ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 8 - 28 декабря 2005. Прописные истины. |
|
|
Лекторий |
<<Разговоры
и обсуждения неожиданно острые и бурные,
выходящие за рамки формальных докладов и
регламентированных конференций,
происходили осенью этого года в лекционном
зале Третьяковской галереи. Эти споры
напоминали времена перестроечной России и
демонстрировали, что основополагающие
вопросы пока еще находятся в процессе
обсуждения. Вызвано это было в первую
очередь тем, что здесь столкнулось старое с
новым: выставки русского поп арта и Энди
Урхола в стенах консервативной
Третьяковки вынесли на обсуждение вопросы,
связанные с традицией отечественного
современного искусства. Происходящие
здесь встречи художников со зрителями
поднимали проблемы отношений Художника и
Общества, затрагивали вопросы, что такое
современное искусство, и что значит быть
современным художником. |
Апроприация мира |
<<Вопрос
зрителя: Если сейчас произведения не создаются принципиально, то что мы будем иметь кроме рассказов? Какова судьба произведения? «Останутся те же самые произведения. Но они значат другое. Когда приходишь в музей,…Тот же Бойс – это мощи святого от искусства. Тип поведения явленный в обществе, аура. Культура… есть способ запечатления стратегий поведенческих, а не только объектов – посему это остается. Мы просто не привыкли воспринимать это как произведение искусства, надо учиться. Конечно, что-то теряется. Без потерь ничего не происходит. Что мы имеем от Греции, например? Возрожденческая версия, просвещенческая. Потом ново временную версию просвещенческой версии… Мы работаем с фантомами. То, что мы видим это же не абсолютное значение этих вещей. Эта вещь одета безумным количеством человеческих фантомов, идей, восприятий, новых взглядов на искусство. Чистой Греции не существует. Нам кажется, что мы ее понимаем. Остается тип перцепции мира. Но раньше они помимо нас складывались в произведения искусства, а сейчас искусство работает именно с поведенческими моделями. Посему это чистая активность человека по апроприации мира. Он внедрен в мир, у него накапливаются связи этим миром. Роман 19 века был адаптивной моделью социально успешного поведения. Он описывал, как вписаться в этот мир. Читатели были потребителями, воплотителями этих моделей были. Сейчас другие социально-адаптивные модели. У художника есть масса разных задач". Выступление Дмитрия Пригова в Третьяковской галерее> |
«У культуры и у деятельности художника есть масса задач. Развлекательная – и в этом нет ничего оскорбительного. В качестве нового описания мира – не отличается от деятельности ученого, который каждый раз переписывает мир, в этом тоже нет ничего специфического. В качестве нового типа поведения – тоже ничего специфического. Каждый раз является новый тип политика. Сейчас новый тип спортсмена, который стал поп фигурой. Единственно, это явление абсолютной свободы, касаться придельных проявлений человека. Другое дело, что он не имеет право переводить это в социальную деятельность. Так же как солдату и милиционеру позволено убивать в пределах принятой конвенции, если он делает это как человек – он просто убийца. Так же и у художника. Он не может переводить плоды своей деятельности в социальное пространство. Его основная функция явить свободу в рамках принятых социальных конвенций, он испытывает их и показывает их относительность, глубину антропологических оснований. А другого просто нет социального деятеля, который бы этим занимался. Художники попадают в конкретный мир, и они занимаются теми проблемами, которые им предъявляет мир. Они, обследуя утопии, создают адаптивные модели поведения. Мир исполнен огромным количеством сервисных и промежуточных служб, которые ничего не производят Если раньше была добродетель мира – стабильность, то теперь – мобильность. Раньше поколениями существовал один социокультурный возраст. Сейчас мимо человека проносятся культурные возраста. Мы обсуждаем современное искусство. Раньше, когда искусство возникло, его задача была магическая, потом мифическая, это этическая модель, следующее, что наросло – социально адаптированная модель. Потом эстетическая модель стала основной, эстетические тесты для самоидентификации…Я убираю моменты вдохновения, восхищения. Как показывает опыт, можно возноситься на небеса и от Баха и от пения Киркорова. В этом отношении специфичности никакого текста нет. Сейчас задача искусства – социокультурная, критическая».Выступление Дмитрия Пригова в Третьяковской галерее> |
|
Зона риска |
<<Зритель: Качество произведения выпадает в этой теории вообще. «Пластические качества. Пластика претерпела массу весьма трагичных разрывов и драматических ситуаций. Для нас это не заметно. В процессе этих разрывов общество и научалось, как эти разрывы пластики адаптировать. Такой разрыв мы видим на выставке Энди Уорхола. Встреча Уорхола и Бойса – как раз такой момент перехода от поп арта к концептуализму. «Уорхол в концептуализм вышел из поп арта». Такое утверждение совершенно новое заявление. «Если эта позиция будет доминирующая, о которой я говорил, она перепишет историю искусства и отнесет Уорхола в качестве художника жеста и поведения». О культурной вменяемости художника. Нужно понимать художнику, что он делает, и в приделах выбранной аксиоматики он должен быть честен. Вот Шилов плох тем, что он рисует нехорошо. А как тип художника он вполне работает в уже сформированной концепции, и искусство не распознает это как искусство. Поведение в искусстве – вопрос не простой. У нормального художника риск – быть плохим художником. А у радикального искусства еще больший риск – художник может быть не распознан культурой как художник. Чем больше вложения – тем больше риск. Тем больше дохода. Если ты удался, ты становишься Малевичем, Энди Уорхолом, Бойсом, Кабаковым, но им никто не гарантировал, что культура распознает их как художников". Выступление Дмитрия Пригова в Третьяковской галерее> |
Зона эксперемента |
<<Не
подозревая о высказывании Дмитрия
Пригова, Владимир Дубосарский вторит
ему. «Зона современного искусства. Что
это за зона? Это зона эксперимента, как
экспериментальная наука. Не все там
высокое искусство. С одной стороны
государство или общество делегирует
права некоторой прослойке заниматься
сомнительной деятельностью. В некотором
смысле, как и в науке сомнительной,
которая занимается какими-то расчетами -
готовили запустить ракету, а потом
решили не запускать. Потратили миллионы.
Но без этих расчетов нельзя следующую
ракету запустить. То есть государство за
это платит. У нас оно не платит, а на
западе платит. Это, по сути, зона критики
общества. Чтобы общество развивалось –
его надо критиковать. Общество пытается
контролировать критику. Оно платит за
критику, грубо говоря. Немецкий художник,
он критикует немецкое общество в рамках
приличия, и общество его учит
критиковать и платит за это. Но он в
рамках, он под контролем, он виден, он
выставляется в выставочном зале. Почему
в Германии нельзя снять работу, а у нас
оказалось, что можно снять работу.
Выставочный зал – это святое место, как
экспериментальная наука. Может, там газ
сегодня пустили, может там нельзя пройти
просто так, грубо говоря. Это свободная
зона, где происходит то, что в будущем,
может, двинет общество вперед. Может
быть нет. Никто гарантий вам не дает. И
нам не дает. Зона риска. Они рискуют не в
том смысле, что идут как солдаты на войну,
а в том, что они может быть доживут до 60
лет и не будут получать ни пенсии, ничего
- ни славы, ни денег у них не будет. И
половина художников собственно так и
заканчивает». Выступление Владимира Дубосарского в Третьяковской галерее> |
История художника |
<<«За свою короткую жизнь в искусстве я занимался разными проектами, и на выходе разное искусство было. И сейчас я занимаюсь чем-то другим. Настоящее искусство, я думаю, всегда делается в пограничной зоне. Чем сложнее вписать искусство, объяснить его, тем больше перспектив. Когда ты живешь внутри сообщества и что-то делаешь, и другие что-то делают, не всегда понятно, что происходит. Художник не всегда понимает, что он сам делает, зачастую имея поверхностное представление о том, кто чем занимается. И когда находишься внутри процесса, сложно вычленить молодого художника. Подходят со штампами, общими мерками. Мы были молодые художники, неуверенные в себе и первое время, когда рисовали, не показывали, так как бытовало мнение, что картина умерла. Народ потом узнал, говорят надо делать объекты, перфомансы. Человек владеет определенными штампами и описывает новое из уже известного ему. Художник может, еще не дошел до своего открытия, не понял сам, что он делает, а на него уже повесили штамп. Я говорю о процессе изнутри. Кто-то раньше взлетел, это было очевидно, это описали. А кто-то копается в мастерской, что-то делает, а лет через пять оказалось, что это глобальней и важней. Никто еще не видел и не слышал, а следовательно еще не прочитал. Наше сообщество смотрит и ориентируется по западным меркам. Мы делали живопись – все плохо. Никуда не берут, критики не пишут 6 лет, достаточно долго для современности. И вдруг из флеш арта приходит заявка, кто у вас живопись делает. Витя Мизиано вспомнил про нас. Там им очень нравится, они публикуют, приглашают нас. Мы приезжаем обратно – все давай, давай, и понеслось. До этого мы показывали в галереях, но никто не замечал. Нужно иметь виденье и позицию свою, она не всегда есть. Поэтому когда мы говорим об искусстве, мы должны говорить о позиции людей, которые его делают и тех, которые его описывают".Выступление Владимира Дубосарского в Третьяковской галерее> Зритель: Владимир Дубосарский
подходит к этому вопросу диалектически и
не считает, что это раз и навсегда
застывшая догма, даже в пределах
творчества отдельного художника. |
Каждый охотник желает знать… |
<<Вопрос
зрителя: «Искусство ничего не придумывает. В жизни полно переносов. Но искусство идеологизирует жест, т.к. переносит из профанной зоны в сакральную. Это самый тяжелый перенос. Повесить дома голову оленя, нет никакого социального риска. Вообще искусство - деятельность в пределах культуры, мифов, языков, конвенций. Для этого он производит свои действия в зоне искусства. Он нарушает одно из правил, если все нарушает, его не распознают как художника. Он утверждает не жест охотника, а жест художника. Я подписываю это – как художник. Это основное. Другое дело вы приходите к кому-то домой, видите эту замечательную вещь и говорите, что это произведение искусства. Но вы на себя берете роль художника и в качестве нового взгляда видите это как инсталляцию. Задача наша чисто артистическая, персональная, авторская, подписная – мы вчитываем. То что мы называем художник, началось с персонального искусства, с возрождения, когда появился автор. До этого искусство было квазихудожественное. Оно было магическим, религиозным, каким угодно. В случае с рогами мы видим жест редимейда. То есть это тоже уже закреплено музеями. Этот жест уже трейдмаркетом утвержден. В свое время союз художников, когда раскрепостился во время перестройки, стали писать как импрессионисты. У них глаз отличный, рука великолепная, техника прекрасная. Одаренные - лучше самих импрессионистов, но это уже никогда не будет висеть в музее, это уже названо чужими именами. Если вы понимаете, что это тип письма такой, и вы работаете с типом письма – это уже другое. Если вы приходите к человеку, у которого весит олень, и предлагаете подписать его как «инсталляция Кабакова», это уже следующий уровень, следующий уровень – насколько удачно. Недаром столько институций художественных. Они дают право подписывать произведение. Когда на первый уровень выступает жест и подпись, – ничего не поделаешь, мир такой. Недаром банкам требуется ваша банковская история. Сейчас мир построен на виртуальных связях, которые требуют подтверждения сервисных служб, и искусство ничем не отличается в этом от остального мира».Выступление Дмитрия Пригова в Третьяковской галерее> |
Вопрос национального значения |
<<Ссылки художников на искусствоведов, призванных описать художественный жест, вписать его в историю искусства имели в стенах Третьяковки не абстрактное звучание, и выставка «Русский поп арт» воскресала не только в моменты общения художников со зрителями. Обсуждение вопросов, в каких терминах описывать и как призентировать отечественное современное искусство, так же был поднят сотрудниками Третьяковской галереи, и в рамках выставки состоялся круглый стол, отозвавшийся эхом в высказываниях многих искусствоведов и художников. Не претендуя на серьезное исследование всех высказываний, мы представляем лишь несколько. «Мы привыкли пользоваться удобными зонтичными терминами для определения неопределимого. Мы говорим русский поп арт, русский нью вейф, русский даже… симмуляционизм. Но в детально прописанной истории искусств 20 века существует определенная тенденция, имеющая начало в середине 50х годов, поворота от абстракции разного рода к предметности. И немецкие искусствоведы никогда не назовут так называемый капиталистический реализм дюсельдорфского разлива поп артом. Есть новые реалисты во Франции. Есть поп арт британского типа и американского. Причем в Америке есть поп арт калифорнийской школы, нью-йоркской школы и техасской школы. В кавычках можно принять этот термин, поп арт. Но мы имеем дело не с поп артом как интернациональным течением. Просто для России несколько человек: Рогинский, Турецкий, Злотников и Чернышев имеют революционное значение, потому что они смогли отказаться от модернистского мифа и занялись поиском реального в предмете. Что касается американского и русского обращения к предмету, то американское – это о времени, а русское - о пространстве»".Интервью с Александрой Обуховой> |
<<Искусствоведы жонглируют терминологией, поражая своей компетентностью и знанием вопросов искусства. Но оказывается, что у каждого тоже свой персональный взгляд на происходящие процессы. И прийти к общему знаменателю пока не удается. И хотя так или иначе искусствоведы апеллируют к западной традиции, но видимо и там, в силу национальной политики различных государств, не пришли пока к общей системе ценностей. «Представляете
в Америке выставку – «Американский
соцреализм»? В данном случае группа
специалистов взяла на себя достаточно
бесполезную смелость назвать некое
культурное явление «русским поп артом».
Это говорит о несамостоятельности
критической среды, которая не может
придумать ни одного термина. А сейчас их
нужно придумывать сотнями. Иначе
произвести переход от социализма к
новому капиталистическому тоталитаризму
будет сложно. Данное приспособление –
выставка, призванная наладить оптику
общества в отношении смотрения на
артефакты художественные, и через это
происходит познание собственной
идентичности. Встает вопрос о
возможности художественной среды
выработать что-то самостоятельное и
креативное. Речь идет ведь о ведущем
кураторе Москвы». |
<<Психолог
Третьяковской галереи ищет «промежуточное
звено» в сознании постсоветском,
основанном на ментальности
интеллигенции 19 века, связь с выставкой «Русский
поп арт». В этом смысле он видит
символичной ситуацию, что следующая
большая выставка будет выставка
Саврасова, самого популярного в массах
российского зрителя художника, и не
происходит с поп искусством 20 века
никаких пересечений. Психолог
Третьяковскиой галереи предлагает
весьма креативное решение: обратить
внимание на абсурдность советских
вывесок. Восстанавливая для себя
отсутствующее звено, он вспоминает
вывеску в городе Сургуте, где
пропагандистский плакат «Лес - наше
богатство» слился с вывеской пустующего
магазина «Хлеб Мясо Молоко». В результате
надпись, написанная видимо одним
советским шрифтом читалась «Лес - наше
богатство. Хлеб Мясо Молоко». Таким
образным примером психолог видимо
стремился привнести в экспозицию
элементы визуальной антропологии, что
было бы, возможно, весьма уместно. |
<<Однако
пока еще выставка вызывает реакции,
которые являются отголосками советской
идеологической пропаганды, и пожилые
люди продолжают вторить советским
функционером от искусства. И с
формулировкой «вульгарно – примитивное»
искусство Андрей Ерофеев, как диссидент
со стажем, полностью соглашается. А
высказывание пожилой дамы: «Это примитив
времен наскальных дикарей, и я бы отдел
новейших течений не назвала бы новейшим,
это старейшие течения», - вызвало бурные
аплодисменты, как в советские времена, но
уже с постмодернистской иронией. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |