ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 10 - 13 марта 2006. Работа над комплексами. |
|
|
Просветление |
<<Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. Как в магическом кристалле, российская история 20 века, представ в конкретике сегодняшнего, развернула широкую панораму комплексов отечественной культуры и, связав прошлое с перспективами будущего, продемонстрировала наши достижения. Вопросы развития российского современного искусства постоянно поднимаются институциями, кураторами, критиками. Но постановка этих вопросов обычно лишена исторической перспективы и предполагает обсуждение стратегий, имеющих целью вхождение в международный контекст, развитие внутреннего рынка и институционального строительства. В данном случае разговор пойдет о традиции, о национальной самобытности российского искусства, которая собственно и позволяет нам надеяться на будущее российского искусства. Тон такому пафосному подходу несомненно задал национальный конкурс «Инновация» учрежденный Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным Центром современного искусства. |
Искусство и власть |
<<Согласитесь, в том, что российское современное
искусство, отсчитывающее свою историю со
времен хрущевской оттепели, и только в
этом году удостоенное официальной
государственной премии, раскрывается
травматическая ситуация. Неслучайно
среди номинантов за творческий вклад мы
видим имя Оскара Рабина, художника
боровшегося за признание неофициального
искусства еще в 70е. 20 лет успешного развития
российского искусства c начала перестройки власть застенчиво
не замечала эту область культуры,
предпочитая театр, кино, музыку новому и
не совсем понятному для нее современному
искусству. И вот с учреждением
государственной премии мы, наконец, можем
почувствовать себя не чужими в родном
отечестве. Но праздник открытия выставки
номинантов премии «
Инновация» не был омрачен
этими грустными размышлениями. Радость,
надежды, заслуженная гордость и деловой
конструктивный подход к недочетам
определили атмосферу мероприятия.
Конечно не все прошло гладко и идеально. Чрезмерно переполненную экспозицию критиковал директор ГЦСИ Михаил Миндлин, которому собственно премия и обязана своим появлением. «Я пытался воздействовать на экспертный совет и сократить количество номинантов. Если в России 100 художников, условно говоря, нельзя половину из них номинировать на премию. И уровень будет выше при более тщательном отборе. И еще, ведь публике нужно представить номинантов – кто высидит такую длинную церемонию, которая будет похожа на историю искусства. Дорвались». Арт директор ГЦСИ Леонид Бажанов не скрывал своей гордости: «Гораздо лучше, чем я предполагал. Я обманулся в своем ожидании и для меня это праздник», говорил он, нежно поглаживая красный деревянный ящик, спрятанный в глубине выставочного зала, в котором по его словам было «ВСЕ». Заместитель
начальника Управления современного
искусства Федерального агентства по
культуре и кинематографии Александр
Заволокин выказал новое отношение
власти к современному искусству и
осветил демократические методы
руководства. «Я, к сожалению, на выставках
бываю не всегда, и только базовые вещи
видел, поэтому много новых впечатлений. Я
считаю, что русскому современному
искусству хватает всего. У него есть своя
яркая индивидуальность, оригинальность.
Мы сейчас много ездим, смотрим и
избавляемся от стереотипов и от
комплексов, все четче формулируется
понимание того, что в русском искусстве
есть все и есть свое собственное лицо.
Находясь в общем художественном
контексте, мы обязаны сохранить то,
что у нас есть свое. Как оказалось, мы
быстро впитываем, перевариваем и на
основе этой информации выдаем свое
оригинальное и интересное. До этого я
видел здесь несколько зарубежных
выставок и сейчас, войдя сюда, я убедился,
что мы вырвались очень сильно вперед.
В Гамбурге я видел экспозицию
гамбургских художников, ну я вам скажу,
это деревня. По сравнению с эти – там
деревня. Еще 20 лет назад мы были
переполнены комплексом провинциальности.
Нам казалось, что свет в окошке там и
пророки там. А когда все это собрали,
поместили в контекст определенный, то
впечатление очень сильное. Зритель
обязан ходить и сравнивать. Уважаемое
экспертное жюри, конечно, решает, но ты
обязан ходить и сравнивать,
анализировать, подтягивать какой-то
материал, который у тебя накоплен. Еще
несколько лет такой активной
деятельности и наше искусство будет на
равных с европейским искусством. Потому
что бороться со стереотипами западного
сообщества – бесполезно. Когда мы начали
делать искусство для себя – мы стали
интересны на западе. Надо цинично,
прагматично брать у них все лучшее, но не
надо перед ними трепетать. Оттуда надо
брать информацию, знать что происходит.
Современное искусство строится на
информации. Современное искусство не
взывает к чувствам». Участники конкурса были воодушевлены успехом. Для некоммерческих проектов выдвижение на номинацию уже является достижением, которое позволяет надеяться не только на получение премии, но и на реальную поддержку в будущем. Куратор международной Ширяевской биеннале, поддерживающей художественную жизнь в Самаре с 1999года, Неля Коржева: «Для нас важно, что мы вышли здесь во второй тур, даже не для нас, а для региона. То, что Москва среагировала, и для публики и для министерства культуры очень важно. Это большая моральная поддержка. У нас общественный региональный фонд и поэтому у нас много сложностей. Много раз у нас вообще не было денег, и люди сами находили деньги и приезжали. Приезжают наши немецкие друзья, студенты из Парижа. Биеннале обладает большим потенциалом развития и участие в конкурсе «Инновация» это не просто формальное награждение, это реальная поддержка». Куратор московского городского видео фестиваля Пусто Ира Саминская: «Очень важно, что это первая государственная премия. Для нас для самих становиться понятнее и яснее, зачем мы это делаем. Это премия выполняет правильную функцию – надо поощрять. У нас, так или иначе, все завязано на власть. Поэтому если тебя власть поддерживает – тебе проще. Так уж сложилось. Естественно, к примеру, в Америке нам было бы интереснее работать с частными фондами. Здесь интереснее сотрудничать с государственными организациями. Но главное – избежать факта продажности, делать проекты все-таки самостоятельно». Вопросы по организации премии отходили на второй план, и никто не интересовался пока принципами отбора проектов на конкурс и принципами выдвижения номинантов, так же как составом жюри, в которое не вошли, например, критики, как это было на премии «Черный квадрат». Милена Орлова: «Мне кажется, что премии чрезвычайно важны для любого соревнования. Это создает правильный драйв и ажиотаж. Конечно это условное соревнование. Многие считают, в том числе и Бажанов, который, выступая на радио Культура, сказал, что соревнование между художниками это не спортивное соревнование, здесь невозможно найти сильнейшего. Конечно, найдут массу грехов, но сама премия стимулирует художественный процесс. Сейчас закрылась премия «Черный квадрат». И сейчас очень удачно, что появилась Инновация. Когда-то я сама иронизировала по поводу «Весенних выставок». Но сейчас мне кажется, что такой срез необходим. Это первая премия и сейчас здесь конкурируют художники разных весовых категорий, но я думаю, со временем это утрясется. Мне кажется плюс еще и в том, что это государственная премия. Интерес к премии проявили не только художники и журналисты. Коллекционеры современного искусства так же почтили государственное мероприятие своим присутствием. А основатель недавно заявившего о себе частного фонда ЭРА, Елена Березкина отметила, что такая выставка дает импульс. «У нас много мыслей, которые пока не переросли в проекты, но эти впечатления, несомненно, дают пищу для новых проектов». Будем надеяться, эти размышления выльются в новую премию или примут другую форму поддержки современного искусства, которой ему пока еще все-таки не хватает. Ведь одна премия это не так уж и много. Пока никто не говорит о системе грантов и стипендий, к примеру. Поздравляя организаторов премии «Инновация», хотелось бы присоединиться к пожеланию ветерана московской арт сцены Юрия Злотникова, который считает, что современной ситуации в отличие от неофициального искусства не хватает любви. Правда, пожелание звучит со свойственной нонконформистам недоверчивостью. |
3йРИМ= 3йМИР |
<<Продолжая
свою дискуссионную программу, фонд ЭРА
пригласил Павла Пепперштейна, который
провел терапевтический мифогенный сеанс,
подвергнув медгерменевтическому анализу
самый блестящий блокбастер российского
проката «Дневной дозор». В его тонком
препарировании массмедиального мифа,
который загружается в сознание
соотечественников на наших глазах,
выстроилась ясная картина всех
социокультурных комплексов современного
российского общества. Сюжет комментария
развивается на противостоянии прошлого
России, когда она была ТРЕТИМ РИМОМ и
настоящего, когда она стала ТРЕТИМ МИРОМ.
Зеркальная ситуация не могла не привлечь
внимание отца психоделического реализма.
Для начала Паша
пересказал анекдот Ильи Кабакова и
создал метафору андеграунда и атмосферу
пиратского показа, который обеспечивает
функцию необязательности и альтернативы.
Комментарий во время фильма – это
возможность обмениваться репликами.
Ситуация комментирования по ходу позволяет не погрузиться в сюжет. Поэтому
"установим картинку на моем любимом
кадре, когда катится Колесо обозрения". |
Восстановление исторической справедливости. |
<<Фильм
«Волга Волга2» обозначает волну, которая
возникла на конференции
Дмитрия Гутова «Формализм
форева», и поэтому данный фрагмент не
только продолжает бороться с застарелыми
комплексами, но и является просткриптумом
к 9-му выпуску AртФон'а. Фильм Паши Лобазова, Андрея Сильвестрова и Влада Мамышева-Монро «Волга-Волга2» воспринимается как реабилитация авангардной традиции 20-30х годов. Создатели фильма ничего не знали о произошедшей конференции, да и над фильмом они начали работать очень давно. Так что неожиданно возникшую волну можно назвать спонтанной. Фильм «Волга Волга» был снят в 1938 году и впитав в себя все лучшее от ОПОЯЗа (в газете Сине фантом приводится статья Шкловского, отредактированная Плуцером-Сарно). Действительно, то на чем настаивал Дмитрий Гутов, а именно формальные методы, подхваченные борцами с формализмом, в новой версии выпячены на первый план. Идеи футуризма и концепции ЛЕФА освобождены от дурного влияния соцреализма, построившего свою массовую пропаганду нового общества под влиянием голливудского кинематографа. Коллажность и новый саунд делают старый фильм таким, каким он мог бы быть, если бы не борьба с формализмом и культ личности Сталина.
Михаил
Каменский поднял вопрос о понимании
современным зрителем, не знакомым с
историческими коллизиями, новой версии
старого фильма. Западная публика на 99%
фильм «Волга Волга» не видела, но
восприняла его ремикс вполне адекватно.
Прогнозировать реакцию отечественной
публики, для которой фильм «Волга Волга»
уже не обладает тем культовым значением,
которое он имел для многих поколений
российских людей, сложно. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |