ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 13 - 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. |
|
|
Встречи ветеранов. |
<<Сегодня
неофициальное искусство, от которого нас
отделяет всего-то десятилетие, уже миф.
После случившегося на днях марафона АРТ
Москвы представить, что без галерей и
институций могут существовать художники,
без выставочных залов и кураторов
происходить выставки, практически
невозможно. Ситуация, когда об известных и
авторитетных художниках не пишут газеты и
журналы, а музеи не интересует их творчество,
кажется сегодня фантастикой. Тем не менее,
традиция современного российского
искусства формировалась в таких реалиях.
Но между ней и сегодняшней ситуацией –
пропасть, возникшая в 90х. Может ли быть
актуальным сегодня опыт неофициального
искусства, и не является ли он на
сегодняшний день достоянием научных
сотрудников различных академических
институций, коллекционеров и арт дилеров?
Этот вопрос спровоцировало недавно
вышедшее второе издание книги «”Другое
искусство” Москва 1956-1988», подготовленное
ГЦСИ и лично Ириной Алпатовой, работавшей
над этим монументальным памятником
неофициальному искусству 17 лет. |
Официальное слово о «Другом искусстве». |
<<Презентация
книги в ГЦСИ прошла в атмосфере узкого
междусобойчика без софитов телевиденья и
щелканья вспышек фотокорреспондентов.
Были приглашены лишь участники
описываемых событий. Встреча ветеранов
отечественной арт сцены стала сугубо
личным, как и в прежние времена,
практически закрытым мероприятием. А
ведь издание этой книги могло стать
поводом для научной конференции,
посвященной проблемам описания и анализа
отечественного искусства. Поводом для
презентации в рамках АРТ Москвы в конце
концов, на которой книга даже не была
представлена ни одним из ее издателей. В своем выступлении Леонид Бажанов призывал к дальнейшей работе над историей отечественного искусства, обращаясь к ее участникам. Он призывал не ограничиваться достигнутыми успехами и продолжать работу. Форум обсуждение книги в Интернете на сайте ГЦСИ – хорошая идея, соответствующая демократическим принципам и прозрачности процессов, но вот когда начнет работать этот форум и будут ли предприняты шаги для активизации дискурса – неизвестно. Выступление Л. Бажанова: ГЦСИ, министерство культуры и издательство ГАЛАРТ соединив усилия, выпустили второе издание книги «Другое искусство». Огромный материал остался за рамками этой книги, сам жанр такого изложения подразумевает длительное пополнение хроники архивными материалами, воспоминаниями участников, аналитическими текстами. Кроме того, эта книга должна быть переведена на европейские языки и, несомненно, она заинтересует наших зарубежных коллег. Издание нуждается в вашей помощи, помощи ваших коллег и родственников. У нас в ГЦСИ есть отдел Библиотека, которым руководит Д. Барабанов, в его аппарате есть люди, которые занимаются книгами, и видео архивом. Мы предполагаем целую серию интервью с художниками. Мы будем вам благодарны, если на специальной странице, которую мы собираемся открыть на нашем сайте в Интернете, вы будете вносить свои дополнения и исправления, комментарии, возражения и т.д. Издание посвящено Леониду Талочкину. Это замечательная фигура в истории отечественной культуры. Начиналась работа над этой книгой еще 20 лет назад в рамках его деятельности в объединении Эрмитаж, когда он заработал первый свой инфаркт. На подготовке выставки «Ретроспекция», нам в голову не приходило, что это инфаркт, нам казалось, что он просто устал. Теперь Л. Талочкина нет с нами, и эта книга посвящена его памяти. Его архивные материалы легли в основу этого издания. Я думаю, в течение сегодняшнего вечера произойдут перекрещивание, кто-то давно друг друга не видел. Я знаю, многие не посещают нынешние выставки, эти многочисленные сборища молодых людей. А кто-то из молодых людей не знает своих отцов-героев, и наше поколение не всегда знает молодых художников…. |
История двух книг и одного архива. |
<<Сама
работа по созданию книги «Другое
искусство» стала частью истории
неофициального искусства и уже обрастает
легендами. Над составлением хроники
нашей художественной истории трудились
искусствоведы, фотографы, художники, в
общем, можно сказать, она стала общим
делом самого неофициального сообщества.
Эта работа началась в конце 80х с первыми
либеральными изменениями в стране и
продолжается и сейчас. Уже говориться о
том, что необходимо дополнить издание
визуальными материалами, биографиями
художников, которые не вошли в книгу и
издать их мультимедийным диском.
Особенность работы над книгой состоит в
том, что эта работа в принципе стала
основным источником многих других
изданий и архивных ресурсов. В частности
информация о художниках, размещенная на
портале АRTINFO во многом является частью
общей работы над архивом российского
искусства. Рассказ о кропотливой
работе по сбору и систематизации
материалов прозвучал в выступлениях
Ирины Алпатовой и Е. Барабанова. Со своей
стороны мы дополняем их выступления
интервью с Ю. Пластининым, основателем и
директором информационного портала по
искусству АRTINFO. Ирина
Алпатова: Воспоминания самих участников издания несколько расходились, как обычно бывает, когда восстанавливаются исторические события. Е.
Барабанов: Ю.
Пластинин: Второе издание книги «Другое
искусство» по многим параметрам
отличается от первого давно ставшего
библиографической редкостью. Из
положительных отличий в первую очередь
стоить отметить тот факт, что история
неофициального искусства стала длиннее
на 12 лет. Первое издание заканчивалось 1976
годом, когда был открыт выставочный зал
на Малой Грузинской, и представители
советской администрации объявили о том,
что теперь все искусство в СССР
официально может существовать. На деле
оказалось иначе, и сегодня исследователи
считают формальным завершением
андеграундного периода российского
искусства аукцион Сотбис 1988 года, когда
художники-нонконформисты впервые
официально предстали на вторичном рынке.
С этого момента начинают складываться
рыночные отношения. Появляются галереи и
легитимирующие их деятельность
художественные институции. В новой
системе координат появляется социальный
и рыночный заказ и искусство из духовной
практики превращается в форму социальной
активности. |
Гимны, фанфары и салют. |
<<Громкие
чествования юбиляра сделало открытие
новой экспозиции ГТГ заметным явлением
светской жизни столицы. Сольные арии
официальных лиц на праздновании 150летие
Третьяковской галереи на Крымском валу.
Первая, самая вдохновенная ария была
посвящена Павлу Ивановичу Третьякову.
Прозвучал пронзительный призыв видеть в
художнике воплощение духа народного, как
это делал Третьяков. Директор ГТГ В. А.
Родионов в своем выступлении отметил
значение для Третьяковской галереи
собрания Костаки и дары музею последнего
времени. Темой доклада директора ГЦСИ М.
Миндлина стала «Третьяковка – источник
знаний. Это энциклопедия и наше ВСЕ». ГЦСИ
подарило ГТГ работу художника-нонконформиста
Ситникова. Поздравление из Нью-Йорка от
фонда друзей Третьяковской галереи
привез А. Грецман. Весь мир в его лице
рукоплескал и чествовал директора ГТГ и
куратора выставки “Россия” в Нью-Йорке.
Герцман преподнес от имени фонда в дар
ГТГ произведение художников Р. и В.
Герловиных. И. В. Лебедева, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по 20 веку, отчитывалась о работе за 20 лет. «Мы очень старались сделать многое». Представляя первый этап работы над постоянной экспозицией 20 века, она отметила, что в экспозиции экспериментального отдела новых течений логика представления материала должна быть иной, не традиционной. Выразила надежду на завершение работы над постоянной экспозицией в этом году. Еще раз прозвучали благодарности за дары. Заслуженный деятель искусств России Л.И. Иовлева, первый заместитель генерального директора ГТГ (она уже давно работает в галерее, 45 лет, и это уже второй юбилей свидетелем которого она стала), отметила, что мы все наблюдаем возрождение ГТГ. Представленная здесь фонограмма мероприятия скорее похоже на песню, в которой интонации и чувства исполнителя понимаешь, даже не всегда разбирая слова. |
20 век в экспозиции ГТГ. |
<<Экспозиция
20 века изменилась, но не кардинально.
Самым ярким ее событием стала полная
реконструкция «Выставки ОБМОХУ» 1921 года,
инициатором и исполнителем, которой
выступил В. Колейчук.
В.
Колейчук: Заметить остальные изменения в постоянной экспозиции на третьем этаже ГТГ на Крымском валу, могли, возможно, только профессионалы. Екатерина Деготь обратила на них внимание. Е.
Деготь: |
Эксперименты А. Ерофеева. |
<<Несмотря
на фрагментарность затронутых А.
Ерофеевым тем и художественных
направлений, экспозиция вызвала радость
и положительные отклики в художественном
сообществе. Вполне убедительное
оправдание этому недостатку – нет
места показать все, удовлетворило
присутствующих на открытии. Но вряд ли
этот факт будут учитывать обычные
посетители музея. Общая радость была
вызвана самим фактом присутствия этого
раздела.
Е.
Барабанов: Художники, находя в экспозиции свои произведения, были рады вопросам и с удовольствием комментировали свои произведения. А.
Брусиловский: Инсталляция Д. Пригова «Для бедной уборщицы» в Третьяковской галерее экспонируется так, что уборщица парит в воздухе. На некоторых фотографиях уборщица стоит на коленях, поэтому и возник вопрос как к этому относиться. Д.
Пригов: А.
Ковалев: |
Объективно и книга «Другое искусство» и экспозиция А. Ерофеева в Третьяковской галерее, став значительными вехами в освоении наследия российского современного искусства, не поставили последней точки. Оба события продемонстрировали неутихающие страсти вокруг недавней истории искусства и насущную необходимость дальнейшего архивирования и анализа. Отсутствие, каких либо обобщающих трудов не позволяет надеяться на скорое завершение процесса. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |