ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #24. 23 апреля 2010 года.  Philotas и призраки/ или театр как у себя в гостиной>
 

В традиционнейшем венском драматическом театре Burgtheater в последнее время можно подсмотреть экспериментальнейшую линию Vestibül.

Постановки этой программы немногократно проигрываются в пространстве небольшого вестибюля театра и являются заманчивой сценой для юного театрального поколения. Хотя, невзирая на внешнюю лёгкость и простоту этих экспериментальных работ, не нужно забывать стоящую за их спиной тяжеловесную инфраструктуру Бургтеатра.

Зачастую сцена как таковая в Vestibülе отсутствует, предлагая немногочисленным зрителям размещаться в поле театрального действия. Последняя премьера "Philotas" на основе классического материала от Gotthold Ephraim Lessingа продолжает эту традицию, рассаживая гостей по периметру комнаты в которой проживает принц Philotas.         

Действие повествования до боли знакомо и разворачивается без изменения и сокращения оригинального текста диалогов. Philotas, пубертирующий принц-подросток, попадает в плен к врагу. Хотя враг, как всегда, понятие достаточно относительное. В данном случае - король Aridäus - бывший приятель юности отца принца. Aridäus (Markus Hering) и его адъютант Strato (Bernd Birkhahn) относится к принцу как к избалованному мальчишке и размещают его в королевских покоях вместо солдатской тюрьмы. Драма Philotasа питается несерьёзностью восприятия врагом и одновременно комплексом неудачника, повинного в предстоящих требованиях Aridäusа к его отцу. Но неожиданно исходная ситуация меняется. Сын Aridäusа в свою очередь попадает в плен к отцу Philotasа. Теперь последствием промашки принца является лишь нейтральный обмен пленников. Но… Philotas очень хочет быть героем. Вернее он хочет быть героем в глазах окружающих. И это его шанс… Показать им всем свои честь и достоинство.         

Это коротко о содержании одноактной полуторочасовой пьесы 1758-го года, написанной во времена семилетней войны. Режиссёр Michael Höppner, находясь скорее под впечатлением самоубийства Abraham Biggs (транслирующегося 12 часов в интернете с комментариями и всем прочим), выстраивает хрупкую современную версию процесса самоубийства как такового. Philotas - современный подросток в комнате со студенческой обстановкой. Смятая кровать, телевизор, электронные игры, унитаз, душ с прозрачной занавеской, webcam, трексаунд The Doors …         

В роли Philotasа - Simon Kirsch (шанс для 25-летнего актёра немецкого происхождения), который уже валяется на кровати в момент запуска зрителей в "Вестибюль". В течении вечера он выстраивает тотальный психо-трип из вины, неспособности исполнения героического поступка, отчаяния и бессилия. Состояние, подвешенное где-то между насилием и суицидом. И Simon Kirsch безусловно хорош в этой роли и хорошо выглядит в кабине душа. Сцена с душем на столь компактной сцене очень даже удалась, если упустить из виду чёрную воду - которой принц омывает своё юное привлекательное тело - по всей вероятности визуально демонстрирующую освящение в чёрные ритуалы от фашистов до террористов-суицидников. Так-же назойливо-банально, как впрочем и заключающая сцена постановки. Заколовший себя мечом и умирающий Philotas ползёт обратно на свою кровать (при этом белое постельное бельё заменено чёрным) и медленно растягивает руки и ноги в форме свастики… Этот процесс можно параллельно наблюдать на мониторах, питающихся камерами расположенными над кроватью героя…         

Но если отбросить эти невозможные две минуты - либо заблаговременно покинуть помещение - то "Philotas" безусловно представляет собой одну из привлекательных и компактных работ Бургтеатра.          

Самое интересное - ограниченное пространство сцены и её многослойное использование. В данной постановке усилинное до предела сверхфункциональными декорациями (Vincent Mesnaritsch). Зрители сидят по обочине границы комнаты, обозначенной невысоким подиумом, в которой временно проживает герой повествования, находятся практически в гостях у пойманного в своём взращённом на рекламных паролях самоосознании.         

Костюмы (Nina Gundlach) дополняют абсурдную реальность повседневности. В то время как Philotas "начинает" босиком, в фирменных трениках и майке "Game over" и после сцены в душе и исполнения пары монолонов в стильных трусиках, переодевается постепенно в "клубный прикид", все три периодически посещающие его персонажи обозначены исторически-достоверно, являясь принцу отголосками прошлого или из фильмов аля "Гладиатор". Хотя все четыре роли хороши в исполнении (исключая хромающего и полу слепого солдата Parmenio), "Philotas"  - безспорно one man show - Simon Kirsch (иллюстр. 1: принц Philotas - Simon Kirsch и солдат Parmenio - Juergen Maurer)         

Венский Бургтеатр помимо главной сцены и Вестибюля включает в свой состав также Академический театр и Казино. Новый директор Matthias Hartmann куёт планы для оживления бывшей пробной сцены Бургтеатра на Шрарценбергерплатц (в прошлом городской дворец развесёлого герцога Людвига Виктора и впоследствии офицерское казино). Интерьер известного художника Heimo Zobernig как раз заменяется по проекту Johannes Schütz для пробной постановки-интерпретации обрывок из "Войны и мира" режиссёра Roland Schimmelpfennig…         

В это время в новом театре GARAGE X на Petersplatz проходит последняя премьера из серии "Молох. Общественные утопии". "Гараж" расположен в подвале на Петерсплатц и представляет собой экспериментальную фабрику с двумя небольшими залами и баром в виде "жилья-прицепа".        

 "Gespenster" (Призраки) по роману  Wolfgang Bauer во всём противоположен "Philotas". Современная история творца-литератора и его кухонных разговоров взамен исторической трагедии, типичный венско-австрийский диалект вместо hochdeutsch Бургтеатра, коллектив из семи более или менее равнозначных актёров (Susanna Bihari, Katja Gerstl, Florian Kaufmann, Barbara Kramer, Johann Wolfgang Lampl, Sissi Noé, Michael Pöllmann) вместо форсирования Simonа Kirschа, сценический хаос вместо педантично-продуманной инсценировки.

Режиссёр Dieter Haspel выстраивает пьесу на основе венского (зачастую упрощённого) шарма с долей интеллектуальной антиинтеллектуальности и сарказма (зачастую переплёскивающегося в систему кабаре).         

Замечателен образ безумного стихоплёта, совращающего между уродливыми поэтическими тирадами швейцарскую гостью на горе шмоток  (иллюстр. 4), приготовленных для предстоящего развода хозяев кухни, в которой происходят все действия и диалоги, а точнее безпрерывная череда монологов, бесконечное распитие пива и курение сигарет.         

А в это время Rudolfine Lackner (иллюстр. 2-3) и все её гости отмечали в пентхаузе на Кэртнерштрассе столетний юбилей основания VBKÖ, что означает Объединение художниц Австрии. С морем шампанского с клубникой и огромным тортом. Мы присоединяемся к поздравляющим!

2010 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 024
Photos: © Lena Lapschina, Burgtheater, Yasmina Haddad


<<Венские заметки Лены Лапшиной #23. 12 апреля 2010 года. 
смоук он зе уотер / или Маастрихт на реке Маас, часть четвертая и последняя>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #22. 23 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть третья/ или Маастрихт на реке Маас>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #21. 9 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть вторая / или Маастрихт на реке Маас>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #20. 1 марта 2010 года. 
смоук он зе уотер, часть первая / или Маастрихт на реке Маас>

<<Венские заметки Лены Лапшиной #19. 12 января 2010 года. 
Tu felix Austria>
<<Венские заметки Лены Лапшиной #18. 27 октября 2009 года. 
Age of the mobile или всем смотреть Sally Potter.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #17. 13 августа 2009 года.
Полярный круг или от заката до рассвета.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #16. 22 мая 2009 года.
Breathless.
<<Венские заметки Лены Лапшиной #15. 29 декабря 2008 года.
Наши в городе или две российские выставки в Вене.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #12. 3 октября 2008 года.
Юг Франции & новое Сан-Тропе хорватского побережья.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #11. 24 декабря 2007 года.
Viennale 2007 или прогулки по сегодняшнему и позавчерашнему кинематографу.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #10. 16 октября 2007 года.
Split Film Festival 2007. Diokletian или энергия соц-архитектуры. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #9. 28 мая 2007 года.
Schaurausch в Линце & transPhotographiques в Лилле …

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO