ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН
с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE
artontheground
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Письма проходимца. Письмо#3:
Воспроизводимость Вальтера Беньямина.
Выставка «Елка Вальтера Беньямина». Нижний Новгород, Кремль, Арсенал, филиал
ГЦСИ. 26 декабря 2012 – 10 марта 2013.
26 марта 2013.
Оксана Саркисян
Автор рубрики
АРТФон
Оксана Саркисян
в 2011 году открыла новую рубрику, Письма проходимца.
Если в
АРТФоне основу составляла
живая речь участников арт-процесса, вовлеченных Оксаной в обсуждение некоторой
актуальной темы, то в Письмах проходимца предполагается рассмотрение конкретных
событий на арт сцене в ракурсе актуальной проблематики. И события и проблематику
выбирает проходимец.
◄Письма проходимца.
Письмо#3: Воспроизводимость Вальтера Беньямина. |
В силу обстоятельств личной жизни, я стала свидетелем подготовки
выставки «Елка Вальтера Беньямина» и оказалась на
финисаже, который сопровождался круглым столом на
тему визуализации литературного текста в
выставочных практиках. И выставка, и прогулки в
окрестностях Кремля, и круглый стол, и люди - все происходящее и всех нас
объединила в тот день, как мне казалось, фигура
Вальтера Беньямина. Аура его личности ощущалась не только на
выставке, но и в холмистых перспективах Нижнего Новгорода,
открывающихся у стен Кремля и на улицах города.
Она возникала из присущей беньяминовским текстам о городах особой оптики
и ощущения жизни города. В Нижнем Новгороде, где Беньямин никогда
не был, и где состоялась посвященная ему выставка,
все располагало к тому, чтобы задуматься о феномене ауротичности,
о подлинности и воспроизводимости, о их трансформации
в современных практиках искусства. Думаю, этот несколько отвлеченно личный взгляд на событие не позволит мне всесторонне и детально описать выставку, ее достоинства и полемические моменты ее концепции. Следуя формату рецензии, оставлю свои рассуждения к случаю. Выставка была посвящена вовсе не ауре, как условию восприятия произведения искусства, описываемой Беньямином как здесь и сейчас произведения искусства, но самому Вальтеру Беньямину и его московскому дневнику. |
Переиначив смысл известного лозунга КД, можно сказать: «мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был, и не знаю ничего об этих местах». Выставка в нижегородском Кремле не кажется неуместной. В силу того оптического эффекта, что раскрывает большое в малом, в личной биографии немецкого левого интеллектуала Вальтера Беньямина - строительство «нового мира» во всей его конкретике Москвы 1926 -1927 годов. И хотя Беньямин никаким образом не проявил себя в чудесном городе Нижний Новгород, он как всемирно признанный мыслитель 20 века, если и не попадает в «воображаемый музей» Анри Мальро, то уж точно является важной фигурой «воображаемого архива интеллектуальной мысли 20 века», которые, впрочем, дополняют друг друга. И друг без друга невозможны. |
Поэтому так сложно провести грань между музейной практикой выставок
литературно-исторических (обычных для краеведческих музеев) и выставкой
современного искусства (не привязанной к месту и существующей в универсальном пространстве
символизированном «белым кубом»). Современные
музейные практики позволяют совмещать
эти форматы, в которых произведение искусства
становится сложно различимым в
соседстве с артефактами эпохи и с видео-фото документами. В
таких
практиках дизайн экспозиции граничит с авторской
инсталляцией. Размывается граница между текстом и
музейным предметом, будь то произведение
искусства или предметы из коллекции «Художественно-педагогического
музея игрушки» Российской академии образования. Встает вопрос:
фотографии 1920х годов, демонстрирующиеся на выставке в
режиме слайд-шоу, являются документаций или
произведением искусства?
Как относиться к включенным в экспозицию фрагментам фильмов 1920х
годов из Госфильмафонда РФ, таким как «Человек с
киноаппаратом», «Броненосец Потемкин», «Метрополис» и
другим шедеврам авангардного кино. Являются ли они в контексте
выставки тиражируемым произведением или это текст
эпохи, считываемый нами как ее знак? Можно ли назвать музейным
предметом или это своего рода реди мейд, игрушки, собранные и
представленные на выставке, на основе сделанных Беньямином в Москве фотографий, которые он опубликовал в 1930
году в Германии как сопровождение к статье
«Русские игрушки»? В экспозицию также были включены
архивные документы: газеты «Вечерняя Москва», афиши спектакля
Мейерхольда «Ревизор» и просто артефакты эпохи:
громкоговоритель, мандат, карта СССР, жестяная коробочка из
под халвы, кукольные галоши. В то время как текст дневника Беньямина материализовался и визуализировался в выставочном пространстве, включенное в экспозицию произведение современного искусства «Снег. Московский дневник Беньямина» Дмитрия Гутова и Давида Риффа, целенаправленно двигалось в противоположном направлении, то есть к языку и фонетике. Эта звуковая работа представляла собой чтение текста дневника Беньямина «в оригинале», то есть Гутов, не знающий языка и Рифф, носитель языка, совместно осуществляли процесс перевода. |
Все представленные на выставке произведения, предметы, фильмы и документы были тщательно отобраны на основании текста московского дневника и в экспозиции сопровождались цитатами. То есть все экспонируемые предметы являлись овеществлением текста в пространстве или его визуализацией, вместе они создавали целостное высказывание, инсталляцию. В пользу версии выставки как инсталляции говорит и тот факт, что привычных этикеток в экспозиции не было, вместо них посетителям выдавался небольшой карманный путеводитель. В силу этого, на мой взгляд, вполне уместно говорить о выставке как синтетическом произведении, возникшем здесь и сейчас. Его коллективным автором стали участники кураторской группы: директор нижегородского филиала ГЦСИ Анна Гор, переводчик Беньямина Сергей Ромашко и коллекционер Павел Хорошилов, а также участники авторской группы, в которую, кроме выше перечисленных, вошли директор берлинского архива Беньямина Эрдмут Вицисла, издатель Беньямина Александр Иванов, архитектор экспозиции Сергей Ситар, художники Патриция Бах, Дмитрий Гутов, Давид Рифф, Ольга Чернышова. |
Выставка расположилась в длинном и узком зале с одним большим окном в его торце. За окном, на улице, действительно виднелась наряженная новогодняя елка. К окну вела странная лестница, из деревянных поддонов, используемых для перевозки грузов. Этот символ переноса, транспортировки и метафоры был основным экспозиционным модулем. Основная часть экспозиции, расположенная в глубине зала, была сконструирована из поддонов и напоминала об Установках Поповой и Веснина, специфической форме декораций в театре Мейерхольда. |
Между окном и Установкой расположился объект Книга – подвешенная на тонких
лесках огромная книга–раскладушка с факсимиле дневника с одной стороны и его текстом на
русском – с другой. Можно было, в прямом смысле раздвигая гармошку листов, рыться в тексте.
Занимая центральное положение в зале, ярко подсвеченная Книга, организовывала экспозиционную
доминанту. Ее оттеняла линия постеров черного цвета с биографией Беньямина.
Завершающим аккордом в ряду пространственных доминант Елка, Книга, Установка, стал черно-белый
фотографический силуэт Вальтера Беньямина, расположившийся немного в стороне от Установки в
конце экспозиции, в самом дальнем и темном ее углу.
|
Выставка была поделена на темы, сформулированные также на основе дневниковых записей Беньямина, на основе сфер его интересов и внимания: Город, Встречи, Игрушки, Театр, Кино, Любовь, Политика. Каждой из них была выделена отдельная комнатка в Установке, неустойчивой на вид, производящей ощущение временности и неустроенности коммунальной жизни. В многоуровневой конструкции из комнат, созданных фанерными перегородками, деревянными рейками и транспарантами с цитатами из дневника, важную экспозиционную функцию выполнял пол. Входя внутрь беньяминовского текста, зритель вступал на карту Москвы 20-х годов и оказывался перед витриной с игрушечными галошами (именно этот предмет, явившийся проявлением заботы любимой женщины, сделал жизнь Беньямина в Москве сносной). |
Пол в комнате посвященной встречам был устлан протертой ковровой дорожкой, а в комнатке, посвященной игрушкам – стружкой. В комнате Любовь, в работе немецкой художницы Патриции Бах, пол (как и стены) был розовым, и на нем громоздились результаты долгой, из вечера в вечер повторявшейся игры в домино Вальтера Беньямина и Аси Лацис, педантично точно восстановленные на основе текста. Доски пола в комнате Политика, выдержанной в стиле рабочей комнаты отдыха, прогибались и пружинили при каждом шаге. |
Совершая движения по лабиринту этих экспозиционных зальчиков, зритель совершал восхождение и, выходя из экспозиции, оказывался на высоте в половину человеческого роста, в рост с расположенным там фотоизображением Вальтера Беньямина. Все эти интерактивные эффекты инсталляции, позволяющие зрителю не только визуально, но и на уровне ощущений проникнуть в текст, также являются частью синтетического произведения здесь и сейчас. На мой взгляд, несмотря на многочисленные эффекты интерактивности, выставка не переступает грань и не становиться развлекательным аттракционом, оставаясь произведением искусства. Акцент авторами экспозиции сделан на фактах личной биографии Вальтера Беньямина, на его экзистенциональных переживаниях времени, на субъективных, но острых и точных наблюдениях и оценках. Фигура Беньямина, во всем ее очаровании скромного интеллектуала, избежавшего великих искушений великой эпохи, в большей степени интересна нам, чем сама эпоха. |
Странным образом выставка в Нижнем Новгороде совпала с переизданием в Москве книги Беньямина в рамках совместной издательской программы ad Marginem и Центра современной культуры «Гараж». Это совпадение можно было бы объяснить исключительно годом Германии в России, но и выставка так организована, и статьи так подобраны в книге, что фокусируют интерес на личности автора. Как и выставка в Нижнем Новгороде, это второе издание дневника на русском, возможно, демонстрирует изменения нашего отношения к тексту Беньямина по сравнению с первым его изданием в 90х годах. Взгляд Вальтера Беньямина для нас уже не взгляд Другого, не проводник, осуществляющий перенос и перевод, благодаря которым мы можем прикоснуться к сложной и неоднозначной странице нашей истории, увидеть ее в другой оптике. Сегодня очевидно внимание к самой оптике и к личным качествам Вальтера Беньямина, ее формирующим. |
◄Письма проходимца.
Письмо#2: Художник и революция.
Хроники декабря. |
◄Письма проходимца. Письмо
#1.
Оксана Саркисян> ◄Письма проходимца. Письмо#1: биеннале и активизм> Если в АРТФоне основу составляла живая речь участников арт-процесса, вовлеченных Оксаной в обсуждение некоторой актуальной темы, то в Письмах проходимца предполагается рассмотрение конкретных событий на арт сцене в ракурсе актуальной проблематики. И события и проблематику выбирает проходимец. |
<<АРТФон - 31. 20 мая 2010. Первомайский конгресс творческих работников.
|
<<АРТФон - 30. 28 ноября 2009. Несвоевременные и сумбурные заметки. Интервью с Андреем Ерофеевым о московской биеннале, лекция Алексея Пензина о постколониализме в Гараже, круглый стол на выставке Лисхаута «Город рабов» (Анна Зайцева, Андрей Ерофеев, Виктор Мизиано, Сергей Ситар, Ирина Кулик), интервью с Лизой Плавинской об Универсаме и круглый стол о нонконформизме (Стас Шурипа, Максим Илюхин, Игорь Чубаров, Алексей Пензин, Илья Будрайтскис и др). Анекдоты по случаю. |
<<АРТФон - 29 - 14 июля 2009. Наброски к образу. |
<<АРТФон
- 28 - 26
февраля 2009.
Волна протеста в ЦДХ-ГТГ. |
<<АРТФон
- 27 с Оксаной
Саркисян. 10 февраля 2009. Точки зрения и перспенктивы. |
<<АРТФон
- 26 с Оксаной
Саркисян. 9 декабря 2008. Сон, в котором
Кандинский превращается в сталинский ампир. |
<<АРТФон - 25 с Оксаной Саркисян. 13 октября 2008. Осенняя грусть по нонконформизму. |
<<АРТФон - 24 с Оксаной Саркисян. 11 августа 2008. Специальное летнее предложение. Арт-Веретьево 2008. |
<<АРТФон
- 23 с Оксаной
Саркисян. 23
марта 2008.
Законы и законодательства.
|
<<АРТФон
- 22 с Оксаной
Саркисян. 3 февраля 2008.
Куратор - исчезающий вид. Беседы
с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.
|
<<АРТФон
- 21 с Оксаной
Саркисян.28 сентября 2007. «Я поведу
тебя в музей», - сказала мне сестра. |
<<АРТФон
- 20 с Оксаной
Саркисян. 19 июня 2007.
Медиализация. |
<<АРТФон
- 19 с Оксаной
Саркисян. 10 мая 2007.
Уважуха. |
<<АРТФон
- 18 с Оксаной
Саркисян. 30 марта 2007. Московская
биеннале 2 по списку. |
<<АРТФон - 17 с Оксаной Саркисян. 17 декабря 2006. Полифония больших идей. Выступления на конференции в Третьяковкой галерее художника Николая Полисского и председателя правления фонда Метафутуризм Александра Погорельского, конференция в ГЦСИ читающего Маркса Дмитрия Гутова. |
<<АРТФон
- 16 с Оксаной Саркисян.
13 ноября 2006.
Страсти.
Вопросы, попадающие в сферу
интересов религиозных институтов,
продолжают оставаться острыми углами в
современном художественном дискурсе. |
<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян. 31 октября 2006. Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин. |
<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006. Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал). |
<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди.
Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |