ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
АРТФОН <<Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса. Оксана Саркисян. |
<<АРТФон - 15 - 31 октября 2006. Когда деревья были маленькими. |
|
|
В поисках Другого |
<<Тема
о молодых художниках родилась в процессе
общения с арт критиками которые не
сговариваясь в унисон стали вздыхать о том,
что единственное чего нам не хватает так
это молодых художников. Фаина
Балаховская сожалеет, что
несмотря на бешеные деньги, которые
вкладываются в современное искусство,
попытки устроения теплиц в галерее Стелла,
вся эта работа на будущее имеет маленький
эффект пока. Потом это не дети. Всем нашим
молодым художникам около тридцати. Всегда
были системы художественного образования,
от подмастерьев до свободных студентов. Но
нельзя воспринимать место художественного
образование как машину. Всегда образование
– в первую очередь общение со сверстниками,
которые тебя учат наравне с учителем. Куча
таких компашек известна в истории
искусства. Особенно это традиция близка
нам по неофициальному искусству, где
возникали круги (вставляю я). Малевич,
Родченко, Мирискуссники – продолжает
Фаина перечисление разновозрастных
плотных групп, куда попадают молодые люди.
Так же и парижская богема – нельзя не
упомянуть это явление. И в Нью-Йорке – тоже
плотные компании…. Сейчас у нас молодой
человек не может попасть в такую историю. А
дети, попадающие в художественные
заведения… там настолько мутная ситуация,
нет определенной заточенности интересов
под современное искусство, и там не могут
возникнуть компашки. Детей учат ремеслу, и
там не может возникнуть искры. |
На старт! |
<<В
неофициальном искусстве молодые
художники взращивались в атмосфере
дружеских кругов, где поколенческое
деление было вполне преодолимо. И хотя у
нас так и не появилось профессионального
образования, то надо отдать должное арт
сообществу, исправить эту ситуацию
делали попытки многие. Так появилась
школа современного искусства на Якиманке.
Позже курсы лекций для молодых
художников читались при Центре Сороса (Москва),
а когда он закрылся, инициативу взял
Иосиф Маркович, организовав лекции при
Институте проблем современного
искусства. Но в 90х молодых художников,
оказавшихся востребованными рынком, открывали
галереи. Правда, молодыми художниками в
начале 90х были Осмоловский, Кулик, Бренер,
дуэт Виноградов/Дубосарский. В
принципе это были уже сложившиеся авторы
со своими вполне артикулированными
стратегиями. Пользуясь терминологией
Марата Гельмана, их уместней было бы
назвать «новыми» художниками. А вот
молодые продолжали беспокоить своим
отсутствием, и повинной в их отсутствии
была назначена нестабильная ситуация.
Позже к ней прибавилась и экономическая
составляющая – отсутствие грантов, школ,
стипендий. Однако необходимость в молодых
художниках не отпала. Напротив, рынок
стал требовать новых=молодых художников.
Эту ситуацию комментирует Нелли Подгорская,
сотрудник Айдан галереи: «Кризис-то в чем?
Работает 5-6 человек. Круг музейщиков,
коллекционеров – как здесь, так и на
Западе – один и тот же. И вот они придут на
выставку, через месяц - на другую, а в
галерее одно и тоже? Надо работать
постоянно. Как говорил мой учитель –
нельзя выходить на сцену без вдохновения,
его надо учить. А художники ждут. Придет -
не прийдет, будут деньги - не будет денег». Одна из первых выставок молодых художников «Винил» прошла в XL галерее. К сожалению, с Леной Селиной встретиться не удалось, она очень занята (так что начинающим художникам придется немного подождать, если они решили к ней обратиться). Вообще же ситуация по сравнению с 90ми изменилась. В девяностых молодыми были сами галереи, и молодые художники чувствовали себя с ними более естественно. Теперь галереи выросли, окрепли и их интересуют мега проекты музейного уровня, международные арт ярмарки, раскрутка уже имеющихся художников. Молодым художникам уже уделяется не столько внимания. Так не оправдал себя проект Стелла галереи, начавшей сотрудничество с молодыми художниками. Сделав одну групповую выставку, сегодня галерея уже не так внимательна к их проблемам. Сегодня нашим молодым художникам, как на западе, приходиться добиваться внимания известных галеристов. В Айдан галерее с
материнским вниманием художников
встречает Нелли Подгорская. Она
рассказала об уровне профессионализма,
которому должен соответствовать молодой
художник. |
Generation next |
|
<<Нельзя согласиться с арт критиками, которые отрицают наличие молодых художников. Долгие поиски дали свои результаты, и молодые художники были обнаружены. В отсутствии образовательных институций в системе современного искусства эта единственная часть арт сообщества, которая продолжает существовать в условиях андеграунда – андеграунда потенциальных возможностей. |
Жданова Юлия Владимировна
размышляет, как может скульптура войти в
современный выставочный процесс. В
современном искусстве Юля видит только
руины. Современный художник может только
разрушать форму, считает она. «Я
стремлюсь к поиску метафоры, к нахождению
идеи, актуальной для меня, как человека
живущего в настоящее время. Языком
скульптуры я пытаюсь выразить свое
ощущение реальности». Юля Жданова
получила академическое образование по
классу скульптуры и учиться в настоящее
время в Институте проблем современного
искусства у Бакштейна. Как соотносятся формы традиционной скульптуры и современное искусство? «Все мои работы, которые я делала на территории современного искусства, они разрушали форму. Такие проекты были бы невозможны на выставках академических, в которых я тоже участвую». В ИСИ в большей степени учат выстраивать свою стратегию, но собственные стратегии пока не сложились и пока внимание приковано к стратегии Олега Кулика и других современных художников. «Но мы должны измыслить свою собственную стратегию, а не повторять чужие. Это абстрактно звучит, но это единственный выход». Иногда стратегия художника меняет кардинально само понимание искусства. Может быть молодой художник должен искать свое понимание искусства, а не стратегии вхождения в существующую систему? «Я не чувствую себя социализированной». Неуверенность, наверное, одна из характерных черт современного искусства. Сейчас Юля является ассистентом скульптора Александра Косолапова, то есть выбрала практически цеховой способ обучения. Она пока не пыталась сотрудничать с галереями. «Пока у меня не было опыта общения с галеристами. У меня нет уверенности, что я смогу прийти у убедить их. Оправдаться…». Где же происходит становление молодых художников? Как происходит становление и развитие идей? «Мне очень нужна публика. Видеть свое произведение в выставочном пространстве важно, нужно посмотреть что ты натворил. Вообще, это внутритусовочный процесс. Если бы я была одна, если бы не было тусовки, людей которые интересуются тем, что я делаю, так же как и я интересуюсь что делают они...». ГЦСИ устраивал фестиваль для молодых художников «Стой! Кто Идет?». Участвовала ли Юля в его выставках? Ее ответ: «Так получалось, что я не успевала послать свои заявки вовремя» - показывает насколько далеки от молодого художника стерильные коридоры ГЦСИ. |
Вика Ламаско.
У Вики
персонализировалась личность учителя в
связи с ее увлечением графикой и работой
иллюстратором. Для нее главный авторитет
– Виктор Пивоваров. «Он мне близок, так
как он был сначала иллюстратором и
занимается графикой. Интересно как он
перешел от работ на заказ к своей теме. Но
кроме того он трогательный и очень личный
художник. Кабаков, например, тоже
занимался графикой, но он не такой личный,
он более концептуальный. Если Пивоварова
работы показать человеку
неподготовленному – его все равно это
тронет. Конечно еще кто-то нравиться,
но у Пивоварова есть еще замечательные
книги, которые очень интересно читать,
можно изнутри посмотреть, как и к чему он
шел. Из художников 90х сложно назвать
авторитета – они меняют свои стили и
поэтому сложно сказать про них
однозначно – вот последователем этого
направления, этого художника я себя
считаю. В последнее время мне понравилось
такое искусство, как у Насонова в Крокине,
я не могла бы сказать, что это учитель, но
мне нравиться, когда есть история и
фигуратив. |
Работы В. Ломаско на Фабрике (фест "Стой, кто идет!"> |
Наливка – Запеканка (рассказывает Леший, комментирует Макс Роганов). Группа возникла как музыкальная, из компании друзей. Джон (Женя Куковеров), Леший Макс: «Записав несколько альбомов на аудиокассеты, мы поняли, что с этим никуда не выйдем». Но с другой стороны этим творческая активность группы не заканчивалась, и ее негласный менеджер Макс Роганов решил, что для полной реализации нужно расширить сферу активности. «Только лишь записывать экспериментальную полуимпровизационную и хаотично обработанную на компьютере музыку не есть весь спектр наших маргинальных интересов. На самом деле наши маргинальные интересы выходили и в другие области. Таким образом, мы решили, что можно рисовать картинки, можно что-то соорудить, что-то построить». Но эта позиция без позиции вовсе не прояснила ситуацию. Взялся объяснить, как группа Наливка-Запеканка соотносит свою маргиналию с художественным процессом Леший. «У нас позиция подросткового самотека. И внедрение в современное искусство конкретной ахинеи, которая прекрасна. Кроме своей группы мы еще работаем в перформ группе «Цеонида» Георгия Литечевского, куда кроме нас еще входят несколько человек». В недавней истории российского искусства уже были подобные стратегии у таких легендарных групп как Мухоморы и Чемпионы мира. «Я не знаю, как все это продвинется или нет. Будет ли в группе общая концепция и идея. Пока это самотек». |
Аня Орехова. «Сложился
коллектив под крылом Иосифа. Собрались
люди, которых вообще сложно понять,
художники которые интересуются
психоанализом, бессознательным. Очень
сложно найти тех, кто это поймет. И вот
нашелся Стас Шурыпа, который нас понял.
Теперь он наш Гринберг, мы его Поллоки. Мы
читаем и обсуждаем общие книжки и статьи,
думаем друг от друге… Но вообще наши
дальнейшие планы это секрет большой. Стас
там рулит, к нему все вопросы». |
Официальная открытость. |
<<Об
образовательных программах сегодня
говорить стало актуально. Эта тема
международных конференций и семинаров -
постоянный пункт в программе ГЦСИ. Вот и
ежегодный фестиваль молодых художников «Стой!
Кто идет?» с помпой заявляющий о внимании
к молодым, был в этом году посвящен
образованию. Во всяком случае, выставка и
конференции в ГЦСИ происходили в рамках
этой темы. Но административно-бюрократический
аппарат понимает эту проблему очень
формально. Как ГЦСИ находит молодых
художников? «Стоит повесить несколько
анонсов в сети, в учебных заведениях и в
течение года приходит очень много народа,
но малоподготовленные. Студенты ПРОАРТА
и Бакштейна конечно более подготовленные,
чем просто люди с улицы. Есть слушатели
художественных мастерских на Петровке,
приходят и ребята из Строгоновки.
Художники часто ждут совета, но
советовать сложно. Считаю неправильно
вторгаться в творческий процесс. Я
выбираю те работы, которые мне кажутся
достаточно зрелыми. Из них потом
рождается драматургия выставочных
проектов. Мы так же оказываем помощь в
технической реализации». «В процессе работы над выставкой художники сами знакомятся друг с другом. Дальше уже от них зависит развивать ли эти связи. Я не считаю, что институции должны вторгаться и оказывать давление на оформление коммьюнити. Оно само спонтанно организуется. То есть я не считаю, что институции должны вторгаться в процесс самоорганизации художников. Они должны предоставлять площадку для манифестации идей. ГЦСИ не столько образовательная институция, мы вынуждены брать на себя эти функции, но это не основные наши функции. ГЦСИ – это музейно-выставочная организация. У ГЦСИ ограниченные ресурсы, и мы не можем выделить помещения под мастерские. Мы надеемся открыть резиденцию под Москвой. Но пока материальной базы не хватает». |
|
Тем не менее, проблемы, которые
возникают у Дарьи Пыркиной при работе с
молодыми художниками, как раз связаны с
теми проблемами, которые остаются вне
компетенции ГЦСИ. «Молодые художники
физически плохо реализуют свои проекты.
Они все хорошо придумывают, у них есть
идеи, они звучат завлекательно, но когда
доходит дело для реализации – это прокол.
Понятно, что им негде набить руку, нет
места, где можно обрабатывать свои идеи.
Поэтому неизбежен большой процент
неудачных проектов, т.к. никто не
представляет даже, сколько займет
времени воплощение идеи». |
Наш разговор с Дарьей Пыркиной смягчился, когда к нему присоединилась Ира Горлова, куратор фестиваля «Стой! Кто идет?». «Я наблюдатель процесса. Из года в год одни и те же художники предлагают проекты, и мы видим, как они растут. … На выставке, на Фабрике появилось несколько новых интересных художников.
|
Действительно, молодые художники одержимы идеей связи, сообщества. Рома Сакин собирает вокруг себя компании, он их тянет за собой. Коллективная деятельность в рамках одной заявленной темы. Вот и на этой выставки они выполнили инсталляцию как бы мастерской художника». Но если бы инсталляция была более проработана в деталях, если бы специфический реди мейд составляющий эту инсталляцию осмыслялся и собирался художниками хотя бы пару месяцев – это была бы инсталляция вполне в традиции тотальной инсталляции Кабакова. Пока только эскиз идеи. |
|
«Еще там трогательно отстраненный фильм Вики Ломаско, Глеб Скотников, но он же школьник, понимаешь! Или Илья Трушевский с ползающим по рельсе светом, который никто не заметил. Самое приятное, когда ты находишь людей, с которыми можно работать. |
В этом году меньше иностранных художников. Но наши в этой ситуации выигрывают. Если у западных художников больше профессионального умения, у наших – больше идей и плохое техническое воплощение. Но больше всего мне нравиться, что они хотят общаться. Во время монтажа выставки происходит общение. Они интересуются очень тем, что делают их сверстники. Да и политические ребята из мансарды, Сережа Огурцов все ходил, говорил: где же еще художники, вот бы и сними познакомиться». |
<<«Манифестация
идей», о которой говорит Дарья Пыркина,
кажется мне невозможной. Манифестация
идей, несомненно, требует тотальности
узкого сообщества, а не групповой
выставки надерганных из разных
институтов студентов, когда официальный
куратор, находящийся вне коммьюнити
начинает отбирать работы. Он невольно
препарирует, выстраивает по линейке
возможные творческие концепции, которые,
надо признать, распространяются в узких
художественных кружках как грипп, и идея
варьируется в произведениях всего круга
единомышленников. Так что выставка «Стой!
Кто идет?», при всем благом начинании
этого проекта, остается весьма
сомнительным мероприятием и требует
пересмотра всей своей концепции – польза
от нее для молодых художников только в том
и заключается, что они могут в свое СV
написать первую строчку.
Неслучайно главный проект этого года –
международная выставка политического
активизма, бывшая «манифестацией» и
имевшая идеологическую концепцию, вообще
никак не вписывалась в рамки фестиваля
молодых художников. Все ее участники уже вполне включенные в художественный
процесс сложившиеся художники. Второй
год подряд заявлять активизм как новое
западное движение в кругу молодых
художников, при всем моем уважении к этим
ребятам, достаточно проблематично с
точки зрения кураторской стратегии. |
<<АРТФон - 14 с Оксаной Саркисян. 21 сентября 2006. Пресса о процессах. Интервью с Никитой Алексеевым (газета РУ), Ирой Кулик (Коммерсант), Андреем Ковалевым (Московское Время), Фаиной Балаховской (Time Out) и Виктором Мизиано (Художественный журнал). |
<<АРТФон - 13 с Оксаной Саркисян. 30 мая 2006. Другой и его безумный двойник. Презентация книги «Другое искусство» - выступления Л. Бажанова, И. Алпатовой, Е. Барабанова, Н. Котрелева, интервью с Ю. Пластининым. Празднование юбилея Третьяковской галереи – фонограмма торжественной части, интервью В. Колейчука. Е. Деготь, А. Ковалева, Е. Барабанова, реплики А. Брусиловского и Д. Пригова. |
<<АРТФон - 12 с Оксаной Саркисян. 2 мая 2006. АРХИапрель. Лекции Ю. Аввакумова, И. Зангелиса, запись «Московской декларации о сохранении культурного наследия ХХ века», реплики Д. Саркисяна, И. Бакштейна, Ирины Горловой и Кирилла Асса. |
<<АРТФон - 11 с Оксаной Саркисян. 11 апреля 2006. Учиться, учиться и учиться! Вопросы образования имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри. |
<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006. Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе. |
<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006. Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию - посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла исторический пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства. |
<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005. Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины. |
<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005. Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым. |
<<АРТФон
- 6 с Оксаной Саркисян.
17 ноября 2005.
Видео не видео.
Исчезновение видеоарта |
<<АРТФон
- 5 с Оксаной Саркисян.
9 ноября 2005. Парад
политического искусства.
|
<<АРТФон
- 4 с Оксаной Саркисян.
14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? |
<<АРТФон
- 3 с Оксаной Саркисян.
28 сентября 2005. В
люди. Россия! - ? Социалистический
идеализм. Ангелы истории. Разминка
перед настоящей карьерой. |
<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом, призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса |
<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией, и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. |