ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 34 с Дмитрием Барабановым. Между салоном и порно. Мэпплторп нон-стоп. Bipedalism, трэш и некрореализм Евгения Юфита. Военная зооантропотехника и томления мутантов. Нарвский дрейф, Ги Дебор и сквот «Клизма». Хождение в народ’ 2005.

<<Рафинированный некрореализм

«Остывший очевидец» - именно так называется выставка Евгения Юфита, проходящая в «Галерее актуального искусства» (RuArts). Как и следовало ожидать, представленный хоррор-арт демонстрирует различные грани таланта отца некрореализма.


Юфит, обогативший лексикон нашего современного искусства соответствующим понятием – один самых импозантных и парадоксальных питерских художников, фотограф и кинорежиссер, автор удивительных блокбастеров с необычными заглавиями: «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Папа, умер Дед Мороз», «Убитые молнией» и т.п. Само собой разумеется, что «некрореализм», зародившийся двадцать с лишним лет назад, не имеет ничего общего с копошением в трупах или вульгарной некрофилией. 

Напротив, произведения некрореалистов рассчитаны на подготовленную аудиторию тонких ценителей постмодернизма, синефилов, знатоков трэш-муви, Мурнау, Кокто & Бунюэля. Сам же Юфит характеризует себя как «весёлого человека, питающего страсть к черному юмору»...
Трудно с этим не согласиться.

На выставке Юфита в «ГАИ» около сорока больших фотографий разных лет. Работы полны концентрированной тревоги и разлитого в атмосфере смятения. Беспокойство буквально прорывается из жидкой булькающей темноты. Сумрачные ландшафты Юфита – редкий по силе убедительности ответ витальным безрефлексивным пейзажистам. Если уж запечатлен закат Солнца, то как будто в последние секунды перед Апокалипсисом. Зрители увязают в безжизненной, совершенно инфернальной среде, в которой по-декадентски красиво загнивает и умирает всё и вся. 

Одним словом, публике явлена абсолютная и трагическая богооставленность от эстетствующего питерского пессимиста. Не без иронии, конечно.

Помимо выставки, в гастрольный график мэтра оказался включён и премьерный показ нового фильма с дивным названием Bipedalism («Прямохождение»). 
Недавно эта картина была с энтузиазмом встречена на роттердамском кинофестивале, и, вот, наконец-то, благодаря инициативе клуба «Сине фантом», фильм показали и в Москве. В отличие от раннего наследия Юфита, Bipedalism полнометражен и сюжетно полноценен.

Главный герой ленты - художник-анималист, выросший в детдоме, получает премию за иллюстрации к какой-то энциклопедии, покупает заброшенный загородный дом и переезжает в него с семьей на лето. Параллельно идет повествование о неких засекреченных экспериментах 1930-х годов по скрещиванию человека с приматами. Опыты проходят по ведомству военной зооантропотехники. Каково? Дальше больше, и вскоре выясняется, что купленный дом является родовым гнездом живописца, где он проживал до гибели отца-учёного и последующего возмужания в сиротском приюте. 

Довольно быстро становится ясно, что в пристройке и подвале имения упрятаны ветхие дневники, киноплёнки и загадочные скелетные останки. Обнаруженные документы проливают свет на адские евгенические разработки спецлужб. Время от времени показывают и чудом сбежавших бипедальных чумазых зомби, выразительно слоняющихся по унылым окрестностям в чем мать(?) родила, грабящих и спускающих (аки партизаны) под откос поезда. Словно шуруп-саморез Юфит вкручивает в мозг зрителя проникнутую пафосом мысль о том, что в минуту опасности приматы распрямляются и встают, а человек пригибается.

Надо сказать, что фильм получился предельно рафинированным, изысканным и красивым до нестерпимости. Невозможно не отметить превосходную операторскую работу (Юфит + Дмитрий Алексеев), а также художника-постановщика (то бишь самого Юфита). Безукоризненная стилизация воссоздает безрадостный быт додизайнерской советской эпохи. Ретростайл не позволяет точно определить время действия, однако пристрастия режиссера к эстетике 1930-х и 1980-х годов – очевидны. 

Само собой, в фильме содержится значительное количество аллюзий и ассоциаций – Юфит виртуозно жонглирует визуальными и идеологическими клише, не скатываясь, однако, в трясину прямолинейной сатирической комедии. В конце картины память возвращается к главному герою, головоломка вроде бы разгадана, анималист прозревает. Но терзавшие художника добрую половину фильма «смутные сомненья» не оставляют его до конца. В финале обезумевший герой раздевается и, совершая невыразимые пластические зигзаги, уносится из кадра. 

Я полагаю, что уже понятно – «Прямохождение» («Bipedalism») - настоящий подарок для киноманов и киноведов, любителей современного искусства, психоаналитиков и прочих интерпретаторов. Просмотр настоятельно рекомендован.

Выставка «Остывший очевидец» работает до 2 марта. Галерея Актуального Искусства (RuArts). 1-ый Зачатьевский переулок, д. 10. 

 

P.S. Напоминаю также, что во вторник 22 февраля в 19.00 в культурном Центре «Дом» состоится показ культового фильма «Пасека», снятого участниками группы НОМ
Пропускать такие события недопустимо. 
ДОМ (Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4). Тел.: 953-72-36

<<Удачной охоты или всюду жизнь!

Мы обсуждаем концепцию дрейфа. Глюкля спрашивает,

почему Дебор покончил с собой. Никто не может ответить…

Александр Скидан «Протокол о дрейфе»

Выставка «Дрейф. Нарвская застава», открывшаяся намедни в ГЦСИ – довольно необычный проект, осуществленный участниками творческой платформы «Что делать?». 
По сути дела, питерский «Дрейф» - это увлекательное путешествие на другую планету, где только по какой-то нелепой случайности изъясняются по-русски.

Итак, в минувшем сентябре 2004 года, двумя мобильными группами энтузиастов, включавшими в себя художников, социологов, архитекторов, литераторов и пр. был осуществлен целый ряд художественно-познавательных рейдов в петербургском районе Нарвской заставы. В качестве одной из главных целей фигурировало «знакомство с психогеографическими эффектами» региона. В течение двух дней кряду, экскурсанты тщательно и пристрастно изучали особенности функционирования этноса, населяющего данную местность, добросовестно вели дневники, собирали свидетельства, проводили социологические опросы, брали интервью, фиксировали свои изыскания на фото и видеопленку. И вот, визуализированные результаты этой экспедиции представлены сейчас в мансарде ГЦСИ. 

На выставке можно увидеть работы Дмитрия Виленского, Ольги Егоровой (Цапли) и Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Игоря Лебедева, Марии Макогоновой, Николая Олейникова и Софьи Чуйкиной. 
Даже не являясь потомственным краеведом, вы сразу поймете, что Нарвская застава – очень своеобразное место. Проще говоря, это отдаленный от центра фабричный район, априорно небезопасный, в изобилии населенный сильно пьющими заводчанами, психопатичными наркоманами, пакостными бомжами и выходцами с Кавказа. Распложенная в непосредственной близости от Путиловского завода, застава застроена разваливающимися зданиями в стиле конструктивизма. Разруха, уныние и маргинальность – неотъемлемые атрибуты бытования горемычного народонаселения, так и не дождавшегося обещанного некогда коммунистического рая.

 

В отличие от классического нарратива, пресловутый «дрейф» (термин введен Ги Дебором) подразумевает гораздо большую степень вовлеченности и анализ происходящего. На выставке много документальных фотографий – без солнца выросшие дети, убогая реклама, собачьи своры, изгаженные вандалами фасады зданий. Значительную часть экспозиции занимают видеопроекции. Зрителям предоставлена возможность проследить маршруты инициативных групп, послушать мемуары бабушек, а также откровения спившихся гегемонов, домохозяек, продавцов пирожков и семечек, случайных прохожих. 

На видео Дмитрия Виленского «Жители. Метро «Нарвская» аборигены бесхитростно отвечают на вопросы: «Чего вам не хватает в районе?», «Как изменилось состояние района за последнее время?», «Есть ли в Нарвском районе места, где неприятно бывать днем?». При этом, вопросы как будто бы специально рассчитаны на аудиторию с рентной психологией

Другой фильм фиксирует жизнедеятельность анархо-панков, обитающих в сквоте «Клизма». Свою инсталляцию «Магазин утопической одежды/Странные не сдаются» Глюкля посвятила так называемым «странным» людям, то есть персонажам, находящимся между «синяками» и «прилично одетыми». Замысловатые одеяния и фотографии типажей (условно обозначенных художницей как «Мисс Марпл», «Женщина-зомби» и т.п.) повествуют о жизни бедных, но гордых местных фриков.

 

Помимо этого, на выставке можно: 
1. полистать тетради с дневниковыми заметками и вклеенными фотоснимками участников проекта, 
2. ознакомиться с графикой Николая Олейникова, созданной на основе результатов социологического опроса, 
3. в подробностях рассмотреть топографический план местности (Кирилл Шувалов & Дмитрий Виленский), составленный из деталек детских конструкторов, кусочков рафинада, упаковок таблеток, всевозможных кубиков, машинок и т.д. 
Довольно аттрактивно выглядит произведение Игоря Лебедева «Жизнь после жизни»: в шкафу помещено около сорока разнокалиберных банок из-под химических реактивов. В каждой заключен какой-либо предмет, найденный в районе улиц Шкапина и Розенштейна. На открытых дверцах – стикеры с комментариями, все объекты (часы, разорванная бисерная фенька, монетки, магнитная лента, пуговицы, пачка сигарет, сушки с маком) подсвечены, на склянках – фотографии мест, где была обнаружена та или иная вещь.
Тенденциозный анализ позволяет сделать неутешительный вывод о том, что обойденная вниманием (как интеллектуалов, так и наследников «ганзейского союза») исследованная зона малопригодна для туристических экскурсий. Уж лучше в зоопарк! Чернуха продолжается, общественное расслоение и недовольство возрастает. Видимо не случайно участник экспедиции Александр Скидан уловил в атмосфере «дух распада социального тела, превращение людей в отребье, отбросы, источающие миазмы глухого отчаяния…». Что и требовалось доказать. Такое вот хождение в народ с Ги Дебором наперевес...

До 27 февраля. ГЦСИ (Зоологическая ул., 13, строение 1, мансарда)

<<Шокинг блю

Москва обязана содрогнуться - в Stella Art Gallery открылась выставка легендарного американского художника Роберта Мэпплторпа

Как известно, Мэпплторп, умерший от СПИДа в 1989 году – один из самых неординарных и скандальных фотографов ХХ века, провокатор, чье мастерство при этом никем и никогда не подвергалось сомнению. В своем творчестве Мэпплторп манифестировал разнообразные идеи - все они, в наилучшем и концентрированном виде, представлены на только что открывшейся экспозиции «Комнаты Мэпплторпа». 

 

Свыше пятидесяти винтажных отпечатков, предоставленных Фондом Роберта Мэпплторпа, демонстрируют грани творчества ниспровергателя основ. Многочисленные этюды обнаженных, среди которых юная Сьюзан Сэрендон, а также атлеты обоего пола, не столько маркируют пристрастие художника к самозабвенному фотографированию плоти, сколько отражают интерес к решению формальных задач. На этих фото - минимум экзотики, лишь игры с композицией, светотенью и оммажи классикам. 

Почти то же самое можно сказать и о цветочных сериях. Существует мнение, что в лепестках и бутонах побегов Мэпплторп неизменно обнаруживал аллегории чувственности. Это не совсем так. В его фотогербарии находятся самые разные, но всегда идеально скомпонованные соцветия, транслирующие, помимо перманентного сладострастия, и другие месседжи. 

Однако, Мэпплторп не был бы собой, если бы не положил так много сил и здоровья на легитимацию перверсий, целенаправленно импортированных в пространство современного искусства. Поэтому вполне логично, что кроме выразительных ню и полусалонных фотозарисовок, на выставке наличествуют циклы бесстыдных фаллоцентрических и садо-мазо экспериментов. 

Снимки настолько откровенные, что даже сейчас, в 2005 году, при взгляде на так называемые «портфолио «X» и «Z» зрителей охватывает некоторая оторопь. 

 

 

Любопытно, что Мэпплторп, неустанно фиксировавший всевозможные проявления сексуальности (нередко в стиле порно), всегда оставался дистанцированным и холодным наблюдателем. Парадоксальным образом, его шокирующие произведения больше всего напоминают причудливые натюрморты. В Stella Art Gallery эти красноречивые фотографии умышленно вынесены в отдельный зал. 

 

Насладиться же заморскими фотодиковинами москвичи и гости столицы смогут до 30 марта.

«Комнаты Мэпплторпа». Stella Art Gallery (Скарятинский переулок, 7).

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 33 Квартирные выставки вчера и сегодня. Прижизненная реабилитация искусства. Эгалитарность и русский гендер. Позолоченный московский концептуализм. Увековечена АРТКлязьма’ 2004. Электронные скалки и Сталин с женской грудью.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 32 Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO