ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРТФОН 

<<
Рубрика АРТФОН призвана освещать те вопросы современного искусства, которые актуализированы текущим моментом художественной жизни. Стремясь поддержать внутренний дискурс современного искусства, мы публикуем интервью с теоретиками, кураторами, художниками и ответственными лицами, освещающие разные позиции и точки зрения на события, которые оказываются на авансцене арт процесса.
Оксана Саркисян.

<<АРТФон - 11 - 11 апреля 2006.  Учиться, учиться и учиться!

Вопросы образования  имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Интервью с Иосифом Бакштейном и Александром Соколовым, выступления Сергея Земляного, Майкла Хардта и Антонио Негри.


Работа над субъективностью.

<<Вопросы образования  имеют первостепенное значение в современном информационном обществе. Обладать информацией - значит иметь первоначальный капитал. Умение анализировать и работать с информацией, возможно главные достоинства нашего динамичного времени. Интервью с Иосифом Бакштейном, директором Института проблем современного искусства, Александром Соколовым, организатором конференции на ярмарке АРТ-Москва в рамках будущей Манифесты 6, посвященной образованию, освещают поставленный вопрос с двух диаметрально разных позиций, но находят массу точек пересечения. В частности оба рассматривают вопрос образования в глобальном контексте современности. Непосредственно оценка перспектив развития глобального мира представлена высказываниями двух ведущих философов и политических деятелей Майкла Хардта и Антонио Негри, авторов книг «Империя» и «Множество». В марте они посетили в Москву и выступили с рядом лекций. В рубрике я выложила их выступление на приватной встрече с московскими философами, состоявшейся в институте философии на кафедре антропологии. Развивая концепцию современной глобальной империи,  не имеющей экономических и культурных границ, они показывают, как суверенные национальные государства постепенно лишаются своей власти. Изменение глобальной структуры мира в первую очередь ставит вопрос о новой матрице субъективности и, следовательно, вновь делает актуальным вопросы образования, как основы ее производства. В этом свете интересным кажется опыт Георга Лукача, одного из ведущих филосовов начала ХХ века, преодолевавшем в своем творчестве рациональность знания. Новый взгляд на его хрестоматийные тексты стал так же одной из многих других тем на симпозиуме, посвященном изданию на русском языке книги Георга Лукача «Душа и форма». Работы этого философа, без упоминания авторства составляли до 90х годов основу канонического советского литературоведения и таким образом уже внедрены в подсознание российской образовательной системы.

Сила традиции

<<После вынужденного технического перерыва, вновь возобновились весной этого года лекции в бывшей мастерской И. Кабакова, а ныне Институте проблем современного искусства. В этом можно усмотреть продолжение традиции четвергов в мастерской Ильи Кабакова, которые представляли собой встречи, обсуждения, обмен информацией и выступления с разного рода лекциями в узком дружеском кругу. В эпоху андеграунда эти четверги были не просто общением друзей, а своеобразным университетом, имевшим    информативное значение для нонконформистов, и что еще более важно, четверги имели огромное значение для формирования языка концептуализма и дискурса в целом.   
Я встретилась с Иосифом Марковичем в пути. Он увлеченно обсуждал с Стасом Шурипой, ведущем сейчас в Институте проблем современного искусства мастер класс, проблемы карьеры художника. Мы нырнули в метро, и под музыку грохочущих электропоездов Иосиф Маркович вдохновенно рассказывал, как складывался стиль Ильи Кабакова. К сожалению, этот монолог поглотил грохочущий организм метрополитена. 
Традиция московской школы концептуализма воспитала не одно поколение художников и доказала этим успешность своей системы образования. Погружение в традицию, практически средневековое следование канону школы, позволяющее в ее рамках развивать собственный индивидуальный проект, было обусловлено закрытостью художественной ситуации. В узком дружеском сообществе по существу не стоял вопрос карьеры, для успешного осуществления которой современному художнику нужно хорошо ориентироваться в художественных и общественных процессах.   

Иосиф Бакштейн:
«Личность мастера играет большую роль в образовании. В Германии в институтах это основной элемент образования. Специфика искусства в том, что нужны личностно окрашенные отношения, взаимоотношения в частности. Это кустарное производство в отличие от кино, театра, литературы. Все равно это холст/масло, даже на компьютере все очень индивидуализировано. Художник был и остается кустарем одиночкой без мотора. И это предполагает очень личностные отношения. Все очень персонифицировано. Во всем мире все знают друг друга, в Москве я уже об этом не говорю, это одна большая семья.  И если говорить о художественном образовании в целом, то что мы реализуем в своей программе, это базовые навыки. Но у русских художников проблема не с руками, а с головой, интеллектуальные навыки у российского художника ослаблены. Людей, которые осознанно делают искусство мало. 
Ориентироваться в информационных потоках так же надо уметь, кроме того, что рефлектировать собственное творчество. Это связывает художника с другими видами деятельности, искусства, эта способность, она универсальна. Но наше система обучения основана на умении рефлектировать свое произведение в первую очередь.
Эта рефлексия как раз и лежит в основе школы концептуализма. В 70е годы была достигнута максимальная степень свободы художником. Это было чистое увлечение, интеллектуальная игра, поэтому они до сих пор оказывают влияние на современную московскую ситуацию».
Сам Иосиф Маркович учился  в разговорах со своим одноклассником А. Меламидом. «Я знал, что Алик гений, и я оказался прав. Вообще же для художника очень важно понимать, что он делает, должна быть концепция карьеры, должны быть абсолютные  амбиции».

Образование как жанр искусства

<<Вопросы образования широко поставила в этом году Манифеста, предложив вместо традиционной выставки провести серию воркшопов. Возникнув в 90е годы на волне биеннального движения, Манифеста отразила в своих принципах надежды и утопии объединенной Европы. Соединяя идеи глобализации и приоритетного внимания к периферийным зонам Европы, Манифеста стала единственной в мире путешествующей выставкой. Институциональная структура Манифесты очень гибкая и мобильная, сохраняет внутри себя способность меняться, принимая наиболее актуальные формы.  Манифеста 6 создает уникальную возможность снова пересмотреть и заново продумать форму и функции биеннале. Никосия, где пройдет биеннале, город на Кипре, географически ближе расположенном к Ближнему Востоку, изолирован от  современной художественной жизни. Чтобы включить этот регион в актуальный художественный контекст, Манифеста предлагает отказаться в этом году от мега выставки и открыть в Никосии школу современного искусства. Одна из предвещающих это событие конференций будет проходить на АРТ-Москве.

Александру Соколову, который готовит программу конференции, я задала провокационный вопрос:  образование в некотором смысле подчиняет человека системе. Для успешной карьеры и достойной зарплаты людям приходиться получать не одно образование. И в этом смысле, не является ли образование частью контролирующих и эксплуатирующих структур власти?

«Истинность сейчас воспринимается как искренность. Образование происходит сейчас на уровне искренней передаче информации друг другу. А если тебя интересует образование не реальное, а институциональное, то оно сейчас выглядит как нематериальный сервис. И в терминах просвещения, которое стремилось изменить мир к лучшему, современное образование описывать сейчас невозможно». <Александр Соколов. Часть 1>

Возвращаясь к конференции на АРТ-Москве, которая посвящена  проблемам формирования издательской программы, следует отметить не случайность того, что ее организаторами выступила издательская программа «Интерроса», выпустившая книгу «Вадим Захаров. 25 лет на одной странице» и недавно объявившая о начале нового проекта «Монография» в области современного искусства. «У нас на рынке очень мало специальной литературы. Зав. кафедрой истории искусства РГГУ К. Лукичева очень переживает, что нет никакой литературы, что студентам приходится читать на иностранных языках и не все справляются. Во всех странах существует своя история искусства. В которой отражены разные мнения. Невозможно же себе представить, что существует одна точка зрения». Нашими общими усилиями, моими и Саши Соколова, за пять минут была перечислена вся библиография истории искусства на русском языке. <Александр Соколов. Часть 2>

Интерес к образованию проявила в этом году не только Манифеста, но и Документа. Один из разделов выставки Документы будет посвящен этой теме. Итак: «Документа – есть раздел посвященный образованию. Манифеста - отказавшись от выставки, предлагает художникам преподавать. Поэтому можно говорить об образовании, а можно говорить об образовании как объекте искусства. Образование становиться объектом искусства. В эпоху просвещения образование тоже поднималось на уровень значимости. Стали появляться национальные государства, и они требовали радикальной смены самопонимания человека. В парадигме национальной идентичности оно создавалась. В это время реализуются проекты просветительства: создается энциклопедическое знание, складывается система образования и рождается новый литературный жанр - роман.

Но это как раз тот процесс встраивания человека в систему, которую подверг анализу структурализм и в частности Фуко. Судя по всему, у нас появляется новое просвещение, когда искусство выступает в роли образования.

Тогда мы не можем говорить об образовании и искусстве, которые существуют на сегодняшний момент, а лишь о перспективах.  Возможно, парадигма образования приходит на смену коммуникационной как в понимания искусства, так и общества в целом». <Александр Соколов. Часть 3>

Терпкие плоды просвещения

<<Если главным достижением просвещения в искусстве считать возникновение жанра романа, то философ и ведущий литературный критик начала ХХ века, Георг Лукач отдавал предпочтение жанру эссе. На симпозиуме, посвященном изданию на русском языке сборника его работ в выступлении Сергея Земляного, переводчика сборника были затронуты субъективные проблемы познания.

«По отношению к сборнику «Душа и форма» оценки варьируются от восторженных до деловых. Что касается деловых, то философская сторона этого сборника принадлежит прошлому, а что касается значения его эссе, посвященных частным исследованиям творчества Новалиса, Кьеркегора, то эти работы сохраняют свое значение.
Лукач - искушенный человек, больной всеми недугами европейской культуры: модернизмом, эстетизмом, экспрессионизмом, и одновременно преодолевающий их.
Что для Лукача была философия? Для него не было последовательного движения от эстетической стадии к этической, а затем к религиозной, как у Кьеркегора. Эстетическая фаза была одновременно и этической, а что касается религиозной, то о ней можно составить представление по дневниковой записи.
Сергей Земляной:
«... не проявляется ли во всем этом моя неспособность к религии? Или не проявляется ли во всем этом моя безмерность, что я внутри себя не имею меры? Тогда следовало бы обозначить этику, как меру безмерного» (из дневника Лукача). Это очень близко к Канту. И это новое понятие, которое вводится в религию, было примерно таким – мера. Но тут нужно строго разграничить между собой  религию и эстетику. Так же искусство жизни на границе этики, эстетики и религии есть проблема меры. И все это ведет назад к старому вопросу: как я могу быть философом? Это значит, коль скоро я как человек никогда не сумею выйти из этической сферы, как я могу принять форму самого высокого?»

То есть молодой Лукач задавался совершенно умопомрачительным вопрошанием, он  спрашивал о том, какова проба философии. После этой преамбулы ключ к пониманию цикла ранних работ Лукача  кроет в себе его работа «Эстетическая…. В ней Лукач выстраивает эпохальную философскую констелляцию. С одной стороны – социалист, с другой – эстет. Он пишет: нынешнее время выдвинуло два чистых типа, тип социалиста и тип эстета, и они дополняют друг друга. Эстетизм Лукача – это сеанс черной магии с ее разоблачением. Какие последствия этого философского проекта Лукача?

Процессы рационализации глубоко проникают в науки и изнутри ее перестраивают. Ученый – специалист добывания посредством методологии знания о мире. На рубеже веков вдруг всем стало понятно, что философия не имеет никакого автономного положения к действительности. И все былые притязания философии на роль царицы наук надо считать неправомочными. Лукач так не думал, но это значит, что философия должна была искать себе новую нишу. Наука нуждается в интерпретации – это первая ниша. Второе – бытие сознания не сводится к знанию. Молодой Лукач осознавал, что нет царского пути в самопознании человека. Поэтому форма эссе». 

Перспективы

<<Лидеры антиглобалистского движения Майкл Хардт и Антонио Негри, посетившие недавно Москву, выступили с небольшим сообщением о проблемах современности. Вопросы перехода от модернизма к постмодернизму, или в другом варианте перевода – от современности к постсовременности  исследованы авторами в эпохальных работах «Империя» и «Множество» (глава). На обсуждении в Институте философии одним из интереснейших вопросов, ставших темой дискуссии, был вопрос о прерывании субъективности при переходе от модернизма к постмодернизму. Производство новой матрицы субъективности по существу ставит схожие задачи с теми, которые ставил просветительский проект.

Хардт о модернизме.

«Меня интересуют две интерпретации модернизма, которые я хотел бы увидеть в синтезе».   

Хардт выделяет две интерпретации современности, которые он хотел бы представить в синтезе. Первый – представление о колониальной современности и оценка роли Европы. Если формой современности выступает Европа, то содержанием последней становиться порабощение и захват. Поэтому борьба этого периода может определяться в терминах антиколониализма. Этот сюжет можно найти в латиноамериканской философии, которая выдвигает тезис, что современность начинается с захвата. Этот подход продуктивен, но его недостаток – рассмотрение Европы как гомогенного образования как с т.з. философской, так и политической.

Второй взгляд на современность – через классовую борьбу.

«Две формы современности разделяют Европу. Одна из этих форм современности будет определяться в терминах суверенной власти. В рамках этой перспективы современность можно определять как борьбу между суверенитетом и движением к освобождению.
Интересно посмотреть соотношения между этими двумя понятиями современности, и какова ось борьбы. Коротко можно сказать так: вы можете расценивать революцию в Гаити как синтез этих двух современностей. Борьба рабочих и крестьян ставит вопрос о слиянии этих двух перспектив.
И когда мы говорим сегодня, что вошли в период постмодернизма, это связано в первую очередь с фундаментальной переменой, которая произошла в расположении этих осей. И возможность связать эти оси, оказывается более явной, чем раньше». 

Негри о постмодернизме.

«Выделение матрицы борьбы в постсовременности, о которой говорил Майкл,  очень важно. Речь идет не о теологическом  измерении этого понятия борьбы. Само понятие перехода от  современности к постсовременности как раз и не дает  возможности теологического объяснения этого перехода. Мы отказываемся от понимания современности как гипер современности, как сверх современности, она должна прийти к собственному завершению. Все конфликты, которые существуют в зоне современности и вне, привели к невозможности дать определение этого перехода.
Проблема постсовременности возникает из марксистской критики, которую мы пытались развивать. С нашей стороны мы пытались понять период развития в 30е, предвоенные годы как момент высшего и наиболее характерного развития капитализма.

Определения современности и развитие идеи воплощения общества в движении капитала было представлено довольно полно современной философией (Лиотаром,  Дебором. Бодрийяром). Уже франкфуртская школа показала этот путь развития современности через капитал. Проблема возникает там, где понятие капитала начинает пониматься как отношения. И в современных ситуациях производства это отношение борьбы остается открытым и актуальным. Именно здесь возникает главная проблема пост современности, которая как раз заключается в том, что нет общего критерия и можно обнаружить здесь реальный разрыв и обнаружить новую матрицу производства субъективности. Поэтому в наше время очень важна мысль Делеза и Фуко. Они поняли этот переход от современности к постсовременности как разрыв в онтологическом измерении. Они обосновали новый тип производства субъективности  онтологическим образом.

Большая часть работы, которую мы сделали в «Империи» и «Множественности», основывалась не на тех элементарных вещах, которые я сказал до сих пор, но заключалась именно в попытке разрешить этот тип проблем». 


<<АРТФон - 10 с Оксаной Саркисян. 13 марта 2006.  Работа над комплексами. Прямой связи между государственной премией Инновация, обсуждением российского блокбастера «Дневной дозор» Павлом Пеперштейном и выходом новой версии легендарного советского фильма «Волга Волга2», на первый взгляд, нет. Но на этих событиях современное российское искусство обсуждалось в исторической перспективе.

<<АРТФон - 9 с Оксаной Саркисян. 27 февраля 2006.  Грани формального. Открытие фонда 26 января 2005 было приурочено к эпохальному, с точки зрения вдохновителя мероприятия Дмитрия Гутова, событию -  посещению в 1937 году Сталиным, Молотовым и Ждановым оперы «Леди Магбет Nского уезда» и  было посвящено статье «Сумбур вместо музыки». Дискуссия Formalism Forever раскрыла  исторический  пласт, в котором эстетическое стало политическим и презентовала новый фонд современного искусства.   

<<АРТФон - 8 с Оксаной Саркисян. 28 декабря 2005.  Прописные истины. Выступления в Третьяковской галерее Дмитрия Пригова, Владимира Дубосарского, психолога Третьяковской галереи. Интервью с Александрой Обуховой, Сергеем Бугаевым Африкой. Реплика пожилой женщины.

<<АРТФон - 7 с Оксаной Саркисян. 8 декабря 2005.  Диспозиция. Интервью о их политических взглядах с художниками Константином Звездочотовым, Леонидом Тишковым, группой АЕС, Никитой Алексеевым, Андреем Филипповым, Андреем Монастырским, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Николаем Полисским, Сергеем Шутовым, Александром Савко, группой Синие носы. Разговор с Сергеем Братковым и Сергеем Шеховцовым.

<<АРТФон - 6 с Оксаной Саркисян. 17 ноября 2005.  Видео не видео. Исчезновение видеоарта , визитная карточка, динамическая проекция, видики крутятся, to day - фестиваль, романтика, антиутопия техно искусства.

<<АРТФон - 5 с Оксаной Саркисян. 9 ноября 2005.  Парад политического искусства.
Записи лекций Анатолия Осмоловского «Осень авангарда», круглого стола проекта «Интернационал», запись чтений «Привет, оружие!? Общество, искусство и война в современную эпоху», интервью с директором Сахаровского центра Самодуровым.

<<АРТФон - 4 с Оксаной Саркисян. 14 октября 2005. Время некоммерческих структур ? 
Фонд "Современный город", радикальные перемены в Московском центре искусств на Неглинной, экономическая база некоммерческого искусства, «Стой! кто идет» из Франции, Вены, Германии, Испании, Аргентины и церетелиевской школы искусств.

<<АРТФон - 3 с Оксаной Саркисян. 28 сентября 2005.  В люди.  Россия! - ? Социалистический идеализм. Ангелы истории. Разминка перед настоящей карьерой.
Интервью с Виталием Пацюковым, куратором выставки «Социалистический идеализм» Екатериной Деготь, куратором дома фотографии Екатериной Кондраниной, Олегом Куликом, Андреем Монастырским, Сергеем Братковым, реплика Ирины Кориной.

<<АРТФон - 2 с Оксаной Саркисян. 14 сентября 2005. POP инъекция. В совпадении двух выставок открывшихся параллельно в Третьяковской галереи, «Энди Уорхол: художник современной жизни» и «Русский поп арт», несомненно, присутствуют элементы музейной политики. Во многом  провокационное и радикальное название выставки "Русский поп-арт", которая сама по себе оказалась ярким и интересным проектом,  призвано вызвать широкое обсуждение проблем русского искусства, и создает предпосылки для серьезного искусствоведческого дискурса

<<АРТФон - 1 с Оксаной Саркисян. 5 сентября 2005. АРТ оккупация. Современное российское искусство настойчиво ищет способы прямого взаимодействия с широкой зрительской аудиторией,  и возможно в этом проявляется его наследственность, ведь искусство андеграунда очень страдало в оторванности от публики, и институциональная система их отношений еще не до конца сложилась. Осваивая шаг за шагом современные формы презентации искусства, мы начинаем осознанно приближаться к таким практикам искусства как public art. 

TopList