ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.
Оксана Саркисян

<<АРТФон - 24 - 11 августа 2008 Специальное летнее предложение. Арт-Веретьево 2008.

<<Опыт выезда современного искусства на природу у нас уже сложился основательный. Я правда не видела Апт арт в натуре, о чем премного сожалею, но вот Арт Клязьма и Арт Поле – два масштабных проекта, каждый из которых по-своему развивает идею “Парка культуры и отдыха” и укладывается в рамки культурно-массового мероприятия для широкого зрителя. Такие события обычно сопровождаются обильными возлияниями и музыкальными концертами. А зрители бегают по лесу или по полю в поисках объектов и инсталляций.
Меня всегда интересовала в этой ситуации роль, которая отводиться природе. Она становиться контекстом искусства или бонусом для посетителей, которых так просто уже не заманишь на выставку – нужны какие-то специальные летние предложения. Если вторым, то все как будто ясно, но вот если первый вариант, то возникает масса вопросов. Во-первых, как контемпорари арт, явление сугубо институциональное, характерное для постиндустриальной эпохи может чувствовать себя на природе? Ответ понятный – как на Марсе. Во-вторых, может ли вообще ситуация выезда современного искусства на пленер привнести нечто новое? И здесь, кажется, возможен положительный ответ.

Об этом и поговорим на примере последнего, третьего путешествия на природу, о стартовавшем этим летом фестивале Арт Веретьево, который кажется некоторым новым шагом к приобретению искусством некоторой естественности.

Арт Поле фокусируется на объекте для ландшафта, а Арт Клязьма тяготела к созданию некого массового действия (например, проекты «Куда дует ветер» Программы Эскейп, “Экскурсия” Цапли (Ольги Егоровой), многочисленные перформансы и интерактивные звучащие, кричащие мигающие и сияющие объекты). На первый взгляд, в Веретьево - тоже самое. Автобус, в котором два часа тряслись гости, проезжает по аллее скульптур – огромные белые раскрашенные боги советской мифологии чем-то невыразимо напоминают языческих истуканов. Причем их обилие, как и обилие арт объектов на квадратный метр природы – удручает. Во всяком случае как то не вяжется представление о широте и безграничности российских просторов с той коммунальной кучностью, которая по умолчанию характеризует нашу арт сцену, даже выехавшую на природу. Но в дальнейшем оказывается, что все эти объекты и инсталляции – артефакты предыдущих проектов. И что непосредственно объектов относящихся к фестивалю – вполне умеренное количество на душу населения, так что и посмотреть можно и обсудить.
Приятным нововведением Веретьева показался тот факт, что гости приезжают не в чисто поле или дикий лес (то есть катапультируются на какой-то географической координате), а приезжают в гости к художникам, которые вот уже месяц как живут в Веретьево и что-то там такое делают, мастерят и обсуждают. Веретьево – бывший пионерский лагерь, и поэтому место для подобных воркшопов идеально подходящее. По вечерам художники по инициативе Дмитрия Гутова обсуждали работу Ленина «Лев Толстой – зеркало русской революции». Думаю, Гутовым для обсуждения не случайно была предложена эта работа, фигура Льва Толстого, ходившего босиком и пахавшего землю, очень подходит в ситуации погружения в природу. Но особого влияние этого произведения на созданные художниками произведения я не заметила. Художники в большей степени вдохновлялись местом. Светелку со светильниками представляла Диана Мачулина, о полетах видели пионерские сны Алексей Каллима («Женская сборная Чечни по парашютному спорту») и Алексей Булдаков («44 швабры», взлетающие среди деревьев вверх). Неожиданно сильный образ предложил Сергей Калинин, инсталлировав на заднем дворе огромные картины с боксерами. Среди тракторов, довоенных мотоциклов и другой раритетной техники он построил боксерский ринг.

Чудесное (иначе и не скажешь) было представлено Сергеем Братковым. Долго петляя по узкой тропке в глубине леса, зритель натыкался на избушку бабки-ешки, внутри, в темноте светился лайт бокс с зеленой елкой, на ветках которой, как игрушки были накиданы старые халаты, колготки и цветастые тряпки, словно из ешкиного сандука.

В картинах Георгия Литечевского, посвященных памятным датам всемирной истории, прослеживается традиция чтения календарей в деревенской глуши, известная в России со времен Онегина.
Особым изяществом отличались инсталляции в среде. Бытовка для рабочих с закрытыми холстами и заколоченными досками в супрематической эстетике окнами. Внутри бытовки, вполне гармонично внешнему облику, совокуплялись супрематические фигуры Алексея Булдакова.

А рядом с домиком на подиуме располагался некий объект для наблюдений, практически подзорная труба из решеток Ольги Чернышевой. При сопоставлении дыр сразу в нескольких параллельных решетках в фокусе можно было обнаружить крону дерева. Решетки на природе – отдельная тема. Решетка – первооснова модерна и всего постмодернизма, наверное, в большей степени, чем что-либо иное противоположно корневому Хаосу природы. Правда решетки, как они предстают в работах у Ольги Чернышевой и Димы Гутова, оказываются какие-то ржавые, покореженные, с дырками, в общем столкнувшимися с той природной анархией, которая неискоренима внутри самого человека.

Все это легко читается и вызывает радость узнавания уже хорошо известного и знакомого. Мне же показалась интересной одна работа, которая, наверное, осталась многими не замеченной. Я даже не смогла определить, кто ее автор. На веранде одного из домиков над гладильной доской как белье на веревке были развешаны листы с полит. информацией о положении в Беслане. С веранды можно было попасть в дом, где горел камин и под групповыми фотографиями всех участников проекта в разных сочетаниях сидели Екатерина Деготь и Александр Шабуров, мирно играющие в преферанс. Я, к сожалению, в преферанс не играю, но устроившись у камина, задремала и в грезах увидела нечто совершенное и прекрасное. Во сне я оказалась в гостях в типичной московской богемной квартире, где хозяева, не то что художники, а не известно кто, просто страдают тем, что какие-то записочки, неизвестно зачем, развешивают у себя по всему дому, непонятные предметики ставят в совсем не подходящих для этого местах, вешают странные не то что картины, а почеркушки разные на стенах, или тряпочки. И как то все это создает не то что домашнюю выставку, но просто часть быта. Так, чтобы быт не заедал, в нем иногда некоторые люди начинают разводить художественную плесень. Это не то что нечто гордое – объекты и инсталляции, а просто следы чистого духа в материальной реальности. Проснувшись, я поняла, что именно таким хотела бы видеть проект на природе. Фестиваль, который радикально отказался от объектов, инсталляций и картин и вообще от практики что-то показывать зрителю, а просто культивировал бы вот такую художественную плесень.

Думаю, Веретьево к моему идеалу из всех московских загородных фестивалей подошел наиболее близко, но и здесь были музыканты, гости и вся другая положенная искусству на природе цыганщина.

<<АРТФон - 23 с Оксаной Саркисян23 марта 2008  Законы и законодательства.  
Аукцион – последнее и  самое высокое искусство. B2B. Возможно ли некоммерческое искусство? Искусство – это эстетическая терапия>

<<АРТФон - 22 с Оксаной Саркисян3 февраля 2008  Куратор - исчезающий вид.  Беседы с Виктором Мизиано, Екатериной Деготь и Андреем Ерофеевым.  
Сфокусировать внимание на фигуре куратора мне показалось интересным в свете установившихся на московской сцене репрезентационных практик: искусство само-демонстрируется, используя сложившиеся уже механизмы галерей, выставочных залов и музеев. Куратор как делегированный представитель художественного сообщества в широком социуме уступил место хорошо (или сравнительно хорошо) налаженным институциональным механизмам художественной индустрии. Эту тенденцию в международном масштабе анализирует Виктор Мизиано, считающий, что актуальностью фигуры куратора были отмечены 90-е годы, как эпоха глобализации.  Другие двое моих собеседников особой разницы в кураторской практике по сравнению с 90-ми не усматривают.

<<АРТФон - 20 с Оксаной Саркисян19 июня 2007.  Медиализация.
Интервью с Олегом Куликом, Дианой Мачулиной, Сергеем Шутовым, Яшей Кажданом, Максимом Крекотневым. Выступление Ольги Свибловой на презентации проекта российского павильона на Венецианской биеннале.

<<АРТФон - 19 с Оксаной Саркисян10 мая 2007.  Уважуха.
Пять премий на сцене московской художественной жизни: Инновация, Мастер, Черный квадрат, Премия Нового Правительства и Соратник.  

<<АРТФон - 18 с Оксаной Саркисян30 марта 2007.  Московская биеннале 2 по списку.
Интервью, собранные в этот выпуске я начала записывать еще до открытия биеннале. Беседы с группой Эскейп (Лизой Морозовой, Антоном Литвиным и Валерием Айзенбергом) и Львом Евзовичем (АЕС) состоялись до открытия биеннале.

<<АРТФон - 17 с Оксаной Саркисян17 декабря 2006.  Полифония больших идей.  Выступления на конференции в Третьяковкой галерее художника Николая Полисского и председателя правления фонда Метафутуризм Александра Погорельского, конференция в ГЦСИ читающего Маркса Дмитрия Гутова.

<<АРТФон - 16 с Оксаной Саркисян13 ноября 2006.  Страсти. Вопросы, попадающие в сферу интересов религиозных институтов, продолжают оставаться острыми углами в современном художественном дискурсе.  

<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян31 октября 2006.  Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин.

<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006.  Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал).

<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник.  Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. 

<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006.  АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса.

<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006.  Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования  имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри.

<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006.  Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе.

<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006.  Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию -  посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и  было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла  исторический  пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства.   

<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005.  Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины.

<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005.  Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым.

<<АРТФон - 6 с Оксаной Саркисян. 17 ноября 2005.  Видео не видео. Исчезновение видеоарта , визитная карточка, динамическая проекция, видики крутятся, to day - фестиваль, романтика, антиутопия техно искусства.

<<АРТФон - 5 с Оксаной Саркисян. 9 ноября 2005.  Парад политического искусства.
Записи лекций Анатолия Осмоловского «Осень авангарда», круглого стола проекта «Интернационал», запись чтений «Привет, оружие!? Общество, искусство и война в современную эпоху», интервью с директором Сахаровского центра Самодуровым.

<<АРТФон - 4 с Оксаной Саркисян. 14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? 
Фонд "Современный город", радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной, экономическая база некоммерческого искусства, «Стой! кто идет» из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств.

<<АРТФон - 3 с Оксаной Саркисян. 28 сентября 2005.  В люди.  Россия! - ? Социалистический идеализм. Ангелы истории. Разминка перед настоящей карьерой.
Интервью с Виталием Пацюковым, куратором выставки «Социалистический идеализм» Екатериной Деготь, куратором дома фотографии Екатериной Кондраниной, Олегом Куликом, Андреем Монастырским, Сергеем Братковым, реплика Ирины Кориной.

<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList