ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы,
интервью. Выходит по пятницам>
<<АРТикуляция
№33 с Дмитрием Барабановым. Квартирные
выставки вчера и сегодня. Прижизненная
реабилитация искусства. Эгалитарность и
русский гендер. Позолоченный московский
концептуализм. Увековечена АРТКлязьма’
2004. Электронные скалки и Сталин с
женской грудью. |
<<Флэт-Арт |
Для ознакомления с
экспозицией под названием «Квартирные
выставки 1956-1979», водворившейся в РГГУ,
необходимо пройти фэйс-контроль
взыскательной и неподкупной охраны.
Однако, для самоотверженных поклонников
специальных программ 1-й московской
биеннале современного искусства это не
проблема. Тем более, что куратор музея «Другое
искусство» Юлия Лебедева в кооперации с
Оксаной Саркисян в сжатые сроки сумели
подготовить довольно бодрый проект. |
При взгляде на
ретроспективный показ работ художников-нонкомформистов
(спустя почти 50 лет после первой
априорно несанкционированной
квартирной выставки), с трудом верится,
что подобные визуальные эксперименты
могли чрезвычайно невротизировать
власти. Как известно, на протяжении трёх
десятилетий продукции неблагонадежных
элементов в музейной легитимации было
отказано. Тем не менее, автономное
проистекание художественных процессов
имело место в апартаментах
инакомыслящих фигурантов. Герметичные
пространства приватных квартир и
мастерских исправно давали приют ничем
не скованной фантазии наших артистов. |
В РГГУ представлено немало
архивных материалов. В избытке черно-белые
фотографии, документирующие события тех
лет: от выстави Дмитрия Краснопевцева в
квартире Святослава Рихтера до
знаменитого показа в особняке Эдмунда
Стивенса и легендарного арт-прорыва в
мастерской Леонида Сокова в 1976. Помимо
этого в наличии работы тех лет: «Сигналы» Юрия
Злотникова и «Пьяная кукла» Оскара
Рабина, кубики Валерия
& Риммы Герловиных, «Душа Нортона
Доджа» В.Комара
& А.Меламида, работы Бориса
Турецкого, Михаила
Рогинского, Евгения
Рухина, Бориса
Орлова, Михаила
Чернышова, Александра
Юликова и многих других. Вплоть до «Длинного
рубля» Мухоморов и эскапад Юрия
Альберта. |
Сейчас довольно сложно представить себе, что значило для этих художников хотя бы на несколько часов продемонстрировать публике свои холсты и объекты. Я сам прекрасно помню как в 1975 году (юные годы) томился с родителями в длиннюююющей очереди на выставку в ДК ВДНХ и как был потрясен, увидев работы группы «Гнездо». Свидетельствую – интерес к неофициальному искусству в 1970-1980-е гг. был грандиозен. |
Наивные ассамбляжи, забавные хэппенинги и метафорические живописные опыты казались тогда более радикальными, нежели Дэмиен Хирст и Чэпман Bros. в наши дни. Хотелось бы верить, что когда-нибудь героико-пропедевтическая деятельность энтузиастов окончательно выйдет из пространства эстетического гетто. Искренне надеюсь дожить... |
Напоследок хочу поделиться с вами одним наблюдением. Приближаясь к выставленным произведениям, я обратил внимание на не в меру активного анонима с признаками нездоровой ажитации, метеором носившегося по коридорам и визжавшего истерическим фальцетом. Словно робот-трансформер, он размахивал руками, тыкал пальцами то в одно, то в другое произведение и вопил: «Что ЭТО??? Кто-нибудь может объяснить, что ЭТО?». Челночные рейды персонажа ассоциировались с галоперидоловой overdose. Впрочем, одержимый гражданин, живо напомнивший о былых временах, так же быстро испарился, как и возник. И всё же, признаться, в стенах вышеназванного богоугодного заведения наблюдать сей «перформанс» было по меньшей мере странно. Я же в очередной раз глубоко задумался о судьбе русского послевоенного андерграунда… |
<<Уравняли |
Отчет о посещении РГГУ не был бы полным, если бы я не упомянул еще одну выставку современного искусства, разместившуюся по соседству. Проект называется «Эгалитарность» (куратор Наталья Каменецкая). Преобладают художники женского пола. Зрителям предоставлена прекрасная возможность очередной раз увидеть искусство наших амазонок. В некотором смысле мероприятие иллюстрирует понятие deja vu. Я имею в виду относительно недавние выставки «Автопортрет художницы» в том же РГГУ и «Искусство женского рода» в ГТГ. |
|
|
<<Половое ассорти |
Аналогичный, но существенно
расширенный состав, можно наблюдать в
Московском музее современного
искусства (на Петровке). Здесь сомнений
быть уже не может – выставка называется
«Гендерные
волнения». В проекте принимает
участие около сорока художников,
тщательно отобранных куратором Людмилой
Бредихиной. Их усилия призваны
проиллюстрировать особенности «русского
гендера», художественно осмысленного
и оттого вдвойне беспощадного. |
Но мы-то понимаем, что
удачным экспериментом можно считать
лишь ту выставку, где идеологическая
прямолинейность уравновешена
художественно полноценным оригинальным
высказыванием. И Людмила Бредихина, как
человек опытный, это отлично осознает.
Поэтому отнюдь не случайным выглядит и
замысловатый финт – самым строгим
образом соблюдена половая паритетность
– колличество фалло- и вагиноцентричных
артистов в процентном соотношении
сопоставимо.
|
Произведения на выставке самые разные: от романтических «Выпускников» Владимира Куприянова до китч-арта Ларисы Звездочетовой, от ироничных фотокомиксов Людмилы Горловой («С любовью здесь не шутят!») до ярких работ Натальи Турновой. |
Несказанно хороша «Родина-дочь» в кокошнике и на коньках от Алексея Беляева-Гинтовта. Красной нитью проходит тема гибридизации: Максим Илюхин и Наталья Стручкова модернизировали деревянные разделочные доски, молотки для отбивных и выразительные скалки, начинив эти агрегаты высокоточной электроникой, штекерами, специальными счетчиками, диодами, разъемами и т.д. (проект «Бижутерия»). Сходным образом Мария Чуйкова скрестила мещанские часы с мясорубкой – получилась «Кали Юга».
|
Есть на выставке и более
брутальные опусы: гладильные доски от Ирины
Наховой многозначительно
«переливаются» обнаженными женскими
спинами. Алёна Мартынова с
прооперированным носом пронизывающе
взирает на зрителей с фотографии, а
вконец распоясавшаяся кукла от Ирины
Вальдрон демонстрирует преимущества
самоудовлетворения игрушечным дилдосом.
|
<<Переплёты |
Напоследок расскажу о двух изданиях, только-только вышедших в свет. Речь идет о каталоге «АРТКлязьма» и альбоме «Московский концептуализм». |
Каталог «АРТКлязьма’ 2004» (как
и ожидалось) вышел роскошный. Двести
двадцать пять страниц этой книжки
излучают невероятный оптимизм и
неистребимую фанатичную веру в великую
силу рашн contemporary art’a. Каталог
дизайнировал мастер своего дела –
Евгений Корнеев, фотографии делали
Александр Забрин и Игорь
Мухин.
|
С «Московским концептуализмом» не все так однозначно. Презентация состоялась в галерее WAM, украшенной по такому случаю документальными фото в прозрачных файлах и работами, спешно извлеченными из закромов художников-концептуалистов. «Московский концептуализм» - это сдвоенный номер журнала WAM (№ 15/16) в твердом переплете и в суперобложке. Насколько я понял из путаных выступлений, соредакторами-составителями выступили художник Вадим Захаров (ответственный за подбор иллюстраций) и Екатерина Дёготь, написавшая текст. Репродуцировано более 150 произведений двадцати московских художников и арт-коалиций. От хеппенингов «Коллективных действий», работ Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Комара и Меламида до памятника Адорно во Франкфурте того же Захарова. Визуальные материалы воспроизведены на сусально-золотых фонах, сверкающий золотой обрез завершает облик этого произведения дизайнерского искусства. Богато. Мда... |
К сожалению, более подробный отчёт невозможен, так как представленные образцы были закреплены в специальных тисочках на стенах, а чтобы пролистать доступные экземпляры, надо было длительное время потеть в очереди. Как вы уже, наверное, догадались, презентация не предусматривала подробного ознакомления арт-критиков и журналистов с изданием. Тем не менее, была объявлена цена –1500 руб., по которой всем желающим предложили приобрести это чудо полиграфии. Стать счастливым обладателем издания вы сможете, расплатившись по адресу: Антикварные ряды «Николай», 2-й этаж, Ветошный переулок, дом 9, магазин «Книги WAM». |
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №32 Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№30
1-я
Биеннале современного искусства в
Москве – «Поехали!». «КоМутация» от
Ефимова и Чернышева. Абстракции
нефтеносного Наседкина. Президентский
дискурс. Маньеризм Мэпплторпа.
Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем
русское искусство? Скульптуры из синтепона.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№22
Стали и камня торжественный звон или
цемент для капитализма. Боевой войлок от
Беляева-Гинтовта. Открытие нового
корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм
третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и
черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро.
Мастерская Арт Москвы’ 2004.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№21.
«Звуки музыки» в XL галерее.
Квазиангелические астронавты Цапля и
Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов.
«Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие
филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений,
водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей?
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №16. Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15. Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №14. «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №13. Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №12. Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11. Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №10. Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03". Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>
АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004>