ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФон 

Рубрика АРТФон призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян.

<<АРТФон - 1 - 5 сентября 2005.  АРТ оккупация.

Интервью: Ольга Лопухова, куратор фестиваля АРТ Клязьма и проекта АРТ Стрелка; Айдан Салахова, куратор выставки АRTПОЛЕ; Ирина Саминская, директор уличного фестиваля ПУСТО>
<<Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. Первым опытом в этом направлении многие назвали бы фестиваль АРТ Клязьма, однако еще в 1993 году в Москве состоялся фестиваль Art in public space <интервью с Ольгой Лопуховой>. Сегодня об этом событии практически не вспоминают. О фестивале «eXchange», который проводился по инициативе голландских кураторов, подробнее рассказала Ольга Лопухова, которая являлась его куратором с российской стороны, и как выяснилось, это был ее первый проект <интервью с Ольгой Лопуховой>. Однако первые опыты критического искусства канули в лето, и сегодня российский public art  не столько взаимодействует с городской средой, сколько нацелен на популяризацию современного искусства, то есть пропаганду себя самого. И это понятно, российская публика пока еще не достаточно подготовлена для восприятия исследовательских и экспериментальных потенций, которые характерны для таких западных фестивалей как inSite в Сан Диего и ADAM в Амстердаме.  
Стремление выйти из автономной зоны стерильных выставочных залов, и попробовать свои силы в открытом ландшафте осуществляются не только в Москве. Подобные проекты имеют место в Коктебеле, Екатеринбурге, в этом формате выдержана Ширяевская биеннале, но неоценимый опыт в развитии public art несомненно принадлежит фестивалю АРТ Клязьма, хотя он и происходил в дали от городского пространства и по своему характеру был заповедником искусства. В силу своей оторванности от городского контекста АРТ Клязьма не могла стать площадкой полноценного социального эксперимента, она не могла использовать сценографию живого города, но она развивала традиции перформансивного и акциониского искусства нонконформизма в новых условиях <интервью с Ольгой Лопуховой>.
Первым фестивалем непосредственно на улицах Москвы стал уличный фестиваль ПУСТО, в концепции которого официально были заявлены популяризаторские стратегии,  –   знакомить широкую публику с современным искусством, используя достоинства такого жанра как видео арт.  Дислоцируясь на пустырях, фестиваль активно внедряется в городскую среду, на визуальном уровне, смещая ось потребления визуальных образов, от рекламных к художественным. Он так же создает прецеденты коммуникации массы людей, сплоченных художественным событием.  
В этом году перенасыщенность его программы показала, что назрела новая стадия в его развитии, и в следующем году организаторы обещают дополнить фестиваль новой программой «Карта» <интервью с Ириной Саминской>. Но вероятно экспериментальное искусство новых технологий, широко использующее сферу социального перфоманса (подобные работы не редкость на фестивалях Transmediale в Берлине и Ars Electronica в Линце)  или же острые социальные акции однозначно окажутся за рамками фестиваля «Пусто». Как в силу отсутствия серьезной организации и финансирования, так и в силу непосвященности в практики современного искусства городских властей <интервью с Ириной Саминской>.

Неожиданным подарком для российского public art стала площадь на АРТ Стрелке. С первого дня существования галерейного центра в гаражах Красного Октября здесь осуществляются всевозможные акции и перфомансы. И уже стала традиционной для АРТ Стрелки банерная выставка, которая откроется в этом году 3 сентября. «Made in Moscow» наиболее последовательно воплощает стратегию российского public art, рекламирую художников как бренды и современное искусство как субкультуру <интервью с Ольгой Лопуховой>.
Появившаяся в этом году выставка ARTПОЛЕ, актуализирует еще одну форму публичной презентации современного искусства – ландшафтную скульптуру. И хотя выставка проходит за городом, она непосредственно соседствует с дачным поселком, селом и поселком городского типа, то есть для жителей района представленные объекты станут на какое-то время частью повседневной жизни. В этом ее главное отличие от АРТ Стрелки, но если последняя пошла по пути приоритетного развития коммуникативных форм современного искусства, то ARTПОЛЕ предлагает стационарный арт объект для городской среды. Частная инициатива Айдан тоже рассчитана на популяризацию, но уже не самого современного искусства, а новых для России форм современного искусства и в этом она практически бросает вызов городской администрации. 
<Интервью с Айдан Салаховой>
АРТ Клязьма же обещает в следующем году воскреснуть в городском пространстве новым фестивалем, в котором акцент будет делаться в направлении in site, то есть искусства работающего с историческим контекстом городского пространства. Это логично, так как планируется новый фестиваль в историческом центре города <интервью с Ольгой Лопуховой>.
В заключение мне хотелось бы ответить на вопрос, поставленный Ольгой Лопуховой: каковы дефиниции форм public art? <интервью с Ольгой Лопуховой
Думаю определение этих дефиниций возможно лишь на материале западного искусства, так как  нельзя определить то, чего пока нет. В ответ на этот вопрос можно задать следующий: что было раньше курица или яйцо?  

<<Оксана Саркисян:
АRТПОЛЕ будет продолжением АРТ Клязьмы?
<<Айдан Салахова, куратор выставки ARTПОЛЕ (Айдан):
Айдан: Нет,  это мероприятие сильно отличается. Как галерист,  я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди хотят купить арт объекты, которые можно поставить около дома, украсить парк. Такого арт продукта у нас пока мало, только бабы голые (смех). Поэтому я ставлю не на перфомансы и акции, а на современную ландшафтную скульптуру. Я настаиваю, что это должны быть качественные объекты, способные простоять века под открытым небом. Для начала они будут стоять в течение месяца, а программа открытия будет проходить два первых дня. Я рассчитываю не только на то, что люди ходят по полю, но картинка выстроена и для тех, кто проезжает по шоссе. Композиция выстроена так, что производит впечатление даже если проезжать мимо на большой скорости.
Все же вы берете у АРТ Клязьмы эстафету  осенних опенееров.
Айдан: 
Для меня этот проект интересен еще тем, что произведения искусства будут стоять  практически в населенном пункте, а не в оторванном от жизни людей пространстве заповедника, как АРТ Клязьма. Надеюсь, все же жители местные воспримут этот проект положительно. Там поселок городского типа, село, дачи…
Что вы собираетесь показывать?
Айдан: 
Мне очень нравится «Нож», «Наручники» и «Бритва» Филиппа Перена. Эти объекты выставлялись в нашей галерее. Еще приедут вещи Хелькимана из Берлина, такие деформированные металлические формы. Одна из его скульптур установлена в Берлине.
 Мятый металл в урбанистическом стиле.
Айдан: 
Хелькиман их не мнет. Это специальная технология. Он делает различные геометрические формы из металла, а потом выкачивает изнутри воздух, то есть они не мятые, это естественная деформация, они без воздуха внутри.
А что покажут российские художники?
Айдан: 
Будут «Противотанковые снежинки» Лаврентия Бруни, которые выставлялись на АРХ Москве. Те были разрушены, мы их заново делаем. Будет трехметровый куб «Футбольный мяч» Кости Латышева. В центре поля мы поставим легендарный «Парфенон» из березы Николы Овчинникова.  Из галереи Риджина мы берем «Велосипедиста» Поролона (псевдоним Сергея Шеховцова), из XL галереи трехметровые «Насекомые» Игоря Макаревича и большие буквы Татьяны Хенсглер «ОЙ». Распальцовка «Оптимисты» Дианы Мачулиной из Stella art gallery, будет крутиться на ветру. Из галереи Арт Стрелка - «Балерина» Елены Китаевой. Еще мне очень нравятся объект Марии Серебряковой, двухметровый каркас куба.

Да, все это уже классика, а будут новые объекты, сделанные для фестиваля?

Айдан:  
Ростан Тавасиев сделал новый объект – космический спутник трехметрового диаметра, внутри он светиться красным светом и там сидит большой заяц.  Игорь Северцев делает огромный плавник акулы, который будет рассекать в земле борозду. Будут еще два мента в стиле Малевича, всего мы покажем 30ть объектов 26ти художников. Да, еще Петрелли делает огромные чемоданы металлические с надписями Сургут, Москва. Еще Боря Матросов делает большие буквы, которые будут в конце поля  – «СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ». Не знаю, успеет или нет.
Плотный сюрреалистический пейзаж складывается.
Айдан: 
Не очень плотный. Поле – огромное. Там еще пятьдесят скульптур можно было бы поставить. В принципе выставка может быть не только летом на зеленом поле, она может быть и зимой, может быть на вспаханном поле.
Так вы сразу исчерпаете все запасы ландшафтных объектов!
Айдан: Надеюсь, наш проект будет способствовать появлению новых объектов. Мы планируем каждый год делать такие выставки.
Айдан, а кто тебя поддерживает, ведь это же немыслимо сделать силами одной галерии?
Айдан: 
Администрация президента, спонсоры - пока я не могу назвать всех, - научный центр, частные коллекционеры; сбор денег идет тотальный.
Если вас поддерживает администрации президента, то есть надежда, что и в городе появятся новые памятники – объекты.
Айдан: 
Я ориентирована на то, чтобы эта выставка, дополняясь, трансформируясь, путешествовала по регионам.
Какие технические вопросы вам приходиться решать?
Айдан: 
Охрана. А моя дача превращается в домик для охраны. Еще будет специальная подсветка вечером. Вещи очень большие и тяжелые, их установка – сложная техническая задача и не всегда удается достигнуть идеала. «Спутник» Тавасиева хотелось подальше поставить, но кран испортит зеленую лужайку.

TopList