ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ <<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 12 с Дмитрием Барабановым.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

 


<<Memento mori

В The Corcoran Museum of Art (Вашингтон) полным ходом идет выставка известной фотохудожницы Салли Манн под названием «Что остается». Немало шокировавшая в свое время публику откровенными эротизированными изображениями нагих нимфеток и навлекшая скандал с обвинением в пропаганде педофилии, Салли Манн на этот раз представила зрителям фотомедитацию на тему смерти в пяти частях.

Весьма выразительные и разнообразные снимки, коих в экспозиции более 90, демонстрируют мортидальные импровизации Манн. Диапазон визуализированных образов простирается от мрачных патологоанатомических фрагментов и отталкивающих останков до таинственных пейзажей и романтических девичьих портретов a la Офелия. Освещенные потусторонним светом и утопающие в могильном тумане деревья художница обнаружила на поле битвы времен американской Гражданской войны, а документирование стадий разложения плоти стало возможным после смерти обожаемого семейного питомца - любимой собаки Манн. «Смерть могущественна» - говорит Салли Манн, – «Именно поэтому ее стоит воспринимать как своеобразный трамплин для полного погружения в жизнь. Вот почему мой проект заканчивается снимками живых людей, моих собственных детей. Собственно говоря, вся выставка – это некая фиксация акта благодарения».

P.S. Что же касается то и дело возникающих обвинений современных художников в педофилии, то здесь можно вспомнить не только Салли Манн с ее циклом Immediate Families (1992), но и Джока Стуржеса (The Last Day Of Summer, 1991 и Radiant Identities, 1994), Дэвида Гамильтона (The Age Of Innocence, 1995),  Грэхема Оувендена (States Of Grace, 1994), Элис Симс (Water Babies, 1988) и Тирни Джирон (I’Am a Camera, 2001).


<<Интерактивное надувательство

 

В XL галерее открылась выставка Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова «Пузыри». В затемненном пространстве зала перед большим экраном расположены два автомобильных насоса. При использовании означенных устройств, на экране раздуваясь появляются… собственно Ефимов & Чернышев. Поднимаются в воздух и улетают. Однако, честное слово, лучше сходить и самолично поучаствовать в интерактивном проекте, нежели глядя в монитор пытаться силой фантазии реконструировать происходящее. Вот, что рассказали авторы читателям Artinfo

Владислав Ефимов: Отчасти эта инсталляция связана с проблемами современного искусства. Способен ли художник сегодня испытывать возвышенные чувства: вдохновение, какие-то особые просветленные состояния, или нет?

Не вызывает сомнения, что раньше, например в эпоху романтизма, вдохновение существовало и художник чувствовал себя соответственно, то есть возвышенно. Теперь же художник не может существовать без поддержки публики. Когда есть внимание, художник каким-то образом «включается» и начинает функционировать как художественное тело и носитель художественного знания и специальных откровений. Поэтому и «накачивание» художника насосом с помощью публики вполне логично. 

Но наш проект также и о надувательстве. Это такой пузырь, который раздувается и куда-то улетает, и нет никакого Вдохновения и Откровения. Может быть, даже нет и никакого Искусства. Зрители что-то такое качают, но ничего взамен не получают, подобно тому как они слушают песню и не получают ничего полезного.

Аристарх Чернышев: Поп-культура это продолжение сознания современного человека, анестезия его мозга. Все смотрят на экран и слушают песни для того, чтобы просто забыться. Мозг человека не работает, в то время как он должен быть чем-то занят, какие-то процессы должны в нем происходить. Мыслительный процесс же выносится вовне, и поп-культура становится этаким протезом головного мозга.

В.Е.: Но выключить мозг нельзя. Для этого надо специально практиковаться как отшельники и святые. Поэтому весь этот «шум» и функционирует в виде поп-культуры.
А.Ч.: Телевидение заменяет людям мозги. В нашей инсталляции много разных уровней. Кроме всего прочего, там говорится о том, что мы выносим какие-то функции за пределы своего тела. Мы отделяем собственные образы от себя и предоставляем в пользование зрителям. То есть, выдаем свои копии для личного пользования и манипулирования.

 

- А что такого в себе содержат эти «личные копии»?

А.Ч.: В данном случае они содержат визуальную отсылку на нас.
В.Е.: Ну это не столь важно. Это внешняя оболочка. Раньше, когда общество использовало понятие «гений», то оно кого-то назначало на эту должность и получало то, что хотело. Это было связано не столько с оригинальной продукцией художника, сколько с ожиданиями общества. В нашей инсталляции происходит примерно то же самое, если мы ждем, что кто-то «надуется», то так и будет.

А.Ч.: Когда мы отдаем зрителям свои копии в пользование, мы продолжаем эстетику «личностного протезирования», вынесения в окружающую среду собственного Я с помощью определенных технологий. В данном случае это - интерактивная видеоинсталляция. Так что теперь мы выступаем в качестве своеобразного «протеза» для интеллектуальных упражнений зрителей. Процесс работы с наносами и возникновение наших копий на экранах – это и есть такой «протез» интеллектуальной деятельности для зрителя, который хочет насладиться современным искусством. Результат же все время ускользает.

В.Е.: Это – «протез» возвышенного состояния, вдохновения.
А.Ч.: Современным искусством вообще сложно насладиться. Ведь что происходит в большинстве случаев? Спрос на художника возникает в силу определенных обстоятельств: личных свойств автора, пиара, который устроил сам художник и его галерея, промоушна, скандальных акций, etc. 

В результате появляется рыночный спрос. В галерею приходят люди и говорят: «Мы хотим этого художника». Не потому что они упиваются его творчеством. Просто его произведения выступают в качестве «протеза» их художественного вкуса. Они знают, что это модно и покупают эту вещь. Это «протез» их интеллектуального развития. Люди редко платят большие деньги за то, что им нравится. Они покупают то или иное искусство, потому что это модно, престижно и т.д. В нашем случае происходит протезирование интеллектуальной деятельности. Зрители хотят знать что-то о современном искусстве, быть интеллектуалами. Когда они соприкасаются с этим миром, «надувая» художников, то понимают, что причастны к арт-процессу. Но самом деле, не они надувают художников, а наоборот.

В.Е.: Я бы все-таки отметил альтруистическую составляющую нашей работы, ведь качание насоса - это еще и помощь со стороны зрителя художнику.
А.Ч.: Ну да, естественно, потому что при отсутствии зрителей вообще ничего не происходит, в качестве фона видно только небо. Художника нет, он возникает только при появлении публики. Сам факт того, что мы определяем эту инсталляцию в качестве «протеза интеллектуальной деятельности» уже поднимает зрителя на иной уровень понимания.

В.Е.: Кроме того, художники все-таки работают для людей. Мы же не циничные ребята, мы работаем для публики, мы хотим ей что-то показать, рассказать. Не сделать людей лучше и чище, конечно (это атавистические чувства). Вот, раньше монах сидел в келье и поднимался на полом низенько, если он еще не достиг особенной святости и повыше, если он уже настоящий святой. Теперь это маловероятно, но очень хочется. Этакая романтическая ностальгия. Может быть, если приделать к художнику насос, все упростится, и Вдохновения можно будет достичь быстрее :-))). Ну какое может быть вдохновение у современного художника? Только Гор Чахал об этом говорит и я ему верю и даже отчасти завидую. Мы-то этого не можем, но такие чувства все-таки должны у художника присутствовать и мы хотим их в себе как-то развить специально. Настоящие художественные чувства.
А.Ч.: На самом деле мы копаем слишком глубоко, а зрители просто придут и будут наслаждаться и оттягиваться...

- Связан ли концептуально проект «Пузыри» с вашими работами «Сияющие протезы» и «Генетическая гимнастика»?

А.Ч.: Он логически продолжает эти циклы. В «Сияющих протезах» речь шла о том, что новейшие технологии являются «подпорками» для человечества. Мы говорили о том, что современный человек использует изобретения в качестве «подпорок» и «протезов» для своих несуществующих органов. Эта известная теория, выдвинутая еще в 1960-70-х годах, связана с тем, что вся человеческая деятельность направлена на вынесение сенсоров вовне и развитие таких чувств, которых в принципе быть не может. Однако с помощью специальных технологий мы можем этого достичь. Например, с помощью соответствующих приборов можно видеть предметы в инфракрасном свете, хотя физиология нам этого не позволяет.

В.Е.: Раньше мы (скажем, в проекте «Нирвана») также говорили и о художественном восприятии мира, о таком специальном типе видения, который позволяет заниматься, например, кубизмом. Сейчас же у нас речь идет о Вдохновении, хотя, конечно, все продолжается и одно перетекает в другое. 


<<Искоренение дефицита

На прошлой неделе в Stella Art Gallery (Скарятинский пер.,7) открылась выставка «Расколотые миры. Принципы монтажа» американского художника Дэвида Салле. Широкую известность Салле приобрел в начале 1980-х гг. 14 лет назад в рамках проекта «10+10» его работы уже демонстрировались в Москве. Сейчас, заплатив 150 руб. за вход в галерею (что само по себе, конечно, фантастический нонсенс), можно полюбоваться на новые творения художника. В свои 52 года Дэвид Салле имеет статус Звезды, Классика и Ветерана постмодернизма. Московские цены на картины Салле немного не дотягивают до его же аукционных рекордов.

На экспозиции представлено восемь больших холстов, в которых, судя по пресс-релизу, заключены «юмор, пародия и загадка. Каждая из его работ – кроссворд, который должен отгадать зритель». К сожалению, не всем под силу разгадать месседж заморского Сфинкса и уразуметь «с чем именно эта открытка поздравляет», ибо цитаты подчас отсылают к малознакомым культурным пластам. Но не то, чтобы уж совсем, все-таки видно, что Салле имеет дело с банальностью и трэшатиной (одни цветы и девочки с большими глазами чего стоят).

Разумеется, не все работы художника таковы, в других его циклах, особенно 1980-х гг., считывается умение изготовлять винегрет из «высокого-низкого», жонглировать цитатами и пр. Правда, на мой взгляд, с юмором у этого художника всегда было туго.
Так или иначе, у Салле есть два неоспоримых достоинства, перевешивающие все недостатки: 1) его стиль моментально узнаваем, 2) его искусство является благоприятной зоной для инвестирования. Интервью Сергея Сафонова с Дэвидом Салле читайте здесь, а панегирик здесь.


Да пребудет с вами Сила! До новых встреч.  Дмитрий Барабанов>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10 . Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьмы'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрем Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO