ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы,
интервью. Выходит по пятницам>
<<АРТикуляция
№30 с Дмитрием Барабановым. 1-я
Биеннале современного искусства в
Москве – «Поехали!». «КоМутация» от
Ефимова и Чернышева. Абстракции
нефтеносного Наседкина. Президентский
дискурс. Маньеризм Мэпплторпа.
Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем
русское искусство? Скульптуры из
синтепона. |
Как известно, в Москве открылась 1-я биеннале современного искусства. На пресс-конференции, состоявшейся намедни в замызганном Музее В.И.Ленина, организаторы гордо сообщили о выходе в срок каталога, который наделен особыми волшебными свойствами и призван априорно купировать потенциальное недовольство и обволакивать патокой своего необсуждаемого великолепия критические разливы желчи. Что тут скажешь? Мо-лод-цы!!! Как бы то ни было, помимо основных мероприятий, заявлены параллельная и специальная программы. Отныне 99% галерейных выставок на время проведения МБСИ надлежит считать «параллельными». Приступим… |
<<Oil, то не вечер… |
Итак, выставочный сезон’ 2005 в столице стартовал проектом выпускника федоскинской школы миниатюрной живописи Николая Наседкина «Орнамент. Живопись нефтью» в Крокин галерее. Название экспозиции полностью отражает незамысловатую драматургию обозначенного предприятия – на глянцевом белом картоне растекаются умбристые спиралевидные завихрения. Больше всего абстрактные монохромы Наседкина напоминают рисунки, украшающие деревенские наличники и женские платки, увиденные глазами призрака Виллема Де Кунинга. Выставку сопровождает самобытный саундтрек – из динамиков раздается витальная народная песнь. |
Со времени последней выставки Наседкина
«Сумасшедший дом» в
ЦСИ М’АРС, авторский стиль и сюжеты
претерпели изрядные метаморфозы.
Нефтеносный Наседкин и раньше
обнаруживал свою осведомленность в
истории искусства, но не афишировал это.
Между тем оммажи «нью-йоркской школе» то
и дело вырываются на поверхность, подобно
фонтанирующему петролеуму. |
Почему-то считается, что переломным пунктом творческой биографии художника явилась работа в течение шести месяцев санитаром в психиатрической клинике тридцать лет назад. Как будто это многое объясняет. Конечно, эпоха была суровая - кто-то подвизался в качестве медбрата, а кто-то в это же время подвергался принудительному «лечению». Не думаю, что занимательные факты судьбы Наседкина объясняют очевидный художественный анахронизм. |
Картины так часто писали фекалиями, кровью, спермой, мочой и чем только возможно, что пафос первооткрывателя арт-скважины здесь вроде бы как-то неуместен. Также ничего существенного не добавляет информация о том, каким лаком артист закреплял пигмент, где и почем была куплена пресловутая нефть. |
Проект Наседкина – не столько гимн нефтепродавцам, сколько заклинание ценности живописи, в надежде на то, что жертвенные стада попадутся в сети. И вот, художник лихо закручивает свои легковоспламеняющиеся лассо. Что угодит в сии стремнины? Существуют ли перспективы у абстракции третьего тысячелетия, эксплуатирующей русские народные орнаментальные нефтевороты? Поживем – увидим. Ведь исследователи символов полагают, что спираль олицетворяет сжатую энергию и означает развитие, изменение и движение к просветлению & мудрости. Крокин галерея. До 13 февраля
(ул. Большая Полянка, 15) |
<<К окулисту? |
|
В L-галерее демонстрируется новый проект Дмитрия Шубина под названием «Москва глазами президента». Выставка представляет собой серию черно-белых фотографий, сделанных Шубиным из якобы мчащегося автомобиля. Допустим. По умолчанию принимается и маршрут: Кремль - Новый Арбат - Кутузовский проспект - Рублевское шоссе. Тем не менее, кадры ничуть не смазаны – все четко и ясно: курс доллара - 32 руб. (sic!), витрины-манекены, остановки-пассажиры, фрагментированные тушки прохожих в летней одежде и т.д. |
Все снимки датированы одним
днем. Эдакий нарратив с концептуальным
подтекстом. Подтекст подразумевает
многомудрые размышления посетителей
экспозиции на тему: «Как же там у них, у
президентов?». При этом Шубин претендует на
роль «глаз» транспортируемого фигуранта.
Персонажа, разумеется, априорно
несвободного - ни семечек тебе купить, ни
пивка на лавочке попить. Визуализирована
очередная легенда. |
Возникает дихотомия: некие абстрактные «мы» и - президент. «Народ» свободен, но не обличен властью, президент – ограничен пространством бронированного авто, но при этом, подобно дистанцированному режиссеру, регламентирует функционирование популяции страны. Вроде бы компенсаторный проект, богатые тоже плачут. |
|
Не тут-то было, создается
впечатление, что петербургский фотограф
в очередной раз после Ролана Барта
актуализирует проблему т.н. «войны
языков» - то есть столкновения и
смешения энкратического
и акратического вида дискурсов. А раз
так, то никто не помешает Шубину
микшировать «виды речи», генерируя «гетерологичность
знания», уподоблять свою фотосерию
письму, намекая на фиктивный характер
высказывания своего репортажа и т.д. и т.п. |
И все бы хорошо, если бы не очевидный моветон, будто нет других тем, кроме как в одностороннем порядке выяснять свои отношения с президентом и играть в «быть джоном малковичем». В связи с этим возникает соблазн напомнить о так называемой «проективной идентификации», то есть о защитном процессе, когда человек воображает себя находящимся внутри объекта внешнего по отношению к себе, что позволяет, отвергая свою беспомощность, испытывать иллюзию контроля над объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий.
|
|
До 2 февраля. L-галерея (ул. Октябрьская, 26/15). |
<<Диетический Мэпплторп или из песни слова не выкинешь |
«Вторжение» - именно так называется спецпрограмма Мультимедийного комплекса актуальных искусств (то бишь Московского дома фотографии) в рамках уже упомянутой биеннале с.и. В настоящий момент публике явлен очередной проект, искореняющий дефицитные пробелы в образовании, а именно – выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма». |
Сия экспозиция оказалась в
столице проездом, но точно по расписанию,
после демонстрации в Берлине, Государственном
Эрмитаже и перед гастролями в Музее
Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. |
Таким образом, была сделана попытка проследить генеалогию и обнаружить общее между творчеством скандально известного фотографа и наследием северного маньеризма. |
|
Предложенные сравнения всецело проистекают из области формального анализа, предельно ограничивающего пространство интерпретации. Не знаю, что случилось бы, если в залах МДФ заперли Генриха Вёльфлина и Эрвина Панофски, наверное, дуэль. |
|
Однако, несмотря на концентрированную атмосферу салонной изысканности, преследует ощущение, что чего-то на этой выставке явно не хватает. И не меня одного. Как справедливо заметила на вернисаже арт-критик М.: «Не хватает самого Мэпплторпа!»… |
Московский Дом фотографии (ул.
Остоженка, 18) |
<<Белый
негритюд |
Нью-йоркский обитатель Ярослав Могутин – известный гей-бузотер, ниспровергатель основ, эмигрант, литератор, журналист, художник, модель, персонаж. Назвать его тексты откровенными, значит, ничего не сказать, все равно, что попытаться повязать розовый бантик оголодавшему крокодилу. Программно демонстративный Могутин никогда не скрывал своих циничных наклонностей :-). При всем желании его продукцию невозможно сравнить с упомянутым выше маньеризмом. И вот, сейчас в галерее «Риджина» можно увидеть новую выставку Могутина под названием «Белый негр» или Wigger (образ. от White Nigger). |
Идеологически данная проблематика отсылает пытливых исследователей молодежного нарциссизма к 5-й из восьми стадий жизни человека, достаточно подробно описанной Эриком Эриксоном. А именно - к «идентичности против диффузии ролей». |
Визуализированные
результаты этой экспансии ждут вас по
адресу: См. также: |
<<Мишки in the sky without diamonds |
Этажом ниже, в «Айдан-галерее» можно увидеть проект противоположной направленности. Представленная выставка молодого художника Ростана Тавасиева (к слову одного из немногих российских участников мосбиеннале) называется «Синтепон». |
На выставке в галерее «Айдан» можно увидеть серию из десяти однотипных холстов (130 х 100 см), а также череду белых мохнатых скульптур (слон, пегас, корабль и т.д., всего 8 шт.), исполненных из пресловутого синтепона. |
<<Кстати, о ценах! |
Буквально на следующий день состоялось в высшей степени знаменательное событие – презентация внушительного двуязычного справочника цен под названием «DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней». Тираж 5000 экз. Инициаторами издания выступили Никола Саворетти и Марта Боэри. Оглашаю и список экспертов, составивших прайс-сборник: Андрей Сарабьянов (авангард), Анна Эрамжан и Наталья Петракова (реализм 1930-1960-х), Валерий Стигнеев и Ирина Чмырева (фотография), Дмитрий Северюхин (современное питерское искусство), Дарья Баканева (современное искусство Приморья), Юлия Гниренко (современное искусство Урала), Леонид Лернер (современное искусство, регионы) и Сергей Попов (современное искусство Москвы). |
|
Приведу пример - Михаил
Рогинский (чья РОСКОШНАЯ
выставка, кстати, сейчас проходит в
ГЦСИ): Живопись, бумага, 1980–1990-е: $ 12
000-25 000; Живопись, холст, 1990-е – 2000-е: $ 3 000 –
30 000. Не буду говорить о том, что живопись
на холсте дешевле работ на бумаге, но
четких пояснений на вопрос: «А почему?»,
вы не получите. Действительно, логика
малопонятна, почему живопись, скажем,
Александра Савко стоит столько же,
сколько и Никиты Курдюкова (Кникты) 1979 г.р.?
И только подробно рассмотрев этот Art-Index,
я начал догадываться в чем дело: отнюдь
не художественные достоинства, а именно
размер «имеет значение». |
<<Интерактивные раскоряки |
Тем временем в XL галерее демонстрируется свежий проект Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова под названием «КоМутация». Проект предполагает непосредственное участие зрителей. Вот его краткое описание: в затемненной галерее на экране фигурируют проекции благопристойных художников. Чернышов и Ефимов, облаченные в свои «фирменные» белоснежные манишки и черные брючки пребывают в статичном состоянии. Посредине галереи находится пульт, напоминающий агрегаты, некогда служившие проворным телефонисткам начала прошлаго века для втыкания и выдергивания штекеров. Сходным образом, пресловутый пульт имеет гнезда и штук 20 проводов, увенчанных «джеками». |
Чернышев и Ефимов продолжают разрабатывать научно-художественное направление, развернутое ими еще в проектах «Сияющие протезы» и «Генетическая гимнастика». Бесстрашное экспериментирование на самих себе свидетельствует о несгибаемом духе наших исследователей-энтузиастов, предъявляющих публике все новые поражающие воображение плоды своих арт-медиа-опытов. Вывод: побочные эффекты ординарных действий порой могут оказаться гораздо более ценными и захватывающими, нежели прагматически ожидаемый результат. И не забывайте об иронии, пожалуйста…
|
До 20 февраля XL галерея (Подколокольный
переулок, 16/2) Подробнее напишу о них в следующем выпуске. |
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№22
Стали и камня торжественный звон или
цемент для капитализма. Боевой войлок от
Беляева-Гинтовта. Открытие нового
корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм
третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и
черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро.
Мастерская Арт Москвы’ 2004.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№21.
«Звуки музыки» в XL галерее.
Квазиангелические астронавты Цапля и
Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов.
«Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие
филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений,
водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей?
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №16. Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15. Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №14. «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №13. Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №12. Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11. Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №10. Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03". Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>
АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004>
e-mail: Пластинин Юрий |