ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ 

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 17 с Дмитрием Барабановым.  Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

<<Память Васильева

Раз начавшись, череда ретроспекций гипертитанов русского послевоенного искусства продолжается с неистовой силой. Не успели открыться в Третьяковке персоналки Эдуарда Штейнберга и Дмитрия Плавинского, как в ход пошла тяжелая артиллерия в виде экспозиции Олега Васильева. Его выставка в ГТГ называется «Память говорит (темы и вариации)». 

О чем же говорит память Васильева, последние 14 лет живущего в США? В пресс-релизе утверждается, что это «воспоминания о доме, дорогах, лесах, полях, друзьях, семье». Мддда… Разумеется, любой ретроспективный проект сродни выстраданным мемуарам, однако лично меня такой ответ не удовлетворяет. Прямо-таки – «Я узнал, что у меня/Есть огpомная семья/И тpопинка, и лесок/В поле каждый колосок!/Речка, небо голубое/Это все мое, pодное!...». 

Известно, что Олег Васильев – художник весьма трудолюбивый и крайне загадочный. На дружеской ноге с Эриком Булатовым и Ильей Кабаковым. Ученик Фаворского и Фалька. Перфекционист, визуалист, классик, метафизик и металирик. Подобно своим нонконформистским друзьям-товарищам, Васильев много лет балансировал между иллюстрированием детских книжек и творчеством для души. Полгода шабашил на издательства, полгода, по мере сил, своими экспериментами подрывал устои официоз-арта. 

И вот, что любопытно: оказывается, маркируя переход от одной деятельности к другой, во избежание диссоциаций, наши три мушкетера (Васильев, Кабаков и Булатов) из года в год, каждую осень и весну отправлялись в рюкзачно-палаточные походы по земле русской. В результате смены обстановки рождались неординарные сюжеты. Чего стоит, например, лирический «Автопортрет» художника со спины (sic!), справляющего малую нужду в осеннем лесу.

На выставке представлены работы от самых ранних, с вписанными фигурами в пламенеющих потусторонним светом мандорлах, до произведений последнего времени вроде жутковатой ночной «Заброшенной дороги» или опуса под названием Freedom is Freedom с соответствующей надписью, наложенной поверх статуи Свободы. Своей добротностью холсты Олега Васильева напоминают высококачественные принты – так на них все дотошно проработано. Над каждым трудится по нескольку лет. Феноменальным образом, за последнее время Васильев (которому сейчас - 73), как говорят художники, существенно «нарастил мастерство». Спору нет, его картины, взять, к примеру, «Раннюю весну. Огонь в поле» или «У костра», исполнены виртуозно.
Видно, что художник крайне восприимчив к наследию русской пейзажной живописи XIX века, караваджизму, пуантилизму. Поэтому в залах ГТГ пестрое многоцветье лесных тропинок в ассортименте. Есть: 1) летние и зимние, 2) весенние и осенние, 3) освещенные солнцем и утопающие во мраке. Инфернальным очарованием веет от модифицированных художником «Бабушкина сада» Поленова и «Завтрака на траве» Клода Моне.

В наличии также портреты друзей, многочисленные композиционные и оптические изыски, эффектные спектральные структуры и иные сферические и хроматические аберрации.
Сам Васильев справедливо отмечает, что «память капризна в выборе сюжетов». Фактически воспоминания-впечатления-вариации художника мало связаны с переосмыслением наследия минимально повлиявшего на его творчество модернизма. Эти полотна созданы без участия какой бы то ни было постмодернистской иронии, что, впрочем, не мешает им сокрушительно воздействовать на эмоции зрителей. 

Остановившиеся мгновения минувшего в пространстве его картин наполнены тревогой и беспокойством, ведь Олег Васильев художник больше «мистический», нежели «рациональный»... 


<<Тычинки-пестики

Обращение к теме цветов в наше циничное время – занятие сомнительное до чрезвычайности, дело на грани эстетического самоубийства. Надо быть ультрагуттаперчевым эквилибристом вроде Уорхола, Мэпплторпа или Марка Квинна, чтобы, изображая цветы, моментально не низвергнуться и не убиться об острые шипы, пропитанные критическим ядом. При всем том, ботаническая тема в современном искусстве возникает с завидной регулярностью.


Вот и сейчас, сразу в двух столичных галереях художники исследуют морфологию цветковых растений. На повестке дня цветы живые, но генетически модифицированные, а также цветы мертвые и бутафорские. Однако, все по порядку.
В галерее «Айдан» публике демонстрируются яркие принты Натальи Эденмонт, рожденной в Ялте и проживающей в Швеции. Много-много раз Айдан Салахова произносила фразу, каждый раз повергавшую меня в кататонический ступор: «Я работаю с Эстетикой и Красотой». В попытках как-то рационализировать эту феерическую сентенцию, я успокаивал себя тем, что «Красота» на галеристском сленге, вероятно, означает китч-арт. Видимо, я жестоко ошибался. 


Сочные колоритные побеги, опыленные ничем не скованной фантазией Натальи Эденмонт, являют собой гибриды Красивых растений и Милых животных. Доктор Моро мог бы гордиться своей ученицей. На отпечатках художницы цветы пялятся живыми глазками, в герберах свернулись змейки, а еще есть чистенькие беленькие мышатки в белоснежных лепестковых оборках и сладкие крольчатки в цветочных жабо. Вытрите мне слюни умиления. К сожалению, в данном случае, умножая китч на китч, мы получаем не китч-арт, а Китч в квадрате. Ой, какие же все-таки эти кролички хорошенькие!!!

 

Открывшаяся намедни в VP Studio выставка Владимира Куприянова получила название «Вера, Надежда, Любовь».  В то время как Айдан «работает с Красотой», Куприянов разрабатывает тему культурной памяти и ее метаморфоз. 
В галерее Погодиной представлена дюжина снимков, на половине из которых запечатлены виды сельского погоста, а на другой половине – искусственные анилиновые намогильные цветы. 

У Куприянова не бывает простых фотографий, как правило, они многослойны во всех значениях этого слова. Вот и сейчас снимки цветов и кладбищенских пейзажей искусно фрагментированы, особым образом подсвечены и покрыты специальными прозрачными гранеными пластинами. Эти стеклянные грани можно уподобить своеобразным кристаллам памяти, туману воспоминаний или застывшим слезам печали, сквозь которые преломляется незатейливый, народного дизайна ритуальный китч…


<<Под гнетом греха
В словенском городе Любляна открылся 10-й юбилейный фестиваль современного искусства City of Women. В этом году среди участников фестиваля фигурируют более 40 художников, многие из которых творят в русле пока еще трудноопределимых новых комбинированных жанров, в частности с применением цифровых технологий. В программе фестиваля – выставки приглашенных кураторов, в том числе проект Dreams of the Future британского куратора Кэти Дипвэлл, редактора феминистского арт-журнала N.Paradoxa

В рамках Dreams of the Future в галерее Skuc публике демонстрируется экспозиция Ольги Киселевой – питерской художницы, ныне живущей в Париже - под названием «Семь смертных желаний». Работа над этим проектом началась в 2002 году, когда Киселевой пришла в голову мысль взять серию видеоинтервью у подростков на улицах французского города Сент-Оэн. В ответ на вопросы об их мечтах и надеждах, тинэйджеры, чьи мозги, как выяснилось, оказались намертво припечатаны влиянием вездесущих мультинациональных корпораций, неизменно поминали МакДоналдс, Пиццу Хат, Найк и БМВ. Именно зловещие масс-медиа воодушевили юношество желать петь как Дженнифер Лопес или играть в футбол как Зидан. С аналогичной периодичностью выражались желания обитать в роскошных хоромах (или по крайней мере в таких домах, где никто не мочится на лестничных клетках). 

Справедливости ради стоит отметить, что чаяния подростков не ограничивались низменной сферой материального, кое-кто великодушно высказывался в пользу доступной медицинской помощи, раздачи денег бедным, прекращения всяческих войн и остановки возмутительного загрязнения окружающей среды. Дальнейшее интервьюирование подростков в других городах заставило Киселеву сделать вывод, что данное поколение безусловно обладает неким общим видением будущего. Однако в этой коллективной картине грядущего торжествует постулат о том, что хорошее здоровье берется исключительно от занятий бодибилдингом, слава всегда ассоциируется с деньгами, власть – с умением вкладывать акции или способностью ловко крушить полчища врагов в видеоиграх. Выяснилось, что мечты молодого поколения неуклонно смещаются в область виртуального, ориентируются на потребительские стереотипы СМИ и, в конечном счете, все больше отрываются от окружающей молодых людей реальности. Что и требовалось доказать.

Анимация Киселевой (к слову сказать, преподавателя нью-медиа в Сорбонне) отсылает к гидравлическим экспериментам Блеза Паскаля и иллюстрирует физический закон, сформулированный ученым и носящий его имя. Знайте, друзья - при действии поверхностных сил давление во всех точках внутри жидкости одинаково. Эта работа служит наглядной метафорой давления современной жизни на сознание людей, непрестанно соблазняемых «семью смертными желаниями». 

Цифровые постеры и видео Ольги Киселевой выступают в роли своеобразной критической реакции на откровения тинэйджеров. Киселеву не на шутку волнует, что такое хорошо и что такое плохо в эпоху господства позднего капитализма и распространяющейся глобализации. В своих работах художница демонстрирует порыв дискредитировать мифологию целого поколения, обрушивая на публику вопрос из области морали: а не греховны ли все эти навеянные масс-медиа транснационально клонированные желания? А???


До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO