ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы,
интервью. Выходит по пятницам>
<<АРТикуляция №18 с Дмитрием Барабановым. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? |
<<Ab ovo или истоки Файбисовича |
С чего начинается Родина мы все хорошо знаем – «с картинки в твоем букваре». А вот с чего, с каких-таких картинок, начинается классик современного отечественного искусства Семен Файбисович? Отвечаю без промедленья. |
У Файбисовича все последовательно. Он «начинается» с графики, которую создавал в 1970-е годы параллельно со службой в проектной архитектурной конторе. Потом Файбисович ушел в Художественный фонд, где уже занимался живописью. Себя Файбисович называет… самоучкой, ибо масляную живопись в МАРХИ не преподавали. Только темперную. Постигать ремесло художник начал с видов родственных ему интерьеров и цветочных букетов. Дело пошло достаточно бодро, и у осваивающего х/м «с нуля» Файбисовича довольно быстро наметился очевидный прогресс. Свои первые эксперименты с некоторым налетом сюрреализма художник никому не показывал. Таил в закромах. Ну, разве, выставлял кое-что на Малой Грузинской в составе группы «21». (Героические времена и приключения того времени живо описаны в книге Файбисовича «Невинность»). |
Все бы так и продолжалось,
если бы не проект «Архивация
современности» галериста Михаила
Крокина, последовательно производящего
ревизию «раннего» в мастерских наших
художников. Теперь, результаты 20-30
летней выдержки выставлены на всеобщее
обозрение. Практически все работы
Файбисовича исполнены с натуры, безо
всякого фотоаппарата. Вещи абсолютно
неожиданные. Зрителям явлены все этапы
шлифовки мастерства. Месседж не столько
социальный, сколько экзистенциальный. |
<<Лифшиц жил, Лифшиц жив, Лифшиц будет жить! По умолчанию… |
В галерее «Файн Арт» открылась совместная выставка Дмитрия Гутова и Константина Бохорова под интригующим названием «Разговор о неясных путях кисти». В наличии - два десятка холстов, исполненных в различных манерах и вдохновленных наследием искусствоведа, доктора философских наук, действительного члена АХ Михаила Лифшица (1905-1983). |
Страстный полемист по натуре,
Лифшиц не понимал и категорически не
принимал «западного маразма», обличал «эстетику
безобразия» и «прогнивший модернизм»,
фиксировал «процесс упадка» и
свидетельствовал о кризисе порочной
капиталистической системы. В 1966 Лифшиц
написал «Феноменологию
консервной банки», попытавшись
вывести на чистую воду Уорхола и иже с
ним. Трудно даже вообразить реакцию
Лифшица, узнай он о том, что принты с
изображением пресловутой банки супа
Кэмпбелл Уорхола продаются сейчас по 40
тысяч долларов, или о том, что в 2002 году
галерея Тэйт приобрела работу Пьеро
Манзони Merda
d’artista (1961, консервированное дерьмо
художника) за 22,300 фунтов стерлингов. И
ведь в то время как дети Замбии голодают!!! - Костя, скажи, когда ты
впервые взялся за кисть? |
- Что у вас здесь происходит
с Гутовым: дискуссия или диалог? - Присутствует ли на этой
выставке призрак Лифшица? - И ты с ним абсолютно
солидарен? - Ваши работы выглядят довольно современно. В них явно присутствуют ирония, коллажный принцип, многочисленные цитаты, etc. Как это соотносятся со взглядами Лифшица на искусство? Насколько актуален Лифшиц сегодня? Является ли он для вас персонажем в игре? |
Дмитрий Гутов: - Нет, Лифшиц
не персонаж. Хочешь верь, а хочешь нет, но
мы с Костей уже много лет обсуждаем
тексты Лифшица. Фактически это
продолжается уже 15 лет. Когда мы
работали над этим проектом, то
обсуждения продолжалось непрерывно. Я
не хочу доказывать, что это не
постмодернизм, а прямое отношение,
включение эмоциональности, а не иронии.
Но то, что мои работы вдохновлены
непосредственно текстами Лифшица – это
факт. |
- Можно ли сказать, что
выставка «Разговор о неясных путях
кисти» - это иллюстрация ваших
диалогов о Лифшице? - Насколько ты согласен с
идеями Лифшица? - Но ведь Лифшиц был убежденным, фанатичным марксистом, насколько сейчас в 2004 год, вообще могут быть животрепещущими размышления о догматическом марксизме?
|
Д.Г. - Для меня тексты остаются острыми и актуальными. Да, естественно, марксизм, поскольку наш мир не в состоянии органически справиться со своими проблемами. Как только решается одна проблема, тотчас сразу же возникает новая. Собственно, описание современного мира, которое я считаю самым точным, содержится в трудах Карла Маркса, а если брать советскую традицию - в произведениях Лифшица. |
- Так что же делать с
классовым обществом? |
- Дима, расскажи немного о
своих работах. Например,
репродуцированная тобой обложка
журнала «Новый мир» символизирует
отношения Лифшица с Твардовским? |
Это не связано с публикациями Лифшица в «Новом мире» или фигурой Лифшица как консультанта. Хотя у меня и стоит «Новый мир» 1962 г. с публикацией «Одного дня Ивана Денисовича» А.И.Солженицына, на издании которого настоял Лифшиц. Этот номер я периодически перечитываю, и меня это вдохновляет. Все, абсолютно все работы созданы в пределах моей комнаты. В частности, я делаю нечто типа собственных обложек к любимым текстам. Вот это - «обложка» для книги Бенедикта Спинозы «Трактат об усовершенствовании разума. Рядом - Шеллинг «Система трансцендентального идеализма». То есть я изображаю те книги, которые стоят на моей рабочей полке. Я либо, если уж совсем «убойная» обложка – ее чуть-чуть варьирую, меняю цвет, пропорции, либо сочиняю совершенно новую. |
- А откуда на твоих картинах
появились земноводные? |
- Дима, как ты думаешь, если бы Лифшиц пришел бы сегодня к вам с Костей на выставку, одобрил бы он вашу живопись? |
Д.Г. - Мне кажется, такие критерии не применимы. Я не берусь судить о том, что здесь увидел бы Михаил Александрович. Чего там мудрить? Для меня органична моя живопись, и читать Лифшица тоже органично. Значит, поневоле должна быть какая-то точка соприкосновения. Я так думаю. И то и другое делается с большим удовольствием. О Лифшице сложились очень странные представления, никто же не знает, каковы были его настоящие вкусы, кроме того, что он постоянно апеллировал к Леонардо. Ему, например, очень нравился, если я не ошибаюсь, Василий Чекрыгин. Думаю, что кроме любви к античности и Возрождению, у него был свой оригинальный вкус, не совпадавший с тем, о чем он писал в своих текстах. - Но ведь ты, создавая свои
работы, не ориентируешься на
потенциальные вкусы Карла Маркса и
Лифшица?
|
- Скажи, пожалуйста, какие
задачи у Института Лифшица, который ты
организовал? - Ты критично относишься к
наследию Лифшица? |
<<Апофеоз |
Думаю, что на следующее утро после вернисажа своего «Предстояния» в Третьяковке, художник Константин Худяков проснулся уже в новом статусе. Случилось нечто исключительное – в вечно пустых залах ГТГ наблюдался феноменальный аншлаг. Трудно вообразить себе выставку современного искусства, к которой одновременно проявили бы интерес Герман Греф, Александр Починок, Иосиф Кобзон, о. Всеволод Чаплин и Андрей Кураев, многочисленные бизнесмены, светские леди и дамы полусвета, критики и кураторы, бодрая молодежь и т.д. Все слои населения. |
Итак, что же такое «Предстояние»?
Это – многолетний, эффектный,
дорогостоящий и трудоемкий проект,
осуществленный триумвиратом, состоящим
из: автора идеи, предпринимателя и
коллекционера Виктора
Бондаренко, художника Константина
Худякова и историка Романа
Багдасарова.
|
Инсталляция состоит из 39 холстов (23 лика) с реконструированными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых апостолов, праотцев, а также Гиппократа, царицы Савской, Заратуштры, Александра Македонского и Николая II. А чего вы хотели? Фьюжн – примета времени. Продолжу. Каждый холст создавался путем многократного наложения друг на друга тысяч (60 тыс. снимков, 350 моделей) оцифрованных фотографий, затем выводился на мега-супер-принтере, обрабатывался спец-аэрографом и покрывался особым лаком. Застывшие лица-маски, с очччччччень странными глазами, все в фиолетовых капиллярных прожилках и каплях крови и пота, пристально и сурово взирают на публику из темноты. |
Зрители стоят на почтительном расстоянии – Созерцают и Внимают. При этом, показ сопровождается оглушительным саундтреком, прерывающимся таинственными нашептываниями. Специальное освещение, наподобие светомузыки, поочередно озаряет лица персонажей. Народу аттракцион очень нравится. Не хватает только тумана как на рок-концертах и аромата ладана. Срежиссировано все безукоризненно. |
По словам авторов, «Деисис» - ни что иное как «психологическая дешифровка "символического кода" православной традиции», или как выразился дьякон Кураев - «миссионерский проект». К открытию (лучше сказать премьере) выпущен 5 килограммовый альбом. Тексты совершенно фантастические, кое-что можно прочесть и на сайте проекта. Рудольф Бультман в гробу бы перевернулся. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать некоторые выдержки из curriculum vitae (именно так!) наших визуализированных героев. Так, Иисус Христос «унаследовал профессию отца, архитектора и дизайнера», «посмертно реабилитирован римской властью, виновные наказаны». «Допотопный патриарх» Енох «практиковал различные виды транса, изменённые состояния сознания». |
Мария Магдалина «спонсировала проповедническую деятельность» Христа. Заратуштра был «арестован за ношение при себе человеческих костей, наказан плетьми; осуждён на пожизненное изгнание». Серафим Саровский «никогда не был судим и не покидал пределы Российской Империи». Ева была «наказана болевымизненными (?) физиологическими явлениями (менструальным кровотечением и др., связанными с деторождением), психологической зависимостью от мужа, социальным подчинением ему, что распространилось на всё женское потомство». Моисей от «правосудия скрывался за границей в пустыне Син, Мидйан; дело закрыто за давностью лет».
|
Друзья, любите искусство! Третьяковская галерея ждет вас. |
Засим прощаюсь, до новых встреч!
Дмитрий Барабанов> |
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №16. Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15. Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №14. «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №13. Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №12. Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11. Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №10. Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03". Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>
АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004>