ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Венские заметки
Лены фон Лапшиной,
Маргиналии.
<<Венские заметки Лены Лапшиной,
Маргиналии #31.
30 июня 2014 года. Полное
несчастье / потом я напишу обо всём этом подробно> |
"Ich will ganz einfach die Welt darstellen" (просто хочу показать весь мир -
иллюстр. 1). Миниатюрная сцена экспериментального театра GARAGE X в подвале на Petersplatz освоила отмеченный премией "Le prix Goncourt" постмодернистский утопический роман Michel Houellebecqа "La carte et le territoire" с второстепенным главным героем и болезненным мерзавцем Michel Houellebecqом. Последнее очевидно и явилось вдохновляющим моментом для режиссёра Ali M. Abdullah (он же основатель GARAGE X, зачастую работающий с представителями современного визуального искусства) взяться за надуманную, местами беcпомощную, но зачастую остроумную и захватывающую сатиру на художественную среду и движущие ею механизмы (только начало романа с описанием полотна "Damien Hirst et Jeff Koons se partageant le marché de l'art" стоит всего последующего текста!). Ali M. Abdullah и драматург Hannah Lioba Egenolf проецируют состояние "La carte et le territoire" и его персонажей, отбирая куски прозы и выстраивая из них обрывочное повествование вокруг удавшегося художника, его нервного архитектствующего отца, ловкого галериста, писателя Michel Houellebecqа, а также незадавшейся любовной истории русской бизнес-леди в Париже. "La carte et le territoire" демонстрирует типичный пример низкобюджетной постановки, показывающей почти исключительно положительные стороны таковой: неприхотливость, концентрация на существенном, непредвзятость, юмор и сарказм и неуместность сравнений со сценами больших театров. Скоростной темп. Владение пространством. Многоплановость. Подборка винтажных костюмов и предметов. Лёгкость беззаботности. Интерьер запущенно-богемного логова, в котором поочерёдно воспроизводятся сцены светских приёмов, попоек в мастерской, полицейского комиссариата французской глубинки, поместья писателя Houellebecqа в Ирландии. Смена мест действия происходит без действительной смены сцен (художник постановщик Renato Uz - иллюстр. 3), а инсталляция интерьера достойна любого выставочного пространства. Актёрский состав (Alexander Simon, Dennis Cubicа, Aylin Esener, Florian Carove - иллюстр. 2): чрезмерно старающийся и постоянно переигрывающий Alexander Simon в роли омерзительно-жалкого Michel Houellebecqа, пожизненно озадаченный и пассивно-симпатичный Dennis Cubicа в роли художника Jed Martinа (в следствие окончания École nationale supérieure des beaux-arts de Paris незадачливо спотыкающегося от одного неожиданного успеха к следующему ошеломляющему успеху и принципиально не зная, что с таковыми делать), активно целеустремлённая Aylin Esener в роли Ольги, нервозно рефлексирующий Horst Heiß в роли отца (заказывающий услуги швейцарской компании по делам добровольного самоумертвления) и незабываемо комичный Florian Carove в роли галериста… Завершающая часть действия слегка выравнивает первоначальное восхищение происходящим на сцене… Но несмотря на это, постановка безусловно удалась. Смотреть стоит. Ещё одна театральная работа, которую необходимо смотреть всем интересующимся современным театром - "Wunschloses Unglück" по мотивам одноимённого романа проживающего во Франции классика австрийской современной литературы Peterа Handke. Известная своей экспериментальной ориентацией английский режиссёр Katie Mitchell взялась за постановку по мотивам замечательной прозы сорокалетней давности для многострадального Wiener Burgtheater (недавно избежавшего банкротства и пережившего смену директора Matthias Hartmannа на Karin Bergmann). На дополнительной сцене Burgtheater в компактном зале Kasino am Schwarzenbergplatz задействованны шесть мониторов наблюдения, вживую транслирующих происходящее в пространстве отдельных комнат занимающего всю сцену родительского дома автора. С действием на мониторах сверяются актёры, они же операторы, они же осветители. Отдельные события повторяются снова, снова и снова. Другие пробегают параллельно, по комнатам… Зритель находится в постоянном состоянии мучительного выбора - сосредоточить внимание на большом экране над сценой (иллюстр. 4 - Liliane Amuat)? Происходящем в спальной (иллюстр. 5 - Daniel Sträßer)? Гостиной? Прихожей? На действиях снующих между пространством квартиры и зрительным залом операторов? Осветителях и ассистентах, ловко перемещающих нескончаемые мотки электрокабеля и меняющих освещение в зависимости от предположительного дневного-ночного времени суток? Периодически сверху бесшумно соскальзывают стены фасада, частично скрывая интерьер дома и оставляя зал подсматривать за происходящим в окна с тюлевыми занавесочками. Все задействованные персонажи появляются и исчезают в скоростном темпе и совершенно беззвучны. Диалоги отсутствуют. Мужской и женский "голос за кадром" (Peter Knaack, Petra Morzé) зачитывают тексты в звукоизолированных стеклянных кабинках, симметрично размещённых по краям сцены. Интерьер провинциальной Австрии (Lizzie Clachan), обои, мебель, шторки, ретро-костюмы (Sussie Juhlin-Wallen). Многочисленные камеры задействованы крупноплановым портретированием alter ego автора (в исполнении актёра Daniel Sträßer) и его сестры (Liliane Amuat) для большого экрана, больше расчитанного на верхние ряды зала, в то время как всё происходящее во внутренних помещениях хорошо просматривается с первых нижних рядов. Небольшая вереница зрителей начинает покидать зал с момента ритуала повторения суицидальной сцены матери (Dorothee Hartinger): пачка снотворного, подвязывание подбородка, подгузник, кровать… пачка снотворного, подвязывание подбородка, подгузник, кровать… пачка снотворного, подвязывание подбородка, подгузник, кровать… С последующим рефреном чудесного воскрешения: выпрыгивание из гроба, поспешание к следующей сцене… mímēsis…В промежутках между самоубийствами и воскрешениями матери - душевные метания сына, выраженные поисками причинно-следственных истин и мучительного литературного процесса. "Später werde ich über das alles Genaueres schreiben" (потом я напишу обо всём этом подробно). Katie Mitchell и её команда из тридцати персон (иллюстр. 6) впечатляют мастерством хореографии и точностью показа этого "подробно", и не потом, а сейчас. Посекундно распланированное действие "Wunschloses Unglück" - это одновременно съемки фильма и его показ, генеральная репетиция и премьера. Каждый отдельно взятый вечер. |
Amina, дочь писателя, не разделяет восторга
от трактовки истории из семейной хроники с использованием стандартной
фашистской тематики описания определённого австрийского поколения. (Роман
Peterа Handke "Die Fahrt im Einbaum oder Das Stück zum Film vom Krieg" об
одной из последних войн на территории Европы был раскритикован за
нескрываемую симпатию автора к сербам…) Amina Handke - DJ, художник и
телеведущая программы о кино Oktoskop (иллюстр. 7), недавно выступила в роли
инициатора и куратора групповой экспозиции "Copie Non Conforme" (Kunstraum
Niederoesterreich), в основу которой легла её свежая многоканальная работа
"Appropriated Beggars" (иллюстр. 8). Оммаж Handke на "Beggars" Kutluğа
Atamanа дополнен рядом работ, так или иначе затрагивающих тему нелегального
копирования, имитации оригинала, использования существующего материала в
своих и зачастую далёких от авторских целях. |
2014 @ Lena Lapschina |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #30.
27 февраля 2013 года. Эвридики в Соцгороде> |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #29.
18 декабря 2012 года. 10 пятилеток Viennale> |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #28.
14 декабря 2012 года. Ближе и роднее. Viennafair, Parkfair, Нижний и "About Flying"> |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #27.
28 февраля 2011 года. Дюссельдорф и Вена> |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #26. Двухнедельный киновирус и практические просмотровые советы из него проистекающие> |
◄Венские заметки Лены Лапшиной #25. Dresden _ Split _ Antwerpen> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #24.
23 апреля 2010 года.
Philotas и призраки/ или театр как у себя в гостиной> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #23.
12 апреля 2010 года. смоук он зе уотер / или Маастрихт на реке Маас, часть четвертая и последняя> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #22.
23 марта 2010 года. смоук он зе уотер, часть тертья / или Маастрихт на реке Маас> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #21.
9 марта 2010 года. смоук он зе уотер, часть вторая / или Маастрихт на реке Маас> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #20.
1 марта 2010 года. смоук он зе уотер, часть первая / или Маастрихт на реке Маас> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #19.
12 января 2010 года. Tu felix Austria> |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #18.
27 октября 2009 года. Age of the mobile или всем смотреть Sally Potter. |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #17.
13 августа 2009 года. Полярный круг или от заката до рассвета. |
<<Венские заметки Лены Лапшиной #16.
22 мая 2009 года. Breathless. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #15.
29 декабря 2008 года. Наши в городе или две российские выставки в Вене. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #12.
3 октября 2008 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #11.
24 декабря 2007 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #10.
16 октября 2007 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #9.
28 мая 2007 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #8.
3 апреля 2007 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #7.
23 января 2007 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #6.
2 ноября 2006 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #5.
12 октября 2006 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #4.
13 июня 2006 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #3.
25 апреля 2006 года. |
<<Венские заметки
Лены Лапшиной #2.
27 февраля 2006 года. |
<<Венские
заметки Лены фон Лапшиной #1.
23 января 2006 года. |