ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 16 - 13 ноября 2006. Страсти. |
Вопросы, попадающие в сферу
интересов религиозных институтов,
продолжают оставаться острыми углами в
современном художественном дискурсе. |
|
Конфликты, связанные с именем
Авдея Тер-Оганьяна, выставкой «Осторожно
религия» и другими менее известными
конфликтами вывели религиозный дискурс в
современном искусстве на новый уровень.
Сегодня деятели искусства больше
ориентируются в этом вопросе на глобальный
международный контекст и мировой
художественный процесс, стараясь не
входить в зону конфликтов с российской
православной церковью. Но исключить из поля
своей рефлексии основополагающие
вопросы человеческого существования
искусство все же не может. Эстетические и
этические проблемы становятся причиной
конфликтов, выходящих за рамки
цивилизованных дискуссий. |
Социальное пространство конфликта |
<<В
Третьяковской галерее на открытии
выставки Дмитрия Гутова и старте новой
долгосрочной программы сотрудничества
Фонда Марата Гельмана с Третьяковской
галереей вопросы недавнего погрома не были
главными. Однако всем присутствующим было
роздано «Заявление для прессы от
художников, искусствоведов, кураторов,
ценителей и коллекционеров современного
искусства» против организованных и
спланированных акций агрессии
направленных на деятелей искусства.
Облик Марата Гельмана, накануне вышедшего
из больницы, видимые побои, которым он
подвергся, делали невозможным
замалчивание касающихся инцидента
избиения и погрома вопросов. |
10 лье под землей |
<<Проект
«ВЕРЮ» Олега Кулика,
собирающий в подвалах винзавода для
обсуждение будущей выставки в этих же
подвалах художников, искусствоведов,
философов, нельзя не заподозрить в
конспирации, хоть и в игровой, шутливой
форме. Однако романтический пафос
катакомб, в которых собирались первые
христиане, вместе с сыростью и холодом,
пронизывает собирающихся на этих
мероприятиях вполне ощутимо. Обилие свеч
в темных подвальных лабиринтах,
выложенные ими по краям сводчатых
коридоров дорожки погружают в атмосферу
тайных обществ, хотя и сильно
театрализованную. Спрятавшись под землей,
некогда провоцирующий своими проектами
массмедиальное пространство Олег Кулик,
теперь усиленно избегает социальных
зон, стремясь к автономии
художественного процесса. И
действительно, поднимать провокативные
темы теперь искусству приходиться в
глубоком подполье, чтобы избежать тех
конфликтов, которые происходят на
поверхности. В этом выпуске я привожу дискуссию, которая состоялась 3 ноября и называлась «Вера и смех». Теряющие свои очертания в темноте подвальные своды отзывались эхом. Собравшиеся, укутавшись в плющевые одеяла, созерцая релаксирующее видео, сюжеты которого в силу закона случайных совпадений рифмовались с выступлениями докладчиков, согревались горячим чаем и кофе, выражая свое молчаливое соучастие в акции. Как иначе можно назвать подобного рода театрализованную конференцию? Первые выступления с трибуны: прочитанный по бумажке текст Олега Кулика, вполне академические доклады Лены Петровской и Олега Шишкина, диссонируя с непривычной для формата конференции атмосферой, поддерживали приподнятую атмосферу перфоманса. Олег
Кулик: «Это тема провокативная.
Заболоцкий начинал с jбэриутами – у него
были невероятно веселые, жизнерадостные
стихи, а закончил трагизмом, став
советским поэтом. Власть боится смеха.
Так как мы делаем выставку «Верю» с не
очень понятным концом, мне показалось
правильным рассмотреть тот аспект веры,
который вытесняется властными
институциями. Вера и религиозность
практически слились в общественном
сознании». Петровская
Лена предложила несколько тем,
которые могли бы стать основой дискуссии.
Лена не согласилась, что в постмодернизме
отсутствует юмор. Прежде всего, Лена
предложила обратить внимание на
интерпретацию смеха З. Фрейдом, которая
высказана в его ранней работе «Остроумие
и его отношение к бессознательному». В
этой книге он формулирует экономическую
теорию остроумия. Не останавливаясь на
всех положениях Фрейда, Лена Петровская
подчеркнула именно внеэкономическую
природу смеха. Прежде всего, это
коммуникативная модель удовольствия.
Фрейд выстраивает систему, в которой
присутствуют два агента – тот, кто
произносит и тот, кто воспринимает
остроту, но для того чтобы острота
удалась, необходим третий элемент –
женщина. Третий элемент необходим не
только потому, что это объект острот, но и
потому что это несостоявшийся объект
домогательств. Ее присутствие не
обязательно, но ее потенциальное
присутствие отличает остроту от
комического в определении Фрейда. Доклад Олега
Шишкина «Религия и экзекуция» был
посвящен смеху в религиозной традиции
средневековья. «Религия как речь
возвышенная не терпит шуток.
Рассматривая древнерусский тип
христианства, распространившийся еще до
крещения Руси Владимиром, мы
обнаруживаем музыкантов на стенах
Софийского собора в Киеве. Смешливое
виденье мира, отраженное в арианском
каноне, исчезает в более поздних
храмах. Его сменил византийский
ортодоксальный канон, где бог выступает
как надзиратель за человеческими грехами.
Юмору здесь нет места. Вопросы Олега Кулика к
докладчикам продолжали ту же
юмористическую пародийную линию на сам
формат научной конференции, который
был заявлен в начале. Вопрос Анатолия Осмоловского
к Лене Петровской. Ответ Лены Петровской: Этот вопрос показывает,
насколько мы плохо знаем друг друга. Толя
говорит, что художники принимают новый
вызов. Вопрос. Я не очень понимаю, что
означает проект под названием «ВЕРЮ».
Если это просто реакция на то, что
происходит в более широком общественном
контексте, желание переиграть его,
переозначить, найти свое место в нем,
сказать «нет» церкви или выработать
какую-то альтернативную форму веры, то
этого мало. Давайте договариваться о
целях. Что хотят сказать художники,
которые так легко и доверчиво принимают
на веру слово «вера»? Мне это пока не
понятно, поэтому это открытый вопрос,
который я адресую сообществу. |
Фантазеры |
<<На
новый уровень конференцию-перфоманс
вывел доклад Дмитрия
Гутова. В отличие от первой части
конференции, которая протекала в стиле
прямого подражания общепризнанным
нормам академической конференции, он
предложил собравшимся провокационный
выбор: прямо здесь и сейчас поверить или
не поверить его собственному докладу «Художник
и мир паронормальных явлений».
Захватывающие рассказы о художниках, выдержанные в стиле «однажды, или как-то раз, мы встречали новый год...». Действуют подобные рассказы как бабушкины сказки или как страшилки в пионерском лагере, когда на улице темно и дождь и начинается: «В черном черном городе, на черной, пречерной улице, в черном пречерном доме…». Гутов предложил набор иллюстраций, говорящих о том, что художник способен целый ряд явлений вызывать на себя. Цитата из Чернышевского «на ловца и зверь бежит» стала стержнем его доклада, в котором приводились примеры паронормальных явлений из жизни художников Юры Лейдермана, Оли Чернышевой, Анатолия Осмоловского, которые сами художники, по утверждению докладчика иногда не замечали и вообще вряд ли помнят…. «Я не теоретик, из этого
философы сделают правильные выводы»,
заключил Дмитрий Гутов. Но все, и в первую
очередь Осмоловский, стали требовать
свежего пророчества. |
И чушь прекрасную несли… |
<<Другой вариант запудривания мозгов продемонстрировал Сергей Ануфриев, правда, в начале его доклада прозвучало несколько существенных замечаний, относящихся с сути самого собрания. С этими замечаниями сложно не согласиться, но вот новый искусствоведческий подход, предложенный Ануфриевым в описании неофициального искусства, мне как искусствоведу кажется страшно веселым. Положим, разделение художественных практик по принципу смеха дзенского (Коллективные действия) и смеха карнавального (Соц арт) смелая и оригинальная шутка. Подхватив ее, мне так и хочется спросить у докладчика а к какому виду смеха он отнесет Мухоморов? «Ничего странного в том, что в
рамках современного искусства
поднимаются вопросы ВЕРЫ. Всем известно
уже давно, мне это стало ясно, когда я
Рейхстаг, обернутый Христо, что это
триумф новой ВЕРЫ. Сейчас современное
искусство знаменует собой то, что раньше
выполнялось христианством или буддизмом.
Понятно, что существует эволюция, и одни
формы сменяются другими. Вера, как и смех,
является неотъемлемой частью
человеческого повседневного
существования. Так что ничего странного в
постановке такого вопроса нет. |
Серьезные выводы. |
<<Последние реплики Анатолия Осмоловского и Олега Аронсона можно сказать поставили точку совершенно неожиданным образом, предложив два варианта интерпретации собрания. Осмоловский настаивал, что встреча была посвящена вопросам эстетическим, и только эти вопросы и нужно решать в проекте Вера. Аронсон, напротив, настаивал на этическом подходе к искусству, и надо признать у веры, как заявленной темы, в этом направлении более определенные перспективы. Однако эти две реплики были выступлениями уже уставших комедиантов, которые прекратили шутковать и вдруг заговорили на полном серьезе. Или же эти заключительные монологи, как в любой приличной пьесе, просто необходимая формальность? Осмоловский:
"На ловца и зверь бежит" – для
художника нет ничего паронормального.
Художник, в силу своей внимательности и
интереса к деталям жизни, фиксирует. Аронсон
«Когда Толя говорит, что выставка под
названием ВЕРЮ должна ответить на
эстетические вопросы, то или название не
то, или это безответственность. Потому
что все, что мы вкладываем в слово «верю»,
противостоит эстетическим критерием. И
поворот к вере от того, возможно, что Олег
Кулик чувствует, что эстетических
критериев для искусства явно не
достаточно. Конечно, мы можем находиться
на таких позициях истории искусства, что
есть плохие и хорошие художники. Есть
качественное искусство, есть шарлатаны.
Есть история искусства, которая собрала
ценные и исключила неценные произведения.
Однако проблема сегодня заключается в
том, что нет критериев отделения плохих
художников от хороших. Но при чем тут вера?
Как раз вера- то, практически любая
утверждает, что все это не имеет значения.
И вопрос как раз о том важен, насколько
современное искусство может быть таком,
чтобы было неважно разделение художников
на плохих и хороших. Ведь если мы
задумаемся, что такое эстетический
критерий – это секуляризованный принцип
различения добра и зла, что куда лучше
выражено в догматах религии. И люди много
веков работали над тем, как, находясь в
интуитивном, аффективном состоянии,
уметь различать добро и зло. И проблема
трансценденции - это проблема
идущая от той веры, с которой не может
справиться и философия. И когда мне
говорят, что эстетическая теория может
что-то различить, я думаю это наивно.
Мы всегда не знаем, где добро и где зло.
Когда священник говорит, что и грешники
могут быть спасены, он фактически
утверждает, что то, что мы в мире считаем
злом, вовсе не является таковым на суде
божьим. И в этом смысле искусство, когда
обращается к религии, сталкивается с
проблемой, что если нет аффективности в
искусстве - не эстетического, а
сообщечничества, которое Ануфриев
обозначил, говоря о катокомбности - то оно
выражает свое пренебрежение к социальным
критериям. Если этого нет, если
говорить об эстетическом лишь искусстве,
то оно становится социальной практикой, а
в худшем случае – экономической
политикой. Есть ли в искусстве момент
веры? … |
|
<<Готовящийся
этой осенью к печати номер
Художественного журнала тоже посвящен
веры. Это произошло случайно: Виктор
Мизиано и Олег Кулик никак не
договаривались между собой, более того,
ни один из них ничего не знал о проекте
другого. Если анализировать этот факт, то
становится очевидной актуальность
проблемы, актуальность местная,
локального характера. Хотя Виктор
Мизиано в большей степени концентрирует
внимание на западном контексте, ссылаясь
на новые тексты Жижека, Нанси,
посвященные вере, на только что
закончившуюся биеннале в Сингапуре.
Поэтому вера в ХЖ предстает в ракурсе
глобального мира. Виктор Мизиано: «Совпадение тематическое выставки и номера ХЖ случайно, но это интересное для анализа совпадение. Есть 2 вещи очень важные. С одной стороны вера – реакция на постмодернистский релятивистский мейнстрим 80х и 90х . Это обращение к ресурсу объективности, универсальности. Это призыв к наличию позиции. В постмодернизме ее не было. Сейчас речь идет о позиции, которая обладает конструктивным началом. В любой позиции есть нерасчленимый остаток, фермент, не поддающийся рациональному объяснению. Есть вещи, через которые я переступить не могу, хотя и понимаю, что это может быть и не рационально. Апелляция к такого рода инстанции, она очень важна. С другой стороны вера – затребованный в мире вопрос, а мы реагируем на те вопросы, которыя выходят на авансцену международного дискурса. Сейчас вышла книга Жижека «Вelieve», последняя биеннале в Сингапуре называлась «О вере» и нет ничего удивительного, что ХЖ откликнулся на эту тему. Откликнулся в частности и с тем, чтобы взглянуть на эту тему скептически. Номер начинается со скептического текста Пригова «Верим ли мы, что мы верим» и заканчивается статьей Оксаны Тимофеевой о реакционности веры. Мы всегда ставили вопрос о том, что сегодня вера - огромный бизнес. Запрос на веру возник и в результате глобализации 90х. Оптимистический идеал глобального сообщества и коммуникаций оборачивается растерянностью современного человека, что мир управляется тем, что сильнее его. Я рассматриваю веру как нечто двусмысленное. Просто поставить вопрос о том, что вера – абсолютно реакционна – нельзя, но отождествить себя с этим типом мышления – не могу». Даже единство темы,
одинаковые названия двух проектов не
делают их одинаковыми. Если в подвалах
винзавода ищут истину в вере, то в журнале
ХЖ эту истину внимательно исследуют и
анализируют. Олег Кулик стремиться найти
возможности единения в вере, возможно,
создать новое искусство, основанное на
вере. Виктор Мизиано создает почву для
определения личной позиции. Но в обоих
случаях можно говорить о привлечение
дискурса веры как вспомогательного. |
<<АРТФон - 15 с Оксаной Саркисян. 31 октября 2006. Когда деревья были маленькими. О проблемах молодых художников высказывались Фаина Балаховская, Нелли Подгорская (Айдан галерея), Владимир Овчаренко (Риджина), Марат Гельман (галерея Гельмана), Елена Селина (галерея XL), Дарья Пыркина и Ирина Горлова (ГЦСИ, кураторы проекта «Стой! Кто идет?»), а так же сами молодые художники: Юлия Жданова, Аня Орехова, Виктория Ломаско, Диана Мачулина, Леший и Максим Роганов из группы «Наливка-запеканка», Иван Бражкин. |
<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006. Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал). |
<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |