ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ
ART_PUZZLE
artontheground
АРТ ЛОНДОН
- РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ
ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы,
интервью. Выходит по пятницам>
<<АРТикуляция №32 с Дмитрием Барабановым. Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму. |
<<Счастье есть, его не может не быть |
Отправляясь на выставку Ольги
Чернышевой в Stella
Art Gallery, я внутренне трепетал.
Нервическая пульсация была вызвана
опасением в очередной, две тысячи
двадцать пятый раз, «подвергнуться
наслаждению» путем разглядывания
метафорических фотоснимков зимних
дамских шапок, фотографировать кои Ольга
Юрьевна большой мастер. Хвала небесам!
Сомненья оказались беспочвенны. В зале на
Мытной улице доминировала летняя тема.
Однако, обо всём по порядку. |
|
Анонсируемый проект, наречённый «Зоной
счастья», представляет собой три
видеоинсталляции 2004 года, дополненные
циклами карандашных и акварельных
рисунков. Многообещающие ролики
априорно располагали своими
джорджлукасовскими заглавиями - «Неизвестные.
Эпизод 1» и «Неизвестные. Эпизод 2».
Третий фильм своим шедевральным
названием - «Теплоход «Дионисий» - и
вовсе способен вызвать приступы зависти
классиков отечественной сатирической
мысли. |
«Неизвестные» Чернышевой – это так называемые «простые люди», чья простота в глазах рафинированных эстетов намного «хуже воровства». Их незатейливое бытование – и есть предмет тщательного наблюдения и визуальной вивисекции чуткой художницы, притаившейся неподалеку с камерой. Зрителям явлено обнаружение и свидетельство приватной жизни населения. На первом видео расплывшаяся дама неопределенного возраста одиноко дефилирует по лесной поляне среди деловито загорающих мужиков. В определенный момент она рискует переодеться в цельнокроеный купальник. |
За кадром сценку сопровождает аудиовнушение от д-ра психологии, д-ра педагогики, д-ра философии в медицине, профессора, писателя, художника, обладателя черного пояса по Кёкуcинкай и черного пояса по Сам-Чон-До - Мирзакарима Санакуловича Норбекова. Не могу удержаться, чтобы для
полноты картины не привести звучащую в
кадре цитату автора «Системы ускоренного
обучения психосоматической
саморегуляции»: Во втором фильме аутичный селянин большую часть времени сидит в кустах под деревом на корточках, выходя из транса лишь для того, чтобы совершить инспекцию стоящего поблизости мусорного контейнера. В конце концов, камера отъезжает, и мы понимаем, что тоскливое действие происходит в непосредственной близости от провинциальной железнодорожной платформы. Непроходимым экзистенциальным сиротством веет от скрупулезной фиксации этой безнадеги. |
Убийственный нарратив продолжается. Третья видеоинсталляция посвящена водной прогулке этноса на теплоходе с претенциозным названием «Дионисий». Показ сопровождают титры, комментирующие происходящее. Текст составлен автором бестселлера «Гопники» Владимиром Козловым. Повествование идет от имени социального работника Танюшки, путешествующей в компании с неким Игорем. |
Дегустируя «0,25 водки, яблочный сок «Фруктовый сад», хлеб, чипсы и колбасу» и предаваясь безыскусным радостям boat-trip’a, герои наблюдают: проплывающие мимо пейзажи, невыразимое шоу балета «Скайдэнс», злоключения свалившейся за борт женской сумки и т.д. Романтический вечер заканчивается медленным танцем Игоря и Танюшки. В общем, «всё как у людей». Больше всего этот фильм напоминает простодушный рассказ Алёши Почемучки из бессмертного творения Бориса Степаныча Житкова «Что я видел». |
Я не могу согласиться с
автором каталожного текста Борисом
Гройсом, утверждающим, что Чернышева «снимает
подчеркнуто нейтрально, объективно,
документально». Пристально наблюдая
рефлексы человеческого материала,
въедливая художница беспощадна в выборе
сюжетов, избирательна и пристрастна.
Собственно это удостоверяют и
представленные на выставке карандашные
рисунки а ля Василий Перов, отсылающие к
традициям критического реализма из
серии «эх, люди-дюди». |
Обрюзгшие тела статистов,
закутанные в неописуемые рогожи,
представляют новые типажи: «Продавщица
тюля», «Предсказательница», «Продавщица
лотерейных билетов» и т.п. Отнюдь не
случайно притаившаяся невидимкой
художник-оператор комментирует
происходящее, давая высказаться
теплоходным стаффажам и доктору
Норбекову. Авторская концепция идеально
укладывается в формат кинозарисовок о
дикой природе. Зритель же сразу чувствует
себя величественным homo sapiens’ом, сквозь
прутья зверинца наблюдающим за
занимательным копошением попавших в
объектив особей. В качестве экспортного
варианта продукция Ольги Чернышевой
беспроигрышна. Здесь присутствует и
эффект юмористической скрытой камеры, и
элементы реалити-шоу, и рашын экзотика с
её заскорузлой тривиальностью-маргинальностью.
Наверняка сия золотая жила ооочень не
скоро иссякнет… До 4 марта. Stella Art Gallery (ул. Мытная, 62). |
<<Телеса и небеса |
|
|
Победитель Citibank
Photography Prize’ 2001, закадычный друг Ильи
Кабакова и участник российского проекта
на биеннале в Сан-Пауло 2002 года, Михайлов
считается одним из основоположников
концептуализма в отечественной
фотографии. Несколько лет назад его серия
Case Story наделала много шума и была
отпечатана в виде книги. Собственно
говоря, «Look at me, I look at water…» также издана
в виде альбома. |
Трагико-ироническое
разоблачение изъянов и пронзительный
антигламур становятся для Михайлова
средствами для артикуляции собственной
позиции. Под любыми покровами фотограф
неизменно обнаруживает деформированную
временем и образом жизни неперфектную
плоть, не утратившую, однако,
общечеловеческих устремлений.
Показательно, что себя 66-летний художник
также не считает исключением и довольно
безжалостно демонстрирует в общем ряду «моделей».
|
|
Эротизация телесной дисгармонии гарантированно вызывает эстетический и эмоциональный шок. Рискну предположить, что каждый, лицезревший экспозицию, не скоро забудет увиденное. Мне, например, почему-то запомнилась фотография деревенской леди в годах, с обнаженной грудью и в неземных панталонах. Подпись к снимку поясняла, что дама согласилась позировать за ведро картошки… |
<<Кровь-морковь |
На той же АРТСтрелке, в
соседнем помещении (галерея XL-projects)
можно увидеть фильм Людмилы
Горловой «Дракула».
|
Ингредиенты для создания
успешного блокбастера наличествуют в
избытке: тут тебе и пышущая нетронутой
сельской красотою нимфа в окружении
сладкоголосых подруг, и пасторальный
положительный герой пастушеского толка,
живая/мёртвая вода, крики петуха на
рассвете, ну и само собой разумеется,
зловещие козни алчного иноземного
англоговорящего упыря. Помимо этого,
присутствует интригующая тема прибытия
в глубинку заморских кинозвёзд (они же
вампиры), любовного томления и любовного
же треугольника, а также звучит нота
неутолимого одиночества импозантного
нетопыря в наших широтах. (Ну, не
вписался…!).
|
<<Дождались |
Честно признаюсь, до
последнего момента я не верил в
возможность выставки Билла
Вайолы в России. Однако, в прошлом году
невидимая блокада рухнула, и в Эрмитаже
было показано знаменитое «Приветствие»
классика видеоарта. И вот, спустя 10 лет
после его создания, москвичи также
получили возможность увидеть это
незаурядное произведение. Сей
замечательный проект, демонстрируемый в
одном из залов ГМИИ им. А.С. Пушкина,
проходит по ведомству так называемых «специальных
программ» 1-й московской биеннале. Что ж,
лучше поздно, чем никогда. |
Сюжет «Приветствия»
отсылает к евангельской истории встречи
Девы Марии и Елизаветы (матери Иоанна
Крестителя). Известно, что Вайола
заимствовал иконографию
соответствующего произведения
Якопо Карруччи (aka Понтормо), к слову
сказать ученика Леонардо, Пьеро ди
Козимо и Андреа дель Сарто, а также
приёмного отца Анджело Бронзино. По
словам Яна Чилверса, сохранился дневник
Понтормо, записи в котором
характеризуют художника как «меланхоличного
человека, падающего духом при любом
недомогании». Как бы то ни было,
видеоинсталляция Вайолы изначально
была создана в честь 500-летия со дня
рождения Понтормо (1494-1556) специально для
Венецианской биеннале.
|
Пресс-релиз повествует о том, что «Приветствие» фиксировалось на 35-миллиметровую плёнку специальным киноаппаратом, снимающим 300 кадров в секунду. Не будучи специалистом в области изощрённой оптики, должен признаться, что эффект действительно потрясающий, десятиминутный ролик сильно будоражит рецепторы. Миф о занудстве видеоарта терпит очевидное и наглядное фиаско. Предельно замедленный ритм происходящего на экране не позволяет вниманию рассеиваться. Зрители всё время находятся в напряженном ожидании. После появления в кадре Марии возникает ощущение законченности, но при этом начинается мистерия. Вместо наблюдения за ординарной встречей трёх женщин (к тому же актрис) публика абсолютно явственно сопереживает развёртывающемуся на глазах чуду. И что удивительно, в полном соответствии с «Диалектикой надежды»… До 27 февраля. ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 12). |
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№30
1-я
Биеннале современного искусства в
Москве – «Поехали!». «КоМутация» от
Ефимова и Чернышева. Абстракции
нефтеносного Наседкина. Президентский
дискурс. Маньеризм Мэпплторпа.
Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем
русское искусство? Скульптуры из синтепона.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№22
Стали и камня торжественный звон или
цемент для капитализма. Боевой войлок от
Беляева-Гинтовта. Открытие нового
корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм
третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и
черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро.
Мастерская Арт Москвы’ 2004.
АРТикуляция
с Дмитрием Барабановым
№21.
«Звуки музыки» в XL галерее.
Квазиангелические астронавты Цапля и
Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов.
«Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие
филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений,
водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей?
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №16. Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15. Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №14. «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №13. Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №12. Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма.
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11. Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №10. Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03". Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>
АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - № 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>
АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004>