ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 32 с Дмитрием Барабановым. Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

<<Счастье есть, его не может не быть
Отправляясь на выставку Ольги Чернышевой в Stella Art Gallery, я внутренне трепетал. Нервическая пульсация была вызвана опасением в очередной, две тысячи двадцать пятый раз, «подвергнуться наслаждению» путем разглядывания метафорических фотоснимков зимних дамских шапок, фотографировать кои Ольга Юрьевна большой мастер. Хвала небесам! Сомненья оказались беспочвенны. В зале на Мытной улице доминировала летняя тема. Однако, обо всём по порядку.



Анонсируемый проект, наречённый «Зоной счастья», представляет собой три видеоинсталляции 2004 года, дополненные циклами карандашных и акварельных рисунков. Многообещающие ролики априорно располагали своими джорджлукасовскими заглавиями - «Неизвестные. Эпизод 1» и «Неизвестные. Эпизод 2». Третий фильм своим шедевральным названием - «Теплоход «Дионисий» - и вовсе способен вызвать приступы зависти классиков отечественной сатирической мысли.

«Неизвестные» Чернышевой – это так называемые «простые люди», чья простота в глазах рафинированных эстетов намного «хуже воровства». Их незатейливое бытование – и есть предмет тщательного наблюдения и визуальной вивисекции чуткой художницы, притаившейся неподалеку с камерой. Зрителям явлено обнаружение и свидетельство приватной жизни населения. На первом видео расплывшаяся дама неопределенного возраста одиноко дефилирует по лесной поляне среди деловито загорающих мужиков. В определенный момент она рискует переодеться в цельнокроеный купальник. 

За кадром сценку сопровождает аудиовнушение от д-ра психологии, д-ра педагогики, д-ра философии в медицине, профессора, писателя, художника, обладателя черного пояса по Кёкуcинкай и черного пояса по Сам-Чон-До - Мирзакарима Санакуловича Норбекова

Не могу удержаться, чтобы для полноты картины не привести звучащую в кадре цитату автора «Системы ускоренного обучения психосоматической саморегуляции»:

Примите себе то понятие, что нет женщины в мире лучше вас.
Нет женщины в мире более красивее вас,
Более обаятельнее, более прекрасного, более привлекательного.
Что вы есть эталон женственности.
Пройдите с этим чувством по всему телу.
Проходим мысленно: ноги, низ живота, туловище, плечи, грудь, шея, лицо.
И постепенно готовьте себя внутренне сейчас так, что путем гинекологического
массажа вы не только увеличите свою красоту, привлекательность, прекрасность,
женственность, сексуальность, здоровье и еще многие-многие лучшие качества, о
котором вы стремитесь и к которым вы постоянно идете.
Внимание в область гениталий.
Легко-легко напрягаем и расслабляем мышцы промежности.
Тепло-о-о.
Легкая пульсация, легкое покалывание...

Во втором фильме аутичный селянин большую часть времени сидит в кустах под деревом на корточках, выходя из транса лишь для того, чтобы совершить инспекцию стоящего поблизости мусорного контейнера. В конце концов, камера отъезжает, и мы понимаем, что тоскливое действие происходит в непосредственной близости от провинциальной железнодорожной платформы. Непроходимым экзистенциальным сиротством веет от скрупулезной фиксации этой безнадеги.


Убийственный нарратив продолжается. Третья видеоинсталляция посвящена водной прогулке этноса на теплоходе с претенциозным названием «Дионисий». Показ сопровождают титры, комментирующие происходящее. Текст составлен автором бестселлера «Гопники» Владимиром Козловым. Повествование идет от имени социального работника Танюшки, путешествующей в компании с неким Игорем. 

Дегустируя «0,25 водки, яблочный сок «Фруктовый сад», хлеб, чипсы и колбасу» и предаваясь безыскусным радостям boat-trip’a, герои наблюдают: проплывающие мимо пейзажи, невыразимое шоу балета «Скайдэнс», злоключения свалившейся за борт женской сумки и т.д. Романтический вечер заканчивается медленным танцем Игоря и Танюшки. В общем, «всё как у людей». Больше всего этот фильм напоминает простодушный рассказ Алёши Почемучки из бессмертного творения Бориса Степаныча Житкова «Что я видел».

Я не могу согласиться с автором каталожного текста Борисом Гройсом, утверждающим, что Чернышева «снимает подчеркнуто нейтрально, объективно, документально». Пристально наблюдая рефлексы человеческого материала, въедливая художница беспощадна в выборе сюжетов, избирательна и пристрастна. Собственно это удостоверяют и представленные на выставке карандашные рисунки а ля Василий Перов, отсылающие к традициям критического реализма из серии «эх, люди-дюди». 

Обрюзгшие тела статистов, закутанные в неописуемые рогожи, представляют новые типажи: «Продавщица тюля», «Предсказательница», «Продавщица лотерейных билетов» и т.п. Отнюдь не случайно притаившаяся невидимкой художник-оператор комментирует происходящее, давая высказаться теплоходным стаффажам и доктору Норбекову. Авторская концепция идеально укладывается в формат кинозарисовок о дикой природе. Зритель же сразу чувствует себя величественным homo sapiens’ом, сквозь прутья зверинца наблюдающим за занимательным копошением попавших в объектив особей. В качестве экспортного варианта продукция Ольги Чернышевой беспроигрышна. Здесь присутствует и эффект юмористической скрытой камеры, и элементы реалити-шоу, и рашын экзотика с её заскорузлой тривиальностью-маргинальностью. Наверняка сия золотая жила ооочень не скоро иссякнет…

До 4 марта. Stella Art Gallery (ул. Мытная, 62).


<<Телеса и небеса


«Look at me, I look at water…» - именно так называется новая выставка Бориса Михайлова
Проект демонстрируется в достаточно необычном месте – в галерее Клуба коллекционеров на АРТСтрелке.
На своих фотографиях Борис Михайлов с редкой по силе убедительностью доказывает, что «нет в мире совершенства». Как известно, живущий в Берлине Михайлов крайне неравнодушен к миру бомжей, алкашей, «униженных и оскорбленных». Интимные проявления и отражения внутреннего мира популяции, населяющей социальное дно, с завидной регулярностью становятся трофеями его фотоохоты.

Победитель Citibank Photography Prize’ 2001, закадычный друг Ильи Кабакова и участник российского проекта на биеннале в Сан-Пауло 2002 года, Михайлов считается одним из основоположников концептуализма в отечественной фотографии. Несколько лет назад его серия Case Story наделала много шума и была отпечатана в виде книги. Собственно говоря, «Look at me, I look at water…» также издана в виде альбома
Надо сказать, что в гербарии фотографа находятся поражающие воображение и вместе с тем типичные персонажи. Уникальными их делает степень приближения к зрителю на грани физиологической допустимости.

Трагико-ироническое разоблачение изъянов и пронзительный антигламур становятся для Михайлова средствами для артикуляции собственной позиции. Под любыми покровами фотограф неизменно обнаруживает деформированную временем и образом жизни неперфектную плоть, не утратившую, однако, общечеловеческих устремлений. Показательно, что себя 66-летний художник также не считает исключением и довольно безжалостно демонстрирует в общем ряду «моделей». 

 

Эротизация телесной дисгармонии гарантированно вызывает эстетический и эмоциональный шок. Рискну предположить, что каждый, лицезревший экспозицию, не скоро забудет увиденное. Мне, например, почему-то запомнилась фотография деревенской леди в годах, с обнаженной грудью и в неземных панталонах. Подпись к снимку поясняла, что дама согласилась позировать за ведро картошки…

<<Кровь-морковь

На той же АРТСтрелке, в соседнем помещении (галерея XL-projects) можно увидеть фильм Людмилы Горловой «Дракула». 
Сюжет этой фэнтезийной картины сопровождается бесстрашным обыгрыванием всех мыслимых киношаблонов. Набор персонажей пестрит разностильностью, саундтрек оглушает жизнерадостным надрывным птичьим чириканьем, руладами сельского песенного фольклора и утробными завываниями оголодавшего вампира, напоминающими чревовещательные эксперименты Буратино в кувшине («Открооой тайнууу, несчастныыый!»).

 

Ингредиенты для создания успешного блокбастера наличествуют в избытке: тут тебе и пышущая нетронутой сельской красотою нимфа в окружении сладкоголосых подруг, и пасторальный положительный герой пастушеского толка, живая/мёртвая вода, крики петуха на рассвете, ну и само собой разумеется, зловещие козни алчного иноземного англоговорящего упыря. Помимо этого, присутствует интригующая тема прибытия в глубинку заморских кинозвёзд (они же вампиры), любовного томления и любовного же треугольника, а также звучит нота неутолимого одиночества импозантного нетопыря в наших широтах. (Ну, не вписался…!).

 

По своему обыкновению Людмила Горлова погружает любителей искусства в клокочущую пучину латиноамериканских сериальных страстей. Вместе с тем гротескное противопоставление «русского духа» «западной бездуховности» неизбежно помещает фильм в контекст актуального ныне невротического антиглобалистского протеста. 

 

 Тем не менее, спешу всех заверить, что в русской транскрипции happy end тоже предусмотрен. Зло ретируется с сакраментальным обещанием «I’ll Be Back!», невинность временно спасена, из полей доносится «Налей!»…
Культурный центр «АРТСтрелка» (на территории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», около спуска с нового пешеходного моста).

<<Дождались

Честно признаюсь, до последнего момента я не верил в возможность выставки Билла Вайолы в России. Однако, в прошлом году невидимая блокада рухнула, и в Эрмитаже было показано знаменитое «Приветствие» классика видеоарта. И вот, спустя 10 лет после его создания, москвичи также получили возможность увидеть это незаурядное произведение. Сей замечательный проект, демонстрируемый в одном из залов ГМИИ им. А.С. Пушкина, проходит по ведомству так называемых «специальных программ» 1-й московской биеннале. Что ж, лучше поздно, чем никогда.

Сюжет «Приветствия» отсылает к евангельской истории встречи Девы Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Известно, что Вайола заимствовал иконографию соответствующего произведения Якопо Карруччи (aka Понтормо), к слову сказать ученика Леонардо, Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто, а также приёмного отца Анджело Бронзино. По словам Яна Чилверса, сохранился дневник Понтормо, записи в котором характеризуют художника как «меланхоличного человека, падающего духом при любом недомогании». Как бы то ни было, видеоинсталляция Вайолы изначально была создана в честь 500-летия со дня рождения Понтормо (1494-1556) специально для Венецианской биеннале. 

Пресс-релиз повествует о том, что «Приветствие» фиксировалось на 35-миллиметровую плёнку специальным киноаппаратом, снимающим 300 кадров в секунду. Не будучи специалистом в области изощрённой оптики, должен признаться, что эффект действительно потрясающий, десятиминутный ролик сильно будоражит рецепторы. Миф о занудстве видеоарта терпит очевидное и наглядное фиаско. Предельно замедленный ритм происходящего на экране не позволяет вниманию рассеиваться. Зрители всё время находятся в напряженном ожидании. После появления в кадре Марии возникает ощущение законченности, но при этом начинается мистерия. Вместо наблюдения за ординарной встречей трёх женщин (к тому же актрис) публика абсолютно явственно сопереживает развёртывающемуся на глазах чуду. И что удивительно, в полном соответствии с «Диалектикой надежды»…

До 27 февраля. ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 12).  

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO