы певицы Mele (Aissa Maiga, иллюстр. 9) и её безработного мужа Chaka (Tiecoura Traore). Смотреть.

Фаворит - о котором ничего нового практически не скажешь кроме того, что Aki Kuarismäki снял новый фильм, который называется - Laitakaupungin Valot (иллюстр. 10). Статичная долгая кадровка, интерьеры с торшерами и диванами семидесятых, малословная тишина, старые американские автомобили, алкоголь, сигаретный дым. Стильный неудачник Koistinen (Janne Hyytiäinen) и новая femme fatale Kuarismäki Maria Järvenhelmi в роли Mirja. Пример диалога: "Как там было?". Koistinen после освобождения. Курит. Пауза. "Ворота были закрыты." Курит. Пауза. "Нельзя было выйти." Смотреть как всегда.

Что ещё? Короткометражные. Безпрерывной назойливой западной found-footage-эстетикой можно полностью пренебречь. Представленным коротким из России аналогично. Напротив смотреть стоит обладающий всеми преимуществами большого фильма французский короткометражный La Lecon de guitare Martinа Rit (иллюстр. 8), просто сделанный современный казахский вариант рассказа Чехова About Love Дарежана Омирбаева и непременно No Day Off Ericа Khoo. Viennale-тrailer My last Minute стал-бы стоящим коротким если-бы он закончился немного раньше. Leos Carax снял хорошую идею - автор прикуривает сигарету, садится за компьютер, одевает очки, набирает: "сегодня я бросил курить", затягивается, тушит сигарету, достаёт из стола пистолет, "БУМ!"... Больше нечего добавить. Суперфильм. Но Leos Carax не смог остановиться вовремя и прогоняет в конце какой-то фильм в фильме на мониторе компьютера. Что-то типа чёрно-белого с бегущим мальчиком. Смотреть, но непременно выключить сразу после "БУМ!". 

Небезинтересно представленная для сравнения серия немецкоязычной классики семидесятых. Die Verwundbaren Leo Tichat, Liebe ist kälter als Tod (иллюстр. 4) и Katzelmacher Rainer Werner Fassbinderа - примеры характеризующие немецкое пробюргерское общество с искусственными ребелирующими героями, параллельно наслаждающимися плодами этого общества, в котором женские фигуры существуют только в роли ползающих перед "ребелирующими героями" созданий. Напротив непременно стоит ознакомиться с визуально более самостоятельной работой менее известной коллеги Ulrike Ottinger Bildnis einer Trinkerin (иллюстр. 5).

Из документальных фильмов любителям чёрной музыки и политически-некорректных шуток можно порекомендовать Dave Chapelle's Block Party Michelа Gondry с участием Erykah Badu (иллюстр. 1), Kanye West, The Fugees и конечно назойливого Dave Chapelle (Сколько белых требуется чтобы заменить лампочку? Ни одного. Нужно просто позвать нигера...).

В завершение фестиваля для тех, кто всё-ещё так ничего и непонял в важнейшем для нас искусстве кино, Viennale предоставляет возможность crash-курса для чайников The Pervert's Guide to Cinema Sophie Fiennes. В двух частях (вообще-то трилогии) Slavoj Zizek на турбо-классических примерах (Vertigo, Lost Highway, Blue Velvet, Matrix etc.) популярно и по Фрейдовским принципам объясняет что-же хотел сказать художник, видимо для лучшего понимания помещая себя в копированную сценировку обсуждаемых сцен. Итс а рыалы пэрвэррт воррлд...

 

Marginalien aus Wien, 2006 © Lena Lapschina
PHOTOS:
© Lena Lapschina, Viennale
www.viennale.at

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO