ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 31 с Дмитрием Барабановым. Видеоарт в метро. «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

<<На старт!
Неисчислимые мероприятия проходящей сейчас в Москве 1-й биеннале современного искусства можно легко уподобить сходу снежной лавины в условиях слабой видимости, заносящей всё на своем пути ледяной пургой. Исступленный темп, взятый устроителями, помимо железного здоровья предусматривает немыслимый энтузиазм депривированных любителей искусства. Шутка ли, по 4-5 открытий и презентаций ежедневно.

И все же, она открылась. Открылась 27 января 2005 года, в метро, без перерезания красной ленточки, с вялым рукоплесканием малочисленной публики. Ведущий телепрограммы «Жизнь прекрасна» и руководитель ФАКК’а М.Е.Швыдкой, с трудом скрывающий свое недоумение, отверг предложенный маломощный мегафон. Однако, торжественные слова, потонувшие в гуле проходящих поездов, были сказаны. А на платформе станции «Воробьевы горы» показали видеоработы Дженнифер Аллоры & Гиллермо Кальсадильи из Пуэрто-Рико, а также Йона Бока из Германии. Глубокомысленный немецкий ролик явил изрядную долю метафорического наполнения. Пуэрториканцы же сняли жизнеутверждающий фильм про юношу, управляющего мотоциклом, в выхлопную трубу которого вставлена музыкальная труба.

В скором времени, вокруг Музея Архитектуры им. А.В. Щусева начали собираться гости. Прямо перед музеем висит растяжка, рекламирующая «Арт-Москву» (sic!). В фанерной будке при входе во внутренний двор музея демонстрируется проект художницы Михаль Ровнер из Израиля
Эта философская «демиургическая» видеоинсталляция представляет собой микроскопические бурления миниатюрных человеческих толп, напоминающих цепочки ДНК и мельтешение кровяных телец в неком подобии чашечек Петри. 

В так называемой «руине» и Аптекарском приказе можно увидеть произведение под названием «Призраки Одессы» известного современного художника Кристиана Болтански.  Он прибыл в Москву с собственным самоваром, утилизировав его для своей инсталляции. Легенда гласит, что этот агрегат Болтански унаследовал от бабушки, некогда переехавшей вслед за своим женихом в Париж. 

В затемненной и принципиально неотапливаемой руине на разных уровнях развешаны десятки задубевших пальто. В Аптекарском приказе тусклые мигающие лампочки освещают развевающиеся на ветру (спецэффекты-вентиляторы) простыни, которые художник называет «экранами». С полотнищ на посетителей, под аккомпанемент агрессивного лая сторожевых собак пронзительно «взирают» призраки прошлого. Работа достаточно внятная, и, как водится у Болтански, программно трагическая.

Но это еще не все. В анфиладе главного корпуса МУАРа – множество видеопроекций различной степени задумчивости: от пародии на фильм «Микрокосмос», снятой в недрах обыкновенного ковра, до задорного ролика Пилар Альбаррасин из Испании. Одним словом, в Музее есть, что посмотреть, к тому же наличествует шанс, что поясняющие таблички и экспликации наконец-то там появились.

До 28 февраля. Музей Архитектуры им. А.В. Щусева (ул. Воздвиженка, 5).


<<Под сенью Ленина

Как известно, основной площадкой биеннале стал бывш. Музей В.И.Ленина. Это неудивительно, если учесть пристрастие куратора мероприятия Иосифа Бакштейна к экзотике. Только раньше выставочные пространства были чуть менее «политизированы» - Сандуновские бани и Бутырская тюрьма. 


У меня нет цели инспектировать потраченный бюджет, но пространства ех-музея ВИЛ находятся в крайне постыдном, облезлом и заскорузлом состоянии. Это навевает невероятное уныние и ощущение обмана. Впечатление таково, что в дом под снос в срочном порядке решили занести что-нибудь яркое для оживляжа. Вероятно, это просто приступы стариковства, ведь у коллег главная выставка «вызывает восхищение и потрясение».


На мой же взгляд, на выставке представлено второсортное искусство художников «третьего эшелона». Из более-менее известных артистов международный кураторский коллектив решил привлечь только Сантьяго Серра,
свежеиспеченного лауреата приза Тернера Джереми Деллера и арт-комедиантов из группы «Синие носы». Тем самым трепетно поддерживается исконное российское чувство перманентной фрустрированности. Зато можно ознакомиться с произведениями К.Лузера, И.Мудова и побывать в отстроенном группой «Желатин» сортире.

Как известно, с российской стороны были рекрутированы: Ростан Таваcиев, лауреат премии «Черный квадрат» Давид Тер-Оганян, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, «Синий суп» (Даниил Лебедев, Алексей Добров, Александр Лобанов), Алексей Каллима и Ирина Корина

Ничего экстраординарного они не продемонстрировали. Тавасиев, так же как и раньше, апеллирует к детскому и непосредственному, эксплуатируя образы мягких игрушек, Тер-Оганьян смастерил муляжи бомб (и далеко не в первый раз), Мизин & Шабуров представили очередные чаплинианские арт-ролики, Каллима верен «чеченскому дискурсу», Корина изготовила циклопические модули автомобилей, облицованные разновидностью плиточного ламината.

 

Кураторы недвусмысленно заявили, что «Московская биеннале-2005 – это пилотный проект, эксперимент». Такова уж «Диалектика надежды». Позиция устроителей понятна – на развалинах рухнувшего 15 лет назад режима утвердить новейшее интернациональное искусство. Будущее, вне всякого сомнения, приблизилось!!! Но пока что подниматься в залы приходится по ступеням неработающих эскалаторов. В общем, как сказал бы Умберто Эко, явлена «герметическая аллегория».

Из всего увиденного, самым зрелищным можно назвать видеопроект Джуна Нгуена-Хацушибы (Вьетнам-США-Япония), запечатлевшего фантасмагорическое празднование восточного Нового года под водой. С традиционными драконами, разноцветными струями-«салютами», водолазами, каскадами пузырей и утробной музыкой.

Площадь революции, д. 2/3.

 

<<В поисках аттрактивности или советы арт-доброхота

Настоящую «зрелищность» удалось обнаружить в Московском музее современного искусства Зураба Церетели (Ермолаевский переулок, 17), где можно увидеть проверенный временем «верняк». Именно там представлены ретроспективы творчества группы АЕС+Ф, Олега Кулика, Дубосарского и Виноградова, а также Мамышева-Монро
Такой вот мезальянс. Проект называется StarZ. Каждому художнику отдано по одному этажу музея. Все работы, за исключением новой фотосерии Монро, хорошо известны нашим любителям contemporary art’a. 

 

StarZ – это визуальная экспансия концентрированного китч-арта. Проект составлен «с умыслом», такую выставку хоть сейчас можно отправлять на экспорт. В то время как перманентные поиски идентичности вновь и вновь девальвируются, произведения наших героев, гнущих свою линию вот уж 10-15 лет, являются свободно конвертируемыми. Во всяком, случае нам хочется в это верить и надеяться на персональные триумфальные выставки фигурантов не только в иностранных галереях, но и в крупных музеях Европы и США. Показательно, что некоторые из выставленных произведений положат начало корпоративной коллекции современного искусства коньячной компании АрАрАт.

***

Другой заслуживающий внимания проект нашел пристанище в ЦСИ М’АРС, где сейчас проходит фестиваль Art Digital 2004  под девизом: «Я кликаю, следовательно, существую». Арт Диджитал – это интернациональный смотр новейших цифровых достижений от фильмов до игр, от затейливых монтажей до интерактивных видеоинсталляций. Фестиваль не претендует на всеохватность, однако в залах центра безусловно есть что посмотреть. В первую очередь, я посоветовал бы обратить внимание на видео талантливого китайца Фенга Менгбо, транспортировавшего себя в пространство компьютерной игры Ah_Q. Фонтанами брызжет кровища, идет пальба из базук и пулеметов, постоянно меняется ритм – все очень бодро и энергично. 

 

Довольно элегантна ироническая игра «Захватчики ковра» поляка Янека Симона: с помощью джойстика зрители воюют с восточным молитвенным ковром, стреляя по узорам. У Юлии Страусовой нарколебеди служат проводниками в мир «культурных галлюцинаций» и трехмерных грез. Страшной мега-анакондой обвивает круг колбасы кремлевскую стену (проект Мизина & Шабурова). Юрий Аввакумов демонстрирует очередную усовершенствованную модификацию своего Zeuxxxis’a – рождение (путем многократного наложения) из мусора порнообразов романтических натурщиц а ля Ренуар.

Сергей Тетерин уподобляет обыкновенную мясорубку проекционному киноаппарату прошлого. Вращая ручку мясодробилки, зрители приводят в движение фильмы Дзиги Вертова и Луиса Бунюэля.

 

***

В Третьяковке (на Крымском Валу) – большая выставка «Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960–2000-х годов». 
В наличии больше 250 произведений разных лет: от легендарной группы «Движение» до граффитчиков из коалиций «Rus Crew» и «Absurdmafia». 
Главное достоинство этой экспозиции – показ малоизвестных, или же знакомых только по репродукциям работ. 

Очень много забытых ностальгических опусов 1980-х выужено из закромов ерофеевского собрания: видео «Среднерусской возвышенности», артефакты Георгия Литичевского, живописные серии «Чемпионов мира», наследие «Мухоморов», etc. Исторически верным можно считать решение представить и питерское искусство, включая гигантские полотна Маслова и Кузнецова, Георгия Гурьянова и Ольги Тобрелутс.

Отдельно следует выделить новую титаническую работу Валерия Кошлякова «Облако», осуществленную совместно с МСИ MACRO (Рим) и Orel Art Presenta (Париж).  

***

Фактически за углом, в Центральном доме художника, во всем блеске своего великолепия функционирует еще один запоминающийся проект, подготовленный сводным отрядом кураторов из 4-х филиалов ГЦСИ.  За незамысловатым названием «Human project» скрывается концептуально полноценная очень интересная выставка. Просмотр видео не отнимает годы жизни (как это частенько бывает) – всё четко, ясно, вразумительно, ярко и сочно. От ролика «Всевидящее око» группы «Зер гут» из Нижнего Тагила я получил настоящее катарсическое наслаждение – филигранная работа! 

Помимо этого, можно увидеть видеоинсталляции «Головокружение» программы ESCAPE и Surfing группы PROVMYZA из Нижнего Новгорода, инфернальные работы Виталия Пушницкого  и живопись Керима Рагимова из Санкт-Петербурга.

Таковы, друзья, мои рекомендации.

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO