ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>

<<АРТикуляция №8 с Дмитрием Барабановым>

Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>


<<АРТикуляция №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>
<<За семью печатями

Вне всякого сомнения, наша жизнь – нескончаемая череда инициаций и сплошные проверки на адекватность. Этот удивительный калейдоскоп начинается практически с самого детства. Дворовым урелкам (еще не подозревающим о том, что после легендарных школьных подвигов им придется торговать элементами питания в местном универмаге) до ужаса интересно узнать, насколько вы дружны с Гендосом, Лысым, Дроном и Костылём? Позже коды несущественно меняются.

Так вот, немецкая художница Лиза Шмитц точно не знает Гендоса и Лысого, зато не понаслышке знакома с Борисом Гройсом, Дмитрием Александровичем Приговым, Михаилом Рыклиным, Вадимом Захаровым, Никитой Алесксеевым и другими героями отечественной арт-сцены. Помимо этого, Шмитц неплохо осведомлена о содержимом их частных библиотек, которое она скрупулезно зафиксировала на видео и фотопленку и представила публике на своей выставке «/tmp/mapping_03/moscow/ncca» в ГЦСИ.


«Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты» - увы, эта формула не работает, поскольку Шмитц все книги и журналы, папки и альбомы, экспонируемые в мансарде, разместила на стеллажах корешками внутрь. Никакого эксгибиционизма, никакого компромата. Зрителям остается только силой мысли реконструировать состав неиссякаемых культурных источников. 

Если же говорить о генеалогии, то отчасти изыскания Лизы Шмитц сопоставимы с идеями Марка Дайона, иронизирующего по поводу разработки новых форм научной классификации. В своем творчестве Дайон доводит до абсурда идею систематизации естественнонаучных музеев. Вспоминается и дуэт Михаэля Клэгга и Мартина Гуттманна с их концептуальной программой «Открытая библиотека». Этот проект заключался в том, что художники установили в разных районах немецких городов книжные шкафы. Каждый житель мог брать с полок любые книги в обмен на свои, что отражало читательские предпочтения обитателей того или иного квартала. Циркуляция книг выступала в качестве модели неконтролируемых и самопроизвольных коммуникаций.

У Лизы Шмитц - все наоборот, она работает с феноменами памяти и воображения, сознательно нейтрализуя сообщения, концентрированные в книгах и документах, лишая зрителей всяческих ориентиров. Стимуляция умственных усилий и фантазии – таковы стратегии ее арт-терапии. В результате, мы в полной мере можем прочувствовать состояние ослепшего Х.Л.Борхеса. Мучение, надо сказать, чудооооовищное …


<<На Порнáсе

«Детям до 16 лет вход на выставку не рекомендуется» - такая надпись предваряет экспозицию Кирилла Чёлушкина под названием «У!порно» (Еще раз про любовь), отрывшуюся в галерее «Сэм Брук». Выставка анонсирована в качестве «главного хита года». Однако, все по порядку. 
Итак, окончивший 10 лет назад МАРХИ, Чёлушкин хорошо известен московской публике в качестве художника-графика. Раньше он, в основном, рисовал шарнирно-коленчатые причудливые механизмы и модули, сейчас перешел к антропоморфному содержанию.

На выставке в «Сэм Бруке» демонстрируется около 10 листов (графит на пластике) весьма внушительного размера. Представленные изображения являют собой фрагментированные сцены половых актов. Статисты брутальны, девицы упруги. Возбужденные гениталии стыдливо прикрыты мягкими игрушками. На все тела нанесены татуировки: на мужские – репродукции, заимствованные из кладовых классического искусства, на женские – модернизма. Наибольшей аффектации напряжение либидо достигает в развернутом панно, иллюстрирующим винегретоподобные имперсональные сценки группового секса. Вроде бы все предельно ясно – в наличии метафоры вожделения, обладания и оплодотворения, а также указание на гендерные проблемы и игры с табу.

Тем не менее, вся эта прямолинейная арт-пенeтрация не слишком убеждает. И вот почему:
1.     Вне всякого сомнения, Чёлушкин слишком явно хотел поразить зрителя, начиная с названия «У!порно» и заканчивая размерами работ. 
2.     Манифестировано «исключительное мастерство рисунка», но мы видим обилие искажений и анатомических неточностей.
3.     Заявлено вроде бы порно, но вместо этого визионистам конфузливо подсунуты плюшевые зайчики и ослики.
4.     Все чрезвычайно старательно отрисовано вручную, но не понятно - зачем? Академические рисунки бывают и получше. С не меньшим успехом можно было бы использовать и фотографию или компьютерные технологии. 
5.     О взаимопроникновении высокого и низкого уже достаточно полно в свое время высказался Джефф Кунс в цикле Made in Heaven (1991). Впрочем, тема эта неисчерпама. Другой американский художник – Андрес Серрано в своей A History of Sex (1996), куда уж более откровенно показал, что значит работать с сексуальными табу.
6.     Таким образом, уязвимость этого проекта заключена в эклектичности, в несоответствии замысла и его реализации. 
Другой аспект, поразивший меня, связан с наивным гипнозом и автозаговариванием. Речь идет о пресс-релизе. Позволю себе несколько цитат: «Проект «У!порно» просто обречен на популярность», «…эту выставку Вы точно никогда не забудете!», «В образах Чёлушкина, формат которых 2х2 метра, поистине есть что-то от ренессансного титанизма или барочной мощи». Впрочем, эти послания можно расценить и как шутливую провокацию – уж больно часто журналисты в последнее время грешат пересказом релизов – пожалуйте, шпаргалки в ассортименте! Боюсь только, что если даже сто раз сказать слово «халва», во рту слаще не станет...
До 5 июня.


<<Пластика тела, мимика лица

20 мая в ГТГ (на Крымском Валу) в зале № 63 открылась экспозиция работ Алексея Каллимы и Сергея Шеховцова. Выставку сопровождало обсуждение проблем современной московской скульптуры. К сожалению, аншлага не наблюдалось, хотя тема явно заслуживает всяческого внимания. Посему спешу поделиться с вами своими соображениями по этому поводу. 
Итак, в 1997 году совместными усилиями Артинфо и Центра современного искусства Сороса был издан диск, репрезентирующий современное московское искусство. Творчество художников было тематизировано там по рубрикам. В разделе «Скульптура» оказалось 4 автора: Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Борис Стучебрюков и Юрий Хоровский со своими работами 1980-начала 1990-х гг. В рубрике «Объект» авторов было ненамного больше. С тех пор ситуация изменилась, но, насколько мне известно, не кардинально. 

В наши дни все больше художников пробует себя в скульптуре, однако при этом их попытки можно охарактеризовать как эпизодические. Здесь мы можем вспомнить о недавних опытах Олега Кулика, Александра Косолапова с его «Микки-Лениным», Игоря Макаревича и Елены Елагину с их циклом «Железная муха», инсталляцию Леонида Тишкова «Мы поглощаем время - время поглощает нас», работы Михаила Косолапова из группы «АВС», произведения Георгия Острецова на выставке «Цифровой отсчет», Антона Литвина на прошлой «Манифесте», а также фаянсовых мальчиков Дмитрия Цветкова и писающего березовым соком Буратино. 

  Эксперименты Александра Бродского, Андрея Бартенева, Натальи Турновой и Сергея Шеховцова  носят более регулярный и программно оформленный характер. Любопытно, что творчество наших художников арт-общественность все время сопоставляют с работами их зарубежных коллег: Бартенева с Яойи Кусамой, Шеховцова с Джорджем Сигалом, Турнову с Ники де Сен Фалль, а Кулика с Гэвином Тёрком
Выявление различий – неблагодарная аналитическая задача. Мне не известно, насколько часто сравнивают формально схожие между собой произведения Тёрка и Дуэйна Хэнсона, Рона Мьюика и Джона де Андреа, Джеффа Кунса и Маурицио Каттелана, Пола МакКарти и Чэпман Бразерс
Тем не менее, понятно, что сознание современника реагирует определенным образом, если ему обещано нечто опознаваемое и с чем-либо сопоставимое, например, - смесь «Матрицы» и «Звездных войн» от создателей «Американского пирога» или бестселлер, сочетающий сюжет «Незнайки на Луне» и критицизм уэльбековкой «Платформы» и так далее… Как бы то ни было, все это связано с моментами узнавания, идентификации и последующей интерпретации. 

Между тем, понятно, что скульптура своими возможностями зачастую превосходит другие техники за счет обращения к трехмерности, сюжетной или эмоциональной акцентации, известной доли выразительности, а также в ряде случаев – к эксплуатации антропоморфных конфигураций. Вместе с тем, хотелось бы указать еще на две особенности скульптуры, а именно на трудоемкость исполнения и, как правило, немалые затраты, связанные с материалами. Показательно, что за редким исключением, московские авторы работают с деревом, фанерой, скотчем, папье-маше, необожженной глиной, оргалитом, гипсом, фольгой, резиновыми шлангами, пластмассовыми модулями (как Турнова), или недолговечным поролоном (как Шеховцов). Вероятно, отчасти такое положение дел связано с запросами рынка, ригидностью коллекционеров и нежеланием галеристов идти на финансово неоправданный риск. Симптоматично, что на городских площадях столицы или в общественных местах вообще нельзя увидеть монументальных проявлений отечественного contemporary art’a.

В отличие от других техник, многие художники воспринимают скульптуру как область эксперимента. Например, для Натальи Турновой важна не только форма и фактура материалов, но и выразительность цветовых сочетаний. Комбинируя разнообразные яркие элементы, Турнова материализует и пытается донести до зрителей свои переживания и мысли. Можно сказать, что она особым образом «конвертирует» живопись в скульптуру.


 

У выпускника Суриковки - Сергея Шеховцова – эфемерный поролон выступает в качестве пародии на мрамор. Создавая свою поролоновую реальность, Шеховцов выступает в качестве ироничного демиурга. То, с чем работает художник, он сам называет «элементами жизни». 

Общее же у Шеховцова с поп-артом то, что можно обозначить как интерес к фетишизированным признакам общества потребления. Шеховцов фиксирует внимание и на повседневности, и на рекламных имиджах, как правило, лежащих в области банальности, сочетая «объекты желания «с элементами счастья». Тем не менее, направление, исповедуемое художником, нельзя назвать критическим. Первой работой художника, где он использовал поролон, была большая 3-х метровая крыса из скотча и кусок сыра из поролона на стене. Позже Шеховцова заинтересовала резко очерченная социальная шаблонизация, что отразилось в типажах футболистов, проституток, компьютерных программистов, посетителей музея, культуристов, мотоциклистов и т.д. В его коллекции также можно отыскать: муху и ноутбук, телевизор и стиральную машину, бар и холодильник, видеокамеры и барочную раму, автомобиль и даже триумфальную арку. В любом случае, современные образы, запечатленные Сергеем Шеховцовым, гораздо теснее связаны с нарративом, нежели с гиперскептицизмом.

Бесповоротно порывая с традициями академической школы, московские художники отчетливо демонстрируют стремление к конструированию автономных систем. При этом в ход идут как неординарные материалы, так и визуализация  собственных мифов. Привычные для скульпторов материалы – бронза, камень, мрамор – либо почти не используются современными художниками, либо выступают в качестве иронически окрашенной метафоры монолитной косности. Редкие случаи обращения к стилизации только лишь подчеркивают всеобщий отказ от использования канонических готовых форм. Так, гжельская роспись, выполненная по всем правилам в изваяниях Дмитрия Цветкова, воспринимается исключительно как шутка. Как правило, для усиления эффекта художники развивают свои замыслы до масштабов концептуальных серий. С одной стороны, это помогает исчерпывающе высказаться на ту или иную тему, с другой стороны - увеличивает шансы заинтересовать потенциальных покупателей. Невзирая на частые сравнения с поп-артом, творчество московских художников целиком находится в рамках постмодернистского дискурса, о чем недвусмысленно свидетельствует вся система кодов.

Если говорить о тематическом репертуаре, то нельзя не заметить предпочтений в отношении уже некогда созданных популярных образов, заимствованных московскими художниками из кладовых массовой культуры. Однако о какой бы типизации не шла речь, художники всегда сознательно усиливают те или иные моменты, переводя восприятие в область актуального. То есть, будучи изъятыми из прежнего контекста и пройдя подобно творению кипрского царя Пигмалиона через горнило авторской рефлексии, образы обретают новую жизнь и значения. Цитирование и ироническая интерпретация лишают художественные сообщения, аккумулированные в современной скульптуре, натужного драматизма, позволяя критически дистанцироваться от миссии разрешения социальных проблем силами искусства. Использование же прозаичных и знакомых всем материалов наряду с иронией при этом существенно сокращает расстояние между художником и зрителем.


Современные скульптуры не только отражают специфику личной мифологии, но и свидетельствуют о времени. Таким образом, художественно визуализирующие различные аспекты современности и придающие ей ту или иную конкретную форму, авторы выступают в качестве своеобразных интуитивных историков, психологов, социологов и т.п. Характерно, что на 90% современная московская скульптура, сочетающая в себе язык реализма с эпатажностью модернизма - фигуративна. Возможно, так же как и использование реинтерпретированных образов, почерпнутых из области массовой культуры, это объясняется стремлением к аттрактивности и осознанной или неосознанной потребностью в социальной интеграции. 

   Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что пока современная московская скульптура не оформилась до конца в качестве отдельного направления. Представляется затруднительным классифицировать некие тенденции в рамках указанного направления, скорее оно состоит из индивидуальных творческих проявлений ряда конкретных авторов. Единственное, что можно утверждать с определенностью: современная скульптура развивается по тем же законам, что и искусство в целом. При удачном стечении финансовых обстоятельств в будущем можно ожидать появления скульптур-аттракционов, интерактивных скульптурных инсталляций и монументов на основе новейших технологий. Таким образом, нам предстоит и дальше наблюдать за применением шок-эффектов, обращением к языку рекламы и масс-медиа, играми с китчем и изобретательным цитированием.  


До новых встреч в эфире, удачи! Дмитрий Барабанов>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList