ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 9 - 27 февраля 2006. Грани формального. |
|
|
Романтика формализма. |
<<Романтика
бурных художественных дискуссий присуща
манифестирующему авангарду вообще и
московской художественной сцене в
частности. В период андеграунда форма
обсуждений, семинаров, дискуссий и т.п.
имела первостепенное значение, и тогда
художественный дискурс выстраивался как
часть художественного, а не критического
процесса. Конечно, совсем другой
романтикой обладают для нас дискуссии 30х
годов, когда художественная полемика
приводила к трагическим развязкам
непосредственно на территории жизни, и
спор о формализме приобретал совсем не
формальный характер. |
Прелюдия. |
<<Экспериментальная
форма мероприятия опиралась на
академический авторитет докладчиков:
Арсланов, доктор искусствоведения,
профессор, автор книги «Западное
искусствознание 20 века», композитор
Владимир Мартынов, основатель института Лифшица и
организатор этой дискуссии художник Дмитрий
Гутов, художник Анатолий
Осмоловский, который недавно
занял абсолютно формальную позицию,
куратор Третьяковской галереи Андрей
Ерофеев, искусствовед и участник газеты «Что
делать» Давид Рифф. <Представление докладчиков> Но, не смотря на столь блестящее созвездие интеллектуалов, событие не могло стать вполне научным обсуждением, к чему все-таки стремилась Екатерина Деготь. Хотя и не исключено, что ее заявление относилось к будущим дискуссиям, организуемым Фондом. |
Триумф формализма. |
<<Почему
именно эта тема была выбрана для
дискуссии? Формальным поводом стала
годовщина выхода статьи «Сумбур вместо
музыки». Инициатор дискуссии Дмитрий
Гутов в своем
выступлении ограничился лишь
историческими деталями. |
За и против. |
<<Постановка
вопроса приобрела игровую форму: «за» или
«против». Возможность покидать
разноцветные шарики в лузы
способствовала такому пониманию
ситуации. Екатерина
Деготь описала
условия игры. «Чтобы ответить на этот вопрос «за или против», нужно отрешиться (отстраниться, в терминах формализма) от понимания термина формализм, который у нас возникает в сознании от политики и дискуссии Кеменова. Как сейчас в нашей речи слово «товарищ» приобретает новый смысл, так же хотелось бы освободить от наслоений слово формализм, или же не освобождать. По-русски слово имеет негативный оттенок: формально, не живо. И связано это не со статьей «Сумбур вместо музыки». Наоборот, статья стала следствием такого отношения. В Европе к термину «формализм» более нейтральное отношение. В русском авангарде и соцреализме доминировала негативная точка зрения Гегеля на формализм. Которая была принята властью, и за этим последовали репрессии. Советское искусствознание подсознательно и протестно стало совершенно формальным. Об искусстве так однозначно сказать нельзя, но всякий содержательный момент из искусствознания был исключен. В либеральном интеллигентском искусствознании формализм стал означать подлинное искусство, настоящее, которое противостоит власти и занимается формой, а не идеологией. Это продолжалось до 90х годов. На западе Кошут тоже выступил против формализма,… и в 90е годы наше искусство выступает против формализма - за акционизм, социальный проект, коллективность, крестовый поход. Сегодня вновь Омоловский фиксирует своим творчеством новый поворот к формализму в нашем искусстве, о чем он и расскажет». Как же мы можем сегодня оценить ужасно бесчеловечную, но, вместе с тем, эстетически интересную борьбу с формализмом? Можем ли мы сегодня посмотреть нейтрально на термин «формализм»? Постигнуть законы селекционного процесса искусствоведческой науки пока не под силу, но они являются прекрасным поводом для высказывания различных гипотез, точек зрения, предположений, теорий и аналитики. |
Парадокс и формализм. |
<<Виктор
Арсланов
акцентировал в своем выступлении
политические реалии борьбы с
формализмом, и перечисляя примеры
академического формализма, компетентно
заявил, что они не соотносимы с
высказываниями авторов сборника «Сумбур
вместо музыки». Виктор Григорьевич начал с устного рассказа Булгакова о том, как ожидали приезда Сталина со свитой. До этого события Сталин посещал другие спектакли, и давал премии. Шостакович, со слов Булгакова, тоже готовился к награде. «Сборник 36 года «Сумбур вместо музыки» заставил вспомнить историю о тиране Дионисии, которому один изобретатель предложил использовать бронзового быка для пыток преступников. Посадив в чрево бронзового быка преступника и нагревая его, вместо криков боли, обещал изобретатель, можно услышать музыку. Первый, на ком испробовали музыкального быка, был сам изобретатель. По старой поговорке «не рой яму другому» постоянно происходит одно и тоже. Об этом же писал Булгаков, о своих критиках, о Берлиозе, который попал под трамвай». Многие из тех оценок сегодня воспринимаются анекдотически. Виктор Григорьевич приводит еще массу подобных примеров, связанных не только с критикой формализма в советской критике. Работа скульптора и теоретика Адольфа фон Гендельбрата «Проблема формы в изобразительном искусстве», переведенная Фаворским, стала азбукой советского формализма. Гендельбрат считал, что разрушение художественной формы началось с импрессионизма. Другой западно-германский искусствовед Ганс Зеермаер полагал, что распад искусства начался с Рафаэля. Сейчас этот автор очень популярен. Вёльфлин – без сомнения формалист, но считал, что художественные стили существовали только до 19 века, а потом были только моды на искусство, а самого искусства не было. Есть разные мнения. Но мы не считаем, что эти авторы соотносимы с авторами «Сумбур вместо музыки». Тогда не просто мнения прозвучали, а был применен метод «удара обухом». По иронии судьбы, с которой мы справиться не можем, под трамвай в 37 году стали попадать те, кто метод обуха использовал. Весь роман Булгакова об этой исторической метаморфозе. Мы присутствуем сейчас при начале новой метаморфозы, не менее интересной. Недавно критика формализма Арслонова назвали самым последовательным защитником постмодернизма». |
Субъективный формализм. |
<<Позиция
композитора Владимира
Мартынова по
отношению к формализму имеет черты
семейного истории. «Я слышал о
формализме не понаслышке, это семейное. К
4-5 годам я уже слышал все эти разговоры.
Постановление 48 года – постановление по
поводу оперы Мурадели «Великая дружба». В
формализме были обвинены Прокофьев,
Шостакович, все ведущие композиторы
Советского Союза. Был такой вот
формализм, термин интересный. Он не имеет
никакого содержание эстетического, он –
политический. Репрессивно –
политический. Мало кто сейчас знает Вано
Мурадели…
наивном человеке, который плакал в
ресторанчике на Миуской площади,
жаловался приятелям, что, мол, так уж я
люблю товарища Сталина, и музыка моя - на
этой любви, а меня вот так ...» |
Не формализм. |
<<Кети
Чухров
продемонстрировала профанность
критики оперы Шостаковича как
формалистического произведения. Тонкий
искусствоведческий анализ показал, что
композитор не являлся авангардистом и
формалистом. «Параллельность ходов в
музыке и изобразительном искусстве
прослеживается четко. От супрематизма
Малевича до 12-ти тоновой системы Шёнберга. |
Другой формализм |
<<В изложенной Андреем Ерофеевым истории русского формализма критика формализма как научное явление не фигурировало. Наоборот политика советской номенклатуры против формализма выступала как абсолютный произвол. «Формализм, как научное течение, как попытка перевести художественное озарение в систему школьных упражнений, родился в России в 17 году. Это статья Шкловского «Искусство как прием», тогда была острая система, которая ускорила развитие русского авангарда, и смогла перевести искусство одиночек на рельсы публичного искусства. Это моя точка зрения. Собственно говоря, за счет формалистической школы переведенной в образовательную систему художественных вузов, сформировался авангард 20х годов. Но потом этим людям стали отрывать яйца. И началось харканье кровью. Их забвение формализма мы не можем считать добровольным поступком. Мы не можем считать не мотивированным поступком резкое увлечение формализмом в 60е годы. И только с появлением в 70е годы концептуальной школы мы можем говорить, что у нас, наконец, спокойно, без пафоса установилось современное искусство на базе формализма. На базе русской формалистической теории, которая, кстати сказать, предполагала не тематическое исследование искусства, а набор сюжетных ходов и приемов, как взаимодействие с контекстом». |
Критический формализм |
<<Выступивший
сразу за Ерофеевым Давид
Рифф призывал «делать
фундаментальное различие между
формализмом как термином критическим,
который способен что-то сказать и
формализмом русской школы. Происходит
путаница терминов. И это достаточно важно
вследствие того, что термин крайне
политизирован. Путаница возникает между
описанием качества хода мысли и
теоретическими концепциями и практиками.
Вследствие того, что термин крайне
политизирован. У Гегеля это практика мыслить тотальность в
крупных обобщениях и рисования двумя
красками. (Понятно, что в системе
авангарда имеет место совсем другой статус). |
Постформализм. |
<<Развивая
мысль Кетти Чухров о не современности
понятия «формализм» Ирина
Кулик привела
блестящие примеры его современного
бытования. «Формализм, настоящий
формализм сегодня грядет из тех
художественных форм, которые отрицают
форму. У нас есть организации и
художники, которые занимаются «формализацией
неформального». Как и эта дискуссия сама
по себе. У нас были неформальные
дискуссии. Теперь дискуссия приобретает
формальность. |
Политический формализм. |
<<Историко-политический
слой неизменно переплетался в
выступлениях с попытками эстетической
реабилитации формализма. Влад
Сафронов считает,
что теоретический разговор вокруг этого
сюжета невозможен и дает политический
анализ ситуации 30х годов. |
|
<<Но
возникает предположение, что не научная
дискуссия была тем, к чему стремились
организаторы. Разоблачение их планов
началось с выступлениями докладчиков. Андрей
Ерофеев
охарактеризовал событие как искусный
имиджевый ход. |
|
<<Экспериментальный
формат мероприятия не укладывался в
рамки простого логического объяснения.
Формальное и неформальное меняются
местами, исчезают и ускользают. Само
понятие представляет собой коллаж из
контрастных определений. В этой
невероятной смысловой путанице, которая
сама по себе уже давно стала частью
советского китча, и поэтому представляет
собой своего рода дискурсивный реди мейд. |
Дмитрий Гутов ответил лишь на личный
выпад. « У Чубарова - методология
доморощенного психоанализа, когда
разбирается не то, что человек пишет, а
его тайные побуждения. Все можно
интерпретировать. Поэтому я повторю, что
сказал, в более жесткой форме. Сборник
весь насквозь заражен формализмом – это
гипер политическое произведение
искусства. Это формализм в кубе.
Формализм все мажет двумя красками.
Возможно ли поставить под вопрос
эстетический проект 20 века не в той
чудовищной формальной форме
политического доноса, а
антиформалистическими методами?». |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |