ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 24 - 11 августа 2008. Специальное летнее предложение. Арт-Веретьево 2008. |
<<Опыт выезда современного искусства на природу у
нас уже сложился основательный. Я правда не видела Апт арт в натуре, о чем
премного сожалею, но вот Арт Клязьма и Арт Поле – два масштабных проекта, каждый
из которых по-своему развивает идею “Парка культуры и отдыха” и укладывается в
рамки культурно-массового мероприятия для широкого зрителя. Такие события обычно
сопровождаются обильными возлияниями и музыкальными концертами. А зрители бегают
по лесу или по полю в поисках объектов и инсталляций. |
Об этом и поговорим на примере последнего, третьего путешествия на природу, о стартовавшем этим летом фестивале Арт Веретьево, который кажется некоторым новым шагом к приобретению искусством некоторой естественности. |
Арт Поле фокусируется на объекте для ландшафта, а Арт Клязьма тяготела к
созданию некого массового действия (например, проекты «Куда дует ветер»
Программы Эскейп, “Экскурсия” Цапли (Ольги Егоровой), многочисленные перформансы
и интерактивные звучащие, кричащие мигающие и сияющие объекты). На первый взгляд,
в Веретьево - тоже самое. Автобус, в котором два часа тряслись гости, проезжает
по аллее скульптур – огромные белые раскрашенные боги советской мифологии чем-то
невыразимо напоминают языческих истуканов. Причем их обилие, как и обилие арт
объектов на квадратный метр природы – удручает. Во всяком случае как то не
вяжется представление о широте и безграничности российских просторов с той
коммунальной кучностью, которая по умолчанию характеризует нашу арт сцену, даже
выехавшую на природу. Но в дальнейшем оказывается, что все эти объекты и
инсталляции – артефакты предыдущих проектов. И что непосредственно объектов
относящихся к фестивалю – вполне умеренное количество на душу населения, так что
и посмотреть можно и обсудить. Приятным нововведением Веретьева показался тот факт, что гости приезжают не в чисто поле или дикий лес (то есть катапультируются на какой-то географической координате), а приезжают в гости к художникам, которые вот уже месяц как живут в Веретьево и что-то там такое делают, мастерят и обсуждают. Веретьево – бывший пионерский лагерь, и поэтому место для подобных воркшопов идеально подходящее. По вечерам художники по инициативе Дмитрия Гутова обсуждали работу Ленина «Лев Толстой – зеркало русской революции». Думаю, Гутовым для обсуждения не случайно была предложена эта работа, фигура Льва Толстого, ходившего босиком и пахавшего землю, очень подходит в ситуации погружения в природу. Но особого влияние этого произведения на созданные художниками произведения я не заметила. Художники в большей степени вдохновлялись местом. Светелку со светильниками представляла Диана Мачулина, о полетах видели пионерские сны Алексей Каллима («Женская сборная Чечни по парашютному спорту») и Алексей Булдаков («44 швабры», взлетающие среди деревьев вверх). Неожиданно сильный образ предложил Сергей Калинин, инсталлировав на заднем дворе огромные картины с боксерами. Среди тракторов, довоенных мотоциклов и другой раритетной техники он построил боксерский ринг. Чудесное (иначе и не скажешь) было представлено Сергеем Братковым. Долго петляя по узкой тропке в глубине леса, зритель натыкался на избушку бабки-ешки, внутри, в темноте светился лайт бокс с зеленой елкой, на ветках которой, как игрушки были накиданы старые халаты, колготки и цветастые тряпки, словно из ешкиного сандука. В картинах Георгия Литечевского, посвященных памятным датам всемирной истории, прослеживается традиция чтения календарей в деревенской глуши, известная в России со времен Онегина. Особым изяществом отличались инсталляции в среде. Бытовка для рабочих с закрытыми холстами и заколоченными досками в супрематической эстетике окнами. Внутри бытовки, вполне гармонично внешнему облику, совокуплялись супрематические фигуры Алексея Булдакова. А рядом с домиком на подиуме располагался некий объект для наблюдений, практически подзорная труба из решеток Ольги Чернышевой. При сопоставлении дыр сразу в нескольких параллельных решетках в фокусе можно было обнаружить крону дерева. Решетки на природе – отдельная тема. Решетка – первооснова модерна и всего постмодернизма, наверное, в большей степени, чем что-либо иное противоположно корневому Хаосу природы. Правда решетки, как они предстают в работах у Ольги Чернышевой и Димы Гутова, оказываются какие-то ржавые, покореженные, с дырками, в общем столкнувшимися с той природной анархией, которая неискоренима внутри самого человека. Все это легко читается и вызывает радость узнавания уже хорошо известного и знакомого. Мне же показалась интересной одна работа, которая, наверное, осталась многими не замеченной. Я даже не смогла определить, кто ее автор. На веранде одного из домиков над гладильной доской как белье на веревке были развешаны листы с полит. информацией о положении в Беслане. С веранды можно было попасть в дом, где горел камин и под групповыми фотографиями всех участников проекта в разных сочетаниях сидели Екатерина Деготь и Александр Шабуров, мирно играющие в преферанс. Я, к сожалению, в преферанс не играю, но устроившись у камина, задремала и в грезах увидела нечто совершенное и прекрасное. Во сне я оказалась в гостях в типичной московской богемной квартире, где хозяева, не то что художники, а не известно кто, просто страдают тем, что какие-то записочки, неизвестно зачем, развешивают у себя по всему дому, непонятные предметики ставят в совсем не подходящих для этого местах, вешают странные не то что картины, а почеркушки разные на стенах, или тряпочки. И как то все это создает не то что домашнюю выставку, но просто часть быта. Так, чтобы быт не заедал, в нем иногда некоторые люди начинают разводить художественную плесень. Это не то что нечто гордое – объекты и инсталляции, а просто следы чистого духа в материальной реальности. Проснувшись, я поняла, что именно таким хотела бы видеть проект на природе. Фестиваль, который радикально отказался от объектов, инсталляций и картин и вообще от практики что-то показывать зрителю, а просто культивировал бы вот такую художественную плесень. Думаю, Веретьево к моему идеалу из всех московских загородных фестивалей подошел наиболее близко, но и здесь были музыканты, гости и вся другая положенная искусству на природе цыганщина. |
<<АРТФон
- 23 с Оксаной
Саркисян. 23
марта 2008.
Законы и законодательства.
|
<<АРТФон
- 22 с Оксаной
Саркисян. 3 февраля 2008.
Куратор - исчезающий вид. Беседы
с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.
|
<<АРТФон
- 20 с Оксаной
Саркисян. 19 июня 2007.
Медиализация. |
<<АРТФон
- 19 с Оксаной
Саркисян. 10 мая 2007.
Уважуха. |
<<АРТФон
- 18 с Оксаной
Саркисян. 30 марта 2007. Московская
биеннале 2 по списку. |
<<АРТФон - 17 с Оксаной Саркисян. 17 декабря 2006. Полифония больших идей. Выступления на конференции в Третьяковкой галерее художника Николая Полисского и председателя правления фонда Метафутуризм Александра Погорельского, конференция в ГЦСИ читающего Маркса Дмитрия Гутова. |
<<АРТФон
- 16 с Оксаной
Саркисян.
13 ноября 2006. Страсти.
Вопросы, попадающие в сферу интересов религиозных институтов, продолжают
оставаться острыми углами в современном художественном дискурсе. |
<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян. 31 октября 2006. Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин. |
<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006. Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал). |
<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |