ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

 

<<Невозможно представить, что всего два поколения назад эта гордая нация жила в полях лавы, покрытой самым мягким из всех мхов, занималась ловлей рыбы, разведением чистейшей расы лошадей и общением с эльфами и троллями. За последние десятилетия остров прогрессировал от одной из беднейших к одной из самых состоятельных стран мира. Возможно это послужило одним из важных моментов, повлиявших на скоростное развитие современной культуры (не стоит забывать практически отсутствие старой - исключение составляют исландские саги, повлекшие за собой популяризацию литературы) в паре с такими феноменами как Björk (и соответственно Matthew Barney), а также необходимостью отправляться за границу каждому желающему получить высшее образование. Поэтому всё данное мини-общество (всего 300.000 население - каждый повторяет это минимум дважды и с выражением), а конкретнее "40-" довольно продвинуто, стильно, космополитично и проживает исключительно в Reykjavik'е - единственном "настоящем" исландском городе.

Вся художественная жизнь происходит в районе старого порта Gamla Höfnin и улицы Laugavegur, где в основном в деревянных двухэтажных домиках размещаются многие художники, дизайнеры, музыканты, музеи и все существующие галереи. Их в Исландии намного меньше чем музеев. Возможно это одна из причин того, что "мы должны ждать целых два года до получения первой музейной экспозиции", - студенты первого курса академии искусств, выпускающей ежегодно 40 художников.

Музей современного искусства Hafnarhus - пожалуй единственный видимый пример современной архитектуры (исключение составляет Nordic House Alvarа Aalto). Его новый директор Hafthor Yngvason (с радостью вернувшийся на родину из Америки) принялся за работу с показа гастролирующей выставки под кураторством Обриста и т.д.. Своих кураторов музей пока не имеет (по общим утверждениям они отсутствуют по всей стране).
Галерея первого этажа заполнена не очень интересной презентацией пластичного биенальского проекта 2005 года "Versations Tetralogia" кузины Björk Gabriel'ы Fridriksdottir. Gabriela (и её друг Даниел - бывший солист группы GusGus) недавно вернулась после длительного проживания в Брюссельском дворце на второй этаж своего деревянного домика и констатирует то, что исландцев безумно мало (соответственно этому - мало идей). В головах их лишь камни лавы. И для того чтобы в них не потеряться, "жизненно необходимо периодически спасаться во вне". Исландия повторяет развитие восточно-европейских стран. Своей изолированностью и открытостью. "Мы находимся в подростковом периоде. Нет - в детском..."

Gabriela Fridriksdottir, "Versations Tetralogia"

На шестом этаже соседнего с Hafnarhus здания находится Фотомузей с небольшой по объёму галереей и кафе с видом на старый порт и "пригородную" гору Esja, лежащую по другую сторону фьорда. Фотограф Fridrik Örn, вернувшийся из Америки, решил показать снимки, накопившиеся за 10.000 дней работы с камерой, забив ими пространство выставки "10.000". Параллельно куратор музея Johanna Arnardottir программирует небольшой project-wall для более экспериментальной презентации базирующихся на фотографии работ.
Недалеко по фьорду (понятие "далеко" в Reykjavikе отсутствует) затерялось здание скульптурных мастерских. Скульптурой как таковой никто здесь конечно не занимается. Steingrimur Eyfjörd конструирует из вырезанных по его планам пластин алюминия армию стильных троллей и рисует комиксы. Finnbogi Petursson (автор "Diabolus" для исландского павильона 2001 года) готовит в своей "техно-студии" большемасштабные проекты: такие как световая пушка для крыши Akureyri Art Museum "Geometric light house" или впечатляющие своим действием инсталляции "Elements", для внутренности водных резервуаров города.

Дорога в противоположную сторону от Laugavegur вдоль фьода и мимо острова Videy, получившего часть инсталляции датского павильона 2003 года "The Blind Pavilion" Olafur'а Eliasson'а (производящего не что иное как типичный современный исландский художественный "mainstream"), попадает в район нового порта, где часть бывшего индустриального здания занимает просторная мастерская Ruri (с окнами на море, остров Videy, гору Esja и реку, в которой ловится красная рыба). Ruri  (учившаяся в Голландии) представляла исландский павильон в 2003 году проектом "Endangered Waters", для реализации которого ей пришлось продать свою землю. Она является одной из художников, активно интересующихся социальными и политическими проблемами страны (действительно новое явление для Исландии) и организатором течения против претендующего на феноменальную природу Исландии алюминиего бизнеса. Перформативный проект Ruri "Vocal", с live-sound и огромной проекцией в единственном "гигантском" здании города - Hallgrim-Church, собрал по местным меркам немалую публику. Ruri, как большинство исландских художников, формировалась на разнообразных и необычных для европейца ландшафтах и сагах Исландии, отражая их абстрактно, объемно и безо всякого фольклоризма.

Ruri, "Vocal"

Как ни странно, но именно National Gallery, которая должна заниматься своей коллекцией, составила лучшую и профессионально презентированную выставку "The Problem of Space / New Icelandic Art II", демонстрирующую тенденции национального современного искусства. Куратор Harpa Thorsdottir извлекла действительно лучшее из идей представленных художников: снятый под разными углами на 5 камер и выровненный обратно на экспозиции подвешенными мониторами горизонт Атлантического океана "Level II" Hafdis Helgadottir, вывернутая и озвученная конструкция half-pipe Sarы Björnsdottir "Sculpture Sculpture Fucking Culture", с невидимыми но слышимыми катальщиками, техно-визуальные объекты "Lens" Hekl'ы Dögg Jönsdottir.
Hekla (проживающая в штатах) вместе коллегой Erlingом Klingenberg являются организаторами artist-run Kling & Bang. 
Erling (переняв венское "телесное" направление) параллельно со своими "дышащими пенисами" программирует Kling & Bang, состоящую из смешанных мастерских, находящихся в состоянии поиска нового здания и галереи на Laugavegur.
Дверь галереи Академии, справа от Kling & Bang, ведёт по типичной узкой винтовой лестнице к проектам студентов. Три небольшие комнаты исландского дома показывают три проекта. Один из них, технически продуманный и самостоятельный по идее, действительно стоит посмотреть - "Courage" вернувшейся из Италии Katainga.

Через дорогу от Kling & Bang и галереи Академии находится LAM, Living Art Museum, долгое время являющийся единственной платформой для актуального искусства, агитирующей интернационально. Это сообщество художников, проводящих временные экспозиции, владеющих наиболее полной коллекцией искусства современной Исландии и периодически меняющих своё руководство на демократической основе. Срок директорства Bryndis Ragnarsdottir (училась в Вене) подходит к окончанию. "Это всегда продуктивно - передавать ответственность следующему поколению, используя его потенциал и энергию", - уверена 31-летняя Bryndis, открывшая недавно выставку в Гётеборге.

Bryndis Ragnarsdottir, LAM / Christian Schön, CIA

Минипрезентацию международных имён вокруг и около минимализма в частной коллекции SAFN (исландский дом на Laugavegur) собрала супружеская пара художницы Ragna Robertsdottir (обклеивающей ограниченные плоскости стен интерьеров обломками кристаллов, камней и прочего) и бывшего владельца джинсового магазина Levi's Petur Arason. Ассистент коллекционеров и художница Birta Gudjonsdottir относит себя к редкой специи исландского куратора.

Birta Gudjonsdottir, "The Porcelain Kids" / Finnbogi Petursson, "Elements"

К немногим серьёзным коллекционерам причисляет себя также Ingibjörg Palmadottir. Проживающая в штатах инвестор, interior-designer и владетельница отеля 101 и галереи 101 выбирает объекты по своему чутью "от живота".

Единственной серьёзной коммерческой галерей Исландии i8 (поворот вправо от Laugavegur) владеет Edda Jonsdottir. Художник по образованию, Edda сетует на отсутствие конкуренции. "Все художники идут ко мне. И я вынуждена отказывать очень многим, несмотря на то, что со многими, а также их родителями хорошо знакома. В Исландии так или иначе все являются родственниками...". Не смогла отказать Edda "самому перспективному молодому художнику Исладии" Ragnar Kjartansson. Хотя по поверхностным наблюдениям выросший в театре музыкант группы "Trabant" Ragnar (сын директора театра) занимается производством викингского фольклора. Отличился он на городском фестивале Reykjavikа. Изначально музыкальный, Reykjavik Arts Festival 2005 года был впервые посвящён визуальному искусству. В связи с большим успехом директор Thorun Sigurdardottir планирует продолжать эту концепцию ежегодной смены жанров. Перформанс, театр, музыка и снова искусство. Несмотря на разочарование несостоявшимся участием Christopha Schlingensiefа в предстоящем сешн, специалист театрального искусства Thorun планирует развитие неожиданной программы далее. "Нет типичного английского или французского искусства. Но есть типично-исландское или бразильское..."

Ragnar Kjartansson, "Holy Grail"

Новая организация недавно появившаяся на горизонте Атлантического моря - Center for Icelandic Art. Единственный иностранный директор (что означает - ни с кем не состоит в родственных отношениях) Christian Schön планирует долгосрочное пропагандирование актуальной и разнообразной исландской художественной культуры.

Bryndis Ragnarsdottir, LAM / Christian Schön, CIA

Последнее место встречи - Café Mokka. Внешний вид обманывает - это не просто тесная и задымленная кафешка с фотографиями на выцветшем материале обивки стен. Нет. Это выставочное пространство, курируемое Hannesом Sigurdsson (он же вернувшийся из Америки зять владельцев кафе и прославленный директор Akureyri Art Museum). "Все были у меня: от Matthew Barney до Ильи Кабакова и Комара/Меламида." Выглядит так, что все местные художники идут к нему в кафе, хотя бы просто для face-checking. По исландским сагам это единственный существующий на острове куратор, который не боится говорить то что думает, имеющий идеи и способности к их реализации и соответственную порцию наигранной мании величия. "Работая в Akureyri (городок на севере 45 минут перелёта от столицы), я имею больше возможностей для планирования актуальных проектов, больше финансовых ресурсов и больше свободы."

Современный Reykjavik напоминает дизайнеру Steinunn Sigursdottir (label Steinunn, работала для Gucci, Calvin Klein etc.) былую творческую активность Нью-Йорка. Положительное отличие - здесь художественная сцена намного меньше, что отражается в натуральном cross-over. Все работают вместе: художники, музыканты, дизайнеры. "Это одно из преимуществ нашего общества." Вся исландская культура базируется на мистических сагах и природном окружении. Верю ли я в троллей и эльф? Нет. Но они существуют. Björk одна из них..."

BY LENA LAPSCHINA, Reykjavik
26 февраля 2006 года.
Фотографии:
© Lena Lapschina / Artists.
Special thanks to Hanna, Nordic House & Ruri

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. 
Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO