ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.

<<АРТФон - 6 - 17 ноября 2005.  Видео не видео. Исчезновение видеоарта , визитная карточка, динамическая проекция, видики крутятся, to day - фестиваль, романтика, антиутопия техно искусства.

Интервью с Сергеем Шутовым, Константином Бохоровым, Даниилом Лебедевым и Антонио Джеузой. Реплика Глеба Олейникова.


Исчезновение видео арта.
"Разработка идей видеоарта, которые включают в себя технологические и визуальные эксперименты каким-то образом ушли. В результате с удешевлением производства все стали плодить короткое кино". С. Шутов.

<<Искусство, связанное с технологиями развивается очень быстрыми темпами, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения развития жанра. Еще недавно, в 60-е годы на западе и в 80-е у нас, видеоарт был революционным видом искусства,  он обещал новые открытия и разрушение традиций. Авангардный потенциал видеоарта сегодня исчерпан, расширение его практик привело к размыванию четких границ этого художественного жанра. Понятие термина «видеоарт» в том смысле, которое в него вкладывали еще лет десять назад, сегодня претерпело изменение, и можно сказать, уже находиться на грани исчезновения. Классик отечественного видеоарта, Сергей Шутов, соглашается с тем, что видеоарт потерял сегодня свой авангардный потенциал. «Конечно, потерял все, что было, и превратился в веселое кино. Собственно никто не работает больше с видео. Все работают с историями, с актерами, байками и веселыми приключениями. Разработка идей видеоарта, которые включают в себя технологические и визуальные эксперименты каким-то образом ушли. В результате с удешевлением производства все стали плодить короткое кино. Сейчас видеоарта практически нету. Есть замечательное кино и так далее, но это не имеет отношения к видеоарту, это другой жанр. В 90х это было интересно, еще интересней это было в 60х. Изображение экранное исчерпало себя, и я последнее время использую видео в инсталляциях». <Интервью с Сергеем Шутовым

Даниил Лебедев - представитель другого поколения. Работая в группе Синий Суп, он один из немногих, кто занимается исключительно видеоартом (единственная работа Синего Супа, выходящая за рамки видеоарта – лайтбокс, картина которую художники все равно называли видео, т.к. она существует во времени).  «Я думаю видеоарт это явление очень обширное и сильно пересекается с другими жанрами. Как такого видеоарта, который был бы независим от документального кино и художественного, не существует. Это комплексное явление. Но инструмент другой, видеокамера накладывает отпечаток на язык. Но при этом не отрицает, что может пользоваться языком кино». <Из интервью Даниила Лебедева> Работая арт директором СТС, Даниил Лебедев иначе проводит границу между видеоартом и массмедиальными визуальным языком. «Я в жизни занимаюсь одним делом исключительно. Я все это дело не разделяю. Но когда я занимаюсь видео как художник группы Синий Суп, то я сам и члены группы являемся последней инстанцией, которая все решает. А в коммерческой области я, соответственно, имею поставленные передо мной коммерческие определенные цели, задачи, которым следую». <Из интервью Даниила Лебедева>

Визитная карточка.
"Хороший тон сделать к выставке видео. В углу телевизор все равно стоит. Но это опять снижает значение этого медиа, это становиться визитной карточкой, что тот или иной принадлежит к современному искусству. Потому то, что сейчас производится некоторыми фигурами, трудно причислять к современному искусству. Поскольку современное искусство – это борьба идей, концепций, со стоящими за ними манифестами. Если ты заметишь, вообще нет ни одного художника, который хочет себя позиционировать в борьбе идей". К. Бохоров.

Недавно на презентации номера «8 ½» журнала WAM  была представлена внушительная по объему программа русского видеоарта нового века. «Теперь мы можем пройти историю видеоарта, но под камерами папарацци. Это выставка имеет отношение к социальным процессам более чем к художественным. Это говорит о том, что язык видеоарта стал социальным и общедоступным развлечением. Вряд ли это станет товаром.    Видеоарт перестал быть культурным проектом, как это было 10 лет назад. Тогда была революция, …тогда был процесс, а сейчас нумеруется, вставляется в архивные папки…» <Из интервью с Сергеем Шутовым
Качество видеоарта  сегодня разительно отличается от работ пионеров видеоискусства 20-летней давности. Тогда, на волне распространения, видеоарт занимал свою нишу на художественной сцене, происходила разработка видео языка.  На выставке журнала WAM  представлены исключительно известные художники, причем по большей части известными они стали отнюдь не в силу своих занятий видеоартом. Сегодня – это недорогой способ делать искусство. Мое опасение, что будет все видео крутиться на одном экране, не оправдалось. Была создана круговая, перетекающая по нескольким мониторам, программа. Компактно и со вкусом. «Средств мало. Царит старая школа искусствоведов. Коллекционеров нет. Художники используют видео как жанровую стратегию. Конвенциональность этого вида искусства в России под большим вопросом. Мне трудно ожидать, что здесь появятся  выдающиеся фигуры, которые начнут целенаправленно работать в этом направлении и создавать глобальные видеопроекты. Здесь больше видео на коленке сделано. Это стало распространенной формой. Хороший тон сделать к выставке видео. В углу телевизор все равно стоит. Но это опять снижает значение этого медиа, это становиться визитной карточкой, что тот или иной принадлежит к современному искусству. Потому то, что сейчас производится некоторыми фигурами, трудно причислять к современному искусству. Поскольку современное искусство – это борьба идей, концепций со стоящими за ними манифестами. Если ты заметишь, вообще нет ни одного художника, который хочет себя позиционировать в борьбе идей. Единственное, что они предъявляют, что мы, мол, работаем с новыми медиа». <Из интервью с Константином Бохоровым>

Иначе видеоарт продставят в клубе Синема Фантом с 21-27 ноября. На 8-ом кинофестивале клуба, который в этом году называется «Без отбора/ no selection», будут показаны нон-стоп все фильмы присланные на фестиваль. Отбора не предвидеться никакого. Ттрудно ожидать, что будет произведена дифференциация по жанрам и кино программу покажут отдельно от программы документальных фильмов, анимации и видеоарта. Без разбора, единым потоком визуальные образы хлынут на зрителей. Акцент делается на маргинальную продукцию, не доходящую обычно до экрана. «Понять,  что такое этот пласт, нам хочется, и мы  с удовольствием его полистаем. На данный момент у нас около 150 работ. В течении 7 дней мы будем каждый день с 6 вечера до 12 ночи их показывать. Ну, естественно выпустим программу фестиваля». <Реплика Глеба Олейникова>. Не очень оригинальна эта концепция сама по себе, потому что приблизительно так же демонстрирует свои программы фестиваль Пусто. И там отбор работ практически – условность.

Динамическая проекция.
«...надо бежать от этого тупого экрана и сидящих зрителей. Дуть насколько сил хватает. Сидящий человек перед экраном – это смерть видеоискусства". С. Шутов.
<<В 90х видеоарт был востребован как социальный эксперимент, и у нас его освоение происходило на волне распространения клубной культуры. Сегодня это уже традиция, которую поддерживают уличный фестиваль Пусто и Илья Пиганов в своей галерее, где в гламурном клубном интерьере он регулярно демонстрирует раритеты в формате видео, кино и клипа. На днях на выставке в XL галерее наиболее последовательный революционер цифровых технологий Алексей Шульгин  представил передовые технологии виджейства, но концепция была далеко не передовая - ставился дано уже оттрубивший на московской арт сцене вопрос красоты, а собственной проблематики в области цифровых технологий пока не рождается. Сегодня вулканических извержений в этих сферах никто не ждет и формулировки видеоарта приобретают более округленное звучание.
Куратор и арт критик Костя Бохоров в разговоре свободно жонглирует понятиями видеоарт и видеоинсталляция: «Видеоарт для меня, если давать определение – художественное видео, снятое художником. Инсталлированное в пространстве - это уже градация, но я бы сказал, что все видеоарт:  и видео скульптуру я бы отнес к видеоарту. Западные теоретики это различают. Но наиболее классическим примером видеоарта является художественное видео, снятое на электронную камеру. Хотя в МОМa сейчас открылась выставка видеоарта до появления видеокамер, с пленочным оборудованием. Там очень интересно, и многие, кто этим занимался, стали в последствии видеоартистами: Акончи, Грем, Хилл, Уорхол, Витман. 
Второй момент в определении видеоарта – это временное искусство. Оно все вращается вокруг преодоления пространства. То, что художник делает картинку подвижную во времени, он дает зрителю  возможность проникновения в другое пространство абсолютно наглядно и убедительно. Из этого принципа рождается разнообразие форм видеоарта: видеоинсталляции - пространственный видеоарт, видеоскульптуры и т.д.  А если сравнивать видеоарт с кино, то экран – порождение иллюзии, а видеоарт - проникновение в другое пространство. История кино построена на нарративе. Видеоарт органично воспринимает нарратив, но он ставит реальность под вопрос, виртуализирует реальность. Но то, что он создает другую реальность, я бы не сказал». <Из интервью с Константином Бохоровым>.

Рецепт преодоления кризиса классического видеоарта Сергей Шутов формулирует так: «...надо бежать от этого тупого экрана и сидящих зрителей. Дуть насколько сил хватает. Сидящий человек перед экраном – это смерть видеоискусства. В принципе нужно время, что бы его посмотреть. Человек должен остановиться, чтобы посмотреть видео. Но пусть он по другому поводу останавливается, не по поводу экрана. Экран должен быть вплетен в бытие зрителя другим образом, не кинематографическим путем. Я назвал это «Динамическая проекция» Это попытка побороть светящуюся стену». <Из интервью с Сергеем Шутовым>.

Видики крутятся.
"...местная музейная администрация заметила эту тенденцию в западных музеях: приезжают на запад – везде видики крутятся. Они тоже начинают использовать видеоарт, но как декорацию, как музейное оборудование. Отношение к видеоарту утилитарное. Наши музеи сейчас на полпути к освоению идей видеоарта через вот такую работу по презентации своих коллекций». К. Бохоров.

<<Сегодня видеоарт стал вспомогательным жанром: видеоартистские практики используется наравне с фотографией, живописью и скульптурой, перфомансом, искусством программного обеспечения. «Это оценка русской ситуации. В России только Алимпиев в чистом виде видеохудожник,… да и тот живописью занимается. Здесь все многостаночники. Но это идет от неразвитости институциональной системы и поддержки художников, потом нет рынка для видеоарта. Как Пипиллоти Рист занималась всегда видеоартом, так и занимается. Раньше это был авангард, за ним шла мощная энергия, теперь это один из медиа, но все способы производства вокруг него сохранились». <Из интервью с Константином Бохоровым>. 
В контексте презентационных практик существование видеоарта   изменилось. Он достиг музейного уровня и столкнулся с проблемой инсталлирования в музейном и выставочном пространстве. Распространение видеоинсталяций  изменило сам язык видео. «Презентация видеоарта - вот это проблематично. В мире и в России, она очень отличается. Потому что в мире уже  существуют коллекционеры. В Нью-Йорк Таймс я нашел статью, как люди коллекционируют видеоарт, как он висит у них в квартире. Повесить дома Билла Виолу – это суперски. Опять же в развитых странах в больших музеях постоянно работают видеоинсталляции, на выставках тоже. Каждая такая работа высоко бюджетная. Нужно оборудование, пространство и концепция, это искусство все-таки. Такое пока невозможно в России, такое искусство в музеях русских пока в силу косности не понимают, средств недостаточно.  По своей деятельности в МедиаАртЛабе я наблюдаю, что местная музейная администрация заметила эту тенденцию в западных музеях: приезжают на запад – везде видики крутятся. Они тоже начинают использовать видеоарт, но как декорацию, как музейное оборудование. Отношение к видеоарту утилитарное. Наши музеи сейчас на полпути к освоению идей видеоарта через вот такую работу по презентации своих коллекций». <Из интервью с Константином Бохоровым>.

to day
Фестиваль
"Любовь человеческое чувство, а цифра – инородное тело, поэтому это болезненный процесс". А. Джеуза.

<<ArtDigital 2005, второй по счету. Он открывается в Центре Современного искусства М’АРС 23 ноября и посвящен в этом году любви. "Оцифрованная Любовь" – это уже серьезно, это уже не игры, как в прошлом году, это глубокое проникновение в проблематику искусства новых технологий, и видеоарт в контексте цифровых технологий присутствует на равных с другими видами цифрового искусства. «Это оцифрованная любовь, это не цифровая любовь. Оксиморон – что это значит? Это то, что невозможно.  Это белая ворона, то что невозможно. Поскольку нельзя оцифровать чувства, в этом есть и грубость, это неприятно. Надо показать, что это трудно». <Интервью с Антонио  Джеуза
Регулярность этого некоммерческого мероприятия, каждую осень происходящего в Москве говорит о том, что формируется  ниша, в более широком смысле, не ограниченная видеоартом или искусством программного обеспечения. Здесь представлено все вместе в широком смысле, объединительным моментом сегодня служит Цифра.  И это первое регулярное мероприятие подобного рода, соответствующее международным  практикам в этой области, призвано проводить результаты эксперементального искусства в широкие зрительские массы. Первый шаг уже был сделан на прошлогоднем фестивале, в этом году для куратора проекта Антонио Джеуза важно « что фестиваль некоммерческий, во-первых, и то, что люди делают работы для себя. В прошлом году для нас важна была публика, и мы сделали выставку о том, как публика может играть с искусством. В этом году мы хотим по-другому, чтобы художник думал о себе, а не о публике. Уже 4 художника мне сказали, что делаем работу как собственную терапию. Что-то в жизни случилась, в любви. И мы должны делать работу, чтобы потом чувствовать себя лучше. Поэтому важно, если художник пройдет терапию, делая искусство, и после этого сможет избавиться от своей проблемы. Мы готовы, что реакция публики будет не такая радужная как в прошлом году. Есть жесткие работы, тяжелая проблематика. Любовь человеческое чувство, а цифра – инородное тело, поэтому это болезненный процесс. Но я не против, чтобы на выставке были просто стихи о любви» <Интервью с Антонио  Джеуза>.
Утверждение цифрового искусства уже лишено того революционного драйва, который был присущ видеоарту, потом искусству Интернета. Его присутствие на художественной сцене необходимо самим художникам. И художнику неважно, инсталляция или видеоарт. «Существует понятие уникальности произведения. Для меня как для художника, в идеале. Я занимаюсь видеоартом потому, что это он мной занимается.  Важно контролировать источники, поступающие к реципиенту – высота, ширина, свет, калер, валер, время суток и т.п. Художник должен взять свою идею и должен аргументировано изложить ее в выставочном пространстве, пользуясь технологиями, которые находятся у него в руках. Включая компьютер, топор, знание философии, весь свой художественный опыт. Сегодня технология обозначает сферу интересов». <Из интервью с Сергеем Шутовым>.
«Мы не хотим делать фестиваль о технологиях. Все-таки это искусство. Художник это Художник. Или хороший или плохой. Как Оскар Уайльд сказал: бывают книги хорошие и плохие. Сказать что он цифровой художник, он видео художник, она женщина, поэтому их надо выставлять - глупо». <Интервью с Антонио  Джеуза>.

Романтика.
"...яркое видео или демонстрация радикальных перформативных практик, или критика по поводу социального контента это эффектный жанр.  Это модно. Интересно, что видео проникает в клубные практики, и вообще оно обладает определенной магией". К. Бохоров.

<<Однако распространение искусства технологий дислоцируются на географической карте мира очагами, переживающими разную степень активности. Сегодня мы все чаще слышим о фестивалях видеоарта, происходящих в регионах Российской Федерации. Скоро в Москву привезут видеоарт из Финляндии и покажут его в клубе Б2. Регулярно проходит Канский фестиваль в городе Канск. Недавно появился новый фестиваль на Волге, который на днях начинает свою программу. Московские видео художники с гордостью отправляются на гастроли и заседают в жюри.  «По поводу регионов у меня следующее мнение: поскольку вошло в широкое распространение видео на коленке, так как, во-первых, очень дешево его производить и  просто документировать свои перфомансы, во-вторых, делать коллажи из очень выразительной рекламной и др. поп продукции, которая на экранах телевизоров. Это передает колорит времени. С этим материалом легче всего заявить, что я занимаюсь чем-то современным. Современным искусством. Поэтому  провинциальные художники, у которых нет никакой инфраструктуры, но которым хочется участвовать, все с удовольствием занимаются видеоартом. Чтобы себя показать, есть небольшие организации, которые устраивают фестивали. Привести и показать видео для небольшой заинтересованной аудитории стоит просто копейки.  Поскольку яркое видео или демонстрация радикальных перформативных практик, или критика по поводу социального контента это эффектный жанр.  Это модно. Интересно, что видео проникает в клубные практики, и вообще оно обладает определенной магией. У этого медиа есть определенный потенциал».  <Из интервью с Константином Бохоровым>.

Антиутопия.
"Ранние работы свои 10-15 летней давности я не могу уже воспроизвести. Носители сохранились, т.е. оригиналы, а плееров не существует вообще". 
" ... сейчас технологии развиваются все быстрее. Все это исчезнет, останется несколько великих, которых успели перевести в новый формат". С. Шутов.

.

<<Итак, прогресс в области техно искусства от видеоарта к  практикам цифрового искусства необратим так же, как не обратимо сменяются поколения мобильных телефонов и персональных компьютеров. Необратимы процессы, связанные с жизнью общества, развитием технологий и цивилизации. «Традиционная фотография, оказывается, сейчас умирает, становится маргинальным углом для специальных маньяков: масонов, супер людей, таинственных алхимиков. И судя по всему, эта практика будет уменьшаться. Тоже происходит и с кинематографом и со всем химическим процессом.  Что это значит? Технология умирает, и искусство перестает быть общедоступным. Мне все ясно, с видеоартом происходит та же история. Он прошел печальный путь фотографии еще быстрее, чем фотография. Закон Мерфи, закон молодости компьютеров. Все изменится и останется полторы машины, на которых можно будет воспроизвести художественное произведение. Ранние работы свои 10-15 летней давности я не могу уже воспроизвести. Носители сохранились, т.е. оригиналы, а плееров не существует вообще. Их даже нет в специальных конторах. Дело заканчивается тем, что НАСА уже не может треть своей информации прочитать. Они же пользуются самыми передовыми технологиями. И у них уже нет машин, которые занимают четыре этажа здания и читают картонные перфокарты.  И сейчас технологии развиваются все быстрее. Все это исчезнет, останется несколько великих, которых успели перевести в новый формат». <Из интервью с Сергеем Шутовым>  
И это уже камень в огород искусствоведов. Нельзя будет через сто лет открыть ранее неизвестного гения видеоарта.


<<АРТФон - 5 с Оксаной Саркисян. 9 ноября 2005.  Парад политического искусства.
Записи лекций Анатолия Осмоловского «Осень авангарда», круглого стола проекта «Интернационал», запись чтений «Привет, оружие!? Общество, искусство и война в современную эпоху», интервью с директором Сахаровского центра Самодуровым.

<<АРТФон - 4 с Оксаной Саркисян. 14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? 
Фонд "Современный город", радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной, экономическая база некоммерческого искусства, «Стой! кто идет» из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств.

<<АРТФон - 3 с Оксаной Саркисян. 28 сентября 2005.  В люди.  Россия! - ? Социалистический идеализм. Ангелы истории. Разминка перед настоящей карьерой.
Интервью с Виталием Пацюковым, куратором выставки «Социалистический идеализм» Екатериной Деготь, куратором дома фотографии Екатериной Кондраниной, Олегом Куликом, Андреем Монастырским, Сергеем Братковым, реплика Ирины Кориной.

<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList