ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<АРТикуляция с Дмитрием Барабановым>
<<АРТикуляция
№7 с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам> |
<<АРТикуляция №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»> |
<<Детки
на ветке |
Последнюю инсталляцию Маурицио Каттелана, открывшуюся взорам публики на прошлой неделе в миланском Пьяцца XXIV Маджио, постигла неожиданная и безвременная кончина. Один из горожан, доведенный до бешенства провокационной работой художника, назвал созерцание произведения «эстетической пыткой» и решил положить конец его существованию. Инсталляция являла собой три натуралистичные фигурки босоногих мальчуганов, безжалостно повешенных на ветви одного из самых старых деревьев города. 44-летний Фабрицио ди Бенедетто успел вкарабкаться по лестнице на злосчастное дерево с пилой наперевес и ликвидировать два тела, после чего сам свалился вниз и был с травмами доставлен в больницу. Прибывшие на место происшествия пожарные сняли и оставшуюся фигуру. Каттелан выразил сожаление по поводу несчастного случая, однако отметил, что его работа была призвана всячески инициировать дискуссию. Спонсоры проекта Каттелана утверждают, что вскоре найдут новое место для экспонирования шокирующей инсталляции. Критики же уже поспешили сопоставить демонстрацию казненных детей в инсталляции Каттелана с насилием и пытками иракских пленных. |
В связи с этим
вспоминается известный ответ Пабло
Пикассо офицеру немецкой армии. Офицер
осмотрел «Гернику» и спросил художника:
«Это сделали вы?». На что Пикассо
находчиво парировал: «Нет – вы!» |
<<Критический Абстракционизм |
Подобно тому, как
бальзаковский художник Френхофер видел
прекрасную женщину там, где его коллеги
видели бессмысленную мазню, я заведомо
склонен выискивать провокацию при
упоминании фамилии Осмоловский.
Общеизвестно, что художник и куратор Анатолий
Осмоловский хорошо знаком публике
своими арт-провокациями. На открывшейся
в стенах руинированного флигеля Музея
Архитектуры выставке, он
провокационно представил абстрактное
искусство. Впрочем, так же как и другой
художник - Давид Тер-Оганьян - участник
провокационной группы «Радек»,
известный близостью своих взглядов с
провокатором Анатолием
Осмоловским. Кроме того, Давид Тер-Оганьян
известен еще и родственными связями с
собственным отцом – провокатором в
изгнании Авдеем
Тер-Оганьяном. Художник Виктор
Алимпиев известен публике своими
видеопроектами, но создавая новые
абстрактные работы, он провокационно
использовал ядерное сочетание розового
и серого цветов. Художник Александр
Сигутин известен в качестве создателя
провокационных циклов «Слова подобные
молоту», «Художнику на заметку» и «Супремус
с житием». |
Еще один художник - Николай
Филатов - некогда провокационно уехал
жить и работать за границу, а потом не
менее провокационно вернулся.
Искусствовед и со-куратор проекта Александр
Шумов провокационно живущий то в
Швейцарии, то в Москве, известен тем, что
выпускает странную и провокационную
газету Supremus. Любопытно, что заявленные
работы Антона
Литвина на экспозиции и вовсе
провокационно отсутствуют... Зато на ней
можно увидеть холсты Сигутина,
исполненные почти 10 лет назад, а также
гигантские «Снежинку» и «Салфетку» от
Филатова пятнадцатилетней давности,
провокационно продекларированные в
качестве новейших тенденций. |
Так вот, выставка провокационно называется «Искусство без оправданий» и знаменует ни что иное как «новый этап развития городского изобразительного искусства». Исследуя «проблематику беспредметной образности», художники провокационно заявляют, что «критический потенциал абстрактного искусства еще не исчерпан». Это довольно-таки провокационное положение могло бы означать, что: 1) либо современное абстрактное искусство от Осмоловского & Co. является новой версией мутировавшей агитки 2) либо, что более вероятно, очередной постмодернистской рефлексией по отношению к наследию классиков модернизма. |
Но нет! В пресс-релизе
провокационно утверждается, что «мимикрируя
под поп-образ, современное искусство
одновременно реагирует на
современность и подвергает ее
сомнению». Правда, не совсем понятно,
какие именно фрагменты современности
(или она вся в своей вселенской
целостности) подвергаются сомнению
художниками в их провокационном и
критически дистанцированном
негативизме? Консумеризм, циничные
стратегии масс-медиа, глобализация? |
<<Процесс |
После разгрома выставки «Осторожно, религия!» прошло чуть больше года. Сейчас прокуратура ЦАО направила в суд дело N 4616 по обвинению директора Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова Юрия Самодурова, а также Людмилы Василовской и Анны Михальчук. |
Им инкриминирована статья 282 УК РФ, то есть совершение действий «направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и отношения к религии». Художники к суду не привлекаются, но фигурируют в качестве свидетелей. Надо сказать, что ненависть действительно возбуждена и, похоже, довольно сильно. На состоявшейся 13 мая пресс-конференции «Проблемы религиозности в светском государстве. Церковь - часть гражданского общества» обсуждались различные аспекты этого события. |
Итак, известно, что в один роковой день художник и куратор выставки Арутюн Зулумян «действуя во исполнение общего преступного замысла и согласно ранее оговоренной роли куратора выставки, путем уговоров привлек к участию в выставке художников Щечкина В.В, Подосинова А.Н, Сигутина А.В., Виноградова Г.И.,Филиппова А.С., Сажину В.Л., Зражевскую А.А., Саркисян О.Р., Флоренского В.П., Галстяна В.А., Батынкова К.А. и других». |
В результате экспозиция была
разгромлена, а дело предано в
прокуратуру. Конечно понятно, что
обвинение не адекватно содеянному, что экспертные
заключения чудовищны и
непрофессиональны, но чего вы ожидали?
Критики церковных институтов или суда
над погромщиками выставки? |
Ни для кого не секрет, что СССР был первой страной массового атеизма, коей и оставался 70 лет. В 1925 году было создано общество «Союз воинствующих безбожников». Выходили журналы: «Безбожник у станка», «Атеист», «Воинствующий атеизм». С этими изданиями в качестве иллюстраторов работали А.Дейнека, М.Черемных, Д.Моор и другие. В наши дни все перемешалось. Теперь художника Бориса Ефимова, десятилетиями клеймившего в своих карикатурах религию, награждают орденом «За честь и доблесть», а посещающий пасхальную литургию Зураб Церетели вручает ему именную медаль за большой вклад в отечественное искусство. |
Кто старое помянет – тому глаз вон! Однако, нельзя забывать и том, что у верующих тоже существует и до сих пор не изжита травма гонения. Ведь еще недавно люди платили жизнью за свою веру. |
И все же, неизбежно возникает вопрос – предполагали ли участники выставки, на что идут? Была ли ожидаема подобная реакция после акций, осуществленных Авдеем Тер-Оганьяном и Олегом Мавромати и их вынужденной эмиграции????? Вероятно, нет, поскольку около 40 художников, принявших участие в проекте, либо обладают поистине фантастической наивностью, либо неискоренимой тягой играть в увлекательные игры под названиями «Грабли» и «Синдром Корсакова». |
Как бы то ни было,
Сахаровский музейный центр – не частная
галерея, а общественное место, такое же
как, например, ЦДХ, где
в свое время Арсен
Савадов выставлял свою «Книгу
мертвых». Но тогда этот шокирующий
проект был огорожен и снабжен
предостерегающей табличкой. В Музее им.
А.Д.Сахарова такой таблички не оказалось.
Хотя можно было бы и написать, что
выставка экспериментальная,
аналитическая, рассчитанная на
специалистов, что некоторые работы
могут негативно воздействовать на
психику и чувства верующих и т.д. и т.п. |
До новых встреч в эфире,
удачи!
Дмитрий
Барабанов> |
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03". Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>
АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - № 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>
АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004>