ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ
АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ
АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН
МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА
ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ
SUPREMUS - ЦЮРИХ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
Как это работает. |
|
О быстротечности славы. Борис Орлов |
Первым делом Борис Орлов прояснил недоразумение: «Небольшое недоразумение.
Лена Селина представляет мой весенний проект «Воинство небесное и земное»,
мой ретроспективный проект, который был в ММСИ в Ермолаевском переулке, а
не отдельную работу «Парад астральных тел». Эстетическое и социальное у Бориса Орлова прибывают в гармоничном конфликте единства и борьбы противоположностей, как небо и земля, как соцреализм и авангард, как высокое и низкое, повседневное и идеологическое. Но диалектическое развитие присутствует не в методе высказывания, а в самой российской истории. Сюжет его творчества развивается от веселого пересмешничества брежневского застоя к Флоре и Фауне советского образа жизни в постсоветский период. Трагическое понимание исторических перемен отражено в инсталляции времен перестройки о поверженном Икаре. Борис Орлов - небожитель. Он давно смотрит на происходящее с высоты птичьего полета. Он – летописец. Я предположила для начала беседы, что происходит некое вращение в проекте Бориса Орлова земли и неба, высокого и низкого, и это, видимо, метафизическая история. «Вообще история со мной любопытна. Со мной происходит второе пришествие на художественную площадку. В конце 80х у меня в мастерской было паломничество западных галеристов и музейных кураторов. Я соперничал с Бажановым, организовывая выставки на Каширке, я учредил 1ое выставочное объединение, первую перестроечную структуру независимых художников. Потом я уехал в Америку и когда вернулся, попал в пустыню. Моих сверстников почти никого нет. И тут начинается пинание. Один из наших, Шварцман, даже умер от этого пинания. Я тоже в 90х не попадал никуда. Моих работ не было в Третьякоке выставлено. Мне тогда казалось, что время мое ушло… А тут вот такое возвращение…. Возвращение началось, на самом деле, с выставки «Москва Берлин», сейчас я начиная возвращаться на художественную площадку». <Борис Орлов - возвращение)> После некоторого сомнения Борис Орлов все же рассказал мне свой сон, который странным образом по ощущению советской атмосферы официального награждения перекликался со сном Дмитрия Врубеля. Сон Бориса Орлова: «Я участвую в монументальном проекте: как Малахов курган, огромные бронзовые плоскости. Я понимаю, что это один из тех советский конкурсов, в которых я никогда не участвовал. Я спрашиваю, что это за премия, и мне говорят, что это монументальный туалет Кабакова». К премии Орлов тоже относится весьма позитивно. «Можно подумать, что я считаю, что премия Кандинского - это туалет», – боится Орлов. Он-то считает, что все, что было в СССР, было туалетом. Будучи в советское время членом МОСХА, Орлов на своей шкуре прочувствовал, что такое советский бюрократическо-академической аппарат искусства. И этот аппарат существует сегодня, став современной академией искусств. Орлов видит в премии Кандинского возможность противостоять этой системе. «Сейчас нет официального и «другого искусства» и нужно модернизировать систему, и премия Кандинского - в этом смысле – рычаг модернизации. Недавно вот придумали в академии «Почетного члена Академии». Орлов – заслуженный художник, но предпочитает войти в иерархию современности не «по четным» (как он шутит) в Академии, а быть отмеченным премией Кандинского. «Сейчас, если по схеме Паперного возрождается “культура 2”, то мы опять можем оказаться «другим искусством». Я всю жизнь избегал конкурсов и оценочных ситуаций. А тут меня судьба кинула, раз уж галерея это сделала – я уже не сопротивляюсь, как поток идет. Но каждый раз думаю: что я делаю? Получается – я там самый старый, такое ощущение, что профессор с учениками выставляется и соревнуется. Ну что это за конкурс?» <Борис Орлов - О Премии> |
|
Поток сознания. Дмитрий Цветков |
Художник с ниткой и иголкой шьет и вышивает советские и постсоветские
символы и эмблемы. Через приватное, очень тактильное на ощупь искусство он
говорит о тех астральных телах, которые являют собой фрагментированные
абстракции национальной российской идентичности. В пересечении этих
координат и обнаруживается позиция художника «от кутюр», представляющегося
мне ангелочком с гламурной глянцевой ухмылкой. Если следовать рекомендации гламурного журнала «Не сапать!», то, несомненно, захлестнет поток сознания, и граница между сном и явью рассеется как утренний туман. Об опасностях, ожидающих подобных экстремалов, рассказал сам Дмитрий Цветков, человек, который не спит, поскольку ему некогда: он вкалывает. Вкалывает не только иголки в ткань, но и вообще. Видимо от недосыпа, иногда машина, производящая продукт искусства, дает сбой, и художнику приходиться оправдываться, чтобы восстановить свое честное имя. Цветков не занимался самоцензурой, в чем его обвинили СМИ. Он смелый портняжка, о чем и свидетельствует. «Я работаю на 4х работах, и во время премии я был в Красноярске. Далее все происходило по телефону… ». <Дмитрий Цветков> |
Персональная жизнь после смерти Лиза Морозова. |
Странным образом оказалась представлена на Кандинском группа Эскейп, давно
уже рассыпавшаяся как группа. Однако институциональная активность группы
не иссякает, доказывая, что жизнь после смерти есть. Лиза Морозова, как перформансистка телесно ощупывает и персонально переживает семантические конструкции, идеологии и идеи. И сон ее, как профессионального психоаналитика, очень правильный, и даже грамотно расшифрован самой Лизой. «Перформанс, представленный на премии, – последняя наша работа старым составом. По сути, это наша могила, для меня это прощальная работа. А сон следующий. Я на даче зимой в мерзлой земле копаю яму и понимаю, что это моя могила, и я раскапываю собственные кости, чтобы посмотреть, как они там лежат и привести их в порядок. Рядом оказывается подруга, которая учит, как правильно трупы упаковывать. Я проснулась в ужасе и поняла, что нахожусь в глубоком кризисе. Подруга психолог сказала мне: «Морозова, мне за тебя страшно, тебя подруга учит психозу. Тебе срочно нужно что-то делать. У меня еще будет работа про кризис скоро, анонсирую: «Внутри и снаружи». <Лиза Морозова> |
Проснувшись в чужом сне ПГ |
Растаманы и солнечные дети Джа в наших широтах занимаются
анархо-терроризмом: шокируют ответственных лиц в министерстве культуры и
музейных смотрительниц комиксами в эстетике молодежной клубной культуры.
Понятное дело, что сны ПГ – это или кошмары, как расплата за мучение
невинных чиновников, или здоровые сны подростка: бабы голые и ганжа. «Китайцы вешают президента в нашей работе. На самом деле эта работа такая кармическая вещь. И во сне, конечно, приходит расплата. Например, на нас в лифте нападают люди в масках, сражения, погони, маскировка, конспиративно-теологические знаки, заклинания, мантры, светящиеся знаки…. Каждый раз в холодном поту просыпаешься…..» Комиксы из многострадального лайтбокса, выставленного на премию, уже давно доступны онлайн. Собственно, там их основная аудитория, и, действительно, появление лайтбокса ПГ на Кандинском – беспримерный приступ демократии, вызвавший, однако, недоумение не только у меня, но и противоречивые чувства у самих авторов. Выпадение ПГ из формата премии Кандинского очевидно. Их комментарии по этому поводу: «Нам все равно, что это за премия. Для нас это повод выставить работу. Ее запретили, и благодаря Кандинскому ее удалось извлечь из Третьяковки. Нам даже не интересно про эту премию говорить. Это мейнстримная линия выстраивается, и мы как будто проснулись от сна и понимаем, что попали в глюциноз. Мы попали по своей тупости в чужой сон. Непонятно кто победил в этом столкновении. Мы- то думали, что неважно, что за площадка, главное свои идеи позиционировать, но, с другой стороны, важно, что пересиливает. И это страшная битва – кошмарный сон». |
|
Новый трезвый художник. Шабуров Александр |
Бурное воображение Синих носов лишь имитация белой горячки, а на самом
деле они очень трезво смотрят на жизнь и современное искусство. В отличие
от нонконформистов, стремившихся избежать идентификации с образом
советского человека, Синие носы выстраивают свою идентичность и, тем
самым, определяют свою социальную и эстетическую позицию. |
Абсурд и невменоз – это реальность |
Дмитрий Гутов, художник манипулирующий языками искусства, жонглирует
значениями и их означающими. Его работа на Кандинском – реди мейд от
модернизма и реди мейда. Его любимое число 1962 – время действительно
фантастическое, как в СССР, так и на Западе. Гутов, собственно, художник –
любитель, в смысле, у него есть свои любимые времена, темы, фигуры, о них
он и говорит, не замечая ничего остального вокруг. И поэтому естественно,
что он ратует за автономии (не автономию искусства, а автономии в целом).
Думаю, если продолжать его идею автономий, то одни должны жить на
Рублевке, а другие в переходах метро – эти миры уж точно не пересекаются.
Но вернемся к эстетическому. Несмотря на то, что предпочтения Гутова
включают вещи противоположные, как то китайская графика, абстрактный
экспрессионизм, модернизм и идеи марксиста Лившица, критикующего эту
буржуазные безобразия, Гутов человек тонкого рационального ума. |
Архе-тип |
Алексей Беляев-Гинтовт – тот, который грезит наяву и демонстрирует поток
коллективного бессознательного в его архаическом, до социальном состоянии
общества. Не социальность, но народность, которую составляют только
братья, сестры и дочери. Возможно, такое и невозможно в природе
современного глобального мира, но не будем спорить, а представим себе
картину, нарисованную воображением художника. Во-первых, отсутствует,
стерты под чистую социальные пласты, выкорчеваны ростки личностного и
индивидуального. Вырыв глубокий котлован для фундамента пирамиды власти,
художник строит ее мифологию. Это основное поле интересов художника, и так
устроены все имперские конструкции. Новая империя чтит традиции – ее
эстетический язык не отличается от эстетики тоталитарных правительств
середины 20 века Италии, Германии и России. Разве что более прямолинейно
апеллирует к античной мифологии. |
Проекция искусства в коллективное бессознательное. |
<<АРТФон - 25 с Оксаной Саркисян. 13 октября 2008. Осенняя грусть по нонконформизму. |
<<АРТФон - 24 с Оксаной Саркисян. 11 августа 2008. Специальное летнее предложение. Арт-Веретьево 2008. |
<<АРТФон
- 23 с Оксаной
Саркисян. 23
марта 2008.
Законы и законодательства.
|
<<АРТФон
- 22 с Оксаной
Саркисян. 3 февраля 2008.
Куратор - исчезающий вид. Беседы
с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.
|
<<АРТФон
- 20 с Оксаной
Саркисян. 19 июня 2007.
Медиализация. |
<<АРТФон
- 19 с Оксаной
Саркисян. 10 мая 2007.
Уважуха. |
<<АРТФон
- 18 с Оксаной
Саркисян. 30 марта 2007. Московская
биеннале 2 по списку. |
<<АРТФон - 17 с Оксаной Саркисян. 17 декабря 2006. Полифония больших идей. Выступления на конференции в Третьяковкой галерее художника Николая Полисского и председателя правления фонда Метафутуризм Александра Погорельского, конференция в ГЦСИ читающего Маркса Дмитрия Гутова. |
<<АРТФон
- 16 с Оксаной
Саркисян.
13 ноября 2006. Страсти.
Вопросы, попадающие в сферу интересов религиозных институтов, продолжают
оставаться острыми углами в современном художественном дискурсе. |
<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян. 31 октября 2006. Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин. |
<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006. Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал). |
<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |